РУБРИКИ |
Энгельс краткая биография |
РЕКЛАМА |
|
Энгельс краткая биографияЭнгельс краткая биографияБиография Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в семье текстильного фабриканта. Отец Энгельса, Фридрих Энгельс, сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс учился в городской школе, в 1834 поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Энгельс оказала его мать — Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству. Молодость В гимназии Энгельс с увлечением изучал историю, иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты. В 1837 по настоянию отца Энгельс, не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. В 1838 отец направил Энгельса в Бремен для службы в торговой фирме, но Энгельс большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом. На военной службе В Бремене Энгельс систематически знакомится с иностранной прессой, читает оппозиционную литературу, распространяет её среди друзей, примыкает к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». С 1839 Энгельс стал сотрудничать в её печатном органе «Telegraph fur Deutschland», регулярно публикуя статьи, в которых проявил себя как революционный демократ. Уже в «Письмах из Вупперталя» (1839) Энгельс выступил против пиетизма и религиозного фанатизма, а также эксплуатации, нищеты и духовной темноты рабочего населения его родного города. Письма к гимназическим друзьям братьям Ф. и В. Греберам (1838-41) являются ещё одним свидетельством формирования революционно-демократических воззрений молодого Энгельса. В них, как и в статьях «Реквием для немецкой „Adeiszeitung“», «Эрнст Мориц Арндт» (1840) и других, он открыто заявил о своих революционных настроениях. В 1839 г. Энгельс знакомится с философией Гегеля. Критикуя его консервативные политические воззрения, Энгельс вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля. В сентябре 1841 Энгельс приехал в Берлин отбывать воинскую повинность. Он уже был известен поэтическими и литературно-публицистическими произведениями (под псевдонимом Ф. Освальд), составил либретто оперы «Кола ди Риенцо» (1840-41). В свободное от военной службы время Энгельс посещал лекции в Берлинском университете, усиленно занимался философией, сблизился с младогегельянцами, делавшими из философии Гегеля радикальные и атеистические выводы. Прусское правительство, напуганное выступлениями младогегельянцев, решило пригласить для чтения лекций в Берлинский университет Шеллинга. Энгельс решительно выступает против Шеллинга статьями и брошюрами (1841-42), среди которых наибольшую известность приобрела работа «Шеллинг и откровение». В них Энгельс публично заявил о своих атеистических воззрениях и критиковал не только Шеллинга, но и консервативные политические взгляды Гегеля. Иррационализму Шеллинга Энгельс противопоставил философские воззрения Л. Фейербаха, влияние материалистических взглядов которого он испытал. Но в основном Энгельс стоит ещё на идеалистических позициях, разделяет теорию самосознания Б. Бауэра. Вместе с тем Энгельс существенно отличается от младогегельянцев активной политической деятельностью, понимая необходимость поддержки оппозиционной буржуазии в её борьбе против абсолютизма. В октябре 1842 Энгельс окончил военную службу и вернулся в Бармен. Его отец, желая оторвать сына от его радикально настроенных друзей, отправил Энгельса в Манчестер, где находилась фабрика «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой он был. По дороге в Великобританию Энгельс в Кельне посетил редакцию «Рейнской газеты», активным сотрудником которой он являлся в течение полугода. Здесь Энгельс впервые встретился с Марксом — главным редактором газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве английского корреспондента. Переезд в Великобританию стал значительной вехой в жизни Энгельса. Уже в первых своих английских статьях в «Рейнской газете» (ноябрь — декабрь 1842) он подчёркивает, что Великобритания стоит перед социальной революцией, решающей силой которой будет пролетариат. В Великобритании Энгельс окончательно становится социалистом. Он знакомится с лидерами чартистского движения (Дж. Гарни, Дж. Лич), сотрудничает в печатном органе чартистов «The Northern Star», присутствует на рабочих собраниях и митингах, становится членом чартистской партии. Одновременно он изучает произведения Р. Оуэна и его учеников, посещает заседания их социалистических клубов. В Манчестере Энгельс познакомился с ирландской работницей Мэри Берне, ставшей впоследствии его женой. В Великобритании Энгельс окончательно переходит от идеализма к материализму, причём существенную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Фейербаха и французских материалистов XVIII века. Знакомство с К. Марксом и дальнейшая судьба Марксом и Энгельсом завязалась постоянная переписка. Возвращаясь в конце августа 1844 в Германию, Энгельс заехал на десять дней в Париж, которые провёл у Маркса. Эта новая встреча послужила началом их дружбы и тесного сотрудничества. Маркс и Энгельс обнаружили полное единство взглядов по теоретическим вопросам (оба были материалистами, коммунистами) и решили выступить против младогегельянцев, которые, выступили против демократических и коммунистических идей. Результатом этого замысла явилась их первая совместная работа «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании» (опубл. в феврале 1845). Памятник Марксу и Энгельсу в Берлине Вернувшись в сентябре 1844 на родину, Энгельс устанавливает связи с немецкими социалистами, печатает корреспонденции из Германии на страницах «The