РУБРИКИ

История советской космонавтики

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История советской космонавтики

История советской космонавтики

Московский Государственный Технический Университет имени Баумана

факультет Фундаментальные науки.

Реферат по истории отечества студента группы

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

пилотируемые полеты и исследования других планет

[pic]

Вступление

Зачем люди устремились в космос? Зачем мы тратим столько сил и

средств для достижения других планет , многомесячную работу людей в

космосе , дорогостоящие аппараты и носители? Для людей ,которые

называют себя мыслящими практически придуманы отговорки : мол , видите ,

сколько пользы уже приносят нам спутники - спутниковое телевидение ,

навигация , предсказание погоды , поиск полезных ископаемых и т. д. и т.

п. .

На самом деле тех людей , которые создавали и создают эту

технику вдохновляют в первую очередь не существующие и грядущие блага

, которые несет человечеству освоение космоса и даже не решение многих

наших земных проблем за счет этого , а простое человеческое любопытство

. Желание взглянуть на обратную сторону Луны , заглянуть под

облачный слой Венеры , выяснить есть ли жизнь на Европе (спутник

Юпитера). И еще одно , самое главное - желание удостоверится , что мы

не одиноки во Вселенной . Есть много косвенных свидетельств , что это

так , но мы до сих пор не обнаружили в Космосе не только следы других

цивилизаций , но и вообще следы органической жизни , несмотря на все

наши попытки . Поиски продолжаются.

Наша страна была пионером в области исследования космоса .

Космическая отрасль долгое время была у нас символом прогресса

,предметом законной гордости нашей страны . Космонавтика была частью

политики - наши космические достижения должны были "еще раз

продемонстрировать преимущество социалистического строя" . Поэтому в

официальных отчетах и монографиях с большой помпой описывались наши

достижения и скромно умалчивалось о неудачах , а главное об

успехах наших главных оппонентов - американцев. Сейчас появились,

наконец , публикации правдиво , без лишней помпезности и с изрядной

долей самокритики рассказывающие о том как проходило у нас

исследование межпланетного пространства и мы видим , что не все шло

легко и гладко. Это ничуть не умаляет достижений нашей космической

отрасли - напротив свидетельствует о твердости и духе людей ,

несмотря на неудачи шедших к цели.

Первые шаги

Основоположником современной космонавтики по праву считается

великий русский ученый-самоучка К.Э.Циолковский ,который еще в конце

XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоения

человеком космического пространства . Первоначально эти мысли были

опубликованы им в виде научно - фантастических повестей , а затем ,

в 1903 г. была опубликована знаменитая работа "Исследование мировых

пространств реактивными приборами" ,в которой он показал

возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с

помощью ракеты на жидком топливе. Впоследствии Циолковский

опубликовал еще ряд работ посвященных ракетной технике и освоению

космоса.

У Циолковского появились последователи и популяризаторы как в

нашей стране , так и за рубежом. В Америке - профессор Годдард ,

который в 1926 г. - построил и испытал в полете первую в мире

ракету на жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер . В нашей

стране популяризатором идей Циолковского стал в ,частности,

Я.И.Перельман (автор "Занимательной физики" и др. книг занимательного

жанра ).Некоторые инженеры и ученые взялись за дальнейшее развитее

его идей.

В 1918 г. в Новосибирске вышла книга Ю.В.Кондратюка "Тем кто

будет читать чтобы строить" , в которой автор дает оригинальный

вывод формулы Циолковского , предлагает схему трехступенчатой

кислородно-водородной ракеты , орбитального космического корабля ,

аэродинамическое торможение в атмосфере , гравитационный маневр ,

схему полета на Луну (именно по этой схеме летели американцы т.к.

она оказалась оптимальной). Жаль что этот талантливый инженер не

смог принять участие в создании ракетной техники - в 30-ых его

посадили в тюрьму "за вредительство" (он занимался тогда

строительством элеваторов) затем выпустили , но он погиб во время

войны.

В 1924 г. появилась работа другого инженера , увлеченного идеей

межпланетных сообщений - Ф.А. Цандера "Перелеты на другие планеты" в

которой он предложил комбинацию самолета с ракетой . В 1931 г. были

организованы две общественные группы изучения реактивного движения

(ГИРД) - в Москве - под председательством Цандера и в Ленинграде под

председательством В.В.Разумова . Первоначально они предназначались

только для ведения пропагандистской и просветительской деятельности.

Еще в 1929г. в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ)

(финансировавшейся государством ) было образовано подразделение Глушко

по разработке электрических и жидкостных ракет (еще раньше Глушко

предлагал проект "Гелиоракетоплана" - дископлана , снабженного

электроракетным двигателем питающимся от солнечных батарей -

довольно смелый для 20-ых годов проект ) . В 1932 г. московскому

ГИРДу государством была предоставлена экспериментальная база для

постройки и испытания ракет , а его начальником назначается молодой

выпускник МВТУ, активный участник создания ГИРДа С.П.Королев. В

следующем году на базе этой группы и на базе ГДЛ был создан

Реактивный научно - исследовательский институт (РНИИ). Государство

поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход

человечества в мировое пространство , а из "оборонных " соображений -

уже тогда было ясно ,что ракета это грозное оружие , а другие

страны , особенно Германия , вели активные исследования в этом

направлении . Вызывала интерес военных и возможность применения

ракетных ускорителей на боевых самолетах , от которых недалеко

было и до реактивной авиации .

