РУБРИКИ

Уильям Шекспир

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир

Введение

Тема моего исследования «Великие люди эпохи Возрождения».

Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха Возрождения в целом.

Именно в этот период наиболее высоко стала цениться образованность ,

искусство освободилось от запретов и ограничений , обратилось к свету ,

радостям земного бытия.

Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной

Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец XV-начало XVIIвв.) ,

переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения – антифеодализм в своей

основе , светский характер , гуманистической мировоззрение , обращение к

культурному наследию античности , как бы «возрождение» , отсюда и название

эпохи.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его

предвестниками уже на рубеже XIII-XIV выступили поэт Данте , художник

Джотто и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения проникнуто верой в

безграничные возможности человека , его воли и разума . Утверждается идеал

гармоничной , раскрепощенной творческой личности , обращение к человеку

происходит как к высшему созданию бытия.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения -

общественные здания , дворцы ,галереи с использованием всевозможных арок

,колоннад , сводов , придающих постройкам величественность , гармоничность

, соразмерные человеку этой эпохи.

Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и др. ) также

последовательно овладевали отражением всего богатства действительности :

передачей объема , пространства , света , изображением человека в реальной

среде- в интерьере или пейзаже.

Литература эпохи Возрождения создала величайшие памятники ,

соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.

В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся открытия в области

географии , астрономии , анатомии . Идеи Возрождения способствовали

разрушению феодально-религиозных представлений и во многом отвечали

потребностям зарождающегося буржуазного общества.

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем , например

, в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.

Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая

борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния

Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией

, оберегавшей во всей Европе власть католицизма.

Естественно , первыми , кто стал выражать в книгах мысли и

чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том ,

как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.

В начале XVIв. появилась книга первого великого гуманиста Англии

Томаса Мора «Утопия». В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество

будущего , где царят справедливость , равноправие , изобилие. Книга Томаса

Мора оказала огромное влияние не только на современников , но и на развитие

коммунистических идей в будущем.

Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах

театров. В английском театре работала большая группа талантливых

драматургов – Грин , Марло , Кид и др. Их обычно называют предшественниками

Шекспира , творчество которого вобрало в себя и развило все лучшее , что

было в их произведениях.

Поэтому Шекспир , на мой взгляд , является самым ярким

представителем этой эпохи , а герои его произведений – подлинными героями

своего времени , стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.

Биография

Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и

комедии Шекспира живут до сих пор , волнуют и потрясают воображение

зрителей.

Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя

экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.

Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира , хочется

, наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но это не

так просто.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не

писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с

современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь

несколько документов , в которых упоминаются разные обстоятельства его

жизни. Каждый из этих документов , даже если в нем лишь несколько слов о

Шекспире , исследован и истолкован . Редчайшими историческими ценностями

считаются те немногие клочки бумаги , на которых рукой Шекспира написано

несколько строк или просто стоит его подпись.

Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать о

Шекспире то , что должен знать о нем каждый образованный человек.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском

городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон. Его отец , Джон Шекспир ,

был в городе видным человеком и занимал разные должности в системе

городского самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.). Мать , Мери , была

дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира

,происходившего из древнего рода католиков Ардена.

Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей.

Однако наука не может признать их вполне достоверными.

Учился он скорее всего в Стратфордской грамматической школе - одной

из лучших провинциальных школ Англии , где сыновья горожан получали

бесплатное образование , главным образом изучая латинский язык и

литературу.

Документальных сведений о его жизни после крещальной записи нет ,

вплоть до разрешения на брак с Энн Хетуэй из Стратфорда , выданного 27

ноября 1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен , была крещена 26 мая 1583

года , близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.

Когда Шекспиру было немногим более 20 лет , ему пришлось внезапно

покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.

Оказавшись в незнакомом городе без средств , без друзей и знакомых ,

он , как утверждают распространенные предания , зарабатывал первое время на

жизнь тем , что караулил у театра лошадей , на которых приезжали знатные

господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил , чтобы актеры

вовремя выходили на сцену , переписывал роли , случалось , заменял суфлера.

Словом , задолго до того , как великий драматург вывел на сцену своих

героев , он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.

О его актерской деятельности мы не знаем почти ничего. Сначала ему

поручали маленькие роли . Позднее в театре , получившем название «Глобус»

он играл и «королевские роли» , исполнял роль Призрака в Гамлете и Адама в

Как вам это понравится. Он играл также в пьесе Бена Джонсона Всяк

Бен Джонсон в своем нраве . В его же

пьесе Смеян состоялось последнее засвидетельствованное выступление Шекспира

на сцене. Именно сценический опыт дал Шекспиру знание возможностей сцены ,

особенностей каждого актера труппы и вкусов елизаветинской аудитории ,

которое мы чувствуем в его произведениях.