Northern Star». В Бармене Энгельс пишет книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В ней Энгельс выдвинул ряд идей о стачечной борьбе, о профсоюзах, о партии, о необходимости тесного объединения массового рабочего движения с социалистической мыслью, об исторической миссии пролетариата. Книга получила широкий отклик на страницах немецкой печати, а также в других странах. После ряда публичных выступлений Энгельса полицейские власти установили наблюдение за ним. Ему грозил арест. К этому времени обострились отношения Энгельса с отцом. Весной 1845 Энгельс покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Маркс в основных чертах изложил Энгельсу идею материалистического понимания истории. Энгельс и Маркс предприняли в июле — августе 1845 поездку в Великобританию, где занимались в библиотеках Лондона и Манчестера. Здесь они встретились с вождями левого крыла чартистской партии (Гарни и др.), с ведущими деятелями лондонских общин тайного коммунистического «Союза справедливых» (К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром), познакомились с В. Вейтлингом. Осенью 1845 Маркс и Энгельс приступили к работе над «Немецкой идеологией» (ноябрь 1845 — лето 1846). В ней они противопоставили свои диалектико-материалистические взгляды антропологическому материализму Фейербаха, идеалистическим воззрениям младогегельянцев, в особенности М. Штирнера, и распространённому тогда среди части немецких рабочих и интеллигенции «истинному социализму». В «Немецкой идеологии» впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как цельной концепции и исходных положений научного коммунизма; обоснована историческая неизбежность установления коммунистического строя. В начале 1846 г. Энгельс и Маркс организовали Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет, который выступил против уравнительного коммунизма Вейтлинга, против «истинного социализма» К. Грюна и прудонизма. В августе 1846 Энгельс едет в Париж, где устанавливает отношения с Л. Бланом, с редактором газеты «La Réforme» Ф. Флоконом, становится её постоянным корреспондентом. В начале 1847 руководство «Союза справедливых» обратилось к Марксу и Энгельсу с предложением вступить в Союз. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс Союза. При принятии нового Устава Энгельс добился утверждения принципов демократизма и централизма в организации Союза. На конгрессе был в основном одобрен программный документ «Проект Коммунистического символа веры», составленный главным образом Энгельсом. По предложению Маркса и Энгельса «Союз справедливых» был переименован в Союз коммунистов, а его старый девиз — «Все люди — братья!» был заменен новым лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Маркс и Энгельс создали в Брюсселе окружной комитет Союза, который возглавил Маркс, организовали Немецкое рабочее общество, подчинили своему влиянию газету «Deutsche — Brüsseler — Zeitung», которая с середины 1847 стала ведущим органом коммунистической пропаганды. Наиболее принципиальные статьи газеты с осени 1847 написаны Марксом и Энгельсом. При их участии была создана Брюссельская демократическая ассоциация — объединение демократов разных национальностей. В середине октября 1847 Энгельс возвратился в Париж. Он работает над укреплением местных общин Союза коммунистов, принимает активное участие в подготовке 2-го конгресса Союза, в обсуждении программных документов. Энгельс расширяет и уточняет проект программы Союза, который он назвал «Принципы коммунизма». В письме к Марксу накануне конгресса Энгельс предложил отказаться от формы катехизиса и назвать проект программы «Коммунистическим манифестом». После Февральской революции 1848 Энгельс вместе с Марксом в Париже разрабатывает политическую платформу коммунистов в начавшейся Революции 1848-49 — «Требования Коммунистической партии в Германии» (март 1848). В апреле 1848 Маркс и Энгельс приехали в Кельн. Здесь в июне 1848 вышел 1-й номер основанной Марксом и Э. «Новой Рейнской газеты». Большинство статей и других материалов газеты написано Энгельсом. В сентябре 1848 Э. был вынужден бежать из Германии. В январе 1849 Энгельс возвратился в Кельн, где снова целиком включился в работу редакции газеты. Особенно большое внимание он уделял национально-освободительной борьбе венгерского и итальянского народов. Почти каждый день Энгельс освещал в своих статьях военные действия в Венгрии. В мае 1849 в Рейнской провинции и в Юго-Западной Германии развернулась вооруженная борьба народных масс, в которой Энгельс принял деятельное участие. Он участвует в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во многих мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революционной армии Энгельсу пришлось искать убежище в Швейцарии. В ноябре 1849 Энгельс приехал в Лондон и активно включился в деятельность по реорганизации Союза коммунистов, в подготовку работ, обобщающих опыт революции и делающих дальнейшие шаги в разработке теории и тактики революционного пролетариата («Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии»,1850, и др.). Как член Центрального комитета Союза, Энгельс совместно с Марксом составляет важнейшие программные и тактические документы Союза, подвергает критике лидеров мелкобуржуазных демократов, борется за сохранение политической самостоятельности пролетарской партии. Когда К. Шаппер и А. Виллих стали склоняться к союзу с мелкобуржуазными лидерами, поддерживая их призыв к немедленной революции в Германии, Энгельс решительно выступил против путчистов. После поражения революции Маркс и Энгельс уделяют