РУБРИКИ |
«Человек тыла» его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.) |
РЕКЛАМА |
|
«Человек тыла» его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)сельского хозяйства района женщины призывают без устали трудиться на полях для фронта, для победы.[121] М.Агаренко, звеньевая колхоза «Красный путь»: «Хорошо поработали наши колхозники и колхозницы в прошлом году. С государством мы рассчитались полностью и более 900граммов хлеба выдали на трудодень. В чём причина наших успехов? Работали мы звеньями, соблюдали все агротехнические правила, председателя своего слушались, как бойцы командира, трудились все от мала до велика, а особенно хорошо работали женщины. Наш труд оценён: мы получили переходящее Красное знамя, и от имени всех колхозников я заверяю, что это знамя мы не отдадим никому. Сейчас наш колхоз завершает подготовку к севу».[122] У. Слобожанина, слесарь Исилькульской МТМ: «Что женщина, может на любом участке работать – это, я знаю по себе. Профессия радиаторщика считается мужской, а я вот обучалась этой профессии и владею ей наравне с мужчиной».[123] Л. Алёшина, доярка совхоза “Лесной”: «В 1942г. наша молочная ферма выполнила план надоя на 117%. Это наша помощь фронту. На последнем женском собрании мы решили в фонд Красной Армии организовать сбор молока от коров личного пользования. Я сама, имея двух детей, внесла в этот фонд 200 литров молока. Так же поступили другие женщины. Это тоже наша помощь фронту. Женщины совхоза поручили мне передать конференции, что они примут все меры к тому, чтобы вырастить богатый урожай и получить высокий удой молока».[124] Пискунова, животновод колхоза имени Будённого Мясниковского сельсовета: «Ещё совсем недавно работа на животноводческих фермах нашего колхоза не была упорядочена. Никто не знал своего определённого места, работал, как придётся. Вот почему и падёж начался. Теперь мы работаем по-другому. Падёжа нет, каждый работник животноводства может сказать: «Этих телят я выпаиваю, это овцы моей группы, а за этими свиньями я закреплена» Такой метод работы – самый лучший. От имени своего колхоза даю слово, что мы всё сделаем, чтобы предстоящий сев провести в срок, сохранить молодняк и поголовье скота».[125] Трудящиеся района перевыполняли планы сдачи государству сельскохозяйственной продукции. В этот период наблюдается массовый переход на стахановские вахты, принятие повышенных обязательств. С каждым днём войны положение в районе, как и по всей стране, становилось всё сложнее. Мужчины уходили на фронт; исправные тракторы, грузовые автомашины, лошади передавались воинским частям и оборонным заводам, резко уменьшалось поступление бензина. На 1 января 1942г. число трудоспособных мужчин составило 37,5% к довоенному уровню, в 1944г. – 2,4%, а на 1 января 1945г. – 23,7%. В первый год войны осталось лишь 41% автомашин, а к началу 1944г. автопарк сократился на 97%. Решающую роль сыграло патриотическое движение женщин-домохозяек, молодёжи и пенсионеров, решивших заменить ушедших на фронт. 3 июля 1941г. девушки-колхозницы Е. Братцева, Е. Петрякова, А. Петрякова и Ракитина выступили в районной газете «Красная Искра». Они призвали всех девушек быть готовыми заменить ушедших на фронт мужчин, изучать комбайны и тракторы. Профессия тракториста и комбайнёра стала одной из самых почётных. Уже в июле 1941г. более 50 женщин съехались на курсы трактористов в Черемновскую МТС. Большинство в месячный срок овладело специальностью. Благодаря этому движению район сумел завершить несколько затянувшуюся уборку. Битва за первый военный хлеб была выиграна.[126] В 1942 году, ещё более тяжёлом, благодаря действенному соцсоревнованию, район не сбавил темпов, дал фронту и стране мяса на 7998 пудов, шерсти на 15200кг. больше, чем в предыдущем году. Больших успехов достигли Называевский маслозавод, мясокомбинат и пункт «Заготзерно». Мясокомбинат в 1942 году завоевал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. Постановление ВЦСПС и Наркомата комбинату присуждена премия в размере 6000 рублей.[127] Самая острая ситуация сложилась в сельском хозяйстве в 1943г. Трудоспособное население сократилось на 52,5%. Почти вся техника пришла в негодность, а запасных частей не было. Истощённые лошади не могли заменить машины. Тем не менее, колхозники провели сверхплановый сев своими семенами. Однако год оказался засушливым. Лишь ценой неимоверных усилий был получен необходимый минимум продукции.[128] Несмотря на трудности, среди крестьян наблюдается огромный трудовой подъём. Растёт количество трудодней, выработанных на каждого трудоспособного (1940 – 294, 1943 – 386). На 3% возросло число женщин, выработавших 400 трудодней. В 1943г. вообще не было колхозниц, выработавших менее 200 трудодней. Дефицит трудоспособной рабочей силы компенсировал вдохновенный труд оставшихся в тылу и, прежде всего, женщин, которые возложили на свои плечи тяжёлый, подчас не женский труд, совершили великий трудовой подвиг.[129] Уже в 44г. удалось приостановить падение сельскохозяйственного производства. Сбор зерна значительно превысил уровень его производства в 43г., хотя посевные площади сократились с 68400 гектаров до 52 тыс. га. Патриотическое движение трудящихся в годы Великой Отечественной войны имело самые разнообразные формы. В первые же дни войны началось создание фонда обороны. На эти цели труженики села отчисляли средства, заработанные на субботниках и воскресниках. Неоценимое значение для победы над врагом имел сбор тёплых вещей. В это движение первыми включились труженики артели инвалидов, которые начали шить зимнюю одежду, катать валенки для фронтовиков.[130] Рабочие и служащие Называевска собирали тёплую одежду и отправляли её на фронт в посылках. К 25-ой годовщине РККА колхозники сельхозартели «Парижская коммуна» Дурбетского сельсовета выслали на фронт посылку весом 300кг с жареным мясом, сливочным маслом, табаком. От жителей Называевска на фронт отправлено 30 посылок весом по 12-16кг каждая, а всего из района фронтовикам послано к Дню Красной Армии (1943г.) 776 посылок весом 13224кг. Кроме продуктов в них были шерстяные носки, рукавицы и другое.[131] В 1942г. трудящиеся Называевской маслобазы совместно с Крутинским и Исилькульским районами собрали в Фонд обороны более 2000 центнеров молока, кроме того, за месяц, начиная с 24 января, эти районы через Называевскую маслобазу отправили защитникам Ленинграда 60 вагонов сливочного масла.[132] По примеру колхозников Утинского сельского совета началось пожертвование ценностей в Фонд обороны страны. За день 13 августа 1942г. колхозники Лорис-Меликовского сельского совета сдали в Государственный банк займов СССР облигаций на 10 тысяч рублей. В районную сберкассу в тот день сдано облигаций на многие десятки тысяч рублей. Через неделю эта сумма равнялась 52825 рублей, а к сентябрю – 101 тысяча рублей. Стихийно возникло движение домохозяек помочь фронту продуктами. Они сдают молоко бесплатно без зачёта в план поставок. Член сельхозартели «Свобода» 85-летняя Мария Пашкина 12 июля 41г. сдала бесплатно 10 литров молока. Примеру последовали все женщины колхоза «Свобода», «7-й съезд Советов», «8-й съезд Советов». 