РУБРИКИ

История народного хозяйства

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История народного хозяйства

проходил во II половине 50х, а II этап в 70-е года.

Для I этапа НТР характерно быстрое развитие химической

промышленности,ядерной энергетики, разработка космоса, первые ЭВМ.

Для II этапа характерна быстрая электронная автоматизация сфер

управления, массовые внедрения персональных ЭВМ. Развитие генной инженерии,

биотехнологий.

В наиболее развитых странах образовались постиндустриальные,

индустриальные, технотронные общества.

Для ПП характерно развитие капитализма с государственными монополиями,

дальнейшее развитие и совершенствование государственного регулирования

экономики.

В 50-60е годы государственное регулирование экономики производилось на

базе двух разновидностей кейнсианской модели:

1. либерально-реформистский вариант

2. социально-реформистский вариант, который, в отличие от либерально-

реформистского варианта, предлагал вмешательство в отношения собственности.

Регулирование экономики привело к серьезному кризису в 70-80х годах

(особенно в 1970г.). Возникла стагфляция.

1970-е годы - кризис неокейнсианской модели и переход к

неоконсервативному варианту государственного регулирования экономики.

Теоретической основой неоконсерватизма был монетаризм и “теория

предложения”. На этой основе строилась рейганомика и политика Маргарет

Тэтчер.

К важнейшим чертам ПП относятся усиление интеграционных процессов и

интернационализация хозяйственной жизни.

(2) Периодизация развития кап. стран в ПП.

Большинство специалистов выделяют три периода экономического развития

кап. стран после войны.

(а) 1945-до конца 50-х годов

(б) конец 50-х - начало 70-х

(в) 1970-е, 80-е, 90-е годы

Качественное своеобразие этих периодов:

(а)

- начало НТР;

- народно-демократические и социалистические революции в ряде стран

Европы и Азии, возникновение в этих странах административно-командной

системы управления;

- распад колониальной системы;

- складывание разветвленной системы государственного регулирования

экономики, начало “холодной войны”.

(б)

- активное применение неокейнсианской модели гос. регулирования

экономики;

- резкое усиление интернационализации хозяйственной жизни, серьезный

рост транснациональных корпораций;

- бурный процесс разрушения колониальной системы;

- попытки ускорения социально-экономического развития в

социалистических странах;

- гонка вооружений;

- установление в конце 60-х примерного равновесия вооружения между

СССР и США.

(в)

- острые социальные и экономические кризисы;

- глобальные кризисы;

- возникновение консервативного варианта гос. решулирования экономики;

- крушение системы тоталитарного социализма в СССР и соц. странах.

ПП характеризуется сглаживанием циклических колебаний экономического

развития кап. стран. Но тем не менее структурные кризисы, кризисы

перепроизводства остались серьезной проблемой.

(3) Главные мировые экономические кризисы (МЭК):

1948-1949гг. - этот МЭК коснулся многих кап. стран, но больше всего

пострадали США и Канада. В среднем по кап. странам объем промышленного

производства упал на 6%, а падение производства в США составило 18-20%.

Этот кризис происходил на фоне перепроизводства с/х продукции в США и

Канада, он тесно связан с влиянием окончания II мировой войны на эконоику

кап. стран.

Характерные черты:

Этот кризис нанес серьезный удар по валютным системам ведущих стран,

ухудшился внешнеторговый баланс, торгово-платежные балансы ряда стран, что

привело к массовой девальвации валют осенью 1949г., в том числе и фунт

стерлингов.

1957-58гг. - этот МЭК произошел после периода бурного экономического

роста. Объем производства в США упал на 13%, а в целом пострадали многие

другие страны, на долю которых приходилось 2/3 мирового капиталистического

производства.

Характерные черты:

- с этим кризисом связано начало важнейших структурных кризисов в кап.

мире, например, в нефтедобыче, судостроение и т.д.

- начало кризиса платежного баланса в США, которое было вызвано

главным образом военными расходами, затратами на “холодную войну”. Между

тем, по условиям Бреттон-Вудской конференцииСША обязаны были обеспечить

свободный обмен доллара на золото. Из США уходили массы $. Это привело к

кризису международных валютно-финансовых отношений.

1970-71гг. - кризис был менее глубоким. Падение производства в США

составило 6-7%. В целом, усилилась неустойчивость экономического развития

капиталистических стран, ситуация стала особенно серьезной в связи с

началом энергетического кризиса, сырьевого кризиса, валютно-финансового.

1974-75гг. - этот кризис был особенно серьезным. Он охватил все

развитые капиталистические страны. Заметно упал объем внешней торговли.

Характерной чертой было сочетание высокой инфляции и высокой безработицы

(стагфляции).

1980-82гг. - резко отрицательных черт этот кризис не имел. Похож на

предыдущие, но было два цикла падения производства: 1980г., 1981г. Особенно

сильно этот кризис поразил развивающиеся страны. В 1983г. наблюдался

некоторый подъем производства, но довольно умеренными темпами, и к концу 80-

х в развитых капиталистических странах сохранялась высокая безработица 8-9%

.

