РУБРИКИ |
Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства |
РЕКЛАМА |
|
Император Николай I: Политика бюрократического реформаторстваИмператор Николай I: Политика бюрократического реформаторстваМосковский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Иркутский филиал КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства Выполнил: студент I курса специальность 130300 шифр 021047 Балтухаев В.К. Иркутск, 2002 г. ОГЛАВЛЕНИЕ: ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ. 2 НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I. 2 КОДИФИКАЦИЯ. 4 СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. 5 РОСТ БЮРОКРАТИИ. 7 КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. 9 УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН. 10 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ. 11 ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ 13 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 15 |ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ. | | | |Я сделаю краткий обзор главных явлений в царствование Николая, | |ограничиваясь, впрочем, только событиями жизни правительственной и | |социальной. С этими двумя процессами, изменением правительственного | |порядка и перестройкой общественных отношений связаны все главнейшие | |явления этого времени. | |Царствование Николая обыкновенно считают реакцией, направленной не | |только против стремлений, которые были заявлены людьми 14 декабря, но| |и против всего предшествовавшего царствования. Такое суждение едва ли| |вполне справедливо; предшествовавшее царствование в разное время | |преследовало неодинаковые стремления, ставило себе неодинаковые | |задачи. Как мы видели, в первую половину его господствовало | |стремление дать империи политический порядок, построенный на новых | |основаниях, а потом уже подготовить частные отношения, согласуя их с | |новым политическим порядком; говоря проще, в первой половине | |господствовала надежда, что можно дать стране политическую свободу, | |сохранив на время рабство. Потом, когда обнаружилась нелогичность | |этой задачи, надо было бы перейти от первой ее половины ко второй, | |т.е. к предварительной перестройке частных общественных отношений; но| |тогда уже не хватило энергии, и вторая задача разрешалась без надежды| |и желания разрешить первую. Эту вторую задачу усвоил себе преемник | |Александра. Отказавшись от перестройки государственного порядка на | |новых основаниях, он хотел устроить частные общественные отношения, | |чтобы на них можно было потом выстроить новый государственный | |порядок. Я считаю царствование Николая прямым логическим продолжением| |второй половины предшествовавшего царствования. Такая более скромная | |задача царствования Николая I объясняется отчасти личными свойствами | |нового императора. | |НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I. | | | |Император Николай I родился в июне 1796 г., следовательно, за | |несколько месяцев до смерти своей бабушки; он принадлежал вместе с | |младшим братом Михаилом ко второму поколению сыновей Павла и получил | |поэтому иное воспитание, непохожее на то, какое дано было старшим | |братьям - Александру и Константину. Он воспитан был кое-как, совсем | |не по программе Руссо. Третий брат готовил себя к очень скромной | |военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не | |давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он | |даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году| |его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду | |одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка. | |Вступление Николая I на престол, как мы знаем, было чистою | |случайностью. Но, не имея серьезных занятий, великий князь каждое | |утро проводил по скольку часов во дворцовых передних, теряясь в толпе| |ждавших аудиенции или доклада. При нем, как при третьем брате, не | |стеснялись; великий князь мог наблюдать людей в том виде, как они | |держались в передней, т. е. в удобнейшем для их наблюдения виде. Он | |здесь узнал отношения, лица, интриги и порядки, так как в той сфере, | |где он вращался, интриги были синонимом порядка. Эти мелкие познания | |очень понадобились ему на престоле; он вступил на престол с очень | |скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его| |старший брат. Вот почему он мог заглянуть на существующий порядок с | |другой стороны, с какой редко удается взглянуть на него монарху. | |Александр смотрел на Россию сверху, со своей философской политической| |высоты, а, как мы знаем, на известной высоте реальные очертания или | |неправильности жизни исчезают. Николай имел возможность взглянуть на | |существующее снизу, оттуда, откуда смотрят на сложный механизм | |рабочие, не руководствуясь идеями, не строя планов. | |Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего| |нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, | |восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью | |практического законодательства и все это делать без всякого участия | |общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними | |правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих | |вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется,| |понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, | |консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика | |нового царствования; поддержать существующее помощью чиновников - еще| |так можно обозначить этот характер. | |В первое время, может быть, под свежим впечатлением недавно пережитых| |событий новый император был близок к мысли о реформах, но он поставил| |себе ближайшей задачей предварительно войти в положение дел и | |принялся усердно изучать самые грязные подробности. Он сам лично | |ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в | |какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем | |почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В | |губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой | |ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например,| |что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все| |денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников | |с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император | |!!нашел!! два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. | |человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными | |учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки | |неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав | |неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их | |под суд. | |Чтобы поправить действие правительственного механизма, столь | |расстроенного, составлена была комиссия, известная под именем | |сенатора Энгеля. Комиссия должна была выработать проект нового | |судебного устройства. Выработанный проект отличался очень | |либеральными началами: уничтожалось тайное канцелярское производство,| |вводилась несменяемость судей и более строгое распределение судебных | |дел от административных. Император вполне одобрил эти проекты, но | |нашел их более рассчитанными на будущее, чем на настоящее, и оставил | |пх без последствии. В этом отношении императора к преобразовательным | |проектам и выразилось основное начало, которым он руководился; он | |одобрял все хорошие предложения, которые могли поправить .