РУБРИКИ

Древний Торжок \XVII-XIX века\

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Древний Торжок \XVII-XIX века\

Древний Торжок \XVII-XIX века\

Древний Торжок

(XVII – XIX века)

Реферат по краеведению

ученика 10 класса «б»

школы с углублённым изучением математики №17

г. Твери

Мельникова Дмитрия.

Р

асположенный на быстрой реке Тверце, разбросанный по холмам, Торжок

очень живописен. Этот древний торговый город известен с Х(( века. Он

назывался Новый Торг, и через него полноводной Тверцой шли суда из

Новгорода на Волгу. Это выгодное положение на великом водном пути

способствовало экономическому развитию города и волости. Рядом рек он

соединялся с Селигерским путём и рекой Медведицей. Водные пути

связывали Новгород с Владимиро-Суздальским, а потом с Московским

княжеством. По ним шла торговля Руси с Поволжьем, со странами

Востока и Западной Европы.

Город стал пристанью на пути из Новгорода в Москву, ямской

станцией на сухопутной дороге с северо-запада к столице. С самого

своего основания и до включения во владения царей московских

Торжок постоянно принадлежал к Новгородской области, и история его

тесно связана с историей Новгорода. Новгородское Вече назначало для

него князей и посадников.

На протяжении XVIII века Торжок входил в состав разных

административных территорий. В 1719 году при разделе России на 8

губерний он входил в состав Ингерманландской (Петербургской) губернии.

В 1727 году, при организации в губерниях провинций, он значится в

составе Тверской провинции Петербургской губернии. В 1775 г. стал

уездным городом Тверского наместничества, а в 1796 г. – Тверской

губернии. К этому времени относится наибольший экономический расцвет

города.

В 1780 году для Торжка был установлен городской герб: на

голубом поле – три золотых и три серебряных голубя с красными

ошейниками.

В Торжке нашли отражение и крупные сдвиги, происшедшие в

хозяйственной жизни России при Петре I. Пётр I придавал громадное

значение развитию промышленности и торговли. Осуществление всех

мероприятий, направленных на улучшение торговли, было тесно связано с

наличием удобных путей сообщения, а для этой эпохи такими путями

являлись преимущественно реки. Потоки зерна, направлявшегося с Волги

в Петербург, способствовали развитию в Торжке мукомольного дела. На

многоводных в то время ручьях – Здоровце и Иордановском – было

построено девять водных мельниц. Их продукция частично оставалась в

Торжке, но основная масса муки направлялась в Петербург.

Торговая связь Торжка с другими городами, расположенными по

Волге, способствовала товарообмену, а он, в свою очередь, стимулировал

развитие в Торжке некоторых видов производства.

В городе получили развитие ремёсла: гончарное, плотницкое,

кузнечное, золотошвейное, началась выработка сафьяна и заготовка кож

для него.

Ведущей отраслью промышленности Торжка является кожевенно-обувное

производство. Это – одна из старейших отраслей промышленности города.

Предшественником кожевенного производства было сафьяновое дело.

Оно возникло на Руси очень давно. Впервые выделка сафьяна появилась

в Казани.

В нашем государстве сафьяновое дело широкое развитие получило

в XVII веке. В 1670 году было произведено 750 сафьяновых кож. Для

их обработки использовалась кожа коз и овец. На выработку сафьяна

шли чернильный орешек, купорос, квасцы, поташ, соль и зола.

Торжок играл очень крупную роль в изготовлении сафьяна, а

главным образом в заготовке сырья для него. В XVII веке здесь

существовал специальный сафьяновый двор (склад), где находились

закупленные кожи. Дело заготовки кож доверялось только знатным

людям, и они обязаны были принести присягу на честное выполнение

порученного им дела. В 1672 году в Торжке заготовкой козьих и

овечьих кож руководил воевода Кирилл Нагой и дьяк Рагозин.

В конце XVII века в Торжке появляются мелкие кожевенные

предприятия по выработке опоек. Из их числа особенно славилось

небольшое предприятие Мышкина, которое обслуживалось исключительно

своей семьёй.

