РУБРИКИ |
М.М.Сперанский-реформатор |
РЕКЛАМА |
|
М.М.Сперанский-реформаторМ.М.Сперанский-реформаторМинистерство образования Российской Федерации. Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. кафедра отечественной истории. Реферат М.М. Сперанский - реформатор (1772 - 1839) Выполнил: студент ПЛ. - 12 П.В. Григорьев Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Л. А. Бухарин Ярославль 2001г. Содержание Введение Глава I. Восхождение Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач) Глава IV. Падение и жизнь в изгнании Глава V. Закат Заключение Список использованной литературы Приложение (Оценка использованной литературы) Защитил 11.01.02 на «отлично» [pic] М. М. Сперанский (1772-1839) |Введение. | | | |Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе | |пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их | |исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако | |нарастание элементов капиталистического развития, разложение | |феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы | |власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в | |экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не | |способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих | |внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. | |Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования | |России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно | |проводить политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были | |связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил | |против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по | |законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные | |воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими | |советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, | |образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно | |разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь | |некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад | |Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены | |новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных | |сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и | |народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций | |органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат,| |ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его | |участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил | |право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. | |Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому | |помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это | |нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие | |успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в | |1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия | |все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в | |двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно | |охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. | |Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их | |пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал | |единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович | |Сперанский. | |Глава I | |Восхождение | |Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в| |селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял | |внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и | |полностью лежали на матери. С раннего утра и до позднего вечера она | |занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время | |единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что| |как воздух необходима для возникновения из маленького человеческого | |существа большой личности. | |Слабому физически от рождения Сперанскому было трудно угнаться за своими | |сверстниками в их забавах и шалостях. Оттого почти все свое время он | |проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим | |замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил | |будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте | |человека в нем. | |Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни. Около 1780 года | |с помощью родственников он был устроен во Владимирскую епархиальную | |семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать | |дело отца. | |В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали | |порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления | |Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко | |применялись телесные наказания, в том числе и битье провинившихся розгами. | |М. Сперанский сразу же проявил себя достаточно дисциплинированным | |воспитанником и бит не был. | |Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и | |Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в | |Суздале. Однако долго жить здесь Сперанскому не пришлось. Причиной тому | |были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской | |православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки| |священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не | |давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе | |Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском | |монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была | |преобразована в Духовную академию. | |Программа нового учебного заведения была составлена с учетом | |рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала | |безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, | |метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, | |греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в| |которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. | |По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие | |слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился | |чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в | |столицу. | |Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с | |суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону | |выработки у них способности к продолжительным и напряженным умственным | |занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки | |строгого, логичного письма. Господствовавший дух угождения старшему и | |сильному, порабощения младшего и слабого формировал страх перед власть | |предержащими, но и в условиях строжайшей дисциплины у семинаристов | |находились время и возможность "согрешить": выпить, поиграть в карты и т. | |д. Однако в отличие от большинства своих товарищей, Сперанский предпочитал | |проводить свои свободные часы не в доступных развлечениях, а в чтении | |имеющихся книг. Это время в его жизни было периодом интенсивных движений | |ума, и окончательного духовного созревания. В самообразовании своем он | |вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия человека и | |будто под воздействием некой внутренней силы заинтересовался существующим в| |человеческом обществе механизмом властвования и средствами управления | |людьми. Все это позволило Сперанскому стать одним из наиболее эрудированных| |семинаристов. | |Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало возвращаться | |преподавателями в те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому было | |сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был | |определен на должность учителя математики "главной семинарии" России. | |Несомненные успехи молодого преподавателя, не остались незамеченными | |руководством учебного заведения и через три месяца Сперанскому поручают | |вести курсы физики и красноречия, позднее - курс философии. Его жалованье | |при столь высокой загруженности составило 275 рублей в год. Эта была | |небольшая сумма, особенно для молодого человека, жившего в столице. | | В 1796 г. в жизни М. Сперанского произошли изменения, которые во многом | |определили его дальнейшую судьбу. В поисках дополнительных заработков он | |устроился личным секретарем к генерал-прокурору А. Б. Куракину и некоторое | |время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. Но | |уже в конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание, вероятно не | |предполагая, что вернется к нему в других условиях, и вливается в состав | |бесчисленной армии российского чиновничества. Впоследствии сам Сперанский | |не раз будет жаловаться на то, что выбрал себе эту долю, однако тогда в | |момент выбора он был полон благих надежд и уверенности, что станет | |знаменитым и непременно прославит свое имя какими-нибудь великими | |свершениями. | |Эти изменения в жизни Сперанского произошли в тот год, когда на российский | |престол взошел 42-летний Павел I. Исследователи отечественной истории | |по-разному оценивали деятельность этого императора. Дворянский историк Н. | |К. Шильдер считал правление Павла "временем слепой прихоти и насилия", | |"периодом бреда и хаоса". Совершенно противоположную оценку давал известный| |историк и дипломат второй половины XIX века Д. Д. Милютин, называвший | |царствование Павла "временем преобразований, которыми вводились порядок и | |управление". Именно в такой сложный и противоречивый период начинала | |складываться чиновничья карьера Михаила Михайловича Сперанского. | |Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова | |стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую | |службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 | |января 1798 года - был назначен надворным советником. Спустя двадцать с | |половиной месяцев в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и| |трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года -| |Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с | |половиной года, мы видим, как из домашнего секретаря знатного вельможи он | |превратился в видного сановника Российской империи и как пишет первый | |биограф Сперанского, бывший соученик А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею | |барон М.А. Корф: "в четыре с половиною года наш семинарист, из домовых | |секретарей частного человека, достиг звания Государева статс-секретаря, | |важной должности в составе государственного управления, чина, называемого в| |просторечии генеральским, и не только значительного, по тогдашнему времени,| |служебного содержания, но уже и пожизненной пенсии". | |Однако не сама по себе быстрота продвижения Сперанского по служебной | |лестнице достойна здесь удивления, удивительно другое: как и каким образом,| |это ему удалось? | |Имея перед глазами его карьеру, вполне естественно предположить, что | |Сперанский пользовался постоянным покровительством какой-либо знатной | |особы. Но в том-то вся загадка и состоит, что не было за его спиной этой | |знатной особы и можно лишь строить догадки, что для успешной карьеры он | |обращал в покровителя каждого своего нового начальника. Особое отношение к | |Михаил Михайловичу со стороны руководства можно объяснить его умом, | |педантичностью, умением в кратчайшие сроки подготовить любой документ в | |рамках существовавших законов. | |Вступив на поприще статской службы, Сперанский постепенно проникся чувством| |безверия в возможности личности превозмочь обстоятельства, перестроить | |что-либо в них по собственному усмотрению, быть независимой. В связи, с чем| |в это время в его характере усматривают качества отсутствия твердых | |убеждений; возникает даже мнение о противоречивости его натуры. «Он не имел| |ни характера, ни политической, ни даже частной правоты» - замечает М.А. | |Корф. | |В последние годы правления Павла I Сперанский пребывал в состоянии | |душевного кризиса. Равнодушие, скука, недовольство своим положением явно | |преобладали среди его настроений. Он стал видеть себя, как «существо» | |бессильное, обреченное на покорность судьбе и неспособное справиться с | |общественным злом. Счастливец, сделавший блестящую карьеру, вдруг понял, | |что пирамида должностей есть не что иное, как пирамида клеток, поскольку, | |чем более высокой должности достигает кто-либо, тем в более тесную клетку | |попадает. | |Чиновничья жизнь стала явно тяготить Сперанского. «Я живу по-прежнему, то | |есть в хлопотах и скуке»,- читаем мы в его письмах начала XIX века. Однако | |в этих жалобах скрывается и неутоленная жажда настоящей, плодотворной | |деятельности и перемен. | |Восшествие на престол Александра I враз нарушило однообразный чиновничий | |мир. Кого-то отправили на пенсию, кого-то в провинцию, а кого и в ссылку, | |иных же ожидало повышение по службе. В марте 1801 г. Сперанский получил | |новое назначение. Ему повелевали состоять статс-секретарем при Д. П. | |Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного | |секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в | |кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. По своей | |должности Трощинский обязан, был представлять императору доклады и | |редактировать исходящие от него бумаги. Не имевший себе равных в тогдашней | |России по искусству составления канцелярских бумаг Сперанский неизбежно | |стал правой рукой своего нового начальника. Трощинский начал поручать ему | |составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра| |I было великое множество. | |Способности помощника Д. П. Трощинского привлекли к себе внимание членов | |Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою | |"команду". В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию | |созданных еще Петром I коллегий в министерства. Дело двигалось успешно, и | |указом от 8 сентября 1802 г. в России учреждались восемь министерств. | |Министры имели право личного доклада императору, который утверждал их | |мероприятия. Члены Негласного комитета были назначены на видные посты во | |вновь образованных министерствах. В. П. Кочубей возглавил Министерство | |внутренних дел. Он по достоинству оценил способности Сперанского и уговорил| |Александра I, чтобы тот позволил Михаилу Михайловичу работать под его | |руководством. В июне 1802 г., в возрасте тридцати лет, Сперанский возглавил| |в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить | |проекты государственных преобразований. | |Подготавливая документы, Сперанский существенно корректировал стиль их | |написания, отказываясь от стиля, сложившегося еще во времена Петра I. И. И.| |Дмитриев, возглавлявший в те времена Министерство юстиции, позднее | |вспоминал, что М. М. Сперанский был у В. П. Кочубея "самым способным и | |деятельным работником. Все проекты новых постановлений и его ежедневные | |отчеты по Министерству им писаны. Последние имели не только достоинство | |новизны, но и со стороны методического расположения, весьма редкого и | |поныне в наших приказных бумагах, исторического изложения по каждой части | |управления, по искусству в слоге могут послужить руководством и образцами".| |Фактически Сперанский положил начало преобразованию старого русского | |делового языка в новый. | |Время работы М. М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся | |на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный отрезок его жизни. Михаил | |Михайлович пребывал на вторых ролях, выступая по преимуществу исполнителем,| |хотя и наделенным даром и возможностью творчества. Тогда же он стал | |получать от императора, пока еще не лично, а через посредство Кочубея, | |более интересные поручения. Так в 1803 году Александр I поручил ему | |составить « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в| |России». При ее разработке Сперанский проявил себя активным сторонником | |конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования | |общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического | |значения записка не имела. | |В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Часто | |болевший в тот год Кочубей начал посылать своего помощника с докладами к | |государю. Это дало Сперанскому широкую возможность показать себя, и можно | |сказать уверенно, что данной возможностью он воспользовался в полной мере. | |Александр I проявил интерес к нему, оценил его выдающиеся