РУБРИКИ

История Армении

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История Армении

История Армении

Введение.

«Мы ходим по праху царств и народов.... Но неоспоримо и то, что

есть народы, которые от различных превратностей, хотя и подвергались

в отечественных пределах своих игу власти насильственной и чуждой;

однако же в продолжении целых столетий, сохраняют не только имя, но

и нравственное бытие свое, и язык и веру и желание ожить

существованием первобытным. На чреде сих народов Армяне (курс. Авт.)

занимают блистательную степень. Не взирая на все волнения Азии,

более трех тысяч лет действовавшие бурным приливом на Армению,

Армяне все остались Армянами», - так писал в 1832 году в своих

исследованиях русский историк, писатель, общественный деятель, редактор

журнала «Русский вестник» Сергей Николаевич Глинка в своем труде

«Обозрение истории Армянского народа». Эти слова можно поставить

эпиграфом к данной работе.

История армянского народа уходит своими корнями в глубокую

древность и неразрывно связана с историей древнего мира всего

человечества. События, упоминаемые армянскими источниками, нисходят к

2107 году до н. э. , что позволяет не только проследить историю

Армении, но и уточнить даты событий из истории Ассирии., Вавилона,

Египта, Иудеи, Персии, Греции, Рима, а также малых народов Закавказья

и Кавказа. Бесценные манускрипты, древнейшие книги хранятся в Ереване

в Матенодаране. В свою очередь многие древние историки- неармяне

( Плиний, Геродот ) неоднократно упоминают армян, как непосредственных

участников важнейших событий древней истории (участие в сражении под

стенами Трои, в разгроме Ассирии и Вавилона и др.).

Географическое положение.

По свидетельству древнего армянского историка Моисея Хоренского (IV -

V вв.) Древняя Армения делилась на Великую Армению и Малую Армению,

между которыми протекала река Евфрат. Великая Армения на севере

граничила с Албанией, Иверией, Колхидою, Трапезундом; к югу : с Сирией,

Месопотамией Ассирией; на востоке : с Персией (Адербейджаном) и

Каспийским морем; к западу : с Малой Арменией. Малая Армения на

севере граничила с Понтом и Каппадокией Полимонийской, к югу : с

Сирией и Киликией, к востоку: с Великой Арменией и к западу с

собственно Каппадокией.

Малая Армения состояла из Армений : Первой, Второй и Третьей;

впоследствии к ней были присоединены Киликия и часть северной Сирии

(Евфратезия). Под давлением Рима от Малой Армении была отделена

часть, под названием Четвертой Армении и присоединена к римской

провинции Месопотамии.

Великая Армения состояла из 15 провинций, каждая из которых

делилась на округа, носящие наименования по названию крупнейших

городов. Так, провинция Васпуракан насчитывала 36 округов. .

Географическое положение Армении было очень удобным : она была

как бы мостом, связующим Запад и Восток. Прекрасный климат позволял

возделывать зерновые и технические культуы, растить сады, в лесах

обильно водилась дичь и крупный зверь. В городах процветали ремесла

и торговля . Но столь выгодное положение Армении привлекало к ней

и многочисленных завоевателей. Поэтому границы Древней Армении

подвергались частым изменениям, а армянам приходилось осваивать все

новые земли.

Происхождение армянского народа, его языка. Армянская литература.

Армяне - самоназвание гай (или хай) - является одним из немногих

на земле «первородных» народов. В основе их происхождения лежит

красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на

вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в

основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя

по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ

Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается

древними халдейскими, сирийскими и греческими историками. По

библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера,

Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку

досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских

царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь

одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк

участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного

халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но почувствовав, что

Бел стремится к единоличному господству, Гайк вместе с сыновьями

вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку. Пытаясь избежать

открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел

предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона

для переселения в пределы своих владений. Гайк категорически

отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война в

истории человечества документально зафиксированная. Решающая битва

произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам

погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк

в честь победителя. Так гласит библейское сказание. Исторический же

процесс формирования армянского народа был , конечно же, значительно

сложнее. Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых

народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные

традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался

по всем этим законам. Древние армянские историки Мар - Ибас - Катина

(II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие

свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы,

картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.) , которые были

расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы

армянами. Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных

армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род

Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию,

правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы

и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией,

и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и

правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую

роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание

армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний

период армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-

либо серьезных изменений и до наших дней.

