РУБРИКИ

1. Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.Реферат.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

1. Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.Реферат.

1. Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.Реферат.

Всё дальше и дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны -

самой жестокой из всех войн, которые пережила наша страна. Но время не

имеет власти над тем, что люди пережили в войну.

Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза

смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным

врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ

величию трудового подвига советского народа. «Все для фронта, все для

победы! « - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей,

которые заменили рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали

главной силой на трудовом фронте.

Отклик населения Тамбовщины

Накануне войны была проведена коренная перестройка наших вооружённых сил.

Ограниченное время, которым располагала наша страна, не позволило решить

все вопросы, от которых зависело обеспечение безопасности государства.

Советское правительство всячески пыталось выиграть время для завершения

очередной пятилетки, главной задачей которой было перевооружить армию и

флот. Но все усилия оказались тщетны и СССР вступил в войну со слабо

подготовленной армией.

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 фашистская Германия, вероломно

нарушив договор о ненападении, внезапно для советских войск начала военные

действия против Советского Союза. Её авиация нанесла массированные удары

по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, местам

расквартирования военных частей и многим городам на глубину 250 - 300 км

от государственной границы. После артиллерийской подготовки в пределы СССР

вторглись главные силы немецко-фашистской армии.

Для нанесения внезапного удара Гитлер стянул к границам СССР 157 немецких

и 37 дивизий европейских союзников Германии. Эта армада имела на

вооружении около 4,3 тысяч танков и штурмовых орудий, до 5 тысяч

самолётов, 47,2 тысячи орудий и миномётов и 5,5 миллионов солдат и

офицеров. С такой чудовищной военной машиной столкнулась Красная Армия в

июне 1941 г.

Советская Армия в июне 1941 г. в приграничных военных округах имела 2,9

миллиона человек, 1,8 тысячи танков, 1,5 тысячи самолётов новой

конструкции.

На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное

превосходство в силах. Одновременно в войну против СССР вступили Румыния

и Италия (итальянские войска начали боевые действия с 20 июля) и несколько

позже Финляндия (26 июня) и Венгрия (27 июня).

Это было самое крупное выступление ударных сил мирового империализма

против социализма, одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых

Советской страной. В этой войне решалась не только судьба СССР, но и

будущее всей мировой цивилизации.

Началась Великая Отечественная война Советского Союза против

немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Немецкие генералы предупреждали Гитлера об опасности войны против России,

подчёркивая, что война должна завершиться победой Германии максимум через

3 месяца после начала, так как Германия не располагала экономическими

ресурсами для ведения длительной войны на огромных просторах России. Для

осуществления плана молниеносной войны («блицкриг») названного

«Барбаросса» - план уничтожения Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и

захваты Северного Кавказа, а главное Баку с его нефтью, гитлеровцы создали

исключительную военную мощь, главной ударный кулак которой были танковые

армии, способные быстро передвигаться вперёд.

После начала военных действий, во всех областях нашей могучей, необъятной

Родины стали проходить митинги, демонстрирующие морально политическое

единство советского народа, любовь к нашей доблестной Красной Армии и

военно-морскому флоту.

Митинги прокатились и по Тамбовской земле. Рабочие, колхозники,

интеллигенция, все трудящиеся нашей области были возмущены наглым актом

фашистских правителей германии. Ненавистью и гневом к германским

агрессорам пропитаны резолюции проходящих митингов. Страстные

патриотические речи произносились с трибун.

«Трудящиеся области заверяют партию и правительство, что они по первому их

зову готовы стать в ряды доблестной Красной Армии и наголову разбить

фашистов».

Тридцать тысяч трудящихся города Мичуринска на городском митинге выразили

уверенность, что Красная армия, вместе со всем советским народом

окончательно уничтожит фашистов.

Ряд стахановцев и специалистов завода “Революционный труд”, выступивших на

митинге, возмущаясь вероломным нападением германских фашистов на нашу

страну, заявили о своей готовности отдать все силы для укрепления

хозяйственной и военной мощи СССР.

-Я принимаю на себя обязательство работать неизмеримо больше и лучше на

благо нашей страны, - сказал стахановец товарищ Кирюничев.

Замечательно сказал тов. Компин:

- Приложим все наши силы, чтобы бойцы и командиры красной армии сказали:

«Хорошо помогают рабочие громить врага, с честью выполняют свой долг!».

