РУБРИКИ

Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства

Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства

Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации

Иркутский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства

Выполнил:

студент I курса

специальность 130300

шифр 021047

Балтухаев В.К.

Иркутск, 2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ. 2

НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I. 2

КОДИФИКАЦИЯ. 4

СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. 5

РОСТ БЮРОКРАТИИ. 7

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. 9

УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН. 10

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ. 11

ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ 13

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 15

|ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ. |

| |

|Я сделаю краткий обзор главных явлений в царствование Николая, |

|ограничиваясь, впрочем, только событиями жизни правительственной и |

|социальной. С этими двумя процессами, изменением правительственного |

|порядка и перестройкой общественных отношений связаны все главнейшие |

|явления этого времени. |

|Царствование Николая обыкновенно считают реакцией, направленной не |

|только против стремлений, которые были заявлены людьми 14 декабря, но|

|и против всего предшествовавшего царствования. Такое суждение едва ли|

|вполне справедливо; предшествовавшее царствование в разное время |

|преследовало неодинаковые стремления, ставило себе неодинаковые |

|задачи. Как мы видели, в первую половину его господствовало |

|стремление дать империи политический порядок, построенный на новых |

|основаниях, а потом уже подготовить частные отношения, согласуя их с |

|новым политическим порядком; говоря проще, в первой половине |

|господствовала надежда, что можно дать стране политическую свободу, |

|сохранив на время рабство. Потом, когда обнаружилась нелогичность |

|этой задачи, надо было бы перейти от первой ее половины ко второй, |

|т.е. к предварительной перестройке частных общественных отношений; но|

|тогда уже не хватило энергии, и вторая задача разрешалась без надежды|

|и желания разрешить первую. Эту вторую задачу усвоил себе преемник |

|Александра. Отказавшись от перестройки государственного порядка на |

|новых основаниях, он хотел устроить частные общественные отношения, |

|чтобы на них можно было потом выстроить новый государственный |

|порядок. Я считаю царствование Николая прямым логическим продолжением|

|второй половины предшествовавшего царствования. Такая более скромная |

|задача царствования Николая I объясняется отчасти личными свойствами |

|нового императора. |

|НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I. |

| |

|Император Николай I родился в июне 1796 г., следовательно, за |

|несколько месяцев до смерти своей бабушки; он принадлежал вместе с |

|младшим братом Михаилом ко второму поколению сыновей Павла и получил |

|поэтому иное воспитание, непохожее на то, какое дано было старшим |

|братьям - Александру и Константину. Он воспитан был кое-как, совсем |

|не по программе Руссо. Третий брат готовил себя к очень скромной |

|военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не |

|давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он |

|даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году|

|его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду |

|одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка. |

|Вступление Николая I на престол, как мы знаем, было чистою |

|случайностью. Но, не имея серьезных занятий, великий князь каждое |

|утро проводил по скольку часов во дворцовых передних, теряясь в толпе|

|ждавших аудиенции или доклада. При нем, как при третьем брате, не |

|стеснялись; великий князь мог наблюдать людей в том виде, как они |

|держались в передней, т. е. в удобнейшем для их наблюдения виде. Он |

|здесь узнал отношения, лица, интриги и порядки, так как в той сфере, |

|где он вращался, интриги были синонимом порядка. Эти мелкие познания |

|очень понадобились ему на престоле; он вступил на престол с очень |

|скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его|

|старший брат. Вот почему он мог заглянуть на существующий порядок с |

|другой стороны, с какой редко удается взглянуть на него монарху. |

|Александр смотрел на Россию сверху, со своей философской политической|

|высоты, а, как мы знаем, на известной высоте реальные очертания или |

|неправильности жизни исчезают. Николай имел возможность взглянуть на |

|существующее снизу, оттуда, откуда смотрят на сложный механизм |

|рабочие, не руководствуясь идеями, не строя планов. |

|Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего|

|нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, |

|восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью |

|практического законодательства и все это делать без всякого участия |

|общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними |

|правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих |

|вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется,|

|понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, |

|консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика |

|нового царствования; поддержать существующее помощью чиновников - еще|

|так можно обозначить этот характер. |

|В первое время, может быть, под свежим впечатлением недавно пережитых|

|событий новый император был близок к мысли о реформах, но он поставил|

|себе ближайшей задачей предварительно войти в положение дел и |

|принялся усердно изучать самые грязные подробности. Он сам лично |

|ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в |

|какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем |

|почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В |

|губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой |

|ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например,|

|что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все|

|денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников |

|с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император |

|!!нашел!! два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. |

|человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными |

|учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки |

|неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав |

|неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их |

|под суд. |

|Чтобы поправить действие правительственного механизма, столь |

|расстроенного, составлена была комиссия, известная под именем |

|сенатора Энгеля. Комиссия должна была выработать проект нового |

|судебного устройства. Выработанный проект отличался очень |

|либеральными началами: уничтожалось тайное канцелярское производство,|

|вводилась несменяемость судей и более строгое распределение судебных |

|дел от административных. Император вполне одобрил эти проекты, но |

|нашел их более рассчитанными на будущее, чем на настоящее, и оставил |

|пх без последствии. В этом отношении императора к преобразовательным |

|проектам и выразилось основное начало, которым он руководился; он |

|одобрял все хорошие предложения, которые могли поправить .дело, но |

|никогда не решался их осуществить. Итак, поддерживать существующий |

|порядок - вот программа нового правительства. |

|КОДИФИКАЦИЯ. |

|Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было |

|дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса |

|работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть |

|выработан при указанной программе: если решено поддерживать |

|существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты |

|существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом |

|законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту|

|задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил |

|при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в |

|руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, |

|знакомого нам М.М. Сперанского. |

|Сперанский после ссылки был назначен пензенским губернатором, потом |

|генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект|

|нового ее устройства, с которым и приехал в Петербург в 1821 г. Его |

|оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним |

|влиянием; Николай решительно признавал его жертвою политических |

|интриг и при этом ссылался на признание своего старшего брата, будто |

|бы когда-то сказавшего ему, что он в долгу у Сперанского, что он |

|тогда не мог сладить с интригой, хотя знал, что обвинение, взводимое |

|на Сперанского, - клевета. Сперанский еще в 1811 г. начал каяться в |

|своих широких политических затеях, сознавая всю их преждевременность |

|и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную |

|административную школу, ибо что можно представить себе лучше для |

|назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство. |

|Сперанскому поручено было составление свода законов. Вылечившись от |

|затей, Сперанский сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в |

|короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной.|

|Прежде всего из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все |

|указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом |

|императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он |

|расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику |

|заглавие "Полное собрание законов Российской империи". Это сборник 45|

|громадных томов, каждый из которых не всякий осилит поднять. В этот |

|сборник вошло 30 920 номеров. Сборник, за составление которого |

|Сперанский принялся в 1826 г., издан был в 1830 с приложением |

|рисунков, табели и различных указаний. До сих пор это полное собрание|

|материалов остается основным для истории русского законодательства. |

|Это полное собрание законов он и положил в основание действующих |

|законов; из различных указаний он брал годные к действию узаконения, |

|облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со |

|ссылками на источник эти статьи расположил в систематическом порядке,|

|сводя их в особые уставы. Так составился "Свод законов Российской |

|империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. В большей части своего |