Об этом свидетельствует и армянский язык. Попытка

отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к

чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи.

Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в.

Создание его не было простым копированием уже существующих

алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей

Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию,

Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было

глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с

его буквенным обозначением. Это была своего рода многолетняя

лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и

переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный

армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками:

известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется,

древний язык становится «мертвым» (дренегреческий, латынь), уникальность

же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на

древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный

состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все

богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском

алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки. До

недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца

армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей

письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии,

имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные

документы, переписка велись на персидском языке и говорить о

наличии более древней письменности у армян не приходилось за

отсутствием «вещественных доказательств». Совсем недавно, в конце

прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку

расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена

Урарту. Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей

печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но

существует большая вероятность того, что клинопись Урарту и была

древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что

до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий

из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду

армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о

первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из

древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком

считается Мар - Ибас - Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив

разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где

хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по

халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до

Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения

христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника

проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил

историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с

каталикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор

Требника (известного под названием Машдоц ) и Праздничной Минеи.

Моисей Хоренский - автор Истории Армении в 4-х книгах. Егише -

оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг.

Лазарь Парбеци - История Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый -

философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес

Мамиконян - История князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный

Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II -

автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений

против ересей. XI век : Фома Арцруни - История дома Арцруниев;

историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор

Грамматики армянского языка и стихотворного переложения «История

Ветхого и Нового Завета».; Аристакес Ласдивердци - «История Армении и

соседних городов» (988 - 1071 гг.) . XII век : Самуил - составитель

хронологий от сотворения мира до 1179 г.. Врач Мхитар - «Утешение в

лихорадке». Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного

переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190

басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век : Стефан

Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии «Плач об Эчмиадзине». Вартан

Великий - автор «Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г.».

Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города

Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега -

описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые

сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с

персидского языка. Аристакес - автор « науки или указания как

должно правильно писать» и «Словаря армянского языка». XIV век

принес грозные испытания армянскому народу. Подвергаясь непрерывным

гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах.

Когда у человека горит дом, он безотчетно хватается за самое

ценное, стараясь его спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали

армяне , иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители

памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги , спасенные от

огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении

- Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а

вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни

читать , ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому

подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные

руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература

продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне , они старались

открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в

Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже,

Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне,

Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге

(1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии

появились и во многих странах Нового Света.

Государственная история Армении.

Государственная история Армении, по свидетельству древних источников,

насчитывает 3671 год - с 2107 г. до н.э. по 1395г. - древней и

средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей, непосредственно

связанной с освобождением части армянских земель русскими войсками

и образования княжества Ереванского в 1828г.

Государственную историю Армении можно разделить на десять

периодов.

Период первый - 2107 до н. э. По 331 г. н.э. - Династия Гайка.

После смерти легендарного Гайка в 2026г. до н.э. ему наследовал его

сын Арменак . Он прослыл в народе собирателем земель армянских.

Благодаря его политике границы Армении значительно расширились,

многие племена добровольно вошли в пределы Армении. Видимо, Армения ,

как государство, заявило о себе именно в его правление, т.к.

соседние государства (Персия, Греция и др) присвоили новой стране

имя ее государя - Армения ( земля Арменака).

Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политику

укрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс дрекнюю столицу

Армавир.

Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленное строительство

у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел свое второе

имя - Масис.

Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.

Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительно

расширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского

царя встревожили ассирийского владетеля Нина, который не мог

простить армянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых

столкновений, Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на

свою сторону : в знак милости могущественный ассирийский царь

позволил носить Араму жемчужную повязку и приказал называть его

вторым по себе. Некоторые древние историки связывают название страны

Армения с именем Арама. Араму же приписывается первое географическое

разделение Армении ( Большая, Малая ).

Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама, наследовал

отцу незадолго до смерти Нина, женой которого была прекрасная

Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волновали

воображение Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с

богатыми дарами и предложением посетить ее двор, самый пышный по

тем временам в Азии . Ара игнорировал предложение могущественной

царицы. Встретив отказ, Семирамида решила, что предложение стать лишь

подданным оскорбило Ару. Она послала новое посольство с предложением

руки и престола. Ара отказался опять, ссылаясь на то, что вполне

счастлив со своей любимой супругой Новары и своим народом, который

горячо любит своего повелителя. Семирамида приняла это за

оскорбление и немедленно приказала собрать войска. В 1767 г. до н.э.

войска Семирамиды вторглись в пределы Армении. Застигнутый врасплох,

Ара не успел собрать войска и принял бой малыми силами. Семирамида

отдала приказ войскам доставить ей Ару только живым. Но Ара не

щадил своей жизни, сражаясь плечом к плечу с простыми войнами

против захватчиков. Он погиб в бою. Безутешная Семирамида приказала

отыскать тело Ары и принести его к ней. Затем она потребовала

чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил тело Ары. По легенде, для

успокоения войска, ожидающего чуда, среди войнов был найден двойник

Ары и представлен толпе. В память «чудесного оживления» Ары

Семирамида воздвигла гробницу с памятной надписью. Оглядевшись в

покоренной Армении, Семирамида нашла ее климат более здоровым и

решила основать здесь свою летнюю резиденцию. На берегу озера Ван

она повелела начать строительство города в свою честь -

Шамирамакерт. Для защиты города от разливов озера по приказу царицы

была построена циклопическая плотина. Город был построен в лучших

традициях Вавилонской культуры, снабжен водопроводами, банями, украшен

садами, цветниками, застроен двух трехэтажными дворцами.

Ара II -1743 г. до н.э., ( Кардос ), сын Ары Прекрасного. По

настоянию Семирамиды принял имя погибшего отца и в двенадцатилетнем

возрасте был поставлен царицей наместником Армении. Армения стала

данницей Вавилона. Повзрослев, Ара II направил все свои силы на

борьбу с ассирийским владычеством, помня о смерти своего отца и

ненавидя Семирамиду. Ара II погиб в бою. Армения осталась под

властью Ниния (Замасиса) , сына Семирамиды, которая сама погибла от его

руки.

Анушаван Сос - 1725 г. до н.э. - сын Ары II, назначенный Нинием

правителем Армении.

С этого периода Армения оставалась данницей Ассирии на протяжении

почти тысячи лет, хотя постоянно делала попытки избавиться от

зависимости. В этой связи эта зависимость то ослабевала, то

усиливалась. Но порядок назначения армянских правителей оставался

прежним. Длинный ряд правителей этого периода известны историкам

лишь по именам., они не оставили какой-либо заметный след в

истории Армении. Исключение составляют следующие:

Зармайр - 1194 г. до н.э. - в его правление армянские войска

приняли участие в Троянской войне на стороне Приама. Зармайр погиб

под стенами Трои. Его смерть послужила причиной долгих волнений в

Армении, которая не оставляла надежды освободиться от Ассирийской

зависимости.

Паруйр - 742 г. до н.э. - в союзе с мидянами восстал против

ассирийского царя Сарданапала. Под натиском восставших ассирийское

царство пало после шестнадцати веков существования, и освобожденная

Армения встретила Паруйра уже украшенного царской диадемой. Паруйр

стал первым царем Армении.

Грачья - 700 г. до н.э. - сын Паруйра, был союзником царя

Навуходоносора, покорившего Иудею. Именно из этого похода Грачья

привез, выкупленного им у Навуходоносора, знатного иудея по имени

Шамбата, ставшего впоследствии родоначальником рода Багратуни.

Тигран I - 565 г. до н.э. - остался в армянской истории одним из

наиболее прославленных Гайкидов. Именно при нем владения древней

Армении достигли своих максимальных пределов. Армения процветала.

Этому способствовал ее союз с персидским царем Киром. Этот союз

сильно тревожил мидийского царя Астиага, на владения которого

посматривали и Тигран и Кир. Астиаг решил использовать любые

средства, чтобы разрушить этот союз. Таким средством должна была

стать женитьба Астиага на любимой сестре армянского царя Тиргануи.

