РУБРИКИ |
Петр Первый |
РЕКЛАМА |
|
Петр Первыйпосле окончания Северной войны заняться расквартированием войск (т.е. их размещением и обеспечением в мирных условиях). Практическое осуществление реформы началось в конце 1707 г. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Санкт- Петербургской, Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. В его подчинении были вице-губернатор (заместитель), лондрихтер, ведавший судом, провиантмейстеры, для сбора хлебных доходов, другие назначаемые государством чиновники. Губернская реформа практически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение. Подворная перепись населения 1710 г. привела к еще одной перекройке местного управления. Была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, обеспечивавшая одну «долю» всех средств, необходимых для покрытия военных расходов. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» во главе с новыми чиновниками – ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «доль» каждая губерния должна будет содержать определенное количество полков. Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счет местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война, несмотря на Полтавскую победу, затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привлек к хроническому недостатку средств, и многие губернаторы, стремясь продемонстрировать царю свое радение о «казенной прибыли» пускались во всяческие ухищрения. Так, например, казанский губернатор Апраксий придумывал новые «доходы» и предъявлял царю фальшивые ведомости по ним. Все эти преобразования вызвали полное расстройство центрального управления. В результате губернской реформы прекратили свое существование приказы (кроме военных). В начале XVII века в России фактически не было даже столицы, т.к. Москва уже перестала быть ею, а Петербург еще не стал. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т.п. И вот в 1711 г., отправляясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ, гласивший: «определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином виде просуществовавшее в России около двухсот лет. Первоначально Петр хотел создать лишь временный орган власти, который управлял бы страной во время его частых разъездов по стране и военных походов. В первое время сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя и его задачи были довольно неопределенными. С одной стороны, он был призван осуществлять высший надзор за судом и заботиться об умножении доходов, с другой – Петр требовал от своих подданных признания сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения были обязаны повиноваться, как самому царю. Петра очень заботило отсутствие надлежащего контроля за управлением. Поэтому в 1711 г. была создана должность обер- фискала, которому подчинялись местные фискалы. Их обязанностью было доносить сенату и царю обо всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц. Если донос подтверждался, фискал получал половину имущества осужденного, если нет – никакого наказания фискал не нес. Очень скоро слово «фискал» стало внушать ужас русским чиновникам. Сами небезгрешные по части взяток и злоупотреблений, фискалы вовсю пользовались своим положением для сведения личных счетов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Особенно отличался этим обер-фискал Нестеров. Дело дошло до того, что царский закон о фискалах осудил в проповеди назначенный Петром местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Но и это не помогло. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора, которому было предано руководство фискалами. Однако главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. Отныне только генерал-прокурор мог предлагать сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли сената в государственном управлении. Само по себе учреждение сената еще не означало создание нового центрального аппарата управления, призванного заменить уже в значительной степени развалившуюся систему приказов. Еще в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведало сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион- коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горнозаводская и фабричная промышленность), Штатс-коллегия (ведомство государственных расходов). С появлением коллегий прекращали свое существование многие из еще сохранившихся приказов. Некоторые из них вошли в состав новых учреждений. Так, в Юстиц-коллегию было включено семь старых приказов. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер их деятельности, и, главное – совещательный, «коллегиальный» порядок ведения дел. «В коллегии предложенную проблему разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит» – так объяснял сам Петр. Вскоре, однако, выяснилось, что и здесь многое, как самокритично признавал царь « не рассмотря учинено было». Поэтому и количество коллегий, и их состав, и сферы деятельности каждой из них не раз сменялись при Петре. Тем не менее, основные принципы их работы оставались неизменными. После Учреждения коллегий Петр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 1719-1720 г.г. началась очередная реформа административно-территариального устройства. Были отменены не оправдавшие себя ландратские «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь – на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, - это крестьянское самоуправление. «В уездах из крестьян умных людей нет» – объясняли правители России. Претерпело изменение и городское управление. Должность бурмистров, учрежденная реформой 1699 г., отменялась. Все посадское население делилось отныне на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники, и «подобный люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты теперь состояли лишь из представителей 1-ой гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчиненный Сенату. Особое место среди государственных преобразований Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Ее значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трем родам службы: гражданской, военной сухопутной и военной морской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения, не получат», подчеркивалось в указе. При этом некоторые возможности продвижения по служебной лестнице вверх продвигались и для выходцев из «подлого люда»: всякий, получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином. Многое историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени» – писал известный российский историк В.Л. Уланов. 2.8.ЦЕРКОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Во второй половине XVII века политические позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690- 1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «антицерковного», однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г., Петр перестает постоянно участвовать в религиозных церемониях и уже не столь не столь регулярно общается с патриархом. Как и в других областях основной политики Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из нее по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего – на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в «кумпанство», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю. После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом отношении. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно – лишить ее положения «государства в государстве» и совершенно подчинить ее своей власти. После кончины в 1700 г. патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Петр произвел решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «местоблюститель патриаршего престола», лишенный, однако, прав патриарха. Более того, в этот сан был возведен не какой-либо русский церковный деятель, а молодой выходец с Украины, митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое время просуществовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие пошли на содержание огромной армии и флота. Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общества. Петр повел наступление на монастыри. Еще в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в монастырский приказ. Впоследствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Петр прямо назвал монахов тунеядцами, отлынивающими от службы императору. Количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают. Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убежденный сторонник Петровских реформ Феофан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Петр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: " Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх». Естественно, что после столь убедительного довода ни о каком сопротивлении со стороны церкви не могло быть и речи. Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра I. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. К тому же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось светское лицо – обер- прокурор. В дальнейшем идеологического и религиозного контроля, церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены реформой Петра I. 2.9.РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Однажды Петр, обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и метко определил круг и суть своих обязанностей: " Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжко жить, ибо я левшою (левою рукою) не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо». Петровская шпага, действия которой опирались на мощь русской армии и флота, привело страну к блистательным победам на суше и на море. Русский Андреевский флаг утвердил себя на полях и водах сражений. Он же стал символом внутренних преобразований, успехов в том «распорядке», к которому Петр приучал Россию, не приучив, правда, к нему собственного сына Алексея. Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после побед под Лесной и Полтавой. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева, и державной вседозволенности. Недаром Пушкин скажет столетие спустя, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями, в спешке. Но в целом они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства, все направления деятельности аппарата управлениями делами внутренними и внешними. 2.10.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Основа основ жизни всякого государства – труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов потратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках. Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен акт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего Уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов VIII-XIX вв. Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства. Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старейшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8 тысячи членов. Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы – Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии – Петровский (там, где сейчас Петразаводск), Алексеевский, Повелецкий; в Воронежском крае – Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например И. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось – возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со 150 тысяч пудов в 1700г. до 800 тысяч пудов в год кончины Петра. В Москве и других районах центра возникли суконные, парусно- полотняные, кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы. В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы, Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году дал первое серебро. В Петербурге – детище Петра Алексеевича – выросли Адмиралтейская верфь, Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тысяч человек, с 1706 по 1725г. с ее страпелей сошли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, обойная фабрика. Всего при Петре I существовало около 200 предприятий. Как правило Это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур – преимущественно купцы, дворяне (Меньшиков, князь Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне. Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали разные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость России от импорта существенно сократилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия. На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах в привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур. Однако все большее значение получал труд принудительный – крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных), крестьян, которых «приписывали к заводам, заставляли работать на них. Изменения в сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным – прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли. 2.11.