РУБРИКИ

Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там

своего ставленника и владел областью Тара. Ученые Казахстана предполагают,

что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) в XV—XVI веках

очутилась в Сибири. Существует изложенная в легенде версия, что отцом

родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый

Чингисханом. В первой половине XVI века кочевья казахского хана Тугума

находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее

вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века

среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились

к Абулхаиру. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в

бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и

казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о

завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды

царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...». В составе этих

воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями —

ногайцами — Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические

отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны Русских с Кучумом

казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и

принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума

в этот период находились также и воины казахи.

После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел

Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним

находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими

людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав

казахов.

В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами

Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи,

оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые

центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у

казахов скот.

Но с начала XVII века экономические и политические связи России с

казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и

Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние

заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола.

К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический

характер. Войны между калмыками и казахами отодвинули последних с сибирских

территорий.

В результате этих событий связи казахов с Сибирью ослабли, но совсем

все же не прекратились. Казахи появлялись в отдельные периоды на сибирских

землях, совершали, в частности, походы в Барабинскую степь. В 1690 году они

вместе с каракалпаками были в районе Тарханского острова Тюменского округа.

Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи

совершали походы и далее на восток — в Тобольский и Тарский уезды.

В то же время поражения от джунгарских (западные монголы) войск

приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период

продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов

стала переселяться на север уже не с захватническими целями, а под защиту

Русского государства. В начале XVIII века они были замечены по р. Ишим в

Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили

южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. Но

было их немного.

Часть казахов проникала в Сибирь в это время в составе бухарцев,

которых вместе с ними образовывали узбеки, таджики, уйгуры. Интересно, что

в целом казахов (подразумеваются различные слои населения, от зажиточных

скотоводов и частично теленгутов — служилых людей — до бедных казахов)

называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение

казахов в состав сибирских бухарцев — социальный термин мог затем

переосмыслиться как этническое самоназвание.

В 1741—1742 годах казахи испытали новое вторжение тарских феодалов на

территорию Среднего и Младшего жузов. Набеги калмыков повторялись вплоть до

прекращения существования Джунгарии как государства в 1758 году. Часть

казахов по-прежнему бежала от грабежей джунгаров и от разорения хивинскими

феодалами к русским границам.

В этих условиях и происходило добровольное присоединение Казахстана к

России. В 1716 году казахи ханов Каипа и Абулхаиоа обратились к России с

пожеланиями жить с русскими в мире и просили покровительства. Через десять

лет казахи Младшего жуча снова обратились к России с просьбой принять

их в подданство. В 1731 году их прошение было удовлетворено. Помимо

большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России

присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В

1740 году подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В

начале 40-х годов XVIII века начался процесс присоединения и казахского

населения Среднего Жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX

века.

После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и

развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов

в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры,

что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с

целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить

миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать

переходить эту линию.

С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских

казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782

году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором

оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль

Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об

отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается

целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был «Устав о

сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах тогда казахи значились

киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками.

В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в

Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов,

живших в Тобольской и Томской губерниях а также на землях русских казачьих

отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления

сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской

области, и их стали называть сибирскими киргизами. Северными соседями

казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные

отношения.

В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские,

направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и

крепости. Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в

основном временно, на период найма на сезонные работы. Но некоторые

казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на

службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В

Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их

держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно

в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно

оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии

начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о

поселении киргиз вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии

числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 —

в Ишимском и 82 — в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только

осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи,

временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих

кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году

составила по Омскому округу 1622 человека.

Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири

охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он

характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за

казахами, установлением административно-территориальных единиц с

ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно-

культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет

численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы

их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний.

Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к

1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение

русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным

образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель,

находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное

влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев

привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их

на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще

на несколько десятков лет. В 1897 году на Западно-Сибирской равнине

насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском

округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в

Тарском округе Тобольской губернии.

Омская исследовательница О. М. Бронникова выделяет три периода в

расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период,

начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время

усилились миграционные процессы среди казахов. Фактически к 1928 году

сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни.

Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует

жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично

стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого

хозяйства.

Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, прежде всего, с

изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель.

Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению

формирования современного национального состава в данном регионе. Этот

период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением

казахов среди русских, украинских и немецких селений.

В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в

юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5%

населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях

сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди

окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и

татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске.

Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их

многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада,

возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а

также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами,

способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа

— омских казахов. Особенностью группового этнического самосознания казахов

Западно-Сибирской равнины является то, что, оно не оформлялись в единый

этноним. Некоторые казахи называли себя «сыбьф казак», «омбы казак».

Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с

казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской,

Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня,

прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик

приглашают друг друга на праздники, на свадьбы.

Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между

казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают

однонациональные браки преимущественно внутри области.

Другое направление связей приводит нас к татарам. Татары до революции

нередко назначались муллами к казахам. Тесные связи у последних были,

прежде всего, с тюменскими и барабинскими татарами. Но как соседи,

расселяясь по рекам Ишиму и Тоболу, контактировали они и с тарскими, и с

курдакско-саргатскими, и с тобольскими татарами. Омские татары нередко

покупали у них лошадей, а некоторые вместе с казахами в XIX — начале XX

века работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов.

Третье направление этнических контактов казахов связано с русскими.

Прочный характер оно принимает со второй половин, XVIII века и особенно в

XIX—XX веках. До революции постепенно возрастал объем торговых связей между

ними, имевших место еще в XVII веке. Они осуществлялись в XVIII — начале

XX века на рынках Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а

также в других городах и крупных русских станицах и деревнях. Те казахи,

которые в XIX веке сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались

со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты

с русскими. Занятия казахов извозом в XIX — начале XX века также

способствовали расширению взаимоотношений их и русских.

