РУБРИКИ

Отечественная история (Контрольная)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Отечественная история (Контрольная)

Отечественная история (Контрольная)

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ II КУРС

1995/1996

Вариант 2.

I ИСТОЧНИКИ

Задание: 1) определите источники, фрагменты которых приведены ниже; 2)

дайте развернутую характеристику источнику. В чем важность, значимость

этого документа ?

"Центральным фактом переживаемого нами периода мировой истории является

соперничество Англии и это соперничество неминуемо должно привести к

вооруженной борьбе между ними, исход которой, по всей вероятности, будет

смертелен для побежденной стороны. Слишком уж не совместимы интересы этих

двух государств и одновременное великодержавное их существование рано или

поздно окажется невозможным. Англо-русское сближение ничего реально

полезного для нас до сего времени не принесло."

За полгода до начала I мировой войны Николай II получил памятную записку

с анализом возможного развития и последствий общеевропейского военного

конфликта. Ее автор - член Государственного совета П.Н. Дурново, министр

внутренних дел в кабинете С.Ю. Витте.

Анализируя современное ему внутреннее и внешнее положение России, автор

дает прогноз о развитии событий в случае союза Англии, России и Франции и

объявления ими войны Германии. Он приходит к выводу о том, что «жизненные

интересы России и Германии нигде не сталкиваются и дают полное основание

для мирного сожительства этих двух государств». Сближение с Англией и, как

следствие этого, война с Германией для России чрезвычайно не выгодны с

любой точки зрения и грозят для нее страшными потрясениями. При любом

исходе войны в побежденной стране разразится «социальная революция»,

которая с большой долей вероятности перекинется на страну - победителя.

П.Н. Дурново точно оценил ход событий ближайших лет, и его прогноз

полностью оправдался.

"...4) Еще же и ее важное есть, что в единоличном правлении часто бывает

дел продолжение и остановка за случающимися правителю необходимыми нуждами,

и за недугом и болезнию. А когда в живых не станет его, то и паче

пресекаются дела. Инако в правлении Соборном: не присутствующу единому аще

и первейшему лицу, действуют другие, и дело идет непресекаемым течением."

| |

"...Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в

своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него

Провидением, можно сказать, что Николай 1 был Дон-Кихотом самодержавия, Дон-

Кихотом страшным и зловредными потому, что обладал всемогуществом,

позволявшим ему подчинять все своей фантастической и устарелой теории и

попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему

этот человека соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого

благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и

просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для

России в течение своего 30 -летнего царствования тираном и деспотом,

систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление

инициативы и жизни."

| |

II. ВОПРОСЫ К ИСТОЧНИКАМ

1. Какие государственные дела, в соответствии с основными государственными

законами, оставались исключительно в ведении императора ?

- Решение о пересмотре Основных Государственных Законов.

- Утверждение государственных законов.

- Верховное руководство внешними сношениями (объявление войны, мира,

заключение договоров и др.).

- Верховное руководство вооруженными силами.

- Назначение Председателя Совета Министров и других высших должностных лиц.

- Пожалование титулов, орденов и других государственных отличий.

- Помилование, смягчение наказания, амнистирование.

- Созыв, роспуск и регламентирование работы Государственного Совета и Думы.

10. Чинам какого класса соответствовали (по петровской Табели о рангах)

должности а) шаутбенахта, б) генерал-аудиторам в) генерала рекетен-

мейстера ? Объясните чем занимались лица, занимавшие эти должности?

- Шаутбенахт - 4-ый класс - первый адмиральский чин, соответствовавший

контр-адмиралу, в русских ВМФ был введен с 1699 г. до 40-ых годов XVIII

в. В походе находился на головном корабле, следил за обстановкой,

командовал ариергардией (ариергардром) флота. Этот чин был присвоен Петру

I.

