РУБРИКИ

Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .

1 Роль детской литературы в воспитании детей

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и

дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны

, что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем

ничего не читать . »

Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое

ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства

, эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть

общей литературы , но она специфична . Детская литература является

средством воспитания, формирования личности ребенка .

« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить

в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература

особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и

литературными детскими книгами »

Начальные педагогические требования Белинского - уважение к

ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает

идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать

возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные

возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .

« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека .

Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его

отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть

дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не

осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только

слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях

чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру;

заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды ,

не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения

и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с

самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из

первейших элементов человечности … развивайте также в них и

эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного ,

великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на

степени животного … »

« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало

художественную книгу . »

Книги для детей должны быть источником высоко -

художественного, эстетического , нравственного воспитания .

« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей

каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек

и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства

бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно

быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство

предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и

жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и

не понял и не узнал ее .…

Преимущественное развитие чувства дает им полноту ,

гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством

страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви ,

как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все

это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в

повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых

одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким ,

свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они

могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных

средств для воспитания . »

« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »

2 Познавательное значение детских книг .

Тематика научно - познавательной литературы

для детей .

В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения

идеалистическими системами в первый период своей деятельности к

материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим

меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал

воспитания человека .

Выяснив народность произведений великих русских писателей

Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно

обосновал идею народности воспитания .

« Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас

из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об

исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого

понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе ,

Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше

общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и

национальные явления .

Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в

план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд

важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики ,

тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг

рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как

Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский ,

Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно -

познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного ,

всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как

наука о жизни ».

«… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей ,

только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом - то и

заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной ,

чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …

»

« … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими

горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса

физической природы , потом явления растительного и , наконец ,

животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст

простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и

т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и

в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких

системах … »

3 Расширение круга детского чтения .

Выделение основных читательско - возрастных групп .

Борьба за расширение круга для детского чтения позволила

Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение

самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей

, продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать

для детей .

По сути дела это так же была борьба за реализм детской

литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию

нового русского читателя .

Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству

для маленького читателя - непосредственное восприятие .

«… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем

на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все

нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ;

дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны

, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем

ничего не читать .

Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для

всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже

практические , житейские мысли облачены в такие пленительные

поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа

; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько

душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так

прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен

детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту

превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных

сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при

высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности

, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе

нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать

им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском

пленнике » изображение черкесских нравов , в

« Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми

костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы ,

появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений

Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра

Великого » , « Зимний вечер » ,

« Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых

« Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут

, но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но

больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова

, сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует

на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой

еще настанет свое время , свой черед .

Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в

план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей

каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек

и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

элементов человеческого духа , - развитие чувства любви и чувство

бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно

быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими

сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , «

Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки

Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод

немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной

способности в детях через постепенное восхождение от легких к более

трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта

достигается благодаря хорошему составлению книги . »

Главные доводы Белинского при определении круга детского

чтения : связь с жизнью , непременная художественность ,

« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания ,

простота и , наконец , « истинная народность » .

4 Требования Белинского к детским писателям.

« … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут

требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много ,

много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа

благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная

; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и

не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия ,

способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не

говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,

особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для

воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека

.

… Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в

числе других необходимых условий , для образования писателя для детей

: через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В

детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый

посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром

действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и

логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки .

Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы

. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему

фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах ,

привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность

бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя

удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся

неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами ,

надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и

иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с

детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в

прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески

простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют

занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней

участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной

радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною

доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на

Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских

праздников » нужно и для детской литературы. Да - много , очень много

условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются .

»

Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику

» , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по

« единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими

моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и

органически вытекать из « дела » , выявляться в

« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах

, а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения ,

проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .

« … Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно

склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель

таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .

… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу

книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы

мечтою в светлые годы своего младенчества .

Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и

резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они

хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас

наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое,

доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к

рассказам , не чувствительное , а чувствующее .

… Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться

первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого

полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который

есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и

действительностью .

… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте ,

что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше

сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в

детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими

старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть

дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара

требуем мы от воспитания и детской литературы .

… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план

воспитания , как одна из важнейших его сторон …

5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя

.

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и

старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также .

Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать

дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать

: первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так ,

например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство

изящного , как один из элементов человечности .

Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и

несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не

юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и

плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность ,

пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой

деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни ,

которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .

Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .

Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только

изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть

преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов ,

доказательств и логической последовательности , ему нужны образы ,

краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым

необходимым и могущественным помощником при учении …

… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть

самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки

… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца

переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них ,

как музыка . »

2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов

реалистического искусства в детской литературе .

« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ?

- Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями .

Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах

действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить

в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют

необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться

дать им хорошее направление и сообщить характер доброты ,

откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать

всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами ,

которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не

думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом

стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое

хорошее действие награждается …»

Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное

воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны

идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее

отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача

писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности

. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных

детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому

те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и

отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное

подчинение авторитету - родителей , наставников .

« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и

полезно только то сочинение для детей , которое может занимать

взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как

литературное произведение , писанное для всех … »

3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских

книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов

вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен

отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »

.

« Детские книги должны отличаться особенною легкостью ,

чистотою и правильностью языка …

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная

книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для

взрослых …

Книга должна быть написана просто , умело , без излишних

потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в

перспективе , обличающей память , переданы с живостью и

увлекательностью …

Целью детских книжек должно быть не столько занятие

детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных

привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство

бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно

быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство

предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и

не узнал ее . »

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской речи .

Подражание и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей

планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной

системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое

изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми

оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов ,

приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под

непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из

величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает

основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный

зубрила , а как поэт .

У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что

создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а ,

напротив , очень метки , изящны , естественны :

« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » -

всеобщий .

Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова ,

которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим (

обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам

, которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » -

можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )

Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного

словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те

детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .

Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов .

Ребенок называет лошадку -

« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее

уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - «

одуван » .

Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала

в испуге :

- Мама , мама , какой ползук !

Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего

словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет

услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница

) .

Такое неосознанное словесное творчество - один из самых

изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он

направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить

созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те

ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом

усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом

работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии

со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве

копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои

усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими

поколениями взрослых языковое богатство .

С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время

гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность

утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел

основными принципами родного языка .

Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о

его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой

всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое

слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами ,

которые даны ему взрослыми .

Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы

возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во

всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют

ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном

слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике

, их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .

2. Леля называет сухарик - кусариком .

* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и

творчества .

Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

3. Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».

4. Властелин души моей - « Пластилин души моей » .

5. Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой

будешь » .

Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного

слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой

новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка )

качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены (

язык - лизык , слюнка - плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .

Действенность .

Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы

исключительно со стороны действия .

6. « строганок » - то , чем строгают

7. « копатка » - то , чем копают

8. « лизык » - то , что лижет

9. « колоток » - то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета .

Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую »

речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место

динамику .

5. Завоевание грамматики .

За - вы - на - рас - об

Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не

хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится

создавать свои собственные .

10. - часы часикают

11. - я намакаронился

12. - видишь , как я хорошо приудобился

13. - погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно

тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок

поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка .

Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за

рамки общенациональных языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни

вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно

угадывает значение каждой из них .

14. Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя - нельзя

Любопытная особенность детских приставок : они никогда не

срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше ,

чем взрослый .

15. - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

16. - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !

17. - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

18. - Я не черепаха , я черепах .

19. - Синица - синиц .

20. - Русалка - русал .

Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи

детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось

присущее детям чутье языка .

21. - Червячее яблоко

22. - Клевачий петух

23. - Махучий хвост

Скрещивание слов

24. - Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны (

блестящая и чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую

глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому

развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с

самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им

взрослые .

25. - Начальная школа - это где начальники учатся ?

Типичные ошибки детей

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются

притяжательные .

26. - Этажерка - эта жерка , та жерка

27. - Табуретка - та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы

разноспрягаемых глаголов .

28. - Папа воевает

29. - Мы сплим

30. - Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один

единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою

целая фраза .

31. - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то

странно себя вести )

32. - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами ,

словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами

предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с

конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против

наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом

корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам «

бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок

протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем

подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает

двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он

забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им

речений .

И в том , и в другом случае основные законы установленной,

выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если

же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того ,

чтобы вступиться за эти законы .

33. - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно

присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл

которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не

обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача

не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по

вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими

ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,

пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он

принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер

, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,

отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые

пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его

имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

Фонетика

Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же

сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной

конструкции .

35. Кооператив :

пиф

пиф - пиф

апиф

39. капиф

40. каапиф

41. патиф

42. копатиф

43. кооператив

Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения

сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери

что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,

что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке

, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,

преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует

утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -

дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими

собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону

ребенка преждевременно » .

Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок

бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без

фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание

новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых

химических соединениях - все это продукты фантазии .

Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в

окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его

почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за

справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней

минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего

возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая

пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто

не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее

, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития

период .

Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы

развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой

мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .

Основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников.

Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка

совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к.

слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и

всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за

справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии

малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и

заключается основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою

воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека

волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого ,

переживать чужую судьбу , как свою .

Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,

укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность

сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не

человек .

Только эта способность , привитая с самого раннего детства и

доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и

будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,

Горьких …

7. Специфика детского словотворчества .

Роль игровых стихов в творчестве ребенка

« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в

окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и

что именно в интересах реалистического воспитания детей следует

культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен

ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе

реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и

успешнее всего именно при посредстве фантастики .

44. жабы по небу летают

45. рыбы по полю гуляют

46. мыши кошку изловили …

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на

минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам

несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В

русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер

игры в обмолвку :

47. Полтора молока чистого кувшина .

48. Гладь , из - под собаки лают ворота .

49. Мужик схватил собаку и давай бить палку

Существует немало детских стихов , которые являются продуктами

игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра

мыслительная , игра ума .

50. Будем кушать на диване , а спать на столе .

51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .

52. Возьмем дверь и откроем ключ .

Это проявление детского юмора и в то же время познавательное

отношение к миру .

Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на

каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому

ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих

причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо

давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры

ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему

для ориентации в жизни .

Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот

накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки

и новые способности .

Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так

» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее

укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую

ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и

неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем

уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую

ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не

обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне

моря я не стану искать землянику . »

В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное

значение игры в перевертыши .

В перевертышах можно выделить следующие разделы :

1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества

большого : - комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются

качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )

3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел

лапти )

4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на

голову )

5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )

6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )

7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают

ворота )

Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не

наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив ,

способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе

такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах ,

управляющих миром реальным .

Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое ,

когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой

неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему

добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из

непосредственных задач воспитания .

Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком

усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает

не последнее место .

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у

каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его

антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году

жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .

При этом , конечно , возможны такие ошибки :

53. Вчера была сырая погода

54. А разве сегодня вареная ?

55. Это вода стоячая

56. А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками

по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении

детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по

звуку :

57. Расскажи начало , а кончала не надо .

58. Две открытки и одна закрытка

59. Желток - белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они

облегчают речь ребенка .

Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова ,

принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом

систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .

60. Генералы - сухопутные ,

61. Адмиралы - воднопутные

Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И

когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :

62. Вот туда , где вода ,

63. Вот туда , где вода .

64. Это разве ложка ?

65. Это просто кошка .

Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени

всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются

длительным играм в созвучия :

66. Галюнчик , малюнчик .

67. Галюха , малюха .

Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт

этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и

продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается

ребенком как игра .

Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно

явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .

68. Я не танк волоку ,

69. Я в галопию скаку !

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и

плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него

самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства

.

На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу

переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :

70. Лежит рядочком с брюквой

71. И кажется , вот - вот

72. От счастья громко хрюкнет

73. И хвостиком махнет .

Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное

выражение их чувств и мыслей .

2 Заповеди для детских поэтов .

Основополагающие принципы , положенные в основу

заповедей .

1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу ,

которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно

поставлен знак равенства между детьми и народом .

Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по

словарю и по дикции .

Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с

непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет

полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным

писателям все лучшие детские книги .

Это детские стихотворения Некрасова , детские книги

Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача

писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не

только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо

знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их ,

влиять , формировать как личность .

2 . Образность и действенность

74. 1 заповедь - графичность .

Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе ,

а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо

мышлению младших детей свойственна образность .

« Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот задом наперед .

А за ним комарики на воздушном шарике . »

75. 2 заповедь - наивысшая смена образов .

Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину

своей эффективности .

« Муха криком кричит ,

Надрывается ,

А злодей молчит ,

Ухмыляется . »

76. 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .

Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть

тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих

стихах были песни и пляски .

« И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит :

Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »

4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .

Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия

фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

« Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть .

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть ? »

3 . Музыка

78. 5 заповедь - повышенная музыкальность .

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность ,

текучесть звуков .

« Курица - красавица у меня жила ,

Ах , какая умная курица была . »

4 . Рифмы . Структура стихов .

79. 6 заповедь

Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком

расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу

.