70-80е годы - серьезные энергетический и сырьевой кризисы. Сырьевой

кризис был вызван тем, что в 50-60е годы был значительный рост

производства, добычи сырья, это привело к падению цен. От этого выиграли

развитые страны, но в 70е годы цены на сырье поднялись (во многих

развивающихся странах государство взяло под контроль интересы национальных

производителей, подняло налоги на иностранные компании и т.д.).

Энергетический кризис был связан с концом эры дешевой нефти. Нефтедобыча в

США резко упала, в 1973г. страны ОПЕК подняли цены на нефть в три раза, в

1975г. цены на нефть возросли в пять раз, а в 1980х началось падение

производства в развитых странах, рост инфляции.

Под влиянием энергетического кризиса произошло изменение структуры

топливно-энергетического баланса.

9 Лекция 11

В это время обостряются структурные кризисы.

Причины:

Сказалась конкуренция между странами-экспортерами сырья, которая

привела к падению цен на ресурсы. Но существовали и возникали союзы этих

стран, например, ОПЕК (1960г.)

1967г. - организация стран-экспортеров меди;

1968г. - организация стран-экспортеров железной руды;

1974г. - организация стран-поставщиков бокситов.

(4) Развитие интеграционных процессов.

Существовала объективная потребность интеграционных процессов в

Западной Европе. Объединяющие начала:

- представление об общей исторической судьбе;

- представление об единстве европейской христианской цивилизации;

- однотипность общественной экономической системы;

- антисоциалистическая и антисоветская ориентация государств.

Главные исторические вехи:

В полной мере интеграционные процессы стали развиваться в Западной

Европе с одобрения 09.05.1950г. “Плана Шумана” (Шуман - французский министр

иностранных дел). Он выступил с предложением, по которому страны Западной

Европы должны были поставить под общий контроль производство угля и стали.

Для контроля назначался наднациональный орган. Этот план приняли ФРГ,

Франция, Италия, Бенилюкс.

1951г. - возникло объединение ЕОУС (Европейское общество по углю и

стали) - первый конкретный шаг.

1957г. - подписан “Римский договор” о создании ЕЭС. Целями

деятельности стран Западной Европы на пути к экономической интеграции

являлись:

- общая экономическая и социальная политика;

- единство цен на промышленность и с/х продукцию;

- ликвидация таможенных барьеров;

- проведение единой таможенной политики по отношению к третьему миру.

Конечная цель:

Обеспечение в 1992г. перехода к свободному обращению товаров, рабочей

силы и капитала на территории стран Общего Рынка.

1957г. - ЕВРАТОМ.

1949г. - НАТО.

В конце 50-60х годов продолжалось развитие интеграционных процессов.

Главные моменты, характеризующие это развитие: на 60-е годы приходится

резкое увеличение количества транснациональных корпораций. В 1970г. на долю

транснациональных корпораций приходилось 28% ВВП капиталистических стран.

Для 60-х годов также характерно эффективное функционирование ЕЭС. Еще в 60-

е годы было создано ОЭСР (первоначально 24 страны - Западная Европа, США,

Канада, Австрия, Новая Зеландия, Япония).

В 1960-е годы вполне определенно обнаружилась неравномерность

экономического развития капиталистических стран. В конце 60-х

сформировалось три основных силовых центра (США, ЕЭС, Япония).

В начале 70-х годов на долю США приходилось 2/5 мирового промышленного

производства, на ЕЭС - 1/5, на Японию - 1/10 (по капиталистическому миру).

К 60-м годам относится также возникновение новой интеграционной

группировки ЕАСТ (1960г.). Туда вошли GB, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия,

Швейцария и т.д. Эти страны были слабо экономически связаны между собой, и

эффективности особой от ЕАСТа не было.

Главные вехи интеграционных процессов в 70-80е годы:

Для этого периода характерно дальнейшее усиление позиций

транснациональных корпораций (ТНК). К 70-м годам их доля в ВВП составила

28%, а к 1980г. - 40%. Усиление противоречий между ТНК и национальными

государствами. Т.к. штаб-квартиры ТНК находились не на национальных

территориях государств, то их действия шли вразрез с национальными

интересами. Транснациональные банки создавались на базе слияния

промышленных и финансовых интересов транснациональных финансовых

корпораций.

Также характерно успешное развитие ЕЭС, которое пополняется новыми

членами:

1973г. - GB, Ирландия, Дания.

1981г. - Греция.

1986г. - Испания, Португалия.

В ЕАСТ членство сокращается, оттуда вышла GB.

В 1985г. вместо “Римского договора” был принят “Единый Европейский

Акт” (ЕЕА), который распространялся на ЕЭС, ЕВРАТОМ, ЕОУС. В Едином

Европейском Акте ставилась задача создания к 1993г. объединенного рынка без

препятствий для свободного передвижения товара в рамках общего рынка. В ЕЕА

предусматривалась возможность политической и военной интеграции,

постепенного выравнивания социальной и экономической политики. 1990г. - в

восьми из двенадцати стран общего рынка введен режим свободного перемещения

капиталов.