С ее помощью мидийский царь хотел поссорить Тиграна и Кира, и ,

воспользовавшись ситуацией, расширить собственные владения. Но

Тигрануи осталась верной любимому брату и вовремя предупредила

армянского царя о коварном замысле Астиага. Тигран отправил гневное

письмо к коварному родственнику, а сам стал готовиться к войне. В

жестокой битве армянский царь собственноручно убил Астиага. В

результате этой битвы царство Мидийское пало. Победитель возвратился

домой с богатыми трофеями и множеством пленных, среди которых были

высокопоставленные вельможи и родственники мидийского царя. Их всех

армянский царь поселил в Нахичеванской провинции, передав ее

управление своей сестре Тигрануи, в честь которой здесь был

построен город Тигранакерт.

Ваханг - 520 г. до н. э. - сын Тиграна, был незаурядной личностью,

обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе , народных

песнях воспеваются его подвиги. Армяне сравнивают его с греческим

Геркулесом.

К сожалению период процветания длился не долго. Вскоре Армения

подпала под зависимость своего могущественного соседа - Персии.

Вахе - 331 г. до н.э. - убит в сражении при Арбелле, защищая

персидского царя Дария III Кодомона против нового завоевателя Малой

Азии, Александра Македонского. Со смертью Вахе прекратилась династия

Гайка.

Второй период - от 331 по 149 гг. До н. э.

Блистательные победы Александра Македонского быстро поставили на

колени могущественные прежде государства Малой Азии. В их числе

была и Армения. Этот период начался для Армении управлением

наместников Александра Великого. Это была обычная практика тех

времен. Обычно Александр назначал наместника из числа своих близких

соратников. Однако первым наместником в Армении был армянин Мигран

- 325 - 319 гг. До н.э. Смерть Александра Македонского ( 323 г. до

н.э.) нарушила четкий план построения его Великой Империи. Символы

власти, умирая, Александр передал опекуну своих малолетних детей

Пердикке. Но на лакомый кусок от большого пирога стали претендовать

практически все сподвижники Александра. Начался новый передел.

Вместо Миграна наместником Армении был назначен Неоптолем. Прибыв на

место, он стал жестко наводить свои порядки, не считаясь с

древними обычаями и традициями армян. Это вызвало общее

негодование. Под страхом смерти Неоптолем был вынужден удалиться.

Ардуард - 317 г. по 284 до н.э. - возглавил недовольство армян

против Неоптолема и после его ухода провозгласил себя царем

Армении. Тогда восьмидесятилетний Антигон, считавший себя владыкой

всей Малой Азии, поручил начальнику мидийских войск Гипострату и

сотрапу Персии Асклениадору привести армян к повиновению. Но в

сражении при Урмийском озере армяне одержали блистательную победу.

Битва при Ипсе (301 г до н.э.), в которой погиб Антигон, помогла

Ардуарду остаться на армянском престоле.

Грант - 284 - 239 гг. До н.э. - преемник Ардуарда, после ряда

поражений был вынужден признать себя данником сирийского сотрапа

Селевка - Никатора, владеющего обширнейшими территориями от Средиземного

моря до р. Инд.

Ардавазд и Арзам - 239 г. до н.э. - сыновья Гранта, пользуясь общим

восстанием Персии и Мидии против владычества Селевкидов, прекратили

выплату им дани. Тщетны были усилия Селевка - Калиника и его

наследника Селевка - Керавона возвратить Армению к прежней

зависимости, и наконец, армяне нанесли Керавону серьезное поражение

на берегах р. Евфрат. Освободив Армению, браться разделили ее между

собой. Первый процарствовал 21 год в Великой Армении, а второй - 19

в Малой.

Арташес и Задриадес - 189 г. до н.э. - После их смерти Армения

вновь попала в зависимость сирийского царя Антиоха III Великого ( 224-

187). Он обратил Армению в свою провинцию и передал управление

Великой Армении - Арташесу, а Малую - Задриадесу. Оба эти правителя,

родом армяне, проводили двойственную политику. С одной стороны они

способствовали укреплению власти Антиоха , с другой, накапливали силы

и выжидали удобного момента, чтобы эту власть сбросить. Арташес вел

успешные внешние войны, стремясь расширить свои владения. Пока

Антиох был занят войной с восставшими сотрапами, Арташес завоевал

Грузию, прикаспийские земли и присоединил их к Армении. Затем он

освободил земли Малой Армении, захваченные Ксерксом, и завоевал

Киликию, также принадлежащую Ксерксу. Ксеркс отчаянно сопротивлялся, но

пал на поле битвы. Наконец настал момент померяться силами и с

Антиохом. Неудачная борьба Антиоха III Великого, укрывшего у себя

знаменитого карфагенского полководца Ганнибала, с римлянами

значительно ослабила противника армян. Разбитый Антиох подписал

позорный для себя мир, в условиях которого оговаривалась и выдача

Ганнибала. Успехи же армянского сотрапа заставили Антиоха поспешить в

Армению. Но и здесь удача отвернулась от сирийского правителя.