основное внимание развитию теории. В ноябре 1850 Э. переехал в Манчестер, где работал в торговой конторе своего отца. Это позволило ему оказывать систематическую помощь Марксу, который находился в крайне тяжёлых материальных условиях. В. Ленин писал об этом периоде (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 49).: Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить „Капитала“, но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. Энгельс помогал Марксу и в журналистской работе, когда последний начал сотрудничать в американской газете «New York Daily Tribune». По просьбе Маркса он написал серию статей «Революция и контрреволюция в Германии», которые были опубликованы в 1851-52 за подписью Маркса — официального корреспондента газеты. В 1851 Энгельс приступил к систематическим занятиям военной теорией, а в 1858 - к изучению философских проблем естествознания. Перу Энгельса принадлежат статьи о Крымской войне, о национально-освободительных войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австрийской войне, о Гражданской войне в США, о франко-прусской войне («Заметки о войне», 1870-71), а также ряд статей и заметок по военным вопросам для «Новой американской энциклопедии». Энгельс стал военным теоретиком пролетарской партии. Совместно с Марксом Энгельс разработал стратегию пролетарской партии в национально-освободительных движениях. С созданием Международного товарищества рабочих — Интернационала 1-го (28 сентября 1864) Энгельс фактически становится одним из его руководителей. Он оказал большую помощь В. Либкнехту и А. Бебелю в борьбе против лассальянства, в создании революционной рабочей партии в Германии. Весьма существенной была поддержка, оказанная Энгельсом ирландским демократам, а также социалистам других стран. Вместе с Марксом он разрабатывает тактическую платформу Интернационала по ирландскому вопросу, по вопросу о путях национального воссоединения Германии («Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия», 1865) и о позиции международного пролетариата по отношению к австро-прусской и франко-прусской войне. Роль Энгельса как вождя Интернационала особенно возросла после его переезда в сентябре 1870 в Лондон. Он становится членом Генерального совета Интернационала. На Лондонской конференции Интернационала (сентябрь 1871) Энгельс активно выступал за осуществление заветов Коммуны и прежде всего за создание в каждой стране революционной рабочей партии, за необходимость установления диктатуры пролетариата. Эти идеи Маркс и Энгельс отстаивали и после конференции в борьбе против М. А. Бакунина и других анархистов («Мнимые расколы в Интернационале», 1872; «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих», 1873, и др.). В 1873 Энгельс приступил к созданию своего главного труда, посвященного философским проблемам естествознания, — «Диалектика природы», в котором он хотел дать диалектико-материалистическое обобщение всех важнейших достижений естественнонаучной мысли. Над рукописью Энгельс работал с большими перерывами в течение десяти лет (1873-1883), однако ему не удалось её закончить. Энгельс способствовал формированию и укреплению социалистических партий в Германии, Франции, Испании, Италии, США и других странах, вёл борьбу против непролетарских направлений. Энгельс решительно выступил против теоретических уступок лассальянцам при создании объединённой партии и принятии Готской программы германской социал-демократии. Письма Энгельса о Готской программе (А. Бебелю от 18-28 марта, В. Бракке от 11 октября 1875) разъясняют и дополняют знаменитую «Критику Готской программы» Маркса. Большую помощь оказал Энгельс и французским социалистам в создании и принятии ими программы в 1880. Когда вокруг программы в партии развернулась борьба между марксистским (Ж. Гед и П. Лафарг) и реформистским (П. Брусе, Б. Малон) направлениями, Энгельс решительно поддержал французских марксистов. После раскола французской рабочей партии и выделения марксистского крыла в самостоятельную партию Маркс и Энгельс систематически помогали молодой партии, сотрудничали в её печатных органах. Маркс и Энгельс вели острую борьбу против оппортунизма в социалистической партии Германии. В сентябре 1879 Маркс и Энгельс обращаются к руководству партии с «Циркулярным письмом». Цель этого документа — показать несостоятельность тактики оппортунистов, их отказ от революционной классовой борьбы, от последовательно пролетарской позиции партии. Большую теоретическую помощь оказал Энгельс немецкой социал-демократии не только своими статьями в «Soziafdemokrat», но и работой «Анти-Дюринг» (1877-78), направленной против вульгарного материалиста и позитивиста Е. Дюринга. Критикуя философскую эклектику Дюринга, Энгельс основной упор делает на защиту материалистической диалектики как основы всего марксистского мировоззрения, подвергает критике взгляды Дюринга по вопросам политической экономии и социализма, противопоставляет им основные принципы марксистской политэкономии и научного коммунизма. Ленин охарактеризовал «Анти-Дюринг» книгу, в которой «… разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 11). Стремясь сделать более доступными для массового читателя важнейшие теоретические положения «Анти-Дюринга», Энгельс переработал 3 главы «Анти-Дюринга» и опубликовал их в виде брошюры «Развитие социализма от утопии к науке» (1880). 14 марта 1883 скончался Маркс. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться», — писал в эти дни Э. (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 384). Жизнь Энгельса после смерти Маркса После смерти Маркса Энгельсу предстояло из многочисленных черновых рукописей и даже фрагментов составить окончательный текст не изданных Марксом томов «Капитала». Этой работой Энгельс был занят почти до конца своей жизни — в 1885 вышел 2-й том, в 1894 — 3-й том «Капитала». Помимо этого, Энгельс подготовил третье и четвёртое немецкое издание 1-го тома «Капитала», а также английское издание 1-го тома.- Параллельно с работой над «Капиталом» Энгельс создал труды под названием «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политических и идеологических надстроек следует искать в материальном, экономическом базисе общества, Э. предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступил против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества. Существенным дополнением к этой работе являются письма Энгельса об историческом материализме (1890-94), в которых дан анализ основных положений материалистического понимания истории. Продолжая борьбу против оппортунизма, Энгельс в ряде своих произведений обнаружил его корни, в частности в германской социал-демократии. Особенно большое значение он придавал выработке немецкой социал-демократами марксистской программы партии. Когда В. Либкнехт в 1890 в одной из своих речей попытался взять под защиту Готскую программу, Энгельс в ответ опубликовал в 1891 марксову «Критику Готской программы». Оппортунизм Энгельс охарактеризовал следующим образом (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 237): Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня,… это принесение будущего движения в жертву настоящему… В то же время он призывал идти в рабочие массы, работать в профсоюзах, создавать массовые рабочие партии. Когда созрели условия для создания нового международного объединения социалистических партий, Энгельс взял на себя подготовку созыва интернационального конгресса в Париже в 1889. Опираясь на гедистов и германскую социал-демократию, Э. добился осуществления своей цели — создания Интернационала 2-го на марксистской основе. В эти же годы Э. предупреждал европейских социалистов о грозящей опасности возникновения мировой войны, призывал рабочий класс бороться за сокращение вооружений. В 1894 г. Энгельс написал брошюру «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», в которой подчеркнул значение союза рабочего класса и крестьянства, указал, что единственный путь избавления мелкого крестьянства от пролетаризации — социалистическое кооперирование при условии строгого соблюдения принципа добровольности. Контакты с представителями российских революционных движений С огромным интересом следил Энгельс за революционным движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским и др.). Высоко ценя критическую мысль и поиски революционной теории Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Энгельс вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди русских социалистов первой марксистской группы «Освобождение труда». Энгельс ведёт систематическую переписку с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, помогает им своими советами и личным участием в их судьбах. Энегльс питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы, и считал, что русская революция окажет огромное воздействие на всё развитие мирового революционного процесса. Однако организм Э. уже подтачивала болезнь — рак пищевода. В 1894 состояние его здоровья сильно ухудшилось; 5 августа 1895 Энгельс умер. Согласно его воле, тело Энгельса было предано кремации; урна с прахом была опущена в море у Истборна (Великобритания) — любимого места отдыха Энгельса. Роль Энгельса в создании марксизма Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса». Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е гг. 19 в. Разрабатывая совместно с Марксом учение об общественно-экономических формациях, Энгельс раскрыл ряд специфических закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феодального обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства. В последние годы жизни Энгельс уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии. Велико его участие в разработке марксистского учения о литературе и искусстве. Ряд областей марксистской науки является в значительной мере результатом самостоятельного вклада Энгельса. К их числу относятся: учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании, диалектико-материалистическое учение об армии и военном деле и др. Маркс и Энгельс настаивали на единстве революционной теории и практики международного рабочего движения. Они совместно разработали научную программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историческую роль как творца нового общества, необходимость создания его революционной партии, осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс явились пропагандистами пролетарского интернационализма и организаторами первых международных объединений рабочего класса — Союза коммунистов и 1-го Интернационала. Приверженность принципам интернационализма они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Энгельс постоянно указывали на творческий характер революционной теории. Особенно велики заслуги Энгельса в последние годы жизни. Он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику новыми теоретическими обобщениями, развернул борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистических партиях. Работая над завершением 3-го тома «Капитала», Энгельс в своих дополнениях к нему подметил некоторые черты, свойственные новому периоду развития капитализма — империализму. |
|
© 2000 |
|