11.12.1991г. - в голландском г.Маастрихт подписано соглашение о

валютно-экономическом и военно-политическом сотрудничестве стран ЕЭС.

Экономическая интеграция в Северной Америке

Она происходит на частной основе.

1988г. - между США и Канадой подписано соглашение о введении с 1989г.

режима свободной торговли между ними. Цель: устранить всякие препятствия в

течение 10 лет.

В мире шли также и дезинтеграционные процессы (соц. мир, к концу

1991г. все республики СССР стали независимыми).

08.12.1991г. - “Беловежское соглашение”. Фактическое ликвидирование

СССР, создание СНГ.

21.12.1991г. - Алма-Ата. Встреча 11 руководителей государств,

образовавшихся в результате развала СССР, кроме представителей Грузии и

стран Прибалтики. Решение о создании СНГ и прекращении существования СССР.

(5) Международные валютно-финансовые отношения.

До II мировой войны существовали стерлинговый, долларовый, золотой

блоки. Они существовали и во время II мировой войны и преобразовались в

валютные зоны. Характерно для валютных зон:

- тесные экономические связи;

- единая система валютных ограничений;

- единый валютно-финансовый режим.

Стерлинговая зона возникла в начале II мировой войны после введения в

GB валютного контроля. Важную роль в координации валютных отношений играют

рекомендации английского казначейства, конференции стран, конференции

минфинов.

1967г. - Появляются трещины в этой зоне. Девальвирован фунт

стерлингов, но многие страны не последовали этому примеру, и GB была

вынуждена признать оговорки в отношении доллара и резервов стран-участниц

стерлинговой зоны. Эти страны получили дополнительные гарантии в отношении

обесценения своих резервов.

К 1970г. на долю стерлинговой зоны приходилось 18% всего торгового

оборота капиталистического мира.

$ зона была самая большая. Она возникла в начале II мировой войны на

базе долларового блока и не имела юридической основы.

Зона Франка. Возникла на базе прежних кап. вложений Франции. В 1950г.

между участниками этой зоны подписано соглашение о создании валютного

комитета. Страны: Франция, Алжир, Марокко, Тунис, Конго, Чад и др.

Роль государств была неодинаковой. В результате распада колониальной

системы проводилась независимая финансовая политика в Алжире, Тунисе,

появились собственные валюты в Марокко, появились собственные эмиссионные

институты. Эта зона существовала в 60--80е годы. В ее рамках образовалось 2

валютных союза, Западно-Африканский союз, Валютный союз Экваториальной

Африки и Камеруна. Денежную эмиссию осуществляли 2 совместных ЦБ.

Официальная денежная единица - 1 франк КФА (Африканское финансовое

сообщество).

1 КФА = 0,02 франка

Существовал свободный обмен на французские франки, специальный счет в

казначействе Франции, который был открыт для этих 2х ЦБ, Марокко, Алжир,

Тунис пользовались особым положением, далеко не все сделки они проводили

через Францию.

В ПП концепция после Бреттон-Вудской конференции, которая проходила в

1944г., в ней участвовали 44 страны, включая СССР, :

- разработана система регулирования международных финансовых

отношений;

- разработан устав МВФ;

- СССР не ратифицировал это соглашение и не стал членом МВФ;

- также его членом не стала Швейцария.

Концепцию МВФ разработали Кейнс и Уайт (США).

Для поддержания валютных курсов МВФ предоставлял кредиты своим членам.

Два варианта:

- Кейнс предлагал свободные кредиты;

- Уайт предлагал жесткие кредиты.

Была принята концепция Уайта. Каждая страна должна была закрепить

золотое содержание своей валюты, внести свой пай золотом. Золотодолларовый

стандарт.

Предполагалось, что США будут свободно обменивать доллары на золото.

Фиксированные цены на золото были в размере $35 за унцию.

Подобная система могла функционировать при особом положении США в кап.

мире.

1949г. - в США сконцентрировалось 70% золота кап. мира. (2 тыс. тонн).

В 1970г. на США приходилось 21% золотых резервов.

Тем не менее Штаты утверждают, что доллар также хорош, как и золото.

Между тем, усилилась оппозиционность Франции по отношению к Бреттон-

Вудской системе. Де Голль признавал международной валютной единицей только

золото (идеи фр. экономистов Шарля Риста и Жака Рюэффа - антикейнсианство).

На это повлиял исторический опыт Франции (золотой франк Наполеона, а в

XVIIIв. произошли две страшные инфляции).

В середине 60-х годов Де Голль сказал, что Франция должна свои доллары

поменять на золото.

В августе 1971г. США прекратили обмен доллара на золото.

Доллар был девальвирован 2 раза, в 1971г. и в 1973г.

1976г. - принято Ямайское соглашение, по которому вводились плавающие

курсы валют.

В 70-80е годы возникли наднациональные валюты. СДР (валюта МВФ), ЭКЮ

(валюта ЕС, западногерманская марка).