В XVIII веке кожевенное производство Торжка расширяется.

Появляются относительно крупные предприятия по изготовлению юфти. К

этому времени в городе значительно увеличилось число сапожников-

кустарей. Большинство из них являлись «домниками» и шили

преимущественно крестьянскую обувь – цибики и частично сапоги.

В первой половине XIX века в Торжке отмечается дальнейшее

расширение кожевенного производства. Общее число кожевенных заводов

достигает 71, из них: 4 крупных и 67 мелких.

Золотошвейное дело зародилось в Торжке, по народным преданиям, в

XIII веке и являлось древнейшим видом русского народного искусства.

Есть предположение, что в далёком прошлом торговые операции в

Торжке велись при помощи кожаных денег. Во второй половине XIX

века на территории Торжокского кремля был найден кожаный мешок с

большим количеством разных размеров и форм кожаных лоскутков с

разнообразными на них вышивками. Эти лоскутки возможно служили в IX,

X и XI веках разменными монетами. Впоследствии вышивки стали

применяться не только на монетах, но и на кожаной обуви, в

особенности – сафьяновой. В 1644 году по заказу князя Куракина

золотошвеи Торжка выполнили для Борисоглебского монастыря лицевое

покрывало с изображением Ефремия, шитое шёлком, а по краям тропарь,

вышитый золотом.

Узоры рисунков торжокских мастериц были чрезвычайно

разнообразны. На рисунках преобладали изображения представителей

растительного и животного мира. В этом отношении характерна работа,

выполненная по заказу Пустынского монастыря в XVII веке. На двух

сшитых вместе полотнищах шёлком и золотом были вышиты павлин, два

жаворонка и ветвистое дерево с цветами.

Открытие прямого сообщения по «мягкой» дороге между Петербургом

и Москвой, с остановкой в Торжке, способствовало непосредственному

ознакомлению проезжих с искусством золотошвей, и работы их получили

широкую известность и общее признание.

Работа торжокских мастериц запечатлена в произведениях многих

русских писателей – А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н.

Островского, Н. В. Гоголя и других.

Во второй половине XVIII века в городе имелись следующие

предприятия: 11 сыромятен, 7 горшечных, 3 салотопки, 5 уксусных и 13

кирпичных заводов. Кроме того, имелся сухой док для ремонта судов и

затон для их зимней стоянки. Все промышленные предприятия

обслуживались 350 рабочими, преимущественно из крепостных крестьян.

В 1790 году в Торжке насчитывалось до 750 цеховых мастеров-

домохозяев. Среди них были иконописцы, золотых и серебряных дел

мастера, часовщики, сапожники, портные, булочники и пивовары.

На развитие города и его хозяйства, помимо реки Тверцы,

оказывал влияние и другой фактор. Была проложена и освоена дорожная

магистраль (шоссе) между Петербургом и Москвой. В разных

направлениях происходило массовое движение экипажей (дилижансов).

Оживлённо стало в левобережной части города, в особенности в зимний

период. Быстро росла Ямская слобода. На её окраинах, у застав,

возникли мелкие мастерские по ремонту дорожного транспорта: кузницы,

колёсные, шорные, каретные и другие.

Всякого культурного человека, впервые посетившего Торжок,

очаровывает богатство замечательных построек, памятников нашей истории,

созданий талантливейших русских мастеров. Эти постройки, в которые

так много вложено народного труда, русского художественного вкуса,

чрезвычайно украшают живописно расположенный на холмах древний

город.

В центре Торжка находился кремль, от которого лучеобразно

расходились ремесленные посады. Кремль состоял из земляного вала,

деревянных стен и 11 башен, окружность его достигала 1245 м. Город

разделялся на 16 кварталов, имел 6 площадей и 6 улиц. Голландец Я.

Стрейс, посетивший Торжок в конце ХVII века, писал: «Город весьма

населён и красив».

