РУБРИКИ

Биография Мао Дзедуна

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Биография Мао Дзедуна

Биография Мао Дзедуна

[pic]

Мао Дзедун (1883 - 1976)

Биография Мао Дзедуна

Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику в 1949

году. Он также был одним из основателей Китайской Коммунистической партии в

1921 году и расценивается, наряду с Карлом Марксом и В. И. Лениным, как

один из трех великих теоретиков марксистского коммунизма. Мао Дзедун

родился 26 декабря 1893 в зажиточном крестьянском семействе в Шао-Шане

(Shao-shan), в провинции Хунан (Hunan). Будучи ребенком, он работал в поле

и посещал местную начальную школу, где изучал традиционных конфуцианских

классиков. Он часто конфликтовал со своим строгим отцом, которого Мао

хорошо изучил, чтобы противостоять ему с поддержкой своей нежной и любящей

матери, которая была истинной буддисткой.

Начиная с 1911 года, когда республиканские силы Сан Ят-Сена (Sun Yat-

Sen) начали ниспровержение династии Ч'инг (Ch'ing) (или Маньчжур), Mao

провел больше 10 лет в Чанг-ша (Chang-sha) - провинциальной столице. Он был

подвержен влиянию быстрых политических и культурных изменений, охвативших в

то время страну. Он некоторое время служил в республиканской армии, а затем

провел пол года, самостоятельно обучаясь в провинциальной библиотеке. Это

помогло ему взять в привычку самообразование.

К 1918, Mao закончил Первую Нормальную Хунанскую школу (Hunan First

Normal School) и переехал в Пекин, национальную столицу, где он некоторое

время работал помощником библиотекаря в Пекинском Университете. У Мао не

хватало денег на учебу, и, в отличие от многих своих одноклассников, он не

изучал никакой иностранный язык и не выезжал за рубеж, чтобы учиться. Из-за

его относительной бедности во время учебы в университете, его никогда

полностью не относили к космополитическим буржуазным интеллектуалам,

которые доминировали над китайской студенческой жизнью. В университете он

сходился с радикальными интеллектуалами, которые позже вошли в Китайскую

Коммунистическую партию. В 1919 году Мао возвращается в Хунан, где он

участвует в радикальной политической деятельности, организуя группы и

издавая политические обзоры при непосредственной поддержке руководителя

начальной школы. В 1920 Мао женится на Янг Кьяй-хуи (Yang K'ai-hui), дочери

одного из его преподавателей. Янг Кьяй-хуи была казнена китайскими

националистами в 1930 году. В том же году Мао женился на Хо Цу-чен (Ho Tzu-

chen), которая сопровождала его во время "Длинного Марта" (Long March). В

1937 году Мао разводится с ней и в 1939 году женится на Чианг Ч’инг (Chiang

Ch'ing).

Когда Китайская Коммунистическая партия (ККП) была организована в

Шанхае в 1921 году, Мао стал одним из основателей и лидером ее Хунанского

отделения. На этой стадии новая партия сформировала объединенный фронт с

Коуминтангской (Koumintang) партией республиканских последователей Сан Ят-

сена. Мао работал в пределах объединенного фронта в Шанхае, Хунане, и

Кантоне (Canton), сосредотачивая усилия на трудовой организации,

организации партии, пропаганде и Институте Обучения Крестьянского Движения

(the Peasant Movement Training Institute). Его "Сообщение относительно

Движения Крестьянства в Хунане" (1927) выражало его представление

революционного потенциала крестьянства, но это представление было еще не

сформулировано в надлежащей марксистской форме.

В 1927 году Чан Кай-Ши получил контроль над Коуминтангской партией

после смерти Сан Ят-сена и полностью изменил политику сотрудничества с

коммунистами. Через год, когда он получил контроль над Националистической

армией также как и над Националистическим правительством, Чан производит

чистку движения от коммунистов. В результате Mao был вынужден скрыться в

сельской местности. В горах юга Китай он обосновался с Чу Техом (Chu Teh)

под защитой партизанской армии. Это было почти случайное новшество - сплав

Коммунистического руководства с партизанской силой, действующей в сельских

районах с поддержкой крестьян, который должен был сделать Мао лидером ККП.