12 июля в Большепесчанское отделение сдано 450 литров молока.[133] «Хлеб фронту!» – боевой лозунг колхозников сельхозартели имени Будённого (Мясниковский сельсовет).[134] 17 октября 1941г. они организовали «Красный обоз» из 14 подвод. Сдав в этот день свыше 100 центнеров зерна, колхоз выполнил обязательства по продаже хлеба государству. В этот же день «Красный обоз» из колхоза имени Андреева достал из пункта Заготзерно 300 центнеров пшеницы. Это было хорошей добавкой к 1000 центнеров, сданных ранее. 6 февраля 1943г. на митинге, посвящённом разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом, рабочие и служащие Заготзерно единодушно постановили отчислить месячный заработок на постройку танковой колонны «Омский колхозник». В сборе средств принимали участие даже дети. В детском саду в Называевке на постройку танка «Малютка» собрано около 3000 рублей. Хозяйства постоянно поддерживали связь с ушедшими на фронт, поддерживали их боевой дух. Переписка фронтовиков с оставшимися в тылу была непрерывной. Достижения земляков на фронте ставилось в пример. Руководители призывали быть такими же, как их земляки, постоянно выполнять свои обязательства перед Родиной.[135] Колхозное поле чем-то напоминало фронт. Там тоже ковалась победа. Правда, там не свистели пули и осколки, однако доставалось и им, сельским труженикам, порой сполна, так же, как и бойцам переднего края. Война показала, что всё колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть оставались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собирали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записано ещё такого подвига. Откуда у советских крестьян взялась богатырская сила и великая преданность социалистическому Отечеству – понять нетрудно. В Советской стране трудящиеся крестьяне впервые за свою многовековую историю стали хозяевами земли, хозяевами государства.[136] Тяжёлый удар нанесла война нашей стране. Десятки тысяч деревень, сёл и городов разрушали фашистские варвары. В руины были превращены заводы, фабрики, электростанции. Гитлеровцы разорили значительную часть совхозов и колхозов, МТС, миллионы голов скота угнали в Германию. И всё же, главный ущерб: на фронтах Великой Отечественной войны погибли миллионы советских людей, сгинули в фашистских концлагерях и никогда не вернулись в родные города и деревни, не сели за баранки автомобилей, рычаги тракторов и штурвалы комбайнов, не пришли к своим станкам и не смогли помочь соотечественникам возрождать нашу Родину. Далеко от фронта находился сибирский Исилькульский район. Но и его не обошли стороной беды, свалившиеся на советских людей в те тяжёлые годы. Совсем уже мало осталось тех, кто с оружием в руках победил фашизм, и тех, кто обеспечил эту Великую Победу своим трудом в тылу. «Продовольствие нужно было армии и стране так же, как танки, топливо, боеприпасы. Простые машины, конные жатки, сноповязалки, серпы, косы – всё было пущено в ход. На полях и фермах, заменяя мужей и братьев, работали миллионы женщин… Война явилась суровой проверкой жизнеспособности, силы и могущества колхозного строя. Эта проверка была выдержана с честью»,- писал Н.А. Вознесенский. [137] Глава 3. Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области). Великая Отечественная война – не просто история. Это конкретное, бесценное духовное достояние, которое не стареет, не становится будничным и обыденным. С годами не ослабевает, а растёт интерес не только к крупномасштабной эпопее войны, но и её отдельным страницам. Несмотря на обилие литературы о войне, в ней отсутствует анализ роли социальной психологии масс. Есть много трудов об идеологической работе в годы войны, но они, как правило, сводятся к перечислению действий политорганов. Их авторы практически не пытаются показать, на какие народные традиции, черты менталитета опиралась, чем определялась эта деятельность. Тоталитарному режиму удалось нивелировать личность, подавить самостоятельность, посеять страх перед жёсткой авторитарной властью, религиозность, православную духовность заменить атеизмом, придать патриотизму новую идею – идею социального освобождения.[138] Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и культуры против современного варварства явилась скачком в развитии личности, поворотом в ментальности россиян. Это проявилось не только в героизме, но и в осознании людьми своей силы, исчезновении в значительной мере страха перед властью, росте надежд на расширение свобод и прав граждан, демократизацию строя, обновление и улучшение жизни. Экстремальные обстоятельства войны перестраивали общественное сознание, создавали личности, независимые от авторитетов, способные принимать самостоятельные решения. Как ни парадоксально, но для миллионов советских людей война стала «глотком свободы». Как писал Б.Л.Пастернак в «Докторе Живаго», «…когда возгорелась война, её реальные ужасы, реальная опасность и угроза реальной смерти были благо по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки, и несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мёртвой буквы… все решительно, в тылу и на фронте, вздохнули свободнее, всей грудью, и упоённо, с чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной».[139] Война начала процесс переосмысления ценностей, ставила под вопрос незыблемость сталинского культа. И хотя официальной пропагандой все успехи и победы по-прежнему связывались с именем вождя, а неудачи и поражения сваливались на врагов и предателей, не было уже такого полного, безусловного доверия к ранее непререкаемому авторитету. И если теперь сталинский репрессивный аппарат выхватывал брата-фронтовика, прежняя смелая довоенная вера в то, что «невинных не сажают», сменилась недоумением, негодованием. Штампы рушились, придя в столкновение с реальным жизненным опытом, задумываться над которым всерьёз заставила война, оказавшаяся столь непохожей на обещанный пропагандой «могучий, сокрушительный удар», «малой кровью», «на чужой территории». Война на многое заставила взглянуть по- другому. За короткий срок постигались истины, к которым человечество шло столетиями. Новые черты, появившиеся в менталитете советского человека: переход с позиции ожидания к позиции действия, самостоятельность, исчезновение в значительной мере страха перед властью – имели колоссальное последствие для нашего исторического развития.[140] Фронтовому поколению народы бывшего СССР обязаны не только независимостью, но и первым духовным и политическим штурмом тоталитаризма. Годы Великой Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. По сути, впервые с момента образования социалистического государства со стороны власти была предпринята попытка перейти от политики, направленной на уничтожение Русской православной церкви как социального института, к конструктивному диалогу с нею.