От более древних времён на краю города сохранилась деревянная

Вознесенская церковь. В писцовых книгах города Торжка, составленных

Потапом Нарбековым, значится, что данная церковь существовала уже в

1625 году. Это одно из древнейших деревянных зданий не только

Торжка, но и области. Церковь эта являет собой редчайший памятник

древнерусского «деревянного» зодчества. Она имеет пять ярусов,

заканчивающихся шейкой с грушевидной главой и крестом. Вся церковь

построена из толстого, так называемого рудного, леса. Строилась без

пилы, одним топором, в «лапу».

Выдающимся памятником русского зодчества первой половины XIX

века является здание Спасо-Преображенского собора, расположенное на

территории бывшего кремля.

Первый храм, построенный здесь в XII веке, был сожжён татарами

во время взятия ими Торжка в 1238 году. В 1364 году новгородцами

на этом месте был построен собор, который простоял до 1815 года.

Но он пришёл в ветхость, и создалась опасность полного разрушения.

Поэтому пришлось его разобрать и начать строительство нового храма,

которое закончилось в 1822 году. Строился собор по проекту

архитектора Росси. Расположен он на берегу Тверцы, и его грузные

купола, портики с колоннами и колокольня хорошо сохранились. Это

законченное и величавое произведение архитектуры.

В 1625 году был основан Воскресенский женский монастырь,

состоящий из двух деревянных храмов. При Павле I построена первая

каменная церковь в стиле Мальтийского рыцарского ордена. Монастырь

владел 466 душами крепостных крестьян и 480 десятинами земли. Кроме

того, имел две мельницы: одну – на реке Тверце и другую – на реке

Логовежь.

В 1709 году был построен Вышневолоцкий канал, соединивший Тверцу

с бассейном Балтийского моря. Торжок играл роль промежуточного

пункта в торговле центральных городов России с Петербургом и

заграницей.

Представители царского дома, чиновники, деятели науки, литературы

и искусства, проезжая из Петербурга в Москву, останавливались для

отдыха и смены лошадей в гостиницах Торжка, среди которых большой

популярностью пользовалась гостиница Пожарского.

Дата постройки её неизвестна. Гостиница являлась ярким образцом

сооружения в стиле «Ампир». Владельцем её был предприимчивый ямщик

Пожарский, семья которого состояла из жены, дочери и свояченицы

Евдокии. Свояченица была поварихой, дочь – официанткой, а жена –

домашней хозяйкой. Сам же Пожарский большую часть времени находился

в извозе.

Евдокия славилась как искусная повариха. Особенно хорошо она

готовила котлеты, которые получили название «пожарских» и быстро

распространились по России и за границей.

В связи с проездом через Торжок Екатерины II срочно строился

Путевой дворец. Дворец состоял из основного здания и двух флигелей.

Все здания построены в стиле екатерининского классицизма. Возникла

Дворцовая площадь, окаймлённая рядом зданий административного

назначения.

Выдающимся памятником древней архитектуры является церковь-

мавзолей села Никольского, построенная в 1795 году. Он была задумана

зодчим как мавзолей, долженствовавший служить местом погребения и

увековечения памяти рода Львовых. Форма ротонды, избранная Н. А.

Львовым, была одним из распространённых во второй половине XVIII

века в России приёмов построения архитектурных сооружений.

Ротонда в Никольском – одно из самых поэтических архитектурных

творений Н. А. Львова. Она является завершением в развитии им темы

ротондального храма. В художественном образе храма-мавзолея ясно

сказывается одна характерная для львовских церквей черта: в нём

стираются грани между культовым и светским содержанием. Всё

специфически церковное прячется и почти исчезает в этом памятнике.

Интереснейшим образцом творчества знаменитого архитектора Н. А.

Львова являются церковь и колокольня села Арпачево. Построенная на

«осьми саженях», эта церковь и её оригинальная колокольня являют

собой прекрасный архитектурный ансамбль конца XVIII века.

Церковь представляет собой одно из звеньев в целой группе

близких к ней однокупольных храмов с портиками, которые

проектировались и строились Н. А. Львовым.

