РУБРИКИ |
Движения декабристов |
РЕКЛАМА |
|
Движения декабристовДвижения декабристовОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. 2000, N 6. С. 102-115., М.А. РАХМАТУЛЛИН, НОВОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ СОСТОЯЛОСЬ (1) |В год 175-летия восстания декабристов с особенным удовлетворением | |можно утверждать о реальном увеличении числа тематических изданий по | |отечественной истории. Санкт-Петербургским филиалом Института | |Российской истории РАН подготовлены и изданы уже три его выпуска. | |Редактор-составитель сборников П.В. Ильин установил для своего детища| |самую высокую научную планку, смело взяв в качестве | |"ориентира-образца" блестящие декабристоведческие сборники 1920-х гг.| |с их уникальным авторским составом в лице выдающихся историков и | |литературоведов П.Е. Щеголева, Ю.Г. Оксмана, А.Е. Преснякова, Н.К. | |Пиксанова, С.Н. Чернова, Б.Л. Модзалевского и др. Определены и | |основные принципы, которым обещает следовать составитель нового | |издания: "Свобода выбора жанра и темы исследования,формы подачи, | |свобода от обязательных идеологических формул" (I, с. 4). | |Однако на пути достижения заявленной цели стоят сегодня очевидные | |трудности, связанные с падением по известным причинам интереса к | |декабристской тематике и, как следствие, - разрывом в подготовке | |квалифицированных кадров. Остается надеяться на то, что материалы | |стартовых выпусков нового сборника пробудят прежний интерес к этой | |традиционной для отечественной историографии теме со множеством все | |еще не решенных вопросов. Поэтому целиком оправдано заявление | |редактора сборников об их открытости "не только для | |специально-исторических работ, но и для трудов литературоведов, | |культурологов, философов - всех, кто занимается изучением | |декабристского времени" (там же, с. 5). | |В трех увидевших свет выпусках опубликовано 28 материалов 19 авторов.| |Распределение публикаций по разделам показывает, что в чисто | |количественном плане предпочтение отдается собственно | |исследовательским материалам - их 13. Раздел "Источники" представлен | |семью, "Историография" - шестью материалами. Есть и две рецензии на | |сравнительно недавно вышедшие работы по декабристской теме. | |Парадоксально, но факт: после более чем полуторавекового интенсивного| |изучения декабристского движения одним из центральных все еще | |остается вопрос о том кого считать декабристом. На сегодняшний день | |он не имеет однозначного, строго научного решения, и в поисках выхода| |из этой явно ненормальной ситуации С.Е. Эрлих в статьях "Декабристы | |"по понятиям": определения словарей (1863-1998)" (II, с. 283-302) и | |"Кого считать декабристом? Ответ советского декабрист-сведения (по | |материалам библиографических указателей 1929-1994 гг.)" (III, с. | |258-313) детально прослеживает эволюцию понятия "декабристы" и | |приходит к выводу, что "весь спектр будущих определений" и всей | |последующей разноголосицы заложили сами декабристы - П.Н. Свистунов, | |И.Д. Якушкин, Д.И. Завалишин. Данные ими дефиниции исследователь | |делит на два различных типа, для удобства анализа условно | |обозначенных как "преступление" (участие в тайных обществах и | |антиправительственных выступлениях) и "наказание" (репрессии, которые| |подразделяются на арест во время следствия, судебное и | |административное наказание). При этом Эрлих обращает внимание на | |наиболее существенное, на его взгляд: если определения "участники | |восстания 14 декабря" и "члены тайных обществ" дают твердое основание| |однозначно | |установить, является ли тот или иной деятель декабристом, то | |определение "лица, пострадавшие вследствие возмущения", не столь | |корректно. Ведь очень сложно установить, кто именно подразумевался | |под "пострадавшими": только наказанные в судебном порядке, или и те, | |кто был арестован во время следствия и понес то или иное | |административное наказание, или, добавим, и те, кто был освобожден | |из-под ареста с "оправдательным аттестатом", а также вообще "оставлен| |без внимания" по высочайшему повелению. | |В последующем тексте автор, проанализировав имеющиеся в 54 изданиях | |определения, выявляет общие тенденции содержательного наполнения | |термина "декабристы" и выделяет два больших этапа в развитии этого | |понятия: "На первом, дореволюционном этапе применяются исключительно | |прикладные ("формальные") определения". Причем их эволюция от узкого | |толкования ("участники восстания 14 декабря") к расширительному | |("члены тайных обществ") идет в направлении все более адекватного, | |как считает автор, наполнения содержания устанавливаемого понятия. Но| |на послереволюционном этапе все меняется - с 1924 г. "начинает | |доминировать ценностное ("сущностное") определение "революционеры". | |"Подкрепленное авторитетом В.И. Ленина, - замечает Эрлих, - оно (с | |начала 60-х гг.) становится единственным и по инерции (только ли? - | |М.Р.) воспроизводится даже в постсоветское время" (II, с. 299). | |Сам Эрлих, основываясь на большей частоте употребления определения | |декабристов как "членов тайных обществ", склоняется к тому, что | |именно этот подход является наиболее продуктивным для определения | |понятия "декабристы" (там же, с. 292). Но тут же возникает вопрос: а | |как быть, например, с А.Е. Розеном (и далеко не с ним одним!), | |который не принадлежал к тайным обществам, но в правомерности | |отнесения его к декабристам за действия в день 14 декабря вроде бы | |никто не сомневается? | |Казалось, ответ на этот вопрос читатель получит из статьи того же | |автора под многообещающим названием "Кого считать декабристом?" Ее | |общая цель, как определяет сам автор, "выявить практические критерии | |отнесения к декабристам в советский период" (III, с. 261). Для этого | |ему необходимо было решить три задачи: составить сводный список | |участников тайных обществ первой четверти XIX в. и лиц, привлеченных | |к следствию по делу о тайных обществах; определить, какие лица из | |этого списка считались декабристами в советской историографии; | |попытаться выявить реальные критерии причисления к декабристам | |деятелей первой четверти XIX в. (там же, с. 261-262). | |Две первые задачи, хотя и не без труда, как показал автор, решаемы. | |Результаты проделанной работы обобщены в таблице и приложении, | |включающих сведения о 667 лицах, пока еще только претендующих на то, | |чтобы называться декабристами. И сразу же бросается в глаза тот факт,| |что весь этот систематизированный материал в первую очередь наглядно | |демонстрирует существующий разнобой в мнениях и критериях отнесения | |тех или иных конкретных лиц к числу декабристов. Причем определяется | |это не личными вкусами исследователей. Научному осмыслению понятия | |"декабристы" прежде всего мешает подмеченная В.