« И сейчас же к нему из - за елки

Выбегают мохнатые волки :

« Садись , Айболит , верхом ,

Мы живо тебя довезем ! »»

80. 7 заповедь

Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны

быть главными носителями смысла всей фразы .

« Таня - Ваня задрожали -

Бармалея увидали .

Он по Африке идет ,

На всю Африку поет : … »

81. 8 заповедь

Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной

жизнью и составлять отдельный организм .

« Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало .

Глянул заинька в окно ,

Стало заиньке темно . »

5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .

82. 9 заповедь

Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по -

настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое

чередование событий .

« У меня зазвонил телефон .

- Кто говорит ?

- Слон .

- Откуда ?

- От верблюда .

- Что вам надо ?

- Шоколада . »

83. 10 заповедь

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей

.

« Дон , дон , дон , дон !

Загорелся кошкин дом … »

6 . Игровые стихи

84. 11 заповедь

Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших

и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен

играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют

не только вещами но и произносимыми звуками .

« Жила - была мышка Мауси .

И вдруг , увидела Котауси .

У Котауси злые глазауси

И злые - презлые зубауси . »

12 заповедь

Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .

13 заповедь

В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к

ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим

« взрослым » ощущениям и мыслям .

Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -

помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем

постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию

великих поэтов » .

3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »

В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит

тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в

то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей

и животных ) .

Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты

, ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к

поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества

характеризующие большинство героев сказок Чуковского .

Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных

живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .

Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно

следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком ,

эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же

время она оказывает большое воспитательное значение .

Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :

1 . Соблюдена графичность и образность .

« Но вот перед ним море -

Бушует , шумит на просторе .

А в море высокая ходит волна ,

Сейчас Айболита проглотит она …

Но тут выплывает кит :

« Садись на меня , Айболит ,

И , как большой пароход ,

Тебя повезу я вперед ! » »

2. Наивысшая смена образов

« Мы живем на Занзибаре ,

В Калахари и Сахаре ,

На горе Фернандо - По ,

Где гуляет Гиппо - попо

По широкой Лимпопо » .

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение

постоянного движения .

« И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала : « Ай , ай !

Мой зайчик попал под трамвай !

Он бежал по дорожке ,

И ему перерезало ножки ,

И теперь он больной и хромой ,

Маленький заинька мой ! »

Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то

действовать , чем то помочь .

4 . Подвижность и переменчивость ритма .

« Но вот , поглядите , какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится .

На птице , глядите , сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит :

« Да здравствует милая Африка ! » »

5 . Музыкальность поэтической речи .

« Вот и Гиппо , вот и Попо ,

Гиппо - попо, Гиппо - попо !

Вот идет Гиппопотам .

Он идет от Занзибара ,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он , и поет он :

« Слава , слава Айболиту !

Слава добрым докторам ! » »

Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .

6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .

« И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет , и хохочет ,

Будто кто ее щекочет .

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются , заливаются -

Так , что дубы сотрясаются . »

7 . Каждая строка живет собственной жизнью .

« Добрый доктор Айболит !

Он под деревом сидит .

Приходи к нему лечиться

И корова , и волчица ,

И жучок , и червячок ,

И медведица !

Всех излечит , исцелит

Добрый доктор Айболит ! »

8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .

« « Что такое ? Неужели

Ваши дети заболели ? » -

« Да - да - да ! У них ангина ,

Скарлатина , холерина ,

Дифтерит , аппендицит ,

Малярия и бронхит !

Приходите же скорее ,

Добрый доктор Айболит ! » »

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .

9 . Стихи не загромождены прилагательными .

« Ладно , ладно , побегу ,

Вашим детям помогу .

Только где же вы живете ?

На горе или в болоте ? »

10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .

« И встал Айболит , побежал Айболит ,

По полям , по лесам , по лугам он бежит .

И одно только слово твердит Айболит :

« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »

11 . Присутствует игра .

« И бежит Айболит к бегемотикам ,

И хлопает их по животикам ,

И всем по порядку

Дает шоколадку ,

И ставит и ставит им градусники !

И к полосатым

Бежит он тигрятам ,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам ,

И каждого гоголем ,

Каждого моголем ,

Гоголем - моголем ,

Гоголем - моголем ,

Гоголем - моголем потчует . »

12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .

« Десять ночей Айболит

Не ест , не пьет и не спит ,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники . »

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .

« И тут же страусята

Визжат , как поросята ,

Ах , жалко , жалко , жалко

Бедных страусят !

И корь и дифтерит у них ,

И оспа и бронхит у них ,

И голова болит у них ,

И горлышко болит . »

Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои

заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети ,

и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря

высокому мастерству и таланту великого поэта .


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.