РУБРИКИ

Меценаты

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Меценаты

”Шаляпин - настоящая сила. Какой голос! В консерватории не учился… А кто

знает, не сам ли он консерватория?!” После этого Мамонтов твёрдо решил

возродить оперу. Несколько артистов из прежнего состава только того и

ждали. Весь 1895 год прошёл в подготовка к новому рождению Частной оперы.

На летние месяцы, во время каникул в Мариинском театре Шаляпин

присоединился к новой труппе Саввы Мамонтова.

Шаляпин прекрасно вжился в среду актёров и художников. Кроме того сам

Мамонтов очень привязался к Шаляпину, решил сделать из него настоящего

певца, настоящего актёра, полноценную личность. Шаляпина поразила та

творческая обстановка, которая царила в труппе. Начались репетиции. Только

теперь Шаляпин понял, что значит по - настоящему работать над ролью, над

партией. Савва Иванович неустанно объяснял ему, какой образ должен он

создать, как играть, как петь. Каждая беседа с Мамонтовым казалась ему

откровением, и Мамонтов видел это. Он поставил себе задачу взрастить

Шаляпина как личность. Шаг за шагом втолковывал Савва Иванович Шаляпину

принципы театрального дела. Он водил своего ученика по музеям, выставкам,

знакомил с художниками и скульпторами. Шаляпин увлечённо познавал, что есть

искусство. Мамонтов был терпелив, а Шаляпин умён. Постепенно он становился

вторым человеком в опере после Мамонтова.

Дебют труппы состоялся в Нижнем Новгороде. Гастроли в провинции

прошли как нельзя успешно. И вот, новая Русская частная опера поехала

покорять Москву. И это ей с успехом наконец удалось. Критики восторгались

голосом Шаляпина, декорациями, режиссёрской работой. В прессе прозвучали

те слова, которых ждал Савва Мамонтов не один год, слова, свидетельствующие

о том, что он понят наконец, поняты его стремления, понята его цель, во имя

которой он так упорно работал. Триумф Шаляпина продолжался два сезона. Но

всё резко и неожиданно обрушилось одиннадцатого сентября 1899 года: Савву

Ивановича Мамонтова арестовали.

Та помощь, которую Мамонтов оказывал художникам, то , с каким

размахом организовывалась Частная опера, - всё это требовало денег, и

немалых. Деньги приносил доход, получаемый от эксплуатации железных дорог и

от других предприятий. Нельзя забывать, что Савва Мамонтов был не только

медичи, но и азартным предпринимателем, крупным дельцом. И вот, в кассе

Московско - Ярославско - Архангельской железной дороги была обнаружена

крупная брешь. Обвинён был в этом Савва Мамонтов, а также ряд его

помощников. Мамонтовский дом на Садовой был подвергнут обыску. На самого

Мамонтова был наложен крупный штраф в размере ста тысяч рублей. Но в доме у

него ничего не нашли. Таким образом Савва Иванович Мамонтов, обедневший,

оказался в тюрьме. Там дали о себе знать его болезни, его мучили припадки

чахотки. На просьбу Саввы Ивановича заменить до суда заключение домашним

арестом, мотивированную это своим состоянием здоровья следователь ответил

резким отказом. Но благодаря стараниям известных художников и музыкантов

через некоторое время Савва Мамонтов был переведён на домашний арест.

В июне 1900 года состоялся суд, который совершенно неожиданно

обернулся бенефисом Саавы Мамонтова. Благодаря стараниям лучшего

московского адвоката и всего цвета русской интеллигенции он был оправдан.

Однако долг остался висеть на шее Мамонтовых. Все произведения культуры,

принадлежавшие ранее Мамонтовым были проданы с молотка.

Остатки жизни Савва Иванович Мамонтов провёл в полной тени. Он старел

катастрофически. Он был морально затоптан, потерян среди многолюдной

Москвы. Шестого апреля 1918 года он скончался.

Глава 3.

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ

Государственная Третьяковская галерея - национальная галерея русской

живописи, является художественным музеем мирового значения. Она была

создана русским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Это было дело

крайне непростым, но П.М.Третьяков отдал все свои силы созданию

национального музея русского искусства, который, изначально, по его идее,

стал бы достоянием народа.

Собирательство различного рода коллекций, в том числе и картин, было

весьма распространенным в среде купечества, а в плане создания картинных

галерей, Третьяков был далеко не пионером. Самую первую художественную

галерею основал коллекционер Свиньин, его галерея, называвшаяся «Русским

музеем», существовала с 1819 по 1839 годы, а впоследствии была продана на

аукционе. Также, в 1840-1860 гг. коллекционер Прянишников из Санкт-

Петербурга и коллекционеры Кокорев и Солдатенков имели большие коллекции

картин. Но их собрания преследовали цель собирательства как такового, в то

время как собирательная деятельность П.М.Третьякова не имела решительно

ничего общего с такого рода мотивами купеческого коллекционирования, она

велась иными методами и имела иную высокую цель.

Отец и дед П.М.Третьякова были купцами. Сам он с малых лет помогал

отцу торговать в лавке, бегал по поручениям, выносил мусор и учился вести

записи в торговых книгах, а после смерти отца он вел вместе с братом все

торговые дела.

В характере П.М.Третьякова - основателя галереи, сохранились

некоторые черты, напоминающие о купеческих традициях семьи и личного опыта,

но к счастью для великого дела - создания галереи, это были черты

совершенного бескорыстия, руководства интересами России и русской культуры,

обращенные на пользу большого культурного начинания. Третьяков привык

уважать крепость данного раз слова, и делал это для того, чтобы вести дела

с художниками честно и открыто, внушая им веру в солидность и прочность

предпринятого им дела - создания галереи русской живописи.

Третьяков относился к начатому делу бережно, по-хозяйски. Предприняв

дело гигантского, не виданного для сил одного человека размаха и затратив

на это миллионное состояние, Третьяков никогда не переплачивал за картины

больше того, что считал нужным, и берег деньги не ради них самих, а лишь

для того, чтобы иметь средства приобрести для галереи лучшие произведения

русской живописи, и в случае необходимости, платить авторам вперед,

поддерживая их, давая возможность спокойной творческой работы над

картинами.