|состава этот памятник доселе остается действующим у нас кодексом. |

|"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом |

|порядке. В первых трех томах изложены законы "основные и |

|учредительные", т. е. определяющие пределы власти и порядок |

|делопроизводства правительственных учреждений, Государственного |

|совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В |

|дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы |

|"государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, |

|законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе|

|изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе |

|изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, |

|13 и 14-м) - законы "государственного благоустройства и благочиния", |

|т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот |

|строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового,|

|а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе.|

|Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком|

|много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток|

|свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения |

|присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше |

|100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на |

|подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого |

|кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную |

|мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и |

|приводить в порядок старое. |

|Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того, |

|Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных |

|законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12|

|томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов |

|Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать |

|руководством для деятельности правительственных учреждений. |

|СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. |

|Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться |

|правительственный порядок. Основания правительственного строя |

|остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без |

|всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм |

|центрального управления. Вот почему в его царствование создалось |

|громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, |

|либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой |

|необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для|

|каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль|

|этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.|

| |

|Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, император |

|должен был иметь собственную канцелярию; такая канцелярия и создана |

|была четырьмя отделениями под таким названием - Собственная его |

|величества канцелярия, существующая и доселе, только не в полном |

|комплекте отделений. Вот перечень этих отделений, который, может |

|быть, понадобится, чтобы увидеть, каким кругом дел хотел |

|непосредственно руководить носитель государственной власти. Первое |

|отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за |

|исполнением высочайших повелений; второе отделение образовалось из |

|бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов |

|и состояло под управлением Сперанского до смерти его в 1839 г.; |

|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением |

|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это |

|отделение упразднено); четвертое отделение управляло |

|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым |

|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство |

|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение |

|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка |

|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после. |

|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. |

|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, |

|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; |

|подверглось некоторым изменениям только управление сословное, |

|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями |

|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре |

|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; |

|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в |

|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по |

|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, |

|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например|

|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного |

|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. |

|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя|

|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником|

|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право |

|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, |

|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато |

|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении |

|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских |

|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший |

|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие |

|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в |

|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом |

|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую |

|собственность в губернии, получивший на действительной службе по |

|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским |

|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные |

|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было |

|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в |

|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех |

|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |

|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. |

|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, |

|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в |

|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян |

|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос |

|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |

|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и |

|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |

|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |

|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал |

|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана |

|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который |

|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|

|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское |

|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное |

|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и |

|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с |

|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном |

|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство |

|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским |

|орудием правительства. |

|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и |

|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |

|было равновесие между тем и другим; центральное управление было |

|страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие |

|канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы |

|представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в |

|учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все |

|дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные |

|центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты |

|десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны|

|были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из |

|центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую |

|возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить |

|дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной |

|администрации; все цели общественного порядка, который охранялся |

|администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа |

|бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко |

|на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем |

|правильный механизм, который без устали работал, но который был |

|гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и |

|колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной |

|деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем |

|менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием|

|его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, |

|за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство |

|делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на|

|всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и |

|предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка |

|стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и |

|выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что|

|Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид |

|представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это |

|царствование, т. е. как оно было тогда завершено. |

|РОСТ БЮРОКРАТИИ. |

|Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, |

|чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале |

|царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству |

|юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В |

|1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором |

|значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 |

|млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.|

|Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в |

|это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило |

|исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны |

|совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В |

|конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о |

|некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей, |

|не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до |

|нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для|

|доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти |

|бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в |

|Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело, |

|отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без|

|вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего |

|сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы|

|и извозчики. |

|Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих |

|рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества, |

|знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных |

|статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества; |

|можно только понять, чего стоило казне содержание этого |

|административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги, |

|чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,|

|как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным |

|чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы|

|найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только |

|добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам |

|раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные |

|казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше |

|миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той |

|администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких |

|сотнях тысяч листов. |

|КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. |

|Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и |

|бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов|

|внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел |

|смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести |

|его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами. В начале |

|царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском |

|населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы |

|прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо |

|заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой |

|перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов |

|помещикам, чтобы они соблюдали "законное и христианское обращение" с |

|крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в |

|первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые|

|бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у |

|императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г., беседуя с |

|Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в |

|кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он |

|собрал все бумаги, касающиеся процесса, "какой, - говорил Николай, - |

|я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить |

|крестьян по всей империи". Для разработки этого вопроса в продолжение|

|царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных |

|комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не |

|только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая |

|часть которых оставалась неосуществленной. |

|Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма |

|секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г. |

|составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения|

|"об устройстве всех состояний людей". Я сказал, что император сначала|

|не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал |

|проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден |

|был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в|

|1808 - 1809 гг. Проект этот был уже приготовлен для подписи, но |

|предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю |

|Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний |

|и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили |

|следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу. |

|Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах |

|состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии, |

|произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской|

|России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью |

|народонаселение простиралось до 52 млн. Сельское население |

|по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными |

|классами, именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных |

|крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым |

|благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и |

|заводам (по закону Петра 1721 г.). Крестьян государственных с |

|удельными считалось миллионов 17 или 18 [Как мы знаем, удельные |

|крестьяне образовались из прежних дворцовых по Учреждению об |

|императорской фамилии 1797 г.; этой фамилии отчислено известное |

|количество крестьян, по преимуществу дворцовых, которые и названы |

|были удельными]; последних, по VII ревизии, было слишком 1 млн. душ |

|обоего пола. Все цифры, которые я излагаю, означают души настоящие, а|

|не ревизские, т. е. души обоего пола. На все остальные классы, |

|следовательно, приходилось миллионов 9 - 10, считая здесь и военное; |

|духовенства в том числе считалось 272 тыс. Трудно определить |

|количество городского я, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и |

|ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс. |

|Если вы представите себе по этим цифрам, как расчисленно было |

|общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло. Высшие |

|сословия - гильдейские гражданские, гильдейские купцы, духовенство - |

|представляли в численном отношении маленькие неровности чуть заметные|

|нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и |

|пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения |

|была в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными|

|или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной |

|принцип, то и крестьяне относились к дворянским исправникам или |

|коронным чиновникам - становым - почти так же, как крепостные |

|крестьяне к своему господину. |

|Теперь представим, что все это сельское население в части своих дел |

|ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или |

|чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения |

|ведали свободными, только высшим сословием. Какой социальный материал|

|был у описанного сложного правительственного механизма, чем |

|собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный |

|совет, министерства и т. д.? Они правили ничтожной кучкой народа, |

|может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась |

|своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений. |

|Один администратор того времени, принявши в расчет численное |

|неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что |

|Русское государство по количеству свободных людей в 45 раз меньше |

|Франции. |

|УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН. |

|Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для |

|устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого |

|управления государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку |

|крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее |

|косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство, |

|которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом|

|для будущего устройства крепостных крестьян. Казенных крестьян, |

|сказал я, считалось тогда миллионов 17 - 16, если исключить из них |

|дворцовых. Кроме земель, которыми пользовались эти крестьяне, в |

|непосредственном обладании казны было еще множество ненаселенных |

|земель и лесов; такой считалось около 90 млн десятин, а казенного |

|леса - около 119 млн десятин. Прежде казенные крестьяне, как и земли |

|с лесами, ведались в особом департаменте министерства финансов; |

|теперь решено было выделить этот громадный государственный капитал в |

|особое управление. Министерство финансов, занятое другими делами и |

|преследовавшее одну цель - извлечение из всех статей наибольшего |

|дохода, не могло надлежавшим образом следить за бытом казенных |

|крестьян, вот почему они оставались без защиты в руках дворянской |

|администрации, которая эксплуатировала их в пользу помещичьих |

|крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности складывали на крестьян|

