РУБРИКИ

Крещение князя Владимира

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Крещение князя Владимира

Крещение князя Владимира

Крещение князя Владимира.

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего

значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие

христианства.

Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом

Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в

обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном

обращении язычников в христианство.

В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое

воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить

Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир

княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за

теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,

затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,

называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под

980 год).

В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено

было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской

семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа

язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мученников - семя

христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре

обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.

Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI

век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере,

согласно указав на действие призывающей благодати Божией.

В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский,

пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на

него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он

уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего

все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,

христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся

он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в

христианство.»

Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю

Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал

«добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с

христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы

и совершались богослужения на славянском языке.

Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть

несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял

крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй

версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987

году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее

достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный

Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь

Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год

по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его;

летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето

6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова

(6695-5508=987).

Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий)

решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира

побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался,

конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа

христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов

и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже

проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного

осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую

помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития

духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими

императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-

1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с

супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град

различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир

приступил к официальному введению христианства на Руси.

Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии

было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений,

хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без

открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он

приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,

а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день

произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

«На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами

царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в

воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по

грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же

совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле

по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по

домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и

сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих

и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя

христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,

Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою

силу.»

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,

принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в

989-990 годах.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской

Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров,

Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее

большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь

стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской

Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,

а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на

славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки

духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь

Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше

стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где

стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим

городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на

Крещение по всем городам и селам».

С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный

храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в

него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал

собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно

олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По

свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел «собрать у лучших людей

детей и отдавать их в обучение книжное».

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын

великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого

христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),

продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и

монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И

радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...» При Ярославе

Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,

как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055

годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом

определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской

Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде

школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что

такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего

в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы

новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся

рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),

«книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и

переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг

множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением

божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их

написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть

основал первую на руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность

более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития

просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует «Слово о

Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-

философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам

самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого

Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую

дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой

же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец

ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.

Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,

учение получая книжное».

Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. «Велика ведь

бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь

покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -

реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь

неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе

своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми

мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские

поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в

Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов

Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем

которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди

славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского

государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком

Киево-Печерского монастыря.

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая

многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная

Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни

руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть,

полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли грахданская

правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;

стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

«Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику

Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать

вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла

значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между

частями государства».

Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и

перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского

общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в

жизни христианских обществ».

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси

грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с

греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,

развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира

Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством

распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава

Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе

монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский

монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных

писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность

каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного

Феодосия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем,

свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа

по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,

великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для

переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола

Святоша - он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который

«разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь

Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»;

«богат был... книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные

книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только

состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовним. Это объясняется

влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского

общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими

писателями в то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и

Благодати», получившее высокую оценку его современников и потомков. «Нельзя

не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и

тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое

слово», - пишет историк Митрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и

Благодати» в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом

при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых

князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного

Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.

Преподобный Нестор составил новый летописный свод - «Повесть временных

лет», которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является «цельной

литературно изложенной историей Руси». «Повесть временных лет « переведена

на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),

латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических

трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не

осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими

чертами отмечены такие памятники русского канонического права, как

«Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II» (1080-1089),

«Кириково и Илиино вопрошания» (1130-1156), «Определение Илии, архиепископа

Новгородского» (1164-1168).

Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью,

снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой

требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе

ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки

Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет

Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа

Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит

их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие

образцы ораторского искусства античности, обличал тех, «иже прилагают дом к

дому и села к селам», бичуя стяжательство и сребролюбие.

Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной

и высокими ораторскими достоинстваим.

Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов

носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей,

недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее

государственные и культурные связи не только с Византией, но и с

Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с

греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким

императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -

Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с

окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с

Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при

Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.

Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем

Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за

Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир

был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,

благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

Литература:

«Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988

г.

???????????????АqE ????????????????????????????????????????????????????????

?????????????????????????????????????????????????????????????[pic]АВ Д Я

б 7[pic] 1[?] @ + н ? [pic]КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁКFЁКFЁ КFЁ

|КFЁКFЁ КFЁ???

?

y/

yЫyЭyЯyуyхy¤yyКFЁ

КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ[?]КFЁ[pic]КFЁКFЁКFЁ?[pic]<

Ay?yy+y

y+yж y?#yx%yC'y

КFЁКFЁКFЁ

КFЁКFЁКFЁ

КFЁКFЁКFЁ?[pic]<

C'+)yМ+y{-y .yд/yQ4yь5y7yЇ8y;y

КFЁКFЁ КFЁКFЁКFЁ |КFЁКFЁ КFЁ?[pic]<

;?

Ey

EyE E КFЁКFЁ КFЁКFЁКFЁ

КFЁ КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ?[pic]<

E-E E oE qE rE [pic]КFЁ[pic]КFЁ[?]КFЁ[pic]КFЁКFЁКFЁ КFЁКFЁКFЁ

КFЁ КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ?[pic]<

?$21?=ёD[?][pic][pic]Ю[?][pic][?]Ж[?][pic]е[pic][?][pic]Я[?][?][pic]v[pic][?]

[pic]????????????????????????????????????»*12/18/9312/17/93ёD???????????????

???????????????????????????????????????????????????????????????????


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.