Павел Михайлович Третьяков избегал в быту роскоши и излишеств для

того, чтобы молча и скромно помогать нуждающимся художникам, обеспечивать

их вдов и сирот, достраивать и расширять галерею.

Он стал одним из самых передовых людей России с демократическими и

патриотическими взглядами, с глубоким знанием и пониманием искусства, с

тонким художественным чутьем, развитым до высшей степени. Так, в музыке

существует понятие «абсолютный слух». И если есть в живописи «абсолютное

зрение» в смысле безупречного художественного вкуса, то им сполна обладал

П.М.Третьяков.

П.М.Третьяков начал свою деятельность по собиранию картин русских

художников в 1856 году с приобретения картины «Искушение», работы Николая

Шильдера и и уже в 1860 г., когда ему было еще 29 лет (!), решил, что

подарит свою коллекцию городу, сделает ее народным достоянием. В

завещательном письме 1860 г. П.М.Третьяков пишет, что капитал он завещает

«на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной

галереи», и добавляет, что «желал бы оставить национальную галерею, то есть

состоящую из картин русских художников». В письме к вдове художника Нестора

Кукольника в 1870 г., Третьяков вновь подтверждает, что его собрание

«картин русской школы и портретов русских писателей, композиторов и вообще

деятелей по художественной и ученой части» поступит в собственность города

Москвы. И наконец, в письме к Стасову в 1895г. Третьяков, повторяя свое

желание, «чтобы наше собрание всегда было в Москве и ей принадлежало»,-

добавляет: «...а что пользоваться собранием может весь русский народ, это

само собой известно!»

Огромная историческая заслуга Третьякова - это его непоколебимая вера

в торжество русской национальной школы живописи - вера, возникшая в конце

50-х годов прошлого столетия и пронесенная им через всю жизнь, через все

трудности и испытания. Можно с уверенностью сказать, что в наступившем в

конце 19 века триумфе русской живописи личная заслуга П.М.Третьякова

исключительно велика и неоценима.

В письмах Третьякова сохранились свидетельства этой его горячей веры.

Вот одно из них. В письме к художнику Риццони от 18 февраля 1865 года он

писал: «В прошедшем письме к Вам, может показаться непонятным мое

выражение: «Вот тогда мы поговорили бы с неверующими» - я поясню Вам его:

многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства

и уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-

то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей. Вы знаете,

я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин, но иногда

не мог не согласиться с приводимыми фактами; и вот всякий успех, каждый шаг

вперед мне очень дороги, и очень бы был я счастлив, если бы дождался на

нашей улице праздника». И примерно через месяц, возвращаясь к той же мысли,

Третьяков пишет: «Я как-то невольно верую в свою надежду: наша русская

школа не последнею будет - было, действительно, пасмурное время, и довольно

долго, но теперь туман проясняется».

Эта вера Третьякова не была слепым предчувствием, она опиралась на

вдумчивое наблюдение за развитием русской живописи, на глубокое тонкое

понимание формирующихся на демократической основе национальных идеалов.

Так, еще в 1857 году П.М.Третьяков писал художнику-пейзажисту

А.Г.Горавскому: «Об моем пейзаже, я Вас покорнейше попрошу оставить его, и

вместо него написать мне когда-нибудь новый. Мне не нужно ни богатой

природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких

чудес». Вместо этого Третьяков просил изображать простую природу, пусть

даже самую невзрачную, «да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во

всем может быть, это дело художника».

В этой записке выражен тот самый эстетический принцип формирования

галереи, возникший в результате продумывания путей развития русской

национальной живописи, угадывания ее прогрессивных тенденций задолго до

возникновения саврасовской картины «Грачи прилетели», пейзажей Васильева,

Левитана, Серого, Остроухова и Нестерова - художников, сумевших в правдивом

изображении природы России передать присущие ей поэзию и очарование.

Интересные высказывания П.М.Третьякова можно встретить и в переписке

с Верещагиным по поводу изображения современной им русско-турецкой войны

1877-1878 годов за независимость Болгарии от Турции, войны, в которой

Россия выступила на стороне Болгарии. Узнав от Стасова, что Верещагин

собирается ехать на фронт, чтобы писать серию картин об этой войне,

П.М.Третьяков пишет Стасову: «Только может быть в далеком будущем будет

оценена жертва, принесенная русским народом». Третьяков предлагает

Верещагину уплатить вперед большую сумму за его работу: «Как ни странно

приобретать коллекцию, не зная содержание ее, но Верещагин такой художник,

что в этом случае на него можно положиться, тем более, что помещая в

частные руки, он не будет связан выбором сюжетов и наверное, будет

проникнут духом принесенной народной жертвы и блестящих подвигов русских

солдат и некоторых отдельных личностей, благодаря которым дело наше

выгорело, несмотря на неумелость руководителей и глупость и подлость многих

личностей». И, переходя к картине Верещагина «Пленные», Павел Михайлович

пишет, что она «одна сама по себе не представляет страницы из болгарской

войны, подобные сцены могут быть и в Афганистане, да и во многих местах; я

на нее смотрю как на преддверие в коллекцию».

Это письмо вызвало восторг Стасова, который писал, что в деле

русского искусства он его считает историческим.

Иного мнения был Верещагин: «Что касается Вашего письма к В.В.Стасову

по поводу виденной Вами моей картины, то очевидно, что мы с Вами расходимся

немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Передо мной,

как перед художником, Война, и я Ее бью, сколько у меня есть сил; сильны

ли, действительны ли мои удары - это вопрос, вопрос моего таланта, но я бью

с размаха и без пощады. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще

мировая идея войны, сколько ее частность, например в данном случае «жертвы

русского народа», блестящие подвиги русских солдат и некоторых отдельных

личностей, поэтому и картина моя, Вами виденная, кажется Вам достойной быть

только «преддверием будущей коллекции». Я же эту картину считаю одною из

самых существенных из всех мною сделанных и имеющих быть сделанными.

Признаюсь, я немного удивляюсь, как Вы, Павел Михайлович, как мне казалось,

понявший мои туркестанские работы, могли рассчитывать найти во мне и то

миросозерцание и ту податливость, которые очевидно, Вам так дороги...»

П.М.Третьяков отвечает на это: «И Вы и я не за войну, а против нее.