[141] Для православных иерархов это был шанс к возрождению разорённой и униженной Русской церкви. Они с удовольствием и благодарностью отозвались на новый курс сталинского руководства. В результате Русская православная церковь в годы войны сумела значительно улучшить своё материальное положение, подготовить кадры священнослужителей, усилить авторитет и влияние в стране и за рубежом. Новая церковная политика была положительно воспринята большинством населения страны. Приметой времени стали переполненные храмы в дни православных праздников, возможность исполнения религиозных обрядов на дому, колокольный звон, призывающий верующих к службе, торжественные крестные ходы при большом скоплении народа. Тяга к религии в годы войны значительно возросла. Вера давала силы для жизни труда в условиях постоянных лишений.[142] Война дала шанс к возрождению православной духовности, возврат к дореволюционным традициям православия. Это имело негативное последствие. Изменение ситуации в религиозной сфере в годы войны объективно «сработало» на укрепление существующего режима, на повышение личного авторитета Сталина. В условиях активно утверждавшейся идеи государственности и патриотизма восстановление и укрепление православной церкви как традиционной носительницы этих идей служили дополнительным источником легитимности власти Сталина. Духовный поворот проявился также в смене акцента в патриотизме. Произошло смещение с великодержавных коминтерновских установок к крепнущему чувству «малой родины», которой грозит смертельная опасность. Отечество всё больше олицетворялось с большим домом советских народов.[143] Не идея внесения трудящимся других стран коммунистического освобождения от эксплуатации, насаждавшаяся пропагандой до войны, а необходимость выжить сплотила народы Советского Союза. В ходе войны возрождались многие русские национальные традиции и ценности, предававшиеся анафеме с позиции коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий. Политически тонкой и идеологически целесообразной оказалась оценка руководством характера войны как Великой Отечественной. Была приглушена специфика социалистических и революционных мотивов в пропаганде, акцент делался на патриотизме. Патриотизм – это не наша монополия. Люди многих стран любят свою Родину и готовы на подвиг для неё. Однако жертвенность советских народов во время Великой Отечественной войны всё же беспримерна. Жизненный уровень населения СССР был неизмеримо ниже, чем в любой из воевавших стран, и нигде отношение к цене человеческой жизни не было таким небрежным со стороны государства. Люди мирились с этим и с готовностью шли на жертвы.[144] Нелишне напомнить и то, что сами высшие руководители рейха признавали наличие высокого патриотического духа нашего народа. Даже такой мастер фальсификации, как Геббельс, признавал: «Если русские борются упорно и ожесточённо, то это не следует приписывать тому, что их заставляют бороться агенты ГПУ, якобы расстреливающие их в случае отступления, а наоборот, они убеждены, что защищают свою Родину».[145] Таким образом, война внесла существенные изменения в общественное сознание, менталитет советского человека. Оформилось особое поколение, отличавшееся морально-психологическими качествами и силой их проявления. Все эти изменения не прошли бесследно для государства. Истоки сегодняшних наших перемен имеют глубокие корни в военном лихолетье.[146] В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями. Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.[147] В особо трудных условиях задача всеобщего обучения в период Великой Отечественной войны решалась в Сибири. Это объяснялось тем, что в самом начале войны на сибирскую территорию перебазировалось большое количество фабрик, заводов, военных госпиталей и различных учреждений. Вместе с заводами переезжали в Сибирь рабочие со своими семьями, среди которых было много детей школьного возраста. Вывозились детские дома и масса подростков, потерявших родителей. В Омскую область за время войны было эвакуировано 142 детских учреждения и 15,6 тыс. детей. [148] Это привело к тому, что учебные учреждения были сильно переполнены школьниками. Положение осложнялось тем, что с первых месяцев войны значительная часть учебных заведений была передана в военные и другие ведомства страны. В них размещались общежития эвакуированных рабочих и военные госпитали. Всего за первые три месяца войны на территории Сибири закрылось 738 школ, из них 259-семилетних и средних.[149] Из-за недостатка учебных учреждений занятия проводились в две-три смены. В этих условиях местные органы власти активизировали работу педагогических коллективов, общественности на преодоление сложившихся трудностей. В городах и районах создавались штабы всеобуча, проводились воскресники и месячники помощи школе. В сельской местности работали комиссии содействия нуждающимся школьникам. Они выясняли причины неявки учеников на занятия и принимали меры к возвращению их в школу. Помощь в первую очередь получали дети фронтовиков. Необходимые вещи приобретались на средства фонда всеобуча.[150] Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь, помогая создать всё необходимое для фронта. Омск жил на пределе человеческих возможностей. Насчитывая к началу войны около 280 тысяч жителей, он в первые несколько месяцев принял почти столько же эвакуированных вместе с предприятиями рабочих и членов их семей, ленинградцев, детей из детских домов центральной части России, раненых в открывшихся госпиталях. Несмотря на неимоверные трудности, почти на пустырях строились заводы, бараки для рабочих. Город отправлял своих сыновей на фронт, в военкоматах выстраивались очереди добровольцев. В эту тяжелейшую годину омичей объединяла одна беда, одна забота, одна надежда. Живая душа каждого искала отклика в другой, в общении, в искусстве.[151] В первые же дни войны в городе, в районах были созданы военно-шефские комиссии, партийно-комсомольские инициативные группы на местах – в клубах, театрах, в библиотеках. Накануне войны в Омске насчитывалось около 40 рабочих клубов и 50-ти библиотек. Самыми крупными центрами культурно- массовой работы были клубы им. Лобкова, «Металлист», Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров). Все участники самодеятельности, а к ней тогда тянулись многие, переключились на работу в госпитали, на призывные пункты военкоматов.[152] Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я.Тулупова, заслуженные артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие. Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие. Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными артистами.[153] Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции. В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые зарисовки военных корреспондентов. Омские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах в обеденные перерывы. А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам, самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали комсомольцы школьного возраста. Особой заботой омские политпросветчики стремились окружить раненых. Формировались библиотечки – передвижки, за право выступить в госпитальных палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим», «Самовары – самопалы», «Вася – Василёк» и другие. Слушателей на таких концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи, вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина. Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина Павловна Бисярина:[154] «Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были школьники – дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова. Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей – это был особый звук. Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами: «Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось…».[155] Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея театра. Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать, мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу. Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага, карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне. Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них несравнимое, лучшее духовное лекарство!»[156] Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров, преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.[157] Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 – 1944гг. смотре художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой. Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых – свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из них – участники самодеятельности военных лет.[158] Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей. В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно – 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания – «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.[159] Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г. Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре «Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром – постановщиком спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару. Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах. В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях – ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища находили живой отклик у горожан.[160] О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический» С.Яневская. «В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.[161] «Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в своей необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».[162] Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей, юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька». …За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками. Лишь приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком – дом к дому, окно в окно. И когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей фронта их грело – словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому…[163] Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского населения, в мобилизационных пунктах – так работал тогда весь советский театр. И в том числе Омский драматический. Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день продолжался 12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало – кинотеатры «Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный «Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз. Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе», документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное внимание. С неменьшим интересом шли зрители на художественные фильмы «Секретарь райкома», в котором образ коммуниста-подпольщика с огромным мастерством был раскрыт актёром В.Ваниным, «Она защищает Родину», где В.Марецкой удалось создать подлинно героический образ партизанки Прасковьи, с болью в сердце смотрели омские зрители фильм «Радуга» о жестокости фашистов на оккупированных территориях, о мужестве и борьбе наших людей. В главной роли партизанки Олены в нём зрители познакомились с актрисой Н.Ужвий.[164] Особой теплотой и надёжностью веяло от фильмов о любви и фронтовой дружбе. После картины «Два бойца» с популярным дуэтом Б.Андреева и М.Бернеса песня «Тёмная ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому сюжету известного стихотворения К.Симонова «Жди меня» с участием В.Серовой, Б.Блинова, Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший в 1943г. «Воздушный извозчик» благодаря обаянию М.Жарова – исполнителя главной мужской роли – стал как бы рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, так же как «В шесть часов вечера после войны». Спросите наших ветеранов, живших в то время в Омске, они обязательно вспомнят о том, как стояли в длинных очередях за билетами, мёрзли в плохо отапливаемых кинозалах, но всё равно по нескольку раз шли на свои любимые фильмы. Своё достойное место заняло с первых дней войны изобразительное искусство. Омское отделение Союза художников вело широкую выставочную деятельность. Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К.Белова, Т.Козлова, В.Волкова и А.Оськина репродуцировались и в центральных журналах.[165] Боевым направлением в работе художников стал плакат. Известно, что центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс. плакатов. Первый из них – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». У многих в памяти остались плакаты «Родина – мать зовёт!», «Боец, спаси меня от рабства!», «Вперёд! На Запад!» и другие. Листая газеты того времени, дивишься изобретательности и мастерству карикатуристов. Но эти издания доходили до Омска в ограниченных количествах, и местные художники стали готовить свои военно-политические плакаты. По сводкам Информбюро готовились специальные Окна ТАСС с картами передвижения наших войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов, карикатурами на фашистов. В связи с тем, что полиграфическая база была недостаточной, часто местные издания выходили рукописными и тиражировались, что называется, «под копирку». На агитпунктах, в витринах магазинов они выставлялись по нескольку раз в неделю, и около них всегда толпились люди. Мне удалось коротко рассказать, почти перечислить, как в годы Великой Отечественной войны омичи искали душевного отдохновения, черпали надежду в музыке и песне, в театре и кино, в изобразительном искусстве. Нет, не молчали музы на войне. Заключение. В 2003 году исполняется 58 лет со дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. На мой взгляд, не многие среди нас придают должное значение этому событию. Ещё меньше тех, кто вообще задумывается над тем, какова роль этого события в истории. Но всё-таки есть такие, кто хочет знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1941 – 1945 годах, как это было на самом деле. Год за годом, из поколения в поколение, вновь и вновь оживая в памяти народной, творцы Победы постоянно будут рядом с потомками своими, и слава их деяний и подвигов будет вечно осенять Россию ореолом гордого величия. Священное пламя вечного огня славы полыхает незаживающей болью в народной памяти. Память о чудо-богатырях, шагнувших в бессмертие, будет жить из рода в род, из века в век. Она вечна, как сама жизнь. Такой народ, такую страну враг победить не мог.[166] Победа Советского народа в Великой Отечественной войне имела всемирно- историческое значение. Были защищены социалистические завоевания. Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую перед ними задачу. Победа СССР в войне с фашизмом явилась убедительной демонстрацией возможностей планово управляемого социалистического народного хозяйства. Его регулирование обеспечило максимальную мобилизацию и наиболее рациональное использование всех видов ресурсов в интересах фронта. Эти преимущества были помножены на существовавшие в обществе единство политических и экономических интересов, высокую сознательность и патриотизм рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, всех наций и народностей, сплочённых вокруг Коммунистической партии.[167] Перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики коренным образом изменили привычный уклад жизни населения в тылу. На советскую землю вместо растущего благосостояния пришли постоянные спутники войны – материальные лишения, бытовые невзгоды. Обозначился перелом в сознании людей. Весть о начале наступления под Сталинградом была встречена грандиозным ликованием всей страны. Прежние чувства тревоги и беспокойства сменились уверенностью в конечной победе, хотя противник находился еще глубоко в пределах СССР и путь к ней казался не близким. Общий настрой на победу стал важным психологическим фактором в жизни фронта и тыла. Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности сырьё и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия – таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству. Советской деревне пришлось решать столь сложные экономические задачи в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства. Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс своим самоотверженным трудом обеспечил действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.[168] Исходя из проведённых исследований, можно заключить, что в годы Великой Отечественной войны Омская область превратилась в один из крупных центров страны, здесь нашли приют не только рабочие эвакуированных предприятий, учащаяся молодёжь, дети, но и тысячи раненых и больных. Чёткая работа тружеников промышленного Омска сыграла решающую роль в победе. Документы свидетельствуют о том, что крестьянство Исилькульского района Омской области в годы войны, проявив стойкость, самопожертвование, трудовой подвиг, обеспечивало фронт и тыл всем необходимым. Труженики сельского хозяйства делали всё, что было в их силах, во имя победы над врагом. В военные годы работники культуры чётко понимали свои задачи, предельно ответственно относились к возложенной на них миссии. Их творческий труд вдохновлял тыловиков, помогал мобилизации сил людей в тылу, работавших без устали, веривших, что своим трудом они приближают День Победы. Таким образом, история нашего края непосредственно вплетается в историю Великой Отечественной войны. У подавляющего большинства, если не у всего советского народа, не было сомнений в победе над врагом, ему были свойственны высокие патриотические чувства, настроения, устремления. Но отношение к действительности не было однозначным. Здесь сказывались не только атмосфера страха, присущая тому времени, но и уровень общей культуры, наличие информации, характер воспитания, гражданская позиция, прочие факторы.[169] Вместе с ростом самосознания и гражданской ответственности у людей росла внутренняя независимость и гражданская смелость, наблюдалось желание самостоятельно осмыслить происходящее. Народ в годы войны почувствовал себя ответственным за судьбу отечества, обрёл свободомыслие. Новое качество народного самосознания подрывало режим сталинщины морально. Этот процесс был вызван к жизни и в то же время ограничен экстремальными военными условиями. Стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, заданности их объективным ходом истории, несокрушимой верой в правильность принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатывание их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация личности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и непоколебимостью.[170] В годы войны все боялись – и это казалось естественным, потому что страх – чувство, с которым люди рождаются и живут каждый день. Тогда в годы войны всё привычное, нормальное, человеческое валилось, разрушалось. Страх перед углубляющимся продовольственным кризисом. Населению СССР годами внушалась мысль, что оно должно идти на всевозможные жертвы ради укрепления обороноспособности страны. И оно на эти жертвы шло.[171] Население СССР жило крайне трудно на протяжении четверти века, с небольшим перерывом – отдыхом от НЭПа до начала коллективизации. Народ привык к лишениям, к тому, чтобы недоедать, недосыпать, иметь плохое жильё. Поэтому он смог перенести такие невзгоды военных лет, которые не перенёс бы ни один народ западной культуры. Массовое сознание – явление чрезвычайно сложное и противоречивое, в нём переплетаются элементы социальной психологии, нравственные и мировоззренческие установки. При этом оно представляет собой синтез явлений, уходящий корнями в традиции, обыденную жизнь людей с идеологическими установками, целенаправленно формирующимися структурами власти. В полной мере это относится к сознанию людей в период Великой Отечественной войны, в том числе работников тыла. В самые тяжёлые времена советские воины были уверены в безраздельной поддержке тыла, в том, что в них верят и ждут победу, и ценой своей жизни готовы были оправдать это доверие. В свою очередь, героизм воинов вдохновлял тружеников тыла на высокие достижения в производстве и сельском хозяйстве. Укреплению этой взаимосвязи способствовали обмен делегациями воинов, рабочих, колхозников и шефство трудовых коллективов над боевыми соединениями, и неиссякаемый поток писем с передовой на восток и с востока на передовую, писем, из которых черпали взаимную поддержку и веру не только родные, но и нередко незнакомые люди. Вообще все трудились тогда самоотверженно. На возраст скидки не делалось. Речь шла о защите Родины, о разгроме ненавистного врага, все понимали, что «без прочного тыла нет победы на фронте».[172] Массовый героизм, проявленный в годы войны, не мог быть случайным. В основе – вековые традиции русского народа – защищать Отечество, готовность к ратной службе. Тысячелетиями формировались эти традиции, и поколение тех, кто сокрушил сильнейшего врага в 1941-1945 годах, с детства впитывало их. Среди защитников Родины были и обиженные в своё время властями. Но все твёрдо знали, что Отечество надо защищать, оставляя в стороне личные обиды. Библиография. Список использованной литературы: 1. Алиева Ф.Г. День добра. - М., 1982. 2. Алещенко Н.М. Во имя победы. - М., 1985. 3. Антонян М.О. Труженики тыла в Великой Отечественной войне. - М., 1960. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1985. 5. Акулов М.Р. Промышленное развитие Сибири в годы Великой Отечественной войны. - Ставрополь, 1967. 6. Анисков В.Г. Колхозное крестьянство Сибири и Дальнего Востока – фронту 1941-1945. - Барнаул, 1966. 7. Анисков В.Т. Жертвенный подвиг деревни: Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны. - Новосибирск, 1993. 8. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. - М., 1970. 9. Асеева Л.