РУБРИКИ |
Александровские Мореходные Классы во Владивостоке в 1890 - 1902 гг. |
РЕКЛАМА |
|
Александровские Мореходные Классы во Владивостоке в 1890 - 1902 гг.И только в конце апреля 1890 года единственная во Владивостоке газета (с одноименным названием) на первой полосе – аж в двух своих номерах подряд (16-м и 17-м) – радостно сообщит, наконец, долгожданное: Владивостокское Городское Полицейское Управление объявляет во всеобщее сведение, что г. военный губернатор Приморской области, предписанием от 18 ноября 1889 г. за № 10995, основанном на отзыве г. приамурского генерал-губернатора от 30 октября 1889 за № 4520, дал знать, что Государственный Совет, в департаменте государственной экономии, рассмотрев представление министра народного просвещения о расходе на содержание мореходных классов в городе Владивостоке, Приморской области, и присвоении им наименования «АЛЕКСАНДРОВСКИХ», мнением положил: 1) отпускать из Государственного казначейства, начиная с 1-го января 1890 г., по две тысячи-пятисот руб. в год на содержание учреждаемых в городе Владивостоке, Приморской области, мореходных классов 1 и 2 разрядов, обратив в счет этой суммы кредит в одну тысячу руб. в год, ассигнуемый ныне на содержание подлежащего закрытию мореходного класса в г. Тобольске и 2) присвоить владивостокским мореходным классам наименование «АЛЕКСАНДРОВСКИХ». ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР изложенное мнение Государственного Совета в 13 день минувшего июня ВЫСОЧАЙШЕ утвердить соизволил и повелел исполнить. Нужно заметить, что небольшой опыт обучения кадров для нужд флота к тому времени во Владивостоке уже был: при Командире порта действовала школа рулевых сигнальщиков и лоцманов, специальная комиссия при дирекции маяков и лоции принимала у всех желающих экзамены на звание вольных штурманов и шхиперов, а располагавшаяся в здании механического завода бесплатная Кадровая (Портовая) школа готовила специалистов для ремонтных мастерских морского флота (корабли ведь нужно уметь не только по морю водить, но и починять)[18]. 3. «Это место казалось мне вроде логовища пиратов, из которого русские крейсера могут налетать на нашу коммерцию и бомбардировать наши суда. Я считал Владивосток русским Гибралтаром. Но, к великому моему удовольствию, я воочию убедился, что Владивосток – место, которое вполне возможно взять или истребить флотом.» Кэмбель, английский путешественник, 1887 г. “Был я во Владивостоке. О Приморской области и вообще о нашем восточном побережье с его флотами, задачами и тихоокеанскими мечтаниями скажу только одно: вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния. Один честный человек на 99 воров, оскверняющих русское имя…” Чехов, русский писатель, 1890г. Владивосток конца ХIХ века представлял собой вполне заштатный городишко “на пустынных еще берегах Тихого океана”, хотя и весьма перспективный, дико растущий. В 1890-м году ему едва исполнился “тридцатник”, - разве это возраст для города? Да и городом-то он стал называться всего лишь десятилетие назад, а до того двадцать лет носил суровое и скромное наименование “пост” (в 1889-м получив статус “крепость”). Собственно городом считался разрезанный оврагами неширокий ряд домишек, вытянувшийся по северному берегу бухты Золотой Рог от улицы Алеутской до Ивановской. Всего же улиц не набиралось и четырех десятков (145 каменных одно- и двухэтажных домов на весь город!), да и что это были за улицы, - так, видимость одна: “Не все улицы, конечно, отличались особенным оживлением, но можно сказать, что, без исключения, по всем без церемонии разгуливали гуси, утки, козы, коровы, лошади и свиньи, оглашая воздух своеобразным говором и копаясь летом в невылазной грязи.” Во Владивостоке в 1890 г. проживало ровно 14446 человек, из коих 9365 были российскоподданными и 5081 иностранцами (в тогдашней “столице” края Хабаровке населения насчитывалось в три раза меньше, а в Николаевске вообще было не больше полутора тысяч). Всего же в Приморской области Приамурского края числилось почти 64000 человек, в т.ч. 35000 русских, из которых около 20000 составляли люди военные. Среди владивостокцев большая часть (8000 человек) приходилась на морские и сухопутные войска гарнизона, остальные же 7000 были весьма разношерстны и состояли из купцов, армейских и флотских отставников, переселенцев да инородцев (или, как тогда говорили, “гражданских лиц и пришлых китайцев и корейцев”). Не думаю, что кто-нибудь из них до конца понимал, какому большому делу дается зачин. Владивосток жил своей – то лихорадочной, то неторопливой – жизнью и, казалось, нет в нем почти интереса до каких-то там мореходных классов… Правда, еще в апреле-мае газеты сообщили о том, что “возбужден вопрос о покровительстве торговому судоходству под русским флагом и торговому судостроению в России”. Но это ж там, в Империи, а у нас здесь все вполне колониально. Да что там Россия, даже американцы до сих пор, кажется, числят Владивосток где-то в Китае, а англичане – в Ост-Индии (во всяком случае, из пометок на некоторых приходящих сюда почтовых пакетах сие следует). Одно слово: Азия-с! Для Российской Империи год 1890-й ничем