10 Лекция 12

Главные экономические реформы

в ФРГ, Франции и Японии после II мировой войны

1. Модель социального рыночного хозяйства ФРГ. В ФРГ в конце 40х годов

были проведены важные экономические реформы, которые явились одной из

предпосылок, одним из важнейших условий быстрого экономического роста ФРГ в

50-е годы, основой т.наз. “западно-германского экономического чуда”. Именно

эти реформы заложили основу той социально-экономической системы, которая

называется немцами “социальное рыночное хозяйство”.

Важнейшими идейными истоками реформ, которые проводились в ФРГ сразу

после II мировой войны, были идеи ордолиберализма и неолиберализма. Идеи

ордолиберализма активно распространялись в Германии Ойкеном и Бемом, чистый

неолиберализм характерен, как полагают исследователи, для таких

экономистов, как Рюстов, Репке и другие.

Именно в работах этих экономистов были сформулированы важнейшие

положения, которые стали основой модели социального рыночного хозяйства.

1.Согласно идеологии социального рыночного хозяйства государство

должно отдавать приоритет не регулированию хозяйственных процессов, а

установлению форм и правил поведения хозяйствующих субъектов.

2.Основой функционирования общества, основанного на принципах свободы

и демократии, является конкурентный порядок в экономике.

3.Комплексное, органичное развитие и сочетание всех сторон

общественной жизни, и прежде всего, экономической и политической.

Обеспечение того, чтобы они соответствовали друг другу. Например, условиям

предпринимательской деятельности должна соответствовать адекватная денежная

политика, а этой денежной политике должна соответствовать адекватная

банковская система. Речь идет об органичном построении политики и экономики

в целом.

Главную задачу реформ послевоенной Германии эти экономисты видели в

целенаправленном переходе от централизованного регулируемого экономического

порядка к свободному конкурентному порядку. Основные принципы этого

конкурентного порядка были сформулированы Вальтером Ойкеном. Всего их

шесть.

1. Стабильность денежного обращения, при котором снабжение народного

хозяйства деньгами определяется не частными кредитными институтами, а ЦБ.

2. Открытость рынка, свобода доступа хозяйствующих субъектов на рынки

за исключением особых случаев.

3. Частная собственность должна сочетаться с децентрализацией

планирования и регулирования, т.е. частная собственность экономически

эффективна только в условиях конкуренции.

4. Свобода хозяйственных договоров между субъектами, которая вытекает

из их права на децентрализованное принятие решений, за исключением

договоров, которые ограничивают права и свободы других хозяйствующих

субъектов.

5. Вытекает из 4-го. Полная хозяйственная и имущественная

ответственность тех, кто принимает решения.

6. Постоянство экономической политики с целью обеспечения

предсказуемости условий инвестирования. Это принцип конкуретного порядка,

который последовательно реализовывался в экономической политике и в

юридической практике ФРГ в послевоенный период.

Ойкен и другие большое значение придавали обеспечению условий этого

конкурентного порядка. Т.е. обеспечение контроля за монополиями; проведение

политики доходов, т.е. политики, имеющей целью их выравнивание с помощью

прогрессивного налогообложения; вмешательство государства в тех случаях,

когда деятельность тех или иных хозяйствующих субъектов начинает наносить

ущерб национальным интересам или другим хозяйствам. Важная роль придавалась

вмешательству государства при аномальном поведении предложения на рынке.

Т.е., например, имеет место ситуация, когда растет предложение товара, а

цена на него падает, так бывает в частности на рынке труда. Речь должна

идти о сильной социальной политике государства.

Реализация подобных представлений об экономической модели, о контроле

за конкуренцией естественно могла вести к усилению бюрократического

аппарата, были ясны и противовесы усиления позиций бюрократии. Это

многопартийная система, жеская конкуренция партий в бундестаге и в местных

органах власти; разделение властей в партиях; общественное мнение.

Вот эти представления и были положены в основу послевоенных реформ в

ФРГ.

Германия в первые послевоенные годы находилась в состоянии

экономического хаоса, разрухи, отчаяния. Люди искали исчезнувшие товары,

условия жизни резко ухудшились, развивалась спекуляция, ”черный рынок”,

обесценение денег, фактически товарообмен между предприятиями сводились к

примитивным факторам.

Судьба страны была изменена радикально хозяйственной реформой 1948г.,

которая вошла в историю как реформа Людвига Эрхарда. Суть этой реформы

состояла в переходе от центрально управляемого хозяйства к рыночным формам

хозяйства. В результате реформы, в стране создалась ситуация, когда мысли

людей, которые раньше были ориентированы на поиск продуктов питания и всего

необходимого, были переориентированы на производство продуктов и

производственного, и личного потребления. Главная мудрость Эрхарда состояла

в том, что в результате его политики удалось создать в стране ситуацию,

создать стимулы, побуждавшие людей вкладывать средства не в предметы

потребления, а в инвестиции, капитальные вложения.

В 1948г. была проведена денежная реформа, результатом которой была

стабилизация марки ФРГ. Марка стала твердой, но пока не конвертируемой

валютой, а конвертируемость этой валюты стала возможна с 1957г.

