РУБРИКИ

Новейшая история США

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Новейшая история США

Новейшая история США

Общеобразовательная школа № 72

Выполнено:

ученик 11 «а» класса

Аверкин Владимир

Проверено:

Тищенко Алла Львовна

ОМСК – 2002

Содержание

1. Историческое развитие США………………………………………..3

2. Внешняя политика ………………………………………………....5

1. Госсекретарь Пауэлл о внешней политике США……………6

2. Администрация Клинтона, Конгресс США, внешняя

политика………………………………………………………..8

3. Экономика США………………………………………………….12

4. Население………………………………………………………… 15

5. Религия…………………………………………………………… 16

6. Государственное управление…………………………………… 18

6.1. Правопорядок……………………………………………… .20

7. Система высшего образования………………………………… .22

8. Промышленность и наука……………………………………… .25

9. Армия…………………………………………………………… ..32

10.Тероризм в стране……………………………………………… .35

11.Список литературы………………………………………………37

1. Историческое развитие США

Н

арод США внес Значительный вклад в победу над гитлеровской Германией и

милитаристической Японией. В связи с тем, что война непосредственно не

затронула Американский континент, США не испытали бедствий, обрушившихся на

многие народы Европы и Азии. Людские потери были относительно не велики.

Война способствовала росту национального богатства США, их превращению в

финансово-экономического и военно-политического лидера капиталистического

мира. Природа внутреннего развития американского капитализма (быстрое

накопление капитала, бурный рост производительных сил) побуждала его к

широкой внешней экспансии. Этому благоприятствовало изменявшееся

соотношение сил по окончании войны. Основные конкуренты США или временно

выбывали из строя (Германия, Япония), или попадали в финансово-

экономическую зависимость от американских кредитов (Великобритания,

Франция) . США, воспользовавшись этим, чтобы овладеть новыми рынками,

увеличить экспорт товаров и капиталов (особенно путем предоставления

кредитов и займов) и создает обширную “империю доллара”.

Вооруженные силы США расположились во многих стратегически важных

регионах земного шара, в том числе в Восточном полушарии – за тысячи миль

от американских берегов. Под флагом защиты свободы и демократии заокеанские

идеологи провозгласили задачей США противодейсвие радикальным политическим

и социально-экономическими изменениями, назревавшим во многих странах,

борьбу против революционного и национально-освободительного движений,

поддержку режимов, зависимых от Соединенных Штатов, утверждение “мира по-

американски”.

Опираясь на временную монополию на атомное оружие, систему военных баз и

финансово-экономическое превосходство, США откровенно заявили о своих

претензиях на мировую гегемонию. Применение Соединенными Штатами атомного

оружия против Японии по существу возвестило о начале ядерной эры. Стержнем

возникшей вскоре «холодной войны» стало противоборство между США и СССР во

всех основных областях, особенно в военно-политической и идеологической.

Крупные перемены на земном шаре, происшедшие в последующие годы,

существенно ограничили возможности притязаний США на «руководство миром».

Экономически окрепшие страны Западной Европы и Япония стали теснить

своего соперника в конкурентной борьбе за источники сырья, рынки сбыта

товаров и сферы приложения капиталов. В условиях формирования полицентризма

в мировой экономике США являются могущественным, но не единственным, а

одним из трех основных центров контроля и влияния.

Современные США – сильнейшая держава, достигшая высокого уровня

экономического развития, мощным научно-техническим потенциалом. Это страна,

имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетного ядерного оружия и

разнообразные средства международного влияния. Американская модель

экономического роста использовалась как образец многими развитыми странами,

а в последствии и новыми индустриальными государствами. США претендует на

роль генератора в формировании новой системы микрохозяйственных связей.

2. Внешняя политика США

Г

отовность то и дело активно вмешиваться в возникающие в различных уголках

мира конфликты, "спасая" от несправедливостей разного характера и масштаба

представителей той или иной этнической группы, но одновременно во все

большей мере подвергая этим опасности страну в целом, - такова сегодня

внешняя политика США, которая всерьез пугает мировую политическую элиту.

Дело в том, что такие акции увеличивают в самой стране число тех, кто

возмущен вмешательством много себе позволяющего "гегемона" в дела других

народов, и это становится очень мощным фактором внутреннего раскола

Америки.

Кто же толкает США на столь пагубный путь?

Первый ответ на этот вопрос дает нынешняя администрация Клинтона, следуя

традиции Вудро Вильсона, еще в 1918 г. призывавшего к свободной торговле,

разоружению и формированию всемирного правительства. Оно связывает свои

чаяния с глобализацией - "глобальной демократией", охватывающей весь

земной шар системой свободной торговли, системой международных

соглашений по разоружению и запрещению оружия массового уничтожения.

Исходным здесь является положение о невозможности обеспечить безопасность

США до тех пор, пока вся планета не станет жить в условиях демократии, по

единым законам, управляемая из единого центра. Во имя достижения подобной

справедливости для всех, якобы единственно способной служить гарантией

вечного мира, отдельные нации, естественно, должны будут пожертвовать

частью своего суверенитета. По сути, речь идет о новом мировом порядке,

выгодном элитарной верхушке крупнейших банков и транснациональных

корпораций, которым уже давно тесно в рамках государственных границ,

поскольку сверхприбыли в условиях современного производства невозможны без

полной свободы перемещения капиталов, сырья, рабочей силы, оборудования -

свободы как в географических, так и во временных рамках.

"Либеральные интернационалисты" утверждают, что расширение границ НАТО

было нацелено на закрепление государств Восточной Европы навеки в лагере

демократии. В свое время страны НАТО не видели никаких препятствий к

ведению переговоров и заключению соглашений с генералом Франко, к

включению в НАТО салазаровской Португалии. Членство в НАТО не помешало

установлению в Греции диктаторского режима "черных полковников" (1967-

1974), точно так же, как не мешало Турции неоднократно отдавать власть

военщине. Отнюдь не благодаря НАТО сегодня Польша, Чехия, Венгрия -

демократические государства. Если же говорить о заинтересованности Америки

в демократическом развитии кого бы то ни было, то в первую очередь речь

должна идти о России. Тем временем США, содействуя расширению границ НАТО,

повторяют опаснейшую ошибку Версаля в отношении Германии, по существу,

выталкивая Россию за границы западного мира, фактически обозначая ее

своим противником навеки. Уже сегодня, приблизив НАТО к границам

России, США нарушили обещание, которое они дали Москве, согласившейся на

объединение Германии. Американские лидеры заявляют, что никогда не давали

письменных обязательств, но Горбачев не смог бы вывести военные

контингенты, базировавшиеся в Германии, если бы российские военные

представляли себе, что предпримет вслед за этим НАТО. Существует масса

свидетельств очевидцев и непосредственных участников переговорного

процесса, подтверждающих согласие Запада с тезисом Горбачева относительно

"неприемлемости никакого расширения границ НАТО". Неудивительно, что всех

русских сегодня объединяет убеждение в провокационном характере политики

стран НАТО, расширение границ которой Джон Кеннан назвал "самой роковой

ошибкой американской политики за весь период после окончания холодной

войны".

2.1. Госсекретарь Пауэлл о внешней политике США

Выступая в Комитете по международным отношениям Палаты представителей,

Госсекретарь США Колин Пауэлл, в частности, сказал:

"Если мы будем сохранять верность принципам нашей системы и будем защищать

эту систему во всем мире, то мы сможем продолжать реформировать мир так,

как это пошло бы на благо всему человечеству. Поэтому я считаю, что

нынешнее время обещает нам большие возможности. Нигде нет идеологии,

которая действительно смогла бы соперничать с тем, что мы можем предложить

миру. Мы знаем, что она работает. Она победила Советский Союз. Она меняет

Китай.

Во время своей первой поездки на восток я не только побывал на Ближнем

Востоке и в регионе Персидского залива, но и заехал в Брюссель, чтобы

встретиться с моими коллегами из НАТО и с моими новыми партнерами из

Евросоюза. Это другое НАТО. Это другая Европа по сравнению с той, которую я

так хорошо узнал в бытность свою солдатом во времена "холодной войны",

когда я стоял поодаль от Фульдской бреши, ожидая наступления Советской

армии. Это осталось в прошлом. Фульдская брешь теперь - туристическая

достопримечательность. Там продаются открытки и всякие безделушки. Там, где

располагались наши позиции, теперь открыто учебное заведение для немецких

студентов.