особым не примечателен: в стране (население коей достигло 114 миллионов) течет обычная, размеренная жизнь, которую лишь изредка разнообразят то IV международный тюремный конгресс в Петербурге «под председательством нашего известного тюрьмоведа г. Галкина-Врасского» (на проведение этого мероприятия из казны ассигновано аж 40 тыс. руб., - почти столько же, сколько на все российские мореходки за год!), то пожар на одесском элеваторе, то имевшее быть 17 июня солнечное затмение, а то вдруг – запрет бакинского губернатора иностранцам командовать русскими судами во вверенном ему крае... Что касается флота (торгового и военного), то в год рождения Александровских мореходных классов по распоряжению министерства путей сообщения произведена была общая перепись паровых и непаровых судов, плавающих по внутренним путям Европейской России; тогда же в Петербурге учреждено новое пароходное общество для перевозки пассажиров и грузов из русских портов за границу и обратно (в том числе во Владивосток и Китай), а в Одессе (для этих же целей) – “Восточное общество пароходства”; на верфях заложены броненосцы “Рюрик” и “Наварин”, а броненосный крейсер “Гангут” – достроен и спущен на воду; положением военного совета отменены законы, разрешавшие вступление в русскую службу иностранных офицеров; высочайше утвержден новый “Устав гарнизонной службы” (не менявшийся 16 лет); разрабатывается проект законоположения о русском каботаже (уже в следующем году он будет принят). В мире в это время тоже не происходило ничего особо знаменательного: очередной правительственный переворот в Бразилии, добровольный уход в отставку “железного канцлера” Великой Германии князя Отто фон Бисмарка, изобретение доктором Кохом средства от чахотки, начало промышленного производства бездымного пороха да новомодная болезнь “инфлюэнция” (которую наш народ сразу переименовал в “наплюенцию”), - вот и все наиболее яркое... Год 1890-й, пожалуй, был для Владивостока последним более-менее спокойным годом: на самом излете его правительством наконец-то принято долгожданное решение по вопросу о Сибирской железной дороге (знаменитом Транссибе), и уже в следующем, переломном 1891-м (сразу после посещения города Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем, будущим Императором Всероссийским Николаем II) здесь вовсю развернется строительство ее уссурийского участка, в порту начнется постройка громадного (по тем временам) сухого дока, а в край потянутся новые люди – инженеры, вольные рабочие, ссыльнопоселенцы, каторжане и авантюристы. Резко подскочат цены на жилье и товары, подешевеет рабочая сила, горожане будут затерроризированы беглыми из железнодорожных каторжных команд, их воровством, грабежами и разбоями… Как подмечено одним из современников, 1890-й “год был сереньким, буднишным годом, и это хорошо, потому что блестящие, трескучие событиями годы бывают иногда слишком тяжелы если не для всех, то для большинства”. Владивосток, конечно, с интересом прислушивается к вестям из столиц, однако продолжает пока жить своей, вполне патриархальной, жизнью. Если б не августовская эпидемия холеры (занесенной сюда из Нагасаки и стремительно распространившейся), не озверение бродячих собак (особенно в районе 2-й Портовой улицы, где как-то вечером ими покусан был даже один офицер), да не осенний повсеместный в Южно-Уссурийском крае разлив рек, то и вспомянуть про тот год было б, наверное, нечего. Ну, побывала во Владивостоке летом на гастролях драматическая труппа режиссера-распорядителя г-на М.Шумилина из Благовещенска, ну, посетил его в конце года с концертами (проездом из Китая и Японии) “знаменитый флейтист проф. Тершак с талантливой пианисткой Шуллер” (исполнив немного из Вагнера, чуть-чуть из Листа и очень много – музыкальных сочинений самого Адольфа Тершака, посвященных прелестной Луизе Шуллер…), ну, открыл (после двухлетнего перерыва) представления цирк г-жи Ламбергер (в зале купца Галецкого на Алеутской улице – дважды в неделю, 50 коп. за вход), ну, наигрывал в парке Морского Собрания летом по вторникам (с 4 до 7 час.) свои марши-мазурки “хор музыки” Сибирского флотского экипажа… Вот, собственно, и вся на то время годовая культурная программа Приморья. Если, конечно, не считать таковой открытие нового ресторана “Италия” да завоз “в виде опыта” 45 тысяч бутылок консервированного по только что изобретенной Пастером технологии пива одесского товарищества (в рекламном извещении – “известного петербургского завода”) “Гамбринус” (“успех был полный и получен новый заказ на несколько сот тысяч бутылок”, - хотя уж было здесь и свое пиво, по 24 руб. за ящик светлого и по 18 за темное). Кстати, водка в ту пору обходилась обывателю куда дешевле пива: самую дорогую (если не считать “смирновки”, стоившей 75 коп. бутылка) и редкую для Владивостока (т.к. изготавливалась она из привезенного по морю одесского спирта), под названием “столовая водка “Прохладительное”, покупали по 55 коп. за бутылку (а в оптовом складе купца Пьянкова на Светланской и того меньше – по 9 руб. ведро), самую дешевую предлагали манзы (китайцы) – вообще за гроши. Для сравнения: бутылка привозной сельтерской (т.