РУБРИКИ

«Мозаики Византии»

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

«Мозаики Византии»

«Мозаики Византии»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова

Факультет туризма, спорта и дизайна

Кафедра изобразительного искусства

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

206 ITI «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

НА ТЕМУ:

«Мозаики Византии»

Выполнил студент 3 курса

Группы ХГР

Сальникова Н.И.

Проверил: преподаватель кафедры ИЗО:

Лузина О.И.

Кокшетау, 2008 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика мозаики Византии………………………………..…4

2. Сложение индивидуальных черт мозаики Византии ………………………5

2.1. Анализ стиля стиля мозаики Византии…………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………..9

Приложение………………………………………………………………………10

Введение

Актуальность Византийские мозаики - самое характерное создание

византийского гения. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая

создается из долговечных материалов. Но и в XXI веке мозаика также

актуальна, как и много веков назад /1,131/.

Анализ источников : книги «Краткая история искусства» Н.А. Дмитриева,

«Очерки истории искусства» под редакцией Н.Е.Григоровича и Г.Г.Поспелова

посвящены развитию мирового искусства. «Культурология» под редакцией

А.Н.Марковой и «Введение в искусствознание» Ильина Г.В. открывают нам курс

мировой художественной культуры.

Проблема выявление характерных черт и особенностей мозаичных изображений.

Цель собрать и обработать материал, посвященный мозаичной живописи эпохи

Византии.

Объект исследования процесс становления и эволюции мозаики Византии в

эпоху средневековья.

Предмет исследования особенности художественного образа в мозаичной

живописи эпохи Возрождения.

Задачи

1. Проанализировать литературу, посвященную мозаичной живописи в

Византии.

2. Разработать хронологическую и сравнительно- аналитическую таблицу,

посвященные мозаичным изображениям.

3. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать

особенности мозаики Византии.

Метод исследования аналитический

Научная новизна выполнение самостоятельного анализа художественного образа

мозаики Византии на основе научного метода и инструментов творческого

мышления.

Практическая значимость материал, собранный в реферате, можно применить

для подготовки урока восприятия в средней школе.

1 Общая характеристика мозаики Византии

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» называл этот вид искусства

«божественным» и говорил, что ему ведомы проблемы и темы, недоступные

другим видам искусства. Язык живописи более условен, чем язык владеющих

трехмерным пространством архитектуры и скульптуры. Живопись, как и

графика, апеллирует более к воображению зрителя, создавая иллюзию

пространства и объема и заставляя ее служить задуманному художником

образу. По своему назначению роли и технике исполнения живопись

разделяется на монументальную (монументально-декоративную), станковую и

миниатюрную /4,42/.

Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль

стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в

античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством

красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски,

бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика

достигает благодаря слиянию цветовых пятен с золотым фоном.

Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ

богатства и роскоши, и как самый яркий из цветов /3,235/.

Мозаика - древнейший род живописи, наборная живопись. В мозаике широко

использовались полудрагоценные камни (агат, яшма, лазурит и др.) Из

мрамора и прочих камней выкладывались не полу узоры из квадратов,

треугольников, кругов. Мозаика - всегда из камня, укладывающегося, как

всякая древняя мозаика, так называемым прямым набором прямо в грунт, и

затем отполированная. Монументальная живопись - мозаика набиралась из

специальных цветных камней .Фон тоже был из смальты, только бесцветной,

между двумя такими бесцветными кусочками прокладывалось тончайшее листовое

золото или золотая (впоследствии использовалась и серебряная) фольга.

Набор камня был очень разнообразен - от порфира халцедона до оникса и

ляпис - лазури /4, 44/.

Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные

кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых

выкладывается изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются,

отражая свет.

Свобода кладки мелких кубиков смальты, похожих на сочные мазки кисти,

создает живописность, близкую принципам античного искусства. Вместе с тем

поверхность кажется совершенно имматериальной: в изображении нет ни одной

жесткой или твердой линии, все они выглядят ускользающими, и впечатление

это довершается благодаря переливчатому мерцанию мозаики.

Античные приемы красочной лепки объема и пластической рельефности формы

живут рядом с оптической алогичностью построения, при которой

конструктивная логика отсутствует и форма предстает как бы

дематериализованной. Подобно этому в образе полнота конкретных жизненных

сил сочетается с тончайшей одухотворенностью /2, 251/.

2 СЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ

МОЗАИКИ ВИЗАНТИИ

+------------------------------------------------------------------------+

| Источник 1 | Источник 2 | |

| | | |

| Краткая история | Очерки истории | Источник 3 |

| искусства | искусства. | |

| | | Культурология.Под.ред. |

| 1 выпуск | Под.ред. Н.Е. | А.Н Марковой |

| | Григоровича и Г.Г. | М.:ЮНИТИ,2000 |

| Н.А Дмитриева М.: | Поспелова М.: | |

| «Искусство» 1969 | «Советский | |

| | художник» 1987 | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Мозаики в Равенее |

|------------------------------------------------------------------------|

| Мавзолей Галлы Плакидии |

|------------------------------------------------------------------------|

| | Искусство | |

| | развивается. | |

| | Композиции | |

| | достигают смысловой | |

| На синем фоне, | точности. Символика | |

| выступают | граничит с | «Добрый пастырь в |

| задрапированные | аллегорией. | райском саду» мозаика в |

| фигуры христианских | Подробно | светлых тонах с |

| мучеников, сказочные | развернутые циклы | изображением Христа - |

| ландшафты рая с | сцен из Ветхого | юного пастуха, на фоне |

| золотыми оленями и | завета и Нового | пейзажа. Фигуры |

| птицами Юность Христа | Завета. «Добрый | мучеников на голубом |

| атрибут божества | пастырь в райском | фоне выделяются ясными |

| «Добрый пастырь в | саду» живые | силуэтами. |

| райском саду» /132/ | контуры, | |

| | выразительные | |

| | индивидуальные | |

| | черты. светлые тона | |

| | /235/. | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Церковь Сан - Витале. |

