РУБРИКИ

Государство Бохай

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Государство Бохай

Государство Бохай

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский Государственный Университет

Выполнил: студент 2-го курса, гр

15231 Перфилов Борис

Владимирович_________________

Проверил: ____________________

__________________________________

__________________________

Иркутск 2000

ПЛАН:

|Вступление | |

|ГОСУДАРСТВО БОХАЙ (698-926 гг.) ……………. ……… |3 |

|Общество и государство …………………………………………. |5 |

|Торговля …………………………………………………………… |6 |

|Культура и идеология ……………………………………………... |7 |

|Краскинское городище ……………………………………………. |8 |

|Гибель Бохайского государства ………………………………….. |11 |

|Список литературы ……………………………………………….. |12 |

ГОСУДАРСТВО БОХАЙ (698-926 гг.)

Бохайское государство было первым раннегосударственным образованием на

территории Дальнего Востока России. Оно включало значительные

территории Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи. На севере оно

соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (“хэйшуй”- Черная река -

древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с

древними монголами (шивэй), а на юго-западе - с киданями, на юге – с

корейским государством Силла. Главной причиной возникновения бохайского

государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и

животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако

непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в

государство, послужило военное давление со стороны соседей - сначала Когуре

и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы

начали активные завоевательные войны против народов Центральной Азии,

Маньчжурии и Кореи. В 630 г. был уничтожен Первый каганат кочевников

тюрков, в 668 г. древнекорейское государство Когурё.

Переселенная после разгрома Когурё в северные пограничные районы Китая

(округ Инчжоу, современный г.Чаоян) часть сумо мохэ после тридцати лет

жизни в китайском плену воспользовалась восстанием киданей в 696-697 гг. и

ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа сумо мохэ и часть

пришедших с ними из-под Инчжоу когуресцев и стала тем военно-политическим

ядром, вокруг которого произошло объединение мохэ. Они успешно отразили

посланное покарать их китайское войско, и в 698 году их вождь Да Цзожун

провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 году, после

нормализации отношений с китайской империей Тан, государство получило новое

название Бохай, под которым и вошло в историю. Получив пожалование на

"владение Бохай" от танского Китая, Да Цзожун формально признал

сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как

вассального правителя заключались в присылке к танскому двору одного из

сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с

"данью". В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в

частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих

государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической

мощи, а также удаленности от империи. В случае с Бохаем его вассалитет

проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Так,

"дань" и получаемые в ответ на нее "подарки" фактически были формой

международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого

титула вана (короля) от китайского "Сына Неба" поднимало престиж

правителя как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран

и народов. В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным

путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и

внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на

требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские

правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения

с Японией, Силла и юркским каганатом и даже позволяли себе такую

недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как

собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о

фактической независимости бохайского королевства. Преемники Да Цзожуна

значительно расширили территории королевства и подняли его международный

престиж среди дальневосточных стран. Наиболее выдающимися бохайскими

правителями были Да Циньмао (737 - 793 гг.), при котором сложилась

система пяти столиц, и Да Жэньсю (818 - 830 гг.), в годы правления

которого Бохай достиг наивысшего расцвета и даже хэйшуй мохэ были

покорены бохайцами. Страна стала общепризнанным центром культуры и

просвещения.

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Во главе страны находился король (ван). Его ближайшие родственники

возглавляли самые высшие должности в государстве. Рангом ниже располагались

представители 6 наиболее знатных родов и служилая знать. В источниках

упоминается 49 таких семей. Фундамент общественной пирамиды занимали

многочисленные производители материальных благ – бохайские ремесленники и

крестьяне, объединенные в общины. Внизу находились несвободные люди

(крепостные и рабы).

Территория бохайского государства делилась на 5 столиц и 15 областей.

Все области состояли из 62 округов, а округа из 125 уездов. Каждый уезд -

из городка или нескольких городков и близлежащих деревень. Главной

столицей, начиная с середины VIII века, была Верхняя Столица, остатки

которой находятся близ г.Дунцзинчэн провинции Хэйлунцзян, КНР.

Местонахождение многих бохайских областей до сих пор вызывает споры среди

ученых, однако не вызывает сомнений то, что на юге Приморья находилась

бохайская область Шуайбинь, названная так по древнему названию реки

Раздольной (Субинь - Шуайбинь – Сюйпинь - Суйфэнь - Суйфун).

