РУБРИКИ

История Новгорода

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История Новгорода

История Новгорода

Международный университет

Факультет менеджмента

5 курс

Особенности средневекового Новгорода

Выполнил: Хан О. К.

Москва

2000

ВВЕДЕНИЕ. 3

Источники истории древнего Новгорода. 4

Начало Новгородской истории. 7

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА. 14

Управление древнего Новгорода. 18

ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ. 20

Список литературы. 23

ВВЕДЕНИЕ.

В северо-западной части России, неподалеку от того места, где река

Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород -

ныне центр Новгородской области. Он был свидетелем многих важнейших событий

русской истории. С Новгородом связан процесс образования Древнерусского

государства, становления и развития русской экономики и русской культуре.

Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и

крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был

надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода

уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена,

оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в

новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в

VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины

сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались

связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем,

проходившим по Волхову, Ильменю и Мете.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими

купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания

государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова

сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных

реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного

взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу

государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и

правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь

с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с

половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

Новгород - родина российских республиканских и демократических

традиций. Шесть веков до 1478 г. в городе существовал парламент из членов

аристократических семей, несколько десятков раз за это время вече принимало

общенародный характер. Сегодня журналисты любят проводить аналогию между

новгородским вече и современной Государственной думой. В 1478 г. в

Грановитой (Владычной) палате Кремля бояре присягнули на верность великому

московскому князю: с независимостью Новгороду пришлось распрощаться

навсегда. Объединение Новгородской республики с Московским княжеством

знаменовало собой создание единого русского государства со столицей в

Москве.

В данной работе будет рассмотрена история древнего Новгорода и ее

влияние на политический и социальный уклад этого древнерусского города.

Источники истории древнего Новгорода.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего

Новгорода нужно оговорить те источники , которые дают нам сведения о

прошлом новгородской земли.

Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи -

историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно

,или, как говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси

вскоре после принятия христианства (Х1 - м столетии ). Первым центром

летописания был ,по - видимому Киев ( Киево - Печорская лавра).Чуть позднее

начали составлять летописи в Новгороде.

Интересно заметить, что сведения о Новгороде можно найти в любой

летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи,

написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (Х1-Х111 вв.)

дошли до нас в списках Х1V-XV вв.

Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый

Синоидальный список Новгородской Первой летописи.

К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и

повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи

систематически доводятся до 1333 года, и ,к счастью, в более поздних

списках этой летописи находятся упоминания о событиях , произошедших в

Новгороде до 1015 года.

Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние

списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая ,Пятая Новгородские летописи,

летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись.

Не прекращалась работа над летописями и в XV11 веке. В этот период были

созданы новые большие своды ( Третья Новгородская, так называемые

Погодинская и Забелинская летописи).

Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй

ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой

богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно: бурная

политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к

прошлому способствовали созданию многочисленных летописей .

По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех

или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же можно узнать о порядке

наследования, денежных, дарственных и обменных операциях.

Государственные же акты дают представление о политике новгородских

правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты

Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной

Х111 века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя,

приглашенного на престол.

Существовали также и международные грамоты, в которых

засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями -

Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные

договоры, заключавшиеся после окончания войны. Сохранилось также несколько

десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы

новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом

северогерманских городов.

Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до

нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный,

процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который

служил для судопроизводства.

Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства

Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По

объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти

книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно

разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных

угодий и проч.

В последние десятилетия на первый план выходят источники

археологические. Вот уже полвека с лишним ведутся широкие археологические

работы над культурным слоем Новгорода , который представляет из себя

явление уникальное .

В некоторых местах он достигает глубины 7-8 метров. Учитывая, что

каждый год этот слой поднимался примерно на 1 сантиметр, можно сделать

выводы о возрасте сохранившихся построек и предметов.

Многолетние раскопки открыли неизвестный ранее исследователям мир

средневековых вещественных памятников. Глазам археологов предстали целые

кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными

постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних

предметов - орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие,

ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика,

всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы

пользовались в быту.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами,

ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности

среди населения Новгородской земли .Берестяные грамоты позволили проникнуть

в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового

новгородца .