е. минеральной) воды стоила не меньше – аж 50 коп.! В октябре наш город посетил – проездом с Сахалина – модный писатель А.П. Чехов. Местный фельетонист по этому поводу язвил потом: …Недавно Чехов приезжал И в “Новом Времени” писал, Что пьем вино мы, не пьянея (Ну, значит, водка слаба здесь, Или из разных зелий смесь) Во всякий час, во всякий день, И тем на нас набросил тень. И все-таки культурная жизнь у нас и тогда не ограничивалась развлечениями только, пьянством да карточными играми: в Морском Собрании, как обычно, с окончанием навигации возобновлены были публичные доклады на разнообразные научные темы; в специально построенном отдельном здании открылся музей (с библиотекой и “чучельной коллекцией местных зверей и птиц”) Общества изучения Амурского края, - только за первый месяц(!) его успели посетить 800 человек, почти 5% населения города. А в конце года получены были высочайше утвержденные проекты постройки во Владивостоке двух памятников – морякам, погибшим прошлой зимой на военной парусной шхуне “Крейсерок”, и Г.И. Невельскому. 4. «Россия в мореходстве – опаснейший враг, за которым нужно следить, наблюдать и, если возможно, то сбивать ее с пути и не давать хода в морском деле.» Пилль, англ. премьер-министр, XIX в. Эскадра Тихого океана, под командованием вице-адмирала П.Н.Назимова, все лето проводившая в учениях, на зиму уходила в теплые порты Японии и Китая. Владивосток оставался с десятком портовых военных кораблей (считая сюда и барказ “Польза”); два из них – миноносцы “Янчихэ” и “Сучена” – только прошлой весной собраны были в местных портовых мастерских и спущены на воду. В тот год штук пять частных каботажных шхун всю зиму и почти все лето так и проторчали на рейде – хозяева их не смогли набрать команду даже для близкого плавания (лучше уж никуда не ходить, чем доверять свое добро невеждам да лодырям, - грамотного-то моряка днем с огнем не отыщешь на этом берегу). Только одна из них, паровая шхуна “Котик” купца 1 гильдии Отто Линдгольма, смогла в 1890 г. выйти в Охотское море, да и то – под командой американца, бывшего штурмана китобойного барка «Ланцер». Причем, из 17 человек ее экипажа русскими были всего лишь двое матросов. Даже английская Pall Mall Gazette свидетельствовала о полном застое дел во Владивостоке и о почти исключительном преобладании иностранцев в местной торговле, но оговаривалась о появлении здесь русских торговых пароходов и китобоя. А еженедельная общественно-литературная и морская газета «Владивосток» так описывала по весне ситуацию в местном порту: «С каждым годом число плавающих судов сибирской флотилии уменьшается и в настоящее лето идет в кампанию только четыре: лодка «Горностай» с промерной партией к заканчиванию работ в заливе Петр Великий, шхуна «Тунгуз» - в обычный рейс на север к ограждению лимана реки Амур и снабжению маяков и шхуна «Алеут» - с партией минного заграждения в одну из бухт, соседних с Золотым Рогом, для практических занятий. Затем, после Св. Пасхи, начнет вооружение (по-теперешнему: будет оснащаться, - В.К.) лодка «Бобр», назначенная заграницу и будет изготовлена в плавание к 1 мая.» О коммерческих же судах отзывалась вообще с безнадежностью: «…стоят они крепко на двух якорях и, как мы слышали, в плавание не идут; не идут потому, что, благодаря манзовской конкуренции, нет такой работы, которая в состоянии была бы окупить содержание стоящего командира и команды. Но надо видеть эту команду, нанимающуюся весною на частные шхуны, чтобы понять положение судохозяев и согласиться с ними, что с таким экипажем нельзя отпустить судно в море без риска потерять его, а потому действительно лучше сидеть на месте и ждать плодов нашей владивостокской морской школы…»[9]. И «плоды» эти были краю ой как нужны, в первую очередь – из-за острой необходимости развивать свой, российский, каботаж и китовый промысел. Почти все прибрежные морские и речные перевозки давно находились в руках трудяг-китайцев (манз), которых в народе прозывали «манза-ламаза» («…ага, сегодня он тебе – «брата», а завтра – лютый «ламаза» (тигр)»). Манзовских лодочников было много, да и брали они за провоз гораздо меньше русских судоводителей (при этом никак не отвечая за безопасность пассажиров и груза при довольно частых крушениях утлых своих лодчонок-«шампунок»). Фрахт на манзовских лодках, к примеру, из Владивостока в Посьет составлял всего 5-7 коп. с пуда (в обратную сторону – немного дороже, 10-11 коп.). Что касается всего остального мореплавания, то два японских судна (пароходной компании «Nippon Jusen Kaisha») стали в этом году регулярно ходить во Владивосток из Кобе и Шанхая через Нагасаки (причем, за свои рейсы во Владивосток эта компания получала дотацию от правительства Японии). Из российских судов разве что пароход «Байкал» совершал более- менее регулярные (6 раз в навигацию) рейсы между Владивостоком и Николаевском, плюс пароходство Федорова держало привилегию на Суйфунской линии, да пароход «Новик», только что приобретенный купцом Шевелевым, возил пассажиров и товары в Славянку, Посьет, Шкотово, Сучан, Речной и на Монгугай, однако частных грузов его пароходное товарищество не принимало. Так