Вновь созданный институт активно взялся за работу. В 1933г. был

произведен запуск первой советской ракеты на гибридном топливе

(твердое и жидкое) ГИРД-09 , конструкции М. К. Тихонраваова. В том же

году состоялся пуск первой отечественной ракеты на жидком топливе

ГИРД - Х , конструкции Цандера . В конце 30-ых годов под

руководством Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1

с двигателем конструкции Глушко. Тогда же была испытана первая

автоматическая крылатая ракета 212 конструкции Королева также с

двигателем Глушко. В 1939 -1941 г.г. в РНИИ были построены под

руководством Ю.А.Победоносцева ракетные установки залпового огня -

"катюши" . Как мы видим , РНИИ работал в основном на военных ,

в других странах сложилась тогда похожая ситуация - реактивные

аппараты , которые вознесут позднее человека на небеса , изначально

создавались для уничтожения себе подобных.

Нельзя не упомянуть также о таком важном событии , как

создание у нас в стране пожалуй первого учебного заведения , по

подготовке специалистов для ракетно-космической отрасли - в 1932 г.

в Москве по инициативе ГИРДа были организованы инженерно -

конструкторские курсы. На курсах читали лекции видные советские

ученые , в частности , создатель теории воздушно-реактивных

двигателей Б.С.Стечкин , один из основателей авиационной медицины

Н.М.Добротворский (уже тогда там читали курс физиологии высотного

полета). Выпускником этих курсов был , в частности , И.А.Меркулов -

создатель прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). В 1939 г.

была испытана первая в мире двухступенчатая ракета с ПВРД его

конструкции . Хотя ни в авиации , ни в космонавтике эти двигатели

применения не нашли , в последнее время интерес к ним возобновился

в связи с созданием многоразовых транспортных космических систем ,

т.к. ПВРД ,черпающий кислород из окружающей среды , позволит

резко уменьшить необходимое количество горючего на борту.

От ФАУ-2 до первого спутника

Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная

техника была создана в фашистской Германии - это прежде всего

построенная к 1942 г. одноступенчатая баллистическая ракета с ЖРД

Фау-2 , конструкции Вернера фон Брауна . С их помощью фашисты

обстреливали Лондон , запуская ракеты с побережья оккупированной

Франции . В 1943 г. были проведены испытания истребителя с ЖРД

Мессершмитд-163В с двигателем Вальтера , однако в авиации более

перспективными представлялись ВРД , которые немецкие конструкторы

так и не успели достаточно усовершенствовать до поражения Германии

в войне.

К 1943 г. вон Браун разработал проект двухступенчатой

межконтинентальной (!) баллистической ракеты А9/А10 (Фау-3) ,

взлетной массой около 100 т. (!) . В этом году Фау-3 совершила

18 стартов , 16 из которых окончились взрывом . В следующем году

было произведено около 30 стартов , сведений о которых пока не

найдено . Фау-3 предназначалась для обстрела Нью-Йорка . Наводить ее

на цель должен был пилот - предполагалось что после наведения он

покинет ракету на парашюте и его подберет подводная лодка. Для

этого был набран первый в истории отряд космонавтов , однако

данными о том , были ли люди на борту стартовавших ракет мы не

располагаем . Немецким конструкторам удалось сделать то , США и СССР

смогут сделать более чем через 10 лет спустя - ведь такой

ракете вполне по силам вывести на орбиту искусственный спутник

. Есть мнение , что на этой ракете немцы еще во время войны

вывели человека в космос - я считаю это вымыслом т.к. , во-

первых , для орбитального полета Фау-3 была все же слабовата (а

суборбитальные полеты без выхода на орбиту могут быть отнесены к

космическим с большой долей условности) , а во-вторых , в 1944 г. у

Германии были уже другие проблемы , нежели космические полеты .

Поражение Германии прекратило дальнейшее развитее этой ракетной

техники (возможно к большому счастью для всего человечества) , а ее

потенциал в этой области был буквально растащен союзниками .

Основные трофеи достались американцам , наступавшим с запада и

захватившим находившееся там заводы , полигоны и КБ. В плен к ним

попало и большинство немецких конструкторов во главе с фон Брауном ,

которые впоследствии плодотворно работали над американской ракетной

техникой. Нам трофеев почти не досталось , однако наши конструкторы

все же сумели добыть чертежи и основательно изучить немецкую

технику. Таким образом ракетно-космическая техника в обоих

"космических" державах начала развиваться на основе немецкого

опыта . Первые баллистические ракеты в СССР и США были по сути

копиями Фау-2.

В 1946 г. (а фактически уже сразу после разгрома Германии)

началось острое противоборство СССР и США во всех отраслях

экономики , науки и техники , на грани вооруженного конфликта ,

получившее с подачи У. Черчилля название "холодной войны", и

вызванное стремлением обоих держав к мировому господству.

В 1945 г. у США появилось атомное оружие и появляются планы

нанесения ядерных ударов по СССР. Однако в 1949 г. атомная бомба

появилась и в Советском Союзе , а в 1953 у нас была взорвана

первая термоядерная бомба. Теперь ядерное оружие имелось у каждой

из противоборствующих сторон , и большое внимание стало уделяться

средствам его доставки. Т. к. Бомбардировщик был слишком уязвим и

медлителен , начинаются работы по созданию межконтинентальных

баллистических ракет.

