РУБРИКИ

Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

располагает столь же мощными рычагами воздействия на безопасность в

регионе, какие имеются у США. ЕС играет в мирном процессе, главным образом,

экономическую роль, в то же время сохраняя вспомогательные и второстепенные

политические функции. 21 С помощью посланника ЕС на Ближнем Востоке Мигеля

Моратиноса министр иностранных дел Израиля Давид Леви и Арафат договорились

встретиться в конце июля в Брюсселе и возобновить переговоры на высоком

уровне. 22

Первый признак оживления активности США на открытой политической арене

появился в начале августа, когда госсекретарь США Мадлен Олбрайт впервые

выступила с программной речью по проблеме мирного процесса. Она

высказывалась против предложения Нетаниягу об ускорении переговоров,

изложив вместо этого программу, в основу которой был положен подход к

проблеме по двум направлениям: ускорение переговоров по долгосрочному

урегулированию наряду с выполнением обязательств, предусмотренных

Промежуточным соглашением. Олбрайт ясно дала понять, что соблюдение обеими

сторонами своих обязательств имеет ключевое значение. Для палестинцев это

означало решительную борьбу с террористическими организациями. Израилю, в

свою очередь, было недвусмысленно дано понять, что строительство поселений

должно быть прекращено. 23 Олбрайт пообещала посетить регион, если появится

надежда на прогресс, и распространился слух, что разрабатывается «формула

компромисса» для возобновления переговоров.

Однако ко времени визита Олбрайт на Ближний Восток новая волна

терроризма вызвала нарастание напряженности. Олбрайт посетила ряд столиц в

регионе и получила положительную оценку со стороны обозревателей за

беспристрастный подход к стоящим на повестке дня проблемам. Впрочем, её

единственным достижением было то, что ей удалось подготовить почву для

встречи Леви и одного из высших палестинских должностных лиц Махмуда Аббаса

( известного как Абу Мазен), состоявшейся вскоре после этого в Нью-Йорке.

Состоялся очередной ряд встреч, которые не увенчались сколько-нибудь

значительным успехом. В преддверии ноябрьской Экономической конференции

стран Ближнего Востока и Северной Африки в Дохе ( Катар) 24 CША казалось,

согласились с некоторыми идеями израильского руководства о необходимости

разбить имеющиеся проблемы на ряд более конкретных тем. Палестинцы заявили

в ответ, что это играло бы на руку Израилю в его стремлении отделить

текущие проблемы мирного процесса от фундаментальных вопросов связанных с

израильскими поселениями и передислокацией войск. Арабские государства

расценили этот подход как попытку со стороны США спасти экономическую

конференцию, создав иллюзию достижения некоего прогресса. Ходили также

слухи о том, что США стремятся на переговорах продемонстрировать успехи

достигнутые на израильско-палестинских переговорах, из-за растущей

конфронтации между США и Ираком. 25

В конце ноября израильский кабинет министров дал условное согласие на

осуществление давно откладывавшегося второго этапа передислокации без

составления графика и указания масштабов вывода войск. Этот процесс

затянулся по причине непрекращающихся разногласий в правительстве по поводу

принципов окончательного урегулирования, которые, в свою очередь, должны

были стать основой для принятия конкретного решения о выводе войск.

Согласие сопровождалось также жесткими требованиями к палестинцам

относительно борьбы с терроризмом. Распространились также слухи, что

Нетаниягу рассматривает вопрос о выводе войск с дополнительных 6-8%

территорий Западного берега, несмотря на то, что США предлагали вывести

войска, про меньшей мере, с 12% рассматриваемой территории. Палестинские

представители на переговорах обвинили Нетаниягу в неискренности, заявив,

что он использовал это предложение для того, чтобы попытаться отвлечь

внимание от своих внутриполитических проблем( включающих общенациональную

забастовку, а также угрозу отставки его министра иностранных дел и, вслед

за ним, министра обороны 26) и восстановить ухудшающиеся отношения с США.

В конце 1997 г. был проведен ряд встреч между Олбрайт и Арафатом, а

также между Олбрайт и Нетаниягу. Однако при этом удалось достичь лишь

незначительного прогресса, и было решено, что в середине января 1998 г. в

Вашингтоне Клинтон встретится с Арафатом и Нетаниягу по отдельности. В

конце года так и остались неосуществимыми надежды на то, что в решении

вопросов о коридоре безопасности между сектором Газа и Западном берегом, а

также открытии аэропорта и морского порта в секторе Газа будет достигнут

прогресс. Неудачными оказались и попытки составить график передислокации

израильских войск и достичь соглашения по вопросу о том, какое именно

количество земли будет передано палестинцам.