М. Нечкиной еще в | |конце 1970-х гг. особенность - общекультурное употребление слова | |"декабристы": "Оно и достояние художественной литературы, | |одушевленное звено поэтической строки, частый спутник | |историко-литературного исследования, нередкий гость журналистики и | |политической речи" (2). Но, по заключению Эрлиха, солидарного в | |данном случае с мнением А.А. Керсновского, был и остается более | |значимый фактор-помеха на пути решения проблемы - "культ пяти | |повешенных и сотни сосланных в рудники", на котором было "основано | |все политическое миросозерцание русской интеллигенции" (3). | |В результате "декабристская легенда", получившая под гениальным пером| |Герцена законченное литературное воплощение, - подытоживает Эрлих, - | |является священным текстом интеллигенции". Именно эта сакральная | |окраска понятия "декабристы" препятствует его научному осмыслению | |(там же, с. 261). | |Теперь, когда, казалось, "найдено" основное препятствие, устранение | |которого обеспечит решение проблемы, - все карты в руки автора | |заключения для реализации поставленной им задачи: "Попытаться выявить| |реальные (выделено мною. - М.Р.) критерии причисления к декабристам | |деятелей первой четверти XIX в." | |Намечаемый Эрлихом путь внешне кажется простым и сводится к сравнению| |интенсивности проявления различных признаков "декабристов" в группах | |"несомненных", "сомнительных" декабристов и "недекабристов". Среди | |множества признаков автор выделяет два "интегральных критерия" - | |участие в тайных обществах и антиправительственных выступлениях и | |репрессии, которые можно подразделить на арест во время следствия, | |судебное и административное наказание (там же, с. 269). | |И опять возникает вопрос: если определение "интегральный" означает не| |что иное, как нечто неразрывно связанное, цельное, единое, то как | |быть в тех случаях, когда отсутствует один из признаков? | |Приведенный пример Розена и других участвовавших в противоправных | |действиях, но не являвшихся членами тайных обществ, существенно | |расширится за счет тех, кто, напротив, состоял в них, но не | |участвовал в антиправительственных выступлениях и, более того, в | |критические дни оказался на стороне правительственных войск, даже не | |попытавшись чем-либо помочь сотоварищам-единомышленникам. К тому же | |автор выделяет и другое, главное, на его взгляд, затруднение: | |"Членство в тайных обществах не всегда просто установить". Есть | |сложность и другого рода - характерное для советской историографии | |стремление к тому, чтобы едва ли не все тайные общества первой | |четверти XIX в. считать декабристскими или, в крайнем случае, | |близкими им по духу. Однако допустим, что оба эти препятствия | |преодолимы (что действительно возможно) и остается, наконец, внятно | |назвать устанавливаемые автором "реальные критерии". Но вместо этого | |мы видим другое: выявленное (напомним: по материалам | |библиографических указателей 1929-1994 гг.) им процентное соотношение| |в группах "несомненных", "сомнительных" декабристов и | |"недекабристов", лиц, подвергнутых различным видам репрессий, как | |оказывается, "позволяет предположить, что осуждение Верховным | |уголовным судом, вопреки всем теоретическим рассуждениям, - главный | |признак причисления к декабристам". Так, по подсчетам автора, 110 | |(91,66%) из 120 осужденных ВУС отнесены к "несомненным" декабристам, | |остальные (8,34%) - к "сомнительным". Такого "кучного распределения, | |- заключает он, - не имеет ни один [другой] признак" (там же, с. | |273). Казалось бы, все ясно. Но нет. Как выясняется, "в группе | |"несомненных" декабристов 12 лиц не принимали участия ни в | |декабристских тайных обществах, ни в антиправительственных | |выступлениях... 7 из них были репрессированы" (там же, с. 274). | |Точно такие же тенденции характерны и для группы "сомнительных" | |декабристов: из 11 лиц, не состоявших в декабристских тайных | |обществах и не замешанных в антиправительственных выступлениях, 7 | |понесли наказание. В то же время из 71 "теоретического" (термин | |Эрлиха) декабриста (т.е. являвшегося членом тайного общества или же | |участником выступлений) 34 его избежали. Таким образом, налицо | |полнейшая неразбериха при отнесении тех или иных лиц к числу | |декабристов или недекабристов. | |Предлагаемые автором выходы из тупиковой ситуации не обрели, к | |сожалению, ясного и четкого звучания и в заключительной части статьи | |в конечном счете свелись к повторению уже сказанного по ходу | |изложения: "...Употребление понятия "декабрист" учеными-историками не| |избавило его от вненаучных значений, связанных с представлением о | |декабристах как "священных предках". Давление этих интеллигентских | |представлений влияло на практику причисления к декабристам... Логика | |развития понятия "декабристы" требует избавления его от вненаучных | |смыслов, т.е., прежде всего, полной десакрализации обозначаемого им | |явления"[1] (там же, с. 280). | |Именно отказ от идеологизированного понятия "декабристы" позволит, на| |взгляд автора, ответить на вопрос: кого считать декабристом? | |Но так ли это? К чему может привести безоговорочное воплощение в | |жизнь этого общего призыва к "полной десакрализации"? К тому, что к | |декабристам будут отнесены все те, кто когда-либо состоял в тайных | |обществах, но не принимал живого участия в их деятельности, толком не| |зная ни их целей, ни определяемых "вождями" задач (все еще не | |решенная проблема соотношения декабристского "ядра" и "периферии"), и| |постепенно выпавшие из движения; те, кто был активен, но в корыстных | |интересах или по убеждению стал предателем; те, кто в решающий момент| |просто-напросто струсил и тем тоже предал общее дело и т.д. Прямого | |ответа на эти и другие аналогичного характера недоумения Эрлих не | |дает, хотя не принимает существующее суждение о необходимости замены | |"идеологизированного" понятия "декабристы" на обозначение "участники | |тайных обществ": оно "громоздко... неполно, так как не включает | |участников вооруженных выступлений, не являвшихся "участниками тайных| |обществ"[2] (там же, с. 280). | |Но как раз по этому пути, кажется, склонны идти В.А. Пушкина и П.В. | |Ильин, предпринявшие попытку создания "достоверного", основанного | |главным образом на следственных показаниях "списка с поименным | |перечислением известных членов декабристских обществ" (II, с. 13) в | |материале "Персональный состав декабристских тайных обществ | |(1816-1826). Справочный указатель" (там же, с. 9-77). Это, на взгляд | |авторов, позволит "установить, кто являлся членом тайного общества (и| |какого), а кто нет, и в конечном счете - определить, кого следует | |считать декабристом" (там же, с. 13. Выделено авторами. - М.