Это замечательно, но мы должны помнить, что НАТО по-прежнему имеет

жизненно важное значение. НАТО по-прежнему живо и здорово, и именно поэтому

еще девять стран ждут своей очереди, чтобы вступить в этот великий Альянс.

Почему они хотят вступить в Альянс? Чтобы наладить партнерские отношения

с другими своими европейскими друзьями? Да. Но настоящая причина, почему

они хотят вступить в НАТО, заключается в том, что тогда они смогут

поддерживать связь с оплотом свободы, который находится здесь, в Северной

Америке, и который олицетворяют в себе США и Канада. Вот почему они хотят

быть частью НАТО, и вот почему мы должны и дальше давать возможность расти

нашему Альянсу. И я полагаю, что мы сможем обеспечить, чтобы НАТО в будущем

оставалось тем, чем оно являлось в прошлом - оплотом безопасности, мира и

свободы на Евразийском континенте, с которым России придется считаться.

Будущее России связано с Западом, потому что русским нужны технологии,

информация, экономические технологии Запада. Именно это привело Горбачева

на Запад. И это произойдет снова.

Мы будем начинать наше сотрудничество с Азией с имеющихся у нас там

великих альянсов - нашего альянса с Японией, нашего альянса с Южной Кореей.

Мы сможем взаимодействовать с такими странами, как Китай, пытающимися найти

свой путь. Мы не питаем никаких иллюзий; это - коммунистическое

государство. Оно пренебрегает правами своих граждан. Но в то же время это

не то государство, которое существовало 20 лет назад. Поэтому мы должны

иметь некоторые надежды и испытывать некоторое воодушевление в отношении

такого государства. То же самое относится и к Вьетнаму, и в особенности к

Северной Корее.

Там, на этом полуострове, расположены две страны. Одна из них процветает,

и во главе нее стоит свободно избранный человек в возрасте 75 лет, который

провел 16 лет в тюрьме и посвятил большую часть своей сознательной жизни

борьбе за то, чтобы его страна осталась на вершине свободы. И он достиг

успеха: его страна процветает, она является нашим великим партнером, ее

народ наслаждается благами, о которых несколько лет назад он не мог даже

мечтать. А к северу от нее находится деспотический, сломленный режим, у

которого есть только один источник власти - один единственный человек при

отсутствии репрезентативной деятельности со стороны кого-либо другого в

стране. Экономика этой страны находится в бедственном положении. Эта страна

не способна продолжать двигаться вперед. Поэтому в отчаянии она

приоткрывает дверь - совсем чуть-чуть, чтобы увидеть, что снаружи могло бы

ей помочь, и теперь она начинает понимать, что если она не хочет умереть,

она должна найти способ, как получить доступ к поставкам продовольствия с

Запада, как получить доступ к информации. Эта страна не хочет умереть как

режим; ее правитель хочет удержаться у власти. И мы понимаем это; мы не

питаем никаких иллюзий в отношении этого режима.

Поэтому я считаю нынешнее время очень тревожным и опасным. Ближний Восток

в настоящее время представляет собой кипящий котел. У нас есть проблемы с

Ираком. Но я исполнен оптимизма и надежды в силу природы нашей системы, в

силу могущества наших идей, и еще потому, что я воочию увидел, как сила

этих идей позволила нам одержать победу в "холодной войне". Эта идеология

работает, и я полагаю, что все остальные страны мира будут медленно, но

верно осознавать, что если они хотят добиться успеха в XXI веке, им

следовало бы подумать о том, как приобщиться к этой идеологии, как

использовать ее. Нам же следует не бояться, а оставаться сильными; не быть

высокомерными, но быть скромными; быть готовыми сотрудничать с теми, кто

желает сотрудничать с нами, и быть готовыми противодействовать тем, кто не

будет являться частью этого нового мира.

2.2. Администрация Клинтона, Конгресс США, внешняя политика

Возможности конгресса США воздействовать на внешнюю политику страны

настолько широки, что его согласие с проводимой президентом политикой как

бы устанавливает пределы, ограничивающие свободу действий исполнительной

власти, и любая попытка нарушить эти пределы ставит под вопрос выполнимость

тех или иных акций. Тем не менее, и конституционные факторы, и особенности

положения конгресса в структуре государственной власти обусловливают тот

факт, что во внешнеполитической области роль высшего законодательного

органа является весьма важной, но не главной. Инициатива в этой сфере и

практическое проведение в жизнь внешней политики США всегда остаются за

исполнительной властью во главе с президентом, а конгресс может лишь

затормозить или помешать действиям администрации, добиться определенных

корректив или уступок, настаивать на введении санкций и т.п. В разгар

"холодной войны" участие конгресса в выработке внешней и военной политики

вообще было сведено до минимума, но с начала 70-х годов законодательная

власть все более решительно усиливает свои позиции в этой области. Этот

процесс не закончился и, видимо, получит дальнейшее развитие в обозримом

будущем.

В периоды, когда одна и та же партия контролирует и Белый дом и

Капитолий, позиции президента как главы исполнительной ветви власти

усиливаются, в том числе и по вопросам внешней политики, поскольку как

признанный лидер находящейся у власти партии он располагает дополнительными

возможностями влияния на законодателей. Совсем иначе и намного сложнее

складываются эти отношения во времена т.н. "разделенного правления", т.е.

тогда, когда одну или обе палаты конгресса контролируют политические

соперники президента. Именно такая ситуация существует в Вашингтоне теперь,

начиная с января 1995 г.

В силу особенностей государственного устройства Соединенных Штатов при

"разделенном правлении" обе ветви власти вынуждены идти на взаимные уступки

и компромиссы, чтобы государственное управление могло продолжать

функционировать. Как пришлось убедиться на собственной шкуре республиканцам

сразу после завоевания большинства в конгрессе, попытки в такой ситуации

использовать крайние, в сущности, силовые приемы такие, например, как

затягивание одобрения бюджета, что препятствовало нормальной работе

правительства, больно бьют по самим же инициаторам таких методов и чреваты

для них утратой поддержки общественного мнения.

Таким образом, в этих условиях в политической игре побеждает тот, кто

сможет переиграть своих соперников в сложнейшем маневрировании. Нельзя не

признать, что пока за счет определенного политического сдвига своих позиций

вправо президенту Клинтону удается сохранять за собой преимущество в этой

борьбе по большинству важных внутриполитических проблем (соглашение о

сбалансировании бюджета, вопросы использования планируемого бюджетного

излишка и др.). Наглядное свидетельство тому стабильно высокие рейтинги

одобрения действий президента американцами.

Контролирующие конгресс республиканцы стремятся компенсировать уступки,

на которые они вынуждены идти во внутренней политике, обилием различных

заявлений и акций во внешнеполитической области. Это предоставляет удобную

возможность выпустить пар крайне консервативному крылу партии, которому по

другим направлениям приходится следовать за руководством палат. И к тому же

это весьма легко осуществить, поскольку внешнеполитические комитеты и в

сенате и в палате представителей возглавляют именно консерваторы - сенатор

Джесси Хелмс (Сев. Каролина) и конгрессмен Бенджамин Джилмен (Нью-Йорк).

Хотя в преддверии промежуточных выборов в конгресс 3 ноября с.г. можно

ожидать от республиканских законодателей новых трескучих выходок по

внешнеполитической тематике, в более отдаленной перспективе вряд ли такая

тактика даст искомые результаты. По мнению большинства экспертов, после

окончания "холодной войны" американское общественное мнение становится все

более безразличным к вопросам внешней политики, и, если они всегда играли

на выборах лишь второстепенную роль, теперь их влияние еще более

сократилось. Тем не менее, такие действия республиканцев создают постоянное

консервативное давление со стороны конгресса на президента и администрацию,

с которыми она не может не считаться и которому приходится противостоять,

прибегая к различным маневрам. Довольно типичный пример этого введение

санкций против некоторых российских организаций якобы за нарушение режима

нераспространения ракетных технологий, не дожидаясь преодоления конгрессом

президентского вето на соответствующий закон.