Тем не менее, несмотря на длительные переговоры израильско-палестинские

переговоры продолжались, и в ноябре 1998 г. в местечке Уэй под Вашингтоном

состоялась встреча Ясира Арафата и Бениамина Нетаниягу . Схема встречи

повторила ту, благодаря которой когда-то были выработаны сенсационные кэмп-

дэвидские соглашения. 27 как тогда египетская и израильская делегации, так

и сейчас палестинская и израильская остались наедине: работать.

Американские официальные лица подключались к переговорам только по мере

необходимости. Однако к концу встречи эта необходимость становилась все

острее. На плантации Уай стали появляться президент Клинтон, вице-президент

Гор, глава государственного департамента Олбрайт и директор ЦРУ Теннет.

Клинтон встречался с Нетаниягу и Арафатом по отдельности: сначала принимал

главу израильского кабинета, а двумя днями позже почти до полуночи

беседовал с патриархом ООП.

Обоим он представил новую «концепцию» выполнения соглашений о выводе

израильских войск с оккупированных территорий. Ее суть состоит в том, что

второй этап передачи под контроль палестинцев Западного берега реки Иордан

должен быть разбит на несколько стадий, которые будут увязаны с соблюдением

ими обязательств по обеспечению безопасности Израиля и борьбе с

терроризмом. Клинтон детально обсудил с Нетаниягу и Арафатом свой новый

план и «параллельные шаги», которые должна предпринять каждая из сторон,

«чтобы возобновить мирный процесс».

«Неистовый Биби» заявил в Белом доме президенту Клинтону, что Израиль,

или, вернее, возглавляемый Нетаниягу правый кабинет, со своих позиций

отступать не собирается и никаких дополнительных палестинских территорий

не освободит, пока Арафат не обуздает палестинский экстремизм.

Вопрос безопасности- вот что волновало израильского премьера.

Палестинские террористы должны находиться в тюрьмах, теракты прекращаться,

палестинская полиция – сокращена с 36 000 до 24 000 человек28, излишки

оружия – конфискованы. Следить за выполнением этих требований должно было

ЦРУ. Кроме того, палестинцам следовало изъять из Хартии Организации

освобождения Палестины ( ООП) пункты, призывающие к борьбе с Израилем и

признающие территории, завоеванные израильтянами, оккупированными.

Теоретически убрать часть этих текстов арабы решили 2 года назад,

практически этого сделано не было. 29

В обмен израильтяне соглашались принять, наконец, давнее предложение

американцев о выводе войск с еще 13 % территорий Западного берега реки

Иордан.

На эту операцию Нетаниягу выторговал у США, по данным израильской

прессы, от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов США. Премьер Израиля

выдвинул ещё одно условие: Джонотан Полард, шпион США, завербованный

израильской спецслужбой, должен быть освобожден. Поларда засекли в 1985

году и осудили на пожизненное заключение. Израильтяне, пока тщетно,

пытались смягчить приговор.

Неоднократно переговоры на плантации Уай оказывались на грани провала.

Призывы американцев к компромиссам не находили отклика. На девятый день

израильтяне решили вырваться из американского заточения. Но уехали только

на десятый. Соглашение было подписано.

Судя по официальным заявлениям, все вышеперечисленные требования были

выполнены. Однако, как пояснил лидер Демократического фронта освобождения

Палестины (ДФОП) Наиф Хаватме (демократическая оппозиция Арафату), с

большими оговорками.

Из вышеуказанных 13 % « только 1 перейдет под полный контроль

палестинцев. Еще 9%- под совместный палестино-израильский контроль. Для 3%

и вовсе придумали особый статус заповедной зоны. На ней запрещается

строительство домов и дорог». 30 как считает г-н Хаватме, «израильтяне

сделают все возможное, чтобы оставить эти земли за собой». Речь идет об

Иудейской пустыне к югу от автомагистрали Иерусалим – Иерихон к западу от

Мертвого моря. По сообщениям израильской «Джерузалем пост», в настоящее

время этот пятачок используется в качестве полигона для израильских

танковых войск. Там же размещены два пехотных батальона и бронетанковая

часть. Рядом- еврейское поселение. 31

Против соглашения выступают не только палестинцы, считающие его

недостаточным, но и еврейские поселенцы, опасающиеся за свое будущее. Как

реакция на подписанное соглашение на территориях Израиля и Палестины

вспыхнули восстания и демонстрации протеста. Так, на окраине Газы араб-

самоубийца направил начиненную взрывчаткой машину в сторону школьного

автобуса, везшего детей из поселения. Оно находится на территории

Палестинской автономии, и поэтому автобус, как и положено в таких случаях,

сопровождал израильский армейский джип. Военные преградили дорогу

террористу. Один солдат погиб, в огне сгорел араб. Имелись и раненые. Шейх

Ахмад Ясин, духовный лидер Исламского движения сопротивления (ХАМАС), был

посажен под домашний арест. Он пользуется популярностью у населения, и для

Ясира Арафата эта мера означала потерю собственного влияния на массы. Почти

с такой же проблемой столкнулся и Нетаниягу. В Кнессете ему пришлось

пережить вотум недоверия.

