РУБРИКИ

Государственный строй древнего Рима

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Государственный строй древнего Рима

Государственный строй древнего Рима

В период республики организация

власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-

виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства.

На протяжении последующих пяти веков существования респуб-

лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти

не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-

нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное

управление громадными территориями. Естественно, что такое по-

ложение снижало эффективность управления и стало со временем

одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим-

ской республике сочетались аристократические и демократиче-

ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-

вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки

рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотноше-

ниях высших государственных органов. Ими являлись народные

собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-

лись органами власти римского народа и были олицетворением

свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-

ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре-

альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со-

браний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивав-

шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-

обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

Правда, их структура с середины ||| в. до н.э. с расширением пре-

делов государства и увеличениеж числа свободных изменилась не

в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы-

ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число

центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и

богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря-

дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря-

дов, а неимущие пролетарии, чья численность,значительно возрос-

ла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие

законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-

лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб

на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со-

брания,которые в зависимости от состава жителей триб, участво-

вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-

ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали

низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-

ли жалобы на приговорь~ о взыскании штрафа, Плебейские собра-

ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они

получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-

чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате

увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра-

нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям

отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что

позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра-

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли

былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц,

избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены

собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-

ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-

ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-

нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-

брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по

ним было открытым и только в конце республиканского периода

было введено тайное голосование (участникам собрания раздава-

лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего

определяющую роль играло то обстоятельство, что решения цен-

туриатного собрания о принятии законов и избрании должностных

лиц в первый век существования республики подлежали утвер-

ждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. 'это правило было

отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения

вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически

направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской респуб-

лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри-

цианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено

сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж-

ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям

и тр~бам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-

вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило,

высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-

хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-

шинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его поста-

новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената

была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-

ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний,

утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-

ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-

тролировалось иабрание народными собраниями должностных лиц

(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).

Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-

ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-

ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената

относились постановленйя по общественной безопасности, благоус-

тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-

политические полномочия сената. Если войну объявляло центури- .

атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-

верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял

легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных

обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.)

сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные долж-

ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные

принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-

борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-

венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатны-

ми или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-

пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог

превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-

мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-

нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра-

туры были коллегиальными - на одну должность избералось

несколько человек (диктатор назначался один).Но специфика кол-

легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат

имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-

ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-

ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к

магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то

же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-

риода, стали источником. значительных доходов. Магистраты (за

исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-

чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-

ности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-

ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего

магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (~гпрепыт) и

общую (ро1ея1ая). В ~трепыт включались высшая военная власть и

право заключать перемирие, право созывать сенат и народные

собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и

принуждать к их испоЬнению, право суда и назначения наказания.

Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-

татор имел "высочайший империум" (яыттпыт )трепыт), вклю-

чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее

обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (тпа]ыя

~трегШт) - право выносить смертный приговор, который мог

быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в

городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за

пределами города. У претора был ограниченный империум (ипре-

пцтп пипця) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть ро1ез1ая принадлежала всем магистратам и включала

в себя правр отдавать распоряжения и налагать штрафы за их

невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-

ординарные, (чрезвычаййые). К ординарным магистратурам отно-

сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов

И Д~.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-

гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су-

щественными были военные полномочия консулов: набор в армию

и командование ею, назначение военачальников, право заключать

перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились

в середине 1Ч в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу

того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме,

к преторам перешло управление городом и, что особенно важно,

руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося

у них империума издавать общеобязательные постановления и тем

самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре-

тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж-

дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев

(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до

восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-

сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и

для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции

относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-

вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-

лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под

контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-

которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу

республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за

общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-

вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести

человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-

мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными

делами.

Особое место среди магйстров занимали плебейские трибуны.

Их право че1о играло большую роль в период завершения борьбы

плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената,

активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая

Гракха во 11 в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-

вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-

стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-

ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению

сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью,

которой подчинялись все магистраты. Право че1о плебейского три-

буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-

ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Правда, в первые века существования республики диктатуры вво-

дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения

конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка-

ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист-

ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не при-

бегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Вместе с тем в период кризиса республики это правило было

нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура

Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и

комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов

борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов Х11 таблиц,

созданных в 450 - 451 гг. до н.э.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.