Так, все рабочие, крестьяне, интеллигенция мужчины и женщины ответили на

призыв правительства о том, что весь наш народ теперь должен быть сплочен

и един, как никогда. «Каждый из нас должен требовать от себя и от других -

дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего

советского патриота, чтобы обеспечить все нужды красной армии, флота и

авиации, чтобы обеспечить победу над врагом».

Патриотический почин тамбовских колхозников по сбору средств на вооружение

Красной Армии

7 ноября предыдущего года исполнилось 63 года патриотическому почину

тамбовских колхозников по сбору средств на строительство танковой колонны

«Тамбовский колхозник» в годы Великой Отечественной войны.

От Тамбова линия фронта проходила почти за двести километров. Сюда не

доносились артиллерийские раскаты, небо не озарялось сполохами пожарищ.

Редко прорывались только вражеские самолеты. Но в одном из городских

скверов на постаменте стоит танк. Этим памятником особенно гордятся мои

земляки. Он напоминает им о тяжелом военном лихолетье, когда те, кто

остался в тылу, работали не покладая рук, отказывая себе во всем, отдавали

на строительство танковой колонны свои сбережения.

7 ноября 1942 года. В мирное время в этот праздничный день все отдыхали.

Обычно в колхозе «Красный доброволец», расположенном в небольшой деревушке

на северо-западе Тамбовщины, собирались компаниями, веселились. Теперь

было не до отдыха. С утра люди вышли на работу: кто на ферму, кто на

подвоз кормов, кто завершать обмолот хлебов. Да мало ли дел в колхозе,

легко ли с ними управиться, если молодые и здоровые мужчины ушли на фронт,

а на плечи женщин и стариков легли все заботы - общественные и семейные.

Председатель колхоза Василий Титаевич Мананников зашел с фермы на минутку

в правление дать распоряжение об отправке на элеватор обоза с зерном,

просмотреть газеты. Развернув «Правду», Василий Титаевич прочел сводку

Совинформбюро, в которой сообщалось об ожесточенных боях в районе

Сталинграда. Пехота противника, поддержанная танками, предпринимала атаки

на всех участках обороны города. Наши войска отбивали атаки и нанесли

противнику большие потери.

Внимание Мананникова привлекла статья генерал-майора технических войск Ж.

Котика «Танки». «Когда гитлеровцы, вооруженные до зубов, напали на нашу

землю, - писал известный конструктор, - наши танки показали себя в боях

как машины нового типа. Советские танки лучше немецких». Далее автор

сообщал о том, что наши «конструкторы упорно работают над дальнейшим

совершенствованием боевой техники», скорость наших танков «должна быть еще

выше, чем сейчас, броня - мощнее и надежнее, вооружение - сильнее и

лучше».

Впечатленный прочитанным, Василий Титаевич решил отдать имевшиеся у него

восемь тысяч рублей на строительство танков. А когда вечером созвали

собрание, посвященное 25-летию Октябрьской революции, оказалось, что и

другие тоже от всего сердца хотят помочь фронту.

Собрание постановило: для скорейшего разгрома фашистских захватчиков

внести на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» 40 000

рублей. Средства собрать в течение трех дней.

9 ноября избердеевцы обратились с призывом уже ко всем колхозникам и

колхозницам Тамбовской области. «Мы решили положить начало большому делу -

организовать сбор средств на строительство танков для родной и любимой

Красной Армии», - говорилось в обращении. 16 ноября от избердеевцев в

Государственный банк поступило 2 миллиона 618 тысяч рублей.

Почин краснодобровольцев волной прокатился по Тамбовщине. Не было таких

сел, которые бы не откликнулись на их пламенный призыв. В МТС, колхозах,

совхозах, в селах и деревнях проходили собрания, сходы. Короткими, но

страстными были речи. «Волнуясь, комкая старую шапку, вышел к столу

президиума кузнец дегтянского колхоза имени Мичурина Погонин.

- У меня в Красной Армии три сына, все трое - лейтенанты. Я вношу на

строительство танковой колонны три тысячи рублей: по тысяче на танк для

каждого из моих сыновей.

