РУБРИКИ

Рембрандт Ван Рейн. Возвращение блудного сына

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Рембрандт Ван Рейн. Возвращение блудного сына

Рембрандт Ван Рейн. Возвращение блудного сына

Реферат

Рембрандт ван Рейн

«Возвращение блудного сына»

Выполнили:

Мещеряков Д.

Плотников Р.

Тихонов С.

Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре

общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта

не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем

забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и

любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники –

самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились

матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с

удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая

интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской

живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала

картина «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни,

когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и

холоде.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча,

рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын

вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ

привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.

Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет

жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над

офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские

сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше

привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из

патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была

представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет

в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое

существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично

сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он

желает показать свою отцовскую власть.

Рембрандт на протяжении многих лет представлял эту тему каждый раз

по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и

покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не

так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала

занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы

человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это

был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на

колени его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу, где его

ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в

объятиях.

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную,

повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет

картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим

наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и

едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был

простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он

так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало

ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.

Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой

каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика.

Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил

тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной

нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково

лежат на спине сына. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что

радость встречи не принесла облегчения.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств:

вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной

подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных

сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием

охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над

коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему.

Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после

долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это

самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием

наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется

стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает

главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор

его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и

серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына

стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть,

Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих,

так как они служат лишь дополнением к главной группе.

Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в

прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На

картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой,

полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много

испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Один из

них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва

добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени.

Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был

пройден путь, каким унижениям он подвергался. Зритель не имеет возможности

рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в

картину и падает на колени.

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко

обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну.

Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Старик-

отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего

не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более

способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в

сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого

сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его,

тем самым прощая и защищая.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а

блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое

великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец,

прощающий блудного сына».

Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в

этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное

действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе

любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его

душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.