дело, но | |никогда не решался их осуществить. Итак, поддерживать существующий | |порядок - вот программа нового правительства. | |КОДИФИКАЦИЯ. | |Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было | |дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса | |работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть | |выработан при указанной программе: если решено поддерживать | |существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты | |существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом | |законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту| |задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил | |при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в | |руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, | |знакомого нам М.М. Сперанского. | |Сперанский после ссылки был назначен пензенским губернатором, потом | |генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект| |нового ее устройства, с которым и приехал в Петербург в 1821 г. Его | |оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним | |влиянием; Николай решительно признавал его жертвою политических | |интриг и при этом ссылался на признание своего старшего брата, будто | |бы когда-то сказавшего ему, что он в долгу у Сперанского, что он | |тогда не мог сладить с интригой, хотя знал, что обвинение, взводимое | |на Сперанского, - клевета. Сперанский еще в 1811 г. начал каяться в | |своих широких политических затеях, сознавая всю их преждевременность | |и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную | |административную школу, ибо что можно представить себе лучше для | |назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство. | |Сперанскому поручено было составление свода законов. Вылечившись от | |затей, Сперанский сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в | |короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной.| |Прежде всего из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все | |указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом | |императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он | |расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику | |заглавие "Полное собрание законов Российской империи". Это сборник 45| |громадных томов, каждый из которых не всякий осилит поднять. В этот | |сборник вошло 30 920 номеров. Сборник, за составление которого | |Сперанский принялся в 1826 г., издан был в 1830 с приложением | |рисунков, табели и различных указаний. До сих пор это полное собрание| |материалов остается основным для истории русского законодательства. | |Это полное собрание законов он и положил в основание действующих | |законов; из различных указаний он брал годные к действию узаконения, | |облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со | |ссылками на источник эти статьи расположил в систематическом порядке,| |сводя их в особые уставы. Так составился "Свод законов Российской | |империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. В большей части своего | |состава этот памятник доселе остается действующим у нас кодексом. | |"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом | |порядке. В первых трех томах изложены законы "основные и | |учредительные", т. е. определяющие пределы власти и порядок | |делопроизводства правительственных учреждений, Государственного | |совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В | |дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы | |"государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, | |законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе| |изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе | |изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, | |13 и 14-м) - законы "государственного благоустройства и благочиния", | |т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот | |строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового,| |а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе.| |Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком| |много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток| |свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения | |присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше | |100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на | |подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого | |кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную | |мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и | |приводить в порядок старое. | |Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того, | |Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных | |законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12| |томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов | |Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать | |руководством для деятельности правительственных учреждений. | |СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. | |Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться | |правительственный порядок. Основания правительственного строя | |остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без | |всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм | |центрального управления. Вот почему в его царствование создалось | |громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, | |либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой | |необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для| |каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль| |этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.| | | |Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, император | |должен был иметь собственную канцелярию; такая канцелярия и создана | |была четырьмя отделениями под таким названием - Собственная его | |величества канцелярия, существующая и доселе, только не в полном | |комплекте отделений. Вот перечень этих отделений, который, может | |быть, понадобится, чтобы увидеть, каким кругом дел хотел | |непосредственно руководить носитель государственной власти. Первое | |отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за | |исполнением высочайших повелений; второе отделение образовалось из | |бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов | |и состояло под управлением Сперанского до смерти его в 1839 г.; | |третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением | |начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это | |отделение упразднено); четвертое отделение управляло | |благотворительными воспитательными заведениями, начало которым | |положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство | |императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение | |собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка | |управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после. | |ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. | |Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, | |даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; | |подверглось некоторым изменениям только управление сословное, | |дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями | |1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре | |Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; | |при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в | |местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по | |учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, | |служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например| |губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного | |характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. | |предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя| |в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником| |от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право | |выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, | |несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато | |было ограничено право участия дворянства в губернском управлении | |установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских | |съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший | |штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие | |дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в | |съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом | |имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую | |собственность в губернии, получивший на действительной службе по | |крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским | |выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные | |дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было | |двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в | |собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех | |делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые | |имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. | |десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, | |кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в | |губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян | |имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос | |через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так | |чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и | |выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. | |усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой | |дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал | |по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана | |поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который | |назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского| |собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское | |управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное | |управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и | |ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с | |коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном | |управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство | |стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским | |орудием правительства. | |Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и | |губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено | |было равновесие между тем и другим; центральное управление было | |страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие | |канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы | |представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в | |учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все | |дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные | |центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты | |десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны| |были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из | |центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую | |возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить | |дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной | |администрации; все цели общественного порядка, который охранялся | |администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа | |бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко | |на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем | |правильный механизм, который без устали работал, но который был | |гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и | |колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной | |деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем | |менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием| |его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, | |за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство | |делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на| |всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и | |предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка | |стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и | |выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что| |Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид | |представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это | |царствование, т. е. как оно было тогда завершено. | |РОСТ БЮРОКРАТИИ. | |Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, | |чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале | |царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству | |юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В | |1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором | |значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 | |млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.| |Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в | |это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило | |исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны | |совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В | |конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о | |некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей, | |не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до | |нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для| |доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти | |бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в | |Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело, | |отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без| |вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего | |сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы| |и извозчики. | |Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих | |рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества, | |знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных | |статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества; | |можно только понять, чего стоило казне содержание этого | |административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги, | |чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,| |как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным | |чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы| |найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только | |добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам | |раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные | |казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше | |миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той | |администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких | |сотнях тысяч листов. | |КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. | |Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и | |бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов| |внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел | |смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести | |его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами. В начале | |царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском | |населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы | |прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо | |заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой | |перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов | |помещикам, чтобы они соблюдали "законное и христианское обращение" с | |крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в | |первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые| |бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у | |императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г., беседуя с | |Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в | |кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он | |собрал все бумаги, касающиеся процесса, "какой, - говорил Николай, - | |я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить | |крестьян по всей империи". Для разработки этого вопроса в продолжение| |царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных | |комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не | |только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая | |часть которых оставалась неосуществленной. | |Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма | |секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г. | |составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения| |"об устройстве всех состояний людей". Я сказал, что император сначала| |не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал | |проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден | |был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в| |1808 - 1809 гг. Проект этот был уже приготовлен для подписи, но | |предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю | |Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний | |и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили | |следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу. | |Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах | |состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии, | |произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской| |России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью | |народонаселение простиралось до 52 млн. Сельское население | |по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными | |классами, именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных | |крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым | |благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и | |заводам (по закону Петра 1721 г.). Крестьян государственных с | |удельными считалось миллионов 17 или 18 [Как мы знаем, удельные | |крестьяне образовались из прежних дворцовых по Учреждению об | |императорской фамилии 1797 г.; этой фамилии отчислено известное | |количество крестьян, по преимуществу дворцовых, которые и названы | |были удельными]; последних, по VII ревизии, было слишком 1 млн. душ | |обоего пола. Все цифры, которые я излагаю, означают души настоящие, а| |не ревизские, т. е. души обоего пола. На все остальные классы, | |следовательно, приходилось миллионов 9 - 10, считая здесь и военное; | |духовенства в том числе считалось 272 тыс. Трудно определить | |количество городского я, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и | |ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс. | |Если вы представите себе по этим цифрам, как расчисленно было | |общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло. Высшие | |сословия - гильдейские гражданские, гильдейские купцы, духовенство - | |представляли в численном отношении маленькие неровности чуть заметные| |нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и | |пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения | |была в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными| |или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной | |принцип, то и крестьяне относились к дворянским исправникам или | |коронным чиновникам - становым - почти так же, как крепостные | |крестьяне к своему господину. | |Теперь представим, что все это сельское население в части своих дел | |ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или | |чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения | |ведали свободными, только высшим сословием. Какой социальный материал| |был у описанного сложного правительственного механизма, чем | |собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный | |совет, министерства и т. д.? Они правили ничтожной кучкой народа, | |может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась | |своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений. | |Один администратор того времени, принявши в расчет численное | |неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что | |Русское государство по количеству свободных людей в 45 раз меньше | |Франции. | |УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН. | |Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для | |устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого | |управления государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку | |крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее | |косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство, | |которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом| |для будущего устройства крепостных крестьян. Казенных крестьян, | |сказал я, считалось тогда миллионов 17 - 16, если исключить из них | |дворцовых. Кроме земель, которыми пользовались эти крестьяне, в | |непосредственном обладании казны было еще множество ненаселенных | |земель и лесов; такой считалось около 90 млн десятин, а казенного | |леса - около 119 млн десятин. Прежде казенные крестьяне, как и земли | |с лесами, ведались в особом департаменте министерства финансов; | |теперь решено было выделить этот громадный государственный капитал в | |особое управление. Министерство финансов, занятое другими делами и | |преследовавшее одну цель - извлечение из всех статей наибольшего | |дохода, не могло надлежавшим образом следить за бытом казенных | |крестьян, вот почему они оставались без защиты в руках дворянской | |администрации, которая эксплуатировала их в пользу помещичьих | |крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности складывали на крестьян| |казенных, щадя помещиков. Благодаря всему этому быт казенных крестьян| |расстроился; они обеднели и стали тяжелым бременем на плечах | |правительства. Каждый неурожай заставлял казну выдавать огромные | |суммы на пропитание этих крестьян и на обсеменение полей. | |Итак, казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели | |своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства | |крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и | |крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был | |администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором | |того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей | |нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего | |царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в | |Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных | |крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое | |министерство государственных имуществ, во главе которого он и был | |поставлен. Для управления государственными имуществами на местах | |созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с | |идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою | |доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего | |ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о | |большей части администраторов того времени. Он в короткое время | |создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их | |благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только | |перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали | |возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов - 1843 | |г. и следующие - не только не потребовал ссуды государственным | |крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного | |капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали | |самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало| |то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого | |были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю | |крепостных крестьян. | |ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ. | |Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного | |закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля | |1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону | |землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с | |земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, | |плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на | |быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом | |немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость | |отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать | |действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его | |несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны | |все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить | |постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной | |инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по | |добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в | |постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти | |условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны | |были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но | |лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на | |землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную | |власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и | |трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, | |сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от | |обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от | |ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в | |неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев | |рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики | |сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного | |права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на | |волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, | |разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со | |свободными сходками и т.д. | |Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля | |1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему| |дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К | |тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр | |министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал | |закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на | |крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят | |ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с | |крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно | |привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и | |губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали | |указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане | |воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, | |чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика | |воспользовались этим законом. | |По крестьянскому вопросу издан был ряд других законов, которые частью| |выработаны были комитетами. Я могу только перечислить важнейшие из | |них; не определяя размера работ крестьян на землевладельцев, закон не| |определял размера обязательного участка земли, какой должен помещик | |давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о | |трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере| |обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда | |происходили печальные недоразумения. В 1827 г. кой должен помещик | |давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о | |трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере| |обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда | |происходили печальные недоразумения. В 1827 г. брать в казенное | |управление или же предоставлять таким крепостным крестьянам право | |перечисляться в свободные городские состояния. Это был первый важный | |закон, которым правительство наложило руку на дворянское право | |душевладения. В 40-х годах издано было частью по внушению Киселева | |еще несколько узаконений, и некоторые из них столь важны, как закон | |1827 г. Так, например, в 1841 г. запрещено было продавать крестьян в | |розницу; в 1843 г. запрещено было приобретать крестьян дворянам | |безземельным; таким образом, безземельные дворяне лишались права | |покупать и продавать крестьян без земли; в 1847 г. было предоставлено| |министру государственных имуществ приобретать на счет казны население| |дворянских имений. Киселев еще тогда представил проект выкупа в | |продолжение 10 лет всех однодворческих крестьян, т. е. крепостных, | |принадлежащих однодворцам, известному классу в южных губерниях, | |которые соединили в себе некоторые права дворян с обязанностями | |крестьян. (Платя подушную подать, однодворцы как потомки бывших | |служилых людей сохранили право владеть крепостными.) Этих | |однодворческих крепостных Киселев и выкупал по 1/10 доле в год. В том| |же 1847 г. издано было еще более важное постановление, | |предоставлявшее крестьянам имений, продававшихся в долг, выкупиться с| |землею на волю. Наконец, 3 марта 1848 г. издан был закон, | |предоставлявший крестьянам право приобретать недвижимую | |собственность. | |ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ | |Легко заметить, какое значение могли получить все эти законы. До сих | |пор в дворянской среде господствовал взгляд на крепостных крестьян, | |как на простую частную собственность владельца наравне с землей, | |рабочим инвентарем в т. д. Мысль, что такою собственностью не может | |быть крестьянин, который платит государственную подать, несет | |государственную повинность, например рекрутскую, - мысль эта | |забывалась в ежедневных сделках, предметом которых служили крепостные| |крестьяне. Совокупность законов, изданных в царствование Николая, | |должна была коренным образом изменить этот взгляд; все эти законы | |были направлены к тому, чтобы охранить государственный интерес, | |связанный с положением крепостных крестьян. Право владеть крепостными| |душами эти законы переносили с почвы гражданского права на почву | |права государственного; во всех них заявлена мысль, что крепостной | |человек не простая собственность частного лица, а прежде всего | |подданный государства. Это важный результат, который сам по себе мог | |бы оправдать все усилия, потраченные Николаем на разрешение | |крестьянского вопроса. | |Но был и другой столь важный результат, который вышел незаметно из | |основной мысли закона 2 апреля 1842 г. Результат этот надо весь | |поставить на счет графа Киселева. Закон просто говорил, что | |землевладелец может входить с крестьянином в добровольное соглашение,| |уступая ему