- Мой сын пал смертью героя на поле боя, - сказал, выступая на собрании,

колхозник из колхоза «Красное знамя» Первомайского района Щенев. -

Клянусь, что всеми силами буду мстить за него фашистам. В фонд

строительства танковой колонны вношу восемь тысяч рублей».

Патриотический почин поддержали все жители области. Призыв поддержала и

пресса, «Кирсановская коммуна», 23 ноября 1941 вышла со статьей в

поддержку патриотического почина:

Отчислим однодневный заработок на строительство танков

Ко всем рабочим и работницам, колхозникам и колхозницам, интеллигенции и

служащим Тамбовской области, ко всем железнодорожникам Ленинской дороги.

Открытое письмо железнодорожников Н-ского узла и отделения.

Товарищ Сталин в своем докладе на торжественном заседании Московского

Совета депутатов трудящихся сказал, что «Период мирного строительства

кончился. Начался период освободительной войны с немецкими захватчиками».

Одновременно товарищ Сталин в этом докладе дал нам программу борьбы и

победы над немецкими поработителями, несущему советскому народу голод,

нищету, разорение и смерть.

Наш отпор врагу растет и крепнет. Вместе с героической Красной Армией и

Военно-Воздушным и Морским флотом на борьбу с ненавистным врагом поднялся

весь советский народ: рабочие, интеллигенция, колхозное крестьянство. Все

мы не покладая рук работаем над тем, чтобы ускорить разгром, истребить

всех до единого немецких оккупантов, осквернивших нашу священную землю

неслыханными злодеяниями.

Товарищ Сталин в своем докладе сказал нам о том, что у нас пока еще

меньше, чем у немецкой армии, самолетов и особенно танков.

И вот, обсуждая этот исторический доклад любимого вождя, передовые

железнодорожники нашего узла и отделения внесли предложение отчислить

однодневный заработок на строительство новых танков и тем самым приблизить

час нашей победы.

Мы, рабочие, работницы, командиры и политработники Н-ского узла и

отделения, на своем собрании единодушно решили горячо поддержать это

замечательное предложение железнодорожников-патриотов и отчислить в ноябре

однодневный заработок в фонд строительства новых танков.

Призываем последовать нашему примеру всех рабочих и работниц, колхозников

и колхозниц, интеллигенцию и служащих Тамбовской области и всех

железнодорожников Ленинской дороги.

Сотни тысяч пожелтевших от времени документов, протоколов собраний и

сельских сходов, писем, обращений - хранятся в государственном архиве

Тамбовской области. Часто скупы, очень скупы их строки. Но как много они

сегодня говорят о величии народного подвига, о крепости его духа, о вере в

победу над врагом.

Люди вносили в фонд обороны не излишек. Излишков не было. Кто сыну или

дочке на пальтишко денег копил, кто крышу у хаты собирался перекрыть. Но

когда встал вопрос о сборе средств на танковую колонну, все нужды были

отодвинуты на задний план; нет денег - сдавали хлеб, теплые вещи. И тоже

не излишки. Себя утешали: «Мы-то здесь как-нибудь проживем. А им,

нашим-то, каково там, на фронте? Им все это нужнее». Отдавали последнее, и

работали, работали не покладая рук, - работали на победу. Не жаловались на

голодный паек. На стол нередко подавались ржаной хлеб, испеченный из муки

с различными добавками, жидкие постные щи. Сахар стал редкостью. Его

заменяли пареной калиной (где она росла) с яблоками, вяленой свеклой.

Но что это по сравнению с огромным желанием помочь фронту! В 1942 году

тамбовские колхозники внесли сверх плана в фонд Красной Армии 214 тысяч

пудов хлеба, 4700 пудов мяса, три тысячи килограммов шерсти, отправили

фронтовикам сто вагонов подарков и буквально в считанные дни внесли на

строительство танковой колонны 40 миллионов рублей.

Отклик Советского народа на патриотический почин Тамбовщины

9 декабря 1942 года газета «Правда» опубликовала передовую статью

«Патриотический почин тамбовских колхозников и колхозниц» и телеграмму

Сталина Тамбовскому обкому ВКП(б): «Передайте колхозникам и колхозницам

Тамбовской области, собравшим 40 миллионов рублей в фонд Красной Армии на

строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник», - мой братский

привет и благодарность Красной Армии».