Оценивая перспективы на обозримое будущее (по крайней мере, на два

остающихся года администрации Клинтона), следует признать, что существующая

тенденция консервативного давления на администрацию со стороны Капитолия по

вопросам внешней и военной политики не ослабнет, а, возможно, даже усилится

с приближением президентских выборов. Ноябрьские выборы с.г. вряд ли окажут

на эту тенденцию существенное влияние. Если республиканцы смогут удержать

за собой большинство в обеих палатах, расстановка сил в Капитолии в

сущности не изменится. Но даже если демократам удастся их потеснить, новое

большинство вряд ли будет настолько значительным, чтобы переломить эту

тенденцию. К тому же ее сохранению и усилению станут способствовать факторы

приближающейся президентской избирательной кампании. Таким образом, в

предстоящие годы российская политика в отношении США должна принимать во

внимание фактор консервативного давления конгресса на администрацию как

один из постоянно действующих и реагировать соответственно. Не следует

преувеличивать, но не нужно и преуменьшать роль конгресса во внешней и

военной политике США. В целом результаты взаимодействия клинтоновской

администрации с Капитолием в этой сфере можно оценить как смешанные при

заметном преимуществе Белого дома. Достаточно напомнить, что Клинтону

удалось добиться от конгресса положительных решений по двум самым

принципиальным внешнеполитическим вопросам последних лет - это одобрение

СНВ 2 (1996 г.) и одобрение расширения НАТО (1998 г.).

Были у администрации и поражения. Наиболее заметным среди них был отказ

конгресса утвердить предлагаемый администрацией ускоренный порядок

заключения международных торговых договоров (fast track), против чего

голосовали не только республиканцы, но и демократы. Правда, есть признаки

того, что предстоящей осенью конгресс может пересмотреть это свое решение.

Поражение Клинтона в этом вопросе было обусловлено как минимум двумя

важными причинами: во-первых, конгрессу без должной и сложной подготовки

практически было предложено поступиться частью своих конституционных

прерогатив; и во-вторых, это скорее экономический, а не внешнеполитический

вопрос - ведь речь идет о доходах корпораций и рабочих местах в США.

Нужно также отметить, что несмотря на консервативный нажим конгресс в

своих внешнеполитических действиях не нарушает традиционных норм

сотрудничества с администрацией в этой сфере. Например, даже в

законопроекте о санкциях по сотрудничеству с Ираном в ракетной области

содержится традиционная клаузула, позволяющая администрации отменить

действие закона в отношении той или иной организации по "соображениям

национальной безопасности". По мнению Белого дома, предлагаемая формула

слишком жестко ограничивает его действия, но она, тем не менее, в тексте

законопроекта присутствует.

Строя свои отношения с Соединенными Штатами, Россия должна учитывать

особенности ситуации "разделенного правления" и, соответственно, в большей

степени принимать во внимание фактор конгресса в американской внешней

политике.

В этой связи нужно признать, что голословное отрицание существования

проблемы не дает ожидаемых результатов. Пока Россия придерживалась такой

позиции по вопросу о ракетном сотрудничестве с Ираном, это лишь

способствовало усилению позиций консерваторов и антироссийских сил в

конгрессе. Признание же Москвой существования этой проблемы позволило, с

одной стороны, американскому президенту предпринять упреждающие действия, а

с другой, и нам самим присмотреться к некоторым действиям, которые,

возможно, не всегда соответствуют высшим интересам страны.

На поведение республиканского большинства (да и демократического

меньшинства) в конгрессе США значительное влияние оказывают действия и

заявленные позиции российских законодателей. В Капитолии крайне негативно

оценивается затягивание Думой ратификации договора СНВ 2. Для того, чтобы

попытаться установить сколько-нибудь конструктивные отношения с конгрессом,

безотлагательное ускорение этого процесса становится совершенно

необходимым.

Совершенно очевидно, что активная роль, которую конгресс стремится играть

по вопросам внешней и военной политики, обусловливает потребность для

российской стороны расширять контакты с этим органом. Закономерно, что

такие связи поддерживают между собой соответствующие законодательные

органы. Но, к сожалению, в Государственной Думе еще не сформировалось

свойственное демократическим странам (в том числе и США) осознание того,

что внешняя политика - это особая область, общее достояние страны, которое

ни при каких обстоятельствах не должно становиться разменной картой в любой

внутренней политической игре. Поэтому позиции представителей исполнительной

и законодательной властей перед лицом международных партнеров не должны

вступать в противоречие, даже если они и не являются до конца идентичными.

В этом смысле Думу вряд ли можно рассматривать как важный канал

установления конструктивных отношений с конгрессом.

Совет Федерации в силу ряда причин занимает по проблемам внешней политики

довольно пассивные позиции, если исключить некоторые местные интересы. В

принципе связи этой палаты с сенатом США могли бы быть активнее и это было

бы полезно, если осуществлять их станут члены палаты, чувствующие

ответственность за всю страну.

Контакты по законодательной линии вовсе не должны исключать или

ограничивать связей с обеими палатами конгресса США исполнительной власти

РФ или лиц, отражающих ее позицию. Важно, чтобы такие связи осуществлялись

с ведома, а, возможно, и по согласованию с исполнительной властью США.

Осуществлять их могут официальные лица или делегации, влиятельные

общественные деятели, ученые или академические организации. Целью таких

контактов в конгрессе должно быть разъяснение позиции и интересов России,

нахождение взаимоприемлемых позиций, установление деловых и дружественных

отношений.

Укрепление контактов с конгрессом США необходимо не только как

возможность отстаивать собственные позиции, но и как путь к правильному

пониманию того, что происходит в Капитолии и как это может сказаться на

двусторонних отношениях. При нынешней расстановке политических сил в

Вашингтоне это приобретает особую важность.

3. Экономика США

С

ША - наиболее развитое в экономическом отношении государство мира. Однако

если в первые послевоенные десятилетия их лидирующее положение в мировой

экономике было бесспорным, то в дальнейшем экономический подъем в странах

Западной Европы и "экономическое чудо" Японии несколько изменили ситуацию.

В мировом хозяйстве экономика США занимает лидирующее положение.

Взятый в 80-х годах курс на интеграцию американской экономики в мировое

хозяйство успешно реализуется. Сегодня около 10% валового внутреннего

продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей

реализуются на внешних рынках. Основу экспортной экспансии американских

монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства.

На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции

наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных

компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США

имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины

мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных

корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью

почти 1,5 триллиона долларов в год. Прибыли на прямые инвестиции за

границей являются также важным источником финансирования экономического

развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских

корпораций.

Опираясь на свою экономическую мощь, США все более настойчиво пытаются

перестроить мировую торговую и валютно-финансовую систему на своих

принципах (усиление сильных за счет гибели слабых, устранение различных

защитных и регулирующих национальных мер). Используя могущество своих

банков, США смогли с наибольшей выгодой использовать общую тенденцию к

повышению роли международного кредита. Доходы крупнейших американских

банков от заграничных операций сегодня примерно равны их внутренним доходам

и составляют одну из важных статей поступлений платежного баланса США. В

месте с тем, международный кредит становится все более важным инструментом

политического и экономического давления США на другие государства.

Способность экономики США постоянно развивать научно-технический прогресс

является главной причиной существования так называемого разрыва между США и

другими капиталистическими странами. Естественно, что важная роль при этом

отводится обеспечению материально-технической базы науки. Частные и

государственные капиталовложения в материально-техническое обеспечение

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в США составляют

около пяти миллиардов долларов, а расходы на научное оборудование и

материалы в промышленности - свыше 10 миллиардов долларов. Научных приборов

ежегодно выпускается на сумму более 7 миллиардов долларов, которые наряду с

мощными компьютерами сосредотачиваются в университетах страны.

Основную роль в экономике США играет промышленность, особенно

металлургия, машиностроение и приборостроение, электронное и

электротехническое, нефтяная, химическая, автомобильная и авиационная.

Основой экспортной экспансии США составляют машины и оборудование (на

долю США приходится около 20% мирового экспорта наукоемкой продукции).