право постоянного пользования землей на известных | |условиях, после чего крестьянин переставал зависеть от | |землевладельца, а последний освобождался от обязанностей, сопряженных| |с владением крепостными; только это и говорил закон. Между тем можно | |было посмотреть на закон и с другой стороны. Очевидно, личная свобода| |приобреталась крестьянином даром, без выкупа; закон молча вошел в | |действующее законодательство. Помещики, говоря о неудаче закона, | |смеялись над ним, но они не заметили, какой переворот совершился в | |законодательстве; свобода крестьянской личности, следовательно, не | |оплачивалась; а мы помним, как государственные люди, даже очень | |умные, вроде адмирала Мордвинова, таксировали крестьянскую личность, | |назначая известную сумму за возраст. Как скоро молчаливо было | |признано законом это начало, тотчас же из закона могли вывести, что | |личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, | |что их связывают отношения к земле, с которой нельзя согнать большую | |часть государственных плательщиков. На почве закона 1842 г. только и | |стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит, | |что крестьяне получают личную свободу "без выкупа". Повторяю, что | |этот закон надо отнести весь на счет графа Киселева. | |Итак, в царствование Николая законодательство о крепостном праве | |стало на новую почву и достигло важного результата - общего | |молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная | |собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в | |праве, но не в положении крестьян. Законодательство при этом могло | |достигнуть и практических результатов, и эти результаты вышли бы из | |законодательства Николая, если бы законы применялись иначе. Однако в | |нашей внутренней истории XIX в. нет ничего любопытнее применения | |законов о крепостных крестьянах в царствование Николая, ничто так не | |наводит на размышление о свойстве государственного порядка. Приведу | |отдельный случай. Мы видели, какое важное значение имеет закон 1827 | |г. о четырех с половиною десятинах земли; этот закон был внесен в | |первое издание Свода законов. После Сперанского второе отделение | |Собственной е. в. канцелярии издавало второе издание Свода законов. | |Заглянули в него: закона 1827 г. нет как нет; он не был отменен, а | |просто пропал без вести, как пропало известное дело об откупщике. | |Можно понять, какое важное значение мог бы иметь закон 8 октября 1847| |г., предоставлявший крестьянам имений, продававшихся с публичного | |торга, выкупаться с землей: две трети дворянских имений состояли в | |неоплатных долгах казенным учреждениям. Сумма этих долгов близко | |подходила к миллиарду. Собственно говоря, освобождение крестьян можно| |было бы совершить чисто финансовой операцией, назначив срок для | |уплаты долгов, н потом конфисковать имения, как они конфискуются и | |теперь частными банками. Но не хотели прибегать к такой политической | |стратегеме, пользуясь затруднительным положением дворянства. Имений, | |которые продавались с публичного торга, было множество, но, чтобы | |крестьяне могли выкупаться, нужно было устроить удобный для них | |порядок аукциона, устроить известный порядок оповещения крестьян о | |продаже, наконец, устроить им возможность получать ссуды (редкое | |имение могло тотчас собрать достаточное количество своих денег), | |ничего этого не было предусмотрено. Закон просто был брошен в | |аукционную залу, со всех сторон полились представления о | |затруднениях, какие встречались при применении закона. Правительство | |могло поступить двояко: сознавая недостаток выработанного закона, оно| |могло гласно отменить его; сознавая пользу этого закона, оно могло | |развить и поправить его; то и другое оно могло сделать по праву, ибо | |каждое правительство может и отменить закон и поправить его, | |сознаваясь в ошибке; все это в порядке вещей. Поступили иначе. | |Высочайшая власть не отменяла закона, но через несколько месяцев | |вышло новое издание Свода законов; закона 8 октября там не оказалось.| |Имения продавали с торгов, крестьяне обращались с ходатайством к | |правительству; им говорили, что закона об этом нет, им показали | |издание, и просители не находили его там. Высшая власть не отменяла | |закона; бюрократия, устроенная для установления строгого порядка во | |всем, представляла единственное в мире правительство, которое крадет | |у народа законы, изданные высшей властью; этого никогда не было ни в | |одну эпоху, кроме царствования Николая, и, вероятно, никогда не | |повторится. | |Точно так же разделан был закон 1848 г., предоставлявший крестьянам | |право приобретать недвижимую собственность. Он был так выражен, что | |крестьяне отказались от пользования этим законом. Крестьяне могли | |приобретать недвижимую собственность с согласия помещика; они должны | |были заявлять помещику свое желание и возможность приобрести | |собственность: землевладелец мог и отказать в этом согласии, то он | |знал, что у крестьянина есть капитал, и, пользуясь своим правом, миг | |отнять его или мог дать согласие на покупку собственности, а потом | |взять у крестьянина, ибо оставалась еще в полном действии статья, | |которая гласила, что крестьянин не имеет права начинать иск. Значит, | |закон одной рукой давал сословию право, а другой подчинял пользование| |этим правом безграничному произволу. | |Так умела выражать мысли верховной власти тогдашняя бюрократия; | |выразив столь своеобразно мысль закона, она тем самым отменила | |высочайшую волю. Это нужно знать, чтобы понять печальную | |справедливость слов императора, который сказал, что империей правит | |столоначальник. Благодаря недостатку решительности все | |законодательство Николая о крестьянах осталось без практических | |последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно | |объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность; даже | |крепостники-землевладельцы удивились. Среди толков, вызванных законом| |2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, | |которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас | |мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая| |может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с | |землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. | |Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить| |это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого | |возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против | |освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и | |последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются| |недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы | |которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство| |при Николае внушало более страха чем при Александре. Рассматривая | |бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в | |начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа | |Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди| |того времени вовсе не считали его средой, способной дать | |правительству оппозицию. | ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: В.О. Ключевский. Лекция LXXXV. Царствование Николая I. http://www.rus- sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic7.htm#3 http://ok.zhitinsky.spb.ru/library/katz/trakta19.htm Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I // Новая и Новейшая История. – 2001. – № 1,2 |
|
© 2000 |
|