РУБРИКИ

Николай 1

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Николай 1

Николай 1

| | | | |

| | | | |

|Николай I | | | |

|Николай I, третий сын императора Павла I и императрицы Марии| | | |

|Федоровны, родился 25 июля 1796 г. | | | |

|Он рос отдельно от старших братьев Александра и Константина,| | | |

|родившихся чуть ли не на 20 лет раньше. Поскольку | | | |

|наследником считался Александр, а его преемником - | | | |

|Константин, то младших братьев (Николая и Михаила) не | | | |

|готовили к престолу и на их образование в этом плане особого| | | |

|внимания не обращали. Они воспитывались как великие князья, | | | |

|предназначенные к военной службе. | | | |

| | | | |

|Существует другое мнение, которое исходит из утверждения, | | | |

|что в царской семье было известно о бездетности Александра и| | | |

|Константина, следовательно, претендовать на престол мог и | | | |

|третий сын - Николай. "Поэтому нет сомнения, что Николай | | | |

|воспитывался именно как наследник престола, но воспитание | | | |

|его от воспитания Александра тем не менее отличалось | | | |

|чрезвычайно сильно". | | | |

|С детских лет образование и воспитание Николая было чисто | | | |

|домашнее с военным уклоном и осуществлялось под руководством| | | |

|старого немецкого генерала Ламсдорфа, человека сурового, | | | |

|жестокого, до крайности вспыльчивого и, по мнению | | | |

|современников, не обладавшего ни одной из способностей, | | | |

|необходимых воспитателю. | | | |

|Характер у Николая Павловича с детства был не из приятных. | | | |

|Его педагоги в своих записках уверяли, что он был груб, | | | |

|коварен и жесток, в учебе никаких успехов не показывал, за | | | |

|исключением рисования. С целью искоренения недостатков его | | | |

|характера Ламсдорф все свои старания направлял на то, чтобы | | | |

|сломить волю своего воспитанника, идя наперекор всем его | | | |

|наклонностям. Воспитатель применял "в значительных дозах" и | | | |

|телесные наказания будущего императора. | | | |

|Николай рано обнаружил пристрастие к военным упражнениям, | | | |

|военной муштре и отвращение к "рассуждениям", к | | | |

|"отвлеченным" наукам, которое он сохранил на всю жизнь. В | | | |

|своих воспоминаниях он писал: "Одни военные науки занимали | | | |

|меня страстно, в них одних находил я утешение и приятное | | | |

|занятие, сходное с расположением моего духа". Лекции лучших | | | |

|в то время профессоров по правоведению, государствоведению, | | | |

|политэкономии и др. наукам, по его признанию, "он слушал | | | |

|плохо, "зевал", и от них ничего не осталось в голове". | | | |

|До вступления на престол его общественная деятельность | | | |

|ограничивалась исключительно командованием гвардейской | | | |

|бригадой, затем дивизией, с 1817г. он занимал почетную | | | |

|должность генерал-инспектора по заведованию | | | |

|военно-инженерным ведомством. Военные занятия сделали из | | | |

|Николая отличного армейца, сурового и педантичного. Он не | | | |

|был трусом и не раз проявлял личную храбрость. Уже в этот | | | |

|период военной службы Николай Павлович начал осуществлять | | | |

|заботу о военных учебных заведениях. По его инициативе стали| | | |

|функционировать в инженерных войсках ротные и батальонные | | | |

|школы, а в 1818 г. были учреждены Главное инженерное училище| | | |

|(впоследствии - Николаевская инженерная академия) и Школа | | | |

|гвардейских подпрапорщиков (затем Николаевское кавалерийское| | | |

|училище). В период его царствования было открыто много | | | |

|других военных учебных заведений. | | | |

|Страсть к армии у Николая оставалась в течение всей жизни. | | | |

|По описанию современников, он был "солдат по призванию, | | | |

|солдат по образованию, по наружности и по внутренности". | | | |

|Главный начальник печально известного Третьего отделения, | | | |

|шеф жандармов А. X. Бенкендорф, которому Николай Павлович | | | |

|безгранично доверял, писал, что "развлечения Государя со | | | |

|своими войсками - по собственному его признанию - | | | |

|единственное и истинное для него наслаждение". | | | |

|В молодые годы Николаю очень хотелось участвовать в | | | |

|действующей армии в войне против Наполеона. Но Александр I | | | |

|этого не разрешил, намекнув, что в будущем Николаю предстоит| | | |

|более важная роль, которая не дает права подставлять свой | | | |

|лоб под пули врага. | | | |

|Разрешение прибыть в действующую армию Николай Павлович | | | |

|получил, когда война уже закончилась, и ему удалось только | | | |

|присутствовать на великолепных смотрах и маневрах, | | | |

|последовавших после поражения Наполеона, и побывать в | | | |