что в российских морях Восточного Океана вовсю хозяйничали иноземцы: китайцы «держали» каботаж, а американцы били китов (у россиян в 1890-м был только один китобой – «Геннадий Невельской» купца Дыдымова, отставного капитана 2 ранга)... За весь год во Владивосток совершено было всего-то 28 заходов российских судов под коммерческим флагом, зато немецких – 35, японских – 21, норвежских – 14, английских – 10, американских – 7. «Насколько страдает при отсутствии русского флота русская торговля – ясно всякому. Потребность в них есть, а самих судов нет; в эту навигацию к порту прибыло 115 судов, а из них только 25 под русским флагом…» На каждое российское судно с грузами и пассажирами – почти по пять иноземных, это ли не говорит о многом? «Необходимо при этом вспомнить, что все преимущества… на стороне иностранных компаний, суда которых не платят высокой пошлины, не несут значительных расходов на уплату консульских сборов и пр., не платят лишних денег в виде пошлин за каменный уголь, расходуют гораздо меньше на содержание команды и проч. Поэтому и конкуренция с иностранными судами в отношении дешевизны перевозки грузов для русского флота немыслима.» [11] Перевозка грузов через Сибирь занимала тогда около 320 суток (при фрахте 10 руб. с каждого пуда), морем же эта задача решалась всего за 54-65 дней (фрахт – 2 руб. 27 коп. с пуда) [7, 9, 11]. Хотя за предшествовавшие 30 лет наш торговый флот (по сведениям, собранным Обществом содействия русскому торговому мореходству) почти удвоился по числу судов (до 2361 судна) и более чем утроился по тоннажу (до 811411 тонн), а в последние три года даже наметился в российской таможенной политике явный протекционизм отечественному судоходству, оно все еще переживало трудные времена. Иностранные суда зарабатывали в России до 60 млн. руб. в год (на связанный с импортом фрахт страна расходовала 13 млн., на экспортный – еще 47 млн.), русские же – почти в десять раз меньше... В мире к тому времени уже существовало 160 больших пароходных компаний (но лишь одна из них была российской!): 64 английских, 33 французских, 15 американских, 12 немецких, 7 испанских, 6 португальских, 5 голландских, 3 итальянских, 3 бельгийских, 3 австралийских, 2 австрийских, 2 греческих, 2 канадских, 1 датская и 1 японская [8]. Патриотически настроенный современник писал тогда: «С 1856 г. начинается наше увлечение фритредерскими идеями, дошедшее до того, что мы нашли возможным заключить со всеми державами договоры, по которым обязались не давать у себя дома своим судам никаких преимуществ перед иностранными. Последствия такого направления политики в этом вопросе видны теперь до очевидности. Каботаж в Черном море до сих пор не может быть вырван из рук иностранцев, а русский торговый флот настолько незначителен, что не может быть и речи о конкуренции нашей с торговым флотом какой бы то ни-было нации. Во всех наших портах развиваются все флаги, кроме русского, наши грузы вывозятся на всех судах, кроме русских! …Поэтому весть о заботе Министерства Финансов поддержать отечественный флот не может не производить глубокорадостного чувства. Обнаруженные же нынешним Министром Вышнеградским энергия и настойчивость в преследовании отечественных интересов дают уверенность в том, что вопрос о русском торговом флоте будет наконец поставлен на надлежащую почву.» [9] “Плоды нашей владивостокской морской школы” и стали одной из основ этой самой почвы – на все грядущие 110 лет. 5. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АЛЕКСАНДРОВСКИХ МОРЕХОДНЫХ КЛАССАХ В г. ВЛАДИВОСТОКЕ 7 апреля 1890 г. § 1. Мореходные классы в г. Владивостоке учреждаются городским обществом на основании высочайше утвержденного 27 июня 1867 г. Положения о мореходных классах для преподавания в оных сведений, необходимых как для штурманов каботажного плавания, так и для шкиперов каботажного плавания и штурманов дальнего плавания. § 2. На содержание этих классов и первоначальное образование их обращается: а) ежегодно назначенные владивостокским городским обществом 600 руб., б) проценты с основного капитала, в который поступают все собранные от частных лиц и общественных учреждений пожертвования по день открытия класса, и затем в) частные пожертвования, могущие поступать впоследствии по открытии класса. § 3. Сверх сего отпускается на содержание этих классов в виде пособия от казны по 2500 руб. в год. § 4. Владивостокские мореходные классы открыты приходящим всех состояний и возрастов по предъявлении только свидетельств об умении их читать и писать и о том, что они производили плавание на судах, а также удостоверения об их личности и происхождении. § 5. Преподавание в классах наук производится по программе, утвержденной министром финансов 2 ноября 1867 г. для мореходных классов первого и второго разрядов, и, кроме того, преподаются пароходная механика и английский язык. § 6. Преподавание наук производится с 15 октября по 15 апреля. § 7. Независимо от преподавания наук теоретически ученики с разрешения морского начальства знакомятся практически в зимнее время во владивостокском адмиралтействе с кораблестроением, участвуют в работах по вооружению и