Начало Новгородской истории.

Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее

Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно

связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в

середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской

государственности. Новгород - родина российских демократических и

республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны.

Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие

упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под

859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных

записей (они появились с Х - Х1 века), а записывали те устные легенды и

сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую

традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала

погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям

нельзя полностью доверять. Таким образом, нельзя безоговорочно доверять

датировке определённых событий 1Х - Х века, которую даёт нам летопись.

Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими

городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после

появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в

Старой Руссе датированы Х1 веком ,когда Новгород был уже довольно крупным

городом.

Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу

Волхва (На территории современного кремля). Лишь позднее это название

распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. На

территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения

окружённые стенами. Позднее они объединились и их жители построили общую

крепость ,получившую название Новгород по отношению к трём старым городам.

В первые века своего существования Новгород был очень небольшим и

сплошь деревянным городом. Новгород расположился на холмистой местности по

обеим сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени

(практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из

берегов реки ) .

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена,

оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в

новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в

VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины

сюда пришло племя словен. Первые жители строили свои дома по берегам, но не

у самой воды а подалее из за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно

Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами,

шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого

новгородского детинца, который был намного меньше современного

новгородского кремля и занимал его северо-западную часть. На

противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка.

Летописные сведения о Новгороде Х-Х1 веков очень скупы, но они

представляют большую ценность. В летописи под 882 годом говорится о походе

князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два

крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда

началась история великого Древнерусского государства.

В летописи под 912 годом содержится сведение о том, что Новгород платил

скандинавам (Варягам) 300 гривен в год "мира деля " то есть во имя

поддержания мира с этим небезопасным народом . В 947 году княгиня Ольга

установила порядок сбора дани с новгородской земли.

Кроме того, сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских

летописях, но и в Византийских. Так Византийский император Константин V11 в

десятом веке писал о руссах, приплывающих из Новгорода в Константинополь на

своих ладьях. Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в

скандинавских сагах. Самые ранние саги о Новгороде появились со времён

княжения в нём Владимира Святославича.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались

связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем,

проходившим по Волхову, Ильменю и Мете.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими

купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания

государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова

сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных

реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного

взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу

государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и

правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь

с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с

половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с

князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения

равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на

границе опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для

дальнейшего движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели

- проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение

восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со

столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель

и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию

нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические

интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной

государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей

племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование

Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им

князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом

стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он

вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения

Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси

перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде

христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в.

здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии

Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение

традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них

дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя

Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский

собор в Киеве.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей

русского средневековья - Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был

посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород

был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель,

принадлежавших Ярославу.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали

князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это

привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять

великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый

претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались

партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило

народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города,

вечевые собрания в городских концах.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали

князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это

привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять

великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый

претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались

партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило

народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города,

вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей

Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил

их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии,

укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников

города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только

разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и

заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с

тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во

многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился

неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга,

оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц.

Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не

менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере

разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и

достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть

причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых

разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных

рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г.

новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии

рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной

разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и

Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой

урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена

разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по

духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили

сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории.

Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы,

Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия

пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства.

Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в

период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя

и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия,

когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал

на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в

1471 году ответила на новгородское "предательство" военным походом,

выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества.

Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя

Московского, а "переветник" Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из

строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать

интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь

московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город

сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им

безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому

государству, открыло новую страницу русской истории.

Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на

берега Невы привели к утрате и крепостного значения древнего города - он

сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА.

Средневековое новгородское общество было аграрным. Подавляющее

большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно

связан с сельской округой. Земельные богатства в XIV-XV веках составляли

основу могущества правящей верхушки - боярства . Богатые боярские семьи и

некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми

крестьянами .

Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV

века 90% сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в

административно - хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и

являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также

главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов,

церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с

окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а

также "непашенные люди".