Война есть насилие и самое грубое, кто же за насилие? Но эта война

исключительная, не с завоевательной целью, а с освободительной, созданная

самыми образованными нациями, имевшими полнейшую возможность устранить ее и

не сделавших это из эгоизма, из торгашества. Изображение не блестящих

подвигов, в парадном смысле, имел я в виду, а жертв, принесенных и

сопряженных со всеми ужасами войны. А это ли не бич войны?»

Высказанный П.М.Третьяковым взгляд на войну, требующий учитывать ее

цель, замечательно опровергает пацифистский оттенок приведенных слов

Верещагина, а противопоставление блестящих подвигов русских солдат под

Плевной «глупости и подлости» руководителей царской России, показывает

демократический характер убеждений Третьякова и выявляет все величие его

патриотизма, в противоположность самодержавному национализму правящей

верхушки.

Третьяков часто выступал не только как собиратель уже написанных

картин и не только как приобретатель готовой художественной продукции, но и

как организатор, являвшийся в определенной мере соучастником замысла

художников. Третьяков был всегда в курсе дела, над чем работает и что

замыслил тот или иной художник. Его переписка с Репиным, Крамским, Перовым,

Ге, Верещагиным и другими, полна конкретных замечаний и советов,

показывающих, насколько тонко и профессионально понимал Третьяков живопись

и как с его мнением считались крупнейшие и талантливейшие русские

художники.

Из воспоминаний М.В.Нестерова: “Во время моего несчастного искания

“живописи” мои приятели не раз говорили, что ко мне собирается заехать

посмотреть картину П.М.Третьяков, и я боялся, что он заедет посмотреть

картину, когда вместо головы “Пустынника” он увидит стертое дочиста место.

Однако этого не случилось. Павел Михайлович приехал неожиданно, но тогда,

когда картина была снова в порядке и я ожил... Я хнал, что Павел Михайлович

- не любитель разговаривать. Он прямо приступает к делу, т.е. к осмотру

картины. он попросил позволения посмотреть “Пустынника”. Смотрел долго,

стоя, сидя, опять стоя. Делал односложные вопросы, такие же замечания,

всегда кстати, умно, со знанием дела. Просидел около часа. Сообщил, что был

у того-то и у того-то. Сказал, что хороши вещи у Левитана. Затем он

неожиданно, вставая, спросил, могу ли я уступить вещь для галереи? О! Боже

мой! Могу ли я сутупить? Заветной мечтой каждого молодого художника было

попасть в галерею, а тем более моей! Ведь отец мне давно объявил, полушутя,

полусерьезно, что медали и звание, которое я получил, его не убедят в том,

что я “готовый художник”, так, как покупка картины в галерею. А тут - могу

ли я сутупить? Однако я степенно ответил, что “могу”. Следующий вопрос -

самый трудный для ответа: “Что Вы за нее хотите:” - Что хочу? Ничего не

хочу, кроме того, чтобы она была в галерее, рядом с Перовым, Крамским,

Репиным, Суриковым, Васнецовым. Вот чего я страстно хочу... И все же, надо

сказать не это, а что-то другое, серьезное... и я решился... сказал и сам

себе не поверил... Что я наделал? Счастье было так близко, так возможно, а

я безумный, назначил пятьсот рублей! Павел Михайлович не возмутился, а

прехладнокровно выслушав мое решение, сказал: “Я оставляю картину за

собой”. И стал прощаться, оделся, уехал, а я остался в каком-то

полубреду...”

Организаторская роль П.М.Третьякова наглядно видна на примере

создания портретов русских писателей, ученых, композиторов.

Третьяков заказывает портрет Писемского - Перову, Гончарова -

Крамскому, добивается приобретения портрета Гоголя работы Моллера,

заказывает портрет А.Н.Островского - Перову, Шевченко - Крамскому, его же

просит написать портреты Грибоедова, Фонвизина, Кольцова и художника

Васильева, заказывает портрет Тургенева - Гуну и дважды тот же портрет

Репину; затем Перову поручает еще раз портрет Тургенева, а также портреты

Достоевского, Майкова, Даля; Крамскому предлагает писать Толстого,

Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова; заказывает Репину портреты Тютчева,

Пирогова, Толстого; приобретает у Ге портрет Герцена и т.д.

С поразительной настойчивостью и терпением добивается П.М.Третьяков

создания портретов великих русских писателей, композиторов, ученых,

советуясь с близко знающими их людьми и пересказывая по несколько раз, если

портрет его не удовлетворяет сходством или качеством живописи. Третьяков

следит даже за местонахождением тех или иных престарелых известных русских

писателей и уговаривает художников отыскать их и создать портреты. Так,

Третьяков напоминает Репину, находящемуся за границей, что поблизости от

него «живет наш известный поэт Вяземский, старик 95 лет. Тут также надо

взглянуть с патриотической стороны. Если да - то я узнаю его адрес и сообщу

Вам». Такое высокое понимание роли национальной русской живописи,

призванной увековечить видных людей русской науки, искусства и литературы,

характерно для П.М.Третьякова, полного веры в торжество не только русской

живописи, но и всей русской культуры. При этом, выбирая лиц для

портретирования, Третьяков прежде всего выдвигает прогрессивных писателей-

реалистов, прославивших русскую литературу во всем мире.

Если бы не настойчивость Третьякова и не его высокое чувство

ответственности перед народом, для которого необходимо было запечатлеть

силой русского искусства образы великих русских людей - мы бы не имели бы и

десятой доли той богатейшей коллекции портретов, которой располагает

Третьяковская галерея. И в этом смысле огромна личная заслуга

П.М.Третьякова перед русской культурой.

Выдающееся значение Третьяковской галереи в развитии русской живописи

не случайно совпадает с ее могучим подъемом во второй половине XIX века,

обусловившим ее мировое значение и связанным с деятельностью подвижников, с

расцветом творчества таких гениев, как Репин и Суриков. Отсюда и прочная

дружба Третьякова с идеологами передвижников - Крамским, Перовым и другими.