До 1593 года Шекспир ничего не издавал. В 1593 году вышла в свет его

первая поэма Венера и Адонис , посвященная герцогу Саутгемптону -

блестящему молодому вельможе и покровителю литературы. Поэма имела

необычайный успех и еще при жизни автора была переиздана восемь раз.

Следом Шекспир выпустил более длинную и серьезную поэму - Лукреция

, тоже посвященную Саутгемптону.

Начиная с этого года появляются точные свидетельства театральной

жизни Шекспира. В «Грейз Инн» 28 декабря была представлена Комедия ошибок

, в марте 1595 г. Шекспир , У.Кемп и Р.Бербедж получили вознаграждение за

две пьесы , представленные при дворе труппой лорда-камергера в

рождественские праздники.

Шекспир стал пайщиком знаменитой трупы , с которой остался связан

практически до смерти. Театральная деятельность под покровительством

Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Это видно из того , что в 1596

году Джон Шекспир (отец) , после нескольких лет финансовых затруднений ,

получил в Геральдической палате право на герб – знаменитый шекспировский

щит , заплатил за который , несомненно, Уильям. Пожалованный титул давал

Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен».

Другим доказательством его успехов было то , что в 1597 году он

приобрел Нью-Плейс – большой дом с садом в Стратфорде. Шекспир перестроил

этот дом , перевез туда жену и дочерей (сын умер в 1596году) и сам

поселился в нем , когда покинул лондонскую сцену.

В 1598 году Фр.Мерес , лондонский критик , издал книгу Сокровищница

ума , часть которой отведена «Рассуждению об английских поэтах». Вот что

он пишет о Шекспире : «Подобно тому , как Плавт и Сенека считались у римлян

лучшими по части комедии и трагедии , так Шекспир у англичан является

наипревосходнейшим в обоих видах пьес».

В 1597-98гг популярность Шекспира резко выросла. До тех пор была

напечатана лишь одна пьеса , Тит Андроник и то без имени автора на

титульном листе , а в 1597-98гг были изданы не менее пяти пьес , чтобы

удовлетворить спрос на печатные издания его сочинений.

Предприимчивый издатель У.Джаггард попытался на этом разбогатеть. В

1599 году он издал книжечку , куда вошли два ранее не публиковавшихся

сонета Шекспира (согласно Мересу они были известны лишь среди друзей

Шекспира) , два уже издававшихся , песня из Тщетных усилий любви и

стихотворения нескольких второстепенных поэтов. Сборнику он дал название

Страстный паломник и объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира –

первая , но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.

В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый театр – постройку на

северной окраине Лондона – и из бревен соорудили театр «Глобус» на южном

берегу Темзы , в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра.

Такое же право он получил и в 1608году , когда труппе достался еще более

прибыльный театр «Блэкфрайерз» , в городской черте. В 1603 году король Яков

взял труппу Шекспира под прямое покровительство и она стала называться

«Слуги его величества короля» , а актеры считались такими же придворными ,

как и камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе , труппа

выступала там часто и за хорошее вознаграждение , долю которого ,

безусловно , получал и Шекспир.

Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и

недвижимость и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра

и конец жизни провел в Стратфорде.

В марте 1616 года Шекспир составил завещание. Умер он в этом же

году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви

родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со

всех концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга , посетить

дом , где он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре

, где ставят только пьесы Шекспира , больше половины которых увидели свет

лишь после смерти автора.

Творчество Уильяма

Шекспира

В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира,

упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал

не только пьесы.

Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без

ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в

1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его

«сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из

самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.

Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира

засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от

интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.

Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и

драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в

органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи ,

одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.

Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах

постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и

смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой

красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег

времени , о высокой миссии поэта.

Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в

сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает

подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят

ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные

терзания.

Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы :

считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) –

к его возлюбленной – «смуглой леди».

В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и

писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она

рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе

гармонично сочетаются веления разума с душевностью.

Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах

Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая

англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив ,

посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной ,

повинующейся только голосу страсти.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще

сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в

знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».

Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой ,

утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще

впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском.

Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для

Шекспира в далекое будущее.

Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное

чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего

блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается

счастье.

И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни

была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается

необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное

место в репертуаре театров всего мира.

Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного ,

отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в

первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок»

, «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»,

написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения

мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и

богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой

драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в

летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней

фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка .

Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой

развязке.

Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено

было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его

следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся

мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с

суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели

героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии

Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на

непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с

вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и

Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями

старины . заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» ,

который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец

, посетивший в 1599 году первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал

этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое

название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной

шар.

После постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир

создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» ,

«Отелло». Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но

вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит. Убийца- родной брат

убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля ,

но и женился на его вдове – матери Гамлета.

В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие

коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это

только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного

человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в

дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый

в своих суставах».

Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа ,

рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его

гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который

опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.

В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы

приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы.

Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает

деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов ,

прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает

естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес:

«Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения ,

подарившей миру Шекспира.

Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов ,

отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира

является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения.

Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того

великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он

вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было

сбыться из-за смерти поэта.

Загадка личности Шекспира

Двести лет спорят о том , кто был Уильям Шекспир ,

величайший драматург , поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще

возник такой вопрос? Никто же не сомневается , что Микеланджело , Рафаэль

или Софокл, например , существовали вполне реально. Но если двести лет люди

бьются над ответом , значит вопрос , загадка все-таки есть.

Начиная с XIX века шекспироведение разделилось на два

враждующих лагеря : стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира из

Стратфорда) и нестратфордианцев ( пытающихся найти реального автора ,

скрывающегося под маской). Последние , в свою очередь , выдвинули несколько

«кандидатов в Шекспиры» , но все версии были неубедительны и не выдерживали

строгой критики. Естественно , это было выгодно стратфордианцам , чьи

позиции только укрепились.

Но нет ничего тайного , что не стало бы явным. Несколько

лет назад российский ученый Илья Гилилов предложил блестящее решение

загадки , над которой так долго ломали головы и копья признанные

шекспироведы всего мира. Результатом проделанной им огромной работы стала

вышедшая книга. Написанная прекрасным языком , на основе строго

аргументированных доводов и всестороннего исследования темы , с

использованием архивных документов , исторических свидетельств , глубокого

литературного и лингвистического анализа произведений и даже с применением

новейших знаний о книгопечатании , эта книга не оставляет сомнений в

правильности его открытия. Нам остается лишь поражаться , как проста

разгадка. Но как мог возникнуть столь грандиозный по исполнению замысел у

гениальных режиссеров этого спектакля? Не тогда ли , когда молодой

остроумный граф , из скромности подписывающий свои произведения вымышленным

именем Shake-Speare (потрясающий копьем), был приятно удивлен , обнаружив в

театральной труппе , ставившей его трагедию , практичного малого с фамилией

Shakespeare всего лишь двумя буквами отличающейся от знаменитого

псевдонима?

Вполне вероятно , что тот Шакспер из Стратфорда за

обещанное неплохое вознаграждение охотно включился в игру. Умение держать

язык за зубами и полная неграмотность последнего обеспечили успех

совместному предприятию почти на четыре века. А настоящий автор , а

возможно и авторы , получили желанный покой и отдых от мирской жизни.

Далее я приведу рассуждения самого автора книги «Игра об

Уильяме Шекспире , или тайна Великого Феникса» Ильи Гилилова :

« Произведения Уильяма Шекспира свидетельствуют о том , что

этот человек обладал гигантским , ни с чем не сравнимым объемом активного

лексикона- от 20 до 25 тысяч слов , в то время как у самых образованных и

литературно одаренных современников типа философа Френсиса Бекона – около 9-

10 тысяч слов. Современный англичанин с высшим образованием употребляет не

более 4 тысяч слов. Шекспир же , как сообщает Оксвордский словарь , ввел в

английский язык около 3200 новых слов – больше , чем его литературные

современники , вместе взятые.

Автор пьес хорошо знал французский язык , итальянский ,

латынь , разбирался в греческом , прекрасно ориентировался в истории Англии

, в древней истории и так далее. Сюжет «Гамлета» взят из книги француза

Бельфоре, переведенной на английский язык только через сто лет. Сюжеты

«Отелло» и «Венецианского купца» заимствованы из итальянских сборников ,

также появившихся на английском только в XVIII веке. Сюжет «Двух веронцев»

взят из испанского пасторального романа , до появления пьесы никогда не

публиковавшегося на английском.

Установлено , что Шекспир знал произведения Монтеля ,

Ронсара, Ариосто , Боккаччо , ему была прекрасно известна греко-римская

мифология , литература , история , он использовал сочинения Гомера , Плавта

, Овидия , Сенеки , Плутарха , причем не только в переводах , но и в

оригиналах. Исследованиями ученых установлена основательность познаний

автора пьес в английской истории , юриспруденции , риторике , музыке ,

ботанике , медицине , военном и даже морском деле. Ему прекрасно были

известны Северная Италия , Падуя , Венеция …

Короче , в произведениях Шекспира видны следы чрезвычайно

эрудированной личности , высоко образованной , владеющей языками , знающей

другие страны , быт самых высокопоставленных кругов тогдашнего английского

общества , включая монархов , знакомых с придворным этикетом , родословными

, языком самой высокородной знати.

