РУБРИКИ

История (шпаргалка, Томск, 2003г.)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История (шпаргалка, Томск, 2003г.)

необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства

русского общества. Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате

Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был

присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало

окончательное признание Екатерины II русским дворянством. Работа Комиссии,

продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, она была

распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового

уложения.

12 Проекты и попытки реформ Александра 1.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь

осуществить радикальную реформу политического строя

России путем создания конституции, гарантировавшей

всем подданным личную свободу и гражданские права. Он

сознавал, что подобная «революция сверху» приведет

фактически к ликвидации самодержавия и готов был в

случае успеха удалиться от власти. Однако он также

понимал, что нуждается в определенной социальной

опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было

избавиться от давления как со стороны заговорщиков,

свергнувших Павла, так и поддерживавших их

«екатерининских стариков». Уже в первые дни после

воцарения Александр объявил, что управлять Россией

будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля

1801 был создан Непременный совет —

законосовещательный орган при государе, получивший

право опротестовывать действия и указы царя. В мае того

же года Александр внес на рассмотрение совета проект

указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены

Совета дали понять императору, что принятие подобного

указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому

государственному перевороту. После этого Александр

сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу

своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А.

Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко

времени коронации Александра (сентябрь 1801)

Непременным советом были подготовлены проект

«Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу

жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских

прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная

безопасность, гарантия частной собственности и т. д.),

проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет

продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа

крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В

ходе обсуждения проектов обнажились острые

противоречия между членами Непременного совета, и в

результате ни один из трех документов обнародован не

был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи

государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее

рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению

20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах»,

разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и

закреплять за ними землю в собственность, что впервые

создавало категорию лично свободных крестьян.

Параллельно Александр осуществлял административную

реформу и реформу образования.

Второй этап реформ

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус

власти и стал находить преимущества в самодержавном

правлении. Разочарование в ближайшем окружении

заставило его искать опору в людях, лично ему преданных

и не связанных с сановной аристократией. Он приближает

к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де

Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М.

Сперанского, которому Александр поручил разработку

нового проекта государственной реформы. Проект

Сперанского предполагал фактическое преобразование

России в конституционную монархию, где власть государя

была бы ограничена двухпалатным законодательным

органом парламентского типа. Реализация плана

Сперанского началась в 1809, когда была отменена

практика приравнивания придворных званий к

гражданским и был введен образовательный ценз для

гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден

Государственный совет, заменивший Непременный.

Предполагалось, что изначально широкие полномочия

Государственного совета будут затем сужены после

учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в

Государственном совете обсуждались предложенные

Сперанским планы финансовой, министерской и

сенатской реформ. Реализация первой из них привела к

сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было

завершено преобразование министерств. Между тем сам

Александр испытывал сильнейшее давление придворного

окружения, включая членов его семьи, стремившихся не

допустить радикальных реформ. Определенное влияние на

него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой

России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод

императору усомниться в правильности избранного им

пути. Немаловажное значение имел фактор и

международного положения России: усиливавшееся

напряжение в отношениях с Францией и необходимость

подготовки к войне давали возможность оппозиции

трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как

антигосударственную, а самого Сперанского объявить

наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что

склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший

в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

13 РОССИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПЕРЕПУТЬЕ: ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО

ПЕРЕУСТРОЙСТВА РОССИИ (1-й четверти 19 в.). В первой половине ХIХ в. в

политической мысли России шла кропотливая работа по выбору исторического

пути развития страны. Был поставлен вопрос о государственном переустройстве

России, в решении которого принимал участие Александр I, и его сановник M.

M. Сперанский. Но император отверг предложения последнего о разделении трех

властей: законодательной, исполнительной и судебной по европейскому

образцу, хотя они и сохраняли самодержавную власть монарха. В 1825 г. с

открытого выступления декабристов начинается освободительное движение в

России. Дворянские революционеры предложили два варианта преобразования

России: конституционная монархия (Н. M. Муравьев) и республика (П. И.