Цель, осуществляемая Третьяковым - создание национальной

художественной галереи русской живописи - была шире и грандиознее, чем

собирание картин одной школы или одного направления, хотя бы и более

прогрессивного. И Третьяков раздвигает рамки своей коллекции; он начинает

собирать древнерусское искусство, начиная с XI века и портретную живопись

XVIII века, продолжая в то же время внимательно следить за успехами

художников младшего поколения и приобретая картины Серого, Нестерова,

Остроухого и других, с той же третьяковской безошибочностью отбирая

действительно самое художественное, что заслуживает права войти в

сокровищницу национальной русской живописи.

При такой цели собирательства, Третьякову было ясно, какую большую

ответственность он берет на себя перед историей русской культуры,

приобретая для галереи одни произведения и не приобретая другие, что этим

самым он одни произведения приобщает к лучшему, что создано русским

искусством, а другие оставляет без внимания. Третьяков чувствовал

колоссальную ответственность перед народом за каждое свое приобретение с

точки зрения соблюдения чистоты принципа, имеющего в виду, что собирая

галерею, он становится как бы историком русской живописи, и притом

историком, который не только описывает ход событий, но и сам является

активным участником истории. Третьяков подолгу просиживал в мастерских

художников перед картинами или бродил по выставочным залам до открытия,

одинокий, молчаливый, задумчивый. Он советовался с Крамским, Перовым,

Репиным, взвешивал их точки зрения, ценил их советы, но принимал свое

окончательное решение всегда самостоятельно.

Когда Репин однажды сказал Третьякову, что какую-то картину тот купил

зря, Павел Михайлович ответил ему: «Все, что я трачу и иногда бросаю на

картину - мне постоянно кажется необходимо нужным; знаю, что мне легко

ошибиться; все что сделано - кончено, этого не поправить, но для будущего,

как примеры, мне необходимо нужно, чтобы Вы мне указали, что брошено, то

есть за какие вещи. Это останется между нами... Прошу Вас, ради бога,

сделайте это, мне это нужно больше, чем Вы можете предполагать». В 1855

году П.М.Третьяков писал Репину: «Ради бога, не равняйте меня с любителями,

всеми другими собирателями, приобретателями... не обижайтесь на меня за то,

за что вправе обидеться на них».

М.В.Нестеров вспоминает, что когда на передвижных выставках зрители

видели под несколькими картинами белую карточку с подписью: «Приобретено

П.М.Третьяковым» - это значило, что русская живопись может гордиться

появлением новых выдающихся произведений. Решение Третьякова признавалось

как аксиома - большего авторитета не было. И Третьяков взял на свои плечи

эту тяжесть моральной ответственности, как взял он и тяжесть материальную -

собрание национальной художественной галереи средствами одного человека.

Поэтому М.В.Нестеров заканчивает свои воспоминания о П.М.Третьякове

следующими словами: «кому не приходила в голову мысль о том, что не появись

в свое время П.М.Третьякова, не отдайся он всецело большой идее, не начни

собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и

мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех

больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую

галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг...»

Но несмотря на грандиозность и значимость предпринятого дела,

П.М.Третьякову были присущи сдержанность и некоторая замкнутость. Даже из

обширной его переписки трудно составить исчерпывающие представления о

вкусах, мнениях и взглядах. Но некоторые факты могут показаться

интересными.

Третьяков избегал встреч только с двумя категориями носителей власти

- светской и духовной. Однажды ему сообщили, что в галерею прибудет Иоанн

Кронштадский. Популярность этого священнослужителя среди верующих была

огромной, многие считали его святым. В день посещения галереи Иоанном

Кронштадским, Третьяков ранним утром уехал в Кострому, на свою фабрику.

-”Скажите, что меня экстренно вызвали по делам фирмы на несколько

дней”.

Был только всего один визит высокого гостя, когда Павла Михайловича

все-таки вынудили присутствовать при осмотре его коллекции: в 1893 году

галерею посетил Александр III с супругой. Их сопровождали министры граф

С.Ю.Витте, граф И.И.Воронцов-Дашков и президент Академии художеств, брат

царя великий князь Владимир Александрович.

В том же 1893 году, Третьяков отказался от дворянства, которое ему

хотел даровать царь, после передачи галереи Москве.

-”Я купцом родился, купцом и умру”,- ответил Третьяков явившемуся

обрадовать его чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью -

Почетный гражданин города Москвы.

И, кстати, передачу галереи городу Павел Михайлович хотел произвести

как можно более тихо, без всякого шума, не желая быть в центре общего

внимания и объектом благодарности. Но ему это не удалось и он был очень

недоволен.

Кроме занятия собирательством, Павел Михайлович Третьяков активно

занимался благотворительностью. Благотворительность для него была столь же

закономерна, сколь закономерным было создание национальной галереи.

Третьяков состоял почетным членом Общества любителей художеств и

Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы,

поддерживая все просветительские начинания. Он принимал участие во

множестве благотворительных актов, всех пожертвованиях в помощь семьям

погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войны. Стипендии

П.М.Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и

Александровском. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и

прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые

без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал

деньги своему доброму советнику и консультанту И.Н.Крамскому, помогал

бескорыстно В.Г.Худякову, К.А.Трутовскому, М.К.Клодту и многим другим.

Братьями - Павлом и Сергеем Третьяковыми - было основано в Москве Арнольдо-

Третьяковское училище для глухонемых. Попечительство над училищем,

начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни П.М.Третьякова и

после его смерти. В своем завещании Павел Михайлович предусмотрел огромные

капиталы для училища глухонемых. Для воспитанников училища Третьяков купил

большой каменный дом с садом. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они

воспитывались до 16-ти лет и выходили в жизнь, получив профессию. в

училище. Он подбирал лучших преподавателей, знакомился с методикой

обучения, следил, чтобы воспитанников хорошо кормили и одевали. В каждый

приезд в училище он обходил классы и мастерские в часы занятий, всегда

присутствовал на экзаменах.

После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по

его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году, после

Октябрьской революции, по подписанному В.И.Лениным декрету о национализации

галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей.

В период советской власти Третьяковская галерея пополнила свое

собрание не только картинами художников 18-19 веков из собраний других

коллекционеров, но и произведениями художников советского периода, такими

как: Кузьма Петров-Водкин, Юрий Пименов, Семен Чуйков, Аркадий Пластов,

Александр Дейнека, творческий союз Кукрыниксы и многие другие.