Лидирующее место в деловом мире принадлежит компаниям "Microsoft", "General

Motors", "IBM", "FORD MOTORS" и другим. Большое значение в экономике США

имеет агропромышленный комплекс, который включает отрасли, выпускающие

средства производства для сельского хозяйства, само сельскохозяйственное

производство и отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельхозсырья и

произведенной из него продукции. Причем, доля экспорта сельскохозяйственной

продукции США неуклонно растет, что может привести к перепроизводству

продукции. В связи с этим произошло сокращение фермерских хозяйств с 2,4

миллиона до 2,1 миллиона. Наряду с этим произошел процесс укрупнения

оставшихся ферм и уже сейчас 13,8% крупных хозяйств дают более 70% всей

товарной продукции, в то время как доля остальных ферм не превышает 9%.

Основными экспортными товарами являются: промышленное оборудование,

самолеты, автомобили, электронное оборудование, военная техника, химикаты,

каменный уголь, кукуруза, соевые бобы.

Основные внешнеторговые партнеры: Канада, Япония, Мексика, страныЗападной

Европы.

В экономической и социальной жизни страны важную роль играет также

транспортный комплекс. Протяженность сети железных дорог составляет в США

около 265000 км., автомобильных дорог - 6 500000 км. На долю транспорта

приходится около 20% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60%

всего потребления жидкого топлива. К транспортному комплексу США относят

транспорт общего пользования - железнодорожный, автомобильный, морской,

внутренний водный, воздушный и трубопроводный Значительную часть грузовых и

пассажирских перевозок выполняет транспорт промышленных предприятий,

индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т.п.

Материально-техническая база транспортного комплекса в основном

современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством.

Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу

качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде

всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления

перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной

оптики, лазеров, искусственных спутников земли и прочего. Важнейшим

направлением повышением качества транспортных услуг становится внедрение

системы перевозок "только в срок", с подачей грузов подвижного состава с

точностью до минут. Это позволяет заказчику обходиться без устройства

дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах.

Транспорт все более превращается в органическую составную часть сложной

производственно-транспортной системы, охватывающую всю экономику, что

существенно повышает эффективность последней.

4. Население США

Н

аселение Америки первоначально сформировалось за счет массовой иммиграции

главным образом из Европы и ввоза негров-рабов. В этнический спектр входит

коренное население Америки - индейцы, эскимосы, алеуты, а также испано-

язычные народы.

Население Соединенных Штатов по данным от января 2000 года составляет

274,2 млн. человек.

Средняя плотность населения около 28 человек на один квадратный

километр. Если же подразделить население на группы по расовым признакам, то

белые составляют 83,4% населения (среди них особенно выделяются диаспоры

ирландцев, итальянцев, евреев, русских, поляков, украинцев), африканцы (в

основном потомки рабов, завезенных с Африканского континента в XVIII веке)

- 12,4%, азиаты и жители тихоокеанских островов - 3,3%, американские

индейцы (коренные жители Соединенных Штатов) - менее 1%.

Наиболее плотно заселена восточная часть страны, где в некоторых

районах плотность населения превышает среднюю цифру по стране в 10-14 раз.

Наибольшая плотность - 374 человека на 1 квадратный километр - в штате Нью-

Джерси. В горных штатах Кордильер плотность населения колеблется от 2

человек на 1 квадратный километр (Вайоминг) до 12 человек на 1 квадратный

километр (Колорадо). На Тихоокеанском побережье плотность населения вновь

высокая и достигает 64 человек на 1 квадратный километр в Калифорнии.

Наименьшая плотность населения - на Аляске (0,3 человека на 1 квадратный

километр).

В соответствии с Конституцией США официальные переписи населения

проводятся раз в десять лет в основном с целью определения

представительских квот в палате представителей конгресса США. Первая

официальная перепись населения была проведена в 1790 году. Очередная

перепись населения должна была состояться в 2000 году.

Язык - английский (государственный), около 32 миллионов жителей США

пользуются также вторым языком, самым популярными среди них являются -

испанский, китайский, русский, польский, корейский, вьетнамский,

португальский, японский, греческий, арабский, хинди, урду, идиш, тайский,

армянский, навахо.

5. Религия в США

Х

арактерной чертой для США является высокая степень религиозного плюрализма,

который постепенно складывался с самого начала появления американского

государства.

Он проходил под влиянием все новых и новых переселенцев, приезжавших в

Новый мир из разных стран Европы, также миссионеров, проповедовавших самые

различные конфессии. И хотя религия по Конституции США является частным

делом граждан, однако, этот принцип всячески нарушается государством, ибо

правительство содержит капелланов в Конгрессе, в армии, в тюрьмах, на

флоте.

Церковная собственность не облагается налогами, а президент при

вхождении в свою должность принимает клятву на Библии. Почти 91%

американцев отождествляют себя с тем или иным религиозным направлением, а

на вопрос: "Верите ли вы в бога?", 98% отвечают - "Да". Это во многом

объясняется тем, что в отличие от большинства стран Европы, в США

практически отсутствует массовый атеизм. Однако столь высокая религиозность

американцев носит во многом формальный характер, ибо опросы показывают

очень слабый уровень знаний о религии.

К основным религиозным направлениям в США принадлежит протестантизм.

Протестанты составляют 57% населения страны; в южных штатах их 74%, в

средне западных - 63%. Подавляющее большинство черных американцев -

протестанты (82%).

Самым крупным направлением протестантизма в США является баптизм (20%

населения).

По численности приверженцев ко второму направлению протестантизма -

методизму относятся 9% американских граждан.

Баптистские и методистские церкви - это основные религиозные

направления американского фермерства.

К лютеранам относятся 7% населения США. Это в основном потомки

немецких и скандинавских иммигрантов.

Не столь многочисленны другие направления американского

протестантизма: епископальная церковь - 3%, пресвитериане - 2%, объединения

Церковь Христа - 2%. Другие, более малочисленные направления

протестантизма, тем не менее, играют значительную роль в религиозной жизни

США - квакеры, меннонисты, пятидесятники и д.р.

Католицизм исповедуют 28% населения США. В основном это потомки

католических стран Европы, а также испано-язычные иммигранты, приток

которых из стран Латинской Америки особенно усилился в США в последнее

время.

Иудаизм исповедует около 2% населения. Особенностью американского

иудаизма является преобладание неортодоксальных модернистских форм иудаизма

- "реформизма", "реконструкционизма" и "консерватизма". Из крупных

религиозных общин иудаистская - самая богатая и образованная.

Православные также играют в США значительную роль. В стране имеется 26

отдельных независимых православных церквей, разделяющихся по этническому

признаку.

В последнее время в США наметилось проникновение различных восточных

религий, особенно мусульманства. Мусульманство приносится эмигрантами и

распространяется среди части черного населения США.

Есть также эмигрантские общины различных направлений буддизма,

индуизма, синкхизма. Буддистские и индуистские течения значительное

распространение получили в среде американской интеллигенции.

6. Государственное управление в США

С

ША - президентская республика.

В рамках действующей конституции, вступившей в силу 4 марта 1789 года

и дополненной в дальнейшем 26-ю поправками, главой государства является

президент (с 20 января 2000 года - Джордж Буш (младший).

Президент и вице-президент избираются двухступенчатыми выборами сроком

на 4 года. Президентские выборы проводятся в високосный год. Срок

пребывания на посту президента ограничен 8 годами. В случае отстранения

президента со своего поста, его смерти или отставки вице-президент

становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с

одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.

Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из двух

палат: сената и палаты представителей.

В состав сената (100 членов) входят по 2 сенатора от каждого штата,

избираемые прямым равным голосованием сроком на 6 лет. Каждые два года

сенат обновляется на треть.

Палата представителей (435 членов) избирается прямым равным

голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 2 года.

Сенат может быть инициатором любых законопроектов, за исключением

финансовых, которые могут исходить только от палаты представителей. Он

может отменить или изменить любой законопроект, внесенный палатой

представителей. Сенат ратифицирует международные договоры, заключенные

президентом, и утверждает сделанные им назначения.

Контроль за назначением должностных лиц в правительство является

прерогативой сената. Сенат утверждает назначение руководителей

правительственных ведомств, дипломатических представительств, членов

Верховного суда, федеральных судей, а также передвижения и продвижения

высших чинов вооруженных сил и дипломатической службы. Сенат не утверждает

назначения на посты в аппарате Белого дома.

Исполнительная власть принадлежит президенту, который является

одновременно главнокомандующим вооруженными силами США. Президент назначает

кабинет министров (правительство) с согласия сената.

Штаты имеют свои законодательные и исполнительные органы власти,

структура и компетенции которых определяются конституциями штатов.