ИЗМЕНЕНИЯ В СОСЛОВИЯХ Появление в городе довольно большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Эти «подлые люди, обретающиеся в черновых работах», или « нерегулярные граждане», не имели право участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой «регулярных граждан» - купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа – «знатные купцы, которые имеют знатные большие торги», доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных дел мастера) – составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы победнее. Купцы – владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям – коллегиям, а не властям по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили. Число городов составляло тогда 336, посадских жителей в них в 1721 г. было около 170 тысяч человек (3,1 % населения страны) - количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль. Согласно нормам Петра, посадским населением городов управляли с 1699 г. ратуша в столице и земские избы, и органы на местах; с 1720-х гг. – Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т.е. собрание членов всего посада или его составных частей – слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов – представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и др.) Шляхетство, как на польский манер стали именовать российское дворянство, было главным объектом забот и пожалований Петра. На грани XVII и XVIII вв. в России имелось более 15 тысяч дворян (около 3 тысяч семей). Основа их положения в обществе – владение землей и крестьянами. В их подчинении тогда трудились обитатели более 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство составляло более 500 фамилий, каждая из которых владела 100 дворами и более. Остальные принадлежали к среднему (менее 100 дворов) и мелкому (несколько десятков или несколько дворов) дворянству. При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых». Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в казну) и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от23 марта 1714. На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV – IX классов тоже давали дворянство, только личное, не потомственное. 2.12.РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную, сенаторы обсуждали дело и принимали решение коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями. С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер- фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы. Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец с 1722 г. – генерал-прокурор и обер- прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал-обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи. В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения. Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион- коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур- коллегиею. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами – камер-коллегия, расходами – Штатс- контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия), торговлей (коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур- коллегия), которую в 1722 г. разделили на две: Берг и Мануфактур- коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дело в них велось в совещательном порядке, коллегиально, решения принимались большинством голосов. К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали. Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ. Перестройку местных учреждений Петр начал с того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавил губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти – административной, полицейской, судебной, финансовой. В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц – провинций. Провинции делились на дистрикты. 2.13.ПЕРВЫЕ НОВШЕСТВА Петр не ограничился борьбой с бородами. Меры царя вносили изменения в жизнь русских людей. Это можно сказать, например, об ассамблеях, обучении юношей-недорослей, а подчас и более зрелых по возрасту людей политесу, умению обходиться в обществе, о введении вместо долгополого и широкорукавного платья коротких кафтанов европейского покроя, причем сукошных, а не роскошных, как раньше – парчовых, бархатных, шелковых. Еще более важное значение имели другие нововведения, принятые в 1699-1700 гг. Начало кораблестроения и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставило вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знавших математику, умевших читать карты, пользоваться инструментами. Для армейских полков требовались госпитали и тем самым медицинский персонал, знание медицинской науки. Конечно, нанимали за большие деньги специалистов- иностранцев, но Петр I, увидевший за границей академии и университеты, обсерватории и школы, многое другое, прекрасно понимал, что нужно в России заводить те же учреждения и заведения. Приглашенный из Англии профессор Абердинского Университета Генри Ферварсон с двумя товарищами в 1701 г. начал преподавать математику в навигацкой (Навигационной) школе, расположенной в Сухаревой башне в Москве. За нею появились и другие математические школы. В 1699 г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем гражданским шрифтом, книги по артиллерии, механике, истории, астрономии. Правда, первые книги, изданные на русском языку в 1699-1701 гг., вышли в Амстердаме. Потом их начали печатать в Москве. 19 декабря 1699 г. указ Петра возвестил, что отныне в России, как и в других странах Европы, летоисчесление будет вестись не от сотворения мира, а от рождения Иисуса Христа. На следующий день новый указ повелел начинать новый год не с 1 сентября, а с 1 января. Указ 10 марта 1699 г. учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного. Удивляя своих соотечественников, Петр с этого же времени, в отличие от своих предшественников на русском престоле собственноручно подписывает международного характера анкеты- грамоты, ратификации. Царь сам, при закрытых дверях ведет переговоры с иностранными представителями в Москве. В январе 1699 г. Петр обнародует указ о городской реформе. Создаются органы городского самоуправления – Ратуша в Москве и земские избы в других городах. Цель реформы – оградить купцов от приказной волокиты и разорения. На ратушу и земские избы возложили сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Это отныне должны были делать не воеводы, а выборные люди из купцов. Правительство, проводя эту реформу, надеялось на оживление ремесла, промышленности и торговли. Высшим законодательным и судебным органом при Петре I оставалась Боярская дума. Она состояла из высших думных дьяков. В начале 1690-х гг. их было 182 человека, а в конце века – 112. Старые члены думы умирали, новые же назначения почти не производились. Боярская дума, таким образом, вымирала естественным путем. На заседаниях Думы присутствовали далеко не все, обычно человек 30-40: одних посылали с поручениями по стране, других попросту не приглашали. Самое же главное, она занималась вопросами второстепенными. Важные дела рассматривал и решал царь. Оповещали о них его именные указы. Да и в самой Боярской думе появились новшества, дотоле небывалые: князь Ф.