РУБРИКИ

Государственная дума

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Государственная дума

Государственная дума

3

1. ВВЕДЕНИЕ

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной

самодержавной власти в конституционную монархию . Однако , пережитки

неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни . При

обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи ,

в которых был определён характер царской власти , Николай II с неохотой

согласился на исключение термина «неограниченная» .

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами

стали : Манифест 17 октября 1905 года , провозгласивший введение

гражданских свобод и организацию законодательного органа , а именно

Государственной думы , ограничивающего монархическую власть , и Основные

законы 23 апреля 1906 года , определившие двухпалатную парламентарную

систему , но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти .

В Основных законах отмечалось , что вместе с Думой и Государственным

советом император осуществляет законодательную власть , но без

императорского утверждения ни один закон не приобретает силы .

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года , а в

апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской

палаты . Новая структура Совета состояла из общего собрания , двух

парламентов , двух присутствий и канцелярии .

2. ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Система представительных учреждений вводилась в России рядом

государственных актов , начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая

«Основными государственными законами» 23 апреля 1906 года . По

первоначальному проекту ( 6 августа 1905 года ) Государственная дума

предполагалась как «законосовещательное установление» , избираемое на

основе цензового представительства от трёх курий . Обострение политической

ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта .

17 октября 1905 года принимается «Манифест об усовершенствовании

государственного порядка» , провозгласивший:

дарование свободы совести , слова , собраний и союзов ; привлечение к

выборам широких слоёв населения ; обязательный порядок утверждения

Государственной думой всех издаваемых законов .

4

В стране возникают и легализуются многочисленные политические

партии , в своих программах формулирующие требования и пути политического

преобразования строя : РСДРП , С-Р , Радикальная партия , Партия

свободомыслящих , Конституционных демократов , Умеренно – прогрессистская ,

Торгово-промышленный союз , Союз 17 октября , Партия правопорядка ,

Монархистов – конституционалистов , Союз русского народа , Союз Михаила –

архангела и другие .

В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект

избирательного закона , большинство высказалось за сохранение куриальной

системы и двухступенчатой системы выборов . Было отклонено предложение об

особом представительстве рабочих .

Но уже 11 октября 1905 года , после разгрома вооружённого

восстания в Москве , издаётся указ «Об изменении положения о выборах в

Государственную думу» , которым значительно расширяется круг избирателей .

Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет , кроме

солдат , студентов , подённых рабочих и части кочевников , получило

избирательные права . Право выбора не было прямым и оставалось неравным для

избирателей разных категорий ( курий ) .

Депутаты избирались избирательными собраниями , состоящими из

выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов . Выборщики избирались

четырьмя отдельными куриями избирателей : землевладельцами , городскими

жителями , крестьянами и рабочими .

Землевладельцы с полным земельным цензом , 150 десятин ,

непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших

за выборщиков от губернии . Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в

уездный съезд по одному на каждый полный ценз .

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в

губернские избирательные собрания , крупные города имели собственные

избирательные собрания , наравне с губернскими .

Крестьянские выборы были четырехстепенными : сначала выбирали

представителей в волостной сход , затем – на уездный съезд уполномоченных

от волостей , на съезде избирались выборщики в губернское избирательное

собрание .

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных , на котором

избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного города

.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым .

5

3.ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ И ДЕПУТАТОВ

20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы» , в

котором определялась её компетенция : предварительная разработка и

обсуждение законодательных предложений , утверждение государственного

бюджета , обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении

акционерных обществ.

Дума избиралась на пять лет . Депутаты Думы были не подотчётны избирателям

, их отстранение могло осуществляться Сенатом , Дума могла распускаться

досрочно решением императора . С законодательной инициативой в Думу могли

входить министры , комиссии депутатов и Государственный совет .

Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о

Государственном совете , который был реформирован и стал верхней палатой ,

обладающей теми же правами , что и Дума. Все законопроекты , принятые Думой

, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае

принятия их Советом представляется на утверждение императора . Половину

реформированного Государственного совета составляли выборные члены ,

половину – члены «по высочайшему назначению» , председатель и вице –

председатель ежегодно назначались императором .

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства ,

Академии наук и университетов , от земских собраний, от дворянских обществ

, от торговли и промышленности ( всего 98 членов ) . Такое же число членов

ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших

государственных сановников . Одно и то же лицо не могло одновременно быть

членом Государственной думы и Государственного совета .

23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы»

, изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора ,

но не Думы или Совета .

Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная

власть , власть управления также принадлежала императору во всём её объеме

, но законодательную власть император осуществлял совместно с

Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не

мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора

. Однако , статья 87 Основных законов представляла возможность императору

по представлению Совета министров принимать указы законодательного

характера в случаях , когда имелась такая

6

необходимость , а сессия Думы и Совета прерывалась . Но после открытия

законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был

вноситься на одобрение Думы , иначе он автоматически прекращал своё

действие .

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным

советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным

долгам , о кредитах Министерству двора , о государственных займах .

4.ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Весной 1906 года Дума начала работу . Источник будущих коллизий

был заложен в самом устройстве русской конституции , давшей

Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой .

Состоявший наполовину из высших чиновников , Государственный совет был

консервативным органом , постоянно сдерживающим либеральные порывы

Государственной думы . В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали

: отмены исключительных законов , принудительного отчуждения

частновладельческих земель , полной амнистии политзаключённым, отмены

смертной казни и др. Государственный совет , например , затормозил

распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии ,

воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений .

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при

обсуждении аграрного вопроса . Правительство доказывало , что проекты

кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли , но

неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки

экономике . В июне 1906 года правительство обратилось к населению с

сообщением по аграрному вопросу , в котором отвергался принцип

принудительного отчуждения . Дума , со своей стороны , заявила , что она не

отступит от этого принципа , требовала отставки правительства .

Правительство , усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности»

, 8 июня распустило Думу . Первая Дума просуществовала всего 72 дня .

5.ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям ,

чем это было в первой Думе . В феврале 1907 года Дума начала работу ,

наметились её попытки сотрудничества с

7

правительством , даже эсеры объявили , что на время деятельности Думы

прекращают свою террористическую деятельность .

Премьер – министр П.А.Столыпин сообщил о мерах , принятых в

период между первой и второй думами . В соответствии со статьёй 87 Основных

законов правительство провело : Закон о военно – полевых судах в августе

1906 года ( он не был представлен на утверждение Думы , и его действие

прекратилось весной 1907 года , но на его основании было казнено около 700

человек ) , Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5

октября 1906 года , Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы ,

превращая в свою личную собственность ,от 9 ноября 1906 года . Глава

правительства изложил программу будущих реформ : крестьянское равноправие и

крестьянское землеустройство , бессословная самоуправляющаяся волость в

качестве мелкой земской единицы , реформа местного управления и суда ,

передача судебной власти мировым судьям , избираемым населением ,

легализация профсоюзов , наказуемость экономических стачек , сокращение

рабочего времени , школьная реформа , финансовая реформа , введение

подоходного налога .

Думская оппозиция критически встретила программу правительства .

С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе

новобранцев . Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании

революционного террора. Проведение аграрного закона правительством

наталкивалось на жёсткую оппозицию , и оно , чтобы преодолеть это

сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной

думы ( по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться

радикальным и оппозиционным правительству ) , пошло на шаг , который был

оценен как «государственный переворот» . Дума была распущена ,

просуществовав 102 дня . Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о

сближении думской фракции социал – демократов с «военной организацией

РСДРП» , которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года

. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о

выборах . Изменение избирательного закона было проведено с очевидным

нарушением Манифеста 17 октября 1905 года , который подчеркивал , что

«никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной

Думой» .

6. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

8

Новый избирательный закон существенно урезал представительство

окраин – Польши , Кавказа , Средней Азии , европейская Россия избирала 403

члена Думы , Азиатская – 15 .

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50

% , сократилось от крестьянской с 42 % до 22 % . Городская курия была

разделена на две : в первую входили «цензовые элементы» , то есть владельцы

недвижимости , избиравшие более половины выборщиков . Отдельное городское

представительство сохранилось в семи из 27 городов . Каждое губернское

избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату

Государственной думы от каждой курии . Кроме того , в 6 наиболее

промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату Думы следовало избирать от

рабочих .

Выборы , проведённые на основе нового избирательного закона ,

дали большинство в Думе «Союзу 17 октября» , консервативным политическим

элементам . Крайне правые и левые получили незначительное число мест .

Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести

ряд важнейших преобразований .

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос . В аграрной

комиссии третьей Думы , а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9

ноября 1906 года , представлявший крестьянам право по их желанию закрепить

свои участки общинной полевой земли в личную собственность . Дополнительный

указ вызвал резкую критику слева и справа , с трудом был одобрен

Государственной думой и Государственным советом . Только 14 июня 1910 года

был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о

крестьянском землевладении» , а 29 мая 1911 года было издано «Положение о

землеустройстве» , регулировавшее работу землеустроительных комиссий .

В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих :

при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии

оплачивали владельцы предприятий , для выплаты пособий по болезни

учреждались « больничные кассы» , взносы в которые делали рабочие и

предприниматели .

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении

земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта

деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного

совета , отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина проект

был проведён в порядке статьи 87 Основных законов . Государственный совет

отклонил проекты о введении земств в Сибири , на Дальнем

9

Востоке, Архангельской губернии , а также проект о введении волостных

земств .

В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет

одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях» .

Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых

судей , избираемых уездными земскими собраниями .

Блокируясь с правыми депутатами Думы , правительство проводит в

июне 1910 года закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и

постановлений общегосударственного значения» , открывающий широкие

возможности для вмешательства в финские внутренние дела . В 1912 году Дума

проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии ( в которой

наряду с польским населением проживало русское ) , что так же усиливало

русское вмешательство в польские дела . Негативное влияние вызвало

проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях ,

которое так же имело сильную национальную окраску .

В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом ( агентом

охранного отделения ) . Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей

«столыпинской» Думы . Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную

думу четвёртого созыва . Председателем Думы был избран М.В.Родзянко .

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией

единения большинства Думы с правительством . Трудности военного времени и

поражения русской армии обусловили раскол этого единства . Летом 1915 года

звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование

создать Министерство общественного доверия , ответственное перед Думой. В

ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер –

министров . В августе 1915 года император принял на себя верховное

командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв .

В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок , в

который вошли три четверти её депутатов . Программа блока требовала

создания Министерства общественного доверия , проведения ряда реформ и

политической амнистии .

В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина

сменяет Штюрмер , в ноябре Штюрмера сменяет

10

Трепов , Трепова – Голицын . Оппозиция требует ухода и этого правительства

в отставку .

25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске

Государственной думы , её депутаты создают 27 февраля Временный комитет

Государственной думы , на основе которого будет впоследствии создано

Временное правительство .


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.