- Генерал-аудитор - 7-ой класс - ведал всей судебной частью армии и являлся

главным судьей в войсках; его заместителем был генерал-аудитор-лейтенант

- Генерал рекетен-мейстер - 5-ый класс - «правление дел челобитчиковых»,

принимал и рассматривал жалобы на медленное или несправедливое решение их

дел в коллегиях, следил за соблюдением сроков рассмотрения дел и

расследовал случаи пристрастного вынесения приговора.

14. Как в Манифесте от 19 февраля 1861г. законодатель объясняет причины

отмены крепостного права? Кто явился инициатором реформы ?

Процесс законотворчества, проходивший в России, обошел стороною «людей

крепостных».«Права помещиков были ... обширны и не определены законом»,

вместо которого помещики руководствовались «преданием, обычаем и доброй

волей».

В связи с

1) «уменьшением простоты нравов»;

2) «умножением разнообразия отношений»;

3) «злоупотреблениями со стороны помещиков»

положение крепостных стало очень тяжелым. Поэтому облегчение жизни

крепостных стало насущной потребностью государства.

Инициатором реформы можно считать Александра II. Всем ходом истории он

был подведен к необходимости проведения реформы. Еще в 1855 г. в письме к

императору Герцен призывал его дать землю крестьянам и предотвратить

неизбежные бунты. В речи к московским дворянам император сказал: «Лучше

начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени,

когда оно начнет само собой уничтожаться снизу».

III. ЗАДАНИЕ ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Задание: Используя критерии, указанные в таблице, дайте характеристики всем

войнам , которые вела Россия в царствование Екатерины II.

Ответ приведен в Приложении 1.

IV. ЗАДАНИЕ ПО ГЕНЕАЛОГИИ

Ответ приведен в Приложении 2.

V ВОПРОСЫ

1. В чем Вы видите основной смысл реформы П.А. Столыпина? Какие методы

использовались для достижения поставленной цели?

Реформа была обусловлена обострением аграрного вопроса в начале ХХ века.

В 1906-1907 гг. Были полностью отменены выкупные платежи и с этого момента

земля переходила в собственность крестьян. Началом реформ считается указ 9

ноября 1906 г., согласно которому крестьяне могли покинуть общину с

закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли.

Указ преследовал решение двух задач:

1) Создание в деревне крепких крестьянских хозяйств на собственной

земле. Эти хозяйства служили бы опорой правительства, гарантией

спокойной социальной обстановки, исключающей новые революционные

взрывы.

2) Личная ответственность за собственное имущество и материальное

положение стимулировало бы развитие сельского хозяйства.

Также вышел новый закон о переселении крестьян на восточные окраины

империи, целью которого было создание благоприятных условий для развития

земледелия на неосвоенных территориях и расселение густонаселенных районов.

Для поощрения крестьян, решившихся последовать новым указам,

правительством было предусмотрено ряд льгот:

- выделение угодий в хутор или отруб;

- получение земельных излишков по пониженным ценам 1861г. или

бесплатно;

- приобретение земель в рассрочку и предоставление кредитов через

Крестьянский банк.

Не надеясь полностью на действие экономических факторов, правительство

принимало меры к насильственному разрушению общин. Весь государственный

аппарат приводился в движение изданием категоричных циркуляров и

проведением репрессий против чиновников, замедляющих ход реформы. Велась

активная пропаганда целей реформы.

Крестьянство в основной своей массе было настроено против выдела из

общины. В сложившейся обстановке для правительства единственным путем

проведения реформы был путь насилия над основной крестьянской массой.

Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания

сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отменны решетили

сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными

землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения

полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников

выдела.

2. К какому политическому блоку в начале XX века принадлежала партия С.-Р.?

Каковы основные положения программы партии?