Ю. Ромодановский, не являющийся формально ее членом (имел чин стольника), по воле Петра председательствовал на заседаниях Думы. Продолжали работать приказы. Их насчитывалось более 40. Как раньше, проводилось объединение приказов. В объединение во главе с Посольским приказом входили, например, приказы Великороссийский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Галицкий, Владимирский, Устюжский, существовали другие группы приказов. Закрыли Земский приказ, ведавший полицейскими функциями в Москве. Их передали Стрелецкому приказу. Он стал называться иначе: Приказ земских дел. Петр, с одной стороны, делал то же, что и его предшественники: пытался как-то централизовать, обобщить, упростить управление, с другой – царь вводил новые учреждения, по военному, прежде всего, управлению и это понятно – начиналась Северная война за выход к Балтике. Общее количество приказов сократилось с 44 до 34. Петр устремил свой зоркий глаз и на церковь: потребовал у нее отчеты о доходах, заставил строить на свои средства корабли. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не назначили. Вместо него ввели новую должность – местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступало в Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну. По сути дела, Петр провел частичную секуляризацию . 2.14.СОЗДАНИЕ АРМИИ И ФЛОТА. От своих предшественников Петр унаследовал большую военную силу. Московское государство ХVII века было в состоянии выставить армию более чем в 200 000 человек. Но эта огромная армия была очень неоднородной по составу и обучению. Ядро московской армии составляло ополчение. Таким образом, это огромное военное формирование мало походило на регулярную армию. Армия доставшаяся Петру была наследственной , она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а , как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала. “Еще отец Петра ,Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В.В. Голицина, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг ,а не от происхождения. 12 января 1682 г.Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться.”1 Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III. Таким образом Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям. С раннего детства Петра увлекало военное дело .В селах , в которых жил маленький царь, создал два “потешных“ полка: Семеновский и Преображенский- уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки. “В 1699г.Петр велел произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийско- драгунских. Вся армия была разделена на генеральства.“1 Для новобранцев был составлен особый артикул , участие в составлении которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована по образцу немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии - теперь армия содержалась за государственный счет. После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика ведения боя, идут регулярные учения новых солдат. Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию , как на сильную державу.Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения. Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы. Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле. Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли. Еще до начала войны со шведами ,начинаются столкновения с ними. Петр понимает ,что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями. Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года. “Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию .Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека.“1 Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии. Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать флотами четырех держав( Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в этой кампании. Таким образом Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества. Заключение. 3.1.ПОСЛЕДНИЕ ЗАБОТЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. К концу жизни Петр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель, человек, которого современники и русских, и иностранцы, называли великим, он вполне заслужил титул императора. Активная деятельность Петра по руководству огромной империей продолжалась. Это опять перо и шпага: составление указов, законодательное творчество и организация нового Каспийского похода, участие в нем. Это дипломатические переговоры и заключение трактатов. Современников, в том числе иностранцев, изумляла огромная работоспособность Петра, обилие и разнообразие дел, которыми он занимался. Его спрашивали о том. Он отшучивался: так, мол здоровее будешь и проживешь дольше. В конце жизни императора очень беспокоил вопрос о том, кто наследует его трон. После смерти сыновей Петр издал в 1722 г. указ о наследии престола. Вместо «недоброго обычая» автоматического перехода трона от отца к старшему сыну вводился новый порядок: «правительствующий государь» своей волей назначал наследником того, кого хотел; он мог изменять свое решение и назначать другого наследника. Кого же назначить наследником? Детей? Это две дочери: старшая, Анна, просватанная за герцога голштинского, и младшая, Елизавета, незамужняя, неполных 15 лет. Вручать им руль государственного корабля он не решался. Внук, сын Алексея, врага его дел и замыслов, вызывал у него опасения – не пошел бы в отца! Оставалась жена – близкий и любимый человек, помощница, всюду его сопровождавшая. Правда, способностей к делам управления она, прожив с Петром два десятка лет, не обнаружила. Но все-таки Екатерина всегда рядом с ним и его соратниками и после него, с их помощью (какими бы они не были, но вести дела умели), может возглавить государство, продолжать его курс. Так, вероятно, думал, и не раз, и не два, император в предвидении своей кончины. Отсюда его манифест 1723 г., в котором он обосновывая титул Екатерины, в похвальных тонах говорит о ней как о помощнице, не раз испытавшей, как и он, невзгоды переездов и походов. Ранней весной следующего года в Москве состоялась ее коронация, торжественная и великолепная. В 1724 г. давняя болезнь Петра мучительная и изнурительная (уремия), быстро прогрессировала. Но он крепился, не сдавался, по-прежнему работал, вершил множество дел. Иногда лечился. Император большею частью лежал в постели. Когда боли проходили или становились не такими сильными, он вставал, ехал куда-нибудь, занимался делами. Составлял и редактировал указа и инструкции, в том числе Витусу Берингу, руководителю Камчатской экспедиции, состоявшейся уже после смерти императора. Петр очень спешил закончить работу над инструкцией, вынашивал смелые планы, о чем говорил Апраксину: - Худое здоровье заставило меня сидеть дома. Я вспомнил на сих днях, о чем мыслил давно и что другие дела предпринимать решали, то есть – о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. Кончался Петр в страшных мучениях 28 января 1725 г. Перед тем от болей несколько дней сильно кричал, потом, ослабев, только стонал. 