Почин тамбовских колхозников поддержала вся страна. Повсеместно начался

массовый сбор средств на строительство вооружения для Красной Армии. За

годы войны в фонд обороны поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными,

13 кг. платины, 31 кг. золота, 9519 кг. серебра, на 1.7 миллиард рублей

драгоценностей, свыше 4,5 миллиарда рублей в облигациях государственных

займов, свыше 500 миллионов рублей вкладов в сберегательные кассы.

Эти средства пошли на оборонные цели: на них построено свыше 2,5 тысяч

боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 боевых

катеров.

Движение в помощь фронту началось «снизу» по инициативе самих трудящихся,

было поддержано «сверху» местными и центральными органами власти, вышло за

пределы района и области, вылилось в массовое патриотическое движение,

которое останется в памяти народа, как пример беззаветного служения Родине

в самое трудное для неё время.

Наряду с танковой колонной “Тамбовский колхозник”, появились танковые

колонны: “Московский колхозник”, “Куйбышевкий колхозник”, “Горьковский

колхозник”, “Иваноский колхозник”, “Рязанский колхозник”, “Воронежский

колхозник”, “Новосибирский колхозник”.

Вручение танков

15 декабря 1942 года состоялось торжественное вручение боевых машин.

«Дежурный, - вспоминал бывший заместитель командира танковой роты 11-й

гвардейской танковой бригады П.Д. Казаков, - передал во все подразделения

бригады распоряжение - вывести личный состав на митинг. Было морозное

утро. По широкой улице села к площади стройно шагали танкисты - ладные,

одетые в новые полушубки, обутые в валенки, полностью экипированные для

зимних боев. Шеренги танкистов выстроились перед фронтом новеньких танков,

на бортах которых краской были выведены слова: «Тамбовский колхозник!

Пятьдесят пять танков «Т-34». Сила! Радостью сияют глаза гвардейцев. Это

для них приготовлены такие прекрасные боевые машины».

«Церемония вручения танков была торжественной и волнующей. Помню, как один

из колхозников, похлопав рукавицей по броне, сказал: «Родные сыны, примите

от нас эти гостинцы и крепче бейте фашистов», - вспоминает Герой

Советского Союза Н.М. Кошаев.

Каждый экипаж ставил свои подписи в акте вручения боевых машин, были

рукопожатия, объятия, поцелуи, слезы радости. Церемония закончилась

торжественным маршем бригады перед гвардейским знаменем, которое сейчас

находиться в Центральном музее Российских вооруженных сил.

Спустя месяц, 15 января 1943 года, газета «Красная звезда» сообщала, что

танки, подаренные тамбовскими колхозниками, уже пошли в бой. В феврале о

боевых действиях танков «Тамбовский колхозник» писала газета «Правда». Она

сообщала о боях в нижнем течении Дона, где отвагу и мужество проявил

экипаж танка, командиром которого был лейтенант Кирезор. Он вступил в бой

с двумя вражескими танками и обратил их в бегство. Потом Кирезор направил

свою боевую машину на немецкий грузовик с боеприпасами и уничтожил его.

Такая же участь постигла фашистскую пушку и минометные расчеты.

О своих успехах на фронте докладывали тамбовцам воины, получившие боевые

машины. В областной газете «Тамбовская правда» было опубликовано письмо

командира 91-й отдельной танковой бригады И.И. Якубовского и других

представителей командования. «Наша часть, - писали они, - защищает любимую

Родину от озверелого врага на танках, приобретенных на средства

колхозников и колхозниц Тамбовской области. Более десяти дней бойцы на

грозных машинах громили окруженных под Сталинградом фашистских

разбойников, выбивая их из волчьих нор, преследовали отступающих

гитлеровцев... Не существует больше окруженного врага - он истреблен и

пленен!»

- Танки «Тамбовский колхозник», - вспомнил Бывший командир славной 91

отдельной танковой бригады И.И. Якубовский, - мы получили в самый

напряженный момент битвы за волжскую твердыню. Наши танкисты сразу же

вступили на них в бой, нанесли мощный удар гитлеровским войскам в районе

заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь», принимали непосредственное

участие в разгроме окруженной 6-й немецкой армии. Личный состав бригады от

души благодарил тамбовских колхозников за дорогой подарок.

Один из этих танков и стоит ныне на пьедестале в тамбовском сквере как

символ нашей победы, как памятник подвигу миллионов.