В рамках реформ Эрхарда была проведена либерализация цен, было

ликвидировано централизованное распределение ресурсов, была обеспечена

свобода договоров, свобода предпринимательства. Все это было гарантировано

соответствующими законами. Немцы проводили эти реформы разумно,

осмотрительно, учитывая возможные последствия. Например, они много говорили

о свободе предпринимательства, как о важнейшем принципе рыночного

хозяйства, но при проведении реформ принцип свободы конкуренции не был

распространен на такие отрасли, как угольная, сталелитейная промышленность,

с/х, рынок сырья, рынок рабочей силы, рынок жилья. Хотя одним из принципов

рыночного хозяйства является гос. контроль за монополиями, тем не менее в

течение 10 лет с 1948г. не принималось антикартельное законодательство.

Нужно иметь в виду, что либерализация внешней торговли осуществлялась лишь

постепенно.

В итоге при таком неторопливом осуществлении реформ удалось создать

упорядоченную конкурентную экономику с сильной социальной политикой. Опыт

Германии свидетельствует о том, что демократическим реформам, реформам

экономики благоприятствует сильная, но тем не менее ограниченная

государственная власть.

В результате этих реформ была обеспечена модернизация страны,

переросшая впоследствии в постмодернизацию. А в первые же годы реформ

решались самые жизненно важные задачи, например, обеспечение всех желающих

заниматься предпринимательской деятельностью необходимыми кредитными

ресурсами. В этих целях уже в 1948 г. был отменен запрет на предоставление

предпринимателям кредитов с текущих банковских счетов. И люди начали в

массовом порядке брать кредиты и вкладывать их в производство. Государство

стимулировало повышенные затраты труда, создавало условия чтобы люди больше

работали и поэтому поощрялись сверхурочные работы, т.е. с заработка,

полученного на сверхурочной работе, не брался подоходный налог. Уже в

1950г. правительство стало снижать налоги и даже возвращать полученные

ранее с граждан налоги. Конкуренция, свобода, снятие запретов на

предпринимательскую деятельность давали очень быстро хорошие результаты.

Уже через год после начала реформ производительность труда возросла на 30%,

быстро увеличивалось количество построенных квартир, быстро росло

производство автомобилей и, что особенно важно, при переходе от

централизованно управляемого хозяйства к рыночному хозяйству в ФРГ не было

скачка безработицы. Число безработных с 1948г по 1950г увеличилось всего

лишь на 150 тыс. человек (население страны было примерно 50 млн человек).

В результате реформ Эрхарда не произошло снижения уровня жизни

населения. В основе этого успеха лежало довольно сильное государство,

которое в тоже время не вмешивалось в экономику прямыми методами. Большое

значение имела реализация формулы Эрхарда: “Основой успеха является

стабильность плюс свобода”. Государство, проводя эти реформы, позаботилось

о том, чтобы между предприятиями сохранялся ранее существовавший уровень

поставок. Там, где его не удавалось сохранить использовали помощь по плану

Маршалла.

Экономическая политика де Голля; политика индустриального императива.

Генерал Шарль де Голль был президентом V республики, возглавлял

правительство в 1958-59гг. Экономическая политика де Голля проводилась на

базе идей экономического дирижизма. В основе подхода сторонников дирижизма

к экономическим проблемам было представление о том, что экономика должна

подтягиваться к решению национальных задач. Экономическая платформа де

Голля была разработана либеральным французским экономистом Жаком Рюэфор. Де

Голль проводил экономическую политику под флагом модернизации, взывая к

патриотическим, национальным чувствам французов. Причем речь шла не только

о модернизации производства, но и о модернизации всего общества.

Главные направления политики де Голля:

1. Важным условием решения экономических проблем является решение

проблем общественных.

2. Внедрение новейших технологий в производство, приоритет передовых

отраслей.

3. Демонополизация некоторых замкнутых национальных рынков.

4. Укрупнение ряда промышленных финансовых групп.

5. Устройство территории (обеспечение равномерного экономического

развития всех регионов нации, в том числе и заморских).

6. Создание гос. институтов, обеспечивающих поддержание классового

мира во Франции.

7. Поддержка и распространение национальной культуры.

8. Установление жесткого контроля со стороны министерств за угольными

шахтами, за электростанциями, металлургическими заводами, ж/д, независимо

от форм их собственности.

9. Необходимость усиленного финансирования наукоемких отраслей,

независимо от форм собственности.

Остальные отрасли и сферы экономики удостаивались внимания государства

только, если им что-то угрожало, например, иностранная конкуренция.

При де Голле большим вниманием пользовались крупномасштабные проекты,

национальные проекты по созданию самолета Конкорд, ракеты Ариан,

эксплуатации сверхскоростных поездов. Широко привлекался для осуществления

этих проектов частный капитал. Роль государства организационная и

финансовая.

Во Франции в это время широко развернулось строительство шоссейных

дорог. Много было сделано для телефонизации страны, хотя полная

телефонизация была завершена после смерти де Голля при правительстве

Жюстена.