Пестель), но и этим проектам не суждено было осуществиться.

14 Внутренняя политика Николая 1.

У Николая 1, ставшего императором в декабре 1825 г.,

не было да­же намерений, связанных с изменением

государственного строя России. Для укрепления

существующего порядка под руководством М.М.

Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г.) во II

отделение Собственной его императорского величества

канцелярии были подготовлены за 1649-1826 гг. (1830) и

(1833). Новый

самодержец усиливал карательный аппарат. В июле 1826

г. было учреждено III отделение Собственной е.и.в.

канцелярии руководства тайной полицией, которое

возглавил граф А.Х. Бенкендорф. 0н же стал шефом

корпуса жандармов, созданного в 1827 г. Собственная

е.и.в. канцелярия с новыми отделениями постепенно

при­обретала черты органа верховной власти. Отделения

канцелярии (их коли­чество менялось) заведовали

важнейшими отраслями государственного уп­равления.

6 декабря 1826 г. был образован секретный комитет

под председа­тельством графа В.П. Кочубея. Комитет

подготовил ряд законодательных проектов, автором

большинства из которых был Сперанский ( перестройке

высшего и местного управления, о сословной политике,

по крестьянскому вопросу).

Крепостное право А.Х. Бенкендорф назвал

. Секретные

комитеты по крестьянскому вопросу готовили в 30-е годы

проекты постепенного освобождения помещичьих

крестьян. В этой работе участвовали граф П.Д. Киселев,

князь И.В. Васильчиков,

М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин и др. Однако проекты не

были одобрены, и единственным законодательным актом

стал Указ от 2 апреля 1842 г. .

Помещикам разрешалось предоставлять освобождае­мым

крестьянам земельные участки , за пользование которыми

крестьяне обязывались выполнять определенные

повинности. Для реформы управления государственными

крестьянами в мае 1836 г. было создано V отделение

Собственной е.и.в. канцелярии. В декабре 1837 г. его

преобразовали в Министерство государственных

имуществ. Возглавивший министерство П.Д. Киселев

провел в 1837-1841 гг. реформу, автором которой он

являлся.

Деятельность многочисленных секретных комитетов и

реформа П.Д. Киселева свидетельствовали о том, что

перемены назрели. Но проекты ре­формы крепостных

отношений отвергались при обсуждении в

Государствен­ном совете.

Николай 1 считал, что условия для освобождения

помещичьих крестьян еще не созрели. Главным

средством достижения политической стабильности в его

царствование оставалось укрепление

военно-бюрокра­тического аппарата в центре и на местах.

15 Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX

в.

После восстания декабристов в России стали возникать тайные кружки, которые

считали, что необходимо продолжить дело декабристов. Тайные кружки в Москве

создавали Герцен, Огарев, Белинский. В общественно политической мысли в 30-

е(40-е годы XIX в. проявилась идеология различных классов и сословий.

В 1832 г. министр просвещения С.С. Уваров разработал «Теорию официальной

народности», которая выдвигала три лозунга: «православие, самодержавие,

народность». Теория доказывала, что в самодержавной России, сохраняется

«лучший порядок вещей». Проводниками этой теории были профессора

Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что

благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет

тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право,

конечно но «хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они

смогли сделать это сами». Идеология либеральных помещиков и зарождающейся

буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов. Общее между

ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права

«сверху», путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за

сохранение помещичьего землевладения.

«Философическое письмо» П.Я. Чаадаеву.

«Философическое письмо» написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой

светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование.

Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее

состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в

православной форме, которые восприняло дух разлагающейся

бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие

отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после

смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к

жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм

византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского

пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил,

что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если

Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна

указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное

начало.

Западники. Умеренные ( Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д.

Кавелин. Радикальные ( А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. Они

отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-

бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что

правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора

налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на

стадии, которую запад уже прошел. Также считали что Петр I «спас Россию».

