РУБРИКИ

Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов

Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов

| |

40-50 годы XIX века один из самых интересные периодов в истории

России. Восстание декабристов 1825 года положило начало, если можно так

выразится, «революционному» периоду истории. Несомненно, такая политическая

ситуация отразилась в трудах великих ученых, писателей второй половины

девятнадцатого века.

Александр Иванович Герцен – одна из тех величественных фигур русской

культуры ХIХ века, значение которых как-то трудно измерить только

сотворённым ими. Герцен фигура многогранная, можно бесконечно говорить о

нем не только как о писателе, но и как о революционере и ученом.

Родившийся в знаменательном для России 1812 году, Герцен, сын знатного

русского дворянина, годом своего духовного пробуждения назвал 1825-й – а

именно казнь только вступившим на трон императором Николаем пятерых

участников восстания декабристов.

Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен завершил четырехлетний курс

обучения в Московском университете и "за отличные успехи и поведение" был

утвержден кандидатом физико-математических наук . Перед молодым выпускником

открывался путь к успешной научной карьере, однако судьба Герцена сложилась

иначе. Через год после окончания университета его арестовали за участие в

"тайном обществе" и после 9-месячного тюремного заключения отправили в

ссылку, продлившуюся в общей сложности до 1842 г.

Период после ссылки стал наиболее плодотворным в жизни Герцена. Он

стал именно тем человеком к которому прислушивались в России. Его

революционно-просветительские издания – альманах «Полярная звезда» (на

обложке изображены профили казнённых декабристов) и газета «Колокол», – как

и собственные произведения, издавались нелегально, и каждый прогрессивно

настроенный россиянин, не говоря уже о революционной молодёжи, считал за

долг и честь быть с ним знакомым.

В то время Герцен был западником «русским европеистом». Однако в

последующем его надежды на революцию в Европе и идеализирование сельской

общины, в которой ему мерещился зародыш будущего коммунизма, рассеялись.

Он не раз высказывал своё кредо на страницах публицистических работ,

и в предназначенном для самого себя дневнике 1842–1845 годов.

Собственно, и политические взгляды Герцена вырастали из этого его

кредо, согласно которому человек не просто имеет право, но обязан

пробиваться к истине, отбрасывая путы прежних готовых воззрений, чтобы

обрести подлинное “я”. Его жизнь кажется сегодня необычайно насыщенной не

только событиями, но и творчеством, политической деятельностью, общением. И

всё пережитое пропускалось Герценом через “горнило сознания”, глубоко

обдумывалось и облекалось в слово

Но главным для самого Герцена в годы его духовного становления было

стремление “доработаться” до себя, понять своё собственное назначение,

чтобы как можно полнее выразить свою личность.

К сожалению, Герцена нередко отодвигают на второй план – как в истории

отечественной словесности, так и в истории отечественной мысли, как будто

этот гигант не сделал столь много для русской культуры и литературы.

Умер Герцен в 1870 году.

В сущности, Герцен был человеком 30-х годов, то есть принадлежал к той

плеяде “русских мальчиков”, к которой могут быть причислены Н.В. Станкевич,

Т.Н. Грановский, И.В. Киреевский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский и другие.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский

революционер, один из видных представителей революционного народничества и

анархизма. Искренняя и страстная вражда ко всякому угнетению и готовность

жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к нему

симпатии многих революционно и демократически настроенных людей.

Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика

принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое

начальное образование и воспитание.

Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша едет экзамены и поступает

в Петербургское военное училище. Завершив учебу Бакунин, как и Герцен

довольно скоро почувствовал, что образ жизни и карьера военного офицера

не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год

уходит в отставку.

Последующие годы Бакунин посвятил филосовскому самообразованию и

провел большей частью в Москве.

Формировании политических взглядов Бакунина происходило в обстановке

напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием

декабристов. Уже в первых его проглядывает самостоятельное политическое

мышление.

С именем Бакунина М.А. связано зарождение и распространение идей так

называемого коллективистского анархизма Бакунинская политическая теория

вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего

движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата

на общенациональной политической сцене (Парижская комунна 1871 года во

Франции).

Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения

эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест

против религии.

Анархические взгляды Бакунина и его сторонников в Интернационале

привели к исключению их в 1872 году из рядов организации.

В анархическом идеале Бакунина причудливо переплелись традиции

просветительства с идеями русского утопического крестьянского социализма.

Ко времени окончательного перехода русского революционера на позиции

анархического социализма, в самом анархическом течении в странах

капиталистической Европы уже наметилось несколько идейных направлений,

преимущественно мирных по своим целям и средствам. Анархизм все больше

становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.

В процессе выработки своей политической программы Бакунин использовал

не только политико-организационный опыт, но и идейное наследие

прошлого и это не оставалось незамеченным современниками.

Таким образом вопрос о происхождении и историческом развитии

анархистских идей и взглядов не является столь простым, как его

изображают буржуазные интерпретаторы и сами анархисты.

В целом между Герциным и Бакуниным, много общего, оба дворяне. Свои

теории основывали на теориях декабристов. Но в последующем пути расходятся.

Если Герцен был социалистом, то Бакунин развил свои теории в анархизм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. История СССР, изд.-2, М, “Мысль”, 1983 год.

2. Прокофьев В. А. Герцен. 2-е изд. М., 1987.

3. Большая советская энциклопедия.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.