способности. | |Сперанский привлек императора тем, что не был похож как на екатерининских | |вельмож, так и на молодых друзей из «Негласного комитета». Император стал | |приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Уже в 1807 году | |Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору. Осенью этого же года| |ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год | |спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Согласно рассказам очевидцев, в| |Эрфурте каждый из императоров, желая показать собственное величие, | |стремился блеснуть своей свитой. Наполеон продемонстрировал сопровождавших | |его и полностью от него зависящих немецких королей и владетельных принцев, | |а Александр I своего статс-секретаря. О его роли в государственных делах | |Российской империи Наполеон, видимо, имел достаточную информацию и оценил | |способности молодого чиновника. Участники русской делегации с завистью | |отмечали, что французский император оказал большое внимание Сперанскому и | |даже в шутку спросил у Александра: «Не угодно ли Вам, государь, поменять | |мне этого человека на какое-нибудь королевство?». Примечательно, что через | |несколько лет эта фраза получила в общественном мнении другое толкование и | |сыграла определенную роль в судьбе Сперанского. | |Возвращаясь из Эрфурта в Петербург, Александр I назначил Сперанского | |товарищем (т.е. заместителем) министра юстиций и одновременно сделал его | |главным советником в государственных делах. Это был уже знак высокого | |доверия. Впоследствии в письме к императору Сперанский вспоминал: «В конце | |1808 года, после разных частных дел Ваше Величество начали занимать меня | |постояннее предметами высшего управления, точнее знакомить с образом Ваших | |мыслей… и нередко удостаивая меня провождать со мной целые вечера в чтении | |разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сил упражнений, из | |стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества | |надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего | |государственного образования». | |Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного | |документа «Введение к уложению государственных законов», был как бы | |изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого | |государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С.В. | |Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский | |никогда не решился бы на предложение идей, чрезвычайно радикальных в | |условиях тогдашней России». Что же это были за идей? | | | |Глава II. | |Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ | |Наиболее полно взгляды нового реформатора М.М. Сперанского отражены в | |записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он| |высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем | |государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и | |обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии | |права. | |Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут проявляться | |либо в сосредоточенной форме (в единении друг с другом), либо порознь, | |будучи распределенными среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, | |они способствуют развитию государственной власти и ее политических | |привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных.| |Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны,| |если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких | |прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и | |правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство | |может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма | |исключает подданных не только из всякого участия в использовании | |государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться | |своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, | |также исключает подданных из участия в управлении государством, однако | |оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к | |имуществу. Следовательно при такой более мягкой форме подданные не имеют | |политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их | |означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но свобода эта| |не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны | |государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо | |предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то | |есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в | |ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав | |политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи | |которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою | |гражданскую свободу. | |Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно | |обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе| |бессильны, а следственно и излишни. Поэтому именно требование укрепления | |гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ | |Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе | |самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами Сперанский | |считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией | |гражданской свободы. Идея его здесь состоит в том, что государственную | |власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять | |на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти | |должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать | |строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить| |в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и | |свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с | |основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. | |Сперанский в программе своих реформ говорит также о необходимости создания | |правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством | |конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это | |первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку | |неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют | |два вида : свобод личных и свобод вещественных. | |Содержание личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто| |не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. | |Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей | |собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни| |платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. | |Таким образом мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как | |метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы | |гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола | |законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового | |ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций | |принимало во внимание существующее право. Согласно Сперанскому это не | |привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей | |большую стабильность. | |Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не | |подлежащим изменениям, Сперанский считает необходимым наличие системы | |разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие | |тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать | |правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и | |исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство | |государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, | |исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. | |Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого | |количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие | |законодательную власть - Думы. Они должны состоять из избранных | |представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем. | |Сперанский оговаривает, что целью законов является защита личности и | |собственности. Следовательно чем больше у человека имущества, тем больше он| |заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что | |только люди обладающие собственностью больше заботятся «о | |доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, | |кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса| |выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал Сперанский,| |потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить | |перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на | |законодательный процесс. Таким образом мы видим, что демократический | |принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он| |выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения | |власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть | |наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные| |думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что| |волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты | |от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать| |вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и | |депутатов в уездную думу. В свою очередь члены уездной думы занимаются | |делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской | |думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего | |представительного органа - Государственной думы. Таким образом она | |формировалась бы в результате трехстепенных выборов. | |Основной целью деятельности Государственной думы было обсуждение и принятие| |бюджета и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия | |Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за | |исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в | |противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые | |выборы. Следовательно Государственная дума своим существованием как бы была| |призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль | |за исполнительной властью. | |Исполнительная власть в свою очередь у Сперанского представлена правлениями| |- волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, | |которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, | |должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая | |наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также | |организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в | |злоупотреблениях служебным положением. В этом и заключается принципиально | |новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, | |как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. | |Судебная ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, | |уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с| |участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены | |которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично | |императором. | |Поскольку каждая из трех ветвей в системе власти должна была располагать | |некоторой самостоятельностью по отношению к другим, то единство | |государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в| |личности монарха. Оно было обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве | |носителя государственного суверенитета, оставался единственным | |представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал| |, что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом | |сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы | |конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства | |в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать | |Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых| |монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю | |законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и | |корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать| |все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и | |финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно | |Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения | |законодательства во всех областях управления, и через него планировалось | |поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы | |достигать единства в работе правительства. | |Таким образом в программе своих реформ Сперанский не только разработал но и| |заложил определенную систему сдержек и противовесов в деятельности высших | |государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал | |что уже на основе этого задается само направление реформ и речь может идти | |только о том, чтобы устроить новые государственные учреждения таким | |порядком, при котором они постепенно и все больше стали бы принимать | |характер подлинных конституционных институтов внутри самодержавной | |государственной формы. | |Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и | |получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и | |политическую свободу. В докладной записке Александру I он возлагает надежды| |на то, что "если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году... Россия| |воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится". | |Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный | |коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя | |избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу | |времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием| |общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого | |Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом - возникновение | |в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной | |власти». | |Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы | |Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования | |крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными | |рассуждениями о законе и свободе. Хорошо знавший его А.Чарторыйский писал: | |«Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются | |зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; | |но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в | |действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при| |том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле». В | |тоже время составленный план реформ Сперанского был близок государю, | |поскольку он более детально и глубоко раскрывал некоторые его идеи и не | |ставил под сомнение существование самодержавного строя, а лишь предлагал | |облечь его всеми, так называемыми формами закона. К этим внешним формам и | |относились элементарная законность, выборность части чиновников и их | |ответственность, создание новых начал организации суда и контроля, | |разделения властей и. т. д.. Александр I был готов принять все это. Но | |между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, | |включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных | |преобразований в России. В результате получившийся план реформ оказался | |несколько абстрактным и «преждевременным». По образному выражению В.О. | |Ключевского: «ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню| |действительных потребностей и наличных средств страны». Это была | |своеобразная политическая мечта двух лучших и светлых умов России, мечта - | |осуществление которой могло бы способствовать началу конституционного | |процесса в империи, более быстрой эволюции от абсолютной монархии в сторону| |монархии буржуазной. Однако слишком много препятствий стояло тогда на путях| |реформ, которые в конечном счете не были проведены в полном объеме… | | | |Глава III. | |Реформы М.М. Сперанского | |Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во | |многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал | |проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не | |сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки | |российских чиновников. Да и сам являясь одним из них, он прекрасно понимал | |значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать| |ее высокоорганизованной и работоспособной. | |Две частные меры, имевшие внутреннею связь с готовившимися реформами, | |указывали какие люди требуются для новых правительственных учреждений. 3 | |апреля 1809 г был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок, | |введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не | |состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или | |камергера, а следовательно и определенные привилегии. Отныне эти звания | |надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. | |Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ был | |подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его | |действительным автором. | |Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. Указ о новых правилах | |производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный | |Сперанским. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов | |появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Отныне чин | |коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, | |давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об | |успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или | |выдержавшим экзамены по специальной программе. Данная программа | |предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных | |языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, | |всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и | |статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу | |"Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие | |привилегии и высокие оклады. Кроме того, 8-й ранг давал право | |потомственного дворянства. Несложно догадаться, что желающих получить его | |было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило | |немолодых, было просто не под силу. Вполне понятно, что эти неожиданные | |преобразования Сперанского, направленные на укрепление государственной | |власти, были враждебно встречены частью дворянства и чиновничества. | |Ненависть к новому реформатору начинала возрастать. | |1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного | |совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом | |органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся | |проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к | |заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления их императору. | |Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный | |Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и | |разработкой законопроектов. Как уже отмечалось, эта роль предназначалась им| |Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета | |рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен | |был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были | |приданы широкие полномочия. При этом ,однако, было установлено, что решения| |Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, | |если по плану реформ Государственный совет должен был координировать | |деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и | |законосовещательные функции, потому как желаемой системы органов власти | |попросту еще не было и ее только предстояло создать. | |Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет | |и обсуждаться на его общем собрании. Общее собрание составлялось из членов | |четырех департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел, 3) дел | |гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. | |Председательствовал на нем сам государь или особое лицо, им назначенное. | |При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства | |общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в «Журнал» | |Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение | |меньшинства и какие либо другие высказывания выступали в роли приложений. | |Таким образом появление Государственного Совета означало создание | |учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и | |состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом | |соответствовало духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим шагом России| |на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных | |принципов. | |В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось | |обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский | |составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 | |февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного | |дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - | |ассигнаций, который вели к обесцениванию рубля; сокращался объем финансовых| |средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность | |министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение| |размера пошлин и налогов. С целью пополнения государственной казны подушная| |подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый | |прежде налог - «подоходный прогрессивный» облагающий доходы помещиков с их | |земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% | |последнего; высший налог падал на имения , дававшие более 18 тыс. рублей | |дохода и составлял 10% последнего. Меры эти дали положительный результат и | |как отмечал в дальнейшем сам Сперанский :"переменив систему финансов... мы | |спасли государство от банкротства". Дефицит бюджета сократился, а доходы | |казны возросли за два года на 175 миллионов рублей. | |Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств,| |завершившаяся к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано министерство | |коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и | |внутренних дел. Из ведения последнего были выделены дела о внутренней | |безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме | |того были учреждены несколько особых ведомств, со значением близким к | |отдельным министерствам - государственного контроля, духовных дел | |иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Сами министерства делились | |на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из | |высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех | |министров - комитет министров для обсуждения дел административного и | |исполнительного характера.. Вместе с тем в законе стали четко прописываться| |пределы власти министров и их ответственность. | |К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования | |Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что | |планировалось первоначально. На сей раз Сперанский писал, что необходимо | |строго разделить дела административные и судебные дела Сената, которые были| |смешены в его устройстве. Согласно этому предполагалось разделить Сенат на | |правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение | |его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась | |дворянством. В двойственности состава особенно блеснула искра тех идей, на | |которых был построен общий преобразовательный план Сперанского. | |Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете, члены | |которого усмотрели в праве выборов дворянством состава Сената ограничение | |самодержавной власти. И несмотря на то что при подаче голосов большая часть| |членов совета высказалась «за проект», и государь утвердил мнение | |большинства, реформа так и не была проведена. В силу различных внутренних и| |внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в | |конечном итоге пришел к выводу что проект нужно отсрочить. | |Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в | |1810-1811гг и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала | |реформ обнаружилось отступление от их первоначального плана. Из трех ветвей| |власти - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы | |только первые две, третей реформа не коснулась. Проект создания «Уложения | |гражданских законов» также затянулся. Сперанский начал понимать | |неосуществимость своих далеко идущих планов и в феврале 1811 г обратился к | |Александру I с просьбой об отставке. | |В чем же причина неудач реформ? Почему, как пишет С.В. Мироненко, | |«верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные перемены, | |которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее | |дальновидным политикам»? Причин тому было несколько: | |Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, | |превращении его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали | |зависть и злобу в придворных кругах. Уже в 1809 г. после указов, | |регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому начинает| |усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его | |адрес сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на | |давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества | |порядок. Когда же был создан Государственный совет и повышены налоги | |всеобщее недовольство достигло апогея. В письме к императору Сперанский | |писал: «... Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями,| |и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож, со | |всею свитою, целыми родами преследуют меня как опасного уновителя. Я знаю, | |что большая их часть и сами не верят сим нелепостям; но, скрывая | |собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою | |вражду стараются украсить именем вражды государственной; я знаю, что те же | |самые люди превозносили меня и правила мои до небес, когда предполагали, | |что я во всем с ними буду соглашаться ...». | |Но не только всеобщее недовольство было препятствием на пути реформ. Второй| |причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли | |цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было | |подготовлено к этим нововведениям. Да и сам Сперанский не сделал ни | |малейшей попытки ознакомить его со своими проектами, показать подлинные | |цели и смысл своих начинаний. Это отсутствие сколь - нибудь определенных | |сведений о предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям, | |возможности выступить активно в их поддержку и тем самым лишало их основы. | |В этом есть некий парадокс. Поскольку Сперанский, первоначально придававший| |в своих трудах огромное значение общественному мнению, когда дело дошло | |практики , совершенно исключил «народный дух» из числа своих союзников, | |сделав ставку на верховную политическую власть. Но при этом он упустил из | |виду, что носитель этой власти (в данном случае Александр I) есть лицо | |предельно открытое, для различных влияний со стороны тех или иных | |общественных кругов, а это влияние практически сразу стало развиваться | |далеко не в пользу идей Сперанского. | |Наконец третей причиной неудач реформ была их непоследовательность. | |Сперанский и Александр I решились вводить новые правительственные | |учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские | |отношения, желая построить либеральную конституцию в обществе, половина | |которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного | |произвола владельца. Они надеялись получить быстрые результаты не до конца| |оценив реальную действительность и эта поспешность во многом обусловило | |неудачу их начинаний. | |глава IV. | |Падение и жизнь в изгнании. | | | |Просьбу своего государственного секретаря об отставке в феврале 1810г. | |Александр I не удовлетворил и Сперанский продолжил работу над детальными | |проектами реформ. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все | |новых и новых недоброжелателей. К середине 1811 г. Сперанский почувствовал,| |что светское общество начало против него войну. В ход пошли излюбленные | |средства интриганов - сплетни, обвинения во взяточничестве и даже в | |государственной измене. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили | |Эрфурт и встречи с Наполеоном. Этот упрек в условиях обострившихся | |российско-французских отношений было особенно тяжелым. | |Некоторое время император открыто не реагировал на то, что ему говорили о | |Сперанском. Более того, в день своего 40-летия Сперанский был удостоен | |орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошел непривычно | |строго, официально, и для двора стало ясно, что "звезда" реформатора | |начинает тускнеть. Но мало кто мог предвидеть, что падение произойдет так | |скоро. | |Почувствовав холодность Александра I в отношении своего государственного | |секретаря, недоброжелатели Сперанского еще больше активизировались. Среди | |них были лица, занимавшие высокие должности при дворе. Особенно выделялись | |шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и| |А. Д. Балашов, руководитель Министерства полиции. Оба имели право | |непосредственных докладов императору и, к слову, получили назначения по | |представлению Сперанского. Они передавали Александру все сплетни и слухи о | |госсекретаре. Но возможно, эти отчаянные доносы в конечном счете не | |возымели бы сильного действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь | |противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления | |совсем с неожиданной стороны. | |В марте этого года Александр посетил Тверь, где жила его сестра Екатерина | |Павловна. Здесь, в Твери, вокруг великой княгини, женщины умной и | |образованной, сложился кружок людей недовольных либерализмом Александра и в| |особенности деятельностью Сперанского. Они считали конституцию «совершенным| |вздором», а самодержавие полезным не только России, но и другим | |государствам. В их глазах Сперанский был «преступником», овладевшим волей | |слабохарактерного монарха. | |Среди посетителей салона Екатерины Павловны особенно выделялся Н.М. | |Карамзин, замечательный русский историк, читавший здесь первые тома своей | |«Истории государства Российского». Во время визита Александра I в Тверь, | |великая княгиня представила Карамзина государю, и писатель передал ему | |«Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников | |перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской | |общественной мысли. | |В записке Карамзин подверг резкой критике все мероприятия , проводимые | |правительством , считая их несвоевременными и противоречащими “ духу | |народа”, его исторической традиции . Выступая за просвещение, он в то же | |время защищал самодержавие. По его мнению самодержавие - единственно | |возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли | |хоть какими-то способами ограничить самовластие, не ослабив спасительной | |царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость | |в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в | |необходимости». Спасение же Карамзин видел в традициях и обычаях России и | |ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы. Одна из | |таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как | |следствие «естественного права». Карамзин спрашивал: «И будут ли | |земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в | |жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет | |сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется | |умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в| |нем бдительного попечителя и сторонника». Этот аргумент выражал мнение | |большинства помещиков, которые, как свидетельствует современник Крамзина | |Д.П. Рунич «теряли голову только при мысли, что конституция уничтожит | |крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперед | |плебеям». | |Как видим, ничего принципиально нового в Записке Карамзина не содержалось: | |многие его доводы и принципы были близки значительной части русского | |общества и известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, | |по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были | |сконцентрированы в одном документе, написанном живо, ярко, убедительно, на | |основе исторических фактов и (что, может быть, для императора было самым | |главным) человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую | |боялся бы потерять. | |Эта записка Крамзина сыграла решающую роль в отношении к Сперанскому. К | |тому же в это время давление на императора настолько усилилось, а | |получаемые им доносы на приобрели такой характер, что было просто | |невозможно и далее оставлять их без внимания. Вместе с тем самоуверенность | |самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за | |непоследовательность в государственных делах, в конечном итоге переполнили | |чашу терпения и вызвали раздражение императора, который, по словам историка| |Н. К. Шильдера, в частных разговорах обещал Сперанского расстрелять. | |Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о| |прекращении его служебных обязанностей. В 8 часов вечера 17 марта в Зимнем | |дворце