Законодательными органами штатов являются двухпалатные законодательные

собрания. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами,

избираемыми населением штатов на срок 2 или 4 года.

Выборы президента и вице-президента являются косвенными: в день выборов

американские избиратели голосуют не за президента и вице-президента, а за

членов коллегии выборщиков. Кандидаты в члены коллегии выборщиков

выдвигаются единым списком комитетами политических партий каждого из 50

штатов и округа Колумбия до дня президентских выборов. Комитет каждой из

участвующих в выборах партий может выдвинуть в своем штате такое количество

выборщиков, которое будет соответствовать числу сенаторов и членов палаты

представителей конгресса США, избранных от данного штата. Федеральный округ

Колумбия, не имеющий своих представителей ни в одной из палат конгресса,

имеет право избирать трех выборщиков. Таким образом, общее число членов

коллегии выборщиков составляет 538 человек. Для того чтобы президент и вице-

президент США считались официально избранными, требуется большинство

голосов выборщиков. Если голоса равны, то в силу вступает XII поправка в

Конституции США (принята в 1804 году), согласно которой решение о будущем

президенте США передается в палату представителей, избирающих президента из

числа двух (возможно, трех) кандидатов, получивших наибольшее количество

голосов избирателей. В этом случае каждый штат будет располагать лишь одним

голосом, то есть для победы кандидату достаточно будет получить 26 из 50

голосов. После решения вопроса об избрании президента США палата

представителей аналогичным образом решает и вопрос о вице-президенте.

Официально избранными новые президент и вице-президент считаются после

формального оглашения результатов голосования в коллегии выборщиков (или в

палате представителей) на совместном заседании обеих палат конгресса США.

Последние президентские выборы, состоявшиеся 7 ноября 2000 года, показали

несовершенство двухступенчатой системы выборов в США, приведшей на этот раз

к серии судебных разбирательств.

Отсчет срока пребывания президента на посту начинается с 20 января года,

следующего за годом выборов.

Согласно Конституции президент и вице-президент страны могут быть

отстранены от должности путем импичмента, если они будут признаны виновными

в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках.

При этом палата представителей возбуждает преследование против

провинившегося лица, и только сенат в этом случае осуществляет отстранение

его от должности (для этого требуется две трети присутствующих сенаторов).

После этого виновный подлежит уголовной ответственности на общих

основаниях.

Совет национальной безопасности США. Является главным консультативным

органом президента США по вопросам внешней и военной политики. Создан в

1947 году. Постоянными членами СНБ являются президент, вице-президент,

государственный секретарь, министр обороны. Директор ЦРУ и председатель

комитета начальников штабов - постоянные советники. Аппарат СНБ возглавляет

помощник президента по национальной безопасности (теперь это будет

Кандолиза Роус).

6.1. Правопорядок

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой

судебной системы. В силу поправки Х к Конституции каждый штат имеет право

создавать собственные судебные органы, а федеральным судам, действующим на

всей территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции

Конституцией США и федеральным законодательством. Федеральную судебную

систему образуют четыре группы судов - окружные, специальные, апелляционные

и специально апелляционные - во главе с Верховным судом США.

Численность Верховного суда - девять человек (включая председателя) -

была установлена конгрессом в 1869 году. Численный состав других

федеральных судов устанавливается конгрессом в зависимости от объема работы

конкретного суда, характера компетенции, населенности подведомственной

территории и т.п. Члены федеральных судов назначаются президентом "по

совету и с согласия" сената и остаются в должности, как говорится в

Конституции, пока они "ведут себя безупречно", то есть практически

пожизненно.

На федеральном уровне главным должностным лицом в сфере

правоприменения считается генеральный атторней. Он возглавляет министерство

юстиции США и руководит федеральными обвинителями в судебных органах -

атторнеями США.

На уровне штата действует несколько правоприменяющих учреждений.

Главным должностным лицом в сфере правоприменения называют генерального

атторнея штата; в большинстве штатов он лишь консультирует правительство

штата и представляет его в судах; он не надзирает за полицией и не

руководит местными обвинителями. Полиция штатного подчинения, как правило,

занимается только обеспечением безопасности движения, а компетенция

следственных органов правительств штатов ограничена отдельными, конкретными

правонарушениями, в частности делами о коррупции должностных лиц штата.

Основной объем работы по поддержанию общественного порядка,

расследованию преступлений и организации уголовного преследования

выполняются местными правоприменяющими учреждениями. Уголовное

преследование осуществляется ведомствами государственного обвинения -

службами окружных атторнеев в городах и графствах. Охрана общественного

порядка и расследование преступлений возложено на полицейские управления в

городах и шерифские управления в графствах. Всего в стране более 12 тысяч

местных полицейских формирований.

Федеральной полиции как органа охраны общественного порядка в США не

существует.

7. Система высшего образования

С

истема высшего образования США, включающая в себя более 3200 колледжей и

университетов с контингентом студентов свыше 14 млн человек, является самой

дифференцированной и самой децентрализованной в мире. То же самое

характерно и для научных исследований в области высшего образования. Нет

даже единого толкования самого термина "исследования высшего образования",

не говоря уже об их роли и значении. Одни эксперты критикуют их, прибегая к

таким самым крайним эпитетам как "судостроительная верфь в паутине",

"деревья без плодов" и т.д., другие с неменьшей эмоциональностью защищают

их.

Между тем Америка тратит на научные исследования в области высшего

образования огромные суммы, в них занято большое число ученых и

специалистов. Не вдаваясь в подробности заметим, что вряд ли нация с самым

сильным прагматическим мышлением в мире постоянно вкладывала бы в эти

исследования огромные финансовые и людские ресурсы, если бы она не видела в

них здравого смысла.

В США в процессе исторического развития исследований в области высшего

образования сформировались два направления: институтское, включающее

большой спектр тем и проблем внутривузовского характера, с которыми

сталкиваются университеты, и исследование внешних факторов, оказывающих

влияние на развитие высшего образования (политика, экономика, управление,

финансирование, глобальные проблемы и др.). Последние занимают приоритетное

положение.

Кто же занимается в США исследованиями в области высшего образования?

Это, прежде всего, профессора, которые читают в ведущих университетах

магистерские и докторские курсы по проблемам высшего образования, сочетая

преподавательскую работу с научно-исследователь-ской в этой области. Их

немного, 200-300 чел. Ведущее место здесь занимают университет

Пенсильвании, Мичиганский университет, университет Калифорнии в Лос-

Анжелесе, университет Аризоны и другие.

Исследованиями в области высшего образования занимаются профессора

академических направлений (психологии, социологии, экономики). Они изучают

те аспекты высшего образования, которые укладываются в рамки исследований

по их основным научным направлениям.

Кроме того работники административных подразделений университетских

кампусов исследуют в основном те аспекты высшего образования, которыми они

занимаются в силу своих обязанностей (кадровые вопросы, прием студентов,

финансирование, планирование кампусов и т.п.).

Важная роль в организации исследований высшего образования принадлежит

Федеральному правительству и правительствам штатов. Министерство

образования через Национальный центр образовательной статистики собирает,

анализирует и распространяет информацию аналитического характера и другие

данные.

Центр представляет ежегодные статистические доклады об условиях развития

образования в стране, которые характеризуют состояние и тенденции его

развития. Он также выполняет теоретические исследования, необходимые для

выработки политики в области высшего образования.

Исследованиями в области высшего образования занимаются Служба

педагогического тестирования, многочисленные советы и ассоциации, комиссии,

среди которых наибольшую известность получила Комиссия Карнеги по высшему

образованию, которая уже подготовила и издала более 60 книг и докладов

фактически по всем аспектам функционирования американской системы высшего

образования. Некоторые из этих публикаций отнесены к категории классических

и широко цитируются при обсуждении политических и академических проблем

высшего образования.

На США приходится более половины из опубликованных научных работ в

области высшего образования, около 25% на Великобританию, Австралию,

Японию, Нидерланды, Германию. Подавляющее большинство статей (книг,

монографий, журналов) в области высшего образования - на английском языке.

Такой географический дисбаланс вряд ли выровняется в ближайшие годы.

Американский центр информационных ресурсов в области образования является

крупнейшим центром библиографической информации по системе образования в

США, что безусловно облегчает работу исследователей.