Арташес объявляет Армению независимой и дает убежище Ганнибалу.

Римляне предложили Арташесу за него Понтийскую область. Испугавшись

соблазнительного предложения Ганнибал бежит из Армении на о. Крит,

затем в Вафанию, где отравил себя, чтобы избавиться от преследований

римлян. Один из наследников Антиоха III Великого, Антиох IV Эпифан,

тщетно пытался вернуть Армению под свое владычество. В 159 г. до

н.э. Арташес объявляет себя царем Армении. После смерти Арташеса,

армяне, недовольные его сыном, жестокосердным Артаваздом, призвали на

его место парфянского царя Аршака ( он же Митридат I), который

прекратил внутренние распри и поставил царем Армении своего брата

Вагаршака. Он и стал родоначальником новой династии Аршакидов.

Ардавазд, не снеся такого позора, заколол себя мечем.

Третий период - 149 г. до н.э. по 433 г. Династия Аршакидов.

Выбор парфянских царей вероятней всего был неслучайным. По

свидетельству Моисея Хоренского и других армянских историков, род

Аршакидов происходил от Парфа - младшего из сыновей Гайка.

Немаловажную роль сыграло и то, что армяне в своей борьбе с

ненавистными Селевкидами искали в управление себе достойного им

противника. Именно в это время на сцене появляется удачливый,

талантливый и мужественный парфянский царь Аршак, получивший прозвище

Митридат (Богом Данный), наводивший ужас на Селевкидов и утвердивший

свое господство в Бактрии. Такой царь мог стать добрым союзником

армян, и подобное политическое решение было выгодно Армении.

Вагаршак - 149 г. до н.э. - новый царь из новой династии поселился

в древней столице Армении Армавире. Он совершил ряд успешных

походов, направленных на расширение и укрепление границ Армении.

Присоединил земли лазов , покорил Колхиду, Понт, Егрию, обложив их

данью. Вагаршак повел и очень важные внутренние реформы. Прежде

всего это была реформа управления. Он ввел высший Совет при царе,

состоящий из рафинированной знати - нахараров, каждый из которых

получил определенную должность при царе (виночерпия, сокольничего и т

.д.)

Государство разделил на нахарарства, владетель которого - нахарар -

наделен был всей полнотой власти. Вагаршак провел также реформу

армии, реформу суда, впервые введя должности защитника и обвинителя.

Он приказал восстановить многие разрушенные города , в частности

город Ван, основанный Семирамидой, а затем переименованный по имени

царя, перенесшего туда свою столицу. Свою же новую столицу Вагаршак

назвал Мецбин. Он построил много храмов, стены которых были украшены

изображениями Солнца, Луны, а также портретами предков Вагаршака,

ведущих свою родословную от родоначальника армян - Гайка. Вагаршак

всячески стремился подчеркнуть свою родственную близость с

прародителем армян. Специально для этого он направил своего

секретаря Мар - Ибас - Катина к Аршаку (Митридату) , тогдашнему

владетелю Сирией и Вавилонией с просьбой предоставить ему древние

архивы, чтобы по ним составить достоверную историю Армении.

Сохранилось письмо Вагаршака к брату Аршаку с этой просьбой.

Тяготея к армянской истории, Вагаршак выявил всех оставшихся в

живых Гайкидов, присвоил им звания нахараров, и именно из них

создал свой Ближний совет. Усилия Вагаршака не остались без

внимания. По смерти царя ему был присвоен титул Великого.