В XVIII — первой четверти XIX века часть казахов находилась на

положении дворовых в домах зажиточных русских. Только в 1825 году была

запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для освобождения

купленных прежде. С середины XIX века возросло знание русского языка, среди

казахов шире распространилось двуязычие. В 1852 году в военно-

статистическом обозрении Киргизской степи Западной Сибири отмечалось, что

«султаны и почетные баи пытаются выучить детей своих грамоте не только на

киргизском (казахском), но и на руском языке». По данным 1897 года, среди

казахов Тобольской губернии 7309 человек называли родным казахский, 206

человек — татарский и 31 человек — русский язык. И хотя последняя цифра

кажется незначительной, она свидетельствует об имевших место процесах

этнического сближения казахов и русских еще до революции.

В XX веке, особенно начиная с 1920-х годов, ослабло влияние разделяющих

эти два народа факторов национальной и религиозной разобщенности. Казахи и

русские постоянно контактируют друг с другом, а некоторые заключают и

брачные союзы между собой.

В целом значение национальной принадлежности при вступлении в брак для

сельских казахов велико: предпочтение отдается людям своей национальности.

И это является показателем устойчивости группы сибирских казахов в

национально смешанной среде.

Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество казахов проживает

в Омске. С самого начала своего возникновения этот город тесным образом был

связан со скотоводами степей. в 1897 году первой Всероссийской переписью

населения в Омске зафиксировано 37,4 тысячи человек, из них 505 казахов. А

во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов.

В период после Октябрьской революции, раскрепостившей народы нашей

страны от национального гнета царской России, казахское население в Омске

стало увеличиваться. В 1920 году. Правда, их было по-прежнему еще немного —

514 человек. Среди них было зафиксировано уже 125 грамотных казахов. В 1959

году в Омске проживали 4832 человека казахской национальности, в 1970 году

—8999, в 1979 году —16573 и в 1989 году —28400. При этом живут казахи во

всех семи районах города — в 1979 году больше всего их было в Кировском

районе (4476 человек) и меньше всего в Советском районе (826 человек).

Относящиеся к территории нынешнего Павлоградского района аулы Састамар,

Кайдаул, Байдалин, Иргибай, Амре, Саттыбай составляли род Керей. Аулы,

располагавшиеся на теперешней территории Степного совхоза, входили в род

Кыпчак. Население из аулов, что были возле Тихорецка (Карабейсен, Байтука,

Сал-хан, Ульмисек, а также аул Кирибай), составляло род Уак. Особняком

выделялись аулы Исенгельды, Токтаул, Шишокпай, Бай-чукжа, Укуган, Джалашан,

которые составляли род Байкугур. Из всех этих поселений осталось только

три: Байдалин — в Таврическом районе, Кирибай и Кайдаул — в Павлоградском.

Произошло смешение родов, многие семьи казахов расселились среди русских и

украинских поселений, отдельные местом жительства избрали районные центры и

города.

В памяти казахского народа хранится много легенд, преданий, сказаний,

очень интересных по своему содержанию. Народ помнит имена многих своих

легендарных героев, таких, как Жаубасар, Карокирей, Кабанбай, Канжиган,

Бугенбай и др.

Постоянных поселений тогда не было. Условия кочевой жизни диктовали

свои законы. Скот содержался круглый год на подножном корме. Построек для

скота не делали, сена на зиму не заготавливали. Животные зимой сами

добывали себе корм, разгребая снег копытами. Вначале проходили лошади и

верблюды (их было много), за ними шел крупнорогатый скот, а потом — овцы и

козы. Трава вырастала обильная и высокая, и вся оставалась на корню.

Упругий ковыль не давал уплотняться снегу, а сравнительно частые колки

служили защитой животным от холодных сибирских ветров. Чтобы прокормить

скот, необходимо было селиться в одном месте несколькими семьями. Большие

поселения создавать было рискованно. Аулы свободно и часто переносились с

одного места на другое. Четко обозначенных улиц не придерживались, а

селились по строго соблюдаемому закону: наилучшее место занимал старший в

роде или старший из братьев, остальные ставили землянки по старшинству

своего положения.

Казахи очень бережно относились к природе. Лес, который произрастал

вокруг аула, тщательно сохранялся. Там, как правило, грачи устраивали свои

гнезда, разорять которые считалось большим позором и грехом.

Дерновые земляки, в которых казахи проживали зимой, скорее напоминали

временное жилье. Потолки, укрывавшиеся лозой или хворостом под дерн, не

обмазывались глиной. Даже стены не всегда белились. Печки для отопления

строились из кирпича-сырца с горизонтальными колодцами-дымоводами. Спали на

земляном полу, плотно застеленном потником (кошмой). На день постель

убиралась, и стлались ковры, изготовленные своими руками с затейливым

орнаментом. В богатых домах ковры бывали купленные.

Пища состояла в основном из продуктов животноводства. Хлеба не знали до

установления тесных контактов с русскими. Его заменяли кирчики,

приготовленные из кислого молока. В ограниченном количестве употреблялась

соль. Из-за того, как утверждали первые поселенцы, казахи обладали острым

зрением до глубокой старости. Ели за столом с очень короткими ножками, сидя

на полу, скрестив ноги. Посуда была изготовлена из дерева и кожи. Ложками и

вилками не пользовались, пища бралась пальцами. Название национального

казахского блюда бешбармак означает «пять пальцев».

Одежда женщин состояла из длинных сосборенных юбок и камзолов-

безрукавок. Праздничные камзолы украшались бляшками из металла или монетами

из серебра. Все замужние женщины носили жаулык — одежду в виде длинной

кофты вместе с головным покрытием. Изготавливалась она обязательно из

белого материала. Самыми любимыми материалами были вельвет и бархат.

Белье стирали мылом, которое готовили в домашних условиях. Делалось это

так. Собирали и сушили особый вид полыни, называемой алабота. Затем ее

сжигали и собирали золу, которую смешивали в определенных пропорциях с

костным жиром. Для его получения собирали кости и долго их кипятили. Как

утверждают старые казашки, это было мыло очень высокого качества. Рецепт

его изготовления знали немногие.