Государство использовало самые разные способы поддержки НИОКР (научных

исследований и опытно конструкторских разработок). В частности, компенсация

расходов на НИОКР частным фирмам. Страхование рисков вложения средств в

научные исслудования и разработки. При де Голле была проведена модернизация

французской системы образования, но в 1968г. во Франции были массовые

студенческие волнения, и после смерти генерала де Голля произошла

демократизация системы образования.

Де Голль большое внимание также уделял нейтрализации решений

национальных вопросов насильственными методами. Была существенно улучшена

система соц. страхования и обеспечения, по линии комиссариата планирования

(а во Франции в это время были планы, которые выполнялись и

перевыполнялись) к работе в плановых комиссиях привлекались представители

различных социальных слоев населения.

На льготных условиях предоставлялись акции предприятиям.

Государство обеспечивало социальные гарантии всем работникам

независимо от формы собственности. И работник частной фирмы, и работник

государственного предприятия чувствовали себя защищенными, в отношении

увольнения и т.д.

При де Голле начала складывалась сильная региональная экономическая

политика.

(а) Государство старалось справедливо распределять инвестиции по

регионам, в целях выравнивания уровня экономического развития.

(б) Государство выделяло средства на конверсию экономики тех регионов,

которые находились в состоянии экономического упадка.

(в) Создавалась активная дорожная инфраструктура.

(г) Создание полюсов экономического роста вокруг крупных экономических

проектов.

(д) Организация научно-производственных зон вокруг крупных

университетских центров, а также туристических комплексов и зон отдыха.

(е) Большое значение придавалось модернизации с/х, и, в частности,

мерам по превращению фермерского хозяйства в хозяйство современного типа,

построенное на кооперативной основе. Правительство заботилось о том, чтобы

французские с/х производители как можно меньше теряли от конкуренции на

рынке с/х продукции со стороны других стран, членов ЕЭС.

(ж) Большие успехи в области животноводства. Оно превратилось из

сравнительно отсталой отрасли в отрасль, находящуюся на мировом уровне.

Эти меры, которые проводились в рамках политики экономического

либерализма, способствовали модернизации Франции, превращению ее в

уважаемое в экономическом смысле государство, создали возможности для

постепенного смещения дирижизма и перехода к дерегулированию экономики.

11 Лекция 13

Послевоенные реформы Японии

Обычно их связывают с линией Доджа-Шоупа, иногда называют “Обратный

Курс”(ОК), т.к. Штаты в этот период решили сделать ставку на Японию,

предоставляя всемерную помощь в развитии экономики, надеясь на

сотрудничество. Необходимость этой помощи очевидна, т.к. восстановление

японской экономики шло низкими темпами. Помощи по плану Маршалла Япония

официально не получала, отсюда определенный подход со стороны оккупационной

администрации во главе с Лакарто.

Линия Доджа-Шоупа:

1. Она продолжалась с 1946г. по 1952г., но основные моменты пришлись

на 1947-1950гг.

2. К мероприятиям относится:

- Роспуск Дзайбацу в 1947г.

- издание и реализация антимонопольного законодательства. В 1947г.

изданы антимонопольные законы, которые запрещали монополиям доступ к

финансовым ресурсам, разным рынкам.

- 1947-50гг. земельная реформа, по которой государство выкупало у

помещиков землю и продавало ее крестьянам за плату, которая быстро

обесценивалась.

- 1950г. бюджетная реформа, которая затрагивала многие финансовые

вопросы, денежные отношения:

(а) резкое снижение инфляции;

(б) фиксирование иены;

(в) отказ в финансах убыточным предприятиям;

(г) безработица.

Важную роль сыграл Банк Финансирования Восстановления (1947-48гг.).

1948-51гг. - в Японию поставлялись американские товары, средства от

продажи которых поступали в Фонд Финансирования Восстановления.

1951г. - Банк Финансирования Восстановления преобразовался в Японский

Банк Развития.

Исторический опыт Линии Доджа - Шоупа:

Большое значение в восстановлении придавалось рыночным силам, но

государство выполняло руководящую и даже стимулирующую роль, особенно это

важно в вопросах регулирования валютного курса и импорта. Разрешение было

только на импорт технологий.

Очень скоро государство встало на путь контроля над важнейшими

отраслями. В 50-е годы над химической промышленностью,

гидроэнергоресурсами; в 60-е годы над автомобильной промышленностью,

переработкой железной руды.

История экономических реформ России

кон XIX - нач XX вв.

I. Экономическая реформа С.Ю.Витте.

II. Экономическая реформа Столыпина.

(I) Экономические реформы Витте.

1. Промышленный подъем 90-х годов, как итог экономической политики

Витте.

2. Основные направления экономической политики Витте.

а) протекционизм.

б) создание условий для иностранных инвестиций.

в) гос. субсидии в промышленность.

г) денежная реформа 1895-97гг.

д) политика налогообложения

3. Общая оценка экономических реформ Витте

В истории России были крупные подъемы промышленного развития (эпоха

Петра I, 1870-е годы), но подъем 90-х годов был более масштабным и имел

гораздо более серьезные последствия. В значительной мере этот подъем связан

с экономической политикой министра финансов России С.Ю.Витте.