Аршак I - 128 г. до н.э. - сын Вагаршака, был удачливым

полководцем, успешно воевал с понтийцами. По свидетельству того же

Мар - Ибас- Катина именно в его царствование часть волжских болгар

спустилась с севера под предводительством Венда в Армению. Аршак I

отвел им для поселения места в Араратской провинции под названием

Безлесного Бассейна, где болгары и поселились, а затем полностью

ассимилировались армянами. Из того же источника известно, что во

времена правления Аршака I особо жестоким преследованиям подвергался

род Багратуни, среди членов которого тайно исповедовалась иудейская

религия. Царь заставил их полностью отречься от религии предков и

перейти в язычество, хотя для этого ему пришлось казнить двоих из

них: Анания и Азария.

Арташес I - 115 г. до н.э. - сын Аршака, легендарный царь, воспетый

многими армянскими писателями, народными песнями, хотя документальных

свидетельств его правления не так уж много. В крепком союзе со

своим родственником Понтийским царем Митридатом IV он собрал огромную

армию, числа которой не знал сам, и которая, по свидетельству

греческих историков Поликрата, Фогония, много превосходила армию

Александра Македонского. Покорил всю сушу между двумя морями (

Армения от моря до моря),покорил Фивы, Вавилон, Лидию, где жестоко

расправился с Крезом ( хотя Моисей Хоренский это отрицает). Создал

могучий флот и покорил Фракию, где некогда полегло громадное

ополчение Ксеркса; Спарту, триста воинов которой некогда остановили

могучего врага. Достоверно известно, что персидский царь Аршакан

уступил Арташесу старшинство верховного азиатского правителя и

передал ему титул шахин-шаха ( Царя царей). Арташес намеревался

вступить в схватку с могущественным Римом, который в это время

раздирался внутренними усобицами ( борьба Мария и Силлы) и

неудачными затяжными войнами. Трудно предположить дальнейшие действия

Арташеса, он погиб от рук подкупленных Римом убийц. Арташес известен

и тем, что ввел в свое правление в Армении пантеон греческих

богов, доставил в Армавир статуи Артемиды, Аполлона, Геркулеса и

установил из вместо изображений Солнца, Луны, которым поклонялись

армянские жрецы и народ. Тем не менее Арташес получил титул

Великого, который сохранился за ним и после смерти.

Тигран II. - 90 г. до н.э. - вступил на престол в малолетстве. По

достижении возраста, предпринимает походы, присоединяет к своим

владениям Сирию, покоряет Киликию, Каппадокию, Месопотамию, выводит из

Палестины множество пленных. Подобно отцу носит титул Шахин-шаха.

Питая вражду к Риму, он дает убежище своему родственнику и

соратнику отца, злейшему врагу Рима Митридату IV, женатому на сестре

Тиграна, Арташам. Римляне потребовали выдачи Митридата, но требование

было отвергнуто. Тогда Лукулл, римский полководец, вторгся в пределы

Армении, разорил Мецбин (Низибию), разбил Тиграна под Тигранакертом,

овладел Артаксадом и разорил захваченные города. Преследовать Тиграна

дальше ему помешала смута в собственных легионах. Тем временем

Митридат, собрав новые силы, выступил против римского консула Помпея,

но потерпел неудачу и бежал в Херсонес Таврический. Там он

готовился к новому походу против Рима. Но предательство собственного

сына Фарнака , осадившего его в Пантикапее, заставило Митридата

покончить счеты с жизнью. Желая отомстить за смерть родственника,

Тигран устремляется в Сирию, где римский полководец Габиний

уклонился от боя и за большой выкуп вернул из плена племянника

Тиграна Митридата. Полководец Красс, сменивший Габиния, был разбит

Тиграном на берегах Евфрата. Но Рим слал все новые и новые силы.

Понимая всю тяжесть создавшегося положения, отягощенного предательством

сына (Тирана), Тигран стал искать надежного союзника в борьбе с

Римом. Недовольных политикой Рима было много . Были они и в

Палестине в лице Антигона, сторонника армян, борющегося против

первосвященника Гиркана. Антигон даже пошел на членовредительство (

откусил Гиркану ухо), чтобы тот , имея физический недостаток, не мог

бы остаться первосвященником. Но и это не помогло : римский

полководец Марк Антоний, овладев Иерусалимом, казнил Антигона и

поставил Ирода царем Иудеи и Галилеи. Армяне же , не найдя

поддержки в Палестине, потерпели очередное поражение от римского

полководца Сосия. Тогда Тигран обратился к своему родственнику,

парфянскому царю Арташесу , который не особенно спешил прийти на

помощь Армении. И лишь уступив владетелю Персии титул Шахин-шаха,

Тигран подписал торжественный договор с Арташесом о союзе против

Рима

. Армения получила передышку.