разоружению судов, а летом во время навигации плавают на судах Сибирской флотилии и на судах торгового флота для практической подготовки к предстоящей морской и речной деятельности. § 8. Во время пребывания на военных судах ученики должны иметь единообразную форму одежды, сходную с установленной для нижних чинов морского ведомства, но без кокард и погон. Довольствие учеников морскою провизиею производится по положению на счет морского ведомства; платье ученики должны иметь собственное, а для не имеющих средств приобретать на свой счет таковое заводится начальством класса на счет имеющихся в распоряжении его сумм. § 9. Срока для окончания курса учения в мореходных классах не полагается, и лица, исправно посещавшие классы в течение менее одного учебного периода, вправе просить о допущении их к испытанию, в каковом случае им может быть выдано свидетельство о приобретенных ими познаниях. Это свидетельство не представляет, впрочем, получившему его никаких особенных прав и при экзаменах на звание штурмана или шкипера принимается только в соображение. § 10. За обучение наукам, указанным в программах, утвержденных в 1867 г. министром финансов или имеющих быть впредь изданными учебным начальством для мореходных классов, никакой платы не взимается, за обучение же наукам дополнительным и притом необязательным может быть взимаема плата с желающих обучаться этим наукам. § 11. Мореходные классы состоят в непосредственном ведении Владивостокской городской думы. Думе этой предоставляется через посредство составленного из среды ее членов особого комитета выбор преподавателей и заведывающего классом, назначение им содержания и разрешение других по классу расходов. Определение и увольнение означенных лиц, по представлению сего комитета, принадлежит военному губернатору Приморской области, коему и прочие учебные заведения в том же городе, подведомственные Министерству народного просвещения, подчинены на основаниях, указанных в высочайшем повелении 17 мая 1868 г. о порядке управления учебными заведениями в Амурской и Приморской областях. § 12. Ближайшее заведование мореходными классами и распределение между учителями предметов преподавания возлагается на одного из состоящих при них учителей, которому отводится квартира, по возможности, в самом помещении класса. На ответственности этого заведывающего лежит также хранение принадлежащих классу учебных пособий, а именно – книг, инструментов, карт и т.п. § 13. Заведывающий классами и преподаватели пользуются правами и преимуществами учителей средних учебных заведений Министерства народного просвещения. § 14. Означенный в § 11 комитет расходует на содержание классов суммы, заботится об увеличении материальных средств заведения частными пожертвованиями, а в конце каждого года представляет в городскую думу отчет, который, по рассмотрении в думе, представляется ею военному губернатору Приморской области и местному учебному начальству. § 15. Комитет избирает из своей среды председателя и все дела решает большинством голосов, а при равенстве голос председателя дает перевес. § 16. Преподаватели классов участвуют в заседаниях комитета с правом голоса при рассмотрении ими вопросов учебных и воспитательных; во всех других случаях они могут быть приглашаемы в заседания комитета. § 17. Военный губернатор Приморской области имеет со своей стороны должное наблюдение за действительным и соответственным надобности употреблением сумм на устройство и содержание мореходного класса как отпускаемых от казны, так и жертвуемых городским обществом и другими лицами. § 18. В порядке административном и учебном Владивостокские мореходные классы по учреждению и содержанию их подлежат ведению Министерства народного просвещения. Подписал директор Департамента народного просвещения Н. Аничков Скрепил: делопроизводитель В. Эриксон Верно: Управляющий отделением Сверил: Столоначальник Пономарев (ЦГА РФ ДВ, ф. 28, оп. 1, д. 565, лл. 67-68, 70-71. – Заверенная копия рукописная.) [10] 6. «Относительно найма иностранцев, то нам кажется, что до запрещения такового нужно создать своих моряков для торгового флота, а то легко возможно (при существующей трудности найти командиров, особенно здесь), если только не удастся найти желающих из военного флота, оставить судно без начальника, и 3-4 судна, приписанных к здешнему порту, должны будут даже при самом «попутном ветре и добрых часах» стоять в бездействии…» О.Линдгольм и А.Вальден, владивостокские судовладельцы. 1890 г. В середине сентября 1890 г. газета «Владивосток» поспешила обрадовать своих читателей таким сообщением: МОРСКАЯ ХРОНИКА. Давно желанные мореходные классы 15 октября сего года будут, наконец, открыты. На бывшем последнем заседании думы избрана на этот предмет комиссия, в состав которой вошли: М.К. Федоров, М.Г. Шевелев, И.И. Манцевич и А.В. Даттан. По избрании председателя, комиссия примет дела и денежные средства и к вышеозначенному времени откроет классы. Пока предполагается приютиться в помещении городского училища, а затем время укажет, будут ли мореходные классы нуждаться в отдельном помещении. Пожелаем этому новому у нас питомнику полного успеха. Председателем комиссии вскорости стал М.