Влюбленные могли вступить в брак. Для этого они должны были получить

благословление родителей. Если родители невесты не были согласны на брак,

то жених должен был ее выкрасть. Во время такого акта происходили

потасовки, довольно крупные и длительные, но в смертельную вражду они не

перерастали. После, как все утрясется, справляли свадьбу. Невесту усаживали

в отдельную комнату или за ширму, чтобы никто из гостей ее не видел. Мулла

читал молитву из Корана и спрашивал жениха, любит ли он невесту. Эта

процедура проводилась над пиалой, наполненной водой. После ответа жених

должен был испить из пиалы воды, невеста тоже пригубляла пиалу и именно в

том месте, где пил ее будущий муж. После этого пиала идет по кругу среди

гостей, которые, отпивая воду, бросают туда серебряные монеты. Затем

следует угощение, спиртного при этом не бывало. Казахи вообще не

употребляли алкоголь, можно сказать, до нашего времени. И сейчас многие

пожилые казахи не знают вкуса водки и вина.

Первого родившегося ребенка нередко отдавали насовсем своему

родственнику, который считал его членом своей семьи. Когда ребенку

исполнялся год, приглашали уважаемого в ауле человека, который брал дитя из

бесика (люльки) и путал его, как путают лошадей. После этого следовало

угощение. Этот обычай утверждал веру в то, что ребенок будет расти сильным,

выносливым и быстрым, как конь.

Если в одной семье умирал женатый мужчина, то вдова становилась женой

его брата, даже если у того уже были жена и дети. Этот обычай, оставшийся

от родового строя, выражал заботу о сохранении в своем роде потомства.

Отдельные богатые женились на молодых девушках из бедных семей.

Общественное мнение таких поступков не осуждало тогда, тем более что это

разрешалось Кораном.

В середине или в конце мая жители всех аулов выезжали на жайляу (летнюю

стоянку). Причем жайляу был один для многих близлежащих аулов. Так, аулы

Састамар, Кунанбай и Кирибай ставили свои юрты возле большого озера

Сасыккол («вонючая вода»), что находилось возле бывшего села Лозовое (по-

казахски Бурма). Жили там до крепких заморозков. За это время скот

нагуливал жир, а люди заготавливали на зиму масло, сыры, различные травы

для приправы жирной пищи. Огородов тогда казахи не возделывали, В рационе

питания растительная пища во многом уступала продуктам животноводства.

Основная забота замужних женщин состояла в приготовлении пищи и

присмотре за детьми. Развито было домашнее ремесло: ткачество, прядение,

изготовление ковров, седел, посуды, пошив одежды и обуви, чеканка по

серебру и др. Многие девушки помогали старшим, накапливая житейский опыт и

обучаясь ремеслу. Ходили в лес, собирая костянку, ягоды и березовую кору,

из которой искусно варили замечательную жвачку черного цвета. Рецепт

приготовления теперь, наверное, уже утрачен навсегда. В лесах находили

совершенно белого цвета глину, заменявшую известь всем жителям деревень.

В конце июля казахи вывозили на продажу в деревни ягоды, жвачку, белую

глину в комках, а также кумыс, налитый в кожаные мешки (бурдюки). Кумыс,

обладающий ценным лечебным свойством, готовили из молока конематок. Обычно

возле юрты хозяин натягивал волосяную веревку на колья. К ней привязывали

жеребят, в определенное время подгоняли лошадей, которых тут же доили.

Интересным было воспитание детей. Дети постоянно находились возле

скота. Ездить верхом на лошади приучали детей, чуть ли не с пеленок,

поэтому казахи были искусными и выносливыми наездниками: могли по нескольку

суток не слазить с коня. Все праздники сопровождались обязательной байгой

(скачки верхом) с многочисленными участниками. Особенно почитался праздник

Курбан, что приходится на июль. Все выезжали в лес, готовили мясо, кумыс.

Молодежь приезжала друг к другу в гости, парни высматривали невест.

Контакт с украинскими и русскими поселенцами осуществлялся через

торговые сделки. Наиболее зажиточные казахи вели торговлю скотом. Русские

скотопромышленники закупали целые гурты молодняка, откармливали его, а

затем отправляли в промышленные центры России. Так, из Кирибая где-то в

начале века сопровождать откормленных бычков до самого Петербурга был

направлен Кениспай Шулембаев. Он хорошо говорил по-русски и по возвращении

оттуда долгое время рассказывал об увиденном чуде не только в своем ауле. С

этой же целью его приглашали во многие соседние аулы, и он охотно ездил

туда.

Казахи с большим желанием брали на воспитание русских детей. Дружелюбно

казахи относились к первым переселенцам, помогая им обживаться на новом

месте: продавали по низкой цене скот, лошадей, а иногда просто дарили, с

большой охотой принимали людей на жительство в свои аулы.

Казахи в равнинных районах Западной Сибири составляют в настоящее время

значительную прослойку тюркоязычного населения. Они насчитывают более 130

тысяч человек. Из них 75 тысяч проживают в Омской области.

Казахи Омска живут в городе со сложным национальным составом населения

и контактируют с людьми разных национальностей. Поэтому знание помимо

казахского еще и русского языка как языка межнационального общения для них

жизненно важно. 94,5% омских казахов при переписи 1999 года назвали родным

языком казахский. При опросе 92% мужчин и 88% женщин ответили, что свободно

владеют русским языком. Значительную роль в жизни казахов Омска играют их

контакты с русскими, татарами, украинцами, немцами и людьми других

национальностей. Они влияют и на культурно-бытовую сторону их жизни.

3. РУССКИЕ И УКРАИНЦЫ.

После присоединения Сибири к России, начинается процесс заселения

Сибири русскими.

Главную роль в присоединении и освоении Сибири сыграл русский народ,

выходцы из Приморских уездов Устюга Великого, Вологды, Москвы, Нижнего

Новгорода. Они за полвека прошли от Урала до Великого океана, ознакомились

с богатствами и возможностями Сибири, основали первые города и деревни,

проложили первые борозды пашен. Россия получила огромную незаселенную

территорию, куда могли уходить отдельные группы людей из густо населенных

мест. Сибирь стала составной частью России, русской провинцией.

Позже первопоселенцы пополнялись добровольно приходящими, переведенцами

и ссыльными, сохраняя постоянную связь с коренной Русью. Единство

территории, крепкие связи Зауралья с уездами северо-восточной России

способствовали тому, что русские, ушедшие свободны земли Европейской части

России, не отпочковались в отдельную нацию, а остались составной частью

великого русского народа, расселившегося на огромной территории от Пскова и

Балтики до Владивостока и Камчатки.