Таким образом, половинчатые соглашения на плантации Уай не

удовлетворили ни израильтян, ни палестинцев.

Определенные сдвиги произошли и в позиции американской еврейской общины

в отношении Израиля и ближневосточного конфликта. Большинство американских

евреев придерживаются либеральных взглядов, принципов ненасилия, терпимости

и мультикультуризма в отношениях между этническими и религиозными

группами. Жесткий курс блока Ликуд вызывает у них явное неприятие. Что же

касается пресловутого «сионистского» или, вернее, произральского лобби, то

уже в 80-е годы, когда краеугольным камнем американо-израильских отношений

стало «стратегическое сотрудничество», направленное против советского

присутствия на Ближнем Востоке, в результате чего эти отношения оказались

вписанными в контекст «холодной войны», эта действительно достаточно

влиятельна организация стала скорее частью общеамериканского

правоконсервативного политического истэблишмента, нежели выразителем

интересов собственно американских евреев.

Самое сильное давление на американскую администрацию и конгресс с целью

добиться полной поддержки курса Б.Нетаниягу оказывают организации,

представляющие, по некоторым подсчетам, не менее 10 % еврейского населения

США. Некоторые организации этого толка вообще не являются еврейскими, а

представляют отдельные течения христианского фундаментализма и также

являются маргинальными в американском обществе- например, Кампания

общественных действий евангелических христиан за Израиль и т.п. 32 В целом

же американское общественное мнение по вопросу израильско-палестинского

конфликта разделено: по данным опросов 1997 г. 31% возлагает

ответственность за кризис мирного процесса на палестинскую сторону, 28% -

на израильскую сторону, 22% - на обе стороны в равной степени.33 несмотря

на массированное давление немногочисленных произраильских лоббистов,

американское руководство не может игнорировать и настроения более широких

кругов своих избирателей.

В русле отношений США-Израиль явно проскальзывал момент напряженности,

не смотря на старания США упрочить свои позиции на Ближнем Востоке.

Недовольство политикой Нетаниягу заставило США повернуться в сторону

Палестины, но не отвернуться от Израиля. Так, что США остаются, пожалуй,

наиболее последовательным другом и союзником Израиля на международной

арене, Израиль уже не может рассчитывать на ту практически неограниченную

поддержку, которая оказывалась ему Соединенными Штатами в прошлом. На

данный момент не только американское государство и американская

общественность, но и американское еврейство требуют от израильского

руководства следования духу подписанных мирных соглашений. Несоблюдение

израильским руководством этих норм и правил влечет за собой в дальнейшем

жесткую критику и политическое давление.

2.2. Россия и Израиль. Старые внешнеполитические приоритеты и новые

экономические интересы.

2.2.1. Между диалогом и стратегическим партнерством.

После прихода Нетаниягу к власти, Россия получила уникальный шанс

вернуть свои утраченные в регионе позиции. США оказывал на Израиль слишком

сильное воздействие, раздражавшее многих израильских политиков, ЕС был

слишком слаб в новой для себя роли коспонсора, а главное с самого начала

занял проарабскую позицию. Израилю нужен был новый союзник, достаточно

авторитетный на мировой арене и опытный в международных делах.

Принципиально на эту роль подходила Россия, кроме всего прочего связанная с

Израилем миллионной русскоязычной диаспорой. Однако Российская Федерация

оказалась явно не готова к такому развитию ситуации. На лицо столкновение

двух противоположных тенденций и структур государственной власти МИД,

возглавляемый арабистом Е.М. Примаковым и проводящий проарабский

внешнеполитический курс и полностью автономное от него Министерство

внешнеэкономических связей, с успехом налаживающие экономические связи с

Израилем. Сложилась парадоксальная ситуация, когда при достаточно сложных

дипломатических отношениях, товарооборот между нашими странами увеличивался

в среднем на 15-29% в год.

Обратимся к вопросу о дипломатических отношениях между Российской

Федерацией и государством Израиль. Объективно нельзя характеризовать эти

отношения, как однозначно напряженные. Без сомнения, существует целый ряд

действительно серьёзных противоречий, но в последнее время все четче

обозначаются пути сближения. Основным направлением такого сближения и

израильским и российским политикам и дипломатам видится угроза исламского

фундаментализма. Ещё в марте 1996 года на «саммите миротворцев» борьба с

международным и в частности исламским терроризмом была признана Б.Н.