Архитектурный памятник начала XVIII века – бывший барский дом

Полторацких – родственников А. П. Керн. Великолепный замок был построен

зодчим Растрелли в 1700–1706 годах. Стоит на возвышенности, на фоне

берёзовой рощи и в окружении зеленеющих лугов, пересечённых

небольшой, но очень извилистой речкой Жаленкой. На противоположном

берегу вытянулся, точно по верёвочке, ряд каменных изб.

Знаменитый архитектор Н. А. Львов придавал большое внимание

садово-парковому искусству. Стремление использовать для декоративных

целей естественные условия и связать архитектурно-декоративные приёмы

с практическим назначением каждого садового сооружения получили

осуществление в парковых постройках в селе Никольском и усадьбе

«Митино».

Таковы каменные погреба, имеющие форму пирамид. Устройство их

хорошо продумано. Под землёй находилось сводчатое помещение,

набивавшееся льдом, а второе сводчатое помещение с четырьмя нишами

служило для хранения продуктов. Эти погреба при входе были украшены

фресковой росписью прекрасного рисунка.

XVIII век в истории Торжка знаменуется большим строительством.

В 1742 году произошёл исключительный по своим размерам пожар,

уничтоживший почти все жилые дома с надворными постройками, а также

древнюю кремлёвскую стену с 11 башнями.

В 1767 году после опустошительного пожара, возникшего от удара

молнии в воеводскую канцелярию, в городе началось большое

строительство по утвержденному правительством плану. Пожаром были

уничтожены многие церкви, торговые ряды, многочисленные амбары, лучшие

строения центральной части города и сотни обывательских домов.

Новгородским городским управлением на дело восстановления Торжка

было отпущено 50000 рублей сроком на 4 года. К этому времени

относится начало строительства гостиного двора (Торговых рядов),

которое продолжалось и в XIX веке. Центр застраивался особняками

дворян и именитых купцов. В 1774 году был построен каменный мост

через ручей Здоровец, действовал сооружённый ещё в XVII веке

плотником Арбузовым самотечный водопровод из деревянных труб.

Во второй половине XIX века постройка Николаевской железной

дороги, а также начало эксплуатации Мариинской водной системы повели

к сокращению движения через Торжок, и он потерял своё былое

торговое значение. Уезд в это время оставался сельскохозяйственным.

Торжокский район – родина нескольких выдающихся деятелей русской

науки и культуры. В 1828 году в имении Первитино недалеко от

Торжка родился крупнейший учёный-артиллерист Н. В. Маиевский. Он был

доктором прикладной математики, членом-корреспондентом Академии наук,

профессором Михайловской артиллерийской академии, членом многих учёных

обществ. Похоронен Маиевский в с. Пятница-Плот. Уроженец Торжка А. А.

Воскресенский – один из зачинателей самостоятельного направления

русской органической химии. Будучи профессором Петербургского

университета, он за 25 лет педагогической деятельности воспитал

целую плеяду замечательных русских химиков: Д. И. Менделеева, Н. Н.

Бекетова, Н. А. Меншуткина и других. С 1868 года он жил в своём

имении Можайцево, где на его средства была построена школа. Похоронен

в с. Спас.

Многие архитектурные памятники района связаны с именем Н. А.

Львова (1751–1803). Он был не только архитектором, но и инженером-

строителем, рисовальщиком, гравёром, поэтом, музыкантом, собирателем

народных песен. По его проектам построены здания почтамта в

Петербурге, Невские ворота Петропавловской крепости, Борисоглебский собор

в Торжке, усадьба Знаменское-Раёк и др. Похоронен Н. А. Львов в с.

Никольское-Черенчицы в построенной им церкви-мавзолее.

В Новоторжском уезде родился в 1818 году и жил крупный

архитектор С. И. Чевакинский. Им спроектирован Никольский военно-морской

собор в Петербурге.

В 1848 году в деревне Стружня родился С. П. Зарубаев – один из

видных русских рабочих-революционеров. В 70-х годах им был

организован первый в Твери рабочий революционный кружок на фабрике

Морозовых.