Обращаясь к ситуации современной России, трудно представить себе

человека, который мог бы заняться чем-то подобным. И дело даже не в том,

что это, как скажут многие, “не очень-то и нужно”, а в том, что сейчас

просто другое время, другие проблемы, другие задачи, которые необходимо

решать. Хотя и это утверждение не бесспорно.

В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым

днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности

человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо

заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о

прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как

это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.

Глава 4.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФОНДЫ,

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ

КУЛЬТУРУ.

Бизнес и культура могут принести большую пользу, если они будут

сотрудничать между собой. Это значит, если коммерческий сектор инвестирует

свои средства в культуру, поддерживая инновации в области культуры, то он

вносит вклад в развитие цивилизованной жизни на земле. Нынешняя

экономическая система взросла на культурной почве, которая развивалась

многие столетия. Она дала возможность развитию демократии, рыночных

отношений, социального обеспечения и общего благополучия. Культура, таким

образом, не предмет роскоши, а необходимость. В тех странах, где развитие

культуры было приостановлено, где на первом месте были политические цели,

остановилось также и развитие экономики. Таким образом, человечество должно

заботиться о всевозможном способствовании развитию культуры и искусства.

Особенно важно развитие культуры и искусства на международном уровне -

внутренняя политика (не говоря уже о внешней) того или иного государства

отражается не только на её гражданах, но и на мировой экономической

системе.

Сейчас эта заинтересованность проявляется с двух различных сторон. Во-

первых, это проекты интернационального масштаба на уровне правительств. К

этому уровню можно отнести регулярные конференции министров культуры стран

Европейского Сообщества, на которых определяются главные приоритеты и

культурные программы, финансируемые государственными органами, и такие

межгосударственные организации как ЮНЕСКО и Европейский Совет. Во-вторых,

это независимые частные фонды, которые в последнее время оказывают

финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также отдельным

художникам.[1]

Если государственные органы преследуют, как правило, политические

цели в поддержке того или иного проекта, то частные фонды свободны от

подобной политики. Так фонды, учредителем которых является крупная

компания, ставят перед собой цель чисто экономического содержания -

завоевание новых рынков. Более объективны фонды, учреждённые группой

предпринимателей и творцов европейского масштаба. Фонды, таким образом,

выступают как нечто среднее между государственной поддержкой и отдельными

спонсорами в области культуры. Необходимость их существования можно

доказать следующими аргументами:

I. Фонды, как правило, могут работать более гибко, чем государство. Они

могут осуществлять работу в качестве первооткрывателей и в случае

успеха показать дорогу государственной поддержке. Они могут в прямом

смысле “поддерживать” культурные начинания. Так, к примеру, в июле 1990

года “Juergen-Ponto фонд” (ещё до объединения Германии) вместе с Банком

Дрездена разработал и начал осуществлять проект по сотрудничеству между

20 архитекторами и градостроителями и 40 студентами из восточной и

западной части Германии. Результаты 11 рабочих групп отразились на

общественном мнении и имели важное значение для дальнейшей судьбы двух

немецких стран.

II. Фонды в основном не связаны с отдельными или групповыми интересами.

Перед ними стоят свои уставные цели, не связанные с предвыборными

кампаниями или зависимостью от своих акционеров. Это даёт возможность

фондам, задача которых - поддерживать творцов, сконцентрироваться в

первую очередь на художественных критериях. Конечно, руководство фонда

может определить для себя приоритеты в различных областях, но всё равно

художественные цели остаются первостепенными, чего не может себе

позволить бизнес. Отделы PR при выборе объектов спонсорской поддержки

ожидают прежде всего эффективной маркетинговой отдачи, не обращая

особого внимания на истинную художественную ценность проекта.

III. Фонды могут осуществлять долгосрочные проекты и преследовать

долгосрочные цели. Они не ориентируются, как коммерческие

предприниматели, в наше время стремительного роста компьютерных

технологий на краткосрочные периоды. Они не ставят перед собой цели,

как политики, успеть провести программы до новых выборов. Им не нужно

следовать веяниям моды. Таким образом, фонды могут инвестировать

средства, результат которых проявится в следующих десятилетиях или даже

в следующих поколениях. Это одна из важнейших причин, почему мы

нуждаемся в большем количестве фондов в области культуры и, особенно,

экологии. Как мы обходимся с окружающим миром, это ведь тоже

культурологический вопрос.

IV. Фонд отличается от бизнеса своими целями. Предприниматель может

поменять свою стратегию в зависимости от внешних условий, а

следовательно и стратегию спонсорской поддержки. Для бизнеса важен не

продукт, как результат труда, сам по себе, а доход от предприятия.

Другими словами, бизнес может поддерживать, а фонд должен поддерживать

культуру.

Фонды являются важным звеном в системе поддержки культурной

деятельности. Фонды, вне зависимости от политических и коммерческих

интересов, ставят перед обществом важные вопросы. Они стараются привлечь

внимание людей к проблемам общечеловеческого масштаба, заставляя

поразмыслить над этим. Постановкой вопросов они привлекают деятелей

политики, экономики и культуры. И наконец, они инвестируют необходимые

средства для осуществления и развития проектов.

Таким образом, поддержка культурных начинаний осуществляется с двух

сторон: межгосударственной и частной. В данной работе я хотел бы

более подробно остановиться на негосударственных фондах.

NORTHERN TELECOM

Поддерживаются.

Совместные проекты в области исполнительского и изобразительного искусства

посредством премии “Northern-Telecom-Arts-Europe”.

Масштаб деятельности.

Великобритания, Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Бельгия,

Люксембург, Италия (с 1995 года)

Описание.

NT - мировой лидер по разработке, производству и распространению

телекоммуникационного оборудования и по обслуживанию государственных и

частных коммуникационных сетей. Четыре года назад валовой оборот компании

составлял лишь 8% (за исключением Северной Америки), сегодня оборот

составляет 25% с постоянной тенденцией роста.

Через программу “Northern Telecom Arts Europe” (NTAE) компания поддерживает

разнообразные культурные проекты как часть 3-летней программы спонсорства,

которая рассчитана на повышение престижа компании и завоевания новых

территорий рынка.

Потенциальные кандидаты.

Профессиональные организации в сфере культуры или индивидуальные художники

стран, в которых действует эта программа.

Критерии отбора кандидатов.