П. Кедровый верховод. - М., 1982. 10. Беликов А.М. Тыл куёт победу. - М., 1965. 11. Бородкин Ю.С. Кологривский волок. - М., 1981. 12. Брежнев Л.И. 50 лет великих побед социализма. - М., 1967. 13. Бударин М.Е., Самосудов В.М. Очерки истории Омской организации КПСС. - М., 1975. 14. Буренко С. Сибирь в дни Отечественной войны. - Л., 1943. 15. Булаева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1967. 16. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984. 17. Васильев Ю.А. Сибирский арсенал: Деятельность партийных организаций Сибири по развитию промышленности в период Великой Отечественной войны. 1941-1945. - Свердловск, 1965. 18. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1982. – Т. 1. 19. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. - М., 1948. 20. Всё для фронта. /Под общ. ред. Н.В. Свиридова. - М., 1989. - Т.9. 21. Война, народ, победа. Статьи. Очерки. Воспоминания. - В 4 т. - М., 1984. - Т.1,2,4. 22. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. /Под общ. ред. П.Н.Бабылёва. - М., 1984. 23. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945г.г. Краткая история. - М., 1970. 24. Всемирно-историческая победа советского народа 1941-1945г.г. - М., 1971. 25. Вторая мировая война и послевоенное устройство мира. - Омск, 1999. 26. Васильев Ю.А. Сибирский арсенал. – Свердловск, 1965. 27. Геллер М., Некрич А. История России 1917 – 1995. В 4 т. – М., 1996. – т. 1, 2. 28. Годы великой битвы. - М., 1958. 29. Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. - М., 1973. 30. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. – Свердловск, 1975. 31. Ерёмин В.Г., Исаков П.Ф. Молодёжь в годы Великой Отечественной войны. - М., 1977. 32. Журавлёв М.П. Омск вчера, сегодня, завтра. - Омск, 1993. 33. Исаков П.Ф. КПСС – организатор и вдохновитель побед советского народа в Великой Отечественной войне. / Всё для фронта, всё для победы! - М., 1975. 34. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945. /Под ред. П.Н. Поспелова. – В 6 т. - М., 1961.- Т. 2, 3. 35. История Коммунистической партии Советского Союза, - М., 1970. - Т. 5. Кн.1. 36. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945г.г. - В 6 т. - М., - 1965. – Т. 5. 37. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945г.г. – В 6 т. - М., 1960. – Т. 6. 38. История СССР. Учебное пособие. / Под общ. ред. Б.Д. Дацюка. Ч.2. - М., 1973. 39. Историк и литератор: сборник научных трудов посвящённый 80 летию М.Е.Бударина – Омск, 2000. 40. Калинин М.И. Всё для фронта, всё для победы! – М., 1942. 41. Он же. О вопросах социалистической культуры. – М., 1938. 42. Крестьянство СССР накануне и в годы войны в 1938-1945г.г. - М., 1987. 43. Косович С.С., Филимонов А.И. Советские железнодорожные. – Военно- исторические очерки. – М., 1984. 44. Машкарин М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне. – Омск, 1998. 45. Назовём поимённо. – Калининград, 1993. 46. Народное хозяйство Омской области. – Омск, 1939. 47. Омск за пять лет. - Омск, - 1939. 48. От Иртыша до Эльбы. – Омск, 1984. 49. Панов В.П. Это было… - М., 1990. 50. Попов В.Ф. Тихая заводь. - М., 1981. 51. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966. 52. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1968. 53. Рудская З.А. Дом на снос. – М., 1980. 54. Книга памяти. /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11т. – Омск, 1995. - Т. 1. 55. Книга памяти. /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11т. – Омск, 1995. - Т. 2. 56. Книга памяти. /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11т. – Омск, 1995. - Т. 5. 57. Книга памяти. /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11т. – Омск, 1997. - Т. 7. 58. Книга памяти. /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11т. – Омск, 1997. - Т. 11. 59. Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне: Материалы Всероссийской конференции. – Омск, 1995. 60. Солдаты победы. - Т. 1. – Омск, 2000. 61. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг, 1918 – 1965. - Париж, 1975. 62. Стрельский В.И. Сибирь в Великой Отечественной войне. – Омск, 1943. 63. Хозяйство и культурное строительство. 64. Шангин М. Солонцы. - Омск, 1984. 65. Шишкин Н.И. Во имя победы. Организаторская работа партии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. - Петрозаводск,1970. 66. Шишкин Н.И. Во имя победы. Организаторская работа партии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. - Петрозаводск, 1974. 67. Шишкин Н.И. Во имя победы. Организаторская работа партии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. - Свердловск, 1990. 68. Щепкин Т.и. Незабываемые страницы истории. – Омск, 1992. 69. Юрасова М.К. Омск – Очерки истории города. – Омск, 1983. 70. Язов Д.Т. удары судьбы. – М., 1999. Список источников. 1. Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. – М., 1990. 2. Достижение Советской власти за 40 лет в цифрах. Статистический сборник. – М., 1957. 3. Народное хозяйство омской области и г. Омска. Статистический сборник. – Омск, 1957. 4. Омская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941- 1945гг. Т. 1. – Омск, 1960. 5. Омская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941- 1945гг. Т. 1. – Омск, 1961. 6. Омская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941- 1945гг. Т. 2. – Омск, 1961. 7. Фонды историко-краеведческого музея г. Исилькуля. Ф. 15. Оп. 1. Д. 21. Л. 103-104. Ф. 17. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-5. Ф. 24. Оп. 1. Д. 38. Л. 6-9. Ф. 49. Оп.1. Д. 17. Л. 3, 7. Ф. 51. Оп. 2. Д. 39. Л. 20. Ф. 54. Оп. 2. Д. 183. Л. 3-11. Ф. 247. Оп. 3. Д. 89. Л. 30. Ф. 568. Оп. 3. Д. 17. Л. 4, 29. Мемуары. 1. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. 2. Бенш Н.А. Омичи – герои Советского Союза. – Омск, 1975. 3. Бударин Н.П. Омичи – герои Советского Союза. – Омск, 1975. 4. Маринов А.А. Негасимый огонь. 5. Рассказы фронтовиков. На земле, в небесах, на море. Периодическая печать. 1. Васильев Ю.А. КПСС и развитие промышленности и транспорта Сибири в период Великой Отечественной войны. //Вопросы истории КПСС. – 1965. - № 10. 2. Военно – исторический журнал. – 1958 – 1965гг. - № 3, 4, 5, 7, 8. 3. Викторова Т. Мать. //Знамя. – 1975. – 9 мая. 4. Гензель Г.Р. Этот день мы приближали, как могли… //Знамя. - 1998. - 8 мая. 5. Гензель Г.Р. Огненным годам Победы. //Знамя. - 2000. - 6 мая. 6. Головань А. Память огненных лет. // Омская правда. - 1976. – 17 февраля. 7. Знамя. - 1943. - 4 марта. 8. Знамя. - 1975. - 8 мая. 9. Знамя. - 1941. - 15 июля. 10. Знамя. - 1941. - 29 августа. 11. Знамя. - 1942. - 17 сентября. 12. Знамя. - 1941. - 12 октября. 13. Знамя. - 1978. - 16 декабря. 14. Знамя. - 1998. - 18 декабря. 15. Знамя. - 1941. - 5 июля. 16. Знамя. - 1942. - 27 мая. 17. Иванова Т. Памяти поколений. //Знамя. – 2000. – 6 мая. 18. Красная Искра. - 1941. - 3 июля. 19. Комсомольская правда. - 1942. - 18 июля. 20. Красная звезда. - 1992. - 27 марта. 21. Омская правда. - 1944. - 5 ноября. 22. Омская правда. - 1942. - 24 июля. 23. Омская правда. - 1944. - 4 июня. 24. Омская правда. – 1941. – 5 июля. 25. Омская правда. - 1941. - 29 июня. 26. Омская правда. - 1942. - 20 апреля. 