В торжокских местах бывали многие видные русские писатели и

художники. Здесь останавливался А. Н. Радищев. Одна из глав его

бессмертной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» названа «Торжок».

В мае 1856 года в Торжке был А. Н. Островский. Быт горожан

нашёл отражение в его драме «Гроза». В 1881 году приезжал в Торжок

Л. Н. Толстой, чтобы познакомиться с крестьянином В. К. Сютаевым,

религиозное учение которого интересовало писателя.

В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт А. И.

Полетаев, живописцы В. Л. Боровиковский (он расписывал Борисоглебский

монастырь), П. А. Оленин и другие также посещали Торжок.

Неоднократно посещал Торжок А. С. Пушкин. Первое знакомство

Пушкина с Торжком относится к 1811 году. Двенадцатилетним мальчиком

он вместе со своим дядей Василием Львовичем совершил поездку из

Москвы в Петербург на перекладных. Целью этой поездки была сдача

Пушкиным вступительного экзамена в Царскосельский лицей.

...Шли годы. Пушкин снова посещает Торжок только в 1826 году,

проездом по пути в Берново – имение Вульфов. Его приезд совпал с

открытием в гостинице Пожарского выставки работ торжокских мастериц-

вышивальщиц. Пушкин посетил выставку, внимательно осмотрел все

экспонаты и приобрёл художественной отделки женский пояс. В номере

гостиницы поэт долго обдумывал, как ему поступить с покупкой и,

наконец, решил переслать его княгине Вяземской, как подарок ко дню

её рождения.

В 1828 году Пушкин по пути в Москву вновь посетил Торжок. В

своём письме с дороги он советовал Соболевскому:

...На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай

И отправься налегке...

Через пять лет (в 1833 году) Пушкин прибыл в Торжок, следуя

в Оренбург и Уральск. 21 августа в своём письме к жене он писал:

«Вчера прибыли мы благополучно в Торжок, где Соболевский

свирепствовал за нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8 часов,

завтракали славно...»

По пути из Торжка А. С. Пушкин свернул с большака и взял

направление на Берново, чтобы навестить семью Вульфов. В Москву он

прибыл 26 августа. В своём письме к жене он опять вспоминает

Торжок.

В 1834 году Пушкин снова в Торжке. В письме к своему другу

по лицею П. В. Нащокину он писал: «...Нигде тебя не застал: из Тулы

выгнан ты был пожарами... в Торжке никто не мог о тебе мне дать

известия... Когда бы нам с тобой увидеться?»

В 1836 году А. С. Пушкин дважды ездил в Москву – в феврале и

в мае. Он мог в Торжке не останавливаться, но не мог его

миновать.

Торжок занимал очень маленькое место в жизни и творчестве

великого поэта, но для жителей Торжка места, связанные с пребыванием

в нём А. С. Пушкина, дороги и памятны.

В районе Торжка имеются могилы близких А. С. Пушкину людей. На

уединённом сельском кладбище «Прутня» – могила А. П. Керн, а на

городском Богословском кладбище – могила П. И. Вульфа, которого поэт

иначе и не называл, как «добрый мой Павел Иванович».

Кто-то очень метко назвал Торжок музеем под открытым небом.

Воистину это так. В нём целые улицы, многие архитектурные комплексы

– бесценные экспонаты. В течение многих веков их создавали мастера

русского зодчества, среди которых на первом месте – К. И. Росси и А.

Н. Львов. Их трудами, талантом рождён неповторимый архитектурный

ансамбль Торжка – одного из древнейших городов России.

Литература:

1. А. Суслов «Город Торжок и Новоторжский район»

2. А. Пьянов, М. Ильин «Пушкинские места Верхневолжья»

3. В. Кашкова «Я к вам пишу...»

4. «Города и районы Калининской области» (Краткие очерки)

5. «Пушкинское кольцо Верхневолжья»

Н. П. Павлов «Русские писатели в нашем крае»


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.