РУБРИКИ

Лев Карсавин

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Лев Карсавин

Лев Карсавин

ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

Лев Платонович Карсавин родился 1 декабря 1882г. в Санкт-Петербурге. В 1901

г., после окончания гимназии, Л. Карсавин поступил на историко-

филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где стал

учеником известного историка И. М. Гревса. В 1906 г., удостоенный золотой

медали за дипломное сочинение об эпохе падения Римской империи, Карсавин

был оставлен на кафедре общей истории для подготовки к преподавательской

деятельности. В 1910г. он сдал магистерские экзамены. В 1910—1912 гг.

Карсавин получив командировку за границу, работал в библиотеках Парижа,

Рима, Генуи и Флоренции. В 1912 г. была написана, а в 1913г. защищена

магистерская диссертация "Очерки религиозной жизни в Италии в XII—XIII

веках"; докторская диссертация "Основы средневековой религиозности в

XII—XIII веках, преимущественно в Италии" была опубликована в 1915 г. С

1913 г. Карсавин — профессор Историко-филологического института. Интересы

Карсавина тем временем все более перемещались из исторической науки, из

области медиевистики в сферы философии и богословия, о чем свидетельствуют

его сочинения: "Католичество" (1918), "Saligia" (1919) и др. С 1918г.

Карсавин был профессором Петербургского университета, а с 1920 по 1921 г. —

его ректором. Осенью 1922 г. вместе с другими деятелями науки и культуры

его выслали из Советской России на так называемом философском корабле. В

первой половине 20-х годов в Берлине были опубликованы превосходные работы

Карсавина — "Диалоги", "Джордано Бруно". "Философия истории" (1923), "О

началах (Опыт христианской метафизики)" (1925) и др.

С 1924 г. началось сближение Карсавина с евразийским движением. Переехав в

Париж в 1926 г., он участвовал в работе издательства и газеты "Евразия" и

так называемого Евразийского семинара, публикуя те свои социально-

философские и богословские сочинения, где воплощались главные идеи

евразийства.

В 1928 г. Карсавин принял приглашение Каунасского университета. заняв

кафедру всеобщей истории. Освоив литовский язык, он читал лекции по

всеобщей истории. В Литве вышли в свет важнейшие работы Карсавина — "О

личности" (1929), "Поэма о смерти" (1931). На литовском языке были написаны

шеститомная "Европейская история культуры" и статьи для Литовской

энциклопедии. В 1949 г. Карсавин был арестован и в 1950 г. сослан в лагерь

Абезь (Коми АССР), где 20 июля 1952 г. умер от туберкулеза.

Л. Карсавин – один из самых значительных мыслителей русского религиозного

ренессанса XX в. В центре его исторических, богословских, философско-

исторических исследований – проблемы Абсолюта и личности.

ФИЛОСОФИЯ АБСОЛЮТА

Л. Карсавин, как было сказано, начал свою научную деятель как историк. Его

интересы были направлены на изучение ересей и монашества в Италии и на юге

Франции в XII—XII вв. И вместе с тем исследования давнего прошлого были

объединены в его творчестве с попытками осмыслить исторические формы

отношений между Россией и Европой. Востоком и Западом. Ереси не случайно

так интересовали Карсавина: они свидетельствовали о внутреннем обновлении

христианства, что соответствовало общей тенденции «религиозного обновления"

в русской культуре XX в. Ключом для раскрытия этой проблематики Карсавин

считал понимание Абсолютного. Все находится в связи с Абсолютом, независимо

от того, как мы его понимаем и интерпретируем... "В противном случае

Абсолютное не было бы абсолютным, и религия опустилась бы до

бессодержательной игры слов". Исследователи выделяют четыре этапа

интерпретации Абсолютного у Карсавина.

Первый этап: становление понимания Абсолютного, анализ его свойств и

определений, как они возникли в истории богословия. Характерны в связи с

этим первые философские работы Карсавина "Saligia" (1919), "Глубины

сатанинские" (1922), "Noctes Petropolitanae (Петербургские ночи)" (1922).