|казенных, щадя помещиков. Благодаря всему этому быт казенных крестьян|

|расстроился; они обеднели и стали тяжелым бременем на плечах |

|правительства. Каждый неурожай заставлял казну выдавать огромные |

|суммы на пропитание этих крестьян и на обсеменение полей. |

|Итак, казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели |

|своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства |

|крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и |

|крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был |

|администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором |

|того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей |

|нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего |

|царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в |

|Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных |

|крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое |

|министерство государственных имуществ, во главе которого он и был |

|поставлен. Для управления государственными имуществами на местах |

|созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с |

|идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою |

|доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего |

|ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о |

|большей части администраторов того времени. Он в короткое время |

|создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их |

|благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только |

|перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали |

|возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов - 1843 |

|г. и следующие - не только не потребовал ссуды государственным |

|крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного |

|капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали |

|самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало|

|то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого |

|были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю |

|крепостных крестьян. |

|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ. |

|Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного |

|закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля |

|1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону |

|землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с |

|земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, |

|плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на |

|быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом |

|немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость |

|отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать |

|действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его |

|несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны |

|все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить |

|постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной |

|инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по |

|добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в |

|постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти |

|условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны |

|были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но |

|лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на |

|землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную |

|власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и |

|трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, |

|сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от |

|обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от |

|ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в |

|неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев |

|рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики |

|сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного |

|права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на |

|волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, |

|разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со |

|свободными сходками и т.д. |

|Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля |

|1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему|

|дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К |

|тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр |

|министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал |

|закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на |

|крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят |

|ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с |

|крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно |

|привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и |

|губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали |

|указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане |

|воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, |

|чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика |

|воспользовались этим законом. |

|По крестьянскому вопросу издан был ряд других законов, которые частью|

|выработаны были комитетами. Я могу только перечислить важнейшие из |

|них; не определяя размера работ крестьян на землевладельцев, закон не|

|определял размера обязательного участка земли, какой должен помещик |

|давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о |

|трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере|

|обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда |

|происходили печальные недоразумения. В 1827 г. кой должен помещик |

|давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о |

|трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере|

|обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда |

|происходили печальные недоразумения. В 1827 г. брать в казенное |

|управление или же предоставлять таким крепостным крестьянам право |

|перечисляться в свободные городские состояния. Это был первый важный |

|закон, которым правительство наложило руку на дворянское право |

|душевладения. В 40-х годах издано было частью по внушению Киселева |

|еще несколько узаконений, и некоторые из них столь важны, как закон |

|1827 г. Так, например, в 1841 г. запрещено было продавать крестьян в |

|розницу; в 1843 г. запрещено было приобретать крестьян дворянам |

|безземельным; таким образом, безземельные дворяне лишались права |

|покупать и продавать крестьян без земли; в 1847 г. было предоставлено|

|министру государственных имуществ приобретать на счет казны население|

|дворянских имений. Киселев еще тогда представил проект выкупа в |

|продолжение 10 лет всех однодворческих крестьян, т. е. крепостных, |

|принадлежащих однодворцам, известному классу в южных губерниях, |

|которые соединили в себе некоторые права дворян с обязанностями |

|крестьян. (Платя подушную подать, однодворцы как потомки бывших |

|служилых людей сохранили право владеть крепостными.) Этих |

|однодворческих крепостных Киселев и выкупал по 1/10 доле в год. В том|

|же 1847 г. издано было еще более важное постановление, |

|предоставлявшее крестьянам имений, продававшихся в долг, выкупиться с|

|землею на волю. Наконец, 3 марта 1848 г. издан был закон, |

|предоставлявший крестьянам право приобретать недвижимую |

|собственность. |

|ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ |

|Легко заметить, какое значение могли получить все эти законы. До сих |

|пор в дворянской среде господствовал взгляд на крепостных крестьян, |

|как на простую частную собственность владельца наравне с землей, |

|рабочим инвентарем в т. д. Мысль, что такою собственностью не может |

|быть крестьянин, который платит государственную подать, несет |

|государственную повинность, например рекрутскую, - мысль эта |

|забывалась в ежедневных сделках, предметом которых служили крепостные|

|крестьяне. Совокупность законов, изданных в царствование Николая, |

|должна была коренным образом изменить этот взгляд; все эти законы |

|были направлены к тому, чтобы охранить государственный интерес, |

|связанный с положением крепостных крестьян. Право владеть крепостными|

|душами эти законы переносили с почвы гражданского права на почву |