Однако значительная удаленность от основного ареала расселения русских,

тесные связи с аборигенами Сибири, пополнение сибиряков за счет других

народов многонационального государства, дают основания говорить об

отличительных особенностях сибиряков, о сибирском характере.

В 1889 году был опубликован царский указ о заселении степи, т. е. юга

нынешней Омской области. После выхода этого указа к югу от Омска нарезали

30 номерных участков под будущие деревни: 1-й участок — Тавричанка, 2-й —

Любомировка, 3-й — Ясная Поляна, 4-й — Павлоградка, 7-й — Белоусовка и т.

д. Старожилы долго называли населенные пункты не по их названию, а по

номерам: вместо Константиноградки — восьмое, Абрамовки – девятое и т. д.

Название деревням давали сами переселенцы на сходе и чаще всего

называли именем тех сел, откуда они приехали. Большинство поселений в

Павлоградском районе имеют сходные названия с населенными пунктами областей

Украины. К ним относятся: Павлоградка, Юрьевка, Белоусовка, Рафаловка,

Богодуховка, Милоградовка, Божедаровка, Хорошки, Уманка, Ясная Поляна,

Константиноградка, Глинкино. Иногда к основному на званию прибавляли слово

«Ново» — Новокупянка, Новоголубовка, Новоуральское. Остальные села названы

по фамилии или имени богатых людей, которые по договоренности на сходе

ставили за это мужикам водку, Это Кохановка — от Кохана, Наза-ровка — от

Назара, Логиновка — от Логина, Бреславка — от Бреславского.

Тихвинка получила свое название в честь религиозного праздника —

Тихвинской божьей матери. Краснодаровка была переименована после Октября.

До этого она называлась Царскодарское — от выражения «царский дар».

Интересно происхождение имени села Ярмоклеевки. Многие связывают это

название со словом ярмо — упряжь для волов. Другие рассказывают, что дело

было так: перед первой мировой войной переселенцы из Бессарабии из сел

Ярмошкино и Сергеевка прибыли в Сибирь. От первого названия взяли два

первых слога — «ярмо» и «приклеили» к последним двум слогам второго

названия — «евка». Получилось Ярмоклеевка.

Название села Явлено-Покровка связано с появлением первого ходока или

представителя от государства на религиозный праздник Покров. Он «явился на

Покров», получилось Явлено-Покровка.

Значительные изменения претерпело название села Пашенна Роша. До сих

пор отдельные старожилы называют свое село Паханная Роща. Видимо, село

первоначально называли так потому, что все дома находились в лесу, в роще.

Возле домов распахали землю под огороды. Роща получилась паханая, отсюда

Паханная Роща, превратившаяся сейчас в Пашенную Рощу.

Села Раздольное, Степное, Березовка, Камышино получили название в 1970-

х, Топольки — в 1980-х годах. До этого времени все эти села были

безымянные. Их называли номерами отделений совхоза, как первоначально в

начале века участки.

Место для будущей деревни тщательно выбиралось. Все деревни удачно

располагались возле березовых колков или в их окружении. Заранее сооружали

колодцы с питьевой водой, которые первые поселенцы долго называли

казенными. Копали котлованы (водоемы) для накопления вешних вод. Они очень

выручали в засушливое лето.

Землеустроители под один крестьянский двор отводили одну десятину.

Дворы располагались таким образом, чтобы через каждые 3 или 4 усадьбы

проходил прямой сквозной переулок. Если случалось, что приезжало большее

количество семей, чем было нарезано земельных участков, то отводилось

дополнительное место за лесом или выделялся ряд участков в конце улиц —

перпендикулярно к ним. Такую часть деревни переселенцы с Украины называли

«оторвановка» или «прицепиловка», а русские — «крючок».

Обязательной составной частью каждой деревни была площадь, где строили

церковь, школу, здание волости. Эта площадь служила местом сходок селян,

проведения ярмарок и массовых гуляний. Там устанавливались качели, карусели

и другие атрибуты развлечения.

Первоначально шло заселение номерных участков, а позже стали

застраиваться новые села между этими поселениями и вокруг них. Пустующих

территорий было много, а казахских аулов сравнительно мало. Массовое

переселение крестьян из европейской части России пошло после завершения

строительства Транссибирской магистрали и устройства железнодорожного моста

через Иртыш в Омске. Ускорила это движение земельная реформа Столыпина.

Желающим поселиться в Сибири казна выделяла деньги, а государство —

землю: по 15 десятин на мужскую душу, женщин в расчет не принимали. Не

случайно у большинства первых поселенцев семьи состояли в основном из

сыновей.

Сибирь обрадовала их широкими просторами, ковыльной степью с ароматной

земляникой, небольшими степными озерами с многочисленной пернатой дичью,

березовыми колками с грибами и вкусной костяникой. В то время в этих местах

водились волки, козы, лисы, корсаки, барсуки, множество зайцев и другой

мелкой живности. Например, суслики, хомяки, ласки, хорьки, земляные зайцы,

водяные крысы, ежи и разнообразные мыши. В лесу обитали ястребы, кобчики,

грачи и много певчих птиц. Наслаждение вызывали крики кукушки и трели

жаворонков, которых было здесь великое множество. Забредали иногда в эти

края даже лоси. Но самое главное — для крестьян земли было вдоволь: и для

пашни, и для выпасов, и для покоса.

Свое переселение в такой вольготный край крестьяне расценивали как

великий дар царя. Поэтому одно из селений в Сибири и нарекли Царскодарское.

В первый же год в нем заселили все отведенные участки, пришлось даже

нарезать дополнительные за лесом, получилась «прицепиловка», или

«оторваловка». Такой ускоренно появившийся поселок казахи назвали Бугана,

что в переводе на русский означает «Ничего не было и вдруг стало». В

окрестных селах это село называли Багуны.