В XIV-XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения,

называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по

несколько десятков дворов.

До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами.

Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота.

Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных

грабительских набегов.

В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия,

заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных

почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трехпольная

система, дающая большую эффективност . Появилась также двузубая соха с

палицей, повышающая эффективность обработки почвы.

Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была

выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало

иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён,

ячмень, просо, овёс, пшеница. Было распространено огородничество.

Выращивали лук, чеснок, капусту, репу.

Существовали хмельщики - производители сырья для одного из самых

употребляемых в средневековом Новгороде напитков - пива.

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыбы, причём

как "чёрные" (карповые, щуковые, окунёвые и т.д.) так и "красные"

(осетровые, лососёвые). Естественно, рыба в больших количествах

вылавливалась новгородцами. Ловили и раков , которых тоже тогда было немало

.

Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с

этим было очень распространено бортничество - промысел мёда . Специально

пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл.

Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не

раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгорода изобиловали

многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим

экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой

мех.

В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов , которыми новгородцы

занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой

книге упоминается выплавка железа. К концу 15 века в Новгороде

насчитывалось около 215 домниц, которые обслуживали 503 домника. За год на

каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла. Обрабатывался

металл кузнецами, которых насчитывалось 131 человек.

Другим промыслом, имевшим наряду с выплавкой железа немаловажное

значение для экономики Новгорода, было солеварение. Им занимались многие

крестьяне Деревской и Шелонской пятин ,а также поморья. Владельцы соляных

варниц нанимали сезонных рабочих - копачей.

Интересным промыслом был и жемчужный. В летописях московских и

всяческих других можно найти описание новгородского жемчуга..

Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном

натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых

высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития

ремёсел.

Таким образом, в средневековом Новгороде были распространены многие

профессии ремесленников от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень

узкие как, например, щитник, гвоздичник, котельник и другие.

Железоделательное производство выпускало ножи , топоры ,серпы ,другие

орудия сельского хозяйства а также оружие. В XV веке новгородская

промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём нередко оружие,

делавшееся богатому заказчику, нередко обильно украшалось драгоценными

камнями и металлами.

Особо узкой, и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие

замки состояли порой из 30-40 мелких деталей.

Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами-

деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие

музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки,

свистки и т. д.

Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное

ремёсла.

До появления Санкт-Петербурга именно Новгород являлся «окном» в Европу.

Новгород был составной частью торгового пути "из варяг в греки", то есть из

стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из

государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Начало

торговли Новгорода со странами западной Европы относится на период X-XI

веков.

Торг находился на правом берегу Волхов , напротив детинца, с которым

его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на

ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.

В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд,

расположенном в центре балтийского моря и являющимся в XI- XIII веках

центром балтийской торговли.

Вывозили из Новгорода, в основном, меха. Ещё одним широко вывозимым

товаром был воск. Своего воска в Западной Европе не хватало, поэтому

новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой

регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160

кг. каждый. Торговали и кожаной обувью, которой славился в то время

Новгород.

Ввозили ткани - в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество

полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но

для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза

говорят такие факты :в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около

80000 метров , и причём всё было продано в этот год.

Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в

болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы,

привезённые с запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои в них нужды.

Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы

и хлеб.

Торговля была опасным делом , поэтому купцы объединялись в гильдии, где

они платили свои налоги , но зато были под защитой данной организации.

Итак, древний Новгород вёл оживлённую торговлю. Из источников 19-20

века можно понять, что торговля была основой экономики города. Однако это

не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и, только отчасти, сырьё для

ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров.

Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной

очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было

сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.

Управление древнего Новгорода.

В древнем Новгороде , в отличие от всех других русских земель была

другая форма государства - республика. При Ярославе Мудром возобновило свою

деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия -

потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые

льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение

новгородской аристократией самоуправления. С конца в. новгородцы начинают

избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в

политической жизни государства постепенно расширяется.

До столетия Новгород был практически не отличим от других русских

земель. В XIII же веке уже налицо были республиканские порядки. В 1130 году

Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В

1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные

пожалования монастырю "у Новагорода", то есть у веча .