Проекты должны соответствовать концепции корпоративности, т.е. совместной

работе в плане разработки, развития и осуществления проекта.

Проекты должны быть действительно разработаны между двумя или тремя

художниками или организациями культуры, из которых как минимум один должен

находиться в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Нидерландах,

Бельгии, Люксембурге и, с 1995 г., в Италии. Другие партнёры могут быть из

других стран европейского континента. Предпочтение отдаётся инновационным

проектам, которые привлекли бы общественное внимание в большинстве

европейских стран.

Каждый художник или творческая организация могут отослать заявку на каждый

текущий программный год.

Форма поддержки

Размер пожертвований колеблется, в зависимости от масштаба проекта, от

5.000 до 50.000 фунтов стерлингов. Поддержка может осуществляется не только

в плане финансов, но и как помощь в организации маркетинга и рекламы.

В 1995 году NTAE организовал совместно с UNESCO (это был первый раз когда

UNESCO сотрудничало с частным сектором) большой семинар свободных

художников (творцов) и организаций в сфере культуры с одной стороны и

предпринимателей с другой.

Порядок соискания.

Потенциальные кандидаты должны прежде всего обратиться в Spero

Comunications Ltd., чтобы получить необходимые анкеты и документы,

заполнить их и отослать с данными по срокам. Люди, выславшие материалы,

ставятся на контроль и получают регулярно информацию о программе.

Кто принимает решение.

NTAE управляется посредством комитетов. В национальных комитетах работают

представители CEREC, NT, и выборные личности из искусства, СМИ и мира

производителей. Каждый национальный комитет представляет европейскому

комитету NTAE окончательный лист выбранных проектов (по меньшей мере 5

проектов).

В европейском комитете вопрос решают представитель CEREC, исполнительный

директор Telecom Europe, представитель Spero Comunications и ведущие

специалисты в области культуры и искусства европейского масштаба: Steve

Austen - директор нидерландского театрального института, Dragan Klaic -

генеральный секретарь Informal European Theatre Meeting Network.

Контактный адрес:

Spero Comunications Ltd.

Northern Telecom Arts Europe

Spero Comunications Ltd.

Grampian Hause

Meridian Gate, Marsh Wall

London E149XT

tel. +44 71 538 99 46

fax +44 71 538 47 47

ФОНД MARCEL-HICTER

Финансируются.

Расходы, связанные с проездом и пребыванием для иностранных специалистов,

привлечённых к дальнейшему обучению, (семинары, курсы, дальнейшее обучение

в университетах) за рубежом. Также транспортные расходы для обучающихся с

целью участия в семинарах, курсах или для продолжения образования в других

европейских Вузах. Фонд не покрывает расходов, связанных с переговорами,

предварительными посещениями стран и корпоративных совещаний. Данная

программа была разработана как часть европейской программы по подготовке

управленцев в области культурного развития для комитета по культуре

Европейского Сообщества.

Масштаб деятельности.

Восточная, Центральная и Западная Европа.

Основание.

Фонд не имеет постоянной дотации (фонд в бельгийском праве очень обширное

понятие). Фонд признан как общественно полезный, и этот статус укрепляет

его независимость. Средства состоят, как правило, из пожертвований

многочисленных национальных и интернациональных организаций. 5-10% передаёт

сообщества Бельгии.

Цели.

Основной целью фонда является поддержка культурной демократии в Бельгии и

других странах Европы. Это осуществляется путём обучающих программ

менеджеров в сфере культуры, научных социо-культурных исследований.

Программа поддержки направлена на увеличение мобильности обучающихся и

специалистов. Таким образом, предлагаемые программы способствуют более

глубокому и всестороннему образованию будущих менеджеров и экспертов в

области культуры.

Потенциальные соискатели.

Иностранные эксперты, приглашённые читать лекции в другую страну. Студенты,

принимающие участие в семинарах, курсах, проходящие обучение по

специальности культуры.

Форма поддержки.

Оплата авиабилетов системы APEX (в обе стороны) не дороже 758 и 909 Экю для

студентов из Центральной и Восточной Европы. Для долгосрочных программ

(более 6 месяцев) может быть определенно и второе дополнительное пособие.

Расходы по пребыванию для участников программ оплачиваются из расчёта от 30

Экю за один рабочий день до максимальной суммы - 303 Экю за семинар.

Порядок соискания.

Каждый участник культурной поездки и организация или лицо, принимающее его

должны заполнить анкету и отослать в адрес Фонда не позднее, чем за 20 дней

до даты поездки для экспертов и не позднее чем за 40 дней для обучающихся.

Кто определяет кандидатов.

Marcell-Hicter-Stiftung осуществляет предварительный отбор кандидатов и

предоставляет их на суд Европейскому Совету (но это является простой

формальностью).

Контактный адрес:

Marcel-Hicter-Stiftung

Abteilung Foerdervergabe

14, rue Cornet de Grez

1030 Bruessel

Belgien

tel. +32 2 219 9886

fax +32 2 217 6710

AT & T

Поддерживаются.

Проекты, преимущественно те, которые могли бы вызвать резонанс

общественного мнения среди потенциальных клиентов на уже завоёванных рынках

и ещё не освоенных территориях. Участниками могут быть как творцы из США,

так и из европейских стран. Вообще-то, предприятие более охотно спонсирует

европейский континент, помогая развитию искусства и технологий.

Масштаб деятельности.

Во всех странах мира.

В основном, фонд AT&T интересуется проектами в тех странах, где есть

филиалы фирмы. В настоящее время этими странами являются Канада, Мексика,

Великобритания, Италия, Испания, Германия и Япония. Фирма проявляет также

интерес и к новым рынкам - Нидерланды, Бельгия, Польша, Чехословакия,

бывший Советский Союз, Тайвань, Корея, Австралия и Франция.

Описание.

AT&T, Американский Телефон и Телеграф, имеет очень важное значение для

индустрии Соединённых Штатов. Компания считает, что она обязана своему

успешному столетнему существованию на рынке инновациям, свободной

конкуренции и общечеловеческой культуре. Поэтому концерн чувствует свою

социальную ответственность перед поколениями. Сейчас компания разрабатывает

общеевропейский проект “Corporate Community Investment in Europe” совместно

с Европейским Сообществом и другими комитетами.

