РУБРИКИ

Анализ преступлений о святотатстве

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Анализ преступлений о святотатстве

Анализ преступлений о святотатстве

Санкт-Петербургский Гуманитарный

Университет Профсоюзов

Кафедра теории и истории государства и права

С. У. Р. С.

Анализ преступлений о ссвятотатстве

(По уложению 1845 года)

Работа студента

Юридического факультета

Первого курса

Первой группы

Босова А. С.

Научный руководитель

доцент Петров К. В.

Санкт-Петербург

1999

Общие положения

Святотатством по уложению 1845 года признается всякое похищение церковных

вещей и денег, как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других

постоянных и временных церковных хранилищ, даже если они и находятся вне

церковных строений. Значимость преступления и соответственно наказания за

совершение его увеличивается, когда оно соединено с оскорблением святыни,

сопровождается применением насилия или взломом.

Объект

В роли объекта преступного посягательства в данном случае выступает все

церковное имущество церквей православного, а также иных признанных и

покровительствуемых законом христианских вероисповеданий. Причем в самом

тексте закона объекты посягательства дифференцируются по принципу их

местонахождения, а так же в зависимости от степени их священности. По

принципу местонахождения имущество подрязделяется на находящееся в церквях,

в часовнях, в ризницах и в иных хранилищах церковной утвари. Классификация

же по признаку святости вещи определяется непосредственно важностью этой

вещи для церковного обряда. Таким образом согласно тексту закона получаем

три категории вещей. Первая категория – «священные вещи». Эти предметы

играют непосредственную и исключительно важную роль в обрядах и таинствах и

потому обладают наивысшей святостью. К ним относятся потиров, дискосов,

дарохранительниц, лжиц, крестов, евангелий, образов, мощей. Так же к ним

относятся покрывала с священных сосудов, оклады мощей и образов, сосуды и

одежды с престолов и жертвенников. Вторая категория – «не столь священные».

Это вещи которые так же играют роль в отправлении религиозного обряда, но

эта роль вторична. Исходя из этого данные предметы и отнесены ко категории

меньшей святости. Это купели и другие большие чаши для водоосвящения,

ковши, кропила, одеяния с налоев, ризы, кадила, ломпады и богослужебные

книги кроме евангелий. Наконец третью категорию составляют предметы

несвященные. Это просто предметы церковной утвари, такие как свечи, деньги

и тому подобное.

Так же надо отметить особые полномочия духовного начальства каждого из

вероисповеданий, какие предметы к какой категории священности причислять.

Как представляется данное решение должно приниматься исходя из значимости

каждой конкретной вещи для обряда с учетом специфики его отправления в

конкретном виде православного вероисповедания.

Субъект

В качестве субъекта преступного посягательства согласно букве закона может

выступать любой человек. При этом практически в каждой статье приводится

различие между лицами которых можно подвергнуть телесному наказанию, и лиц

от этих наказаний освобожденными. Таким образом вопрос о назначении

наказания решался исходя из этих, сословных главным образом различий. В

качестве отдельных субъектов выступают сами служители церкви, которым было

поручено хранение похищенных впоследствии ценностей и имущества.

Вопрос ответственности в данном случае будет подробнее рассмотрен при

рассмотрении субъективной стороны.

Объективная сторона

Объективной стороной являются последствия преступления и вред нанесенный

им. Принесенный ущерб разделяется на две категории: ущерб принесенный самим

похищением ценностей и фактом их утраты и обстоятельствами при которых они

были похищены. Оценка ущерба от исчезновения вещи производится, как мне

кажется, исходя из ее стоимости и значимости как составляющей для

выполнения определенных обрядов. Ущерб же нанесенный самим ходом

преступления исчисляется по его масштабу и характеру повреждений.

Субъективная сторона

Многие русские дореволюционные юристы указывали на то, что святотатство –

это исскуственный состав преступления, поскольку его объектом являются

имущественные, а не религиозные отношения. Несмотря на это составители

уложенияпошли включили татьбу из церкви в группу религиозных преступлений,

хотя на самом деле, таковыми они не являлись. Субъективная сторона является

ключевым моментом в рассмотрении данного круга преступлений. Она содержит

ряд вопросов, такие как мотив, цель и динамика совершения преступления.

Мотивы: предумышленное (ст.247 ч. 2; 248 ч. 2) непредумышленное (ст. 247

ч. 3; 248 ч. 3). Целью данного вида преступления является намерение

завладеть церковным имуществом в той или иной форме. Динамика и способ

совершения может быть различным. Законом предусмотрены различные варианты.

1. Кража – тайное похищение имущества без дополнительных обстоятельств. Ст.

244 ч.2

2. Кража со взломом – тайное похищение имущества из запертого хранилища,

сопровождающееся взломом места их хранения. Ст. 244 ч 1

3. Кража с оскорблением святыни – если присовершении кражи были осквернены

церковные святыни. Ст 243 ч. 2

4. Грабеж – насильственный захват имущества, сопровождающийся применением

насилия или угрозой его применения. Ст.242 ч. 1

5. Святотатство в форме мошенничества – хотя и не упоминается в данной

главе, но реально признавалось судебной практикой. Дело в том, что в

соответствии с буквальным смыслом статьи 241 святотатством признается

всякое похищение церковной собственности, а мошенничество наравне с

грабежом или кражей преследовало цель егонезаконного завладения.

Система наказаний

Система наказаний по уложению 1845 года классифицируется в зависимости от

динамики и способа совершения преступления, а также от сословного положения

обвиняемого.

1. Грабеж

А) церкви - лишение прав и ссылка на каторжные работы в рудниках на срок от

12 до 15 лет.

Б) часовни – лишение прав и ссылка на каторжные работы в крепостях на срок

от 10 до 12 лет.

2. Кража со взломом

А) Из церкви

1) с осквернением святыни – Лишение всех прав и ссылка на каторгу на

заводах на срок от 6 до 8 лет. ( если речь идет о несвященных предметах

то от 4 до 6 лет)

2) Без осквернения святыни - лишение прав и ссылка на каторжные работы в

крепостях на срок от 10 до 12 лет.

Б) Часовни или хранилища – лишение прав и ссылка в Сибирь на поселение.

3. Кража без взлома – регулируется теми же статьями уложения, но с условием

смягчения наказания одной степенью.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.