В 1946 г. С.П.Королев был назначен главным конструктором ОКБ ,

которое должно было проектировать многоступенчатые баллистические

ракеты. В 1948 г. состоялся полет первой отечественной

баллистической ракеты Р-1 (бывшей , правда, почти точной копией Фау-2). В

1951 г. была принята на вооружение ракета Р-2 , с дальность полета

600 км , а в 1956г. - ракета Р-5М , с дальность полета 1200км . В

1954г. было образовано ОКБ М.К. Янгеля , которое занялось разработкой

боевых баллистических ракет долговременного хранения.

Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярно

запускались научно исследовательские ракеты В-1Е , В-2А , В-1А

(созданные на базе баллистических ракет) и др., с помощью которых

исследовались верхние слои атмосферы , космические лучи , а также

поведение подопытных животных (собак) во время полета . Таким

образом закладывался фундамент для будущего полета в космос

человека..

Одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных - им

требовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета , способная

доставить "груз" в любую точку земного шара . Разработка такой

ракеты велась в ОКБ Королева , но для ее запуска старый полигон

Капустин Яр уже не годился и в 1955г. в Казахской степи , недалеко

от железнодорожной станции Тюра -Там началось строительство нового

полигона , который до сих пор именуется космодромом Байконур , хотя

до селения Байконур от космодрома довольно далеко. Такое название

выбрали , видимо , из соображений запутывания "вражеских

шпионов"."Вражеские диверсанты" наверное по ночам снились партийным

чиновникам , поскольку они отклонили первоначальный проект , где

старт размещался на возвышенности , сочтя , что стартующая ракета в

этом случае будет слишком уязвима и перенесли пуск в другое место.

Геологоразведку там произвести не успели , и когда начали рыть

котлован , строителей поджидал "сюрприз" - в безводной степи они

обнаружили подземный резервуар с водой , сильно затруднивший

строительство. Если бы не изобретательность и героический труд

строителей ,то старт не успели бы закончить к сроку и тогда еще

неизвестно , чей спутник был бы первым.

В 1957 г. строительство космодрома завершилось , и начались

летные испытания новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 .

После трех неудачных попыток удалось наконец добиться устойчивого

полета ракеты. Р-7 была сомой большой и мощной ракетой того

времени - ее взлетная масса составляла около 300 т. а в длину она

имела около 30м. "Семерка " была построена в ОКБ Королева , двигатели

создавались под руководством Глушко , а система управления - под

руководством Пилюгина . Эта конструкция оказалась чемпионом долголетия

в такой новой и быстро развивающейся отрасли , как космонавтика

- ракета "Союз" , по сей день доставляющая космонавтов на орбиту

, есть ни что иное , как усовершенствованная "семерка" с

добавленной третьей ступенью.

Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на

лидирующие позиции в исследовании космоса . 4 октября 1957г. Р-7

вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это был

алюминиевый шар диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженный

радиопередатчиком . Впервые созданный человеком аппарат достиг первой

космической скорости . Это событие принято считать началом космической

эры - эры практической космонавтики. Связь с первым спутником

продолжалась 20 суток (на столько хватило заряда батарей) , после

чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над землей ,

пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого

эксперимента изучалась ионосфера земли и возможность установления

связи с космическим аппаратом , а также (в ходе наблюдения за

движением спутника) верхние слои атмосферы.

Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй (

трехступенчатым вариантом ракеты ), массой 508кг. (!) , запущенный к

тому же на довольно высокую орбиту . На этом спутнике находился

первый "космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность

животного в космических условиях . Третий спутник имел массу 1327 кг.

и был предназначен для исследования космического пространства и

геофизических исследований . На спутнике впервые были установлены

солнечные батареи.

Запуски первых спутников преследовали не только научные цели ,

но и призваны были продемонстрировать мощь наших баллистических

ракет .Возможности американских ракет в то время оставляли желать

лучшего - запущенный ракетой "Юпитер-С" в феврале 1958 г. спутник

"Эксплорер" имел массу всего лишь 14 кг.

В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7 , дополненная еще двумя

ступенями) впервые достигла второй космической скорости , и вывела

в космос станцию "Луна-1" , массой 1472кг. "Луна-1" , пройдя в 6

тыс. км. от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокруг

солнца . Связь со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км.

(рекорд для того времени). В сентябре того же года станция "Луна-2"

достигла поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный

человеком аппарат достиг поверхности иного небесного тела . Кстати ,

Годдард еще в 20-ых г.г. собирался "послать снаряд на Луну" , но

тогда этот проект справедливо вызвал скептические замечания ученых.

Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке и

носили скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако в

октябре того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась

станция "Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луны

и передала на землю снимки лунной поверхности , в том числе ее

обратной стороны , невидимой с Земли.

Пилотируемые полеты

Запуски первых спутников и "лунников" , безусловно , произвели

громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали

высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но

полет человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектным

событием , и наши космические "фирмы " приступили к проектированию

первого пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже

работали над подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил

перегнать Америку во всем.

Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого

космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором

человек мог несколько суток находится в космосе , а затем

благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет

отдавался скорости разработки и надежности , а не совершенству

технических решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительно

просто , но надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" не

потерпел аварии).

Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем

теплоизоляции (с большим запасом ) , к которому при помощи двух

металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В

шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шара

была выбрана потому , что его поведение при входе в атмосферу было

хорошо изучено , а на аэродинамические исследования других форм не

было времени . Система посадки была также довольно проста - сопло

тормозного двигателя наводилось строго на Солнце , двигатель

включался и аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал один

единственный пиропатрон , разрывавший металлические ленты и

отделявшие приборный отсек , и "шарик" совершал аэродинамическое

торможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было , и поэтому

на высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобы

тормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска

выбирался так , чтобы солнце занимало в это время соответствующее

положение относительно корабля. Запасного двигателя не было , и

поэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту , чтобы

через неделю - две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы.

Первые корабли этой серии были беспилотными . На них

отрабатывался сход с орбиты , а также изучалось поведение

подопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слетали

Белка и Стрелка . Два других "собачьих " экипажа , вследствие

неисправностей систем посадки , на землю вернуть не удалось.

Корабли следующей серии предназначались уже для человека , но в

первых двух полетах их пассажирами был манекен и подопытные

собаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего

с орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Эти

радиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей , что дало повод

для слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос

, предпринятых в СССР еще до полета Гагарина.

В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из

летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый

полет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был

отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом

столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погибли

десятки человек , в том числе члены государственной комиссии во

главе с маршалом Неделиным (официально было объявлено , что он

погиб в автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцы

обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был

суборбитальный полет , но первым человеком в космосе стал бы все же

американец).

Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток"

Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно

вернулся на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , как

сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , и

если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через

10 дней , как предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системы

жизнеобеспечения рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигатель

сработал нормально и корабль устремился к Земле , но один из

разъемов , соединявших спускаемый аппарат с приборным отсеком не

разошелся , и отсек волочился за спускаемым аппаратом пока

злосчастный провод не сгорел в атмосфере.

На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно

приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , что

пилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной

работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться до

приземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , если

космонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - об

этом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся на

спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда

от того , что по правилам Международной авиационной федерации

рекорд фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был ,

безусловно , рекордным), когда пилот в момент посадки находился в

летательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно

сказано что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.

Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя

почти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.

Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в

Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет

Г.С.Титова , который продолжался более суток. В ходе этого полета

выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в

космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой

болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас

известно , что эти симптомы появляются в первые дни полета и

вызваны адаптацией организма к невесомости , но тогда это вызвало

большие опасения и были разработаны специальные методы тренировки

вестибулярного аппарата космонавтов.

В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля

"Восток-3" , пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже

"Восток-4" пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшом

удалении так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между

ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение

космонавта в кабине во время полета было передано по центральному

телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток

соответственно.

В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждая

кухарка у нас не только умеет управлять государством , но и

космическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов были

набраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет

бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель

В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским ,

находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5".

После трехдневного группового полета космонавты благополучно

приземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной-

космонавтом.

В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф.

Кеннеди объявил национальную программу , целью которой была высадка

астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой цели

должен был стать проект "Джеммини" , предусматривавший запуск

кораблей с экипажами из двух человек , и отработку ими таких

мероприятий , как выход в открытый космос , стыковка и расстыковка ,

14-суточное пребывание людей в космосе , необходимых для лунных

миссий.

Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующие

позиции в освоении космоса ( или хотя бы видимость лидерства) ,

необходимо было также разрабатывать принципиально новый многоместный

корабль . Но полеты "Джеммини" предполагались уже в !965г . и

наш новый корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогда

в полет решено было отправить модернизированный "Восток" ,

рассчитанный на экипаж из трех человек.

В октябре !964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на

базе все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход" , на

котором впервые в мире находилось сразу три космонавта : командир

В.М.Комаров , космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров.

Впервые космонавты летели без скафандров (иначе , наверное , и не

поместились бы в тесную кабину) , на корабле появился резервный

тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих

было бы проблематично ) Пробыв в космосе сутки корабль

благополучно приземлился . Примечательно, что в тот год наблюдалось

некое затишье - это был единственный пилотируемый полет (с обоих

сторон ).

В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим и

А.А.Леоновым на борту . На корабле была оборудована раздвижная

шлюзовая камера для выхода в открытый космос , который и был

успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12

мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. При

возвращении в корабль , правда , возникли проблемы - скафандр

раздуло от внутреннего давления о он не пролезал в люк , к

счастью космонавт догадался сбросить давление и благополучно

вернулся в корабль. При возвращении на Землю также возникла

непредвиденная ситуация - вышла из строя автоматическая система

управления посадкой и космонавты впервые на ручном управлении.

Спуск прошел успешно , но корабль опустился не в заданном районе

, и экипаж долго не могли найти . Таким образом с выходом в

открытый космос мы опередили амереканцев , но затем американцы в

1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по программе

"Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой космонавтике

(в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около 500 ч. ,

в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в открытом

космосе , все эксперименты , планировавшиеся программой "Джеммини" были

успешно выполнены ) .

Наш ответ последовал лишь в !967г. - 23 апреля в космос

отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению ,

старта нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев -

в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет.

"Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков

: приборного , в котором находился двигатель и запас горючего для

маневрирования и посадки ; спускаемого аппарата , в котором экипаж

находился при старте , и в котором возвращался на землю ; и

орбитального отсек , который был предназначен для поведения

различных экспериментов в космосе и при необходимости мог служить

шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабжен

системой стыковки , которая позволяла составлять из двух "Союзов"

орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоении

космоса должно было стать создание долговременной пилотируемой

орбитальной станции . Для исследований в этом направлении и были

предназначены корабли серии "Союз".

Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией -

во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и

спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о

землю . Комаров стал первым космонавтом , погибшем в полете .

Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся

лишь полтора года спустя . Своеобразным утешение для нас могло

служить то , что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не

клеелись - в том же году во время наземных испытаний возник пожар

на корабле и погибло трое астронавтов :В.Гриссом ,Э.Уайт , Р.Чаффи .

После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущен

ряд беспилотных кораблей , а затем беспилотный "Союз - 2" , а трое

суток спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым . (Следует отметить ,

что с тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в

беспилотном варианте.) . На орбите космонавт осуществлял сближение с

беспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое

суток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился , а два

дня спустя благополучно сел и Береговой .

В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома

Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и

"Союз-5"(Б.В.Волынов , А.С. Елисеев , Е.В. Хрунов). На орбите корабли

состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз

будущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих пор

удерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершили

переход из корабля в корабль , правда довольно странным образом -

через открытый космос . В официальных документах сказано , что так

и планировалось , но у меня по этому поводу большие сомнения ,

возможно такое решение было принято из-за того , что не была

обеспечена герметичность перехода .

В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех

кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и

"Союз-8" , которые совершили совместный полет , взаимные

маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены

эксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе.

Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток , а для

серьезной работы на орбитальных станциях ( и , в перспективе , для

межпланетных полетов ), требовалось гораздо больше . Работы по

продлению сроков полета уже велись , так , был запущен биоспутник

с двумя собаками на борту , которые провели в космосе 22 дня ,

проводилась серия наземных экспериментов по моделированию

невесомости . В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет -

А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и

благополучно вернулись на землю . Сейчас это звучит смешно , но

тогда их называли "космическими долгожителями" , ведь влияние

невесомости на организм человека было еще плохо изучено и такой

полет требовал изрядной доли мужества.

Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемой

космонавтики , приведших в скором времени к созданию первых

орбитальных станций ( о них позже) , а посмотрим на один

малоизвестный ( до последнего времени ) , но интереснейший эпизод

нашей космической истории.

Лунная гонка

Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых

г.г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене.

Сначала приступили к проектированию облетного корабля , которое

велось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект

"королевцев" предусматривал вывод частей корабля на околоземную

орбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и

полетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чего

необходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель

"Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проект

облета Луны , а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднее

руководство обеими программами сосредоточили в ОКБ Королева .

Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон"

и разгонного блока , которые выводили на облетную траекторию

корабль , сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для

уменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системы

сближения и стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будут

находится в спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в

сидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителей

Луны .

Корабли предназначенные для высадки должны были выводится на

орбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей

ракеты составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделать

минимальным - 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек

понадобилась система , массой 135 т.).Это было довольно рискованно

т.к. на Луну высаживался всего один космонавт , и в случае

возникновения "нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут

смертельно опасным могло стать даже случайное падение на спину - в

громоздком скафандре человек не мог подняться без посторонней

помощи ) . Лунный корабль , получивший обозначение Л3 , предполагалось

построить на базе "Союза" .

Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различные

проекты , американцы уже приступили к изготовлению и испытанию

опытных образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадки

на Луну была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате

мы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на

максимальное использование уже существующих агрегатов , это

конечно ускоряло сроки постройки и испытаний , но и утежеляло

носитель и корабль . Так , двигателей нужной мощности у нас тогда

выпускать не могли , а технологическое переоснащение производства

заняло бы слишком много времени . В результате в первой ступени Н-

1 было помещено 30 двигателей , что не способствовало ни снижению

массы системы . Из-за подобных издержек Н-1 , имел почти такую же

стартовую массу , как американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750

и 2800 т. соответственно) , имея грузоподъемность 97 т. против 135 т.

у "Сатурна". (Кстати , ракета "Сатурна-5" была построена под

руководством ... Вернера фон Брауна - создателя Фау-2 ).

Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,

возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным

"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считал

необходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород и

водород , дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал ,

что необходимо использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водород

имеет слишком маленькую плотность , и потребует слишком больших

топливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне

ядовиты , и такая система могла нанести огромный урон окружающей

среде. В результате всех этих споров Глушко отказался делать

двигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова ,

разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели . В

результате двигатели были сделаны , но потеряно много времени (не

будем забывать , что шла настоящая гонка) . В самый разгар работ

по лунному носителю и кораблям умер С.П.Королев , что также не

могло не сказаться на ходе работ.

Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании

"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника

кораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-

8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны

и программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был

потерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев с

высадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту не

сворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников.

Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и

были неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5

месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное

выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула на

стартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На ее

восстановление понадобилось много времени , и следующий старт

состоялся только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре

1972г. - запуск наконец состоялся но на 107 секунде из-за

неисправности полет пришлось прекратить.