Переворотом, которое так круто изменило ситуацию между этими двумя

датами, учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время

восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой

детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе

в детинце, а потом изгнали из города.

В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки.

Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные

посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в

Новгород лишь на роль наёмного военачальника. Им было запрещено владеть

землёй на территории новгородских волостей. Они даже не имели права

селиться в городе и обязаны были жить на Городище.

Таким образом, в Новгороде утвердился республиканский строй, который

практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия

вплоть до присоединения Новгорода к Москве .

В XII- XIII вв. на Руси одновременно правили несколько сильных князей.

Новгородцы заключали союз с каким-либо из них и принимали к себе

родственника то смоленского, то черниговского, то владимиро-суздальского

князя. Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его, как нередко

говорилось в летописи "Указывали ему путь", что было осуществлением на деле

"Вольности в князьях".

Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто. За 2

столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз, иные продерживаясь всего

несколько месяцев. Ослабление великокняжеской власти приводило к

постепенному усилению роли посадников и расширению их функций. Они не

только контролировали действия князей, но и становились главными

магистратами республики, сосредоточившими в своих руках всю полноту

исполнительной власти.

Следует отметить, что в отдельные периоды власть князей усиливалась, и

чаще всего это происходило во времена военной опасности. Так, например, в

середине XIII века, когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари-

крестоносцы и шведы, а с юга татары.

В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться

со своеволием князя, сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим

новгородскую землю. Когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять

великокняжеский престол, новгородцы признавали его власть, вернувшись к

древней традиции признавать господином Новгорода великого князя , как было

во времена Киевской Руси.

Таким образом, до падения новгородской самостоятельности в 1478 году

новгородским князем считался тот, кто получал от татарских ханов особый

документ- ярлык на великое княжение. При этом новгородцы добились от князей

признание своих вольностей: князья не вмешивались во внутренние дела

республики, ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредка

приезжали в Новгород, оставляя там своих посадников.

ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ.

Православная вера была идеологической и морально-нравственной основой

жизни средневекового общества Новгорода. Принятие христианства постепенно

превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских

владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII

столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую

владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви - другие

русские епархии управлялись епископами. В 1156 году новгородцы впервые

избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или

отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы

владык.

Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали

кровопролитные столкновения, благословляя противников и уговаривая стороны

не проливать кровь своих сограждан.

Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров

Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами. Мощь церкви

подкреплялась огромными материальными благами, которые , в основном ,

состояли из земельных угодий, доходов от них, пожертвований частных лиц и

других доходов. К ним ,в частности, относились доходы от владычьего суда,

который разбирал преступления против морали и нравственности.

Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным

штрафом, шедшим в пользу архиепископа. Кроме того было обязательным

скрепление разных поземельных актов печатью владычного наместника, за что,

естественно, собиралась пошлина в три белки.

Богатейшая казна новгородских владык, именовавшаяся софийской, не раз

использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных

стен Новгородского Кремля, укрепления Торговой стороны, возведение церквей,

выплату контрибуции, выкуп взятых в плен новгородцев и т.д.

Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом, не

случайно именно в Новгороде, впервые на Руси в середине XIV века появилось

еретическое движение стригольников, просуществовавшее около ста лет.

Стригольники, подобно последующему движению Боголюбцев, боролось за чистоту

веры.

Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает

выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во

многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда

начали появляться специфические новгородские черты. Во второй половине XII

века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства

выступают уже, как правило, не князья, а бояре.

Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора

Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.), Спаса Преображения на Ильине (1374

год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год). В отличие от ранних памятников

новгородской церкви второй половины XIV века, более поздние церкви

отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками.

Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая

покраска, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример

тому - яркие, сочные цвета иконы "Никола", написанной в 1294 году Алексой

Петровым; иконы "Битва новгородцев с суздальцами", созданной в XV веке

неизвестным художником.

Список литературы.

1. С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»

2. Макарий, Митрополит Московский и Коломенский «История Русской

церкви»

3. Ключевский «Курс русской истории»


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.