Ардавазд - 38 г. до н.э. - сын Тиграна, отличался лишь жестокостью и

бездеятельностью. Попал в плен к Марку Антонию, отправлен в

Александрию и там обезглавлен.

Аршам - 33 г. до н.э. - брат Тиграна II, был избран на армянский

престол. Через год его правления умирает персидский царь Аршез -

союзник армян. Персидский трон перешел его малолетнему сыну Армавиру. В

Персии тут же разгораются междоусобицы и как на сильного союзника

на нее уже нельзя было рассчитывать. Это побудило Аршама заключить

мир с Римом , по которому армянский царь должен был собирать для

Октавиана Августа дань с Кесарии и Месопотамии. Посредником в

передачи дани был назначен Ирод, который, пользуясь своими

привилегиями потребовал у армянского царя множество работников для

строительства. Под давлением Рима Аршаму пришлось выполнить эти

условия.

Абгар - 3 г. до н.э. - сын Аршама. В его праление Рим перестал

довольствоваться данью с Кесарии и Месопотамии и потребовал дани с

самой Армении. Абгар не мог противиться новым требованиям. В

Армении была проведена перепись. В свою очередь Ирод, чувствуя

поддержку Рима, потребовал, чтобы в армянских храмах выставлялся и

его портрет, наряду с портретами римского императора и царя

Армении. Это оскорбило народное самолюбие армян. В это время Ирод

должен был вести войска в Персию. Изменив маршрут, он решил пройти

через земли Абгара. Восстал весь армянский народ. Войско Абгара на

позволило Ироду войти в армянские пределы. Вскоре после этого Ирод

умер, но Рим оставался недоволен царем Армении. Понимая, что в

любой момент Рим может напасть на Армению, Абгар решил

подготовиться к обороне. Выбрав удобное место переправы через

Евфрат, Абгар приказал начать строительство укрепленного города,

названного им Эдессою. Абгар стал даже помышлять о выходе из-под

власти Рима. Смерть персидского царя Аршавира, родственника Абгара,

заставила армянского царя отложить свои планы и поспешить к

персидскому двору, где уже разгорались споры между наследниками

трона. Веское слово старшего родственника установило мир между

детьми Аршавира.

Имя Абгара вошло в армянскую историю и в связи с принятием им

в 31 г. н.э. христианства. Будучи современником Иисуса Христа и

страдая тяжелыми припадками, не поддающимися лечению лекарей, Абгар

прослышал про чудеса Спасителя. По преданию он направил к нему

близкого человека, Анана, с посланием к Христу и предложением посетить

Армению. Анан при встрече с Иисусом из скромности не подал Христу

письма, а передал его через апостолов Филиппа и Андрея. Спаситель

не посетил Армении, но по свидетельству каталикоса Иоанна VI, Абгар

был удостоен ответа. Иисус писал, что исцеляет только вера, что , во

исполнение воли Бога, он не может посетить Эдессу, но что пришлет к

Абгару учеников своих, которые исцелят его недуги. Согласно

обещанию Спасителя, апостол Фома отправил в Эдессу апостола Фаддея.

Фаддей исцелил Абгара простым наложением рук. Уверившись в силе и

благодати Спасителя, Абгар и присутствовавшие при его исцелении

подданные тут же приняли крещение. Учение Христа стало быстро

распространяться в Эдессе, языческие же храмы пустели и закрывались.

Уверовав в Христа, Абгар стал призывать и римского императора

Тиверия сделать то же. Он написал два письма Тиверию, в которых

убеждал его в новой вере и требовал покарать иудеев и Пилата за

содеянное ими. Тиверий отвечал, что и сам слышал об Иисусе и верит

в его божественность, но сложные вопросы веры решает только Сенат,

хотя он , вероятно, разрешит по желанию «включать» Христа в пантеон

богов тем, кто уверовал в него. Абгар писал подобные письма всем

владетелям Малой Азии, своим родственникам в Персии. Это было

незадолго до его смерти.