Большинство исследователей образования США являются членами национальных

профессиональных ассоциаций, которые играют важную роль в распространении

результатов исследований. К распространению последних подключены

издательства крупнейших университетов, а также известные издательские дома,

фирмы, такие как МакМиллан, МакГроу Хилл, Агатон пресс и др.

Исследования высшего образования в США отличаются своей масштабностью,

большим разнообразием направлений исследований и организационных форм,

обильным финансированием и разнообразными путями распространения

результатов среди заинтересованных лиц и организаций. Несмотря на это, они

еще не определили своей дисциплинарной принадлежности, хотя и продвинулись

вперед по этому пути дальше, чем Европа.

В течение последних 20 лет в конференц-залах и в печати ведутся дискуссии

среди исследователей высшего образования по трем темам: методологическое

качество, дисциплинарные корни, связь этих исследований с образовательной

политикой и практикой. Естественно, исход этих дискуссий будет определять

дальнейшее развитие исследований в области, которая занимает приоритетное

место на всех уровнях власти и в американском обществе в целом.

8. Промышленность и наука

В

США не только частное предпринимательство, но и государство активно

способствуют развитию американской промышленности, руководствуясь такими

приоритетами, как обеспечение экономического роста, создание новых рабочих

мест, повышение уровня жизни и образования, укрепление научно-технического

потенциала, национальной безопасности, а также сохранение лидерства в

мировой экономике.

Правительство США проводит активную политику в таких сферах, как развитие

технологий, поддержка экономически депрессивных районов и содействие

бизнесу в его внешнеэкономической деятельности. Наряду с этим существует

также определенный протекционизм, отмечаемый торгово-экономическими

партнерами США.

Организационный механизм правительственной поддержки развития

промышленности. Принятие принципиальных решений и координация работы по

проведению в жизнь технологической политики и шире - политики в области

экономики и внешней торговли осуществляется на уровне президента США. В

этом процессе принимают непосредственное (или с совещательными функциями)

участие помощники президента и созданные при Белом доме Национальный совет

по науке и технологиям. Совет экономических консультантов, аппарат

Торгового представителя США, Национальный экономический совет и Совет по

устойчивому развитию (последние два совета были учреждены по инициативе Б.

Клинтона).

Различными аспектами экономического развития и поддержки промышленности

занимаются такие правительственные ведомства, как Госдепартамент,

министерства финансов, энергетики, труда и обороны, Администрация по делам

малого бизнеса, Агентство по охране окружающей среды, Экспортно-импортный

банк, Агентство по торговле и развитию, Корпорация зарубежных частных

инвестиций.

Несмотря на определенную децентрализацию, ведущую роль в практической

деятельности исполнительной власти в области технологического развития,

поддержки экономически депрессивных районов и внешнеэкономических связей

играет министерство торговли США. Оно выполняет также функции национальной

статистической службы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку

экономической политики государства и частного предпринимательства. Главная

задача Минторга, функции которого шире его названия, - взаимодействие с

бизнесом в целях экономического роста и создания рабочих мест в США.

Технологическая политика. В США технологическое развитие считают

двигателем экономического роста, важнейшим инструментом повышения качества

жизни и укрепления национальной обороны. По некоторым подсчетам, удельный

вес факторов, определивших экономический рост США за последние пятьдесят

лет, был следующим (%): технический прогресс - 49, труд - 27 и капитал -

24.

Американское правительство играет важную роль в развитии научной и

технологической инфраструктуры страны уже более двухсот лет. При этом

эволюция технологической политики проходила следующие этапы:

o 1787-1941 гг. - закрепление первоначальных основ технологической

политики правительства в самой конституции США, прогресс в

области сельского хозяйства, инфрастуктуры, образования, а также

патентов и стандартов;

o 1941-1945 гг. - смещение акцентов в развитии науки, технологий и

производства на срочное обеспечение преимуществ в военной сфере.

Символами этого этапа стали Манхэттенский проект создания

атомного оружия и начало формирования уникальной системы

национальных лабораторий;

o 1945-1980 гг. - решительное повышение роли государства в области

науки и технологий в условиях превращения США в одну из

соперничающих сверхдержав. Характерной чертой этапа явилось

проведение технологической политики в двух направлениях:

поддержка фундаментальных исследований и осуществление

прикладных научно-технологических программ в рамках деятельности

отдельных федеральных ведомств. Наиболее актуальными областями

при этом были военно-промышленный комплекс, космос, энергетика,

защита окружающей среды и здравоохранение. С 1960 г. резко

возросли федеральные расходы на развитие технологий гражданского

назначения;

o 1980-1988 гг. - возросшие требования к конкурентоспособности

американской промышленности укрепили партнерство между

федеральным и местными правительствами и частным сектором в

целях содействия экономическому росту и увеличению занятости.

Новая эра технологической политики ознаменовалась принятием в

конгрессе законодательства, направленного на более широкое

раскрытие коммерческого потенциала НИОКР, ведущихся за счет

средств федерального бюджета. В частности, закон Бейха-Доула

разрешил передавать компаниям и университетам эксклюзивные права

на использование и коммерциализацию патентов на федеральные

разработки. Закон Стивенсона-Уайдлера предусмотрел расширение

роли правительства в развитии инноваций и начало

целенаправленной передачи результатов технологических разработок

из федеральных лабораторий в промышленность. Упор при этом

делался на повышение роли крупного и малого бизнеса в развитии

технологий и инноваций, а также на координацию программ

различных ведомств.

С принятием в 1988 г. всеобъемлющего Закона о торговле и

конкурентоспособности начался современный этап технологической политики

США. Он характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между

федеральным правительством и американской индустрией с акцентом на

повышение ее конкурентоспособности. Новаторскими шагами явились программы

"Передовые технологии" (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно

окупающихся проектов) и "Партнерство в расширении производства"

(техническое содействие модернизации деятельности 380 тыс. малых и средних

фирм в условиях усиления мировой конкуренции). Администрация Б. Клинтона не

только поддержала эти программы, но и обеспечила увеличение их бюджетного

финансирования.

Б. Клинтон пришел к власти в период обострения в США внимания к состоянию

отечественных технологий и конкурентоспособности экономики. В 1993 г. было

положено начало нынешней технологической политике - "Технологии для

экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи".

Был сделан вывод, что в силу современных реалий мировой экономики роль

государства должна не ограничиваться традиционными рамками поддержки

фундаментальной науки и целевых исследований, а стать напрямую

ориентированной на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности

хозяйства.

Новая технологическая политика ставит перед собой три главные цели -

долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и

обеспечивается защита окружающей среды; наличие эффективного правительства,

более четко реагирующего на нужды граждан; мировое лидерство в

фундаментальной науке, математике и инженерном деле.

Что касается экономического роста, то технологическая политика

администрации США призвана решить пять задач:

o создание делового климата, благоприятствующего деятельности

частного сектора в области инноваций и повышения

конкурентоспособности;

o поощрение разработки и коммерциализации новейших технологий;

o создание инфраструктуры XXI в., необходимой для поддержки

промышленности США и развития торговли;

o интеграция оборонных и гражданских производств, обеспечивающая

экономическое и эффективное решение стоящих перед ними задач;

o формирование рабочей силы, способной участвовать в быстро

меняющейся и основанной на знаниях экономике.

В экономическом отчете президента Б. Клинтона конгрессу в 1998 г.

отмечалось, что инвестирование в фундаментальные исследования и развитие

новых технологий является важнейшей функцией правительства. В нем

признается, что даже многомиллиардные расходы компании не могут принести

оптимального результата. Кроме того, для частного сектора побудительные

стимулы в проведении исследований и разработок существенно отличаются от

мотивов всего общества, которое будет пользоваться результатами прогресса.

Отдача от государственных инвестиций в фундаментальные исследования и

развитие технологий (по некоторым данным, примерно 70 млрд. долл. в год)

будет весьма высокой.

Примечательно, что вопросы технологической политики объединены в докладе

с темой "Инвестиции в людей" (здравоохранение, поддержание правопорядка,

обеспечение развития способностей человека с помощью образования и

профессионального обучения).