Ельциным одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности

России. А в мае 1997 г. М.Л.Багданов – посол Российской Федерации в Израиле

заявил, что в борьбе с терроризмом интересы Израиля и России полностью

совпадают. По его словам, вопросы координации усилий по борьбе с

международным терроризмом регулярно обсуждаются в рамках российско-

израильских политических консультаций; на этом направлении осуществляется

взаимополезное сотрудничество правоохранительных структур двух стран. 34

Раунд российско-израильских встреч прошел в 1996г., когда российский

министр иностранных дел Е.М.Примаков дважды посетил Израиль: 21 апреля (

ещё во время премьер -министерства Ш.Переса) - по поручению президента

России с целью разрешения вооруженного конфликта между Израилем и ливанской

организацией «Хезболла» и 31 октября – для обсуждения вопросов расширения и

укрепления двусторонних связей в различных областях. Поездка 31 октября

оказалась наиболее сложной, как вспоминает Е.М.Примаков. В МИДе России были

предварительно проведены серии совещаний со специалистами в ходе которых

было решено придерживаться определенных «правил поведения», которые

позволили бы удержать процесс урегулирования и создать условия для его

оживления. 35 В таких условиях нужно было вначале сосредоточиться на том,

чтобы миротворческий процесс не повернулся вспять, а для этого всем

сторонам конфликта договориться по двум вопросам:

Во-первых, об обязательствах соблюдать преемственность в достигнутых

при их предшественниках договоренностях – с учетом длительного характера

процесса урегулирования это приобретает стратегическое значение не только

для арабов, но и для Израиля, который тоже не может не думать о

необходимости преемственности политики при грядущей смене руководителей ООП

и в некоторых арабских странах;

Во-вторых, о параллельном продвижении по всем направлениям

урегулирования с учетом вовлеченности всех арабских участников конфликта.

МИДом РФ был подготовлен документ, который они предлагали подписать в

рабочем порядке, не собираясь для этого всем вместе. При этом учитывался

тот факт, что в Израиле начали ратовать за созыв конференции Мадрид-2, а за

этим было нетрудно разглядеть попытку ревизовать решения мадридской

конференции, которая у некоторых стояла как «кость в горле» . 36 Президент

Мубарак и министр иностранных дел Египта Муса полностью согласились с

идеей, содержанием и инициативой в целом ( инициатива называлась «крестом»:

по вертикали – преемственность, по горизонтали – одновременность

продвижения), но для Израиля этот вариант был неприемлем. Нетаниягу не

возражал против необходимости соблюдения и «вертикали» и «горизонтали» в

процессе урегулирования. Вместе с тем он ставил все в зависимость от того,

получит ли Израиль в его понимании безопасность. Его было трудно убедить в

том, что безопасность Израиля создаст не наличие его войск на Галанских

высотах, а мир с Сирией, который невозможен без эвакуации израильской

армии. Естественно при этом, что вывод войск может и должен быть сопряжен с

условиями, создающими стабильность в отношениях двух стран и их

безопасность. Нетаниягу сказал в личной встрече Примакову: « Послушайте,

почему бы вам не объявить, что вы будете согласны вывести свои войска с

Галан при многих «если». Сформулируйте эти «если» по вопросам безопасности

Израиля – пусть их будет много, но их выполнение должно быть заранее

связано с вашей готовностью полностью уйти с оккупированных высот».

37Нетаниягу не мог переступить через себя. Не помогла даже ссылка на то,

что покойный Рабин через американцев уже дал соответствующее заверение

сирийцам. Настороженность к словам Примакова у Нетаниягу оставалась главным

рычагом его действий. Это объяснялось проарабской политикой России

выразившаяся в последнем кризисе вокруг Ирака.