К.Федоров, да только вот «открыть классы к вышеозначенному времени», увы, не удалось, - не все было так просто. Даже накануне фактического открытия классов, во вторник 13 ноября, на заседании Владивостокской городской думы третьим вопросом повестки дня еще рассматривалось дело «По предложениям г. военного губернатора Приморской области относительно затруднений, встреченных при открытии в текущем году Александровских мореходных классов и отчисления из назначенных на содержание их сумм на покупку дома для помещения классов»[9]. На казавшейся гладкой дороге к морскому образованию все еще громоздились три здоровенных камня: скудость финансирования, необходимость отдельного помещения и недостаток в преподавательских кадрах. Только в конце октября, всего за три недели до открытия классов, в прессе появляется извещение о наборе будущих учеников: От Комитета по заведыванию Александровскими морскими классами во Владивостоке. Сим объявляется во всеобщее сведение, что желающие поступить учениками в мореходные классы имеют подавать прошения свои в Комитет, куда обращаться также и за разъяснениями по сему делу. Председатель Комитета, М.Федоров. [9] Про настоящие рекламные кампании тогда ничего не знали, - потому, видно, и «желающих поступить учениками» оказалось совсем немного, так что пришлось зачислять всех, кто успел вовремя узнать эту новость и подать прошение. Таковых оказалось всего 11 человек: От Комитета Александровских мореходных классов. Сим объявляется лицам, подавшим прошения, что сыновья их, по постановлению комитета, приняты учениками мореходных классов и должны будут явиться 14 сего ноября в 11 часов, до обеда, в здание Владивостокского городского училища, на имеемый быть молебен по случаю открытия классов. (Газ. «Владивосток» № 45 от 11.11.1890 г., - т.е. всего за два дня до события!) Учеба планировалась в течение двух лет, в двух классах – младшем и старшем. Причем, согласно параграфу 9 Положения о мореходных классах, свидетельство об окончании курса обучения при дальнейшем государственном экзамене на получение какого-либо морского звания никаких особых прав не давало, а только лишь «принималось в соображение», - для приобретения судоводительского патента нужно было еще выплавать не менее двух лет каботажным штурманом. Учениками зачислялись лица не моложе 14 лет (с тем, чтобы по окончании классов и после выработки плавательского ценза они смогли попасть на ответственные должности на судах не ранее 18-летнего возраста). Учебные занятия должны были продолжаться только 6 месяцев в году, по 48 уроков в неделю на оба класса, остальное время отдавалось практике. Сверх общеправительственной программы намечено было, с учетом местных условий, изучать два дополнительных предмета – английский язык и пароходную механику. Городская дума утвердила постановление Комитета по открытию Александровских мореходных классов, следующего содержания: 1. Пригласить на должность заведующего мореходными классами и старшего преподавателя корпуса флотских штурманов штабс-капитана Панова, на должность младшего преподавателя корпуса флотских штурманов подпоручика Де- Шея, не штатными преподавателями: инспектора владивостокского городского училища Морошкина, преподавателя английского языка владивостокской мужской прогимназии Руберга, помощника старшего инженера-механика Подгурского. Должности же преподавателей морской практики и такелажных работ оставить вакантными, пока не выяснится состав учащихся. 2. Мореходные классы временно поместить в городское училище. 3. Число уроков в каждом из двух классов распределить следующим образом (в неделю): а) в младшем классе: навигация (и астрономия) – 4 урока, арифметика (и алгебра) – 4 урока, геометрия – 3 урока, плоская тригонометрия – 3 урока, физическая и морская география (лоция) – 1 урок, морская практика – 1 урок, морское законоведение – 1 урок, пароходная механика – 2 урока, английский язык – 4 урока, русский язык – 1 урок; в) в старшем классе: астрономия (и навигация) – 5 уроков, алгебра (и арифметика) – 3 урока, геометрия – 1 урок, сферическая тригонометрия – 3 урока, морская практика – 2 урока, морское законоведение – 1 урок, пароходная механика – 2 урока, английский язык – 3 урока, русский язык – 2 урока. Всего по 24 урока в неделю в каждом классе. Постоянных занятий в каждом классе определить ежедневно по 3 урока с 2 Ѕ до 6 час. по полудни и дополнительных по 3 раза в неделю для каждого класса (через день) еще 2 урока в день с 12 Ѕ до 2 Ѕ час. по полудни. Указанное распределение занятий зависит от распределения их в городском училище, где один класс освобождается с 12 Ѕ час., а другой с 2 Ѕ час. по полудни. Сверх того, утреннее время уделить на такелажные работы, осмотр портовых мастерских и завода, а также на изучение и сборку судовых машин. Штатному заведующему классами определили годовое содержание в 900 руб., а приходящие преподаватели должны были получать по 1 руб. 75 коп. за каждый урок [9]. 7. “Прохладой веет с океана… Ночною мглой одет восток… Пронизан сыростью тумана, Спокойно спит Владивосток. Едва заметны очертанья Стоящих в гавани судов… Среди всеобщего молчанья Лай раздается только псов, Да сторож-манза, знак давая, Лениво в доску простучит… И снова смолкнет все. Немая Над спящим портом ночь царит…” Л.