Несколько танков было передано американской стороне, которая провела

испытания танков, и позднее, написала отчет о проделанной работе. Ниже

приведен, обзор, сделанный советской стороной после ознакомления с этим

отчетом, это не сам отчет американских специалистов

ОЦЕНКА ТАНКОВ Т-34 И KB РАБОТНИКАМИ АБЕРДИНСКОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ПОЛИГОНА

США, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ФИРМ, ОФИЦЕРАМИ И ЧЛЕНАМИ ВОЕННЫХ КОМИССИЙ,

ПРОВОДИВШИХ ИСПЫТАНИЯ ТАНКОВ

0x01 graphic

Т-34, переданный американской стороне

Состояние танков

Средний танк Т-34 после пробега в 343 км окончательно вышел из строя и не

может быть отремонтирован.

Причина: вследствие чрезвычайно плохого воздухоочистителя на дизеле в

мотор набилось очень много грязи и произошла авария, в результате которой

поршни и цилиндры разрушились до такой степени, что их невозможно

отремонтировать. Танк с испытаний снят и намечено обстрелять его пушкой

танка KB и своей 3» пушкой танка М-10, после чего он будет направлен в

Абердин, где его разберут и оставят как экспонат. Тяжелый танк KB все еще

ходит и его продолжают испытывать, хотя имеется очень много механических

неполадок.

0x01 graphic

Т-34, переданный американской стороне

Силуэт/Конфигурация танков

Форма корпуса наших танков нравится всем без исключения. Особенно хорош

Т-34. Все сходятся во мнении, что форма корпуса Т-34 лучше, чем на всех

известных американцам машинах. KB - хуже, чем на любом из существующих в

Америке танков.

Броня

Химический анализ брони показал, что на обоих танках броневые плиты имеют

неглубокую поверхностную закалку, тогда как основная масса броневой плиты

представляет собой мягкую сталь.

В связи с этим, американцы считают, что, изменив технологию закалки

броневых плит, можно значительно уменьшить толщину ее, оставив ту же

стойкость на пробиваемость. В результате этого танки могут быть облегчены

по весу на 8-10% со всеми вытекающими отсюда последствиями (увеличение

скорости, уменьшение удельного давления и т.д.)

0x01 graphic

Т-34, переданный американской стороне

Корпус

Основным недостатком является водопроницаемость как нижней части при

преодолении водных преград, так и верхней части вовремя дождя. В сильные

дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя

электрооборудования и даже боеприпасов. Расположение боеприпасов очень

нравится.

Башня

Основной недостаток - очень тесная. Американцы не могут понять, каким

образом наши танкисты могут в ней помещаться зимой, когда носят полушубки.

Очень плохой электромеханизм поворота башни. Мотор слаб, очень перегружен

и страшно искрит, в результате выгорают сопротивления регулировки

скоростей поворота, крошатся зубья шестеренок. Рекомендуют переделать на

гидравлическую систему или просто на ручную.

0x01 graphic

Т-34 переданный американской стороне

Вооружение

Пушка Ф-34 - очень хорошая. Проста, безотказно работает и удобна в

обслуживании. Недостаток - начальная скорость снаряда значительно ниже

американской «3» (3200 футов против 5700 футов в секунду)

Прицел

Общее мнение - лучшая в мире по конструкции. Несравним ни с одним из

существующих (известных здесь) или разрабатываемых в Америке.

Гусеницы

Идея стального трака очень нравится американцам. Но они считают, что пока

не будут получены отзывы о сравнительных результатах применения стальных и

резиновых гусениц на американских танках в Тунисе и других активных

фронтах, нет оснований отказываться от своей идеи - резиновых.

Недостатком нашей гусеницы, с их точки зрения, является легкость ее

конструкции. Может быть легко повреждена снарядами малых калибров и

минами. Пальцы чрезвычайно плохо калены и сделаны из плохой стали, в

результате очень быстро срабатываются и гусеница часто рвется. Идея

забивания пальцев об упор на корпусе танка - вначале очень понравилась, но

во время эксплуатации, после некоторой сработки пальцев, их начало гнуть

об упор, что вело к очень частым обрывам гусениц.

Считают, что за счет уменьшения толщины брони следует утяжелить гусеницы.

Нравится также ширина гусеницы.