Что документально известно о том , кого считают автором

пьес – Шакспере из Стратфорда? Сначала о нем вообще ничего не знали. При

жизни его нет никаких следов и свидетельств того , чтобы кто-то принимал

его за писателя. Через 50-100 лет после его смерти стали искать эти следы ,

докуменеты. И вот что узнали : вся его семья – отец , мать , жена и – о

ужас!- дети – были неграмотны. И от него самого не осталось ни одного

клочка бумаги , написанные его рукой.

Не найдено ни одной книги из его библиотеки (в то время

как от многих других его современников и сейчас продолжают находить книги с

подписями ,чем-то вроде экслибрисов и прочее). От каждого писателя того

времени найдена хоть какая-то рукопись или письмо , или чьи-то заметки о

нем. Здесь же нет ни одного письма или заметки современника с упоминанием

вроде : «Я видел Шекспира , нашего актера , драматурга». Такого писателя

никто в Англии не видел!

Зато есть документы , показывающие , что Шакспер из

Стратфорда занимался мелким ростовщичеством , упорно преследовал своих

соседей – кузнеца , аптекаря- за долги по ссудам. Был активным

приобретателем. Нет никаких данных , что он получил хотя бы начальное

образование. Предание говорит , что он немного учился в городской начальной

школе (вроде нашей церковноприходской).

Предание также говорит : отец Шакспера , перчаточник ,

испытывал трудности и рано забрал сына из школы , сделал подмастерьем. Все

это было тогда обычным явлением , но где же он мог обрести высочайшую , ни

с чем не сравнимую образованность , эрудицию , знание языков и т.д.?

Шакспер был членом актерской труппы. Какие роли играл и

играл ли вообще , неизвестно. Есть предание , что он играл роль Те и отца

Гамлета. Возможно , участвовал в массовых сценах.

Он был пайщиком театра , то есть актером-совладельцем – это

подтверждено документально. Считают , что он давал туда свои пьесы. Это как

бы был вклад в дело. Прекрасное предположение , но оно не подтверждено

никакими документами. Нет никаких документальных указаний на то , что кто-

то из актеров труппы «Глобуса» считал Шакспера при жизни писателем ,

драматургом.

Обратимся к завещанию Шакспера , составленному нотариусом с

его слов. Его нашли через сто с лишним лет. Человек . который его отыскал ,

был в отчаянии. Он писал своему другу , что в завещании нет ни одного слова

, которое могло бы быть связано с Шекспиром – Великим Бардом. Там расписаны

ложки , вилки , деньги на несколько поколений вперед , проценты , пенсы…

Все расписано – вплоть до посуды и кровати , о которой потом так много

писали. И – нет ни одного слова о книгах . хотя многие книги стоили дорого.

А где его рукописи? Имя Шекспира было в то время уже

известно , издатели гонялись за его пьесами , сонетами. А как к ним

попадали шекспировские рукописи , неизвестно. Его современники – писатель ,

поэты , драматурги – зарабатывали на этом. Кроме него! Он , который за два

фунта гонял по судам неимущего должника и , вероятно , засадил в тюрьму

соседа-кузнеца , совсем не упоминает какие-то рукописи. А ведь за пьесу

можно было получить у тогдашнего антрепренера шесть фунтов!

Когда умер Шакспер из Стратфорда , никто в Англии не

произнес ни звука! Единственный отклик на смерть гения- запись в

стратфордском приходском регистре : «25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер ,

джент.»

В те времена было принято : когда умирает поэт , может даже

не очень известный , коллеги писали на его смерть элегии , издавали

памятные сборники. На смерть Джонсона – целая книга элегий. Умер Бомонт –

торжественные похороны ,элегии. Умирает Дрейтон – студенты образовывают

целую процессию по улицам города (кстати , Дрейтон был незнатного

происхождения и беден)… Целые сборники оплакивали кончину Сидни , Спенсера

, Донна… А здесь – ни слова , ни звука.»

А под знаменитым псевдонимом , по мнению Гилилова , творила

супружеская пара Роджер Мэннерс граф Ратленд и его супруга Елизавета

Мэннерс графиня Ратленд. Доказательство этому приведено в разделе «Другой

такой пары в Англии не было» первой главы «Таинственные птицы Роберта

Честера». Гилилов считает , что честеровский сборник был выпущен в память о

безвременно ушедших супругах , которые в сборнике выведены под

аллегорическими именами Феникс и Голубь. Свою точку зрения автор доказывает

с помощью блестящего научного анализа.

