РУБРИКИ |
Движение декабристов |
РЕКЛАМА |
|
Движение декабристовДвижение декабристовЭтот реферат был признан лучшим на всем курсе (без саморекламы). Я попытался сделать лучший реферат по нижеуказанной теме и, думаю, мне это удалось. «5» гарантирована, если вы не студент ЯГСХА ( (РИСКОВАТЬ НЕ СОВЕТУЮ!!!). ВНИМАНИЕ! Не печатайте сразу, не глядя. В реферате есть раздел, затрагивающий региональный материал. Заменить его не сложно – час в библиотеке и компьютер под рукой. Если есть какие то вопросы – пишите mailto:auyar@front.ru, чем могу - помогу. Реферат подойдет студентам почти всех ВУЗов, пожалуй кроме МГУ (. Реферат На тему: Движение декабристов Выполнил: ----------- Проверил: ----------- Ваш город, 2002 Движение декабристов. План реферата: 1. Введение. ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????? 4 2. Причины появления первых русских революционеров. ???????????????? 5 3. Возникновение движения, цели декабристов. ??????????????????????????????? 5 4. Конституция Н.Муравьёва и «Русская правда» П.Пестеля. ???????????? 8 5. Подготовка к восстанию. ??????????????????????????????????????????????????????????????? 14 6. Восстание 14 декабря 1825 г. ???????????????????????????????????????????????????????? 15 7. Суд над декабристами. ??????????????????????????????????????????????????????????????????? 16 8. Декабристы – ярославцы. ??????????????????????????????????????????????????????????????? 19 9. Итоги и причины поражения. ???????????????????????????????????????????????????????? 19 10. Заключение. ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?????????? 20 11. Список литературы ????????????????????????????????????????????????????????????????????????? 21 ...Люди 14 декабря, фаланга героев, вскормленная, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя... Это какие - то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины - сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтоб разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия. А.И.Герцен 1. Введение. Декабристы.… Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов. Но в одном, как мне кажется, их взгляды сойдутся – все происходившие события были на редкость «красивы». «Красивы» не по внешнему исполнению (там, где кровь и смерть, красоты мало), а по внутреннему содержанию. Все получилось как в хорошем романе: героические поступки, предательства, внезапная развязка, мысли о вечной борьбе против угнетения народа и передача их из поколения в поколение. Я помню, как еще в школе на одном из семинаров по Первой Мировой войне у выступающего и зала произошел диалог примерно такого содержания: «С чем у вас ассоциируется Вторая Мировая война?», - спрашивал он. В ответ ему слышались фразы про блокаду Ленинграда, огромные людские потери и т.д. Тогда он спросил: «А с чем Первая Мировая?». В ответ приводили забавные факты про то, как французы, попав в Москву, практически уничтожили винные запасы горожан, про встречу Кутузова, пьющего чай, с голодным французским генералом. Практически ничего не было сказано про боевые действия, разве что упомянули про Бородино. После этого семинара у меня произошла переоценка истории, координальным образом изменились понимание и трактовка событий. И все из-за одной фразы докладчика про Первую Мировую войну: «Это было красиво». Для себя я определил временные рамки «романтического» периода в истории начиная с годов правления Петра I, и заканчивая серединой 19 века. Любое событие, произошедшее в этот период, для меня в какой-то мере красиво. Мне гораздо приятнее писать реферат про героический поступок декабристов, чем про кошмары войны, даже если эта тема последней меньше по объему. Здесь вступают в действия чувства, борясь с которыми очень сложно добиться хорошего результата. Гораздо легче им повиноваться. И, я считаю, что желание исследовать эту тематику и сыграло основную роль в том, что я остановился на ней. Выбирая именно эту тему для своего реферата, я основывался, еще и на том, что эта тема мне очень хорошо знакома. Ещё в средних классах школы я по-настоящему заинтересовался этой исторической проблемой, много читал, узнавал интересные факты, неизвестные штрихи к характерам и судьбам декабристов, знакомился с точками зрения историков. К окончанию школы у меня сложилось своё понимание этой исторической тематики, можно даже сказать независимое. Моя точка зрения во многом не совпадает с точкой зрения главного, как мне кажется, исследователя движения декабристов М.В.Нечкиной. По моему мнению, её позиция слишком идеалогизирована, и в некоторых моментах она даёт крайне субъективную оценку. В своей работе я попытался провести плавную линию, начиная с первых собраний революционеров – декабристов и заканчивая, скорее всего, июлем 1826 г. (именно летом закончилось следствие по делу декабристов). Хочется отметить, что из этой плавности ещё не следует то, что все происходившие события явились результатом целенаправленной работы революционеров, т.