Подвеска

На танке Т-34 - плохая. Подвеска типа «Кристи» давно была испытана

американцами и от нее безоговорочно отказались. На нашем танке она, из-за

плохой стали на пружинах, очень быстро проседает и в результате заметно

уменьшается клиренс. На танке KB подвеска очень хорошая.

Двигатель

Дизель хороший, легкий. Идея применения на танках дизелей целиком

разделяется американскими специалистами и военными, но, к сожалению, все

дизельные моторы, выпускаемые заводами США, забирает Военно-Морской Флот и

поэтому Армия лишена возможностей устанавливать дизели на своих танках.

Недостатки нашего дизеля - преступно плохой воздухоочиститель на танке

Т-34. Американцы считают, что только саботажник мог сконструировать

подобное устройство. Для них непонятно также, почему в нашем наставлении

его называют масляным. Испытания в лаборатории и испытания его показали,

что:

* воздухоочиститель вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор;

* пропускная способность его не обеспечивает приток необходимого

количества воздуха даже при работе мотора вхолостую.

В результате этого, мотор не развивает полной мощности и попадающая в

цилиндры пыль ведет к очень быстрому срабатыванию их, падает компрессия и

мотор теряет еще больше мощности. Кроме того, фильтр изготовлен с

механической точки зрения чрезвычайно примитивно: в местах точечной

электросварки металл прожжен, что ведет к вытеканию масла и т. д.

На танке KB фильтр изготовлен лучше, но и он не обеспечивает притока в

достаточном количестве нормально - очищенного воздуха. На обоих моторах

плохие стартеры - маломощные и ненадежной конструкции.

Трансмиссия

Вне всякой критики - плохая. Произошел интересный случай. Работавший по

ремонту трансмиссии танка KB, был поражен тем, что она очень похожа на те

трансмиссии, с которыми он работал 12-15 лет тому назад. Была запрошена

фирма. Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа А-23. К всеобщему

удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило

американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была

скопирована конструкция, от которой они отказались 15-20 лет тому назад.

Американцы считают, что со стороны конструктора, поставившего ее в танк,

проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям (трудно

работать). На танке Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время ее

эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья (на всех шестернях).

Химический анализ зубьев шестерен показал, что термическая обработка их

очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам для подобных

частей механизмов.

Бортовые фрикционы

Вне всякой критики - плохие. В Америке от установки фрикционов, даже на

тракторах, отказались несколько лет тому назад (не говоря уже о танках).

Кроме порочности самого принципа, наши фрикционы имеют чрезвычайно

небрежную механическую обработку и плохие стали, что ведет к быстрому

износу, облегчает проникновение грязи в барабаны и ни в коем случае не

обеспечивает надежной работы.

Общие замечания

Танки, с американской точки зрения, тихоходные. Оба наши танка

преодолевают склоны лучше, чем любой из американских танков. Сварка

броневых плит чрезвычайно грубая и небрежная. Радиостанции при

лабораторных испытаниях оказались неплохими, однако из-за плахой

экранировки и плохих защитных устройств после их установки в танки не

удалось иметь нормальной связи на дистанцию большую, чем 10 миль.

Компактность р/станций и их удачное расположение в машинах очень нравится.

Мехобработка деталей оборудования и частей за редким исключением очень

плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция и

чрезвычайно плохая работа кулисы передач на танке Т-34. После долгих

мучений они сделали новую и ею заменили нашу. Все механизмы танков требуют

чрезвычайно много регулировок.

Выводы/Предложения

1. На обоих танках немедленно заменить воздухоочистители моделями с

большей пропускной способностью и действительно очищающими воздух.

2. Следует изменить технологию закалки броневых плит, это увеличит

стойкость на пробиваемость при такой же толщине или же при уменьшении

толщины - уменьшит вес, следовательно, расход металла.

3. Утяжелить гусеницы.

4. Заменить существующую трансмиссию устаревшей конструкции американской

«Final Drive», это значительно повысит маневренность танков.

5. Соответственно отказаться от применения бортовых фрикционов.

6. Упростить конструкцию мелких деталей, повысить их надежность и

максимально уменьшить необходимость большого количества регулировок.