Бохайские короли основывали свою власть не на реальном экономическом

могуществе, а на своем ритуальном статусе в идеологической жизни страны.

Сакральность короля, его принадлежность к миру богов в отличие от иных

людей, в отсутствие эффективной системы государственной власти являлась

важным институтом политического и внутренней стабильности Бохая.

Административный аппарат состоял из двух министерств, которые

подразделялись на три отдела и три ведомства. Чиновники делились на ранги и

носили подобающую каждому рангу одежду и знаки отличия. Регионами управляли

наместники. Ими могли быть родственники короля, его соратники или крупные

местные племенные вожди. Эти региональные наместники назначали или

утверждали чиновников и старейшин на местах, собирали налоги с крестьян или

дань с зависимых племен и отправляли их в центр. Короли опасались

сепаратизма среди региональных наместников. Наследственные местные

аристократы и вожди племен заменялись присылаемыми на время из центра

чиновниками. Эти чиновники больше зависели от короля, чем местная знать.

Другим способом контроля был постоянный переезд короля со своей свитой по

различным провинциям. Возможно, именно желание улучшить систему

политического контроля послужило причиной формирования системы «пяти

столиц» в Бохае и других

государствах Дальнего Востока.

ТОРГОВЛЯ

В стране была развита не только внутренняя, но также и внешняя

торговля. В Китае ценилась бохайская пушнина Многочисленные посольства в

Китай и Японию наряду с официальными представителями правителя Бохая

включали в себя большое количество купцов. Существовали как сухопутные пути

к киданям, в Тан и в Силла, так и морские пути на Корейский полуостров, в

Японию и в Китай через Желтое море. Особенно известны бохайские посольства

в Японию. В составе бохайских посольств помимо представителей власти было

немало купцов, поэтов и музыкантов. Во время приёмов в Японии устраивались

поэтические пиры-соревнования, на которых бохайские поэты и литераторы

состязались в изящности стихочтения с японскими литераторами и учёными.

Есть сведения и о спортивных связях между этими странами. Так в 822 г.

бохайский посол Ван Вэньцзюй во главе команды провёл в Японии матч игры в

верховое поло. В ходе этой игры всадники гоняют клюшками мяч по игровому

полю. Наблюдавший эту встречу японский император описал ее в стихотворении

"Ранней весной наблюдаю игру в мяч":

|Прекрасный вид ясным утром в весеннюю пору цветения; |

|Посольские гости, воспользовавшись удобным случаем, вышли на передний двор; |

|Клюшки мелькают в пространстве, и кажется, не молодой ли это месяц, |

|Мяч мчится по земле, как метеор. |

|Левые нападают, правые сопротивляются, идет борьба у ворот; |

|Массовый топот, неразбериха, громоподобный шум. |

|Громкие крики, барабанный гром, мечутся воробьи. |

|Даже богиня Каннон подозревает, не столица ли это переносится в другой город? |

КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ

Государство славилось своими поэтами и учеными. Бохай славился, как

самое цветущее государство на берегу восточного моря, страна просвещения и

ученых. Бохайские князья отправлялись учиться в соседние страны. В сельской

местности создавались училища, где молодежь обучали грамоте. Бохай по праву

называют «страной просвещения и ученых». В источниках сообщается, что в

государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного

происхождения не разрешалось жениться до тех пор, пока они не овладели

грамотой и искусством стрельбы из лука.

В Бохае имелись свои философы-мудрецы. Об этом свидетельствуют, в

частности, японские летописи, в которых сообщается, что в 882 году в Японию

прибыло очередное бохайское посольство во главе с крупным ученым Пэй Тином.

Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во

многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской

иероглифической письменностью. Была у них в употреблении и древнетюркская

руническая, то есть буквенная, письменность.

Археологические раскопки Диск верхней черепицы, украшавшей крышу

павильона свидетельствуют о существовании в Бохае высокоразвитой дворцово-

храмовой архитектуры, скульптуры, настенной живописи, декоративной

обработки камня и металлов.

Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев

был шаманизм. Среди бохайской знати и чиновничества получает

распространение буддизм. В Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских

кумирен бохайского времени - на Краскинском городище в Хасанском районе, а

также Копытинская, Абрикосовская, Борисовская и Корсаковская в Уссурийском

районе.

В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых или

фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы, камня

и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа.

Краскинское городище

Городище находится на самом юге Приморского края в 2 км на юго-запад

от пос. Краскино Хасанского района. Городище расположено в приустьевой

правобережной части долины реки Цукановка, изрезанной со стороны бухты

Экспедиций узкими заливчиками. От берегов реки и бухты оно отстоит на 400

м, а от ближайшего залива - примерно на 100 м. В плане городище напоминает

неправильный пятиугольник, ориентированный вершиной почти на север. В

крепостной стене трое ворот защищенных с внешней стороны дугообразными

валами. Они обращены на восток, запад и юг. Вал задернован, в некоторых

местах на вершине прослеживается его каменный остов. Ширина вала по верху

1 м, в основании - 10 - 12 м. Высота вала с внутренней стороны городища 1

- 1,5 м, с внешней она достигает 2,5 м. Общая длина вала составляет 1,2

км. От южных ворот к северной крепостной стене прослеживается широкая (до

30 м) улица, делящая город на две части - восточную и западную. В обеих

половинах на возвышенных участках сосредоточены большие камни, служившие

базами колонн дворцовых и храмовых построек.

Культурный слой на городище дважды подвергался частичному разрушению:

вначале корейскими крестьянами, которые устроили усадьбу в северной части

городища и большую часть его площади разработали под поле. В результате

некоторые каменные базы и более мелкие камни от древних построек были

снесены в кучи, которые и сейчас в виде небольших курганчиков находятся в

центральной части городища. Для водостоков на городище и в крепостном валу

крестьяне пробили канавы. В 40-50 годах подразделения местного гарнизона

проводили здесь учения, от которых сохранились следы окопов, землянок и

блиндажей в южной и западной частях городища и в крепостном валу. Несмотря

на эти нарушения в отличие от других бохайских городищ Краскинское

сохранилось достаточно хорошо.

Известный русский синолог Палладий Кафаров, путешествуя по новым

дальневосточным землям России в 1870-71 гг. (маршрут: Пекин - Благовещенск

- Хабаровск - Никольск-Уссурийск - Посьет), в своих дневниковых записях

отметил, что в районе поста Посьет должен находится бохайский порт, через

который происходил взаимный обмен посольствами Бохая и Японии. Во время

археологических поисков на юге Приморья в 1958 году Г.И. Андреев обнаружил

городище близ бухты Экспедиций. Эти сведения он передал Э.В.Шавкунову,

который в 1960 и 1963 годах посетил памятник и на основе собранного

материала датировал памятник VIII-X вв., предположив, что городище является

центром бохайского округа Янь, откуда осуществлялась основная связь Бохая с

Японией. Раскопки на памятнике в 1980-81, 1983, 1990, 1994-1998 гг.

осуществлялись под руководством Болдина В.И. Они были сосредоточены в

северо-западной части городища. На Краскинском городище присутствуют

артефакты только бохайской культуры. При наличии двух-трех строительных

горизонтов мощность культурных отложений достигает 2,3 м. Памятник

датируется VIII - X вв. Здесь исследовался верхний строительный горизонт,

относящийся к X в. Раскопки производились на руинах буддийского храма и

крепостной стены. Вскрыты остатки “золотого” храма и предположительно

пагоды, частично внешняя и внутренняя каменные ограды храма, четыре печи

по обжигу черепицы и колодец. Изучена конструкция крепостной стены.

Головной храм сооружен на искусственной земляной платформе высотой до 1 м;

платформы 11,8 х 10,4 м. Края платформы укреплены каменной кладкой. На

платформе в пять рядов располагалось 30 каменных баз от колонн. Пол храма

вымощен галькой. Фасадом храм ориентирован на юго-запад. (храмовая стена

Краскинского буддийского храма На храме собраны фрагменты культовой посуды

и статуэтки Будды. От пагоды сохранился каменный фундамент 4,4 х 4,4 м и

остатки черепичной крыши.