Федеральным органом, выполняющим задачу максимизации технологического

вклада в экономический рост США, является министерство торговли в лице

своей Администрации по технологиям (АТ). Она содействует разработкой

реализации федеральной технологической политики, направленной на увеличение

числа коммерческих и промышленных инноваций, повышение производительности и

обеспечение других условий экономического роста. АТ имеет следующие

подразделения:

o Управление технологической политики - ведущий орган, который в

партнерстве с частным сектором разрабатывает национальную

политику, направленную на использование технологий для

укрепления экономической мощи США;

o Национальный институт стандартов и технологий, образованный

решением конгресса в целях содействия развитию технологий в

промышленности;

o Национальная служба технической информации - центральный банк

научной, технической и экономической информации, исходящей из

структур правительства США и иностранных источников.

Поддержка экономически депрессивных районов. В соответствии с законом

1965 г. об общественных работах и экономическом развитии была создана

Администрация по экономическому развитию министерства торговли США.

Деятельность Администрации направлена на создание новых и сохранение

существующих рабочих мест, диверсификацию экономики, стимулирование роста

промышленности и торговли в экономически депрессивных районах, для которых

характерны низкие доходы, высокая безработица, долговременные или внезапные

экономические потрясения, в том числе вызванные природными бедствиями,

закрытием военных баз или других федеральных объектов. Совместно с

министерством обороны Администрация содержит Центр экономической информации

по вопросам конверсии.

Содействие бизнесу в области внешнеэкономической деятельности. Одним их

краеугольных камней экономической стратегии администрации Б. Клинтона

является дальнейшее открытие зарубежных рынков и расширение экспорта.

Благодаря экспорту (его годовой объем приближается к 1 трлн. долл.)

обеспечивается 30% экономического роста страны, 12 млн. рабочих мест, в том

числе каждое пятое рабочее место в промышленности, и высокая заработная

плата, превышающая на 15% среднюю по стране, на предприятиях,

осуществляющих экспортные поставки.

В министерстве торговли вопросами содействия экспорту и применения

защитных мер занимается ряд подразделений, входящих в состав Администрации

по международной торговле.

o Коммерческая служба помогает американским компаниям (прежде

всего малым и средним) в продвижении экспорта, представляет

деловые интересы США за рубежом. Ее местные зарубежные

подразделения оказывают консультационные услуги по вопросам

экспорта; проводят анализ зарубежных рынков и тенденций деловой

жизни; определяют возможности развития торговли с конкретной

страной; предоставляют информацию об источниках финансирования

торговли, о возможностях участия в проектах по линии

международных банков развития; подбирают иностранных партнеров

или представителей для американских компаний; проверяют деловую

репутацию иностранных фирм; организуют поездки торговых миссий в

зарубежные страны.

Отличительная черта Коммерческой службы ее широкая глобальная структура.

В США созданы 100 центров, в рамках которых оказывается содействие

экспорту, объединены информационно-консультационные услуги Минторга,

Администрации по делам малого бизнеса и Экспортно-импортного банка США.

Сеть этих центров связана со 130 представительствами Коммерческой службы в

70 странах мира, на которые приходится свыше 95% американского экспорта.

o Управление по вопросам доступа на рынки имеет в своем составе

сеть страновых отделов и Центр по контролю за соблюдением

торговых соглашений. Задача этого недавно созданного Центра -

обеспечить максимальные выгоды американским экспортерам от

заключенных торговых соглашений. Центр стремится развивать

обратную связь с бизнесом.

o Импортная администрация занимается активным применением

законодательства об антидемпинговых и компенсационных пошлинах в

качестве защитных мер против недобросовестного импорта.

o Управление по развитию торговли укомплектовано специалистами по

многочисленным отраслям промышленности и рынкам, которые

оказывают экспертную поддержку правительственным органам в

проведении торговых переговоров, в том числе конкретизируют по

отдельным товарным рынкам возможные ответные торговые меры;

занимаются защитой интересов американской промышленности в

борьбе за контракты и доступ на рынки госзакупок в зарубежных

странах.

o Отдел торгового и экономического анализа обеспечивает

информационно-аналитическую поддержку торгово-политической

деятельности министерства торговли и других правительственных

организаций, обрабатывает и распространяет статистические данные

по вопросам промышленности, внешней и внутренней торговли и

инвестиций. Среди его публикаций такие ежегодники, как

"Обозрение промышленности и торговли США" ("US Industry and

Trade Outlook") и "Основные показатели внешней торговли США"

("US Foreign Trade Highlights").

o Центр торговой информации сосредотачивает сведения 20

правительственных ведомств-участников Координационного комитета

по содействию внешней торговле, служит для экспортеров первым

источником правительственных информационно-консультационных

услуг.

Таким образом, даже в условиях развитой рыночной экономики правительство

США считает необходимым выступать партнером американского бизнеса, играть

активную и эффективную роль в поддержке развития промышленности и

технологий, а тем самым в обеспечении экономического роста и повышения

благосостояния страны. Власти исходят из того, что уменьшение этой роли

привело бы фактически к утрате лидерства США в современной мировой

экономике, их ослаблении перед лицом других участников международной

торговли.

Наука

В течение всего послевоенного периода роль научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономике США постоянно повышалась.

Это выражалось прежде всего в росте затрат на НИОКР.

В структуре организаций, финансирующих и проводящих исследования и

разработки, можно выделить четыре крупных звена: министерства и ведомства

федерального правительства, промышленные фирмы США, университеты и разного

рода бесприбыльные организации.

Участие государственных органов в развитии науки в США весьма велико и

осуществляется в основном на федеральном уровне, где разрабатывается и

реализуется общенациональная научно-техническая политика.

Главным органом, ответственным за формирование национальной научной

политики, является Управление по вопросам политики в области науки и

техники, созданное в 1976 году в Исполнительном управлении президента.

Функциональные ведомства (министерства обороны, здравоохранения и

социальных служб, сельского хозяйства, НАСА, Национальное бюро стандартов и

другие) занимаются распределением средств и проведением НИОКР в

соответствии со своим профилем.

За поддержку в стране фундаментальной науки отвечает Национальный

научный фонд США. В рамках этого учреждения устанавливаются наиболее

перспективные направления научных исследований на ближайшие годы.

Особенность организации фундаментальной науки в США заключается в том,

что фундаментальные исследования проводятся главным образом в научно-

исследовательских центрах и лабораториях высших учебных заведений.

9. Армия

С

огласно закону о национальной безопасности 1947 года вооруженные силы США

состоят из трех самостоятельных видов: сухопутные войска численностью свыше

1,5 миллиона; военно-воздушные силы, насчитывающие 750 тысяч и военно-

морские силы численностью более 850 тысяч человек (вместе с морской

пехотой).

Общая численность личного состава вооруженных сил США, включая

резервные компоненты - более 3 миллионов человек. Кроме кадровых военных в

войсках США находятся также около 1 миллиона гражданских служащих.

Согласно американской Конституции Верховным главнокомандующим является

президент. Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет

министр обороны и министры видов вооруженных сил. Рабочим органом

министерства обороны по оперативному руководству вооруженными силами

является Комитет начальников штабов.

Вооруженные силы США оснащены всеми современными средствами ведения

военных действий. Каждый вид вооруженных сил США состоит из регулярных

войск и резервных компонентов. Так, в сухопутные войска и ВВС входят

Национальная гвардия и резерв, в ВМС - имеется свой резерв.

Необходимо отметить, что по степени укомплектованности и боеготовности

многие резервные формирования США находятся на уровне регулярных войск.

С середины 1973 года вооруженные силы США комплектуются путем найма

добровольцев. Контракты, как правило, заключаются на срок не менее четырех

лет.

Сухопутные войска

Сухопутные войска являются одним из видов ВС и основным компонентом

сил общего назначения. Они способны самостоятельно или во взаимодействии с

национальными ВВС и ВМС, а также с вооруженными силами союзников вести

активные военные действия с различными усилиями в любых по характеру и

масштабам войнах на различных театрах военных действий.

В мирное время сухопутные войска (СВ) состоят из регулярной армии и

организованного резерва, который включает в себя резерв армии и сухопутные

войска Национальной гвардии. Резерв является основной базой

мобилизационного развертывания в угрожаемый период, а также усиления и

восполнения боевых потерь в сухопутных войсках в ходе войны. Основная

концепция СВ предусматривает разгром противостоящей группировки войск на

всю глубину ее оперативного построения в результате нанесения глубоких

огневых ударов. СВ США состоят из 28 дивизий, а также отдельных бригад и

полков. Основные группировки регулярной армии развернуты на континентальной

части США и в ФРГ. Небольшие контингенты СВ содержатся в Южной Корее, на

Гавайских островах, в зоне Центральной и Южной Америки, Италии, Японии,

Греции и Турции. США непрерывно наращивают наступательные возможности СВ за

счет принятия на вооружение все новых видов и систем вооружений.