Р.). | |Заметим, что декабристскими организациями они считают "тайные | |политические общества (конспиративные организации, преследующие цель | |изменения социального строя, политической системы и, в частности, | |государственного устройства), участники которых организовали военные | |выступления 14 декабря 1825 г. в Петербурге и 29 декабря 1825 - 3 | |января 1826 г. под Киевом, а равным образом тайные политические | |общества, хронологически предшествующие вышеуказанным и связанные с | |ними преемственностью в главной политической цели (введение | |конституционного правления, ограничение действия крепостного права и | |других сословно-феодальных институтов) и в персональном составе, в | |частности - единым кругом основателей и руководящих членов" (там же, | |с. 14). | |Исходя из этих чрезмерно громоздких критериев, авторы включили в | |указатель списки участников 11 тайных обществ. В него введены три | |дополнительных раздела, без которых список лиц, принадлежавших к | |декабристам, был бы неполон. Это - участники выступления 14 декабря, | |не состоявшие в тайных обществах; участники совещаний членов | |Северного общества накануне 14 декабря 1825 г., не принявшие участия | |в выступлении; участники выступления Черниговского пехотного полка, | |не состоявшие в тайных обществах (там же, с. 17-18). В результате в | |список вошли 704 человека (629 членов 11 "декабристских" тайных | |обществ и 75 человек, относящихся к трем другим категориям). Если же | |к этому числу прибавить тех, кто пока еще скрывается под авторскими | |загадочными указаниями о том, что "количество невыявленных участников| |не менее 70-80" или "не более 3-4 человек", следующими после почти | |каждого перечня персонального состава обществ (эти указания большей | |частью никак не комментируются авторами), то список разбухнет до 896 | |человек. Кого из них считать декабристами, а кого нет, авторы | |конкретно не указывают, ибо, судя по всему, в данном случае это не | |входило в их задачу. | |Пути установления среди них тех, кто в полной мере отвечает понятию | |"декабрист", в статье "Биографический справочник "Декабристы": итоги | |и проблемы декабристской биографии (К 10-летию со времени выхода в | |свет)" (III, с. 203-257) пытается наметить соавтор предыдущей статьи | |П.В. Ильин. Он убежден, что именно их общий с В.А. Пушкиной указатель| |станет "отправной точкой для создания справочника декабристов в | |настоящем значении этого слова, в основе которого лежало бы | |установление факта и степени принадлежности к тайным обществам и | |участия в военных выступлениях" (там же, с. 221). Таким образом, мы | |опять-таки имеем дело все с тем же, что и у С.Е. Эрлиха, | |"интегральным" подходом. Правда, есть важное дополнение - необходимо | |определить "степень принадлежности к тайным обществам" или, говоря | |по-другому, степень реального участия в их деятельности того или | |иного лица... | |Что касается конкретного содержания статьи, то после обстоятельного | |разбора вышедшего в 1988 г. биографического справочника "Декабристы",| |справедливо оцененного как "серьезный вклад в биографическое изучение| |декабристов" (там же, с. 211), П.В. Ильин более десяти лет спустя | |задается все теми же тесно связанными между собой вопросами, | |затронутыми автором этих строк в рецензии на это издание в 1989 г.: | |принципиальная идея справочника, его структура, полнота и точность | |биографических данных и материалов других разделов (4) (там же, с. | |212). Ныне Ильин представил более развернутые конструктивного | |характера соображения, могущие оказать позитивное влияние на решение | |фундаментальной проблемы декабристоведения: кто должен считаться | |декабристом и на каком основании. Им же сделаны и конкретные | |дополнения, уточнения, поправки к биографическим данным последнего | |"Алфавита". Они, в частности, показывают, что источниковая база | |декабристоведения еще далеко не исчерпана. | |Внимание читателей, несомненно, привлечет историографическая статья | |А.Б. Шешина "Об изучении и обобщении истории движения декабристов | |(критические заметки о советском декабристоведении 1950-х - начала | |1990-х гг.)" (II, с. 239-282). Ее общая цель - показать не только | |успехи советского декабристоведения, но и вскрыть имевшие в ней место| |издержки идеологического характера, отсутствие действительно научной | |критики источников в большинстве работ, нередкое игнорирование не | |соответствующих заранее определенным схемам фактов, незнание | |исследователями европейских событий или сознательное смещение их во | |времени опять-таки в угоду всякого рода ненаучным соображениям и т.д.| |Все это без сентенций и эмоций, аргументированно показывается на | |примере конкретного анализа содержания десятков работ, в том числе и | |самых именитых авторов. | |Особое место в статье отведено критическому разбору книги В.А. | |Федорова "Декабристы и их время" (М., 1992). Повышенное внимание | |автора к работе известного декабристоведа не случайно, поскольку в | |ней Федоров ставил задачу обобщить весь накопленный историками | |материал после выхода в свет в 1955 г. капитального двухтомника М.В. | |Нечкиной "Движение декабристов". Не имея возможности воспроизвести | |здесь порой достаточно острую полемику Шешина с Федоровым, приведем | |лишь его ключевые оценки этой книги: Федоров не всегда "смог | |отказаться от старых представлений"; "следовало назвать книгу более | |скромно..., обобщающая книга "Декабристы и их время" еще не написана"| |(там же, с. 266, 276). По мнению Шешина, для создания такого | |обобщающего труда следует прежде всего освободиться из плена | |ленинских "указаний", всесторонне изучить роль либерализма и | |просветительства в формировании декабризма. Необходимо и воссоздание | |фактической истории тайных обществ, еще не изученных до конца, с | |исправлением ошибок и искажений, допущенных советскими | |декабристоведами, с "очисткой" ее от измышлений и необоснованных | |предположений. Автор настаивает на том, что "декабристов нужно | |изучать... не как предшественников большевиков и революционных | |демократов", а в первую очередь "как людей своего времени, вместе с | |их эпохой", не опасаясь противоречащих общепринятым взглядам выводов | |(там же, с. 276-277). | |А.Н. Цамутали в своей 4-страничной заметке с широковещательным | |названием "Декабристы и освободительное движение в России. Некоторые | |вопросы историографии" (I, с. 91-94) говорит о различных точках | |зрения по вопросу о характере декабристского движения. С одной | |стороны, он ссылается на Л.Б. Нарусову, сделавшую в 1995 г. на | |конференции, посвященной 170-летию восстания декабристов довольно | |рядовой доклад "Нравственные уроки декабризма", в котором, почти | |буквально повторив (без ссылки) слова М.