Видимо, быстрый рост Царскодарского повлиял на то, что власти учредили

здесь волость. Это был довольно крупный административный центр. В

Царскодарскую волость входили деревни Березовка, Паханная Роща, Камышино,

Бреславка, Ново-Уральск, Кариновка, Золотухине, Тихвинка, Лозовая,

Абрамовка, Семяновка, Конградка, Шмидовка, Ковальчуковка, Шок-Шок,

Бобринка, Адамовка, Чероглазовка, Тихорецк, Богачевка, Платоновка, Кавказ,

Ютал.

Управленческий аппарат состоял из двух человек — старосты и писаря.

Первым старостой был Сергей Вербицкий, а писарем сначала Озюмский, а потом

Дзюба. В их компетенцию входили раскладка по дворам налога, набор и

отправка новобранцев в армию, почтовая служба, разрешение бытовых

конфликтов, поддержание порядка в деревнях. В своей деятельности староста

опирался на сход, решения которого играли огромную роль в управлении жизнью

деревни.

В 1908 году здесь была возведена из кирпича церковь, крытая железом, с

двумя куполами: большой и маленькой звонницами. У церкви была своя земля,

ей принадлежали четыре дома. В них проживали батюшка Клипацкий с женой

Вассой Кондратьевной, дьяк с семьей, монахиня Василиса, имевшая музыкальное

образование. Она играла на фисгармонии и других инструментах, в

совершенстве владела нотной грамотой и управляла церковным хором. Обычно в

хор отбирали мальчиков и девочек с хорошим музыкальным слухом, принимали

участие в нем и взрослые. Все знали нотную грамоту. Обучала этому искусству

Василиса, она же дирижировала во время службы по престольным праздникам.

Беженцы в Царскодарском появились, когда началась первая мировая война:

люди уходили с мест, где происходили военные действия. В село прибыло более

десяти семей. Это Сирица, Медведь, Денещук, Иванюк, Грушевский, Пищук,

Токарский, Потапчук, Михалюк, Шишка. Вначале ехали на своих лошадях вместе

со скотом в солдатских обозах, затем их погрузили в эшелоны и направили в

Сибирь. Тогда почти во всех деревнях оседали беженцы. Впоследствии кое-кто

вернулся в родные края, но большинство осталось в Сибири.

После открытия церкви начались занятия в школе, под которую было

построено специальное здание из самана. В 1913 году в честь 300-летия дома

Романовых была заложена новая рубленная из красного дерева школа на высоком

из кирпича фундаменте. Достраивать ее пришлось в первые годы мировой войны

пленным австрийцам. Это здание сохранилось до наших дней.

Царскодарская школа выгодно отличалась от других в округе. Это, по-

видимому, было единственное мощное сельское училище во всем Омском уезде.

Обучение было рассчитано не на три года, как в обычных школах, а на более

длительный срок. Имелись специальные мастерские, где готовили жестянщиков,

плотников, столяров, кузнецов и слесарей. Школа содержала приют, по-нашему

детдом, где проживали дети-сироты со всей волости. Обучалась в этой школе и

детвора из многих близлежащих деревень.

Сейчас никто не помнит первых учителей, но знают, что уроки Закона

Божьего вел батюшка. В начале 1920-х годов заведовал школой Павел

Николаевич Морозов. Вместе с ним работала его жена Екатерина Афанасьевна. У

них было двое детей, один из которых донес на отца, что тот бывший царский

офицер. Учителя арестовали, и он исчез навсегда. В период гражданской

войны, когда отступали колчаковцы, в селе была оставлена офицерами некая

графиня. Она хорошо знала иностранные языки. Старожилы еще помнят, как ее

звали англичанкой. Фамилия у нее была Гергилевич, она тоже работала в

школе.

После революции никаких учебников в школе не было. Те, которые были

изданы при царе, сожгли, а новых не выпустили. Тетрадей тоже не было,

писали на грифельных досках и мелом на классных досках.

В двадцатые годы начались эксперименты по созданию новой школы.

Реальное училище закрыли, оборудование мастерских растащили, здание

сломали. Открывались ШКМ — школы крестьянской молодежи. В Ново-Уральске

открылась школа спецуч. В нее набирали учащихся разного возраста, умеющих

писать, считать и читать. Там готовили специалистов для сельского

хозяйства. Обучение было рассчитано на три года. Это училище было

прообразом сельхозтехникумов. В то время преподавали учителя Физиков,

Котович, Чуева, Обухова и др.

В начале 1930-х годов открываются НСШ — неполные средние школы. Пятый

класс в Краснодарке открыли в 1932 году, на следующий год — шестой. Первым

директором семилетки был Александр Иванович Крылов, впоследствии ставший

заведующим Павлоградским районным отделом народного образования.

Заселение района продолжалось до начала первой мировой войны. Последняя

новая деревня Шмидовка появилась в 1910 году в 5 километрах от

Царскодарского. Свое название это село получило в честь генерал-губернатора

Акмолинской губернии, который посетил Царскодарское то ли при открытии

новой школы, то ли при ее закладке. Сейчас это трудно установить, но факт

посещения продолжает жить в памяти людей.

Задолго до его приезда началась тщательная подготовка: выравнивали

дороги, срезали кочки лопатами, засыпали и утрамбовывали ямы, убирали

сорняки, подметали улицы, привязывали собак. На такое торжество съехались

крестьяне всех окрестных деревень.

Генерал-губернатор приехал со свитой чиновников на шести фаэтонах

(легкая пароконная повозка на рессорах с отдельным сиденьем для кучера). В

честь его приезда батюшка Клипацкий провел торжественный молебен прямо на

площади. Встречали по русскому обычаю с хлебом-солью самые уважаемые люди

села. Конечно, он произнес патриотическую речь, призывая к преданности царю

и отечеству, любви к Богу. На прощание раздал подарки каждому ученику —

учебники. Такой чести (посещение генерал-губернатором), наверное, не было

удостоено ни одно поселение.

За сравнительно недолгий по крестьянским меркам период жизнь

переселенцев в материальном плане изменилась в лучшую сторону.

Обустраивались подворья, дерновые землянки сменились жилищами с саманными

стенами, столбянками или сбитыми из глины. Тогда саман изготавливали из

белой глины, по прочности он мало уступал современному кирпичу. Из-за

неразумности человеческой деятельности месторождения этого ценного

строительного материала в настоящее время почти совсем исчезли.