Храмовый комплекс окружала каменная стена, частично раскопанная. В

этой стене напротив входа в храм прослежены остатки ворот. На внутренней

территории храмового комплекса частично раскопана другая каменная стена,

ограждавшая культовые сооружения от хозяйственной территории, на которой

размещались печи по обжигу черепицы и колодец. Печи раскопаны разных местах

храмового комплекса, но главная черепичная мастерская и колодец

располагались у крепостного вала. Здесь раскопана одна печь и частично

вторая. Размеры раскопанной печи 4,5 х 2,5 м. Она сложена из камня, имела

две трубы, топку и камеру обжига. Раскопанные здесь ранее печи имели

аналогичную конструкцию. Колодец сложен из камня, внутренний диаметр его

около 1 м, вскрыт на глубину 3 м. Подобные колодцы раскопаны на ряде

бохайских памятников в Маньчжурии, в том числе на городище Дунцзинчэн

Верхней столицы Бохая.

В Приморье на местах бывших корейских поселений до сих пор сохранились

колодцы, устроенные по такому же принципу. Возле колодца сохранились в

непотревоженном состоянии 12 рядов черепицы – возможно, остатки сгоревшего

в древности навеса над колодцем. Исследование городской стены показало, что

она строилась в несколько этапов и представляет собой довольно сложную

конструкцию, сочетающую в себе кладки из каменных блоков, насыпи гальки и

перемежающиеся слои супеси и суглинка.

Первоначально городской вал был построен из наружной и внутренней

каменных кладок, пространство между которыми было заполнено землей. Высота

наружной каменной кладки составляла около 2,5 м, внутренней - свыше 1 м.

Впоследствии нарастание культурного слоя на памятнике вызвало необходимость

надстройки вала. На этот раз он был сложен в верхней части и снаружи

галечниковой насыпью. Видимо, во время надстройки появилась необходимость

отвода накапливавшейся в низине у вала воды. Для этого в старых блочных

стенах была пробита траншея, в которой соорудили водоотвод из больших

каменных плит. Аналогичную конструкцию вала имеет ряд бохайских городищ в

Приморье. Такая же конструкция вала наблюдается на когурёских городищах, в

том числе на городище Гонэйчэн - столице Когурё. На последнем также

прослежен водоотвод в стене городского вала.

Краскинское городище - один из немногих бохайских памятников,

практически не подверженных современным разрушениям. Здесь представляется

весьма перспективным закончить раскопки буддийского храма и заняться

исследованием нижележащего строительного

горизонта.

ГИБЕЛЬ БОХАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В начале X века юго-западные соседи бохайцев - кочевники кидани

создали свое государство - империю Ляо. Это государство вело активную

завоевательную политику против соседей. Более 20 лет кидани воевали с

Бохаем и только в 926 г. им удалось сломить сопротивление. На вновь

приобретенных землях Бохая кидани решили создать зависимое марионеточное

государство Дундань (в переводе с китайского "Восточное Кидань"). Во главе

его был поставлен старший сын киданьского императора, а население страны

обложено данью. Бохайцы не смирились с потерей независимости. В том же 926

году они восстали. Восстание было жестоко подавлено. В следующие годы

волнения и восстания не утихали. Тогда киданьский император издал указ о

переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской империи. В

результате было насильственно переселено около двух третей всего бохайского

населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею. Не все бохайцы

попали в полную зависимость от завоевателей. Этой участи избежали бохайцы

восточных и северо-восточных окраин. Судя по всему, в их число входили и

бохайцы Приморья. Они сохраняли относительную независимость и посылали

нерегулярную дань в Ляо.

Бохайское государство просуществовало в течение 200 лет. Оно сыграло

большую роль в истории народов Дальнего Востока. Это было первое

государство на территории Приморья. Его создание способствовало социально-

экономическому и культурному прогрессу в регионе, были заложены предпосылки

для возникновения впоследствии чжурчжэньской и маньчжурской

государственности.

Список литературы:

1. “Государство Бохай (698-920) и племена Дальнего Востока” отв. редактор

Е.А. Шавкунов. Наука 1994г.

2. “Проблемы археологии Дальнего Востока: происхождение, периодизация,

датировка”. Под редакцией Дьякова, Власовой.

3. Internet URL: http://fegi.ru/primorie/HISTORY

4. Internet URL: http://www.nahodka.ru/amk/HISTORY

-----------------------

[pic]


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.