Н. Волконской о подвиге | |самопожертвования декабристов во имя своих убеждений, она отметила, | |что взгляд на них как на родоначальников революционного движения в | |нашей стране если не устарел, то во всяком случае, требует серьезной | |корректировки и некоторого [?] осмысления. Для нее "несомненно", что | |декабристы представляли собой либеральное, "освободительное движение | |самой высокой пробы". Вместе с тем Цамутали приводит мнение | |вступившего в полемику с Нарусовой А.Д. Марголиса: "Не следует | |безоговорочно отбрасывать ленинскую периодизацию освободительного | |движения"; "попытка представить декабристов деятелями либерального | |лагеря... весьма уязвима". В завершение Цамутали все же пишет, что | |лично ему "более убедительной представляется позиция тех историков, | |которые считают, что в движении декабристов были представлены две | |тенденции: революционная и либеральная". А далее следует фраза, | |оставшаяся для меня загадочной: "Другое дело, что многие годы | |революционному крылу уделялось недостаточное [?] внимание" (там же, | |с. 94). | |В разделе "Историография" (там же, с. 95-109) С.Е. Эрлиху принадлежит| |и потребовавший кропотливого труда материал "Публикация письменного | |наследия декабристов и лиц, привлеченных к следствию по делу о тайных| |обществах (1803-1992)". Как подчеркивает автор работы, он ставил | |перед собой три задачи: определить состав авторов-декабристов [3], | |установить частоту появления публикаций по периодам, охарактеризовать| |последние по количеству и составу авторов. Значение своего труда | |Эрлих видит в том, что он "поможет выяснить, как менялся интерес к | |декабристам в различные периоды истории" (там же, с. 95). | |Итоги проделанного анализа представлены в диаграмме, демонстрирующей | |движение публикаций по годам и пятилетиям, а также в шести таблицах, | |половина из которых (N 4, 5, 6) является, пожалуй, плодом игры ума с | |не очень ясными перспективами практического использования их | |содержания. И в то же время, как мне представляется, явно не достает | |таблицы со сведениями о том, кто именно из декабристов и сколько раз | |по периодам публиковался анонимно. Это позволило бы установить, в | |какой мере цензура препятствовала прохождению публикаций декабристов.| |Что касается деления "публикационного процесса" на шесть разновеликих| |по протяженности периодов - 50, 45, 25, 25, 20, 25 лет, - то | |авторская мотивировка и характеристика каждого из них не вполне | |убедительны, поскольку в статье не просматривается достаточно тесной | |сопряженности публикаций наследия декабристов с цензурной политикой | |правительства и потребностью общества в подобной литературе. | |Перу А.Б. Шешина в разделе "Исследования" принадлежат два материала, | |проясняющие сильно запутанную в литературе историю создания Д.И. | |Завалишиным Вселенского Ордена Восстановления (там же, с. 32-45; II, | |с. 139-174). Этому изначально много способствовал и сам основатель | |Ордена, имевший почти патологическую склонность к преувеличениям, | |нарочитым измышлениям и пр. Среди последующих исследователей, по | |мнению Шешина, особенно преуспела в разного рода "измышлениях" Г.П. | |Шатрова в книге "Декабрист Д.И. Завалишин" (Красноярск, 1984). Автор | |статей на основе тщательного изучения следственного дела Завалишина, | |точного прочтения его "Записок декабриста" и привлечения свидетельств| |современников убедительно разрушает вольные построения своей | |предшественницы и доказывает обоснованность следующих положений: | |"Завалишин не был принят в Северное общество; хотя "ложные" документы| |Ордена и существовали, устав Ордена Восстановления на русском языке | |является "истинным" и может быть использован для изучения истинных | |планов Завалишина; хотя в апреле-июне 1825 г. Завалишин ненадолго | |увлекся мыслями о перевороте, с середины июня он покончил с этим | |"заблуждением" и вернулся к просветительским взглядам (сочетая их с | |либерализмом), причем недолгая перемена взглядов не успела отразиться| |ни на уставе, ни на других документах Ордена, который остался | |просветительским" (II, с. 173). | |Нисколько не оспаривая справедливость этих выводов, все же скажу, что| |первая статья А.Б. Шешина по сути своей является запоздалым памфлетом| |против Г.П. Шатровой, в котором она с неоправданным пафосом | |обвиняется автором едва ли не во всех смертных грехах: "произвольно | |использовала", "выдергивала", "смещала", "искажала" факты, "не | |замечала" их, "отделывалась" от них и т.д. И все это сочеталось с | |"хаотичностью, беспорядочностью изложения", "необоснованным и не | |осмысленным нагромождением цитат..." и пр. (I, с. 33-34 и др.). Если | |даже это и так, то известно, что лучшее оружие против любых искажений| |истории - факты (что, кстати, демонстрирует и сам Шешин), а разного | |рода эпитеты и эмоциональные оценки едва ли способны принести пользу | |делу. К сожалению, Шешин не сумел (да и не пытался, как можно понять)| |отделить то, что в книге 1984 г. издания зависело от возможностей | |Шатровой как исследователя, а что определялось не ею установленными в| |то время "правилами игры". Легко писать обо всем этом сейчас, в | |2000-м году (это - не оправдание, а попытка объяснения). | |А так ли уж "безгрешен" сам обличитель? Увы, не всегда. Вот, | |например, Шешин бесстрастно пишет о том, что Завалишин разным лицам | |по-разному объяснял цели Ордена. Александра I он уверял, что Орден | |"задуман для борьбы с революционным движением", а Рылееву внушал | |совсем противоположное - Орден "имеет целью освобождение всего мира" | |(I, с. 32-33. Выделено автором. - М.Р.). Более того, "декабрист (а | |это Шешину нужно еще доказать. - М.Р.) всегда излагал дело таким | |образом, что его планы оказывались выгодны тому, с кем он вел | |разговор", и даже Александру I втолковывал свои идеи "в виде, | |благоприятном, его намерениям" (там же, с. 33. Выделено автором. - | |М.Р.). И это, оказывается, было генеральной линией поведения | |Завалишина: "Обращаясь к кому-либо с предложением о вступлении в | |Орден или о его поддержке, он не излагал цель Ордена полностью, а | |сообщал только о той стороне своих планов, которая была выгодна | |собеседнику" (там же, с. 33). | |Неужели непонятно, что в конечном счете это было выгодно не | |собеседнику, а самому Завалишину. И здесь впору было бы порассуждать | |о соотношении политики и нравственности. Но Шешин этого не делает и | |дает приведенным фактам свое объяснение: "Убеждая всех в выгодности | |распространения Ордена Восстановления, Завалишин почти [?] не | |обманывал своих собеседников. Ведь целью Ордена было всеобщее | |благоденствие, выгодное для всех. Оставалось только "разделить" эти | |выгоды и каждому сообщать только о том, что приобретает он. Вот | |почему в словах Завалишина не было прямого [?] обмана..." (там же). | |Тем не менее в заключении первой статьи Шешин вынужден признать: | |"Правда, великий магистр (Завалишин. - М.