Уже несколько лет Российская Федерация в соответствии с контрактом с

Исламской Республикой Иран осуществляет строительство ядерного реактора в

Г. Бушер. Кроме того, по некоторым данным, которыми якобы располагал

Израиль, помимо официального бушерского контракта существует соглашение, по

которому Россия поставляет Тегерану технологии баллистических ракет

среднего радиуса действия СС-4. Израильская сторона серьезно озабочена

перспективами появления ракетно-ядерного потенциала в распоряжении

Исламской Республики Иран . По мнению премьер-министра Нетаниягу, Ирану для

осуществления ракетно-ядерной программы потребуется не менее десяти лет, но

при активной помощи из вне ( здесь имеется в виду Россия) эти

сроки существенно сокращаются. 38 Вопрос о ядерном контракте с Тегераном

неоднократно обсуждался на встречах официальных лиц двух стран. В частности

на встрече президента РФ Б.Н. Ельцина и Нетаниягу в 1997. 39 Б.Н.Ельцин

опроверг заявление израильских официальных лиц о наличии соглашения на

поставку Ирану технологии ракет СС-4 и заверил Б.Нетаниягу, что реакторы

поставляемые на АЭС в г.Бушере могут быть использованы исключительно в

мирных целях. На сегодняшний день конфронтация по данному вопросу

продолжается. Требования Израиля о приостановлении ядерного контракта с

Тегераном звучали на Всемирном форуме в Г. Давос (Швейцария) и в ходе

визита в Россию Натана Щаранского, не имея документального подтверждения

наличию каких-либо контактов между Россией и Ираном по ракетным

технологиям, в Израиле заговорили о «безответственных элементах»,

российского ВПК, не контролируемых государством и возможно имеющих тесные

контакты с Тегераном. По этому поводу глава ФСБ РФ Николай Ковалев заявил,

что российское руководство делает все возможное для предотвращения утечки

ракетных технологий. По вопросу о бушерском контракте основным аргументом

России является не принципиальность вопроса о стране – поставщике реакторов

. московские ближневосточники заявляют: «Посмотрите на ситуацию в

Афганистане. США хотят провести трубопровод из Туркмении в Пакистан через

афганскую территорию, и что же они делают? Вооружают талибов, а те

устанавливают свой контроль над частью территории страны, через которую

планируется перекинуть трубу. Интересный союз? Это ведь даже не хомейнисты,

у которых мусульманский фундаментализм хоть как-то соотносится с реалиями

XX века. тут уж речь идет о настоящем средневековье, но фанатизм и

чудовищная жестокость талибов никого в Вашингтоне не смущает. Когда на

повестке дня стоит выгода американских нефтегазовых корпораций, госдеп

готов дружить с самим дьяволом. А вы хотите уверить нас в том, что если бы

не Россия, никто не продал бы реакторы Ирану». 40

Другой проблемой российско-израильских отношений является, доставшаяся

в наследство от бывшего СССР вместе с аппаратом МИДа, проарабская политика

Москвы. Она достаточно четко прослеживается во многих заявлениях и

действиях российских дипломатов. Так министр иностраных дел РФ Е.М.Примаков

неоднократно заявлял, что мир на Ближнем Востоке не будет устанвлен до тех

пор, пока «Израиль не вернет все оккупированные территории и не подпишет

мирные соглашения с Ливаном и Сирией». Евгений Максимович призывает Израиль

придерживаться в мирном диалоге принципа «территории в обмен на мир».

Особенно ярко проарабская позиция российского МИДа выразилась в последнем

кризисе вокруг Ирака. Жесткая, конфронтационная линия российской дипломатии

стала главным препятствием на пути американской политики в ближневосточном

регионе. Россия впервые за долгие годы открыто поддержала арабскую сторону,

находящуюся в напряженных отношениях с Западом, но являющуюся политическим

союзником Москвы. Кроме того Россия получила поддержку арабских государств.

Совет послов арабских государств , аккредитованных в Москве, опубликовал

совместное заявление, выражающее «высокую оценку усилий, предпринимаемых

руководством и политическими деятелями России для мирного разрешения

конфликта». Израиль остро отреагировал на сам факт поддержки арабской

страны, которая имеет весьма натянутые с ним отношения. Но уже после

кризиса в израильской прессе стали слышаться голоса, выражающие

благодарность Москве за погашенный (хотя бы временно) очаг напряженности на

Ближнем Востоке. В политическом плане Израиль совсем не заинтересован в

свержении Саддама Хусейна, так как это может привести к глобальному

изменению ситуации в регионе и неизвестно как отразится на самом еврейском

государстве. Таким образом, Израиль и Россия имеют точки соприкосновения

даже в таком сложном вопросе , как ситуация вокруг Ирака.

Особо стоит подчеркнуть, что незадолго до иракского кризиса 23 января

1998 года премьер-министр Израиля Нетаниягу направил послание министра

иностранных дел Эйтану Бенцуру, в котором указал на важность развития

отношений Израиля с Россией и назначил Натана Щаранского ответственным за

выработку стратегии этих отношений. То есть, впервые отношения с Россией

выведены на уровень стратегического планирования. В рамках этого процесса

на состоявшемся в феврале международном экономическом форуме в Давосе Натан

Щаранский встретился с заместителем премьер-министра РФ Яковом Уринсоном,

лидером фракции «Яблоко» Григорием Явлинским, помощником главы

администрации президента РФ -Александром Лифшицем, а кроме того с Борисом

Березовским и Владимиром Гусинским. Таким образом налицо попытки Израиля

найти пути сближения с Россией, благо есть положительный опыт во

внешнеэкономической деятельности. 41

2.2.2.Активное внешнеэкономическое сотрудничество Израиля и России.

Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и

Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992году

Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд». С Б.Нетаниягу

А.Либерман познакомился в 1987 году и сал по мнению многих самым близким

ему человеком. Достаточно вспомнить истории с видеокассетой, где будущий

премьер-министр был запечатлен с любовницей. Этой видеокассетой Давид Леви

(экс-министр иностранных дел в правительстве Нетаниягу) шантажировал Биби,

и только благодаря совету Либермана не закончилась корьера молодого

политика. Либерман посоветовал Нетаниягу выступить по телевидению и

публично признаться в адюльтере. В мае 1996 г. Либерман становится

директорм министерства главы правительства. По мнению ивритоязычной прессы

Либерман в это время был самым влиятельным человеком в Израиле. Но несмотря

на стойкость Лдибермана и его влияние на премьер-министра 23 ноября 1997 г.

генеральный директор канцелярии заявил, что уходит в отставку. Агрессивная

компания в ивритоязычной прессе о влиянии Либермана на членов «Ликуд» по

вопросу о системе прамериз и нападки ликудовских «принцев» Лимора Ливната

(министра связи), Михаэля Эйтана( министра науки), Эхуда Ольмерта (мэра

Иерусалима) и Рони Мило (мэра Тель-Авива) в результате которой Нетаниягу

согласился создать комиссию о расследовании деятельности ген.директора

канцелярии на Ликудовской конференции, свалили «серого кардинала». Но уход

Либермана из правительства не означает его крушения. На своей последней

пресс-конференции он заявил: «Только теперь я намерен вплотную заняться

политикой в рамках «Ликуда», разумеется до сегодняшнего дня мои руки были

связаны рядом ограничений и постом генерального директора».7 42 о

сохранившемся влиянии Либермана говорит и тот факт, что связанное с его

именем активное развитие израильско-российского сотрудничества продолжилось

и более того после 23 января 1998 г. перешло на качественно новый уровень.

Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень

любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с

Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных

совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит

Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной

инфрастуктуры А.Шароном , премьер-министром В.С.Черномырдиным и

председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно

поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой

программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского

концерна «Газпром». Эта гуппа определила стоимость газа, который будет

поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и

Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась

возможность прокладки по морскому дну газопроврда из России в Израиль. Все

израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём

великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала

Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической

ситуацией на Ближнем Востоке.

Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало

набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом

полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите

И.Рабина в Москву была выражена обоюдная готовность продолжить работу над

формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о

торгово-экономическом сотрудничестве положил начало реальному

межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его

подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по

торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее

первая сессия прошла в июне 1995 года. в Москве. Была достигнута

договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской

промышленности, агропромышленного комплекса, алмазного бизнеса, научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), космических

исследований и авиационной промышленности, телекоммуникаций, строительства

объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями

совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены

соответственно председатель Государственного комитета по науке и

технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля

Н.Щаранский.несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно

назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997

году.43 причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской

сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами.

По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол.

Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского

правительства предоставить России кредит в 50 млн.долл. для развития

проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники,

имеющих общенациональное значение.44 На встрече также была достигнута

договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом

относительно постоянного обмена актуализированной бизнес-информацией. Было

принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в

области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит

договор о поощрении и защите инвестиций.

Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что

на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече

предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве

были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским

по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были

подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и

предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским

конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта.

Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся

алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские

и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые

контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».45

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о

высших органах законодательной власти двух стран –Государственной Думе и

Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между

двумя странами. В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная

депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что

свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная

комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года.

ее возглавлял Рафаэль Эйтан. После выборов в Думу в 1996 г. российская

комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее

координатором был избран П.Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения

с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар

приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом.

Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей

сотрудничества с Израилем: 1) заимствование опыта государственной и

общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов

в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;

2) социальная защита пожилых людей; 3) заимствование опыта израильских

центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с

российскими инновационными фирмами; 4) содействие израильских фирм в деле

привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;

5) взаимная торговля между нашими странами; 6) возврат в Россию незаконно

вывезенных в Израиль капиталов. По работе комиссии отчетливо видна ее

заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В

комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в

связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из

120.46 Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии

отношений.