1890-е годы - это время быстрой индустриализации на капиталистической

основе, интенсивного железнодорожного строительства. Россия активно

вовлекалась в международные экономические отношения. Этот переход

знаменовался успешной ой реформой 1895-97гг., которая ввела в России

золотой монометализм, российский рубль стал одной из самых устойчивых валют

мира, которую везде охотно принимали.

Ранее утверждалось, что политика Витте нанесла ущерб экономике России.

“Витте ведет хищническое хозяйство” (Ленин). С другой стороны, и при жизни

Витте его враги обвиняли в том, что по его вине происходили крестьянские

бунты, произошла первая русская революция, Россия потерпела поражение в

русско-японской войне. На самом деле, есть основания для утверждений того

или иного рода, но нужно правильно оценивать удельный вес положительных и

отрицательных моментов политики Витте. По мнению лектора, удельный вес

отрицательных моментов не превышает 10%, а 90% были прогрессивными. Витте

никогда не претендовал на то, чтобы быть лидером, м обвинения его в

бездарности несправедливы.

Витте Сергей Юрьевич родился в 1849г. в Тифлисе, дворянин по

происхождению (по матери Долгорукий), проводил ни продворянскую, ни

антидворянскую политику. В 1907-12гг. опубликовал три тома своих мемуаров

“Воспоминания”, где писал, что всегда возбуждал против себя дворян

антидворянской политикой, заявлял, что не имел враждебных чувств по

отношению к дворянам, но всегда был против привилегий для дворян. Витте

выступал за ускорение капиталистического развития России, был противником

общины. Ему удалось добиться принятия в 1903г. закона об отмене круговой

поруки в деревне и расширении права крестьян на свободу передвижения. Курс

Витте был направлен на быструю индустриализацию России, он проводил

политику протекционизма (хотя были возражения со стороны дворян и

аграриев). Карьера у Сергея Юрьевича была стремительной. В 1869г. он

окончил матфак Новороссийского университета и поступил на службу к

одесскому губернатору, а потом перешел на ж/д. Работая там, он прославился

великолепным знанием ж/д тарифов. В 1883г. опубликовал трактат “Принципы

ж/д тарифов по перевозке грузов”, где обосновал необходимость

государственного регулирования ж/д тарифов. По рекомендации министра

финансов Вишнеградского Витте стал начальником департамента ж/д. В феврале

1892г. его назначили министром путей сообщения, в августе того же года

назначен министром финансов. С 1903г. был председателем Комитета министров,

в 1905-1906гг. председатель Совета министров (Совет министров - это

переименованный Комитет министров, фактически это было смещение, хотя

формально означало повышение). Подписал Портсмутский мир в 1905г., после

чего в широких общественных кругах получил прозвище “граф Полусахалинский”

(кстати, графа он действительно получил в 1906г. за этот мир). В 1907г.

был вынужден уйти в отставку, далее вел частную жизнь, но оставался членом

Государственного Совета, находился в опале, сочинил еще несколько

трактатов, отношения со Столыпиным не сложились, за квартирой и дачей Витте

велась слежка. В 1915г. Витте умер.

Говорят, что высокие посты Витте занял не потому, что знал ж/д тарифы,

а из-за того, что в где-то в 80-е годы Витте отказался пропустить царский

поезд со скоростью, большей положенной, а поезд потом потерпел крушение в

1888г. под Барки. После крушения царь будто бы вспомнил одесского

чиновника, который не побоялся настоять на своем, и предложил назначить

Витте на высокий пост с назначением специального жалования.

1890-е годы - это период наибольшей активности Витте.

Результаты промышленного подъема в России в 90е года

Подъем был крупномасштабным. Начался в 1893г. и продолжался до 1900г.

В 1900-1903гг. в России был экономический кризис, который перешел в

депрессию, а в 1909-1913гг. новый промышленный подъем.

Главным результатом промышленного подъема 90-х годов была модернизация

материально-технической базы промышленности. Объем промышленного

производства в 90-е годы вырос в 2,3 раза. Имела место не ситцевая

индустрия, а индустрия, основой которой было развитие тяжелой

промышленности. Таким образом, успехи Сталина не являются аргументом в

пользу необходимости революции, т.к. модернизация была возможна и на

капиталистическом производстве. Объем продукции тяжелой промышленности в 90-

е годы вырос в 2,8 раза, объем легкой промышленности вырос в 1,6 раза.

Для 90-х годов характерна активизация ж/д строительства, длина ж/д

увеличилась на 40%, было построено 22 тыс. км ж/д и, что особенно важно,

строились магистрали, имевшие общероссийское значение. В 1892г. по

инициативе Витте началось строительство Транссибирской магистрали, которое

было завершено в 1916г. (Челябинск - Владивосток), эта дорога

эксплуатируется и сейчас. В 1900г. началось строительство КВЖД, ЮМЖД.

В 90-е годы был также успешный экономический рост на окраинах России

(Прибалтика, Украина, Закавказье).

Тем не менее присутствовало тормозящее влияние пережитков

крепостничества.