7. Сравнивая американские и русские танки - очевидно, что вождение

последних значительно труднее. От русского водителя требуется

виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в

пользовании бортовыми фрикционами, большой опыт механика и уменье

поддерживать танк в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно

выходящих из строя деталей), что сильно усложняет подготовку

механиков-водителей.

8. Судя по образцам, русские при производстве танков мало уделяют

внимания тщательности обработки, отделке и технологии мелких частей и

деталей, что приводит к потере всех преимуществ, вытекающих из хорошо,

в общем-то, продуманной конструкции танков.

9. Несмотря на преимущества применения дизеля, хороших контуров танков,

толстой брони, хорошего и надежного вооружения, удачной конструкции

гусениц и т.д. русские танки значительно уступают американским по

простоте вождения, маневренности, силе огня, скорости хода, надежности

механических конструкций и простоте регулировок.

ВЕРНО: Начальник 2-го управления

ГРУ Красной Армии

Генерал-майор танковых войск ХЛОПОВ

Танк на пьедестале

0x08 graphic

Тамбовский танк

Когда фашистские дивизии

Врывались в наши города,

Судьба планеты всей зависела

От русской стойкости тогда.

Когда весь мир дивился доблести

Солдат, не сдавших Сталинград,

Колхозники Тамбовской области

Внесли свой вклад.

На танковую на колонну

Они, работники полей,

Собрали сорок миллионов

Рублей.

И трудовую лепту эту

Они направили в Госбанк.

Стоит, как монумент Победы,

На площади тот самый танк.

Он высится на пьедестале,

Всю тяжесть трудных лет храня.

Сработана из прочной стали

Его надежная броня.

Его могучее орудье

Доныне помнит дни атак,

И с уваженьем смотрят люди

На этот танк.

Любителям войны горячей

Неплохо бы иметь в виду:

Теперь колхозники богаче,

Чем в том,

Сорок втором,

Году!

1962

В 1949 году одна из боевых машин т-34, с бортовым номером 366, из танковой

колонны «Тамбовский колхозник», прошедшая с боями от Сталинграда до

винницы, была доставлена в Тамбов и в торжественной обстановке поднята на

пьедестал Славы, как символ героизма, мужества и бесстрашия советских

людей в годы Великой Отечественной Войны. Эта боевая машина принимала

участие в битвах под Сталинградом, на курской дуге, в форсировании Днепра.

Командиром танка был Герой Советского Союза Гоков Филипп Антонович из

Белгородской области. Он окончил орловское бронетанковое училище. В 1939

году сражался на реке Халхи-гол с японскими самураями. Участвуя в прорыве

на харьковском направлении, его экипаж уничтожил 18 вражеских орудий, 43

пулемета, 20 минометов, много вражеских солдат и офицеров. Звание героя

Советского Союза ему присвоено 5 ноября 1942 года.

На южной стороне постамента - телеграмма И.В.Сталина секретарю тамбовского

обкома И.А.Волкову, в которой выражены благодарность колхозникам и

колхозницам тамбовской области, собравшим 40 млн. рублей в фонд красной

армии на постройку танковой колонны «Тамбовский Колхозник».

На северной стороне постамента - начертаны слова И.В.Сталина «успехи

красной армии были бы невозможны без поддержки народа, самоотверженной

работы советских людей на фабриках и заводах, в шахтах, рудниках, на

транспорте и сельском хозяйстве. Самоотверженный труд советских людей в

тылу войдет в истории наряду с героической борьбой красной армии как

беспримерный подвиг народа в защите Родины».

Список использованных материалов:

1. Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой

Отечественной войны. 1941-1945 гг.: Сб. документов. - Тамбов, 1961.

2. Сборник документов. - Тамбов, 1961.

3. http://www.battlefield.ru/

4. Великая Отечественная. Воениздат. М. 1989 г.

5. Горбачев В. И., Белогрудов В. Г. Немеркнущий пример

советского патриотизма. - Тамбов, 1983.

6. Гульшин И. У истоков великого почина // Тамб. жизнь. - 2002. -11 окт.

В ценах 1941 г

это не сам отчет американских специалистов, это лишь обзор, сделанный

советской стороной после ознакомления с этим отчетом

Опубликовано: Глазков Н. Поэтоград. — М.: Молодая гвардия, 1962.

Подготовлено: Е. Загородняя

проект архитектора В.Г. Самородова

- 1 -


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.