Волков. (Газ. «Владивосток» № 46 – 1893 г.) Официальное открытие Александровских мореходных классов состоялось в здании Владивостокского городского училища 14 ноября 1890 года. День этот ничем особенным не примечателен для России: находящийся в плавании на Дальний Восток Наследник Цесаревич в Каире поднимался со своими спутниками на египетские пирамиды, а «бедуины исполняли ему занимательную пляску»; в Лондоне 10 фунтов стерлингов можно было купить за 84 руб. 85 коп., в Гамбурге 100 марок предлагали за 41 руб. 60 коп., а в Париже – 100 франков за 33 руб. 60 коп.; золотой российский полуимпериал стоил 6 руб. 84 коп., серебро шло по 1 руб. 11 коп. Накануне из владивостокского порта отправилось германское судно «Цито», назавтра готовился отходить шевелевский пароход «Новик» с грузом морской капусты и с китайскими рабочими, ожидались «Байкал» и японский «Токачихо-мару», с уходом которых навигация должна была закрываться… Вся Империя отмечала 14-го ноября «день рождения Ея Императорского Величества Государыни Императрицы». Владивосток, как и положено, был в этом деле первым (по времени): с утра в городской церкви и в церкви Сибирского экипажа благодарственный молебен с провозглашением многолетия всему царствующему дому, после чего орудия крепости произвели громкий салют и состоялся «парад войскам». Весь город, по обыкновению, украсили флагами [9]. Вот метеосводка того дня во Владивостоке: |Часы |Баром. при 0|Направл. и |Состоян.|Влажн. в % |Температура | | | |сила ветра |погоды. | |воздуха по | | | | | | |Со | |7 утра|759,5 |NO 6 |обл. 6 |62 |- 4 | |1 дня |756,6 |NW 4 |обл. 10 |85 |- 1 | |9 веч.|755,2 |OSO 3 |ясно 5 |88 |+ 5 | Несмотря на совсем уже по-зимнему серое пасмурное небо и холодный северный ветер (к вечеру он, однако, сменился на юго-восточный, давление стало падать, увеличилась влажность, резко потеплело и небо прояснилось), эта среда середины ноября наверняка запомнилась самым ярким днем жизни для тех 11 мальчишек, что были «приняты учениками мореходных классов» и собрались у деревянного здания городского училища. Вот что писала об этом событии единственная на весь край газета «Владивосток» (в № 46 за 1890 г.): Открытие мореходных классов. 14 ноября, после церковной службы, в здании городского училища был отслужен молебен, по случаю открытия Александровских мореходных классов. На этом торжестве были представители морских, военно-сухопутных и гражданских властей, народного просвещения, купечества и некоторые граждане. Тут же находились 11 чел. воспитанников открываемых мореходных классов. По окончанию молебена г. военный губернатор генерал-майор П. Ф. Унтербергер обратился к присутствующим с следующею речью: “Милостивые государи, мы присутствуем на торжестве открытия первого в своем роде учебного заведения на нашей окраине, заведения, имеющего целью образовать людей, посвящающих свою жизнь работе – быть вожаками судов на море. Насколько такого рода заведение вызывается естественною здесь потребностью – распространяться я считаю лишним, это слишком очевидно. Русский коммерческий флаг – редкий гость на нашем побережье, настолько редкий, что до настоящего времени здесь нельзя было во всей целости сохранить каботаж в исключительно русских руках, как того требует закон, не затормозив тем и без того недостаточно еще окрепшую торговлю в прибрежных пунктах области. С лишком десять лет трудились разные лица и учреждения над вопросом осуществления здесь, в городе, мореходных классов, видя только в них залог, чтобы судоходство нашего прибрежья сосредоточилось исключительно в руках русских подданных. Сочувствие этому делу выразилось и в частных пожертвованиях, доходивших до 10 т. руб.; но весь труд подробной разработки этого дела и существенная часть материального его обеспечения выполнены были Владивостокскою городскою думою; представление ее с ходатайством местной администрации, энергически поддержанные генерал-губернатором края, встречены были сочувственно в правительственных сферах и получили наконец жизнь. Убежден, что владивостокская городская дума будет беречь это учреждение, состоящее в непосредственном ее ведении и, где нужно, помогать ему. Не сомневаюсь, господа, что вы, которым вверила дума ближайшее заведывание и обучение в классах, отнесетесь с горячим участием и рвением к возложенному на вас делу. Гарантией мне в этом служит то обстоятельство, что все вы уже долго живете в крае, а кто долго здесь пожил, тот полюбил край и готов трудиться с любовью на пользу его. К вам, молодые друзья, которые избрали себе морское поприще, обращаюсь с воззванием: работать в классах так, чтобы быть впоследствии достойными представителями того морского звания, которое вы можете приобрести по окончании классов. Да поможет вам в этом Бог. Объявляю Александровские мореходные классы открытыми. За здоровье и благоденствие нашего Государя Императора «ура»!” Речь начальника области была покрыта громким «ура». После этого старший преподаватель мореходных классов