Р.) обманывал своих | |собеседников, завлекая в якобы давно существующий всемирный Орден, но| |так поступали и другие основатели и руководители тайных обществ" (там| |же, с. 43). Вот и вся правда. Так и хочется спросить автора: неужели | |это относится и к основателям тех "декабристских" обществ, что | |отобрали для своей статьи Пушкина и Ильин? | |Нельзя не обратить внимания и на то, что, по мнению Шешина, такое | |поведение Завалишина "кажется недопустимыми колебаниями" только "с | |точки зрения человека XX века". Для людей же начала XIX в., под | |знаменами просветителей "боровшихся за всеобщее благоденствие", это | |было "вполне естественно" (там же, с. 33). Вот так. Но этого мало. | |Завалишин, который, поверим Шешину, "видел, что всюду тайно или явно | |идет борьба между правительствами и революционерами" (там же, с. 36),| |обязан был срочно предложить что-то радикальное для достижения | |"всеобщего благоденствия", чтобы "всюду распространилась бы | |христианская нравственность". И он такое средство находит: "Очистить | |Россию от буйных (имеются в виду революционеры. - М.Р.) людей, | |доставя пищу беспокойному их характеру вне отечества и заставя | |служить их ему в другом месте" (там же, с. 37). Оригинальный способ | |достижения "всеобщего благоденствия", не правда ли? | |К сожалению, ограниченный объем настоящего отклика не позволяет | |подробно остановиться на всех материалах, представляющих интерес не | |только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Среди них| |как большую удачу назовем публикацию Т.Н. Жуковской "Зимние тетради",| |включающую переписку известного мемуариста екатерининской поры Андрея| |Тимофеевича Болотова, его сына Павла и внуков Михаила и Алексея. | |Именно последний и был непосредственным очевидцем событий 14 декабря,| |и его письма, содержащие малоизвестные детали этого небывалого для | |России события, а также ответная реакция провинциальных | |корреспондентов дают богатую пищу для изучения умонастроений | |просвещенной части русского дворянства. | |Не меньший интерес вызывают "Записки очевидцев 14 декабря 1825 г." | |(III, с. 9-59). Среди них бывшие адъютанты Николая I В.А. Перовский, | |В.Ф. Адлерберг, А.А. Кавелин, а также граф Д.Н. Блудов и | |генерал-адъютант А.Ф. Орлов (публикация подготовлена Т.В. Андреевой и| |Т.Н. Жуковской). Записки эти, справедливо отмечают публикаторы, ценны| |не только как мемуарные свидетельства непосредственных участников | |событий (причем главных действующих лиц со стороны власти), но, что | |не менее важно, и как документальный пласт, позволяющий | |реконструировать методы работы М.А. Корфа над его знаменитой, | |государственного значения книгой "Восшествие на престол императора | |Николая I". | |"Что за прелесть!" - обязательно воскликнут многие после прочтения | |23-х писем Марии Николаевны Волконской из Нерчинска, Читы и | |Петровска, опубликованных в третьем выпуске сборника. Все они | |адресованы В.А. Муравьевой, так и не решившейся оставить троих своих | |маленьких сыновей и отправиться к мужу в Сибирь. М.Н. Волконская | |через эти письма долгое время была единственным связующим звеном | |между разлученными супругами. Письма, подготовленные к печати Т.Г. | |Любарской, представляют, как точно сказал внук декабриста С.Г. | |Волконского, С.М. Волконский, особую "ценность... в раскрытии бытовой| |и психологической стороны той удивительной эпохи и тех удивительных | |людей". Эти письма еще и еще раз подтверждают незаурядность личности | |М.Н. Волконской. | |Практически впервые в научный оборот вводятся 14 писем из обширного | |эпистолярного наследия семьи Пестелей (II, с. 78-125. Публикация | |подготовлена Н.А. Соколовой). Письма родителей П.И. Пестеля относятся| |к 1812-1814 гг., когда только что выпущенный из Пажеского корпуса | |прапорщиком будущий декабрист отбыл в Главную квартиру в Вильно. Они | |содержат уникальные сведения о взглядах членов семьи (у Павла Пестеля| |было двое братьев - Борис и Владимир), быте, круге общения, о живой | |их реакции на события внутри- и внешнеполитической жизни страны и | |т.д. | |Редкая по откровенности характеристика П.И. Пестеля и столь же | |необычное признание об отношении к нему и к планам декабристов А.А. | |Бестужева приводятся в "Источниковедческих заметках" Г.А. Невелева | |(там же, с. 126-136). В них по автографу восстанавливаются | |неопубликованные фрагменты рассказа А.А. Бестужева, записанные Н.С. | |Щукиным в январе 1829 г. в Якутске. Вот один из них: "Признаться, что| |наш заговор состоял преимущественно в болтовне, существенного мы | |ничего не сделали, да и не делали. Зато на юге дело шло серьезнее. | |Там ужаснейший честолюбец Пестель написал даже Русскую правду, или | |устройство правления, но эта Русская правда была написана на | |французском языке. Хорош же патриот Пестель! Он знал, что при | |государственных переворотах выдаются вперед глубокие умы и | |решительные характеры, а как себя считал он вторым Наполеоном, то был| |уверен, что непременно будет сперва президентом временного | |правительства, а потом и государем. Признаться, и все мы были не | |чужды этой обольстительной мысли. Каждого из нас тяготила | |подчиненность и жажда повелевать другими, а заговорщики все были | |22-летние юноши" (там же, с. 128). Надо ли пояснять, почему была | |осуществлена редакционная купюра в публикации 1976 г. (5)? В ней, | |кстати, отсутствует и описание А.А. Бестужевым подробностей казни | |пятерых декабристов, видимо, по причине его натуралистичности (там | |же, с. 129). Заметим, однако, что приведенные тексты нуждались в | |соответствующих комментариях, но их, к сожалению, нет. | |В других своих "Источниковедческих заметках" (I, с. 4-10) Г.А. | |Невелев проливает дополнительный свет на, казалось бы, уже хорошо | |известные события и факты - политическую манифестацию в память о | |декабристах в январе 1831 г. в Варшаве, обстоятельства составления в | |корыстных целях пригретым российским правительством французом П. | |Лакруа восьмитомной "Истории императора Николая I" при живейшем | |участии М.А. Корфа, на иконографию С.И. Муравьева-Апостола. Здесь же | |публикуется документ (письмо) под заголовком "Автограф Николая I | |(орфография подлинника)". Но это не автограф, а копия, выполненная | |В.