Деятельность Петра была первая фаза обновления, хотя он полностью и не

ликвидировал отставание от запада. Они думали что в России со времен должны

утвердится европейские порядки: конституционный строй ( форма правления по

западно-европейскому образцу, с определенными политическими свободами

слова, печати и т.д.

Славянофилы. И.В. и П.Б. Киреевские, К.С. и П.С. Аксаковы, А.С. Хомяков.

Николаевскую политическую систему с ее «немецкой» бюрократией рассматривали

как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I,

осуждали чиновничью бюрократию. Они считали что русский народ никогда не

претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь

строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть

московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским

собором. Это сохраняло сильную дееспособную власть, однако создавало

моральные ограничения для злоупотреблений. Государство представляло собой

большую общину. По общинному принципу были организованы сходы,

препятствующие единовластию в моральном плане. Петр I раздробил единый

народ на отдельные группы, противопоставив дворянство народу. Раздробленные

народ уже не мог ограничивать единовластие и как следствие, самодержавие.

Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей

степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что

народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу

совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть

путем возрождения человечества, в том числе и «загнивающего

индивидуалистического» запада.

Теория «русского социализма» А.И. Герцена. В 30-е-40-е Герцен занимается

литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за

свободу личности, протест против насилия и произвола. В 1847 г. он уезжает

за границу в Лондоне основал «Вольную типографию», выпустил восемь

сборников «Полярная звезда». Герцен убедился, что исторический опыт запада

России не подходит и начал искать какое-то новое общественное устройство,

создал теорию «общинного социализма», имевшую колоссальное значение в

русской истории. При нем не будет частной собственности и эксплуатации.

Основной ячейкой социализма явится крестьянская поземельная община, которая

живет по социалистическим принципам.

16 Крестьянская реформа, ее подготовка и проведение. Положение «19 февраля

1861 г.». В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в Росси достиг своей

кульминации. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли,

консервировало низкий уровень сельского хозяйства. Росли недоимки крестьян,

увеличивалась задолженность помещиков кредитным учреждениям.

Впервые о необходимости крестьян император заявил в речи, произнесенной в

1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза

о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до

того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г.,

когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской

реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект,

разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С

некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы

в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и

одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого

секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу

(1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел

Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах

обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в

созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.).

Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где

наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны

(полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект

Полтавского ( черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время,

крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина ( наиболее

последовательно отражавший проекты степной зоны ( промежуточный вариант.

Манифест «19 февраля 1861 г.» предоставлял крестьянам личную свободу и

общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом,

заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома

помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место

жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община.

Крестьянство ( единственное сословие, которое платило подушную подать,

несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В

«положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три

полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них

устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В

этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с

помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных

грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика

и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора

привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были

значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у

крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их

земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица,

заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне

были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей

устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из

соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда.

80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить

ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты

крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно

обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять

некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел.

Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с

некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с

небольшим увеличением в остальных губерниях (положение от 26 июня 1863 г.)

В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу

царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет.

Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в

их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная

оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в

среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне

получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности.

17 Эпоха великих реформ в 60-70гг. 19в.

Земская реформа. Согласно положению вводились бессословные выборные органы

местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на

трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и

губернских земских собраний) и исполнительных (уездных

и губернских земских управ). Выборы в земские

распорядительные органы – собрания гласных (депутатов)

– проводились на основе имущественного ценза, по

куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из

владельцев земли от 200 до 800 десятин или

недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая

курия (городская) объединяла собственников городских

промышленных и торговых заведений с годовым оборотом

не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не

менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии

(сельских крестьянских обществ) были многостепенными.

Земские собрания избирали исполнительные органы –

земские управы – в составе председателя и нескольких

членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их

деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они

несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за

своевременные поставки продовольствия, за качество

дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое

другое.

Городская реформа ( в продолжение земской ).

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение",

по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное

самоуправление - городские думы, избираемые на четыре

года. Городская дума (распорядительный орган) избирала

свой постоянно действующий исполнительный орган -

городскую управу, состоявшую из городского головы (так

же избираемого на четыре года) и нескольких членов.