|------------------------------------------------------------------------|

| | В композициях царит | |

| | строгая | |

| | торжественность, в | |

| | лицах - суровая | |

| | отрешенность. Тип | |

| | лица восточный, с | |

| | преувеличенными | |

| | крупными чертами, с | |

| | расширенными | |

| | глазами. Лица | |

| Мозаики - портретные | похожи друг на | |

| изображения Юстиана и | друга. Симметрия, | Яркая галерея образов |

| Феодоры со свитой. | чередование фигур | придворных - |

| Официальность, | создает | выразительны их |

| парадность, | композиционную | портреты. Молодой |

| возведения в ранг | скованность. | император идеализирован. |

| сверхземного, | Фронтальные | Портретные образы |

| полубожественного. | застылые фигуры на | претворены в процессию |

| Император и его жена | золотом фоне. | торжественную. Император |

| похожи, в них нет | Отсутствие | занимает центральное |

| нечего человеческого. | перспективного | положение. Фигуры не |

| У всех изображенных | углубления, | ступают по земле. |

| слишком большие | подчеркнутая | Пропорции фигур стройны, |

| неподвижные глаза | плоскостность | чрезмерно вытянутые |

| /132/. | изображения. Кубики | /235-236/ |

| | смальты | |

| | укрупняются, | |

| | выкладываются более | |

| | ровными рядами, | |

| | поверхность | |

| | становится менее | |

| | «фактурной», более | |

| | «зеркальной». | |

| | Мозаика приобретает | |

| | эффект сильного | |

| | свечения /254-255/. | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Церкви в Салониках |

|------------------------------------------------------------------------|

| | В мозаиках образы | |

| | более разнообразны | Лица в мозаиках |

| | и индивидуальны. | сохраняют портретные |

| | Красочная палитра | черты, композиция |

| | включает в себя | застыла, неподвижны все |

| | множество оттенков, | фигуры, не связанны друг |

| | подвижна, полна | с другом. Персонажи |

| | цветовых и световых | лишены лирического |

| | рефлексий и далека | подъема, они почти |

| | от скованности, | идолы. Фигуры напоминают |

| | техника исполнения | каменные столбы /236/. |

| | безупречна /253/. | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Мозаики в Никее |

|------------------------------------------------------------------------|

| Лица напоминают об | | |

| античном идеале | | |

| красоты - нежными | | |

| овалами, | Образ становится | «Никейские ангелы» |

| классическими | более аскетическим | Фигуры застывшие, мало |

| пропорциями и | и цельным, обретает | выразительные, но лица |

| чертами, рот | возможную силу | исполнены удивительного |

| маленький, нос | подвижнического | обаяния. нежные овал |

| тонкий, взгляд | молитвенного | лица, открытый лоб, |

| пристальный. Кубики | сосредоточения. Нет | свободно откинутые |

| смальты оливковые, | сложных рефлексий и | волосы, большие глаза, |

| розовые, бледно - | нет тонкости | удлиненный нос и |

| сиреневые и белые | исполнения /253/ | маленькие губы /236/. |

| сливаются и создают | | |

| иллюзию нежного | | |

| живого лика /134/. | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Комментарий |

|------------------------------------------------------------------------|

| В эпоху средневековья в Византии складывается стиль стенной живописи - |

| мозаика. Наибольшей силы она достигает благодаря тому что они |

| создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Развитие |

| христианство также повлияла на становление этого вида искусства. |

+------------------------------------------------------------------------+

1. Анализ стиля мозаики Византии

История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий.

Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских

храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались

мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К

шедеврам мозаичной живописи несомненно относятся: «Добрый пастырь в

райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Напоминающий кроткого

Орфея античных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из

рук. Тип молодого Христа - атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы»

в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует

символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов.

«Никейские ангелы». Не уступают лучшим античным портретам. Четыре крылатые

фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды

придворных телохранителей, выступали на темно-золотом фоне алтарного свода

/ 3, 236/

Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал

изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем

рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба.

Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости

/1,128-131/

Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под

сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами

кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое

волнующее зрелище.

Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из

особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая

поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они

учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на

мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой

старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она

оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков

назад.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпательницах

Равенны /1,131/.

Заключение

При подготовке реферата были использованы книги, посвященные развитию

мирового искусства. В частности эпохи Средневековья. На основе материалов

источников разработаны сравнительно-аналитическая таблица

мозаики Византии. По которым был проведен анализ стиля мозаики Византии.

Можно сделать следующий вывод: В живописи VI-VII вв. кристаллизуется

специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе

его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от

друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим

идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные

направления, мозаики отличались великолепным качеством исполнения,

живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью

цветов. Одним из самых совершенных произведений этой эпохи были мозаики в

куполе церкви Успения в Нике - «Никейские ангелы».

Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках

Равенны, Синая, Фессалоники, знаменуют отказ византийских мастеров от

античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только

чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места,

зато духовность достигает необычайной силы.

В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти

многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль

в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный

художественный центр средневекового мира, в \"палладиум наук и искусств\".

За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием

византийского художественного стиля.

Список литературы:

1 Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г

выпуск 1

2 Под. Ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова Очерки истории искусства.-

М.: Советский художник 1987г.

3 Под. Ред. А.Н. Марковой Культурология. - М.:ЮНИТИ 2000г.2-е изд.

4 Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.