|права государственного; во всех них заявлена мысль, что крепостной |

|человек не простая собственность частного лица, а прежде всего |

|подданный государства. Это важный результат, который сам по себе мог |

|бы оправдать все усилия, потраченные Николаем на разрешение |

|крестьянского вопроса. |

|Но был и другой столь важный результат, который вышел незаметно из |

|основной мысли закона 2 апреля 1842 г. Результат этот надо весь |

|поставить на счет графа Киселева. Закон просто говорил, что |

|землевладелец может входить с крестьянином в добровольное соглашение,|

|уступая ему право постоянного пользования землей на известных |

|условиях, после чего крестьянин переставал зависеть от |

|землевладельца, а последний освобождался от обязанностей, сопряженных|

|с владением крепостными; только это и говорил закон. Между тем можно |

|было посмотреть на закон и с другой стороны. Очевидно, личная свобода|

|приобреталась крестьянином даром, без выкупа; закон молча вошел в |

|действующее законодательство. Помещики, говоря о неудаче закона, |

|смеялись над ним, но они не заметили, какой переворот совершился в |

|законодательстве; свобода крестьянской личности, следовательно, не |

|оплачивалась; а мы помним, как государственные люди, даже очень |

|умные, вроде адмирала Мордвинова, таксировали крестьянскую личность, |

|назначая известную сумму за возраст. Как скоро молчаливо было |

|признано законом это начало, тотчас же из закона могли вывести, что |

|личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, |

|что их связывают отношения к земле, с которой нельзя согнать большую |

|часть государственных плательщиков. На почве закона 1842 г. только и |

|стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит, |

|что крестьяне получают личную свободу "без выкупа". Повторяю, что |

|этот закон надо отнести весь на счет графа Киселева. |

|Итак, в царствование Николая законодательство о крепостном праве |

|стало на новую почву и достигло важного результата - общего |

|молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная |

|собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в |

|праве, но не в положении крестьян. Законодательство при этом могло |

|достигнуть и практических результатов, и эти результаты вышли бы из |

|законодательства Николая, если бы законы применялись иначе. Однако в |

|нашей внутренней истории XIX в. нет ничего любопытнее применения |

|законов о крепостных крестьянах в царствование Николая, ничто так не |

|наводит на размышление о свойстве государственного порядка. Приведу |

|отдельный случай. Мы видели, какое важное значение имеет закон 1827 |

|г. о четырех с половиною десятинах земли; этот закон был внесен в |

|первое издание Свода законов. После Сперанского второе отделение |

|Собственной е. в. канцелярии издавало второе издание Свода законов. |

|Заглянули в него: закона 1827 г. нет как нет; он не был отменен, а |

|просто пропал без вести, как пропало известное дело об откупщике. |

|Можно понять, какое важное значение мог бы иметь закон 8 октября 1847|

|г., предоставлявший крестьянам имений, продававшихся с публичного |

|торга, выкупаться с землей: две трети дворянских имений состояли в |

|неоплатных долгах казенным учреждениям. Сумма этих долгов близко |

|подходила к миллиарду. Собственно говоря, освобождение крестьян можно|

|было бы совершить чисто финансовой операцией, назначив срок для |

|уплаты долгов, н потом конфисковать имения, как они конфискуются и |

|теперь частными банками. Но не хотели прибегать к такой политической |

|стратегеме, пользуясь затруднительным положением дворянства. Имений, |

|которые продавались с публичного торга, было множество, но, чтобы |

|крестьяне могли выкупаться, нужно было устроить удобный для них |

|порядок аукциона, устроить известный порядок оповещения крестьян о |

|продаже, наконец, устроить им возможность получать ссуды (редкое |

|имение могло тотчас собрать достаточное количество своих денег), |

|ничего этого не было предусмотрено. Закон просто был брошен в |

|аукционную залу, со всех сторон полились представления о |

|затруднениях, какие встречались при применении закона. Правительство |

|могло поступить двояко: сознавая недостаток выработанного закона, оно|

|могло гласно отменить его; сознавая пользу этого закона, оно могло |

|развить и поправить его; то и другое оно могло сделать по праву, ибо |

|каждое правительство может и отменить закон и поправить его, |

|сознаваясь в ошибке; все это в порядке вещей. Поступили иначе. |

|Высочайшая власть не отменяла закона, но через несколько месяцев |

|вышло новое издание Свода законов; закона 8 октября там не оказалось.|

|Имения продавали с торгов, крестьяне обращались с ходатайством к |

|правительству; им говорили, что закона об этом нет, им показали |

|издание, и просители не находили его там. Высшая власть не отменяла |

|закона; бюрократия, устроенная для установления строгого порядка во |

|всем, представляла единственное в мире правительство, которое крадет |

|у народа законы, изданные высшей властью; этого никогда не было ни в |

|одну эпоху, кроме царствования Николая, и, вероятно, никогда не |

|повторится. |

|Точно так же разделан был закон 1848 г., предоставлявший крестьянам |

|право приобретать недвижимую собственность. Он был так выражен, что |

|крестьяне отказались от пользования этим законом. Крестьяне могли |

|приобретать недвижимую собственность с согласия помещика; они должны |

|были заявлять помещику свое желание и возможность приобрести |

|собственность: землевладелец мог и отказать в этом согласии, то он |

|знал, что у крестьянина есть капитал, и, пользуясь своим правом, миг |

|отнять его или мог дать согласие на покупку собственности, а потом |

|взять у крестьянина, ибо оставалась еще в полном действии статья, |

|которая гласила, что крестьянин не имеет права начинать иск. Значит, |

|закон одной рукой давал сословию право, а другой подчинял пользование|

|этим правом безграничному произволу. |

|Так умела выражать мысли верховной власти тогдашняя бюрократия; |

|выразив столь своеобразно мысль закона, она тем самым отменила |

|высочайшую волю. Это нужно знать, чтобы понять печальную |

|справедливость слов императора, который сказал, что империей правит |

|столоначальник. Благодаря недостатку решительности все |

|законодательство Николая о крестьянах осталось без практических |

|последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно |

|объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность; даже |

|крепостники-землевладельцы удивились. Среди толков, вызванных законом|

|2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, |

|которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас |

|мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая|

|может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с |

|землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. |

|Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить|

|это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого |

|возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против |

|освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и |

|последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются|

|недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы |

|которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство|

|при Николае внушало более страха чем при Александре. Рассматривая |

|бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в |

|начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа |

|Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди|

|того времени вовсе не считали его средой, способной дать |

|правительству оппозицию. |

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

В.О. Ключевский. Лекция LXXXV. Царствование Николая I. http://www.rus-

sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic7.htm#3

http://ok.zhitinsky.spb.ru/library/katz/trakta19.htm

Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I // Новая и Новейшая История. –

2001. – № 1,2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.