К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадка

на Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена

и наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными . Но после

неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегося

катастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалось

оправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работы

были заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Три

готовые ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отряд

космонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытым

музеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основная

часть техдокументации к проекту.

Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторон

рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская

экспедиция , а как своего рода спортивное мероприятие , призванное

еще раз продемонстрировать высокий научно-технический потенциал

державы. Почему нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась и

недооценка соперника : после наших громких достижений (первый спутник

, первый человек в космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наши

ракетно-космические "фирмы" позволили себе долго раскачиваться и

спорить друг с другом , тогда как американцы резко "пошли в отрыв"

и опередили нас. К концу 60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику

- реформа Косыгина благополучно заглохла и экономика страны

фактически уже тогда находилась в кризисе ( который ярко проявился

во время перестройки) , и существовала в основном за счет продажи

за границу нефти , газа , леса и других природных ресурсов. Экспедиция

на Луну оказалась слишком дорогим удовольствием (американцы

потратили на свою программу более 25 млрд.$) ,которое наша страна

уже не могла потянуть ( если вспомнить проходившие в то время

дорогостоящие "стройки века").

После высадки на Луну американцев официально было объявлено , что

у нас другая программа исследования космоса - с помощью

автоматических аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли наши

автоматы в исследовании других планет.

Автоматы исследуют планеты

Луна

После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны

космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы

были брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-

ых годов начались работы по созданию аппарата , способного совершить

мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна

за другой пять станций , но осуществить посадку не удалось -

аппараты разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно

осуществить т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется

ювелирной работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну

наконец осуществила станция

"Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности

. Вопреки ожиданиям ученых , считавших , что Луна покрыта пылью ,

грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а

на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять

месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,

гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в

области полетов автоматов. В том же году был запущен первый

искусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из

которых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну.

В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб

грунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в

руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их

американских коллег они появились после успешных полетов

астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24"

также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и

морского района соответственно. В 1974г. были запущены также два

искусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые

провели длительные исследования Луны и околоземного пространства.

Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны

безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов.

В ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только

без возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны

шестиколесный "Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый

оператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км .

Он передал на землю отличные телеизображения и результаты

изучения физических свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией

"Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", который

провел аналогичные исследования в другом районе Луны .

Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были

созданы в КБ , которым руководил талантливый конструктор и

организатор Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что

можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин , не

подвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные

полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых..

Марс

Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в.

когда были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о

существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили

, что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего

столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении

спутников Марса , поскольку особенности их движения и расчеты

показывали , что марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты ,

как оказалось позднее , были ошибочными) .

Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в

1962г. - это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195

тыс.км. от планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до

этого).Но планомерные исследования красной планеты начались только в

70-ые г.г. , когда появились достаточно мощные ракеты носители и

совершенная автоматика.

В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу

требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции

"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных

спутников планеты . К этому моменту там уже кружился американский

аппарат "Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса .

Дело в том что наш аппарат , который должен был стать

искусственным спутником марса , и который "Маринер" не смог бы

обогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на

траекторию полета к планете , и более легкий американский аппарат

обогнал по дороге наши станции.

"Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-

3" отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории

посадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать

"картинку" с поверхности , но , по до сих пор невыясненной

причине , сигнал с поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом

наших исследователей преследовало просто фатальное невезение .

Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и

передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них

ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К

тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из

строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато

наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты

в инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне

радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в

200 раз меньше земного ) у поверхности планеты.

В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу

были хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли

из-за ограничений по массе. Тогда было принято решение

использовать две станции вместо одной - "чистый" спутник и

станцию , которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и

летела бы дальше не тормозясь у планеты . Для надежности таких

пар следовало запустить две.

Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти

невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну

целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется ,

что в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций

чрез год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя

.Да , подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было

нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать

американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить

изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -

ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и

успеют передать на Землю ценную информацию.

В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и

"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая

космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель

и станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту

искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше

расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу

планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и

определил ее химический состав. Незадолго до посадки связь с

аппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от

станции но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким

образом программа полета в основном выполнена не была.

После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу

наступил длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем ,

что велась интенсивная разработка проекта доставки на землю

марсианского грунта.

Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а

нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на

разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных"

КБ. Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка

в работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли

к выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне

развития техники практически нереально , и его закрыли.

В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу -

программа "Фобос". Аппараты должны были исследовать с

околомарсианской орбиты планету и ее спутники. Впервые предполагалась

доставка исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была

бы не просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка

на астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению ,

этот проект стал продолжением наших марсианских неудач.

Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа

, которая должна была включить один научный прибор . Но в

составлявший ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на

станции была отключена система ориентации . Солнечные батареи

отвернулись от Солнца , аккумуляторы разрядились и связь с

аппаратом была потеряна. Вторая станция успешно дошла до цели и

вышла на орбиту спутника Марса . Путем хитроумных баллистических

маневров станция подошла к Фобосу и по его фотографиям начали

выбирать район сближения . Неожиданно станция не вышла на

очередной сеанс связи , после напряженной работы удалось поймать

сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что послужило причиной

потери связи со станцией буквально "на ровном месте " , остается

загадкой.

Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка

запуска станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не

вышла на траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.