В. Стасовым, о чем пишет и сам публикатор в вводной части своих | |заметок. К тому же письмо принадлежит вел. кн. Николаю Павловичу, а | |не императору. Наконец, поскольку подлинник считается утраченным, то | |орфография точно уж не "подлинника", а ее копии. Сильно смущает | |отсутствие (как и в предыдущих заметках) каких-либо текстологических | |комментариев, хотя в письме есть немало "темных" для читателя мест. | |Главная особенность раздела "Исследования" - преобладание в нем | |небольших по объему материалов на сугубо конкретные темы. Их | |содержание в большинстве случаев абсолютно точно отвечает авторским | |заголовкам и, кажется, ни на что большее не претендует: "Декабристы и| |военные поселения" В.В. Лапина, "Позиция С.П. Трубецкого в условиях | |политического кризиса междуцарствия" Н.Д. Потаповой, "Александр I: | |1825 год" Т.В. Андреевой, "14 декабря 1825 года - один день жизни | |императора Николая Павловича" П.В. Выскочкова (все в вып. I), | |"Противостояние: Константин и Николай" Т.В. Андреевой (вып. II). | |Показательно, что в материалах, освещающих события междуцарствия, | |никто из авторов не спешит присоединиться к экстравагантному взгляду | |М.М. Сафонова, считающего, что в числе тайных претендентов на трон | |была и сама вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая в | |связке с М.А. Милорадовичем скрытно "работала" для захвата власти и | |за спиной которой стояли как "немецкая партия", так и видные пайщики | |Российско-Американской компании. И все же они делают реверанс в | |сторону Сафонова (в его работах якобы "стал проявляться новый | |подход") и не решаются вступать с ним в полемику Впрочем, особой | |нужды в полемике, пожалуй, и нет, ибо все имеющиеся факты прямо-таки | |вопиют против подобного "нового подхода". | |Завершить разговор о теме междуцарствия имеет смысл заключительными | |словами из статьи Т.В. Андреевой, подводящими некоторый итог давним | |спорам: "Все заинтересованные лица отнеслись к проблеме | |престолонаследия, как будто дело | |касалось "маленького семейного достояния", а не судьбы страны. В | |итоге царствующая династия, стремящаяся скрыть от общества свои планы| |и замыслы, полагая, что решение наиболее важных государственных | |проблем и, в первую очередь, вопроса с наследовании Российского трона| |является только ее прерогативой, а не основополагающего | |законодательства, сама спровоцировала политический кризис" (там же с.| |205-206). Напомню в этой связи свидетельство наблюдательного | |современник; А.Е. Розена о том, что после известия о неожиданной | |смерти Александра I в Таганроге "чувство скорби взяло верх над всеми | |другими чувствами - и начальники и войска так же грустно и спокойно | |присягнули бы Николаю, если бы воля Александра I была им сообщена | |законным порядком" (6). Думается, что спорящим вокруг сюжета | |междуцарствия сторонам как раз не достает спокойной рассудительности | |и взвешенности эстляндского барона. | |В разделе "Исследования" помещены также статьи "Северный филиал | |Южного общества декабристов" С.Н. Коржова (о ней ниже) и "От | |декабризма к осведомительству: заметки к биографии Якова Николаевича | |Толстого" Л.А. Булгаковой (вып. III). В последней автору на примере | |неординарной судьбы своего героя удалось убедительно показать, что | |между властью и оппозицией не было "непроходимой пропасти" в | |условиях, когда "дилеммы - служить могущественному монарху или же, | |рискуя жизнью, враждовать с ним - для большинства российского | |дворянства даже не существовало" (там же, с. 197, 198). Вывод важный | |для понимания поведения и поступков многих других декабристов, не во | |всем отвечающих герценовскому определении: их как "богатырей из | |чистой стали". | |Все перечисленные материалы отличает особое внимание к деталям, по | |каким-либо причинам пропущенным в предшествующей историографии, к | |"проходным", на первый взгляд, свидетельствам современников. Порой в | |них присутствует и новый взгляд на хорошо известные события, что | |позволяет осветить их с большей достоверностью. | |К этой же группе материалов относится заметка М.М. Сафонова с | |вынесенными в заголовок словами А.С. Пушкина "Друг Марса, Вакха и | |Венеры?" Просвещенный читатель уже догадался, что речь идет о самой | |загадочной и самой симпатичной личности в декабристском движении - | |М.С. Лунине и что знак вопроса в заголовке - не пушкинский. Он | |означает несогласие Сафонова с поэтом: "...Он не был ни первым, ни | |вторым и тем более третьим" (I, с. 58). Заявление смелое, но, к | |счастью, так и оставшееся только заявлением. Несмотря на проводимые | |автором параллели из "Войны и мира" Льва Толстого и "Фиесты (И | |восходит солнце)" Эрнеста Хэмингуэя, свидетельства француза Ипполита | |Оже о характере молодого Лунина и более поздние показания П.Н. | |Свистунова и др., очередная попытка приблизиться к разгадке | |загадочной души Лунина не удалась. Может быть, это и к лучшему. | |Заголовок добротного сообщения М.В. Вершевской "Пред концом моим" | |(там же. с. 85-90) взят из стихотворения Сергея Муравьева-Апостола, | |будто бы прочтенного им перед казнью Михаилу Бестужеву-Рюмину. Автор | |на основе архивных данных и сопоставления свидетельств самих | |арестантов, томившихся в Кронверкской куртине Петропавловской | |крепости, устанавливает и расположение камер в то время (позже | |куртина подверглась частичной перестройке), и то, в какой из них | |содержался каждый из заключенных, в том числе и в последние часы их | |жизни. В результате вслед за автором мы можем уверенно повторить: | |"Теперь мы знаем, где могли звучать эти строки". | |Небольшая статья О.И. Киянской, озаглавленная "Участь солдата", не | |должна вводить читателя в заблуждение. Речь в ней идет не о "нижнем | |чине" в обычном понимании слова, а о лишенном в 1821 г. чинов и | |дворянства штабс-капитане Дмитрии Грохольском, переведенном затем | |рядовым в Черниговский пехотный полк, в составе которого он | |участвовал в восстании. По выявленным автором архивным данным и | |тщательно собранным опубликованным сведениям восстанавливается | |биография Грохольского, что позволяет уверенно опровергнуть мнение | |И.И. Горбачевского о нем как о человеке, обладавшем "кротостью и | |благородством души". Не подтверждается и упрочившееся в мемуарной | |литературе представление о Грохольском как о жертве судебной | |несправедливости. Что же касается его участия в драматических | |событиях, то автор, безусловно, права в своем утверждении, что в | |"обоих восстаниях зимы 1825/26 годов велика роль рядовых участников, | |тех, о ком почти никогда не пишут книг и статей" (III, с. 168). Это | |заключение, конечно же, ни для кого не является секретом, и тем более| |справедлив упрек всем историкам в невнимании к тем, кто не пытался, | |подобно лидерам декабристского движения, творить историю, а просто по| |воле случая оказался под ее безжалостным колесом. А это становилось | |возможным, как показывает О.