состоялась роковая беседа между императором и государственным | |секретарем, о содержании которой историки могут строить только догадки. В | |этот же день дома Сперанского уже ждал министр полиции Балашов с | |предписанием покинуть столицу. Почтовая кибитка с полицейским чином стояла | |у ворот. Михаил Михайлович молча выслушал повеление императора, лишь | |взглянул на двери комнаты, где спала двенадцатилетняя дочь, собрал часть | |имевшихся дома деловых бумаг для Александра I и, написав прощальную | |записку, вышел. Он не мог и предположить, что возвратится в столицу только | |через девять лет, в марте 1821г. | |Современники назовут эту отставку без какого-либо официального указа - | |«падением Сперанского». Но они будут вполне осознавать, что в | |действительности произошло не простое падение высокого сановника, какое | |часто может быть в сложной и азартной игре, именуемой политикой, а падение | |реформатора со всеми вытекающими от сюда последствиями. | |С высылкой из столицы для Сперанского наступили времена новых испытаний. | |Отправляясь в ссылку, он не знал, какой приговор вынесен ему в Зимнем | |дворце. Это обстоятельство усложнило и отношение к нему местных чиновников | |в Нижнем Новгороде, а затем и в Перми, где он находился в 1812-1814 гг. | |Различного рода сплетни и домыслы из столицы быстро достигали ушей жителей | |провинции. Отношение в простом народе к Сперанскому было противоречивое, | |как отмечает М.А. Корф: "...местами ходил, довольно громкий говор, что | |государев любимец был оклеветан, и многие помещичьи крестьяне даже | |отправляли за него заздравные молебны и ставили свечи. Дослужась, - | |говорили они, - из грязи до больших чинов и должностей и быв умом выше всех| |между советниками царскими, он стал за крепостных…, возмутив против себя | |всех господ, которые за это, а не за предательство какое-нибудь, решились | |его погубить". | |Тем не менее обвинение Сперанского в государственной измене не списывалось | |со счетов, особенно в годы патриотического подъема, вызванного нашествием | |французов. Пермский губернатор даже установил осенью 1812 г. у дома | |ссыльного двух караульных. Свой поступок он объяснил тем, что «временщик | |при виде будочников поймет конец своей роли». М. М. Сперанский неоднократно| |обращался к императору и министру полиции с просьбой разъяснить его | |положение и оградить от оскорблений. Эти обращения возымели последствия: | |распоряжением Александра надлежало выплатить Сперанскому по 6 тысяч рублей | |в год с момента высылки. Данный документ начинался словами: "Пребывающему в| |Перми тайному советнику Сперанскому...". Можно лишь догадываться о душевном| |состоянии пермского губернатора, получившего это распоряжение: на сотни | |верст в округе равного по чину Михаилу Михайловичу не было. Кроме того, | |распоряжение было свидетельством, что император Сперанского не забывает и | |ценит. Подтверждение не заставило себя долго ждать, и 1 октября 1816 г. М. | |М. Сперанский был возвращен на государственную службу в должности | |пензенского губернатора. | |По прибытии на новое место Михаил Михайлович не встретил горячей поддержки | |со стороны местного чиновничества. По словам М. А. Корфа, местные чиновники| |и до него, и при нем были жалкими, большей частью - совершенно | |безграмотными. Секретарь губернаторского правления страдал запоем, а | |секретарь общественного призрения был страстным картежником и не умел | |составить ни одной бумаги... Заменить их было некем, и оттого губернатор | |все сколько-нибудь важное должен был писать сам". | |Сперанский не успел проявить себя в этой должности, так как в марте 1819 г.| |получил новое назначение - генерал-губернатором Сибири. Неплохо | |осведомленные о его прошлом, сибиряки говорили: "Человек руководил | |государством, а здесь ему приходится нашими обыкновенными делами | |заниматься". Сперанский чрезвычайно быстро вник в местные проблемы и | |обстоятельства с помощью провозглашенной им "гласности". Прямое обращение к| |самому высокому начальству перестало "составлять преступление". Сибирь | |заговорила, причем не с помощью тайно переправляемых в Санкт-Петербург | |жалоб, а вполне открыто и на месте. | |Новый сибирский генерал-губернатор решил провести ревизию Сибири. Она | |вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное | |бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинает | |проводить реформы управления краем. | |“Первым сотрудником” при проведении сибирских преобразований был будущий | |декабрист С.Г. Батеньков. Он вместе со Сперанским энергично занимался | |разработкой “Сибирского уложения”- обширного свода реформирования аппарата | |управления Сибири. Вместе они подготовили множество проектов: о сухопутных | |сообщениях, об учреждении этапов, об административном образовании губерний | |по природным зонам и т.д. Особое значение среди них имели два проекта, | |утвержденные императором: "Учреждения для управления Сибирских губерний" и | |“Устав об управлении инородцев”. Примечательно, что особенностью последнего| |явилось предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по| |образу жизни на - оседлое, кочевое и бродячее. Соответственно этому делению| |каждая категория получала свои права и обязанности, а власти предписывался | |порядок управления ими. | |В период работы над Сибирским уложением” Батеньков искренне верил, что | |Сперанский, “вельможа добрый и сильный” действительно преобразит Сибирь. В | |последствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано “никаких средств к| |исполнению возложенного поручения” и результаты его деятельности в Сибири | |не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что “за | |неуспех нельзя винить лично Сперанского”. Он писал о последнем: “Память о | |нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, | |ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность| |его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром”. | | | | | |Глава V. | |Закат | |В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий | |отчет о своей деятельности, где заявил , что сможет окончить все дела к маю| |месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметь цели». Этим | |Михаил Михайлович явно подталкивал государя к тому, чтобы тот позволил ему | |в ближайшем будущем возвратится в Петербург. Дозволение Александра не | |заставило долго себя ждать. Но император предписывал своему бывшему | |госсекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в | |столицу к последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно | |повлияла на Сперанского. В его душе начали преобладать чувство | |бессмысленности собственной деятельности, сознание того, что в Петербурге | |по-прежнему есть влиятельные недруги ему, страх остаться в Сибири навсегда | |и даже боязнь подвергнуться необоснованным обвинениям со стороны местных | |чиновников, уличенных им в злоупотреблениях. | |Однако недолго Сперанский пребывал в отчаянии и в марте 1821 года вернулся | |в столицу. | |Девять лет вряд ли большой срок для жизни общества, но тем не менее, | |приехав в Петербург Сперанский вступил как будто в новый, неведомый для | |себя мир. События отечественной войны создали в русском обществе небывалую | |обстановку. Вошел в моду либерализм, привычными стали не только разговоры, | |но и публичные речи о политической свободе, представительных учреждениях, | |конституции. В этом было, пожалуй, нечто знакомое Сперанскому, нечто из | |того далекого, но так тоскливо памятного ему прошлого. | |6 июня 1821 года Сперанский был принят Александром. Эта встреча привлекла к| |себе пристальное внимание всего светского общества. У многих даже мелькнула| |мысль о возврате императора на путь преобразований. Но в действительности | |беседа прошла очень холодно и Сперанский понял, что перестал пользоваться | |прежним влиянием при дворе. В итоге за ним осталось лишь место в | |Государственном совете. | |В ноябре 1825 г. скончался