Их все возрастающей военной мощи скоро стало достаточно, чтобы Мао и Чу

были способны к 1930 году бросить вызов порядкам, установленным советским

руководством ККП, которое предписало им пробовать захватить города. В

дальнейшем, несмотря на факт, что его положение в партии было слабое и его

политика критиковалась, китайские советы были основаны в Юичине (Juichin),

Киангская (Kiangsi) область, председателем которых стал Мао. Ряд кампаний

истребления проведенных националистическим правительством Чан Кай-Ши

вынудил ККП покинуть Юичин в октябре 1934 года и начинать "Длинный Март". В

Цун-и (Tsun-i) в Квейчове (Kweichow) Мао впервые получил эффективный

контроль над ККП. Этим закончилась эра советского контроля над руководством

ККП.

Остатки Коммунистических сил достигли Шенси (Shensi) в октябре 1935

года, после 10,000 км (6,000 миль) марша. После чего они создали новый штаб

партии в Ён-ан (Yen-an). Когда Японское вторжение 1937 года вынудило ККП и

Куоминтанга еще раз формировать объединенный фронт, Коммунисты получили

законный статус, и Мао становится национальным лидером. В течение этого

периода он утверждается как военный теоретик, а опубликованные в 1937 году

эссе "На Противоречии" ("On Contradiction") и "На Практике" ("On

Practice") позволили причислить его к важнейшим марксистским мыслителям.

Эссе Мао "На Новой Демократии" ("On New Democracy") (1940) выделило

уникальную национальную форму марксизма, подходящую Китаю; его труд

"Переговоры на Ён-анском Форуме по Литературе и Искусству " ("Talks at the

Yen-an Forum on Literature and Art") (1942) обеспечил основание для партии

контролировать культурные дела.

Правильность уверенности в своих силах Мао и сельских партизанских

стратегий была доказана быстрым ростом ККП в течение Ён-анского периода -

от 40,000 членов в 1937 году до 1,200,000 членов в 1945 году. Шаткое

перемирие между Коммунистами и Националистами было нарушено в конце войны.

США предприняли меры, чтобы возглавить коалиционное правительство.

Гражданская война прорвалась, однако, в следующие 3 года (1946-49) было

заметно быстрое поражение Куоминтанга. Правительство Чанга было вынуждено

бежать в Тайвань, оставляя Китайскую Народную Республику, сформированную

коммунистами в конце 1949 года, контролировать большую часть

континентального Китая.

Когда усилия Мао по улучшению отношений с Соединенными Штатами в конце

1940-ых годов провалились, он решил, что Китай будет должен "склониться к

одной стороне", и наступил период закрытого сотрудничества с СССР.

Враждебность к Соединенным Штатам была усугублена Корейской Войной. В

начале 1950-ых годов, Мао являлся председателем Коммунистической партии,

главой государства и председателем военной комиссии. Его международный

статус марксистского лидера повысился после смерти советского лидера

Сталина в 1953 году.

Уникальность Мао как лидера очевидна из его обязательства продолжить

классовую борьбу во имя социализма, которое подтверждено в его

теоретическом трактате "На правильном пути решения проблемы противоречий

среди людей" ("On the Correct Handling of Contradictions among the People")

(1957). Неудовлетворенность медлительностью развития, потеря революционного

импульса в сельской местности и тенденции членов ККП вести себя подобно

привилегированному классу, привела Мао к тому, что он стал брать на себя

необычные инициативы в конце 1950-ых годов. Он поощрял конструктивную

критику управления партии со стороны движения 1956-57 годов "Цветочной

Сотни" (Hundred Flowers) . Эта критика показала глубокую враждебность по

отношению к руководству ККП. Примерно в то же самое время, Mao стал

ускорять реформы в отношении сельской собственности, призывая к устранению

последних остатков сельской частной собственности и формированию народных

коммун для инициирования быстрого индустриального роста по программе,

известной под названием "Большой Прыжок Вперед" (Great Leap Forward).

Поспешность этих шагов привела к административным беспорядкам и народному

сопротивлению. Кроме того, неблагоприятные погодные условия привели к

плохому урожаю и серьезным нехваткам продовольствия. В результате всех этих

перемен, Мао потерял свое положение главы государства, его влияние в партии

было сильно подорвано. Это привело к тому, что к концу 50-ых годов

появились сильные различия между правительством Мао и СССР.