Многие дома ставились с двумя крышами из соломы, перемешанной с жидкой

глиной, на украинский лад. Наиболее зажиточные селяне возводили их под

железной кровлей. К моменту коллективизации таких построек было много, не

считая общественных зданий и церкви. Для хранения зерна ставились

деревянные амбары под железной крышей. Такие хранилища, куда крестьяне

сдавали зерно за пользование землей, имело волостное управление. Обычно

хлеб возили в Куломзино. Налог этот был невелик, как утверждают старожилы,

а в неурожайные годы он снимался совсем. Малоимущие хозяйства также не

платили его, за них рассчитывалось общество. Этот вопрос решался на сходе

селян.

На каждой усадьбе стояли конюшни, сараи и хлева. В них содержалось по

нескольку дойных коров, лошадей, рабочих волов, не считая другой живности.

Например, у Конюхова было 20 лошадей с молодняком и жеребец-производитель,

9 дойных коров и бугай, более 70 голов овец, много свиней и птицы, рабочие

волы и кролики. Для ухода за скотом держали работников. В их хозяйстве

трудились Денис Токарский и Иван Копытько. В годы войны работниками были 2

пленных австрийца. Для хранения сельхозинвентаря возводились клуни, навесы.

Наиболее предприимчивые и деловые хозяева стали заниматься переработкой

сельхозпродуктов и торговлей. Возле церкви появилась лавка (магазин), где

вели торговлю Кузьмин с женой. Открыл свой магазин под вид трактира

Горобец.

На окраине села в километре от кладбища молоканин построил ветряную

мельницу. Сам он не жил в селе. В 1909 году эта мельница сгорела. Позже, в

1910 году, молоканин Кавинь поставил за лесом паровую мельницу и подарил ее

своему работнику Истомину, который долгое время работал у него на Букиной

заимке на берегу Иртыша. Он женился на сестре или на дочери своего хозяина

и за это получил в подарок мельницу.

Вторую мельницу, которая приводилась в рабочее состояние двумя

двигателями внутреннего сгорания, построили на паях братья Ореховские и

Новаки. Стояла она возле площади.

В начале 1920-х годов Григорий Новак поехал в Омск за запчастями для

мельницы. Вместе с ним были его работник и сын лет тринадцати. В Омске

хозяин для своего работника за хорошую работу купил велосипед. По тем

временам это было в диковинку. И работник, чтобы на него обратили внимание,

при проезде через деревню, под вечер, сел на велосипед и продемонстрировал

свое умение. Так они проехали по Тихвинке: хозяин с сыном на телеге, а

работник на велосипеде.

Тогда профилированных дорог не было, были только проселочные. Отъехав

от Тихвинки километров пять, решили заночевать в лесу. В Тихвинке жил некий

Б., он и его работник глубокой ночью напали на спящих и убили. Мальчишку

задушили поясным ремнем, который впопыхах забыли снять с мертвого. На

следующий день, когда стало известно об этой трагедии, туда поспешило много

людей, взрослых и детей. Сын убийцы узнал ремень своего отца на шее

мальчика. Виновного нашли быстро. Еще до суда родственники пострадавших

устроили самосуд. В тюрьме от побоев он и умер. С тех пор этот лес тихвинцы

называют Новаков околок.

На север от Краснодарки тоже есть лесок со своим именем. Он находится в

4 с половиной километрах от села. Давным-давно там произошло событие,

похожее на легенду. А дело было так. Любезнов — реальный человек и,

вероятно, инициативный и деловой, постоянно арендовал землю у царскодарских

мужиков. В европейской части России крестьяне брали в аренду землю у

помещиков, а здесь, в Сибири, сами сдавали деловым людям. Арендатор,

видимо, проживал в городе, а на лето выезжал как бы на отдых в этот лес.

Там у него были добротный дом, сарай, амбары и постоянно проживал работник,

который ухаживал за выездными конями. На этот раз хозяин приехал с женой и

15-летним сыном.

Однажды вечером, в субботу, работник отпросился в деревню на гулянку.

Хозяин отпустил его. Не доходя с километр до места, где собиралась

молодежь, работник обнаружил, что забрал с собой ключи от всех дверей

хозяйства. Он решил вернуться. чтобы их отнести. Когда он подходил к

усадьбе, скорее почувствовал, чем увидел, что-то неладное. Во всех комнатах

горел свет, собаки рвались на цепях, а во дворе стояли две запряженные

тройки. Не успел он ничего сообразить, как к нему ринулся человек с ломом в

руках, намереваясь нанести удар. Работник ловко увернулся, вырвал из рук

лом и тут же сразил нападающего насмерть. Затем подбежал к амбару, откуда

слышались голоса двух мужчин, и громким шепотом позвал. Когда же они стали

выходить по одному, он нанес ломом им смертельные удары. А в это время

внутри дома, убив Любезнова и его жену, двое бандитов обшаривали комнаты.

Завязалась борьба работника с двумя разбойниками. Сын Любезнова спал на

сеновале и, став свидетелем этой схватки, спустил с цепи собак. Они помогли

свалить с ног сначала одного, а затем второго бандита. Работник ломом, как

штыком, пригвоздил их по очереди к земле. Правда, пострадал и сам, особенно

от собак, но остался жив.

Состоялся суд (он был в уезде), работника оправдали. Что интересно, сын

Любезнова не захотел жить ни у одного из родственников родителей, а остался

в своем доме с работником (не в лесу, конечно). А лес с тех пор стал

называться Любезнов околоток.

Деревня прочно втягивалась в товарное производство. С наступлением зимы

санные обозы непрерывным потоком везли продовольствие и сырье для города, В

каждой деревне содержался постоялый двор, на воротах которого стоял высокий

шест (палка) с пучком сена на верхнем конце. На постоялом дворе были крытые

навесы для лошадей и волов. В доме для отдыха путников были нары, на

которых спали. Хозяин постоялого двора брал плату за ночлег, готовил чай.

Сибирские крестьяне жили крепко и не знали нужды. Даже слабые хозяйства

имели бункер для посева и вспашки, лобогрейку и сноповязалку для уборки, и

другую технику, необходимую в сельском хозяйстве. Первую молотилку

приобрела семья Конюховых, а первую маслобойню построил Леонтий Макуха.