«Гнездо Фениксов» Однако есть и другие точки зрения

относительно личности Шекспира , которые категорически опровергают мнение

Гилилова .

Некоторые ученые считают , что под псевдонимом «Шекспир»

писал свои произведения Кристофер Марло. Их утверждение основывается на

результатах анализа уникальной структуры «Гамлета» и «Укрощения

строптивой». В фабуле «Гамлета» «Шекспир» изобразил себя самого с

элементами биографии Кристофера Марло. «Марловианцы» (приверженцы версии об

авторстве Кристофера Марло) сконцентрировали внимание на деталях его

сомнительной гибели в мае 1593 года , упустив из виду , что обстоятельства

его рождения не менее интересны и загадочны , чем смерти , пусть даже

мнимой…

Факты свидетельствуют , что «тайна Шекспира» возникла уже с

самого рождения того , кому было суждено стать Шекспиром – еще в 1564

Кристофер Марло году. Но не в конце мая , когда в

Стрэтфорде на Эйвоне родился «официальный Шекспир» , а примерно месяцем

раньше . когда в одном из замков на берегу той же речки родился «Эйвонский

лебедь» (именно так окрестил в 1623 году покойного «Шекспира» Бен Джонсон в

предисловии к знаменитому Большому Фолио). И , видимо, именно тайна

рождения может объяснить смысл загадочного девиза студента колледжа «Корпус

Кристи» Кристофера Марло : «Qvod me nutrit me destrvit»

Девиз на портрете

( «То , что меня кормит , меня убивает»). Этот девиз начертан на

портрете, обнаруженном при реконструкции помещения колледжа «Корпус Кристи»

уже в середине XXвека. Портрет написан по случаю совершеннолетия

изображенного на нем мужчины ; идентификация произведена по изображенной

там же дате : «1585 год от Рождества Христова Совершеннолетие 21 год» По

сохранившимся спискам студентов установлено , что в 1585 году из всех

студентов колледжа только Кристоферу Марло исполнился 21 год.

Среди множества существует еще одна версия относительно

личности Шекспира. На знаменитом портрете в Фолио , где лицо Шекспира

заменяет маска , некоторые исследователи усматривают в этой маске женские

черты. А некоторые – даже сходство с королевой Елизаветой.

Впрочем , можно сравнить.

Шекспир: портрет-маска. Фолио 1623 г.

Королева Елизавета – мать Шекспира ?

На этих портретах видны характерные приметы. Одна из них –

сросшиеся мочки левого уха. Что это значит? Можно только предполагать.

Загадка была и остается. А пока тайна дразнит ум , мы будем искать ответы

на поставленные вопросы , а попутно открывать для себя и глубже постигать

эпоху Шекспира , кем бы он ни был.

Отношение современников

и мое личное к творчеству Шекспира

Кто бы не подписывался под великими произведениями , его

творческое наследие обречено на бессмертие.

Здесь мы видим , кроме величайшего поэтического дара ,

острые нравственные конфликты. Эти конфликты скрыты в самой природе

человеческих отношений. И в каждой новой эпохе они воспринимаются по-

новому.

Существуют , к примеру , современные интерпритации «Ромео

и Джульетты».

Основной конфликт здесь – борьба за сферы влияния , в гуще

которой зарождается любовь.

Об этом , например фильм с Леонардо де Каприо «Банды Нью

Йорка» , «Вестсайдская история» о любви между американцем и пуэрториканкой

и множество других российских и зарубежных книг и фильмов.

А итогом всех этих конфликтов , в которых чаще всего

мужчины тешат свое самолюбие и глупость , становится смерть невинных людей.

Так было и в эпоху Шекспира , так , к сожалению , происходит и сейчас.

На сайтах Интернета я обнаружил такой факт.

Американские старшеклассники с трудом могут прочесть

пьесы Шекспира , не понимая в них множества слов . хотя язык с тех пор мало

изменился.

Известно , что в произведениях Шекспира существует около

7000 слов , употребленных лишь один раз.

Каков же в таком случае словарный запас среднего

американского старшеклассника?

Я думаю , что и у российского старшеклассника он не на

много больше.

А чтобы повысить не только свой словарный запас , но и

интеллект в целом , нужно больше читать , и лучше читать именно такие

гениальные произведения , какими были и остаются знаменитые пьесы , сонеты

и поэмы великого Шекспира.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.