27. Омская правда. - 1944. - 7 мая. 28. Омская правда. - 1944. - 4 июня. 29. Омская правда. - 1944. – 1 мая. 30. Омская правда. - 1943. – 16 января. 31. Омская правда. - 1941. - 15 ноября. 32. Омская правда. - 1942. - 16 мая. 33. Омская правда. - 1944. - 15 апреля. 34. Омская правда. - 1943. - 16 января. 35. Омская правда. - 1942. - 5 января. 36. Омская правда. – 1944. – 3 марта. 37. Петрова Н.Ф. Герои первых пятилеток. //Омская правда. - 1942. – 27 мая. 38. Шмелёв М. В авангарде. //Омская правда. - 1944. – 12февраля. ----------------------- [1] Туров И. Колхоз работает по-военному. Красноярск, 1941. С. 20. [2]Лобков В.Н. Цели и задачи политотделов МТС и совхозов. Барнаул, 1942. С. 40. [3]Бубенко С. Сибирь в дни Отечественной войны. Л., 1943. С. 40. [4]Первичная парторганизация в деревне. Омск. 1943. С. 40. [5] ДуловВ.И., КудрявцевФ.А., Стрельский В.И. Великая Отечественная война и Сибирь. Иркутск, 1944. С. 42. [6]Кирюшина А.Ф. Опыт работы женской тракторной бригады Омск, 1945. С.32. [7] Верхотуров И.Н. Большевики Черемховского угольного бассейна в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.). Иркутск, 1950. С. 30. [8] Кашуткин П.В. Большевики Западной Сибири в борьбе за развёртывание социалистического соревнования в промышленности в годы Великой Отечественной войны. М., 1950. С. 28. [9]Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны (библиографический указатель). Иркутск, 1949. С. 47. [10] Буренко С. Сибирь в дни Отечественной войны. – Л., 1943. С. 5. [11] Ксенофонтов С.В. Коммунисты Алтая в борьбе за оказание всесторонней помощи фронту в годы Великой Отечественной войны. Л., С. 20. [12]Кондакова Н.И. Профсоюзы – активные помощники Коммунистической партии в организации социалистического соревнования в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. М., 1961. С. 19. [13] Бобров А.В. Алтайская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.). М., 1962. С. 20. [14]Рейхруд М.И. Партийное руководство колхозной деревней в годы Великой Отечественной войны (по материалам Новосибирской области). М., 1962. С. 22. [15]Елизаров И.В. Деятельность партийных организаций по обеспечению работы Томской железной дороги в годы Великой Отечественной войны.Томск, 1963. С. 18. [16]Ферапонтов Н.А. Партийное руководство общественными оборонными организациями Западной Сибири накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939 – 1945гг.). Томск, 1963. С. 22. [17] Шейко Е.П. Деятельность партийных организаций по подготовке рабочих кадров и развитию социалистического соревнования в промышленности военных лет 1941 – 1945гг. (на материалах Новосибирской и Томской областей). Томск, 1965. С. 18. [18]Шуранов Н.П. КПСС – организатор перестройки работы Кузнецкого угольного бассейна на военный лад (1941 – 1942гг.) Томск, 1967. С.24. [19] Назимова В.Ш. Коммунистическая партия – организатор и руководитель патриотической деятельности художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Томск, 1969. С. 22. [20] Омская партийная организация в период Вов. 1941 – 1945гг. Сборн. док. В 2 т. – Омск, 1960. Т. 1 – С. 76.; Омск, 1961. Т. 2. - С. 98. [21] Историография Великой Отечественной войны. Сборник статей. – М., 1980. – С. 178. [22] История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 – 1945гг. – М., 1960 – 1965. Т. 1-6. С. 186.; Великая Отечественная война Советского Союза. 1941 – 1945гг. Краткая история. – М., 1965. С. 245. [23] Нелаева С.Ф. Сибирская школа в годы Великой Отечественной войны. – Новосибирск, 1971. С. 115. Она же Общеобразовательная школа Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны. – В2 кн. /В грозные годы: Труды науч. конф. «Сибиряки – фронту». – Омск, 1973. С. 125. [24] Назимова В.Ш. Участие деятелей литературы и искусства в массово- политической работе среди населения в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). – Омск, 1967. С. 85. [25] Петрова Т.Н. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению творческого содружества науки с производством в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). – Томск, 1968. С. 79. [26] Корнилов Л.Л. Вузы и исследовательские учреждения Западной Сибири к концу Великой Отечественной войны. Науч. тр. Омск ин-та инж. ж. д. транспорта. Вопросы истории и методологии. - Омск, 1969. С. 62. [27] Васильев Ю.А. Сибирский арсенал. Деятельность партийных организаций Сибири по развитию промышленности в период Великой Отечественной войны. – Свердловск, 1965. С. 142. [28] Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. – Новосибирск, 1968. С. 86. [29] История Сибири с древнейших времён до наших дней в 5 Т. – Ленинград, 1969. С. 75. [30] Омская область. Цифры и факты. – Омск,1962. С. 56. [31] Мирский М. Главный хирург Бурденко Н.Н. –М,1973. С. 54. [32] Иванов Н.Г. и другие. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне. Л., 1985. С. 77. [33] Коновалов В.В. Солдаты бессмертия М., 1986. С. 28. [34] Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы 1941 – 1945. – М, 1989. – Т. 3.; РСФСР – фронту. 1941 – 1945: Документы и материалы. – М., 1987. С. 56. [35] Вторая мировая война и послевоенное устройство мира. / Материалы международной научной конференции. – Омск, 1999. С. 97. [36] Юрасова М.К. Омск. Очерки истории города. – Омск, 1983. С. 15. [37] . Промышленное развитие Омской области 1917 – 1975. - Омск, 1987. С. 43. [38] Статистический сборник Омского областного комитета государственной статистики. Экономика Омской области в годы Великой Отечественной войны. – Омск, 1995. С. 32. [39]Алещенко Н.М. Во имя победы. - М., 1985. - С. 28. [40] Геллер М., Некрич А. История России 1917 – 1995. В 4 т. – М., 1996. – Т. 2. - С.86. [41] Геллер М., Некрич А. История России 1917 – 1995. В 4 т. – М., 1996. - Т. 1. - С. 67. [42] Книга памяти /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11 т. - Омск, 1995. - Т. 1. - С. 26. [43] Там же, с. 18. [44] Омская правда. - 1941. - 29 июля. [45] Омская правда. - 1942. - 24 июля. [46] Омская правда. - 1942. - 20 апреля. [47] Комсомольская правда. - 1942г. - 18 июля. [48] Омская правда. - 1944. - 7 мая. [49] Омская правда. - 1944. - 4 июня. [50] Книга памяти / Под общ. ред. В.А.Третьякова. – В 11 т. - Омск. 1995. -Т. 1. - С.43. [51] Книга памяти / Под общ. ред. В.А.Третьякова. – В 11 т. - Омск. 1995. -Т. 2. - С.56. [52] См. приложение № 1. [53] Омская правда. - 1941. -18 декабря. [54] Там же. [55] Журавлёв М.П. Омск вчера, сегодня, завтра. Омск. 1993. С. 46. [56] Омская правда. - 1944. - 30 декабря. [57]. Книга памяти / Под общ. ред. В.А.Третьякова. – В 11 т. - Омск. 1995. – Т. 1. – С. 64. [58] См. приложение № 2. [59] Омичи – фронту.Омская область в Великой Отечественной войне. /Под ред. В.И. Быкова. - Омск, 1985. - С.36. [60] Там же, с. 35. [61] Там же, с. 32. [62] Омичи – фронту. Омская область в Великой Отечественной войне. /Под ред. В.И. Быкова. - Омск. 1985. - С.27. [63] См. приложение № 3. [64] Омичи – фронту. Омская область в Великой Отечественной войне. /Под ред. В.И. Быкова. - Омск. 1985.- С.29. [65] Юрасова М.