Меры экономической политики, способствовавшие достижению подобных

результатов:

- условия протекционизма внешней экономической политики;

- привлечение иностранных капиталов;

- покровительство государства развитию промышленности;

- денежная реформа;

- небезуспешные попытки обеспечения классового мира в стране.

Политику протекционизма Витте проводил и по убеждениям (немецкий

экономист I половины ХХв. Фридрих Лист), и по необходимости. В период

перехода от аграрной к индустриальной стадии развития государство призвано

защищать национальную промышленность от иностранной конкуренции с помощью

высоких таможенных пошлин. Протекционистскую политику по отношению к

российскому экспорту проводили германские аграрии, так что возникла

потребность ответить тем же. Протекционистская политика Витте не была чем-

то принципиально новым в России (в 1724г. Петр I ввел протекционистские

таможенные тарифы). Тем не менее отличия были. Как правило, до Витте

протекционизм преследовал фискальные цели (получить высокие доходы), а

Витте хотел обеспечить индустриализацию России.В 1891г. до политики Витте

был принят усиленный протекционистский таможенный тариф, идеологом которого

был Менделеев. Средний уровень пошлин составлял 33%, а по некоторым товарам

все 100%. Таким образом, были дополнительные стимулы для ввоза капитала.

12 Лекция 14

Протекционистский тариф 1891г. был принят до того, как Витте стал

министром финансов.

Меры протекционистской политики при Витте.

- торговая война России с Германией 1892-94гг.;

- принятый по настоянию Витте в 1893г. закон, по которому министр

финансов имел право повышать таможенные пошлины на товары тех государств,

которые не благоприятствовали российскому экспорту.

В целом внешнеторговая политика России в 90-е годы была успешной. В

частности, это находило отражение в активности торгово-платежного баланса

России, что означало притекание золота в страну.

В то же время, протекционизм имеет не только положительные, но и

отрицательные стороны.

В условиях дороговизны импортных товаров отечественные предприниматели

тоже могли повышать цены на национальные продукты. Отечественным

потребителям приходилось довольствоваться дорогими национальными товарами

не очень высокого, а часто и низкого качества. Но с другой стороны, получая

в этих условиях баснословные прибыли, национальные предприниматели могли

реинвестировать их в производство, что они и делали. Одна из причин

быстрого экономического роста России в 90-е годы XVIIIв. состояла именно в

этом.

Когда возводятся барьеры на пути импортных товаров, в страну начинает

притекать в большем количестве иностранный капитал. Приток в Россию

иностранного капитала стимулировался не только таможенными пошлинами, но и

высокой нормой прибыли на вложенный капитал, а также спокойствием (в 90-е

годы в стране был классовый мир).

Важно отметить, что Витте понимал пользу иностранных капиталовложений.

Он неоднократно подчеркивал, что развитие национальной промышленности не

может быть полнокровным, без иностранных капиталов.

Разумеется, в стране была и сильная оппозиция по отношению к

иностранным капиталам. В оппозиции находились многие члены Государственного

Совета, представители военных кругов и т. д. Но Витте все-таки удалось

убедить царя в пользе иностранных капиталовложений, а помог ему в этом

Менделеев, который в 1898г. обратился к царю с письмом, где доказывалась

необходимость устранения препятствий для иностранных капиталовложений.

Витте трезво оценивал возможности существенного увеличения иностранных

капиталовложений в России в тот период. Он говорил, что боится не

иностранных капиталов, а того, что порядки и нравы в России окажутся

малопривлекательными для иностранных инвесторов. И в этом отношении он был

в значительной мере прав. Тем не менее велась активная деятельность по

поиску денег за границей.

Витте был достаточно могущественным человеком. В его аппарате в

министерстве финансов было свыше тысячи чиновников, кроме того у

государства были свои банки, и таким образом, существовала “империя Витте”,

как называл ее министр внутренних дел Плеве. Государственный банку, т.е.

фактически министерству финансов, принадлежали

- государственные дворянские банки, созданные в 1885г.;

- Крестьянский банк, созданный в 1882г.;

- Монетный двор;

- пограничная стража, некий симбиоз таможни и пограничной охраны.

Агенты Витте искали займы повсюду, в частности во Франции, в Германии,

в Англии, в Голландии, в США.

Известно, что финансовый агент Витте, уговорил Ротшильда приехать в

Петербург, где встретился с Николаем II, после чего резко усилился приток

французских капиталов в Россию.

С 1896г. российские ценные бумаги перемещались из Германии во Францию

(потом французы дорого за это заплатили). После октябрьской

социалистической революции большевики в январе 1918г. объявили об отказе

оплачивать долги царского и Временного правительства, и главным образом от

этого пострадала Франция, рядовые французские вкладчики.

Основными агентами Витте были русские частные банки (в частности

Петербургский международный банк), которые вели активную политику в Персии,

на Дальнем Востоке, в некоторых других регионах. Здесь следует вспомнить

концепцию Евразиста, которую пропагандировал Витте, а сейчас глава

Казахстана Назарбаев. Суть этой концепции в том, что во внешнеэкономических

отношениях России особое место должны занимать ее южные и дальневосточные

соседи. Речь шла о создании смешанных русско-азиатских банков,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.