|Париже. | | | |

|В 1816 г. молодой и энергичный Николай предпринял | | | |

|путешествие по России, а затем и по европейским дворам и | | | |

|столицам. Все это закончилось сватовством к дочери прусского| | | |

|короля Фридриха Вильгельма принцессе Шарлотте, с которой он | | | |

|вступил в брак в 1817 г. Вместе с православной верой супруга| | | |

|его приняла имя великой княгини Александры Федоровны. | | | |

| | | | |

|Николай жил счастливой семейной жизнью и по крайней мере | | | |

|первые шесть лет, как он сам писал в 1831 г., не принимал | | | |

|участия в государственных делах, да и Александр I держал его| | | |

|далеко от себя. Николай Павлович имел семерых детей: | | | |

|Александра (будущего императора Александра II), Константина,| | | |

|Николая, Михаила, Марию, Ольгу, Александру. Очевидцы | | | |

|отмечали, что Николай был в эти годы внимательным | | | |

|семьянином, а с окружающими совсем не тем неприятным | | | |

|педантом, каким был на службе. И неудивительно, ведь здесь | | | |

|его окружали высокообразованные люди - воспитатели его | | | |

|детей, в том числе и известный поэт В. А. Жуковский. | | | |

|Николаю пришлось вступить на престол в исключительных | | | |

|обстоятельствах, после внезапной смерти бездетного старшего | | | |

|брата Александра I. В силу закона о престолонаследовании, | | | |

|подписанном Павлом I, императором должен был стать второй | | | |

|брат - Константин Павлович, но еще в 1812 г. в одном из | | | |

|дружеских разговоров Александр I сказал Николаю, что | | | |

|Константин отказывается от своих прав на престол. В 1822 г. | | | |

|Константин письменно подтвердил свое отречение. Затем об | | | |

|этом отречении был составлен манифест, в котором | | | |

|"назначался" наследником престола Николай. Но этот манифест | | | |

|(удивительным образом) не был опубликован. | | | |

| | | | |

|Да и вел себя Александр I по отношению к брату весьма | | | |

|странно, как будто не желал открывать секреты царского | | | |

|ремесла. Он не только не предпринял мер по подготовке | | | |

|Николая к делам управления государством, но даже не ввел его| | | |

|в состав Государственного совета и других высших | | | |

|государственных учреждений, так что весь ход государственных| | | |

|дел шел мимо него, и будущий император служил как заурядный | | | |

|генерал. | | | |

|Понимая свалившуюся на него ответственность, Николай начал | | | |

|готовить себя к управлению государством и занялся чтением | | | |

|соответствующей литературы, чтобы пополнить свое | | | |

|образование. Но все-таки надлежащей систематической | | | |

|подготовки и навыков к делам государства он не получил и | | | |

|вступил на престол неподготовленным ни теоретически, ни | | | |

|практически. | | | |

|Николай Павлович, как человек достаточно расчетливый, после | | | |

|получения известия о смерти Александра I, сделав тактический| | | |

|ход, не сразу объявил о своем воцарении. Опасаясь протеста | | | |

|не любившего его гвардейского офицерства, он первым | | | |

|присягнул сам и привел войска к присяге своему старшему | | | |

|брату Константину, находившемуся в Варшаве и настаивавшему | | | |

|на своем отречении. И только тогда, когда Константин дважды | | | |

|подтвердил это отречение, Николай Павлович согласился на | | | |

|царствование. | | | |

| | | | |

|Пока шла переписка между Николаем и Константином, | | | |

|существовало фактическое междуцарствие, которым | | | |

|воспользовались офицеры-гвардейцы для агитации против | | | |

|воцарения Николая, утверждавшие, что Константин вовсе не | | | |

|отрекся и надо быть верным присяге ему. | | | |

|В это же время к Николаю Павловичу был приближен известный | | | |

|историк Н. М. Карамзин, который в лекциях и беседах | | | |

|передавал ему свои воззрения на роль самодержавного монарха | | | |

|в России и на государственные задачи данного момента. Он, | | | |

|можно сказать, попытался дать неопытному еще властелину | | | |

|общую программу царствования, которая до такой степени | | | |

|пришлась Николаю по вкусу, что он готов был озолотить ее | | | |

|автора и дать важный государственный пост. Однако Н. М. | | | |

|Карамзин в декабрьские события простудился и вскоре умер. | | | |

| | | | |

|В день обнародования Манифеста о восшествии на престол | | | |

|Николая I(14 декабря 1825 г.), когда гвардия должна была | | | |

|принести ему присягу, в Петербурге вспыхнуло восстание. На | | | |

|Сенатской площади с оружием в руках под руководством | | | |

|офицеров-декабристов собрались отказавшиеся присягнуть | | | |

|Николаю Павловичу лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии | | | |

|Гренадерский полки и Гвардейский флотский экипаж. | | | |

|Восставшие имели в виду принудить Сенат опубликовать | | | |

|манифест к народу об "уничтожении бывшего правления" и о | | | |

|введении ряда важных реформ - отмены крепостного права, | | | |

|уравнивания прав всех сословий, свободы печати и уничтожения| | | |

|цензуры, свободы вероисповедания, гласного суда с участием | | | |

|присяжных, учреждения выборных органов в волостях, уездах, | | | |

|губерниях, сокращения сроков военной службы, созыва Великого| | | |

|собора (т. е. Учредительного собрания) для решения вопросов | | | |

|о форме правления. | | | |

|Проявив характер и решительность, Николай Павлович взял в | | | |

|свои руки руководство по подавлению бунта, хотя и не был | | | |

|полностью уверен в успехе. Из поступавших сведений он знал, | | | |

|что в армии, особенно в гвардии, к нему относятся с | | | |

|неприязнью. 12 декабря он получил известие о раскрытии | | | |

|заговора в гвардии Южной армии на Украине и сознавал, что в | | | |

|эти два-три дня решится его участь - быть ему императором | | | |

|России или оказаться низложенным. "Четырнадцатого числа, - | | | |

|писал он П. М. Волконскому, - я буду государь или мертв". | | | |

|Подавив восстание и вступив на престол, император счел | | | |

|первой своей задачей расследовать до самых сокровенных | | | |

|глубин причины и нити событий 14 декабря 1825 г., которые, | | | |

|по его представлению, чуть было не погубили государство. Он | | | |

|был твердо уверен, что спас Россию от неминуемой гибели. | | | |

|Поэтому в первые полгода своего царствования, отставив в | | | |

|сторону государственные и даже военные дела, Николай I | | | |

|направил все силы на разыскание корней заговора и на | | | |

|утверждение своей и государственной безопасности. С этой | | | |

|целью он принимал активное участие в следствии по делу | | | |

|декабристов, в том числе в их допросах. | | | |

|Царствование Николая I проходило в период обострившегося | | | |

|кризиса феодально-крепостнической системы в Российском | | | |

|государстве, нарастающего крестьянского движения, восстаний | | | |

|в Польше (в 1830 г.) и на Кавказе, формирования | | | |

|буржуазно-революционных течений в рядах дворянской и | | | |

|разночинной интеллигенции, а также буржуазных революций в | | | |

|Западной Европе в 1830 и 1848 гг. Поэтому дело декабристов | | | |

|имело для всего тридцатилетнего периода царствования Николая| | | |

|I огромное значение и отражалось на общественном настроении | | | |

|того времени. Всякие революционные и либеральные движения | | | |

|жестоко преследовались, а их организаторы сурово | | | |

|наказывались. В силу этого дело декабристов всегда имело | | | |

|большую известность в России, несмотря на то, что его | | | |

|подробности составляли государственную тайну. В пылу | | | |

|откровения царь называл их "своими друзьями 14 декабря". Из | | | |

|следственного дела "заговорщиков", как людей умных и хорошо | | | |

|продумавших свои планы, он вынес практическое убеждение, что| | | |

|порядки в России требуют реформ. Все, на что жаловались они | | | |

|и против чего выступали, имело место в российской | | | |

|действительности и требовало исправления. Поэтому он | | | |

|приказал подготовить для себя "свод показаний членов | | | |

|злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства",| | | |

|который постоянно находился у него на столе. | | | |

|Это придало с самого начала царствования Николая I известную| | | |

|двойственность его самодержавной политике. С одной стороны, | | | |

|основной тенденцией своей внутренней политики царь считал | | | |

|необходимость укреплять феодально-дворянское господство в | | | |

|России и жестоко подавлять инакомыслие, а с другой, особенно| | | |

|в первый период царствования, понимая основательность | | | |

|критики декабристами российских самодержавных порядков, | | | |

|Николай I полагал небесполезным провести самые необходимые | | | |

|реформы ("починки") устаревших социально-экономических и | | | |

|политических устоев в России исподволь, сверху, в условиях | | | |

|строгой дисциплины и соблюдения служебной иерархии. | | | |

|Говоря о необходимости реформ общественного строя и | | | |

|правительственного аппарата, он намеревался осуществить их | | | |

|проведение силами правительственных чиновников под своей | | | |

|непосредственной командой, без участия общественных сил. Это| | | |

|связано с тем, что после восстания декабристов Николай I | | | |

|убедился: ему не на кого надеяться и не на кого | | | |

|рассчитывать, дворянство не такая уж надежная опора царю. | | | |

|Император был склонен считать, что дело декабристов является| | | |

|сословным дворянским движением, охватившим все круги | | | |

|дворянства, и стал сомневаться в их преданности трону. | | | |