Городской голова был одновременно председателем и

городской думы и городской управы. Городские думы

находились под контролем правительственных

чиновников.

Судебная реформа. В числе реформ одно из первенствующих мест,

несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко

продуманная реформа имела сильное и непосредственное

влияние на весь строй государственной и общественной

жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно

ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной

власти от административной и обвинительной,

публичность и гласность суда, независимость судей,

адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

- суд делается устным и гласным;

- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

всякого участия административной власти;

- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

-дело по существу может разбираться не более

как в двух инстанциях.

- по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с

лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий;

- устраняется канцелярская тайна;

- и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах

присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов,

составляемых из той же корпорации.

Военная реформа. Военное управление подверглось также

преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные

поселения. Были отменены унизительные телесные

наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня

общего образования офицеров армии посредством реформ

военных учебных заведений. Были созданы военные

гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком

обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная

воинская повинность. Таким образом, результатом реформы стало создание

небольшой армии мирного времени со значительным

обученным резервом на случай войны.

Финансовые реформы.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной

операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро

нуждались промышленность и транспорт.

Государственный бюджет страны испытывал хронический

дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6

млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн.

руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи

иностранных займов, выпуска дополнительных

казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям

курса рубля.

Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя

внимание царя. Особенно важное значение имело в этом

отношении издание нового и общего устава российских

университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по

инициативе министра народного просвещения А.В.

Головкина, участвовала особая комиссия при главном

правлении училищ, составленная преимущественно из

профессоров Петербургского университета. Устав

предоставлял университетам довольно широкую

автономию: вводилась выборность ректора, деканов,

профессоров, университетский Совет получил право

самостоятельно решать все научные, учебные и

административно-финансовые вопросы. А в связи с

развитием университетов, соответственно быстрыми

темпами начала развиваться наука.

Реформы в области печати. Глубокое и благотворное влияние на развитие

общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году

правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава.

После разрешения в 1858

году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и

деятельность правительства резко возросло количество

периодических изданий (1860 год – 230) и наименований

книг (1860 год –2 058).

18 Социально-экономическое развитие России в начале XX в.

Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство.

Сохранялось сословная градация общества и привилегированное положение

отдельных социальных групп. Быстрое развитие промышленности ускорило

образование классов капиталистического общества ( буржуазии и пролетариата.

Формирующийся слой предпринимателей был тесно связан с самодержавием,

поскольку получал значительны льготы и пользовался протекционистскими

мерами правительства. Вместе с тем всевластие дворянства сочеталось с

глубоким кризисом помещичьего землевладения, которое в основной массе так и

не смогло приспособится к новым условиям хозяйствования, установившимся

после реформы 1861 г. Кризис помещичьего землевладения, который был

несколько смягчен, но не ликвидирован, подрывал экономические основы

положения дворянства. На рубеже XIX - XX в. основная масса дворянства была

уже безземельной и жила уже исключительно за счет службы. Безземельные и

малоземельные дворяне не могли нести всю массу расходов, связанных с их

высоким сословным положением. Противоречия между высоким сословным

статусом, одной стороны, и ограниченными экономическими возможностями, с

другой, постепенно подрывало основы корпоративного самосознания. Вместе с

тем, дворянство все в меньшей степени соответствовало своей главной задаче

( быть опорой престолу. Крестьяне были основным податным и бесправным

сословием. В деревне наметился процесс социального расслоения: кулаки и

зажиточные. Все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. В

России буржуазия играло не значительную роль (не выработало единых

политических требований) поддержало самодержавие, выдвигая проект умеренных

образований. Пролетариат формировался за счет выходцев из беднейших слоев

города и деревни. Условия труда рабочих ( тяжелые: самая низкая з/п, самый

продолжительный рабочий день, плохие жилищные условия, отсутствие развитого

рабочего законодательства, которое только начинало складываться.