Венера

При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут

приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился

полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще

неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования

Венеры , сведения о которых до полетов космических станций вообще

были очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом

облаков , под которое не могут заглянуть никакие телескопы.

Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в

начале 1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции

входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г.

возле Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая

планету , а станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый

аппарат , который разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-

4" доставила к планете спускаемый аппарат , рассчитанный на давление

в 10 атм.. Он спускался до высоты , где давление достигало 18 атм.

, а затем разрушился . Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и

"Венера 6" также не достигли поверхности планеты , будучи

раздавлены в атмосфере , хотя были рассчитаны на 25 атм.

В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец

поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23

мин. Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а

температура - около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая

посадка в плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений

но трудности по обеспечению работы аппаратов в поистине адских

условиях делают исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что

если бы конструкторы с самого начала знали , с какими условиями

они столкнутся , то они не взялись бы за это дело.

В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность

планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты

станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР

М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить

изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить

условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.

спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на

Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской

поверхности .

Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные

изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к

утренней звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" ,

спускаемые аппараты благополучно достигли поверхности , но

произвести съемку не удалось - не сбросились защитные крышки

фотокамер . Не удалось произвести и анализ грунта - не сработал

грунтозаборник . Конструкцию усовершенствовали и в 1981г. станции

"Венера - 13" и "Венера -14" успешно выполнили программу - исследовали

образцы грунта и передали на землю цветные фотографии Венеры.

В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера

-15" и "Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование ,

что позволило создать довольно подробные карты северного полушария

планеты .

В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором

приняли участие , помимо советских ученых , ученые из франции и

других стран . В следующем году посадочные аппараты станций

осуществили исследование атмосферы планеты и взяли пробы грунта.

Помимо спускаемых аппаратов на Венеру были впервые доставлены

аэростаты , которые дрейфовали в атмосфере на высоте около 50км и

изучали атмосферу планеты . Изготовить эти воздушные шары было

непросто , если учесть , что облака Венеры состоят из

концентрированной серной кислоты !

После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1"

и "Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с

кометой Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли

на расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и

передали на землю его цветное изображение - оно оказалось

бесформенным куском льда , и провели исследования в различных

диопазонах длин волн.

Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с

Марсом . Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень

преуспели в исследовании этой планеты - они ограничились в основном

исследованиями с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому

соревнования у нас с ними здесь не было и политики не

вмешивались в осуществление программ , которые строились в основном

следуя запросам ученых , желавших исследовать утреннюю звезду чтобы

лучше понять механизмы формирования и эволюции нашей Земли и всей

Солнечной системы.

Орбитальные станции

Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути

освоения космоса должно было стать создание на орбите большого

орбитального комплекса , на котором можно било бы проводить

различные долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для

полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития

космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав ,

но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились

на этот путь.

В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире

долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный

аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон"

.Через несколько суток была произведена стыковка со станций

корабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались

- этот полет был испытательным для проверки систем сближения и

стыковки и продлился всего сутки.

Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со

станцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и

В.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . После

расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на

станции и провели различные эксперименты ( в основном биологические).

На станции находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма

- телескоп "Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1".

Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгого

пребывания в невесомости космонавты каждый день занимались

физическими упражнениями на специальных тренажерах . Одним словом ,

первая экспедиция на "Салют" стала прообразом современных (и

будущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе.

К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано

в сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила

экипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была

самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики

. Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого

аппарата - тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и

космонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофы

старт , стыковка и расстыковка со станцией , посадка выполняются

космонавтами только в аварийных скафандрах .

Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его

борту было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня

. В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из

космоса . В том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и

биологические эксперименты , начатые на станции "Салют".

В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций -

через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция

"Салют-3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался

"Союз-14" с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту .

Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико-

биологические эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных

диапазонах длин волн.

Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но

имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте "

был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили

научные исследования , а также ели , спали и занимались

физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека ,

соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из-

за малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не

возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность

ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего

комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая

последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще

вернутся.

Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил

сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка

через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По

официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные

ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли

проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС

скромно умолчал.

Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны

были ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все

дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек

в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия

долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические

эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух

пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном

в конце 1974г.

Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г.

Экипаж "Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в

космосе более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В

ходе полета изучалось воздействие невесомости на организм

человека . Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы

, не дающие ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр ,

позволяющий "держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо

этого изучались рост и развитие в невесомости простейших организмов

, многострадальных дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были

проведены также исследования вселенной в рентгеновском и

инфракрасном диапазонах , невозможные с земли , исследования солнца с

помощью специального телескопа и спектрометров , а также

зондирование верхних слоев земной атмосферы.

В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и

В.И .Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был

фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во

время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты ,

так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а

также астрофизические исследования . О достижениях нашей космической

медицины красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий

день после полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда

как за 5 лет до этого возвращение на землю после 18 суточного

полета Севастьянов и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких

пресс-конференциях не могло быть и речи ). Космическая медицина до

сего дня остается одной из передовых областей науки , в которой

наша страна "впереди планеты всей".

Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная

в июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49

суточная - Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная -

В.В.Горбатко и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были

продолжены биологические , астро- и геофизические исследования ,

начатые в предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также

большую работу по съемке из космоса поверхности земли ( одно из

наиболее "доходных" практических применений космонавтики в наше

время) и эксперименты по выращиванию кристаллов в невесомости (

сулящее большие доходы).На станции "Салют-5" впервые была применена

гироскопическая система управления ориентацией станции .