|Недоверчиво относясь к социальной опоре самодержавия, он в | | | |

|течение всей жизни усиливал централизацию управления и | | | |

|держался обычая брать в свое непосредственное управление те | | | |

|государственные дела, успех которых особенно его | | | |

|интересовал. | | | |

|Для непосредственного заведования такими делами император | | | |

|стал создавать особые отделения своей канцелярии. Поэтому | | | |

|собственная Его Императорского Величества канцелярия, | | | |

|которая прежде не имела важного значения в государстве и | | | |

|играла роль небольшой канцелярии для обслуживания | | | |

|императора, была превращена им в важнейшее правительственное| | | |

|учреждение. Через нее проходили все государственные дела, | | | |

|которые Николай считал наиболее важными. В то же время | | | |

|Государственный совет, Сенат и другие центральные учреждения| | | |

|страны стали оттесняться на задний план. Одновременно | | | |

|император увеличивал численность своей свиты - личной | | | |

|гвардии. Верных ему людей - чиновников, преимущественно | | | |

|военных, он расставлял на самые важные посты, они выполняли | | | |

|его поручения и осуществляли контроль за исполнением | | | |

|императорских указаний. Важно отметить и то, что в свите | | | |

|Николая I было много иностранцев, особенно немцев, и это | | | |

|явление он открыто объяснял тем, что "русские дворяне служат| | | |

|государству, а немецкие - мне". | | | |

|Любил самодержец создавать многочисленные секретные комитеты| | | |

|и комиссии, непосредственно подчиненные ему, которые во | | | |

|время своей деятельности приобретали государственное | | | |

|значение и вмешивались в работу министерств и других | | | |

|правительственных и местных органов. | | | |

|На ответственных постах царь хотел видеть не людей | | | |

|государственного мышления, а простых чиновников - | | | |

|исполнителей, не имевших своих собственных взглядов на те | | | |

|или иные проблемы развития России. Боясь независимых людей, | | | |

|Николай I находил кадры среди искателей царской милости в | | | |

|дворцовой передней, в которой он вынужден был бывать по | | | |

|долгу службы, когда являлся командиром бригады и дивизии и | | | |

|хорошо знал этих людей. Поэтому он был весьма низкого мнения| | | |

|об их качествах. Он знал, что людей не только с | | | |

|государственным мышлением, но даже честных простых | | | |

|исполнителей его собственной государевой воли было очень | | | |

|мало. В одном из писем своему брату Константину в Варшаву он| | | |

|писал: "Представьте, что среди всех членов первого | | | |

|департамента Сената нет ни одного человека, которого можно | | | |

|было бы, не говоря уже послать с пользой для дела, но даже | | | |

|просто показать без стыда". | | | |

|Одним из первых секретных комитетов, созданных Николаем I, | | | |

|являлся так называемый "Комитет б декабря 1826 г.". Перед | | | |

|этим комитетом царь поставил задачу рассмотреть бумаги, | | | |

|оставшиеся в кабинете Александра I, "обозреть настоящее | | | |

|положение всех частей управления" и определить, "что ныне | | | |

|хорошо, что оставить нельзя и чем заменить". Комитет работал| | | |

|около четырех лет и к началу 1830 г. выработал ряд проектов | | | |

|преобразования как центральных, так и губернских учреждений.| | | |

|Характеризуя представленные предложения, комитет отмечал, | | | |

|что они преследуют цель "не в полном изменении существующего| | | |

|порядка управления, но в его усовершенствовании посредством | | | |

|некоторых частных перемен и дополнений". Эти предложения | | | |

|"Комитета 6 декабря 1826 г.", с одобрения Николая I, должны | | | |

|были поступить на рассмотрение в Государственный совет. В | | | |

|действительности же обсуждению этим советом подвергся только| | | |

|один проект закона о состояниях и был в результате принят. | | | |

|Но последовавшие затем события, связанные с революциями в | | | |

|1830 г. во Франции и Бельгии и восстанием в Польше, а также | | | |

|возражения великого князя Константина заставили царя | | | |

|отказаться от обнародования и введения этого проекта в | | | |

|жизнь, а затем и вовсе оставить всякие помышления о коренных| | | |

|реформах государственного строя. "Комитет б декабря 1826 г."| | | |

|был распущен в 1832 г., как, впрочем, были распущены в | | | |

|последующий период и другие созданные Николаем I секретные | | | |

|комитеты. | | | |

|Таким образом, первая попытка осуществить хоть какие-либо | | | |

|умеренные реформы, в которых предполагалось совместить | | | |

|консервативные начала с некоторыми уступками "духу времени",| | | |

|окончились неудачей. В России продолжали усиливаться | | | |

|канцелярско-административные методы управления страной. | | | |


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.