Духовенство было еще одним привилегированным сословием. Православное

духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным

состоянием общества. Развитие промышленности. Возникновение новых

промышленных районов.

Капитализм в промышленности прошел в три стадии: 1. Мелкотоварное

производство (в основном крестьянские промыслы), 2. Капиталистическая

мануфактура, 3. Капиталистическая фабрика, когда возникает машинная

индустрия. В начале 80-х годов Россия завершился промышленный переворот.

Машинный труд вытеснял ручной. Широко использовались паровые машины и

механические станки. Появились новые промышленные центры. За вторую

половину XIX века добыча угля возросла почти в 30 раз, а нефти ( в 700 раз.

Возникали фабрично-заводские поселки.

Развивалось железнодорожное строительство. В середине 50-х годов XIX в.

построена Николаевская железная дорога, которая связала Москву с

Петербургом. В конце 70-х годов началось железнодорожное строительство на

окраинах России: в Закавказье, Средней Азии, Сибири. Инициатором

«железнодорожного бума» был министр путей сообщения С.Ю. Витте. В 90-е годы

шло строительство транссибирской железнодорожной магистрали.

19 Народничество.

Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с

60-х годов, пережив расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к

80-90-м годам сошло с политической сцены.

В начале (( века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение

эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от

идеологии народников 70-х годов 19 века. Революционеры-народники вступили в

борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали

идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию

капитализма, перейдя сразу к социализму. В 40-60 годы эти взгляды развивали

Герцен, Петрашевцев, Чернышевский. Однако, капиталистическое развитие

России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести

борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя,

ограниченным просветительством. Таким образом, если перед революционерами-

демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед

революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос

и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса.

Двойственность задач обуславливала двойственность и противоречие

практических действий и теоретических воззрений народничества. Считая

капитализм реакционным, народники считали, что Россия должна перепрыгнуть

через него во имя интересов крестьянства и царства свободы, отрицали

буржуазные черты, присущие послереформенному крестьянству. Одновременно они

выражали и демократические, прогрессивные тенденции в развитии общества,

борясь за социалистическое равенство, отстаивали объективно крестьянскую

мелкобуржуазную демократию, ибо в России преобладал класс мелких

производителей. Идеологи народничества воплощали последовательный, боевой,

объективно-революционный крестьянский демократизм и демократизм

мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.

По мере развития революционного движения на первый план попеременной

выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного

движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В

результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные

тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало

революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг.

преобладало либеральное. Противоречия отразились и на идеологии

народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга

народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за

демократическое преобразование страны, за республику и социализм.

Народничество выработало некоторые идейно-политическое направления, которые

пытались осуществить на практике. Главные из них:

1.)пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с Лавровым,

2.)анархистское — с Бакуниным и

3.)заговорщическое — с Ткачевым.

Всем этим направлениям присущи демократические черты. Анархистские взгляды

Бакунина сыграли определенную роль в становлении народничества. Его

взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое истребление

владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа

революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки.

Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался.

Итог: небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на

народную массу.

Теоретические воззрения народников были проверены революционной практикой.

Ошибочные и порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и

использованы борцами с политикой самодержавия.

Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в

народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и

Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России.

Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания

крестьян.

Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было

недоверие со стороны народа.