И. Киянская, и "благодаря беспощадности" | |вождей движения к конкретной человеческой личности - оборотной | |стороне идеи высокого гражданского служения и подвига. Податливость | |же самого Грохольского, его доверие офицерам полка, не без тайных | |расчетов принявших замаравшего дворянскую честь человека в свой круг,| |объяснялись (как и у других разжалованных офицеров) естественным | |желанием восстановиться в чинах и дворянстве, а, может быть, и | |рисуемой в грезах возможностью отмщения за личные обиды. В заключение| |автор делает и более общий вывод: "Не учитывая все это, не анализируя| |тщательно подобные судьбы, мы не сможем узнать всю правду о | |декабристах..." (там же, с. 168). | |В статье "Следственный комитет по делу декабристов" (II, с. 209-235) | |О.В. Эдельман, пожалуй, впервые в историографии предметом | |специального рассмотрения явилась техническая сторона деятельности | |этой структуры: "Порядок работы, распределение обязанностей между | |членами комитета и чиновниками, организация документооборота и т.д." | |(там же, с. 209). Основная трудность в раскрытии темы - практическое | |отсутствие документов при неразработанности в то время юридических и | |делопроизводственных норм - преодолевается последовательным анализом | |"Журналов Следственного комитета" именно под этим углом зрения, | |тщательным изучением сохранившегося в фонде Комитета журнала входящих| |бумаг, систематизацией разрозненных наблюдений по теме немногих | |предшественников автора. Кстати, обобщенные О.В. Эдельман данные | |журнала входящих бумаг еще раз подтверждают и ранее отмеченный | |исследователями факт: "Следствие по декабристам было в большей | |степени замкнуто на себе и мало пользовалось иными каналами добычи | |информации, помимо допросов обвиняемых" (там же, с. 235). К | |сожалению, автор никак не объясняет причину этого. | |В статье С.Н. Коржова, основной источниковой базой которой являются | |свидетельства самих декабристов, автор фактически распространяет на | |весь Северный филиал Южного общества тот вывод, который А.В. Семенова| |сделала еще в 1979 г, в отношении части членов этого общества - | |кавалергардов: "При всей искренности желания молодых кавалергардов | |помочь товарищам 14 декабря им не хватило стойкости, инициативы и | |решительности: они особенно нуждались в руководстве, которого в | |данную минуту не было" (там же, с. 150). На этом, пожалуй, освещенная| |Коржовым тема может быть закрыта для исследований, если только не | |обнаружатся новые важные документальные свидетельства. | |Скажем немного и о двух помещенных в сборниках рецензиях (III, с. | |314-333) и рецензируемых в них изданиях. Одна из них принадлежит С.Е.| |Эрлиху и посвящена весьма объемному и ценному изданию "14 декабря | |1825 года. Воспоминания очевидцев". 148 помещенных здесь воспоминаний| |в значительной своей части извлечены из редких и малодоступных | |изданий. Теперь они вполне доступны, и это обстоятельство существенно| |облегчит, как справедливо отмечают и сами составители, "возможности | |для сравнения, сопоставления, конкретного анализа содержащихся в | |мемуарных источниках данных". Однако, по мнению Эрлиха, полноценной | |реализации этой возможности мешает отсутствие столь необходимого для | |подобных изданий предметного указателя. Причем его составлению, по | |мнению рецензента, должно было предшествовать исследование структуры | |воспоминаний", что "позволило бы трансформировать разрозненные | |сообщения очевидцев в сводный текст параллельных свидетельств о дне | |14 декабря" (там же, с. 317). Если даже согласиться с принципиальной | |возможностью составления подобного "сводного текста", то рецензент, | |наверное, должен отдавать себе отчет, насколько отдалило бы это сроки| |появления в свет столь нужного для исследователей издания, точно | |оцененного им самим как "крупный вклад в дело формирования | |источниковой базы декабристоведения" (там же, с. 318). Это как раз | |тот случай, когда "лучше синица в руке, чем журавль в небе". | |Внимание Н.Д. Потаповой привлекла "образно и увлекательно" написанная| |книга О.И. Киянской "Южный бунт: Восстание Черниговского пехотного | |полка (29 декабря 1825 г. - 3 января 1826 г.)" (М., 1997). Похвала | |заслуженная, но она относится только к манере изложения материала, | |поскольку в рецензии постоянно ощущается стремление втиснуть едва ли | |не все сказанное Киянской в прокрустово ложе традиционных взглядов на| |декабристов, на их общественно значимые поступки и действия. Вожди | |восстания на юге России, как убедительно показано в книге на основе | |конкретных фактов, не всегда и не во всем вписывались в рамки | |приведенной выше герценовской характеристики, ибо стихия мятежа | |создавала атмосферу вседозволенности, когда в людях пробуждались | |самые низменные чувства, и они совершали поступки, решительно | |осуждавшиеся раньше ими самими. Такой взгляд на декабристов, видимо, | |не отвечает собственным представлениям Потаповой. Поэтому не случайно| |заключительная часть рецензии отведена не суммированному, вытекающему| |из всего предшествующего изложения определению места этой | |неординарной, написанной в свободной от различного рода | |идеологических штампов и творчески раскованной манере книги в | |историографии темы, а свелась к призыву усилить "источниковедческую | |критику всех имеющихся в нашем распоряжении источников" (там же, с. | |332). Кстати, этот же призыв настойчиво звучит и в основном тексте | |рецензии, как будто речь идет о специальной источниковедческой | |штудии. Объяснение этому видится в неприятии рецензентом основной | |позиции Киянской, считающей наиболее достоверными официальные | |документы, поскольку "они составлялись по горячим следам событий, не | |были рассчитаны на "общественное мнение" и ставили своей целью лишь | |по возможности более точно изложить увиденное и услышанное" (7). В | |передаче этой ясной и понятной мысли автора рецензент в несколько | |невыгодном для Киянской свете видоизменяет ее и находит повод для | |отвлеченных и не очень убедительных в данном конкретном случае | |рассуждений об общих критериях достоверности источника. | |Не считая нужным останавливаться на разборе содержания всей рецензии | |(в ней есть и вполне дельные замечания, и обоснованные поправки), не | |могу не отметить искаженную передачу рецензентом итогового вывода | |Киянской. "В "Заключении" к своей работе О.И. Киянская, - пишет | |Потапова, - делает итоговый вывод, с которым трудно не согласиться, -| |о необходимости тщательного анализа исторических документов для | |понимания исторического явления, которое принято называть "движением | |декабристов" (там же, с. 328-329). А вот что мы читаем в книге: | |"...