На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою

основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что

человек без ущерба для здоровья может длительное время находится

в космосе. В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная

станция нового поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных

узла , что позволяло наряду с основными экспедициями организовать

экспедиции посещения , а также пристыковывать к станции транспортные

корабли . Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы

в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим -

порядка нескольких лет( станции первого поколения летали максимум

год ) .

На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5

основных экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода

), 74 суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35"

(Л.И.Попов , В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз

причаливал транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на

базе "Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения (

продолжительностью от 3 до 12 суток).В том числе были

осуществлены полеты по программе "Интеркосмос" космонавтов из

Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии ,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В

ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на орбите был собран комплекс

, состоящий из орбитальной станции и двух кораблей , и пилотируемый

четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в

новом скафандре "Орлан" , перестыковка кораблей с одного узла на

другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов и В.В.Рюмин после почти

полугодового пребывания в космосе возвратились на другом корабле -

"Союзе-34" , прибывшем с Земли в автоматическом режиме. В ходе

полета советско-болгарского экипажа (Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов)

стыковку со станцией выполнить не удалось из-за отказа главного

двигателя корабля. Космонавтам , однако , удалось благополучно сесть

используя запасной двигатель , чем еще раз подтвердилась высокая

надежность корабля "Союз". Из научных экспериментов следует отметить

работу первого космического радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на

станцию "Прогрессом-7" . Использование космических радиотелескопов

сулит астрономам много открытий но до сих пор эти исследования

ведутся не очень активно : из крупных инструментов мне известен

помимо КРТ-10 лишь спутник "Астрон" (работавший в 80-ых гг.) .

В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" -

модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех

человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может

показаться странным , что в то время , как американцы работали над

гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли

усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще

при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на

одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого -

ведь корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно

надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все

экипажи благополучно достигали родной планеты. ( действительно ,

система "Союз" является пожалуй самой безопасной из когда-либо

созданных пилотируемых систем - это показал его двадцатипятилетний

опыт "безаварийной " эксплуатации , недаром , в качестве аварийного

спасательного средства для новой станции "Альфа" предусмотрен именно

"Союз-ТМ").

"Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией.

"Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом

варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со

станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной

экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза-

Т3" (Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили

ремонтные работы в космосе , позволившие продлить срок работы

станции и провести на ней еще одну длительную экспедицию.

В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по

конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4

длительные экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые

полеты уже стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том

числе советско-французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на

солнце и ее аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и

В.Савиных , причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью

реанимировать комплекс - эта операция по вводу в строй практически

полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет

аналогов.

В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового

поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил

корабль "Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких

месяцев работы на "Мире " космонавты совершили межорбитальный

перелет и причалили к "Салюту-7", где продолжили исследования , не

завершенные из-за болезни командира предыдущего экипажа , после чего

возвратились на "Мир" . После этого "Салют-7" был законсервирован , и

переведен на более высокую орбиту , на которой должен был

находится до 2000г. , однако вследствие увеличения активности Солнца

воздух в верхних слоях атмосферы поднялся выше и стал тормозить

движение станции сильнее , чем предполагалось , вследствие чего уже

в 1992г. станция упала на Землю в районе Анд (причем она не

полностью разрушилась в атмосфере и ее обломок был найден в

нескольких десятках километрах от Буэнос-Айреса ) .

В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но

эта история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом

остановится и подвести кое-какие итоги.

Эпилог

Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой

стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом

развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это

понятие не относится. Именно в это время были проведены

крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные

орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила

уникальный опыт , который будет использоваться и в следующем

веке . Именно в это время были заложены основы для практического

применения космонавтики : космические снимки широко используют ныне

метеорологи , геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о

военных) , нет нужды доказывать необходимость спутников связи ,

навигационных спутников , очень перспективным остается выращивание в

космосе сверхчистых кристаллов для электроники .

Помимо этих очевидных практических выгод исследования ,

проводимые на спутниках и орбитальных комплексах , исследования

других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной

, о Солнечной системе , о нашей собственной планете , понять наше

место в этом мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение

Космоса для наших чисто практических нужд , но и фундаментальные

исследования на космических обсерваториях , и исследования планет

нашей Солнечной системы .

Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться

силами только одного , даже очень экономически мощного

государства , поэтому международное сотрудничество в них просто

необходимо. Я намеренно не написал в этой работе о программах

"Союз" - "Аполлон" , "Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного

разговора . Это история уже не просто советской космонавтики , а

космонавтики Земной , ставшей общенациональной.

Литература

“Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва

“Известия” 1981г.

“Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” (

хроника) , Москва “Известия” 1981г.

С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль”

1988г.

Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение”

1989г.

“Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” (

творческий портрет

по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987

г.

И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва

“Детская Литература” , 1957г.

Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская

Литература” , 1990г.

а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia”

Журнальные статьи :

Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2

В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”,

1990г. - 8

С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” ,

1993г.- 5

С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника

молодежи” , 1993г.- 4

И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне”

//“Техника молодежи” , 1992г.-8

ё

[pic]


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.