Цели.

AT&T поставляет телекоммуникационные сети и оборудование, компьютеры для

фирм, государственных организаций и частных лиц. Проекты поддерживаются в

тех странах, где концерну необходимо завоевать новые рынки, увеличивая,

таким образом, их престиж и марку фирмы.

Потенциальные кандидаты.

Только организации.

Формы поддержки.

Финансовые ассигнования и натуральные пожертвования.

Порядок соискания.

Кандидаты должны представить подробное описание проекта по следующей

тематике: культура и искусство; общее образование; здравоохранение и

социальная помощь; интернациональная государственная политика. Сроков по

предоставлению проектов нет.

Кто принимает решение.

Каждая местная организация рассматривает потенциальные проекты и принимает

по ним решения. В случае сомнений филиалы обращаются за помощью в

центральный офис в Брюсселе, а если проект требует больших финансовых

средств, то в Европейское Сообщество.

Контактный адрес:

AT&T Regionaldirector,

Public Relations

Europe: Brut R. Wolder

AT&T (Europe)

1945, chaussee de Wavre

1160 Bruessel

Belgien

tel. +32 2 676 3580

fax +32 2 676 3074

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СВ. КИРИЛЛА И СВ. МЕФОДИЯ

Поддерживаются.

Стипендии студентам (в основном болгарским) для учёбы на родине или за

рубежом. Стипендии иностранным студентам, проходящим обучение в Болгарии.

Мероприятия в области культуры и искусства. Опубликование книг. Конференции

и семинары. Летние школы. Выставки.

Масштаб деятельности.

Болгария и другие страны.

Описание.

Фонд был организован в 1982 году под эгидой “Интернационального фонда

Людмилы Шивковой”, работает с 1990 года под названием “Интернациональный

Фонд св. Кирилла и св. Мефодия”. Фонд был организован по инициативе 160

выдающихся деятелей культуры, искусства и предпринимателей из 40 стран

мира. Фонд существует на средства от пожертвований фирм, организаций,

учреждений и физических лиц.

Цели.

Приобщение людей к европейскому культурному наследию и мировому опыту,

связанных с интеграцией Болгарии в новую Европу посредством обмена в

области образования между студентами и академиками. Поддержка инновационных

проектов, исследований в области культуры. Освоение культурного наследия

св. Кирилла и св. Мефодия.

Потенциальные кандидаты.

Как болгарские и интернациональные студенты, которые хотели бы участвовать

в международном обмене, так и организации в области культуры и искусства.

Порядок соискания.

Кандидаты должны прежде всего связаться с фондом и сообщить о своей

программе. Для каждой программы действует свой срок обращения. Кандидаты

должны предоставить письменную информацию о себе и своём проекте, указав

при этом, почему они обращаются за помощью к фонду, как представляют себе

финансирование и т. д.

Кто решает.

Отдельные соискатели проверяются экспертной комиссией, которая состоит из 5

специализированных комитетов (более чем 150 специалистов).

Контактный адрес:

Internationalle Stiftung

St. Cyril and St. Methodius

19 Oborishte Str.

Postfach 786

1504 Sofia

Bulgarien

tel. +359 2 43 01 63

fax +359 2 44 60 27

НЕМЕЦКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБМЕНА (DAAD)

Поддерживаются.

Культурные обмены, стипендии, исследования.

Всемирноизвестные иностранные художники приглашаются на срок от 6 месяцев

до одного года в Берлин.

Стипендии немецким и иностранным студентам и юным исследователям.

Программы культурного обмена университетских педагогов из Германии.

Программы культурного обмена между немецкими и иностранными студентами.

Краткосрочные посещения Германии юными специалистами.

Групповые посещения Германии студентами и специалистами.

Масштаб деятельности.

Страны всего мира

Описание.

DAAD был организован в 1923 году как организация содействия обмена с целью

повышения образования.

Цели.

DAAD поддерживает культурные обмены между специалистами, учителями и

молодыми студентами. Вместе с поддержкой культурных обменов, служба

пытается поддерживать исследовательскую деятельность и распространение

информации.

Потенциальные кандидаты:

В основном список кандидатов зависит от той или иной программы. Но основная

цель - раскрытие известных художников, иностранных студентов и юных

исследователей (как отдельных лиц так и групп).

Форма поддержки.

DAAD осуществляет финансирование программ, стипендий, культурных обменов из

своего годового бюджета в 364 млн. DM (это в точности средства земли в 1993

году).

Порядок соискания.

Потенциальные кандидаты обращаются в DAAD для того, чтобы получить

информацию об отдельных проектах. Так “Берлинская культурная программа

DAAD” создана для иностранных студентов, в то время как, например,

художественные стипендии в качестве поездок в Лондон и другие города

действительны только для немецких студентов.

Кто принимает решение.

Решение, относительно определения кандидатов определяется специалистами,

чьи рекомендации служат основой окончательного решения.

Контактный адрес:

Deutscher Akademischer

Austauschdienst (DAAD)

Kennedyallee 50

53175 Bonn

Deutschland

tel. +49 228 882 0

fax +49 228 882 444

(есть представительство

в Москве)

АМСТЕРДАМСКИЙ ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Поддерживаются.

Гранты на участие в курсах Летнего амстердамского Университета в сфере

менеджмента исполнительских искусств, исполнительского искусства

(хореография, режиссура фильма, театр, драматургия, музыка, пантомима),

история искусств, живопись, менеджмент киноискусства.

Масштаб деятельности.

Отдельные лица из любых стран (в основном Восточная и Западная Европа).

Цели.

Составление оригинальной учебной методики по искусству и науке, помощь в

налаживании интернациональных контактов, стимулирования “обмена мыслями”.

Потенциальные кандидаты.

Отдельные лица из Восточной и Западной Европы, которые не могут

самостоятельно оплатить стоимость курсов.

Критерии отбора.

Кандидаты должны обладать соответствующим опытом и талантом, быть уже

признанным или будущим профессионалом в области искусства.

Форма поддержки.

Стипендии покрывающие расходы стоимости курсов, размещения и

продовольственного снабжения.

Порядок соискания

Кандидаты отсылают заявку с описанием своей биографии и нынешнего

положения. Срок окончания приёма заявок - 1 июня каждого года.