Военно-воздушные силы США

В Военно-воздушных силах (ВВС) есть особый вид авиации, который

способен решать оперативно-тактические задачи как самостоятельно, так и во

взаимодействии с СВ и ВМС. Этот вид - тактическая авиация, согласно

американским оценкам, должна завоевывать и удерживать господство в воздухе,

оказывать непосредственную поддержку СВ, препятствовать подходу войск и

подвозу материальных средств противника из тыла или других участков фронта,

а также вести разведку. Организационно тактическая авиация сведена в четыре

командования: тактическое авиационной командование, дислоцируемое на

континентальной части США; командование ВВС в зоне Европы; командование ВВС

в зоне Тихого океана; командование ВВС в зоне Аляски. Тактическое

авиационное командование, являющееся стратегическим резервом авиационных

сил на заморских театрах военных действий, включает три воздушные армии, В

свою очередь, воздушная армия состоит из тактических истребительных

авиационных крыльев, в каждом из которых три авиационных эскадрильи по 24

самолета. В регулярном компоненте тактической авиации находятся 9100

самолетов различных типов (всепогодные многоцелевые боевые истребители F-

15 и F - 16, самолеты непосредственной авиационной поддержки А - 10). Для

поражения воздушных и наземных целей самолеты могут применять ракеты класса

"воздух-воздух" и "воздух-земля".

Кроме тактической авиации, США располагают также и стратегической

авиацией, которая входит своей составной частью в стратегические

наступательные силы. Они включают в себя стратегические ракетные силы

наземного и морского базирования. Последние входят в состав подводных сил

Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США.

Военно-морские силы США

Военно-морские силы (ВМС) США являются чрезвычайно гибким

инструментом военной мощи, который можно эффективно использовать как для

"устрашения" в отношении развивающихся государств, так и в ядерной войне. В

период повышения угрозы военной конфронтации предполагается переброска

крупных соединений ВМС США и нанесение "упреждающего удара" по военным

объектам противника на берегу и силам флота, Военно-морское командование

США подчеркивает, что ВМС в силу высокой степени неуязвимости окажутся

главным элементом военного потенциала США, который сохранится у них даже в

случае ядерной или обычной войны, С учетом всех кораблей, в том числе и

находящихся в резерве, численный корабельный состав ВМС США составляет

около 800 единиц. Костяк американских ВМС общего назначения составляют

авианосные многоцелевые группы, формирующиеся из авианосца, 2 крейсеров, 4

эсминцев и 4 фрегатов. Две-три группы могут быть объединены в авианосное

многоцелевое соединение. Авианосная группа способна вести боевые действия

без пополнения запасов до восьми суток в зоне до 100 тыс. квадратных миль и

наносить удары до 1200 миль, будучи рассредоточенной на площади в 10 тыс.

квадратных миль. Ударная мощь американских ВМС общего назначения, ранее

сосредоточенных преимущественно в авианосцах, резко возрастает с

вооружением кораблей и самолетов высокоточными противокорабельными ракетами

типа "Томагавк" в ядерном и обычном снаряжении.

10.Терроризм в стране

11

сентября не было никого, кто не приникал бы к телевизору, радио, Интернету

или хотя бы просто к телефону, пытаясь как можно полнее узнать и понять,

что же произошло, каков размах беды, кто и зачем ее вызвал, что значит этот

новый поворот в истории мирового терроризма. Неслыханное число жертв,

невиданный «метод» взрыва — все это ошеломляет, наводя ужас и тем, что

произошло, и тем, что еще может произойти.

Однако, попробуем изложить сухие факты — без них, приведенных хотя бы в

хронологический порядок, и вовсе ни в чем не разобраться. Незадолго до

девяти часов утра первый самолет (никто еще не знал, что будет и второй)

протаранил верхнюю часть одной из 110-этажных (410 метров высоты) башен-

близнецов нью-йоркского Всемирного торгового центра на южной оконечности

Манхеттена. Произошел невероятной силы взрыв; быстро распространяясь по

этажам, забушевал пожар. Через 18 минут после первого второй самолет — и

его уже показали в прямом эфире — обрушился на верхушку второй башни.

Пожар первой башни продолжался примерно час (высота не позволяла пустить

в ход пожарников), прежде чем ее конструкции не выдержали, и башня рухнула.

Вторая рухнула на полчаса позже.

В башнях, где размещены конторы многих фирм и компаний, работает

(работало), по данным мэра Нью-Йорка, 40 тыс. человек; по некоторым другим

сведениям — до 50-ти. Какое-то число из них успело спастись, но пока

никакие, даже приблизительные цифры жертв не объявлены.

Надо не забыть и о покупателях в обычном торговом центре, размещенном в

подземельях под башнями, и о прохожих: крупные обломки начали сыпаться на

улицы задолго до того, как башни рухнули.

Откуда взялись самолеты? Два самолета, в том числе «Боинг» компании

«Америкен эрлайнз», следовавший рейсом из Бостона в Лос-Анджелес (это

второй: его различительные знаки хорошо были видны в сцене тарана по

телевидению), были угнаны террористами и исчезли с экранов радаров сразу

после вылета из бостонского аэропорта Логан.

В то же утро, меньше чем через час после нью-йоркской «воздушной атаки»,

в Вашингтоне произошел не такой зрелищный, кажется, никого не погубивший,

но столь же символический теракт — два взрыва в здании Пентагона. Если

Всемирный торговый центр самим своим названием олицетворяет «глобализм» и

«империализм», то Пентагон, министерство обороны США, — «милитаризм» и,

значит, опять-таки «империализм».

В Вашингтоне были эвакуированы люди из всех правительственных зданий,

начиная с Белого Дома: после такого зачина можно было опасаться дальнейшего

опасного продолжения.

Кто же был в такой степени не только полон ненависти, но и способен все

спланировать и осуществить: организовать угон пассажирских самолетов,

навести летательные аппараты точно на цель и — но это самое легкое —

погибнуть, унося тысячи жизней вместе с ненавистным символом? За таким

террористическим актом должны стоять долгие приготовления, прочные «тылы»,

мощная организация. Заявления нескольких палестинских и пропалестинских

террористических групп, охотно взявших на себя «честь» организаторов

массовой гибели тысяч американских граждан, не выглядят убедительными.

Убедительнее версия о том, что нью-йоркскую трагедию организовал Усама бин-

Ладен, располагающий и силами, и средствами, и организацией, но... он

выступил с возмущенным опровержением.

Опровергают свою причастность к страшному теракту и «Хамас», и талибы...

Так кто же тогда? Никому не известная подпольная «сеть» из детективных

романов?

Пока не можем ответить на этот вопрос, хотя признаемся, что нам и

опровержения не кажутся слишком убедительными. Можем только, расширив,

подчеркнуть то, что уже отметили, когда еще до трагедии в НьюЙорке писали в

этот же номер «РМ» заметку о палестинском терроризме в Израиле (см.

стр.16): несмотря на громогласные осуждения каждого отдельного

террористического акта, в мире создана благоприятная атмосфера для

террористов, если они преследуют «антимпериалистические» — в первую очередь

антиизраильские и антиамериканские — цели. В арабских странах после

известия о теракте в Нью-Йорке массы людей ликуя высыпали на улицы. Но

ликуют, вероятно, хотя не так откровенно, и наши европейские

«антимпериалисты», «антиглобалисты» и проч. Красные флаги никого уже не

смущают даже на демонстрациях «зеленых», и, похоже, скоро на улицах

европейских городов тоже можно будет ликовать открыто, празднуя торжество

смерти над жизнью, террора над свободой.

Список литературы:

1. В. И. Лаи США в военные и послевоенные годы

2. Сивачева Н. «Новейшая история США 1917-1972»

3. Новейшая история 1939 – 1992

4. «Эхо планеты»

5. «За рубежом»

6. «Комсомольская правда»

7. «Новое время»

8. МЭМО, № 12. 1999, стр 58-61


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.