21 Политические партии. В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав

РСДРП (российская социал-демократическая партия). В программе

предусматривалось 2 этапа революции: 1) программа-минимум - реализация

буржуазно-демократических требований/ ликвидация самодержавия, введение

равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возвращения

крестьянам земель, отмена выкупных платежей, и др./. 2) программа-максимум

– осуществление социалистической революции и установления диктатуры

пролетариата. Однако по программным и организационным разногласиям

произошел раскол на партию большевиков (сторонники Ленина) и меньшевиков

(сторонники Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую

организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру

пролетариата ( установление политической власти рабочих для построения

социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества). Меньшевики

выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с

другими партиями. Партия социалистов-революционеров (эсеры) сложилась в

1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Главной задачей

эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее

крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако

состав партии был преимущественно интеллигентским. Либеральное движение

сформировалось в земствах и городских думах. Они стояли за конституционную

монархию. Вели борьбу против крайностей «справа» (произвол правительства) и

«слева» (деятельность радикалов – революционеров). В программе

предусматривались умеренные политические преобразования (конституционная

монархия и демократические свободы). На основе этой партии была создана

партия кадетов (конституционно-демократическая партия). Их программа

подразумевала модернизацию страны по западно-европейскому образцу и стала

партией оппозиционной царскому правительству. Консервативно-монархические

круги организовали «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела»

(черносотенцы) Они выступали против любых революционных и демократических

выступлений , настаивали на укреплении самодержавия , целостности и

неделимости России, сохранения господствующего положения русских и усиление

позиций православной церкви. В январе 1905г в России началась революция.

Началом её принято считать так называемое «Кровавое воскресенье» (9 января

1905), когда правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к

царю, в котором участвовало более 140 тыс. человек. Петиция к царю

содержала просьбу рабочих об улучшении материального положения и

политические требования – созыв Учредительного собрания и введение

демократических свобод.

22 I демокр-кая революция в России (1904-1907).Первое десятилетие XX в.

стало для Рос-кой империи периодом пробуждения невиданных до того социально-

эк. и полит. фак-ров. Несмотря на то, что рус. пром-ть сделала в эпоху

империализма несомненные шаги по пути эк. прогресса, в хоз-ве империи

накопились очевидные противор. и диспропорции. Реформа 1861 положила начало

разрушению старой эк. системы. Перекачка средств из деревни, рост числа

наемных рабочих в рез-те отмены креп. права позволили России создать мощную

тяжелую и добывающую пром-ть и по произв-ву некоторых важных видов

продукции вплотную приблизиться к передовым капит-ким странам. Вместе с тем

наблюдалось несоответствие роста добыв. и тяжелой пром-ти (поддерживаемых

гос-вом из-за важного стратегич. значения) и роста легкой пром-ти,

оставшейся на уровне мелких предприятий. Кроме того, бросалась в глаза

явная диспропорция м/у форсированным развитием капитализма в пром-ти и

наличием остатков прежней полуфеодальной системы в с/х. Перекосы в эк-ке

обусловили противореч. положение России на междунар. арене. В ранге

империалист. державы она начала в 1904 войну с Японией, но слабость

инфраструктуры, недостат. оснащенность армии и некомпетентность высшего

командного состава обусловили унизительный разгром, по своим последствиям

сопоставимый с поражением в Крымской войне. Русско-яп. война явилась мощным

катализатором полит. процессов внутри Рос-кой империи. Не меньшее число

диспропорций накопилось во внутр. политике и обществ. жизни России.

Развитие капит-ма, сопровождавшееся формир-ем четкого нац-ного самосознания

поляков, литовцев, латышей, финнов, грузин, вошло в противоречие с

абсолютистской концепцией решения национального вопроса. В эпоху

империализма наблюдался колоссальный рост сепаратистских тенденций на

окраинах Российской империи. Неуклонно росло число оппонентов царского

дома. К радикалам-социалистам, занимавшим жесткую позицию необходимости

свержения монархии, добавилось окрепшее либеральное движение. Социалисты

были расколоты на два лагеря: опиравшихся на многомиллионное патриархальное

хоз-во (эсеры) и делавших ставку на энергичный, но малообразованный

пролетариат (социал-демократы). Земская реформа (1864) заложила основы

местного самоуправл. Но логического шага в направлении постройки верхнего

этажа над земствами - Земского собора или парламента, ограничивавшего

власть императора, сделано не было. Как следствие, к середине первого

десятилетия XX в. Россия подошла с разбалансированной социально-

экономической и политической системой, что не замедлило выразиться в первом

в историй России политически осознанном конфликте «власть - общество»,

исключавшем персонификацию событий с личностью императора. Итак, основными

причинами первой русской революции были: нерешенность аграрного вопроса,

сохранение феодального землевладения в деревне при форсированном развитии

капитализма в промышленности; объективная заинтересованность буржуазии в

активном участии при решении важнейших гос. "?" путем создания

парламентской системы; настоятельная потребность перестройки всей

политической системы по образцу буржуазных демократических режимов в

соответствии с развитием плюрализма собственности в хозяйственной жизни;