Кто принимает решение.

Руководство Амстердамского Летнего Университета, и компетентный совет.

ФОНД АЛЕКСАНДРА ФОН ГУМБОЛЬДТА

Поддерживаются.

Стипендии им. Гумбольдта для высококвалифицированных академиков по любым

дисциплинам в возрасте до 40 лет из всех стран мира для осуществления

исследовательских работ в Германии (сроком от 1 года до 2 лет). Стипендии

для немецких высококвалифицированных академиков до 38 лет для проведения

исследований в других городах мира.

Стипендии и призы интернационально признанным иностранным академикам любых

дисциплин, из любых стран мира. Приглашения на работу в немецких

институтах.

Масштаб деятельности.

В странах всего мира.

Описание.

Фонд основан в 1860 году в Берлине с целью поддержки иностранной

исследовательской деятельности немецких профессоров. C 1925 года фонд начал

поддерживать и иностранных академиков, и докторов наук, которые проходили

обучение в Германии. В 1953 году возобновлённый фонд был снова призван к

деятельности. Его средства состояли из ассигнований Министерства

иностранных дел, Федерального министерства по исследованиям и технологиям,

Федерального министерства по науки и образованию и пожертвований частных

лиц.

Цели.

Фонд призван содействовать гражданам любого государства вне зависимости от

их политических и религиозных воззрений, национальности и пола для

проведения научных исследований на территории Германии и способствовать

общению между учёными всего мира.

Потенциальные кандидаты.

Закончившие академическое обучение, как правило, с учёной степенью

кандидата наук.

Иногда поддержку получают и научные учреждения. В любом случае они должны

обратиться непосредственно в фонд за информацией, который в последнее время

разрабатывает новую программу по содействию отдельным организациям.

Критерии отбора.

Основным критерием отбора является академические достижения кандидата. Нет

никаких квот по странам или дисциплинам, есть только для определённых

стипендий или премий возрастное ограничение. Исследования могут относиться

к любой области человеческой деятельности, но обязательно присутствие

научного подхода. Проекты в области искусства должны, например, быть

связаны с музыковедческой или театроведческой наукой.

Форма поддержки.

Стипендии и призы за научную деятельность. Расходы за год составляют сумму

в 40.159.815 Экю.

Порядок соискания.

Кандидаты не могут сами обратиться в фонд Гумбольдта. Они должны быть

рекомендованы немецким профессором. При этом кандидат никоим образом не

может быть принуждён работать в Германии. Кандидатуры могут предлагаться в

любое время.

Кто решает.

Решение зависит от выборного комитета фонда, который собирается 3 раза в

год, как правило март, июнь/июль, ноябрь. Для каждой программы существует

различные комитеты, состоящие обычно из немецких профессоров.

Контактный адрес:

Alexander-von-Humboldt-Stiftung

Jean-Paul-Strasse 12

53127 Bonn

Deutschland

tel. +49 228 833 0

fax +49 228 833 199

ФОНД ФРАНЦИИ

Поддерживаются

В Фонд Франции входит более чем 368 отдельных фондов. Основная задача

фонда - посредничество между художниками, которые предлагают на рынок

оригинальные произведения и организациями, которые в них нуждаются.

Средства всего фонда состоят из средств отдельных фондов, которые, в

основном, ищут области требующие поддержки и определяют вид поддержки

(премии, стипендии, пособия).

Масштаб деятельности.

Франция, Европа, развивающиеся страны.

Описание.

Фонд Франции был создан в 1969 году по инициативе генерала де Голя и Andre

Malraux, чтобы проводить в жизнь культурные и научные проекты в

общественных интересах. Особенность этого учреждения - гуманистическая,

общеполезная деятельность. Фонд свободен от религиозных и политических

предубеждений, независим от государства и является объектом частного права.

Фонд начал свою деятельность со стартовым капиталом в 3 млн. долларов и

превратился в один из самых могущественных финансовых институтов Франции.

Деятельность фонда финансируется за счёт пожертвований и средств,

переданных как наследство.

Цели.

Предоставление денежных средств для удовлетворения общественных

потребностей в многочисленных областях: борьба с бедностью и социальным

расслоением, помощь детям и престарелым-инвалидам, научные и медицинские

исследования, поддержка культуры и искусства, помощь странам “третьего

мира”, центральной и восточной Европы. Содействие отдельным лицам или

организациям, ведущим благотворительную деятельность и намеревающимся

создать собственный благотворительный фонд. Консультационные советы для

предпринимателей, жертвующих свои средства на развитие культуры.

Потенциальные кандидаты.

Организации, учреждения и физические лица.

Критерии отбора.

При распределении средств фонд руководствуется следующими приоритетами:

Общие блага: занятость рабочих мест, обеспечение жильём, проекты для

инвалидов и престарелых людей.

Здравоохранение: проекты, связанные с разработкой новых лекарственных

препаратов в области гомеопатии, нейробиологии и так далее.

Искусство и культура: музыка и реставрация исторических построек.

Развивающиеся страны: программы развития, преимущественно на Мадагаскаре и

Сенегале.

Центральная и Восточная Европа: развитие третичного сектора в Польше.

Фонд Франции поддерживает только ясно обоснованные проекты. Он не расходует

свои средства на техническое обслуживание и ремонт, капиталовооружённость,

дефициты общественных бюджетов.

Форма поддержки.

Средства, необходимые для проекта передаются по клиринговой системе

(посредничество через биржи).

Порядок соискания.

Сначала необходимо получить от головного фонда список учреждений с которыми

он в настоящее время работает. Затем надо вступить в контакт с теми, кто

работает в Вашем регионе и кто мог бы заинтересоваться подобным проектом и

предоставить информацию об идее проекта и необходимой сумме.

Кто определяет кандидатов.

Фонд Франции и местные филиалы (в данном регионе) проводят опросы между

организациями и определяют их потребности, предоставляя им информацию о

имеющихся кандидатах. В случае если организация удовлетворена предложением,

с соискателем заключается контракт.

Контактный адрес:

Fondation de France

40, avenue Hoche

75008 Paris

Frankreich

tel. +33 1 44 21 31 00

fax +33 1 44 21 31 01

-----------------------

[1] Здесь и далее понятие “художник” будет приводиться в широком смысле.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.