Растительное масло приготовляли из рыжика, льна, подсолнечника. По

своим качествам особенно ценилось масло из конопли. Конопля для

крестьянского хозяйства была ценным сырьем. Из семян отжимали масло, из

волокон стеблей пряли пряжу, из которой ткали холсты для белья и одежды. Из

отходов пряжи вили крепкие веревки для вожжей, поводьев и др. Каждая семья

в своем огороде отводила участок для посева конопли, некоторые жители сеяли

ее в поле. Можно смело утверждать, что этой культурой крестьяне занимались

вплоть до 1940-х годов. По хозяйственным книгам эта культура прослеживалась

в отчетах до 1938 года.

В каждом селе имелись свои сапожники, бондари, портные, пимокаты и,

естественно, мастера по выделке кожи, из которой делали сбрую и обувь.

Хороших мастеров ценили в деревне, и жили они безбедно. К ним уважительно

относились все селяне.

Почитали в деревне стариков, звали их по отчеству: Кузьмич, Васильевич

и т. п. При встрече младший должен был здороваться первым и обязательно при

этом приподнимать головной убор, наклонив голову.

К свержению самодержавия крестьяне отнеслись спокойно. Конечно, были

разговоры, возникало беспокойство, но бурных событий в деревне не

происходило. Новости приходили из города с большим опозданием и часто

противоречивые. Новую советскую власть крестьяне приняли всей душой. Лозунг

большевиков «Земля крестьянам» претворялся в жизнь. Никакого передела земли

не было. Все было по-прежнему, жизнь продолжалась. Возвращались с фронтов

мировой войны мужики и вновь трудились в своем родном хозяйстве. По-

прежнему шумно играли свадьбы, справляли крестины, воспитывали детей,

молились Богу.

4. НЕМЦЫ.

В Сибири в XIX вв. возникло около 500 поселений немцев. Колонии строго

делились по вероисповеданию на протестантов (43%), католиков (27%),

баптистов (16%), меннонитов (8%) и др.(6%). Многодетность немецких семей

была одной из причин широкого расселения российских немцев. В то время как

в Европе рождаемость среди национальных меньшинств была ниже уровня

рождаемости основного населения, у российских немцев эта цифра поднималась

выше. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло 8.

У немцев Омска со временем развилось чётко выраженное сознание Малой

родины. Российские немцы не хотели растворяться в среде местного

населения, так как они чувствовали себя носителями иной, более передовой

культуры. И на новой родине переселенцы стремились оставаться немцами.

Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды,

берегли свой язык и свои национальные традиции (народные песни и народное

творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их

последующим поколениям. Это помогло им на протяжении более двух веков

сохранить свою национальную самобытность и успешно противостоять

ассимиляции.

Культуру российских немцев в сельской местности определяли в

большинстве крестьяне. Ремесленники и коммерсанты лишь в более позднее

время поселились в колониях. С большим упорством приступили жители колоний

к поднятию целины. Все приспособились к новым условиям и преодолели

казавшиеся почти неразрешимыми трудности.

В экономическом отношении поселенцы испытывали большие трудности.

Однако их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык

привели к довольно быстрому подъёму уровня жизни, закладывались новые сёла,

за счёт покупки дополнительных земель расширялись территории колоний.

Ввиду значительного роста немецкого населения уже вскоре стала

ощущаться нехватка земли, т.к. возможность покупки новых участков

постепенно исчерпывалась. Появилась необходимость давать детям более

высокий уровень образования, чтобы они могли стать врачами, учителями,

священниками, в других случаях сыновьям давали ремесленнические профессии,

или же они занимались торговлей. Немецкие "повозки колонистов" пользовались

большим спросом у представителей всех соседних народностей. Возникли

фабрики по производству плугов и других сельскохозяйственных орудий.

Всеобщее распространение получила мукомольная промышленность. В каждом

большом селении имелись одна или несколько мельниц. В некоторых немецких

поселениях строились крупные мельницы, которые обеспечивали мукой обширные

территории. Многочисленные кирпичные заводы поставляли необходимый

строительный материал.

В основном строились большие сёла. Вдоль одной или нескольких длинных

(1-3 км) и широких (3,0-8,0 м) улиц как по линейке тянулись чистые дома. По

обеим сторонам от проезжей части пролегали пешеходные дорожки, окаймлённые

рядом акаций. Уже при первичном замере наделов в центре села выделялся

большой участок под будущую школу и церковь. Все усадьбы были одинаковы по

величине: 40 м в ширину и 120 м в длину, так что план селения был

равномерно расчерченным и напоминал шахматную доску. Поскольку все дома

были одноэтажными, высокая колокольня церкви доминировала над селением. При

закладке сёл немецким колонистам вменялось в обязанность высаживать

деревья. Благодаря этому немецкие сёла стали выделяться в безлесой степи

подобно оазисам. Весной селение утопало в цвету и благоухало ароматом мёда.

Часто за густыми акациями не было видно домов.

Просторно и строго по плану закладывались постройки на

территории усадьбы. На одной стороне стоял вытянутый дом,

отделённый от уличной ограды небольшим цветником. Жилой дом

выходил одной стороной на улицу. Напротив, на другой

стороне подворья, так же примыкая одной стороной к улице,

располагалась летняя кухня или дом для младшего

поколения. Помещения для скота отделяли переднюю часть двора

от задней. Через отверстие в стене конюшни навоз

выбрасывали на хозяйственный двор, где скапливалась навозная

куча (но ни в коем случае не в переднюю часть двора). Дома

колонистов отличались чистотой и опрятностью. Постройки были хорошо

отделаны и чисто выбелены. Побелка ограды, зачастую и дома,

обновлялась ежегодно, чаще всего к Троице. Крышу покрывали в

зависимости от места положения камышом, жестью или черепицей.

Зачастую на крыше можно было увидеть год строительства дома.

Наряду с замкнутыми поселениями существовало большое число

хуторов, разбросанных по степи на большие расстояния.