Значительный интерес к сотрудничеству проявили представители одной из

наиболее наукоемких отраслей современной экономики – авиационной

промышленности. В марте 1997 г. в Москве было подписано российско-

израильское соглашение, в соответствии с которым российские истребители и

пассажирские самолеты «Илюшин» будут модернизировать на исчисляться сотнями

миллионов долларов. Компании обеих стран приступили также к реализации ряда

конверсионных проектов. Авиастроительное предприятие КБ им. Яковлева и

крупнейший израильский промышленный концерн «ИАИ» осуществляют подготовку к

современному производству и продаже на мировых рынках самолета для

бизнесменов ЯК-48, способного, по предварительным оценкам , завоевать

четвертую часть мирового рынка аппаратов данного класса. Кооперирование в

авиационной промышленности поможет российскому авиастроению сертифицировать

производственные участки по международным стандартам, что в свою очередь,

увеличит количество и объем заказов зарубежных фирм.47

Со своей стороны израильтяне проявляют огромный интерес к российским

научно-техническим разработкам в области ядерной энергетики, производства

точных измерительных приборов, оптических инструментов. Был заключен

контракт на приобретение созданных петербургскими учеными химических

технологий, которые будут использоваться при переработке сырья, добываемого

в районе Мертвого моря. Одним из крупнейших проектов поставок российского

оборудования и технологий стало строительство в Израиле магниевого завода,

которое осуществляет российское предприятие «Саянстрой».

Оба государства активно обмениваются технологиями в области

строительства. Израильтяне возводят в России гостиницы, здания рынков и

другие сооружения. Так фирма «Шаши Черушалайм» оказалась победительницей

международного конкурса на право участия в реставрации Успенского собора в

Москве. Израильтяне получили заказ на облицовку фасада здания, ими также

были выложены новые полы. Стоимость работ оценивается в один миллион

долларов США.48 российские подрядчики в свою очередь делятся опытом

производства быстросборных строительных конструкций, что в какой-то мере

помогает Израилю решать проблему расселения новых иммигрантов.49

К сожалению, в августе 1998 года Россия попала в ситуацию дефолта, что

серьезно ударило по некоторым израильским компаниям, и заставило их

задуматься о целесообразности сотрудничества с российскими фирмами. В такой

ситуации министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский, человек

всегда отстаивавший позицию активного сотрудничества с Россией, совершил

блиц-поездку в Москву. А за неделю до визита в Иерусалиме состоялось

совещание, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с кризисом

в России. По результатам совещания один из его участников Дов Мишор

сообщил, что, несмотря на переживаемые экономические трудности, Россия

потенциально остается важным торговым партнером Израиля. Однако, он

заметил, что создавшаяся ситуация в России не может не привести к

определенной корректировке тактики израильско-российских коммерческих

отношений.50

Несмотря на некоторые потери израильских бизнесменов в России во время

кризиса, можно с уверенностью сказать, что их потери гораздо меньше, чем у

их европейских и американских коллег. Как же так произошло? Дело в том, что

в январе 1998 года была создана Компания по страхованию внешнеторговых

рисков (БАСАСАХ), которая должна была страховать израильские компании на

случай политических и торговых рисков, связанных со сделками в России,

кредитуемыми на короткий период( до полугода) . страхованию должен был

подлежать как торговый риск (неполучение израильским партнером оплаты по

независящим от него причинам, на связанные с нарушениями условий договора),

так и политический (войны, государственные перевороты и прочие форсмажорные

обстоятельства). Эта программа должна была позволить страховать

краткосрочные кредиты под экспортные сделки в Росси. Общим объемом в 50

млн.долларов и обеспечить израильским экспортерам значительное расширение

страховых покрытий. Наличие такой программы снизило реальный уровень риска

и оказало сильное психологическое воздействие на израильских бизнесменов.

Создание БАСАСАХ позволило израильским фирмам избежать огромных потерь и

продолжать активную работу на российском рынке, несмотря на чрезвычайные

обстоятельства.

Если говорить в целом о динамике внешней торговли Израиля с Россией ,

то прирост объема импорта составил 494,5%, а прирост стоимостного экспорта

–990,4%.

Данные о товарной структуре экспортно-импортных операций между Россией

и Израилем, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Товарная структура израильско-российских

экспортно-импортных операций.