Второй этап: Карсавин применил свое понимание Абсолюта к индивидууму,

социальным группам, нации, культуре, человечеству и истории. Это время

написания его важнейшей работы "Философия истории" (1923).

Третий этап по времени пересекается со вторым. Карсавин уточняет понимание

Абсолютного, расширяя и распространяя его на мировую историю. Русская

история предстает как необходимое и ценное звено истории мировой. Основная

работа этого периода - "Восток Запад и русская идея" (1922). В 1925—1929

гг. Карсавин пытался выделить именно евразийский элемент в русской истории,

признав его наиболее значимым.

Четвертый этап: попытки Карсавина применить интерпретацию Абсолютного для

онтологического понимания индивида и общества. Это означало метафизическое

углубление его философской системы и самого понимания Абсолютного. В этот

период были написаны лучшие произведения Карсавина — "О личности" (1922),

"О началах" (1925) и "Поэма о смерти" (1931).

Каковы главные идеи философии Абсолюта Карсавина?

В первой философской работе "Saligia" речь идет об абсолютности как

свойстве Бога в связи с другими его свойствами, например безусловностью. В

этом же сочинении появились темы, которые занимали Карсавина на протяжении

всего его творчества. Это анализ теизма и пантеизма. Философ отмежевывался

от обоих этих направлений, ибо считал, что они ограничивают, "умаляют"

(карсавинский термин) понимание Абсолюта. О теизме Карсавин писал: "Если

Бог — существо абсолютное... тварь, как нечто отличное от Бога.

существовать не может... Если же тварь существует как нечто отличное от

Бога, тогда она и независима от Бога, существуя в себе и через себя как

самобытие". И она, таким образом, умаляет абсолютность Бога. Итак,

ограничения абсолютности Бога через самобытие твари характеризует теизм.

Теистиеские культуры воплощают, по мнению Карсавина, антропоморфизм, т. е.

преувеличение роли человеческого начала. Усовершенствование земного

обустройства, его институтов становится самоцелью. Разделение истины на

божественную и земную порождает теории прогресса, релятивизм и

индивидуализм. Человек объявляется самодостаточным, что несет с собой

опасную духовную тенденцию.

В пантеизме, напротив, человек понимается как подчиненный Богу элемент

мира. Но с этим связан другой тип умаления Абсолюта. "Если Бог абсолютен, а

все — в том числе и так называемое тварное — Бог, Бог не может быть

абсолютным, ибо тогда Он изменяется и развивается". Интерпретируя себя как

"момент божественного", человек как бы соглашается на свое несовершенство.

Пантеистические культуры, согласно Карсавину, скорее воплощают равнодушие к

земному устройству. Оба типа умаления Абсолютного преодолеваются

христианством: история достигает полноты только в христианской культуре,

утверждает Карсавин. Ибо христианство преодолевает дуализм Бога и человека;

оно предлагает учение об Абсолютном, как бы превозмогающем разрыв между

Творцом и его творениями. Христианство создает учение о мире, "идею

Боговочеловечения, Боговоплощения и искупления". "Христианство завершает

пантеизм и теизм".

Карсавин прослеживает путь идеи Бога как Абсолюта. В работе "Глубины

сатанинские" он показывает, какое значение для религиозно-философских

учений имела идея триединства. "Первоначало, источник всего и в

космологическом и логическом смысле, едино по существу. но тройственно в

своих проявлениях, или модусах. Это - "Неминуемый", "Отец всяческого",

"Первый свет..." Правда, впоследствии идея триединства приобрела иной вид:

"Если человечество призвано к единству по образу Божественной личности, то

вся онтологическая структура человека и мира вообще должна исходить из

триединства". И если Карсавин толкует здесь понятия "Бог" и "Абсолют" как

синонимы, то позднее он пользуется преимущественно понятием "Абсолют".