Предприимчивые зажиточные крестьяне, которым становилось тесно в

деревне, покупали землю у русских помещиков. Зачастую это были участки

величиной от 200 до 800 га. Вокруг хозяйского дома тянулись пастбища, в

отдалении начиналась пашня. Просторные жилища, множество помещений для

скота и подсобных построек для крестьянского инвентаря и повозок были

характерны для хозяйств такого типа.

В силу представленной колонистам коммунальной автономии они

пользовались правом выбирать сельского и верховного старосту, которые были

подотчётны собранию села или района.

Религиозная жизнь была у поселенцев очень активной, ведь многие

эмигрировали по религиозным мотивам. Так как со стороны русского

правительства обеспечивалась свобода вероисповедания, колонисты были готовы

вносить большие суммы денег в качестве пожертвования на строительство

церквей. Церкви строили собственными силами. В этом плане трудностей не

возникало. Распределённый общиной церковный налог охотно вносился, а

участие в строительстве считалось почётным. В каждом среднем и большом селе

имелась видная церковь со статной колокольней, устремляющейся ввысь над

домами селян. Сад и ограда вокруг церкви содержались всегда в образцовом

порядке.

Одновременно церкви служили школами. Немецкие церкви во внешнем и

внутреннем убранстве резко отличались от русских церквей.

Церкви были гордостью селян, своим архитектурным стилем они напоминали

оставленные на родине исторические образцы неоклассицизма 18 и 19 веков.

Клирос чаще всего был обращен к востоку. Большим разнообразием отличались

высоко поднимающиеся колокольни. Строительным материалом служили, в

зависимости от наличия, либо дерево, либо ракушечник или же обожжённый на

собственных заводах кирпич. Церкви в немецких селениях активно посещались.

Из всей семьи оставался дома лишь один человек. Поэтому богослужения были

всегда переполнены. Воскресный покой соблюдался образцовым образом. По

воскресным дням не работали, даже при уборке урожая или во время молотьбы.

Вторым краеугольным камнем в сохранении самобытности немцев в России

была школа. Так как при поселении немцев царское правительство в деле

школьного образования предоставляло им полную свободу, колонисты стремились

поднять образование на должный уровень. В каждом немецком селе была школа,

преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. С этого времени

началась русификация народного образования, школа всё чаше переводилась на

русский язык.

Школьные здания, выстроенные в своём большинстве на общинные средства,

свидетельствуют о стремлениях немецких колонистов к всеобщему школьному

образованию. Великолепная архитектура многих школ говорила о зажиточности и

высоком самосознании поселенцев. Безграмотных среди них не было. Вскоре

возникла необходимость в учебных заведениях более высокой ступени. Это были

центральные школы, готовящие учителей, сельских писарей, коммерсантов.

Большая роль отводилась в них немецкому языку и литературе, а также

изучению русского языка, поскольку он был предписан официальными

учреждениями. Центральные школы готовили, кроме того, и учителей религии,

которые могли при необходимости заменить священника при богослужении, на

крестинах или похоронах, так как на попечении пастора или священника

находилось от 5 до 12 и более общин. Центральные школы строились во многих

колонистских сёлах.

Наряду с ними появились со временем (особенно после 1905

года) учительские и проповеднические семинарии, гимназии,

торговые и сельскохозяйственные школы, а также учебные

заведения для глухонемых. Получившие большое распространение

женские школы своей программой соответствовали центральным школам.

Русские и украинские дети также охотно посещали их.

Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев,

ненависть ко всему немецкому достигла нового апогея. В общественных местах

не разрешалось говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была

запрещена, общественные собрания немцев (более 3-х человек) объявили

нелегальными, и так далее.

Сейчас на территории Омской области права российских немцев не

ущемляются. Хотя на местах дают ещё знать о себе старые предубеждения по

отношению к немцам со стороны других национальных групп. Но официально их

призывают оставаться в местах теперешнего проживания и щедрыми обещаниями

приглашают селиться в других районах и городах. Как правило, при этом

ожидается финансовая помощь Германии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе заселения и освоения сурового края происходил естественный

отбор. Робкие и слабовольные боялись отрываться от привычных обжитых мест.

В неведомые дали шли люди крепкие, мужественные, надеющиеся на свои силы и

верующие в лучшую жизнь. Прибывали в Сибирь и ссыльные, и вольнодумцы, и

непримиримые борцы с властями.

Суровый морозный край требовал напряженного труда и усиленного питания.

Все необходимое для жизни сибирякам приходилось добывать самим, ежедневно

сталкиваясь с трудностями, борясь за жизнь. Все это оказывало определенное

влияние на формирование физического типа сибиряков, особого сибирского

генофонда. Это обусловливалось и тем, что в новых местах селились выходцы

из разных губерний: смоляне рядом с немцами, украинцы по соседству с

орловцами, татары с казахами. Почти исключались свадьбы внутри замкнутых

групп, преобладали смешанные браки, что также влияло на формирование

физических черт сибиряков. Формировались мужество, настойчивость, упорство,

трудолюбие. Все эти качества передавались по наследству из поколения в

поколение, дополняясь и совершенствуясь. Особенно эффективно это

чувствовалось в тяжелые годы Великой Отечественной войны и на великих

стройках послевоенных лет.

Несмотря на все трудности, люди разных национальностей, религий, живут

в мире, помогая друг другу. Благодаря тому, что заключается много смешенных

браков, известны случаи, когда в одной семье живут и немцы, и русские, и

татары. При этом в таких семьях люди живут, почитая традиции и обычаи

предков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прииртышье мое. И.Ф. Петров. – Омск. 1988 г.

2. От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Н.А. Томилов. –

Томск: Издательство Томского университета. 1995 г.

3. География Омской области. А.А. Кожухарь, А.Г. Зинченко. – Омск: Омское

книжное издательство. 2001 г.

4. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. Р.Г. Скрытников. – СПб: Ленинград.

1982 г.

5. История Омской области. И.В. Захарова, Н.А. Сергеева. – Омск: Западно-

сибирское книжное издательство. 1976 г.

6. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. - Магадан, 1983.

Приложение 1.

Национальный состав населения области

1989 г. по данным переписи населения

1989 г.

(в процентах).

[pic]

Приложение 2.

Женский костюм и украшения татар.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.