40 дней его тело оставалось не погребенным, и безутешная Екатерина, провозглашенная императрицей, оплакивала его. Сам император не хотел (да и хотел ли?) назначить ее наследницей. Перед кончиной он слабеющей рукой успел написать на бумаге: «Отдай все …» Кому? Кто знает… Скорбь россиян, гордость тем, что сделал император и его подданные, звучали в словах вице-президента Синода, архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича 8 марта, в день похорон Петра Великого, которые проходили в Петропавловском Соборе. Его приняла та прибалтийская земля, о которой он мечтал с юношеских лет, борьбе за которую посвятил жизнь. 3.2.ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать уважение. При всех недостатках, ошибках и деформации эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы. Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли. Сын своего времени, Петр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою за не очень то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий. Весьма немало вошло в наш национальный фонд навечно. Это – города и каналы, достижения промышленной и духовной культуры, героические деяния в труде и на полях сражений, наконец, развитие национального самосознания народов России. Петр Великий – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями, заимствовать нужное и полезное из других народов. Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в общении, невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома или дворцы для него сооруженные, не отличались пышностью. Он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй, пониже, из дерева или, на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или матроса, делил с ним кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие официальные церемония и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, особенно королев, принцесс и иных аристократов. Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества Петра, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх, и все, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за все, и хорошее, и плохое. Петр был искренне убежден, что все, от него исходящее – для блага государственного и народного. И поэтому законы, им созданные, учреждения, появившиеся по его воле, - это «фортеция (крепость) правды». То, что он сам, не покладая рук, трудился, вводя, по своим замыслам и планам, эту фортецию государства Российского, нельзя не видеть. Но видел ли он, что его усилия приносят благо не всем («общее благо») или, по крайней мере, не всем поровну. Во всяком случае, наряду с теми, кто выиграл много за стенами фортеции, возведенной, прежде всего трудом и подвигами народа, большинство этого народа получило мало или ничего не получило, а часть его многое потеряло: сотни тысяч людей попали в крепостную неволю, еще большее количество людей было обложено увеличенными налогами, поборами, принудительными мобилизациями, работами и т.д. Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические, военные акции; привлечение к делам одаренных, талантливых, способных людей – администраторов, полководцев, дипломатов, организаторов различных производств, мастеров своего дела. Он без устали выявлял их, воспитывал, направлял. Конечно, крутой нрав Петра не мог не наложить отпечаток на его отношения со сподвижниками, помощниками. При всем его демократизме и шутливом уничижении, царь проявлял свою волю, железную и несокрушимую, во всем. Не терпел возражений там, где он уже принял решение, взрывался гневом по малейшему пустяку. Его боялись как огня даже самые ближайшие к нему люди, единомышленники и друзья. Хотя в более спокойной обстановке возражали ему, обсуждая важный вопрос, спорили с ним. «Все дрожало, все безмолвно повиновалось»- так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра как государя и человека. Петр был уверен, что поступает правильно, для пользы людей и государства. Столь же искренне верил в то, что от монарха, в данном случае исходит «вся благая», и поэтому его глаз должен дойти до всего, проникнуть во все концы государства, в души и помыслы подданных. Регламентация всех сторон жизни, бюрократизация управления страной оказали со времени Петра, во многом благодаря его авторитету, немалое влияние на последующую российскую действительность. В.О. Ключевский, нередко хулитель (иногда правый, иногда неправый) Петра, сплетает ему венок славы: « Самовластие само по себе противно, как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напором во имя будущего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева». Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперед, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжалось. И в том важную роль, роль ускорителя, сыграли мощные импульсы, приданные этому движению в эпоху первого русского императора, деяниями его самого, сподвижников царя-плотника и, конечно, миллионов простых тружеников России. Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России – она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти 18 в. ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1) Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991. 2) Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: Современник. 1990. 3) Буганов В. И. Петр Великий и его время. М.: Наука. 1989. 4) Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: Культура. 1990. 5) Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание — сила. № 8, 9. 1990г. 6) Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989. 7) Мавродин В. В. Рождение новой России. С.-П.: ЛГУ. 1988. 8) Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М.: Международные отношения. 1990. 9) Павленко Н. Петр Великий: PRO ET CONTRA // Наука и жизнь. 1992. № 2. 10) Почему все реформы в России заканчивались провалом // Московская правда. № 228. 25.11.93 г. 11) Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 1983.1994 ----------------------- Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|