Главный вывод, который необходимо сделать из всего, о чем было | |сказано выше, - вывод о необходимости комплексного исследования | |движения декабристов как исторического явления". Согласимся, различие| |принципиальное. Затем следует фраза, продолжающая мысль автора и | |целиком (на этот раз точно) воспроизведенная рецензентом: "И целью | |этого исследования должна стать не смена знаков, не создание новой, | |уже негативной, легенды о декабристах, а полный и всесторонний | |историографический анализ как отрицательных сторон этого явления, так| |и положительных" (8). И здесь происходит труднообъяснимый казус - | |рецензент в только что цитированном тексте предлагает заменить точно | |отвечающее смыслу фразы слово "историографический" на... | |"источниковедческий", отчего-то считая употребление первого термина | |авторской оговоркой. Что это? Невнимательность или следствие | |зацикленности на верной по сути, но не всегда к месту упоминаемой | |идее о "необходимости тщательного анализа исторических документов" | |(там же, с. 328, 329)? Скорее всего последнее, ибо весь пассаж | |завершается прямым упреком автору: "Трудно сказать, случайно ли, но | |понятие "источниковедение" отсутствует в книге" (там же, с. 329). | |Если это не совершенно незаслуженный намек на непрофессионализм | |автора книги, то что? Но будем снисходительны и отнесем все это к | |издержкам становления нового издания. | |Общее впечатление от содержания первых трех выпусков сборника вполне | |положительное: сделан твердый, уверенный шаг к достижению | |поставленной цели. Совершенно естественно и оправданно центральное | |место в сборниках отведено материалам историографического плана. | |Действительно, прежде чем идти дальше, надо определиться, где мы | |находимся и какие вопросы требуют первоочередного решения. Авторы | |статей сборников единодушны в том, что такими вопросами на | |сегодняшний день являются: кого считать декабристами и какие критерии| |должны быть положены в основу этого определения? Высказанные в | |сборниках на этот счет соображения, несомненно, привлекут внимание | |специалистов, дадут толчок к продолжению продуктивного обмена | |мнениями и подарят надежду на скорое получение конечного результата. | |На этом можно было бы поставить точку, но нельзя не обратить внимание| |на тот факт, что никто из перечисленных выше авторов рецензируемых | |сборников не задался вопросом даже о гипотетической возможности | |отнесения к декабристам и "нижних чинов" или хотя бы тех из них, кто | |кое-что знал о планах и намерениях офицеров-заговорщиков и служил | |связующим звеном между ними и основной солдатской массой. | |Единственный раз в статье С.Е. Эрлиха без всяких комментариев | |приводится мнение "Русской энциклопедии" 1914 г., безусловно | |исключающее "нижних чинов" из числа декабристов. Понятно, что Ленин, | |считавший декабристов дворянскими революционерами, не допускал и | |мысли о причислении к ним и подчиненных им солдат, хотя каждому ясно,| |что без этих последних не было бы ни 14 декабря, ни восстания | |Черниговского полка. Тогда кто же они? | |И вот еще о чем нельзя не сказать. Как представляется, после | |появления наиболее полного на сегодняшний день справочного указателя | |"Персональный состав декабристских тайных обществ" В.А. Пушкиной и | |П.В. Ильина, основанного в том числе и на данных, добытых советской | |историографией, возникает необходимость в тотальной проверке их | |достоверности и - в случае наличия искажений - в проведении | |непредвзятого, свободного от всяких идеологем анализа их уставов, | |"программ" и реальных действий. | |В заключение остается сказать о хорошем полиграфическом уровне | |издания, простой и удобной системе отсылок к источникам, об удачно | |найденном в последних двух выпусках сборника формате книг. Полезным | |новшеством является помещение в разделе "Библиография" списка работ | |по декабристской тематике авторов публикуемых в сборнике работ. | |Хочется лишь пожелать издательству "Нестор" увеличения смехотворно | |маленького пока тиража декабристских сборников и полной его | |раскупаемости, а самое главное - появления новых интересных | |материалов. | |ПРИМЕЧАНИЯ: | |1. 14 декабря 1825 года. Источники, исследования, историография, | |библиография. Вып. I. СПб.: "Нестор". 1997. 112с. Тир. 500; Вып. II. | |СПб.; Кишинев: "Нестор". | |2000. 308 с. Тир. 200; Вып. III. СПб.; Кишинев: "Нестор". 2000. 340 | |с. Тир. 200. Рецензию О.И. Киянской на вып. I сборника см.: | |"Отечественная история". 1998. N 6. | |2. Нечкина М.В. Когда и где возникло слово "декабристы" // Сибирь и | |декабристы. Вып. I. Иркутск, 1978. С. 7. | |3. См.: Керсновский А.А. История русской армии: В 4 т. Т. 2. М., | |1993. С. 39, 114 | |4. См.: История СССР. 1989. N 3. С. 165-169. | |5. См.: Неопубликованные воспоминания об А.А. Бестужеве-Марлинском //| |Вопросы литературы. 1976. N 2. С. 207-217. | |6. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск. 1984. С. 119. | |7. Киянская О.И. Южный бунт: Восстание Черниговского пехотного полка | |(29 декабря 1825 г. - 3 января 1826 г.). М., 1997. С. 15. | |8. Там же. С. 329. | |[1]В связи с этим утверждением хотелось бы обратить внимание автора | |на то, что "десакрализация" должна распространяться на все без | |исключения конкретные события. Скажем, когда автор по ходу изложения | |в один ряд ставит "участие в антиправительственных выступлениях" в | |Санкт-Петербурге, Черниговского пехотного полка. Полтавского | |пехотного полка, Литовского пионерного батальона (II, с. 272, 277), | |разве нет элементов сакрализации, если все выступление Полтавского | |полка свелось к не поддержанным солдатами призывам членов Общества | |соединенных славян поручика Е.Н. Троцкого и прапорщика С.И. Трусова, | |а Литовского батальона - к крику введенных в заблуждение солдат "Ура | |императору Константину!"? Батальон без дальнейших эксцессов был | |утихомирен, а командиры двух рот А.И. Вегелин и К.Г. Игельстром, | |названные в последнем биографическом справочнике "Декабристы" (1988 | |г.) "организаторами (выделено автором. - М.Р.) выступления | |батальона", беспрепятственно арестованы. Какие же это "выступления", | |по сравнению с действиями офицеров и солдат Черниговского полка? | |[2]" Напомню, что в своей первой статье автор по этому вопросу | |безоговорочно присоединялся к мнению Н.К. Шильдера. М.В. Нечкиной, | |В.А. Федорова и др. историков, считая, что такой подход является | |наиболее продуктивным для определения понятия "декабрист" (II. с. | |292). | |[3] К ним условно отнесены все 598 лиц, внесенных в основной раздел | |последнего биографического справочника "Декабристы", хотя, конечно | |же, не может не смущать наличие в этом списке лиц совершенно | |оправданных в ходе следствия по делу декабристов. | |
|
© 2000 |
|