В основе понимания Абсолютного у Карсавина лежит критически

интерпретированная онтологическая концепция Всеединства. Метафизика

Всеединства была в центре философских систем многих русских мыслителей: А.

С. Хомяков, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н.

Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский). Основная идея философии Всеединства

Карсавина состоит в обосновании божественности и многообразия,

плюралистичности как онтологического принципа целостного Вселенского и

человеческого бытия. «Абсолютное бытие…есть абсолютное совершенное

Всеединство. Оно – всё, что только существует, все и всяческое. И во

всяческом, в каждом Оно все, ибо всяческое не что иное. как его момент, в

Нем полный и совершенный. Абсолютное Всеединое не простая данность или

совершенство. Оно и акт и потенция, оно совершенное", — как говорил Николай

Кузанский».

Обоснование плюралистичности Абсолюта как Всеединства всех его моментов

становится в философии истории Карсавина исходным пунктом для интерпретации

мировой истории. Существование различных культур предстает как реализация

различных потенций Абсолюта и подчеркивает их само- и равноценность.

Карсавин обращается в особенности к отношению между Востоком и Западом,

между восточной и западной культурами. Россия для Карсавина есть прежде

всего часть христианского мира. Располагаясь между двумя культурными

"фронтами" и ориентируясь на Запад и Восток, Россия как раз и призвана

решить задачу объединения разнообразного, плюрального.

Единство должно осуществиться через воссоединение культур. Карсавин

формулирует задачу русской культуры следующим образом: “Задача православной

культуры и универсальна, и индивидуально-национальна. Эта культура должна

раскрыть, актуализировать, хранимые ею с VIII в. потенции, но раскрыть их

путем принятия актуализированного в западной культуре (в этом смысл

"европеизации") и восполнения этого принятого через свое. "Восполнение" —

это как раз национальная задача, без которой не бывает вселенской".

Карсавин говорит о "самоотдаче" и "самоутверждении" как принципах

реализации Всеединства. "Чтобы всецело принять и сделать собой чужое, надо

перестать быть самим собой, смириться и принести себя в жертву. Однако для

воссоединения не менее необходимо выразить себя и все свое". Эти идеи

Карсавина стали как бы прологом к его сотрудничеству с евразийцами.

Сотрудничество это оказалось временным. Попытки Карсавина дать евразийству

идеологическую платформу выявили слабость его теоретических позиций, что, в

частности, было связано с прославлением "идеократии", т. е. единой

государственной |идеологии и даже "творческого, народного" характера

русской революции.

Самым ценным вкладом Карсавина в философию XX в. была его концепция

личности, тесно связанная с темой Абсолюта.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

Эпиграфом к философии личности Карсавина могут служить следующие слова из

его книги "О личности": "В совершенстве своем все сущее лично". Карсавин —

персоналист в философии и богословии. Его философско-исторические

представления также основываются на идее всеединого субъекта. Субъект

исторического развития — всеединое человечество, "человечество как

конкретное всевременное и всепространственное единство всех своих моментов,

вплоть до условно последней, до конкретного индивидуума». Конкретного

индивида нельзя определить однозначно. У него много сторон и определений,

«качествований» по выражению Карсавина. «Я осознаю себя и как данное

качествование и как все другие качествования в возможности, которая не есть

отсутствие других качествований, но особого рода их присутствие, или

наличность, не простая чистая возможность их появления или моего

становления ими, не отвлеченное формальное их единство, но как бы

"стяженное" их единство, конкретно-реальное и в то же время не различенное

и дифференцировавшееся». К этим "качествованиям" относятся, в частности,

психические состояния — бодрствование, способность мыслить, печалиться,

рефлексировать и т.д.

Bсединый субъект находится в непосредственной связи с Абсолютом, с

идеальным. "Душа наша — момент Абсолютного, она развертывается в себе

самой, развертывает Абсолютное, как себя самое. Но Абсолютное в ней

стяженно".