В течение 1960-ых годов Мао контратаку против лидеров партии и новой

главы государства Лю Шао-Чи (Liu Shao-Ch'i), через Большую пролетарскую

культурную революцию (Great Proletarian Cultural Revolution), которая

достигла своего апогея в период с 1966 по 1969 год. Культурная революция

была в значительной степени организована женой Мао, Чианг Ч’инг. Это было

возможно самое большое новшество Мао, и стало, по существу, идеологической

борьбой за общественное мнение в форме жестоких национальных споров. Мао,

как оказалось, был хорошим тактиком. Когда он потерял возможность печатать

свои идеи в Пекине, он использовал шанхайскую прессу, чтобы атаковать

пекинских лидеров. Студенческое ополчение, известное как "Красная гвардия"

("Red Guards"), стало его главной опорой. Поскольку обстановка обострялась,

и ситуация угрожала выйти из-под контроля, Мао был обязан положиться на

военных под руководством Лин Пиао (Lin Piao). Взамен этой военной

поддержки, партия Лина была признана приемником Мао в конституции 1969

года. К 1971 году, однако, Лин, как сообщали, погиб в авиационной

катастрофе после того, как попытался подготовить убийство Мао, который

снова получил твердый контроль над властью. Толчок Культурной Революции

передался китайским массам, и народ понял, что у них было "право восстать",

что это их привилегия критиковать власти и принимать активное участие в

выработке решений. Во время Культурной Революции высказывания Мао были

напечатанные в небольшой красной книге, которая распространялась народу;

его слова рассматривали, как окончательное руководство, а его персону, как

предмет восторженной лести. Несмотря на то, как могло показаться, что Мао

имел больше власти, чем ККП, он показывал истинную убежденность в

ленинистских представлениях о коллективном руководстве партией. Он выразил

свое недовольство "культом личности", явно прося уменьшить количество своих

памятников.

К концу своем жизни, Мао выдвигает новый анализ международной ситуации,

в котором всемирные государства разделены на три группы: слаборазвитые

нации, развитые нации и две супердержавы (Соединенные Штаты и СССР), обе из

которых ищут всемирную гегемонию. Этот анализ подчеркнул положение Китая

как лидера Третьего мира (то есть, слаборазвитая группа) и помог прийти к

рационализированному восстановлению отношений с Соединенными Штатами.

Создание более близких отношений с Соединенными Штатами рассматривалось как

способ уменьшить влияние СССР, чьи отношения с Китаем продолжали

ухудшаться. В 1972 году Mao, воспользовавшись своим престижем чтобы

изменить эту политику, принимал американского президента Ричарда М.

Никсона в Пекине.

Мао умер в Пекине 9 сентября 1976 года. В течение следующего месяца

Ч’инг и его радикальные соратники, известные как "Бригада четырех" ("Gang

of Four"), были арестованы. Преемник Мао Хуа-Фенг (Hua-Feng) был лишен

своих влиятельных постов, поскольку партия находилась под контролем Ден-Сяо-

Пина (Teng Hsio-P'ing), проводящего смягчающую политику. В 1981 году партия

критиковала избыточность Культурной Революции, которая восхвалялась во

время правления Мао. Конституция 1982 года заявила, что экономическое

сотрудничество и прогресс были более важными вопросами, чем борьба классов,

и запретила все формы культов личности. В течение 1980-ых годов расхождение

с идеями Мао стало настолько велико, что в некоторых районах стали убирать

его памятники. В феврале 1989 года член Центральной консультативной

комиссии Коммунистической партии написал в официальную Пекинскую газету

Гуанминг дейли (Guangming Daily), что "Мао был большим человеком, который

олицетворяет бедствия китайских людей, но позднее он делал большие ошибки в

течение длительного периода, и результатом стали еще большие бедствия для

людей и страны. Он создавал историческую трагедию". Наряду с основателями

Хань и Минь династий, Мао Дзедун был одним из трех правителей Китая,

которые были выходцами из крестьян и добились своей власти с нуля в течение

только своей жизни. К самым большим достижениям Мао можно отнести

объединение Китая через разрушение Националистической власти, создание

объединенной Народной Республики и предводительство самой большой

социальной революции в человеческой истории. Эта революция включила в себя

коллективизацию земли и собственности, разрушение класса собственников,

ослабление городской буржуазии и повышение статуса крестьян и рабочих. Как

марксистский мыслитель и лидер социалистического государства, Mao дал

теоретическую законность продолжению борьбы класса в социалистических и

коммунистических стадиях развития. Он подчеркнул важность перераспределения

земли для выгоды крестьянства, и его теории сильно повлияли на

непромышленный третий мир.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.