шт. кап. В. Панов обратился к воспитанникам с следующими словами: “Я позволю себе сказать несколько слов ученикам только что открытых мореходных классов насчет тех целей, какие положены в основу этого учреждения, а равно и насчет тех отношений, какие должны быть установлены обоюдно на первых же порах для достижения возможного успеха. Создавая настоящие классы – и правительство, и общество, очевидно, стремятся к тому, чтобы избавить наше прибрежье от существующей зависимости его в транспортировке местных грузов от иностранной эксплуатации в лице тех капиталистов, судохозяев и мореходов, которые, вопреки духу нашего законодательства, но, тем не менее, с его разрешения, в силу экономической беспомощности населения, являются в наши воды и отвлекают к себе те заработки, которые всюду составляют неотъемлемое достояние национального судоходства. Вам, господа, посвящающим в настоящее время свои силы на развитие этого судоходства, должно быть известно, что громадная береговая черта, которой обладает наш Приамурский край от Берингова моря до Владивостока, имеет все задатки к тому, чтобы с развитием колонизации, с устройством внутренних путей сообщения, и в особенности с проведением железной дороги, сделаться ареною широкой торговой деятельности, если не по всему своему протяжению, то по крайней мере в наиболее жизненных частях, каковыми являются берега его от Николаевска до Владивостока. Судоходство всегда и всюду, где только естественные условия благоприятствовали его развитию, служило могущественным рычагом к поднятию и упрочению материальной и духовной жизни народов. Вот почему Великий Преобразователь России, Император Петр I придавал такое громадное значение делу морского образования русского народа, почему он заставлял его нести такие жертвы, чтобы пробиться из Москвы к берегам Балтийского и Черного морей, с такой охотою беседовал с грубым, заскорузлым шхипером голландским и архангельским рыбаком-помором. Вот почему и в настоящее время заботы о развитии русского мореходства не ослабевают среди нашего правительства и общества, несмотря на все неблагоприятные условия к достижению этой цели в прошлом в том объеме, который был бы желательным. Давая вам, господа, доступ к морскому образованию в настоящих классах, принимая на себя все расходы по их устройству и содержанию, государство видит в вас тех бойцов, тех пионеров приамурского морского дела, которым предстоит упрочить его развитие на здешней окраине и тем охранить последнюю от той иностранной эксплуатации, которая, усыпляя нашу собственную энергию своей готовностью служить, по-видимому, нашим же потребностям, в конце концов, служит только к возвышению чужого благосостояния на средства, составляющие неотъемлемую собственность русского народа. Вам именно предстоит в будущем своей деятельностью на поприще местного национального судоходства охранять население от этих непроизводительных переплат иностранному флагу и тем самым сохранить местные средства на местные же потребности подобно молу, о который должны будут разбиваться волны вредной и ослабляющей нас экономической иностранной предприимчивости за счет нашей временной отсталости в этом отношении. Но, господа, эти-то надежды, которые возлагает на вас государство и общество, заставляют меня, вместе с пожеланием вам всякого успеха в предстоящей деятельности, сделать также и одно необходимое предостережение, на которое я советую вам обратить серьезное внимание. Вы избираете трудную карьеру. Вам предстоит жизнь полная лишений, жизнь суровая уже по одной своей обстановке, требующая большой привычки и искреннего твердого желания трудиться не только умственно, но и физически. Без мозолей на руках вы не пройдете той школы, которая впоследствии создаст вам обеспеченное положение. Мало того, вам предстоят такие обязанности, которые налагают слишком большую нравственную и формальную ответственность, чтобы к ним можно было относиться небрежно. Вам, будущим шхиперам русского торгового флота, будет вверяться слепо не только имущество, с которым очень часто бывает связано благосостояние целых десятков семей, но также и сама жизнь людей в лице вашей будущей команды и пассажиров. В борьбе с морем, для охраны интересов своих доверителей и тех людей, которые вверились вашему судну, только знания, опытность и твердая неуклонная энергия, вместе с сознанием принятого на себя долга, помогут вам с успехом выдержать испытание и оправдать оказанное вам исключительное доверие. Вот почему я считаю своим долгом предупредить вас, что для успешного осуществления тех задач, какие преследуют вообще Мореходные классы по отношению к вашему образованию, равно как и в отношении ваших собственных интересов, прежде всего необходимо, чтобы вы, посвящая теперь свои силы морскому делу, отнеслись к выбору этой карьеры вполне сознательно, с твердой непреклонной волей побороть первые неудачи и лишения. Помните, что в морской карьере больше чем где-либо из многих званых бывает мало избранных. Мореходные классы нельзя считать учебным заведением в том смысле, в каком вы привыкли относиться здесь к другим подобным учреждениям. Здесь вы можете получить |
|
© 2000 |
|