к. пик движения – восстание на Сенатской площади явился, в какой – то мере, неожиданностью для заговорщиков. Подробнее об этом будет сказано позже. Составляя приблизительный план своего реферата, я сразу же определился с тем, что в нем надо обязательно упомянуть про ярославских декабристов, хотя тема этой задачи напрямую не ставит. По моему мнению, нам, ярославцам, надо знать людей, сыгравших не последнюю роль в истории России. В конце работы я привёл не только оценки историков, но и свою оценку итогов и причин поражения декабристов. Начну же с того, откуда и зачем появились эти люди – декабристы. 2. Причины появления первых русских революционеров. Существует ряд предпосылок появления декабристского движения: 1) Объективная основа - обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознание этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще в книге Радищева (1790). 1) Ряд исторических событий, способствовавших осознанию необходимости преобразований: 1. Французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях (важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой «для народа, но без народа»). 2. Война 1812 г.: пробуждение национального самосознания и общественной активности («мы дети 1812 года»). С одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основателями и многие активные члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813-14 явились для них в известной степени политической школой. Заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками, плюс как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами. 3. Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругом дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предлагал глубокое преобразование вплоть до созыва Государственной думы). После войны - новый тур либеральных начинаний, в т. ч. разработка «уставной грамоты» (проекта конституции), плюс конституция Царства Польского. Однако примерно с 1820 г. - окончательный поворот к реакции (в т. ч. 1822 - закрытие масонских лож). «Аракчеевщина» (в т. ч. особенно мрачное проявление - военные поселения с 1816 г.). 1) Важный и сложный вопрос о непосредственных организационных предпосылках, о влиянии конкретных политических традиций: 4. Традиция военного, гвардейского переворота и цареубийства (еще участники событий 1762 г. называли их «революцией», мадам де Сталь: «в России самодержавие, ограниченное цареубийством»). 5. Сейчас особенное внимание вопросу о влиянии традиций тайных обществ. «Масонская проблема» (ведущие декабристы – масоны 1). По всей Европе - организации карбонариев. 3. Возникновение движения, цели декабристов. Большие исторические задачи вообще не осуществляются на пространстве одной человеческой жизни. Чтобы их достигнуть, нужно передавать их от поколения к поколению. Только политическое воспитание поколений в стремлении к одной национальной цели может обеспечить ее достижение. Такое единство в постановке и преследовании национальных задач у нас становиться возможным со времен Петра I. В этой цепи поколений, несущих русскую интеллигентскую традицию, декабристы занимают, если положить по четыре поколения на столетие, пятое место. Они продолжают нить своих непосредственных предшественников, Новикова и Радищева, и передают эстафету своему непосредственному преемнику, Герцену. Достаточно назвать эти имена, чтобы создать в умах слушателей, знакомых с историей русской интеллигенции, достаточно отчетливое представление о месте декабристов в цепи поколений русской интеллигенции. 1 Масонство или франкмасонство (от французского franc-mason - вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В масонстве под знаком этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах братства, любви и взаимопомощи», идеи буржуазного антиклерикализма переплелись с элементами религиозного мистицизма. Говоря о связи с прошлым, естественно, прежде всего, упомянуть о предшественниках декабристов в области тех политических идей, которые они разделяли. Это - те идеи, которые подготовили на Западе теорию и практику Французской революции. На следствии оп делу декабристов, каждому мятежнику давали особого рода анкету, в которой был, в частности, вопрос об источниках его "вольнодумческих и либеральных мыслей" Но не только об этого рода связи декабристов с прошлым следует здесь упомянуть. Не менее глубоко, хотя и гораздо менее отмечено в литературе то влияние прошлого, которое связывает декабристов с социальной средой, из которой почти все они вышли. Это была среда тогдашнего правящего класса. Почти все декабристы принадлежали к дворянству, многие к высшему слою его; некоторые носили княжеские титулы. По традиции военного класса значительное большинство служило в гвардейских полках офицерами. Едва ли не самой случайной чертой декабристского заговора было восстание 14 декабря. Их основным планом был план постепенного воспитания общества к восприятию свободных учреждений и социальных реформ. Их мнение о степени подготовленности окружавшего их общества было чрезвычайно не высоко. Отсюда и частые приливы пессимизма у многих из них. Когда пришлось выполнять сгоряча данные обещания и идти на площадь, не у одного князя Одоевского доминировало настроение, которое он выразил в фразе: " Ах, как славно мы умрем! ". Они чувствовали, что были только пионерами в долгом процессе русской цивилизации. Итак… 9 февраля 1816 года. В одной из казарм лейб-гвардии Семеновского полка собрались несколько молодых гвардейских офицеров. Среди них и Никита Муравьев - сын наставника императора. Пришли князь Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Их