К. Омск – очерки истории города. – Омск. 1983. - С.13. [66] Омская правда. – 1941. - 15 ноября. [67] Омская правда. - 1942. - 16 мая. [68]Омская правда. - 1944. - 15 апреля. [69] Юрасова М.К. Очерки истории города. - Омск. 1983. - С. 15. [70] Там же, с.18. [71] Там же, с.12. [72] Книга памяти /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11 т. - Омск, 1995. - Т. 1. - С. 23. [73] Там же, с. 24. [74] Книга памяти /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11 т. - Омск. 1995. - Т. 1. - С.25. [75] Там же. С. 26. [76] Книга памяти /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11 т. - Омск. 1997. - Т. 2. - С. 30. [77] Омская правда. - 1943. - 16 января. [78] Омская правда. - 1942. - 5 января. [79] Омская правда. - 1944. - 5 ноября. [80] Там же. [81] Знамя. - 1943. - 4 марта. [82] Омская область за 50 лет (цифры и факты) /Под ред. Б.Д.Усимова. - Омск, 1985. - С. 28. [83] Омская область за 50 лет (цифры и факты) /Под ред. Б.Д.Усимова. - Омск, 1985. - С. 28. [84] Там же, с.20. [85] Там же, с.16. [86] Машкарин М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне. - Омск, 1998. - С.84. [87] Там же, с. 43. [88] Там же, с. 23. [89] Книга памяти /Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11 т. - Омск, 1995. - Т. 1. - С. 43. [90] Книга памяти / Под общ. ред. В.А. Третьякова. – В 11 т. - Омск, 1995. - Т. 1. - С. 45. [91] Юрасова М.К. Омск – Очерки истории города. – Омск, 1983. - С.18. [92] Юрасова. М.К. Омск – Очерки истории города. – Омск, 1983. - С. 20. [93]Там же, с. 21. [94] Вольгемут А.А. Салют Победы. М., 1975. - С. 55. [95] Великий подвиг. К 55-летию Победы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 26-27 апреля 2000г. / Е. Жданова. Омская промышленность в грозное время. - Омск, 2000. - С. 58. [96] Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. - М., 1963. - С. 63. [97] Анисков В.Г. Жертвенный подвиг деревни. - Новосибирск, 1993. - С.43. [98] Там же, с. 45. [99] Анисков В.Г. Колхозное крестьянство Сибири и Дальнего Востока – фронту 1941-1945гг. - Барнаул, 1966. - С.27. [100] Журавлёв М.П. Омск вчера, сегодня, завтра. – Омск, 1993. - С.18. [101] Знамя. - 1941. - 15 июля. [102] Иванова Т. Памяти поколений. // Знамя. - 2000. - 6 мая. [103] См. приложение № 4. [104] Гензель Г.Р. Огненным годам Победы. // Знамя. - 2000. - 6 мая. [105] Знамя. - 1942. - 17 сентября. [106] Знамя. - 1975. - 8 мая. [107] Знамя. - 1941. - 12 октября. [108] Омская правда. - 1941. - 5 июля. [109] Омская правда. - 1944. - 1 мая. [110]Гензель Г.Р. Этот день мы приближали, как могли… // Знамя. - 1998. - 8 мая. [111]Гензель Г.Р. Этот день мы приближали, как могли… //Знамя. - 1998. - 8 мая. [112]Гензель Г.Р. Этот день мы приближали, как могли… // Знамя. - 1998. - 8 мая. [113] Омская правда. - 1943. - 16 января. [114] Анисков В.Г. Жертвенный подвиг деревни. - Новосибирск, 1993. - С. 57. [115] Книга памяти /Под общ. ред. В.А.Третьякова. – В 11 т. - Омск, 1997. - Т 5. - С. 29. [116] Омская правда. - 1942. - 20 апреля. [117] Омская правда. - 1942. - 27 мая. [118] Викторова Т. Мать. //Знамя. - 1975. - 9 мая. [119] Викторова Т. Мать. //Знамя. - 1975. - 9 мая. [120] Викторова Т. Мать. //Знамя. - 1975. - 9 мая. [121] Знамя. - 1943. - 4 марта. [122]Знамя. - 1943. - 4 марта. [123] Знамя. - 1943. - 4 марта. [124] Знамя. - 1943. - 4 марта. [125] Знамя. - 1943. - 4 марта. [126] Красная Искра. - 1941. - 3 июля. [127] Красная Искра. - 1941. - 3 июля. [128] Там же. [129] Анисков В.Г. Жертвенный подвиг деревни. - Новосибирск, 1993. - С.36. [130] Анисков В.Г.Жертвенный подвиг деревни. Новосибирск, 1993. С.39. [131] Знамя. - 1978. - 16 декабря. [132] Знамя. - 1978. - 16 декабря. [133] Знамя. - 1998. - 18 декабря. [134] См. приложение № 5. [135] Знамя. - 1943. - 4 марта. [136] Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. - М., 1970. - С. 51. [137]Вольгемут А.А. Салют Победы. - М., 1975. - С. 126. [138] Великий подвиг к 55-летию Победы. /Форсова Н.К. Духовный поворот в советской ментальности в условиях великой Отечественной войны, его последствия. - Омск, 2000. - С.35. [139] Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. – Куйбышев, 1989. - С. 484. [140] Коммунист Вооружённых сил. - 1989. - № 20. [141] Великий подвиг. К 55-летию Победы. /Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия. - Омск, 2000. - С.35-36. [142] Великий подвиг. К 55-летию победы. /Форсова Н.К. Духовный поворот в советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия. - Омск, 2000. - С.36. [143] Великий подвиг. К 55-летию победы. /Форсова Н.К. Духовный поворот в советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия. - Омск, 2000. - С. 37. [144] Великий подвиг. К 55-летию победы. /Форсова Н.К. Духовный поворот в советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия. - Омск, 2000. - С. 38. [145] Коммунист Вооружённых Сил. - 1989. - № 20. [146] Великий подвиг. /Форсова Н.К. Духовный поворот в условиях Великой Отечественной войны, его последствия. - Омск, 2000. - С. 37. [147] КПСС во главе культурной революции в СССР. - М., 1972. - С. 190. [148] Школа Сибири за 60 лет Советской власти. - Барнаул, 1982. - С. 73- 74. [149] История Сибири с древнейших времён до наших дней: В 5 т. - Л., 1969. - Т. 5. - С. 146. [150] М.Ф.Щербинин Сельская школа Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Культурное развитие советской сибирской деревни. - Новосибирск, 1980. - С.198. [151] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. Т.11. - С. 47. [152] См. приложение № 6. [153] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. - Т. 11. - С. 47-48. [154] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. - Т. 11. - С. 48. [155] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. - Т. 11. - С. 48-49. [156] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. - Т. 11. - С. 48-49. [157] Великий подвиг. /Соляник А.И. Роль культуры и искусства в патриотическом воспитании молодёжи. - Омск, 2000. - С.224. [158] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. - Т. 11. - С. 49. [159] Омская область за 50 лет. - Омск, 1985. - С. 54. [160] Омская область за 50 лет. - Омск, 1985. - С. 68. [161]Шмелёв М. В авангарде. // Омская правда. - 1944. - 12 февраля. [162] Омская правда. - 1944. - 3 марта. [163] Омская правда. - 1944. - 3 марта. [164] Юрасова М.К. Города Омской области. - Омск, 1959. - С. 118. [165] Книга Памяти. /Бревнова Н. Музы не молчали. - Омск, 1997. - Т. 11. - С. 49. [166] Вольгемут А.А. Салют Победы. - М., 1975. - С. 122. [167] Великий подвиг. К 55-летию Победы. /Шевелёв В.Ю. Патриотическая идеология: Сущность проблемы. -Омск, 2000. - С 168. [168] Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1985. - С. 243. [169] Великий подвиг. К 55-летию Победы. /Шевелёв В.Ю. Патриотическая идеология: Сущность проблемы. -Омск, 2000. - С. 169. [170] Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984. - С. 165. [171] Анисков В.Т. Жертвенный подвиг деревни: Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны. - Новосибирск, 1993. - С. 96. [172] Антонян М.О. Труженики тыла в Великой Отечественной войне. - М., 1960. – С. 49. |
|
© 2000 |
|