необходимость изменения национальной политики и придание ей большей

гибкости; ликвидация или смягчение социально-экономического и политического

гнета низших классов российского общества - пролета-риата и кр-ва. Прологом

первой русской революции стал обычный трудовой конфликт на путиловском

заводе, повлекший за собой стачку. 9 января 1905 г. 150-тысячная

демонстрация рабочих, руководимая священником Тапоном, одним из лидеров

«Собрания русских фабрично-заводских рабочих», с пением псалмов и иконами в

руках направилась к Зимнему дворцу. Их встретили оружейными залпами,

погибли более 1200 человек, около 5 тыс. получили ранения. Патриархальная

вера в царя-батюшку была «расстреляна» без видимой на то причины. В ответ

Россия взорвалась невиданным размахом стачечного движения. В январе 1905 г.

бастовало 440 тыс. человек. Если учесть, что до этого число бастующих в год

не превышало 43 тыс. человек, то со всей очевидностью становилось ясно, что

Россия вступила в революцию. Стачки охватили все крупнейшие промышленные

районы России, причем их участники выдвигали в основном политические

требования: свободы слова, собраний, печати, принятия конституции. Начался

процесс политического воспитания широких народных масс. Весной 1905 г.

усилились крестьянские волнения. Беспорядки вспыхнули в черноземных

губерниях, на Украине и на Волге. Крестьяне захватывали и распахивали

помещичьи земли, проводили незаконные порубки в государственных и частных

лесах, отказывались от уплаты налогов. В январе-феврале 1905 г. власти

зарегистрировали 126 крестьянских выступлений, в марте-апреле — 247, в мае-

июне—уже 791. С наступлением праздника 1 Мая возобновились стачки в

городах. Однако в большинстве своем эти стачки выдвигали требования

экономического характера. Тем не менее весной 1905 г. забастовочное

движение могло создать общественную структуру по управлению стачками —

Советы рабочих уполномоченных. Первый такой Совет возник 12 мая в Иваново-

Вознесенске, крупном центре текстильной промышленности. Рост революционного

движения пролетариата и крестьянства, а также поражение в войне с Японией

поколебали вооруженные силы. Ярким примером тому послужило восстание на

броненосце «Князь Потемкин-Таврический», начавшееся 15 июня 1905 г. с

бытового конфликта. Несколько недель спустя броненосец, находившийся до

этого в одесском порту, был вынужден сдаться румынским властям в Констанце.

6 августа были опубликованы Указ «Учреждение Государственной Думы» и

«Положения» о выборах в нее. Функции Государственной Думы ограничивались

«предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений».

Выборы предусматривались многостепенные. Из 143 млн., составлявших

население России, только 4 млн. получили возможность участвовать в выборах.

Подавляющее большинство расценило Указ как грубую подачку и продолжило

акции неповиновения, в рамках которой в начале сентября одновременно у

радикального крыла либералов и социалистических партий возникла идея

всеобщей политической стачки. 19 сентября началась стачка печатников в

Москве. Она стала прологом Всероссийской октябрьской политической

забастовки. В течение сентября в забастовках солидарности участвовала почти

половина всех московских рабочих. В октябре их поддержал пролетариат

столицы. Особенно чувствительным для властей было вступле-ние в

забастовочное движение транспортников и телеграфистов. Провинция тоже

поддержала столицы: забастовка охватила 120 городов России, сотни фабричных

и станционных поселков. Бастовало полтора миллиона человек, страна была

парализована, остро ощущалась неспособность царской власти контролировать

создавшееся положение. Всероссийская октябрьская стачка, таким образом,

явилась кульминационным пунктом развития первой русской революции. В

условиях наступившего равновесия сил, когда царизм оказался неспособным

подавить революционные выступления, а революция еще не смогла ликвидировать

абсолютизм, Николай II 17 октября 1905 г. подписал подготовленный Витте

Манифест. Манифест 17 октября содержал следующие положения: обеспечение

незыблемых основ гражданской свободы «на началах действительной

неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»;