Анане (Ананун) - 35 г. - сын Абгара, которому в управление перешла

Эдесса и подвластные ей территории. Анане быстро отшел от

христианских воззрений своего отца и стал жестоко преследовать

христиан. Существует легенда , по которой христианин Аддей, шапошник по

профессии, отказался изготовить для царя златотканную шапку. Анане

приказал оруженосцу отрубить Аддею ноги по колено. Приказание было

исполнено, Аддей умер на месте. Легенда гласит, что вскоре и сам

Анане погиб, попав под упавшую колонну, которая перебила ему ноги

по колено. Жители Эдессы усмотрели в этом перст Божий и

заступничество Бога за верующих в Христа.

Санатрук - 35 г. - племянник Абгара, которому в управление перешла

остальная Армения, не включенная во владения Анане. После смерти

Анане жители Эдессы обратились к Санатруку с просьбой взять на

себя управление, единственным условием они ставили полную свободу

христианского исповедания. Санатрук обещал исполнить эту просьбу,

однако нарушил ее сразу же после воцарения. По его приказу были

замучены апостодлы Фаддей и Варфоломей и его собственная дочь -

христианка Сандуха. Одновременно с христианами, Санатрук истребил и

все мужское потомство Абгара. Санатрук погиб на охоте.

Ерванд II - 65 г.- после смерти Санатрука в Армении началась смута.

Власть захватил один из Аршакидов , Ерванд, управлявший Великой

Арменией. Прежде всего он истребил всех детей Санатрука. Этой участи

избежал лишь младенец Арташес, которого спас Смбат Багратуни,

бежавший вместе с ребенком в Персию. Все попытки Ерванда заполучить

мальчика в свои руки ни к чему не привели. Опасаясь за свой

трон, он поспешил признать зависимость от Рима, уступив ему

Месопотамию и заручившись, таким образом, его поддержкой. В его

царствование были построены города Ервандашат, где он устроил свою

резиденцию с подземными ходами ловушками, явно опасаясь измены;

Багаран, в который царь специально перенес все храмы и курильни

подальше от своей резиденции; Ервандокерт, на правом берегу Аракса. К

этому времени возмужавший Арташес во главе персидского войска

вторгся в пределы Армении. Ерванд запросил помощи у Рима. Понимая

всю опасность Арташес подкупает главу копьеносцев Ерванда . В битве у

озера Гегам, Ерванд, оставленный даже своими данниками иверийцами во

главе с их царем Парсманом, вынужден был бежать с поля боя. Вскоре

он был убит.

Арташес II - 85 г.- воцарившись, щедро наградил всех своих сторонников

и жестоко расправился с родственниками Ерванда. Вскоре он приступил

к строительству г. Арташата. В его царствование, перейдя Кавказские

горы, в Армению нахлынули полчища аланов. Встреченные сильным

отпором, аланы бросились вспять и остановились, перейдя Куру. Сын

аланского царя был взят в плен. Недолгие переговоры закончились

миром и женитьбой Арташеса на дочери аланского царя Сатеник.

Арташес усмирил и каспов, данников армянского царя. Воспользовавшись

трудностями Рима, ведущего затяжную войну с Децебалом, повелителем

даков, Арташес перестал платить дань императору. Но когда в Армению

явился римский полководец Траян, Арташес благоразумно выплатил всю

дань и спас Армению от разорения. Арташес не соблазнился выйти из

под власти слабеющего Рима и во время смуты в Иудее, поднятой лже

- мессией Бар - Кохебою. И когда в результате трехлетней борьбы

Иудея была разорена и опустошена, а остатки народа искали спасения

в дальних странах, Армения, живя в мире, процветала и богатела.

Ардавазд II ( 127 г.), сын Арташеза II; Тиран I (130 г.), брат Ардавазда

II; Тигран III (151 г.), сын Ардавазда II - продолжали миролюбивую

политику Арташеса.

Вагарш ( 193 г.) - сын Тиграна II. В его царствование хазары,

поминаемые в русских былинах, нахлынули на Армению через врата

Джора (Железные врата, Дербентское ущелье). Сначала они быстро были

отброшены назад, но у Дербента они взяли верх. Вагарш был убит в

сражении. При жизни Вагарш восстановил древний город Артемиз, под

названием Вагаршаван. Сегодня на его месте находится г. Ечмиадзин -

религиозный центр всех армян.

Хосров I Великий ( 213 г.), сын Вагарша. Исполняя свой священный долг

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.