РУБРИКИ

РЕПИН Илья Ефимович

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

РЕПИН Илья Ефимович

РЕПИН Илья Ефимович

Направление № 5

Из истории развития русской культуры IX – XIX в.в.

РЕПИН Илья Ефимович

Реферат

Ученика

Школа № 244

Кировского района

г. Санкт-Петербурга

Сафронова Алексея

Научный руководитель:

Краморенко В.Г.

План реферата.

1. Молодые годы Репина

2. Репин как художник

3.

РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской обл.,—29.9.

1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленингр. обл.], русский живописец.

Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе

Общества поощрения художников (кон. 1863) у Р. К. Жуковского и И.Н.

Крамского и в Петербургской Академий Художеств [1864—71; в 1873—76

пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Чл. Товарищества передвижных

художеств, выставок. Действительный. член Петербургской Академий Художеств

(1893). В годы учёбы Репин И.Е.. сблизился с оказавшими на него большое

влияние И.Н. Крамским и др. членами Артели художников, а также с

В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал

убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин И.Е. работает над учебными

академическими произведениями и одновременно, вне стен Академии Художеств

— над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых

академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему

удалось добиться жизненности образов, выразительности, психологической

характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский

музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент

художника, умение использовать позу, жест модели для её образной

характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты

В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галереи. Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А.

Шевцовой, 1869,— оба в Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал большой

групповой портрет «Славянские композиторы» (1871—72, Московская

консерватория), в который, добиваясь естественности группировки действующих

лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-x гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает

принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни

академического искусст-ва. После поездок на Волгу, где Репин И.Е. наблюдал

жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и

яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей).

Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в

нём силу и зреющий протест. Репин И.Е. передал индивидуальные неповторимые

черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой

духовной красотой. Эта работа Репина стала новым явлением в русской

живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став

обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим

противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу

общества — народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то

время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин И.Е.

ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значитительная жанровая

картина этих лет «Парижское кафе» (1874—75, собрание Монсона, Стокгольм)

свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные

характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин И.Е. написал картину

«Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы

о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в

овладении Репиным И.Е. пленэрной (см. Пленэр) живописью («Лошадь для сбора

камней в Вёле», 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева;

«Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская гал.).

Вернувшись из-за границы, Репин И.Е. едет в Чугуев, желая в общении с

народом найти темы и образы для новых произв. Здесь им написаны портреты

крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным

глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский

художественный музей,— оба 1877); в портрете протодьякона (1877,

Третьяковская галерея) Репин И.Е. изобразил властного, исполненного грубой

силы человека. В конце 1870 — начало 1880-х гг. Репин И.Е., сначала в

Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над темой («Проводы

новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорниш», 1881, Третьяковская галерея),

в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия

пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877, Рус. музей). Эти

произведения подготовили Репина И.Е. к созданию такого полотна, в котором

должна была раскрыться жизнь современной Репину России и народная тема

получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность

существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину

И.Е. удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83,

Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют

помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и

огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы,

Репин И.Е. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это

произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде

лучшей доли, о чванливых барах и др. «хозяевах» деревни. Она была бичующим

обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа,

угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной

композиции картины, в её живописи про явилось высокое мастерство Репина

И.Е., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение,

добившегося необычайной жизненности сцены.

С 1882 Репин И.Е. жил в Петербурге. Появление на выставках его

лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с

самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни

России. В 1880-х гг. Репин И.Е. много работал над темой революционного

движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное

счастье, Репин И.Е. создал целую галерею положительных образов, ярко и

правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-

демократического движения («Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест

пропагандиста», 1880—92, «Не ждали», 1884—88,— все в Третьяковской

галереи). В центральном произведении цикла—«Не ждали»—изображена сцена

возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема

трудной судьбы героя. Репин И.Е. показал зрителю сложную гамму переживаний

членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение

картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна,

обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена

воздухом и светом, для передачи которых Репин И.Е. пользуется чистыми и

светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая

героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И.Е. придавал

бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая

живопись. В 1870—80-е гг. он создаёт и лучшие портреты. В них проявились

его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной

портретной галерее, созданной Репиным И.Е., как и в жанровых картинах,

раскрылись существенные черты русской жизни — столь ярки в социальном плане

и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А.

ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И Пирогова (1881), П. А.

Стрепетовой (1882; илл. И. Е. Р е п и н. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь.

1891. Третьяковская галерея), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887)

— все в Третьяковской гал.; В. В. Стасова (1883), Рус. музей]. Высокого

мастерства достигает Репин И.Е. в 80-е гг. и в графике, в частности в

портретном рисунке; графического манера он к этому времени становится

свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте

(рисунок «Девочка Ада», 1882, Третьяковская гал., и «Невский проспект»,

1887, Рус. музей,— оба карандаш). В 1880—1900-е гг. Р. много работает над

иллюстрациями.

Репин И.Е. был также выдающимся художником в области исторической

живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися

современностью. Репина И.Е. привлекали сильные натуры, судьбы которых

связаны со значительными, историческими сдвигами, привлекали

психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879,

Третьяковская гал.). Картина -«Иван Грозный и сын его Иван» (1885,

Третьяковская гал.), поражающая силой переданных в ней страстей и

экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним

значительным историческим произведением Репина И.Е. была картина «Запорожцы

пишут письмо турецкому султану» (1878—91, Рус. музей;), главным героем

которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.»

В 1890-е гг. Репин И.Е., переживая известный творческий кризис, временно

порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли,

позволявшие современникам считать его отступником от идей демократической

эстетики, но к концу 90-х гг. Репин И.Е. вернулся на прежние позиции. В

поздний период при отдельных удачах, Репин И.Е. уже не создал картин равных

произведениям 1870—80-х гг. Лучшие произведения 1890—1900-х гг.— это

графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным

творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,

Третьяковская гал.), а также впечатляющие остротой социальных характеристик

и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому

портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен

совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901—03, Рус.

музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи,

творчество Репина И.Е. — одна из вершин русского демократического

искусства. В 1894 — 1907 Репин И.Е. преподавал в Академии Художеств (в

1898—99 — ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н.

Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других. После 1917 Р., живший в

усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до

1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин И.Е. не порывал

связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и

похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина

И.Е. есть также в Чу-гуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Репину И.Е.

(бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин).

Использованная литература:

1. Далёкое близкое, 6 изд., [M.I, 1961; Переписка — Репина И.Е.и

Крамского И. Н., М.- Л., 1949;

2. Репин И.Е. и Стасов В. В., т. 1—3, М.—Л., 1948— 1950;

3. Репин И. Е. И Толстой Л.Н., т. 1-2, М.- Л., 1949.

4. БСЭ т.22,Москва, «Советская энциклопедия»,1975.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.