предоставление всеобщего избирательного права; создание законодательной

Думы. Манифест 17 октября стал крупной политической уступкой царизма

революционному движению. Однако в нем ничего не говорилось о судьбе

самодержавия, принципах взаимоотношений императора и Думы, полномочиях

Думы. Обнародованием Манифеста 17 октября революция не завершилась.

Несмотря на явную тенденцию к спаду, до конца 1905 г. продолжалось

стачечное движение в столицах и на периферии. В последние месяцы 1905 г.

возобновилось крестьянское движение. За октябрь — декабрь было

зарегистрировано 1590 крестьянских выступлений, почти столько же, сколько

за первые девять месяцев 1905 г. Наибольший размах движение получило в

Центрально-Черно- земном районе, Закавказье, Прибалтике, на правобережной

Украине. Новыми формами борьбы крестьян с помещиками стали нападения на

усадьбы, грабежи и поджоги, вооруженный отпор полиции, казакам и войскам,

убийство помещиков, удаление сельских должностных лиц я замена их

выборными крестьянскими комитетами. Имперское правительство было вынуждено

пойти на существенные уступки крестьян-скому движению. Царский манифест от

3 ноября 1905 г. возвестил об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906

г. наполовину, а с 1 января 1907 г. — о прекращении их полностью,

Октябрьский подъем революционного движения нашел отражение и в настроении

солдат и матросов. Осенью 1905 г. произошли армейские волнения и восстания

в Кронштадте, Владивостоке, Пе-тербурге, Киеве, Харькове, Баку, Ашхабаде,

Ташкенте. С октября по декабрь было зарегистрировано 89 революционных

выступлений в армии и на флоте. Непосредственным поводом к выступлениям

солдат и матросов было недовольство условиями военной службы. Одним из

самых крупных выступлений оказалось восстание матросов и солдат 11-16

ноября в Севастополе под руководством лейтенанта Петра Петровича Шмидта —

«социалиста вне партии». На сторону восставших перешли 12 боевых кораблей с

полуторатысячным экипажем, а на берегу их поддержали 4 тыс. восставших

матросов и солдат. Однако перевес в силах и отсутствие ясных перспектив

обрекли восстание на подавление. Лейтенант Шмидт и матросы Антоненко,

Гладков и Частник были казнены. Курс на вооруженное восстание взял

Московский Совет рабочих депутатов, в котором с ноября 1905 г. преобладали

большевики. Были созданы так называемые «боевые дружины», насчитывавшие до

1 тыс. человек в начале декабря. Использовав волнения солдат Московского

гарнизона, Совет назначил на 7 декабря всеобщую политическую забастовку с

тем, чтобы перейти к вооруженному выступлению. Несмотря на значительное

большинство бастующих (в первый день бастовало около 100 тыс. человек).

Совету все же не удалось, как в октябре, остановить работу важных отраслей

экономики, в частности железнодорожного транспорта. И, наоборот, властям

существенно укрепившим свои позиции, удалось подавить восстание.

Почувствовав силу в борьбе с радикально настроенной частью общества, власти

решили ужесточить внутреннюю политику. Начались аресты (за декабрь 1905 г.

в Петербурге было арестовано около 2 тыс. человек). К весне 1906 г.

правительственной комиссией был подготовлен Избирательный закон,

необходимый для реализации Манифеста 17 октября. Законом устанавливались

четыре избирательные курии: дворянская, городская, крестьянская и рабочая.

Выборное право было устроено так, что один голос дворянина приравнивался к

трем голосам мещан, 15 крестьян и 45 рабочих. Повсюду, кроме больших

городов, избиратели голосовали за выборных, либо сразу за депутатов Думы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.