Из числа социалистов-народников наиболее радикальной была партия

социалистов-революционеров (ПСР, эсеры), принадлежащая к блоку крайне

левых. Эсеры, как и народники предшествовавших поколений, считали, что в

крестьянской России неприменимы европейские социалистические теории;

марксизм отвергался, как чужеродная доктрина, не учитывающая особенностей

страны, в которой ~ 80 % населения проживают в деревне. Многолетним лидером

ПСР был В.М. Чернов (1873 - 1952). Принятая в 1905 г. программа содержала и

требования установления политической демократии, и чисто социалистические

идеи. Эсеры полагали необходимой «трудовую революцию» и допускали

возможность «временной революционной диктатуры». Программа эсеров

предусматривала:

- свержение самодержавия и установление демократической республики;

- автономию областей и общин на федеративных началах;

- широкое применение федеративных отношений между отдельными

национальностями и признание за ними безусловного права на

самоопределение, а также введение родного языка во все местные и

общественные государственные учреждения;

- всеобщее избирательное право без различия пола, вероисповедания и

национальности;

- бесплатное образование;

- отделение церкви от государства и свобода в выборе религиозной

принадлежности;

- свобода слова, печати, собраний и стачек;

- неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и

замена ее «народной милицией»;

- введение 8-ми часового рабочего дня;

- отмену всех налогов, «посягающих на труд»,но установление прогрессивного

налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры

выступали за отмену частной собственности на землю и за ее «социализацию»,

т.е. передачу земли в общенародное достояние. Земля передавалась общинам,

которые распределяли ее в пользование по «трудовой» (потребительской)

норме, на которую мог претендовать любой гражданин. В перспективе

предусматривалось обобществление земледельческого производства в виде

различных форм кооперации.

Тактические средства борьбы эсеров предусматривали пропаганду и агитацию,

проведение стачек, бойкота, вооруженных демонстраций - вплоть до

вооруженных восстаний и террора (это «крайнее средство борьбы, при этом оно

не распространялось на особу императора).

3. Кто из Великих князей, родственников имп. Николая II занимался

историческими исследованиями ? Какие работы или сборники документов

принадлежат его перу ?

Великий князь Николай Михайлович (14\4\1859 - 28\1\1919) - двоюродный

дядя Николая II, внук Николая I, биограф Александра I.

Работы: «Генерал-адъютанты имп. Александра I»; «Дипломатические сношения

России и Франции по донесениям послов императоров Александра и Наполеона

1808-1812 гг.»; «Император Александр I. Опыт исторического исследования.»;

«Легенда о кончине имп. Александра I в образе старца Федора Кузьмича»;

«Московский некрополь»; «Петербургский некрополь» и другие.

3. Каковы причины дворцового переворота 28 июня 1762 г.?

Немец по происхождению (герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Петр-Ульрих),

Петр III с детства усвоил неприязнь к «нецивилизованной России». Он рано

остановился в своем духовном развитии. И по уму, и по способностям, и по

своему отношению к государственным делам Петр совершенно не подходил на

место императора. Своими недалекими поступками царь привел в недовольство

большую часть российского общества. К таковым можно отнести переделку

русских войск на прусский лад, ряд вызывающих действий в сторону Церкви

(указ 25 июня 1762 г.), невнимание к гвардии и положению крестьянства,

шумная беспорядочная личная жизнь Петра. Одним из самых оскорбительных для

России поступков Петра было заключение мира с Фридрихом с передачей

завоеванных территорий и совместные действия русских и прусских войск

против недавнего союзника России - против Австрии.

Поэтому императрица Екатерина, находившаяся в опале у мужа и видя

антиимператорские настроения общества, стала прислушиваться к предложениям

своих друзей о возглавлении заговора.

3. В каких произведениях искусства нашла свое отражение Крымская война 1853-

1856 гг.?

Большое количество произведений И.К. Айвазовского (1817-1900 гг.)

посвящено отражению событий Крымской войны. Среди них можно назвать такие

полотна, как «Осада Севастополя»; «Взятие Севастополя»; «Адмирал Нахимов на

бастионе Малахова кургана, где он был поражен неприятельской пулей»; два

вида битвы «Первас-Бахри» с «Владимиром»; «Вход «Владимира» с «Первас-

Бахри» на буксире в Севастополь»; две картины, изображающих Синопский бой.

Крымской войне посвящены и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого (1828-

1910 гг.).


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.