гостем был молодой Иван Якушкин. На их лицах возбуждение. Они нервно ходят по большой комнате, некоторые энергично жестикулируют, перебивают друг друга. -Что гнетет и душит русский народ? - Ответ не у всех одинаков, но, в конечном счете, прозвучал предельно кратко: деспотизм, самодержавие! Иван Якушкин срывается с места и бросается к друзьям. Он останавливается перед братьями Муравьевыми-Апостолами и страстно говорит: - Поколение за поколением рождаются рабами, которые получают в наследство страну, пропитанную с древнейших времен жестокостью. Жизнь ее терзаема алогизмами и противоречиями. Никита Муравьев поправляет свои густые черные волосы. Волнение переполняет его. Он громко говорит: - В условиях самодержавной царской власти, когда и дышать мучительно трудно, где даже вздох мужика подвержен издевательским мукам, мы, офицеры России, молчим. Довольно молчать! Трубецкой поглаживает рукой свое продолговатое, худое лицо аскета. Он самый уравновешенный среди остальных. Говорит тихо, и, может быть, поэтому его слова производят сильное впечатление на присутствующих. Ему уже 26 лет, он самый старший среди собравшихся. - Мы понимаем, почему Петр I решил прорубить окно в Европу. Через это окно должна была войти передовая культура, проникнуть современные знания, разнообразные науки. Теперь поднялся Никита Муравьев. - Но он открыл окно лишь для своего правящего сословия. Деревянные жилища нашего народа остались с соломенными крышами! Крестьяне и при нем гнули спину, ходили в лаптях или в лучшем случае зимой в домашних валенках. - Это несуразности и противоречия русской истории! - Вмешался Сергей Муравьев-Апостол.- Но его увлекательный пример перед вашими глазами! Не забывайте, что Петр I распахнул это окно не безвольной рукой. Просвещенный властелин орудовал с топором в руке, сокрушая тяжелые стены консерватизма. Они горячатся, спорят, шумят. Их связывает глубокая и искренняя дружба, испытанная в огне только что завершившейся Отечественной войны против Наполеона. Все очень молоды, но все уже герои, и мундиры украшают ордена, они отмечены знаками славы. Некоторые из них в сражениях пролили кровь. День 9 февраля 1816 года станет памятным в истории России. Группа молодых офицеров создала свое первое тайное общество 1, которое они назовут " Союзом спасения", а несколько позже - " Обществом истинных и верных сынов отечества". Состав тайного общества 1816 г.: Полковники – Муравьев Александрович Николаевич, Пестель Павел Иванович, капитаны – князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, два брата Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы. К ним присоединились вскоре: подполковник Михаил Лунин, капитан Якушкин, Генерал Михаил Орлов, генерал князь Лопухин, статский советник Николай Тургенев, князь Илья Долгорукий, капитаны Бурцов, Муравьёв Михаил Николаевич, Перовский Лев Александрович, братья Шиповы, Пущин Иван Иванович, Семёнов Степан Михайлович, полковник Граббе, Кавелин, Токарев. Около 30 молодых людей, преимущественно гвардейских офицеров, поклянутся, что единственной целью и жизни будет борьба против крепостного права, за введение в России конституционных законов, ограничивающих абсолютизм. Споры продолжаются. Какая конституция? Никита Муравьев имеет блестящие исторические познания, обладает великолепным стилем. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Тайное общество имеет свои ритуалы, особо торжественные церемониалы, заимствованные молодыми людьми из масонских лож. Многие из них еще по- юношески увлекает чисто внешняя, парадная часть этого уже вполне определенного политического заговора. Но так было лишь в самом начале. Вскоре Заговорщики поняли, что тяжелый путь, на который они вступили, не нуждается в ритуальности, а только в долгой, упорной и неустанной организации самого дела. Отныне им предстоят горячие, страстные политические споры и борьба. Придет день, когда они начнут тщательно обсуждать планы восстания и цареубийства... Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества - "Северное" с центром в Петербурге и "Южное" на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества. В Северном обществе главную роль играли Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, а позже известный поэт Кондратий Рылеев, сплотивший вокруг себя боевых республиканцев. В Южном обществе главным руководителем был полковник Павел Пестель. Первые русские революционеры хотели поднять революционное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон - революционную конституцию. Было решено выступить в момент смены императора на престоле. После смерти Александра I возникло междуцарствие - правительственный кризис, выгодный для революционеров. Декабристы тщательно разработали свои планы. Прежде всего, они решили помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Затем хотели войти в Сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова, собраний, вероисповедания и о созыве учредительного собрания выбранных народом депутатов. Депутаты должны были решить, какой строй установить в стране, и утвердить ее основной закон - конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать революционный манифест, было решено принудить его к тому силой. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью должны были арестовать. В случае необходимости предполагалось убить царя. Тем временем, так думали декабристы, со всех сторон съедутся в Петербург избранные по губерниям депутаты. Рухнет самодержавие и крепостничество. Для руководства восстанием был избран старый член общества, полковник гвардии князь Сергей Трубецкой. Однако не будем забегать вперед. Разработку своих планов декабристы начали с обсуждения будущей конституции. Итак, споры продолжаются. 1 Первым из известных тайных обществ была юношеская организация «Чока», основанная Н.Н.Муравьевым в 1811 г. Она просуществовала до войны 1812 г., состояла из семи человек. Цель организации – основание республики на острове Сахалин. 4. Конституция Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля. Конституция Никиты Муравьева Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта, и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н.М.Карамзина и других работ. Конституция Никиты Муравьева, в отличие от "Русской Правды" Пестеля, не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией. Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром. Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка", еще не знавшей революции. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным", гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом". Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного разделения. "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены по воли Божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны". Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе "одни вещи": человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно". По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. "Военные поселения немедленно уничтожаются",- гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялся "табель о рангах" разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов. Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского". Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский". Понятие "русский" по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон". Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан. Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение республики. "Если бы император, - показал он на следствии,- не приняла конституции, то, как крайнее средство я предполагал изгнание оного и предложение республиканского правления". Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье "8 млн. рублей в год" и если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т.д., как прислужников царя. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана. Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект. Итак, проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю. Но сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика и, чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол. Скажем несколько слов о его проекте конституции, которая воодушевляла декабристов-республиканцев и которая, как мне кажется, сыграла еще большую роль в революционном движении декабристов, чем конституция Никиты Муравьева. "Русская Правда" П.И.Пестеля. [pic] В каждой организации, а тем более в революционной, должен быть свой лидер. Не является исключением и движение декабристов. Я разделяю мнение большинства историков, которые считают таким лидером именно Павла Пестеля. В связи с этим хочется помимо рассказа про «Русскую правду», кратко упомянуть про его биографию: Пестель Павел Иванович (24.6.1793-13.7.1826). Полковник, командир Вятского пехотного полка. Из дворян Красинского уезда Смоленской губернии. Лютеранин. Родился в Москве. Отец – Иван Борисович Пестель (6.2.1765-18.5.1843), петербургский почт – директор, сенатор, с 1806 г. – сибирский генерал-губернатор, тайный советник. Мать – Елизавета Ивановна Крон (ум. 1836). Воспитывался до 12 лет дома, в 1805-1809 гг. вместе с братом В.И.Пестелем в Дрездене под руководством Андрея Егоровича Зейделя. 4.12.1810 зачислен прапорщиком в л-гв. Литовского полка. Участник войны 1812 г. (тяжело ранен при Бородино – награждён золотой шпагой за храбрость) и заграничных походов, подпоручик – 20.1.1813. Член Союза Спасения, Союза Благоденствия, организатор и глава Южного общества, автор «Русской правды». Арестован в Тульчине 13.12.1825 г., в тот же день отрешен от командования полком. Осужден вне разрядов и 11.7.1826 приговорен к повешению на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае. Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект "Русская Правда" был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: "Русская Правда", или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления". Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения "Русской Правды" были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, "Русская Правда", представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века. Революцию нельзя было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от народных междоусобий, которых он хотел избежать. "Русская Правда", - писал Пестель в своем конституционном проекте, - есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может... Она содержит обязанности, на верховное правление возлагаемые, и служит для России поручительством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства..." Разберем прежде всего вопрос о том, как разрешался в проекте Пестеля вопрос о крепостном праве, а затем перейдем к вопросу об уничтожении самодержавия. Это два основных вопроса политической идеологии декабристов. Пестель чрезвычайно и высоко ценил личную свободу человека. Будущее России, по Пестелю, - это общество прежде всего лично свободных людей. "Личная свобода, - говорится в "Русской Правде", - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия". Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде" и представляет значительный интерес. В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа: с одной стороны, он признавал правильным, что "земля есть собственность всего рода человеческого", а не частных лиц и поэтому не может быть частной собственностью, ибо "человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать", следовательно, земля - общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что "труды и работы суть источники собственности" и тот, кто землю удобрил и обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности, тем более что для процветания хлебопашества нужно много издержек, и их согласится сделать только тот, который "в поной своей собственности землю иметь будет". Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли. Вся обрабатываемая земля в каждой волости "так предполагалось называть наиболее мелкое административное подразделение будущего революционного государства" по проекту Пестеля делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием, и предназначена для производства "необходимого продукта"; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства "изобилия". Часть общинная, предназначенная для производства необходимого продукта делится между волостными общинами. Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его. Это положение должно было, по мнению Пестеля, гарантировать граждан будущей республики от нищенства, голода. "Каждый россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних и не оставаясь в их зависимости, но от трудов, кои приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами. Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но все же в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может". Волостная земля - общинная земля. Крестьянин или вообще любой гражданин в государстве, получивший земельный надел, владеет им на общинном праве, не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. Вторая часть волостных земель, предназначенная для производства "изобилия", находится в частной собственности, частью же может принадлежать и государству. Лишь эти земли могут покупаться и продаваться. Казенная доля этой земли также может быть продана:"Казна является в отношении к казенной земле в виде частного человека, и потому продавать казенные земли право имеет". Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить землю из этой второй части земельного фонда. Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлен: ведь в каждой волости надо было отдать во владение крестьян половину земли, эта земля отчуждалась от ее владельцев, в первую очередь от помещиков. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. "Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия", - говорится в одном незаконченном отрывке "Русской Правды", озаглавленном "дележ земель". Если у помещика имелось менее 10000, но не более 5000 десятин, то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за нее давалось "возмездие" - или денежного характера, или земля где-нибудь в другой волости, но с тем условием, чтобы общее количество десятин у него не превышало 5000. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции. "Русская Правда" провозглашала республику. Шестая глава "Русской Правды", по свидетельству Пестеля, еще не была написана: в ней и должно было говориться об организации верховной власти. Но была ли эта глава не написана или была она просто уничтожена, неизвестно. Мы не имеем изложения этого вопроса в "Русской Правде". Общие республиканские установки Пестеля наиболее ясно сформулированы в "Государственном завете" - кратком изложении его конституции и в показаниях Пестеля на следствии: "Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении". Пестель - сторонник идей революционной верховной власти народа: "Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства". Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены и слиты "в единое сословие гражданское". Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе с другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково "благородными". Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось "неоспоримое право" каждого гражданина участвовать в государственных делах. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). В конституции Пестеля отсутствовал какой бы то ни было имущественный ценз. Чтобы избирать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещенным людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный и неграмотный имели одинаковое право голосования. Пестель был врагом всякого федерального устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды - на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, так Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|