РУБРИКИ

С.Л. Франк

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

С.Л. Франк

С.Л. Франк

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

ДОКЛАД

Студент: Преображенский К.Г.

Группа: ВВ-3-94

Семен Людвигович Франк (1877-1950)

Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить природу

человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского

миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории

знания. Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и

логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое

бытие?

Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом

от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном

как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем

близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не через

посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное

знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.

Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из

целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою

бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции.

Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого

становления, относится к области магического; для постижения его требуется

не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь,

достижимое в те моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и

живет им".

Философские основы психологии Франк развил в своей книге "Душа

человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого

субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно

становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и

душевного.

Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа человека",

углублены и дополнены в книге "Непостижимое".

Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это

возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают

много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание

достигается путем различения, средством которого служит отрицание.

Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания

самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать,

что оно есть "либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть

"и то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк

доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять

непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.

В книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает,

что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте,

на "встрече человеческого сердца с Богом", на живом "общении с Богом".

Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное

знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает такие

переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно выражает

истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается

на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он

доказывает связь нашего доверия к "положительному откровению" с нашими

непосредственными религиозными переживаниями.

Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре

"Очерк методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку,

первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на

свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных

индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что

общение индивидуальных сознаний есть "первичное свойство всякого сознания".

Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется

из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в

подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой

теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова "творение",

"творец", но понятий этих нет.

Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои

поправки и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до

него. Также он развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил

понятие личности на интуитивную личность и личность, основанную на

рациональных знаниях.

МОСКВА

1996


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.