|Группа товаров |Экспорт из Израиля |Импорт в Израиль |

| |1996 г. |1997 г. |1996 г. |1997 г. |

|Продукты питания и табачные|71 393 |33 255 |1 421 |2 187 |

|изделия | | | | |

|Машины и оборудование |58 443 |80 515 |4 281 |4 070 |

|Продукция животноводства |( |1 840 |( |366 |

|Продукция земледелия |27 029 |19 875 |3 307 |6 884 |

|Ювелирные изделия, |19 769 |16 489 |63 004 |96 994 |

|драгоценные камни | | | | |

|Изделия из пластмассы и |15 088 |12 194 |1 244 |481 |

|резины | | | | |

|Бумажная продукция |12 655 |11531 |2 597 |2 774 |

|Металлопродукция |11 958 |31 500 |5 701 |7 207 |

|Точные измерительные |( |10 414 |( |986 |

|приборы | | | | |

|Текстиль |1 754 |2 796 |753 |702 |

|Постельное белье |10 563 |( |1 156 |( |

|Транспортные средства |1 616 |3 062 |324 |553 |

|Изделия из камня и стекла |1 113 |( |351 |( |

|Древесина и уголь |695 |121 |4 180 |6 950 |

|Прочие товары |4 869 |6 313 |1 191 |1 453 |

|Всего |262 113 |258 789 |92 179 |134 426 |

Источник: Израильский экспорт. 11.1997, 08. 1998.51

По данным таблицы 1 экспорт из Израиля в Россию достаточно

диверсифицирован, а российский экспорт составляют в основном драгоценные

камни и ювелирные изделия. Таким образом, исключая алмазодобывающую

промышленность, все остальные отрасли, в основном связанные с

производством готовой продукции, не находят для себя ниши на израильском

рынке.

На основе анализа в результате рассмотрения состояния торгово-

экономических отношений между Россией и Израилем можно сделать следующие

выводы.

Заинтересованность в торгово-экономических отношениях присуща в равной

степени обоим государствам. Объясняется это тем, что такие связи открывают

широкие перспективы сотрудничества в научно-технической и торгово-

экономической областях. Россия и Израиль могут получить новые рынки сбыта

для своих товаров, помочь друг другу проникнуть на рынки третьих стран.

Сотрудничество не замыкается в узких рамках, а открывает широкий

спектр направлений. Уже подписан ряд соглашений, а именно: по торгово-

экономическому сотрудничеству, таможенному контролю, связи и

телекоммуникациям, сельскому хозяйству и энергетике.

Главные направления сотрудничества – осуществление совместных проектов

в энергетике, радиоэлектронике и вычислительной технике, медицине и

туризму.

Потенциал прямого сотрудничества России с Израилем в промышленности,

сельском хозяйстве и становлении российских финансов и инфраструктуры

чрезвычайно велик. В большей степени они основан на возможности внедрения

в России израильских технологий и использования разработанных в Израиле

механизмов привлечения инвестиций, в меньшей – на использовании в

изральской промышленности технологий российских.

Оценивая перспективы развития российско-израильского экономического

сотрудничества, следует отметить, что потенциал хозяйственного сближения

двух стран раскрыт не полностью. Конечно, не все начинания увенчаются

успехом. Между израильскими и российскими фирмами ожидается жесткая

конкурентная борьба. Двум странам предстоит в дальнейшем огромная работа по

развитию и совершенствованию не только торгово-экономических, но и других

взаимоотношений.

Глава III.

Попытки кабинета Б.Нетаниягу урегулировать отношения с Иорданией и

Палестинской Национальной автономией.

3.1 Реализация иордано-израильского мирного договора 1994 года.

Иордания в течение трех десятилетий была наиболее умеренным из всех

арабских соседей Израиля, несмотря на значительное число беженцев в стране

– постоянных жителей и беженцев. В то же время это отражало скорее позицию

правящей династии и лично короля Хусейна, чем настроения иорданской «улицы»

52, в том числе истеблишмента. Опираясь на харизматический авторитет шерифа

(потомка Пророка), король стремился, взяв за основу традиционные ценности,

проводить сбалансированную политику с учетом весьма сложных реалий

окружающей обстановки ( проблема легитимации режима в условиях конфронтации

в регионе; непростая экономическая ситуация в стране; палестинский фактор).

53 но укрепление авторитета королевской власти, взвешенная и результативная

внутренняя политика позволили активизировать израильское направление

иорданской дипломатии.

Отношения Израиля с Иорданией развивались достаточно успешно. Сам

Нетаниягу заявлял, что «в целях упрочнения «стратегической конвергенции»,

наметившейся между двумя странами связи с Иорданией будут укрепляться». Но

в отношениях с королевством было не все так гладко. Хотя 26 октября 1994

года Израиль и Иордания после длительных и сложных переговоров подписали

договор о мире, реализация этого договора проходила в трудной и сложной

обстановке.

Отказавшись от конфронтации с Израилем, Иордания перестала быть

участницей конфликта, но встала в один ряд с коспонсорами урегулирования,

получила возможность более эффективно действовать в интересах всей

«арабской нации».

В 1996 году Иордании был предоставлен статус «основного ненатовского

союзника» США, а в 1997г. США активизировали финансовую поддержку

королевству. Из 225 млн. долл., полученных от США в 1998 г., 75 млн. долл.,

были предназначены для военных программ. Амман заручился обязательством США

о выделении в течение трех лет дополнительно 200 млн. долл., на программы,

связанные с региональной безопасностью. В 1998 г. США завершили поставку

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.