Определив связь между всеединым субъектом и Абсолютом, Карсавин вводит

понятие "индивидуальность", мысля выявить отношение между субъектом и

"другим". Отношение между двумя субъектами Карсавин рассматривает как

отношение "себя" к "другому", "чужому". И только через это отношение

возможно определить субъект в качестве индивидуума.

Личность ~ центральное понятие в философской системе Каре вина. На его

фундаменте выстраивается понимание социальных целостностей - семьи,

социальной группы, нации, культуры, человечества. Все эти социальные

целостности — единицы — представляют, по Карсавину, высшие личности.

Индивид конкретизирует "качествования" таких личностей в себе. Он является

индивидуализирующим моментом "высшей личности". "Частное всеединство во

всеединой душе не может существовать вне общего, т. е. вне качествований

высшей индивидуальности... во всеединой душе все моменты равнозначны и

равноценны и все одинаково полны и едины в ней».

Диалектика общего, особенного и единичного возникает не из ничего, а дана

"существованием всего во всем". Индивид свободен в выборе качествований. Их

он может лишь актуализировать, а не творить. Итак, личность, можно понять

только лишь через ее отношение к высшей личности. Связь между индивидом и

высшей личностью фиксируется понятием "симфоническая личность". В концепции

личности Карсавин снова возвращается к принципу Триединства. Но теперь он

берется не столько как символ единства всего во всем, сколько как

динамический принцип с тройным диалектическим ритмом. Согласно формулировке

Карсавина, личность развертывается как "самоединство, саморазъединение,

самовоссоединение, именно в этом онтическом их порядке". Самоединство в

начале - неразъединенность всех определений, чистое единство как первый

способ бытия. Во втором способе бытия речь идет о множестве проявлений

моментов, которые непрерывным потоком как бы выходят из первого и наделяют

его определениями. Эта насыщенность моментами впадает не в бездонное ничто,

а в третий способ бытия, в «самовоссоединении" опять образует единство" (Г.

Веттер)».

Динамическую триединую структуру личности Карсавин накладывает на

христианское представление о человеке с его центральными понятиями любви и

жертвы. Вместе с тем его концепция личности – через тщательную проработку

темы смерти – приближается к экзистенциалистским трактовкам. Стремление из

себя к другому – своего рода отделение от себя, отъединение. Но «смерть

своего Я», добровольная его жертва – любовь – через принятие в себя чужого

Я - Есть и воссоединение со своим, Я-возрождение. Через самоотдачу и

воссоединение своего Я и принятия в себя другого Я, по Карсавину,

происходит совершенствование личности. Эта динамика включает элемент

свободы субъекта. Карсавин убедительно обосновывает свободную способность

человека через добровольное самоограничение включить в себя другое Я.

Подытожим главные идеи философии Л. Карсавина и его вклад в философскую

мысль XX в. Это:

. попытка предложить новую версию Абсолюта, прежде всего концепцию

онтологии, одновременно основанную на принципах множества, плюральности и

нерасторжимой целостности;

. толкование принципа троичности как непреходящей богословской и философско-

метафизической традиции, позволяющей на новом уровне культуры осмыслить

диалектику изначального «первоединства», его последующего

«саморазъединения» и необходимого «самовоссоединения»;

. использование принципа плюральности и цельности, их единства для

обоснования самоценности, уникальности и в то же время единства,

взаимозависимости культур, в том числе культур Запада и Востока;

. толкование судеб России и в контексте единых целей христианской культуры,

и в плане уникальной евразийской единящей миссии российской культуры;

. персоналистская теория, объединяющая основополагающий принцип личности с

идеей единого "личностного начала" везде и во всем: непосредственно в

мире человеческих индивидов и в социальном мире, где достоинство

личностного единства (симфонической личности) присваивается семье,

народу, человечеству как "всеединому, всепространственному и

всевременному субъекту", как способам проявления, актуализации "высшей

личности"


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.