Александр. Его преемник, император Николай I, | |прежде чем осуществлять свою политическую линию решил отладить механизм | |управления собственной бюрократией, и создать прочную систему | |законодательства. Архитектором данной системы выступил Сперанский. Именно | |его опыт и талант захотел использовать новый император, поручая ему такое | |важное дело, как составление «Свода законов Российской империи». | |Сперанский возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского | |Величества канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под руководством| |Михаила Михайловича к 1830 году было составлено «Полное собрание законов | |Российской империи» в 45 томах. Еще через три года на основе последнего был| |изготовлен и 15 томный «Свод законов». В награду за это Сперанский получил | |орден Святого Андрея, а спустя некоторое время деньги в размере 10000 | |ежегодной выплаты в течении 12 лет. Но лучшим выражением благодарности | |Николая I стал поступок его на специальном заседании Государственного | |совета 19 января 1833 года, когда в конце заседания император подозвал к | |себе Сперанского и в присутствии всех членов совета наградил его | |собственной Андреевской звездой. | |Явным признаком того, что доверие Николая I к Сперанскому возросло, стало | |назначение его в 1835 году преподавателем юридических наук наследнику | |престола - будущему императору Александру II. | |1 января 1839 г., в день 67-летия, Сперанскому, высочайшим повелением было | |пожаловано графское достоинство. Но прожить Михаилу Михайловичу с графским | |титулом суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839 г. он умер от простуды.| |«Светило Русской администрации угасло». | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Заключение | | | |Подводя итог, вернемся к вопросу о том, на сколько оказался способен | |Сперанский выполнить роль человека, перед которым стояли сложные задачи по | |реформированию огромного государства в один из сложных моментов его | |истории. Несомненно, Михаил Михайлович искренне хотел преобразовать страну,| |имел конечную цель создать конституцию, разделение властей, систему | |выборных учреждений и судов, совершенную законодательную систему, | |упорядоченные финансы и многое другое. Либеральные планы, заложенные в его | |душе, не были пустым звуком и он многое делал для того, чтобы претворять | |их в жизнь. Но обстановка общей косности, социальный эгоизм дворянства, | |групповые интересы высшей аристократии, верхушки армии, чиновничества, | |пассивность и политическая апатия народных масс стояли мощным препятствием| |на пути реформ. | |Чрезвычайно ограниченным был и круг лиц, на которых мог опереться | |Сперанский. Император, выступавший в качестве главного орудия осуществления| |преобразований, без конца колебался в осуществлении их на практике. | |Сперанский не учел того, что государь может успешно выполнять | |предназначенную ему роль только лишь испытывая постоянное соответствующее | |давление снизу, хотя бы из своего сановного окружения. Недовольство | |действовавшей в России системой управления было в обществе широко | |распространено. Необходимо было лишь превратить его в фактор, постоянно | |толкающий верховную власть в направлении реформ. Сперанский никаких усилий | |для этого не предпринял, оставшись сугубо «канцелярским реформатором». | |Отсюда проистекало то, что в конечном счете его реформы, дав частичные | |положительные результаты, не завершились коренными изменениями в | |социально-экономическом, политическом и гражданском строе России. Это во | |многом способствовало резкому обострению внутреннего кризиса. И выступление| |декабристов в 1825 году явилось следствием нереализованных замыслов. | |М.М. Сперанский прожил на редкость сложную, богатую событиями и душевными | |волнениями жизнь. Судьба назначила ему быть в самом пекле отечественной | |политической истории первой трети XIX века, участвовать во всех событиях | |происходящих тогда в русском обществе. Вклад Сперанского в историю огромен.| |В истинных замыслах он смог превзойти своих современников, предвосхитив | |таким образом за пол века с лишним - большие реформы Александра II. | | | | | | | |Список использованной литературы | | | |1. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995 . | |2. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. М., 1991. | |3. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, | |политические взгляды М.М.Сперанского. М., 1989. | |4. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. Саратов, 1973. | |5. Ключевский В.О. О русской истории / Под ред. В.И. Буганова./ М. 1993. | |6. Чернышевский Н.Г. Русский реформатор (рец. на кн. М.Корфа) // Полн. | |собр. соч. М., 1950. Т. 7. | |7. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в | |первой четверти XIX в. М., 1957. | |8. Середонин С.М. Граф М.М. Сперанский -очерк государственной деятельности.| |СПб., 1909. | |9. Анисимов Е.В. Россия в XVII - в первой половине XIX вв. М. 1994. | |10.Милов Л.В. История России с нач. XVII до кон XIX вв. М. 1996. | | | | | | | Приложение Оценка использованной литературы. В процессе работы над своим рефератом я попытался привлечь большой круг источников. Сделал я это не случайно, поскольку в разной литературе часто можно встретить противоположные выводы и мнения на ту или иную проблему. Сопоставляя и анализируя их не только глубже проникаешь в суть исследуемого явления но и одновременно пытаешься сформировать собственную точку зрения. Итак, основной базой моего реферата, являются, прежде всего, книга В. А. Томсинова «Светило российской бюрократии» и книга В.В. Леонтовича «История либерализма в России». Первая, автором которой является доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, адресована широкому кругу читателей, интересующихся перипетиями политической истории России. Она представляет собой документальное повествование о судьбе русского государственного деятеля М.М. Сперанского, последовательно освещающее все этапы его жизненного пути. Именно эта последовательность и легла в основу структуры всей моей работы, план которой я построил по аналогичному принципу «Восхождение - закат - обобщающие выводы». Но поскольку тема реферата обозначена как: «М.М. Сперанский - реформатор», было бы неправильным увлекаться только описанием жизненного пути Сперанского, не анализируя его взгляды и идеи. С целью более детального их раскрытия я и использовал труды известного профессора В.В. Леонтовича. Его книга «История либерализма в России» была впервые издана в 1957 г. на немецком языке, и только через двадцать лет переведена на русский. В ней дается развернутый ряд важнейших мыслей о сути либерализма, а также развитии его в России. Книге присуще то изящество удавшихся произведений, когда по мимо выяснения заданной темы автор рисует исторические портреты, попутно освещает другие вопросы, иногда даже более важные. В истории либерализма, применительно к своей теме, я смог найти эволюцию взглядов Сперанского, которая часто упускается в учебниках и учебных пособиях. Однако, строго выдержанная формально-правовая линия зрения Леонтовича, в некоторых моментах сужает его истолкование идей Сперанского, которые не все могут быть уложены в такое русло. Для получения более объективной картины я попытался привлечь и труды классиков русской исторической мысли: В.О. Ключевского, Н. М. Крамзина; а также работы известных исследователей: С. А. Чибиряева, А. В, Предтеченского, С. М. Середонина. Их взгляды на жизнь и деятельность М.М. Сперанского отличаются необычной оценкой. Но при анализе этой оценки я учитывал и тот факт, что многие их конкретные выводы сейчас являются спорными, хотя и отражают стороны исторической реальности. Тем не менее сопоставляя точки зрения различных историков я попытался вывести свой взгляд на исследуемую проблему, определить свое отношение к личности М.М. Сперанского и оценить его реформы. Защитил 11.01.02 |
|
© 2000 |
|