РУБРИКИ |
«Мозаики Византии» |
РЕКЛАМА |
|
«Мозаики Византии»«Мозаики Византии»Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова Факультет туризма, спорта и дизайна Кафедра изобразительного искусства Реферат ПО ДИСЦИПЛИНЕ 206 ITI «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» НА ТЕМУ: «Мозаики Византии» Выполнил студент 3 курса Группы ХГР Сальникова Н.И. Проверил: преподаватель кафедры ИЗО: Лузина О.И. Кокшетау, 2008 год Содержание: Введение…………………………………………………………………………..3 1. Общая характеристика мозаики Византии………………………………..…4 2. Сложение индивидуальных черт мозаики Византии ………………………5 2.1. Анализ стиля стиля мозаики Византии…………………………………….7 Заключение………………………………………………………………………...8 Список литературы………………………………………………………………..9 Приложение………………………………………………………………………10 Введение Актуальность Византийские мозаики - самое характерное создание византийского гения. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов. Но и в XXI веке мозаика также актуальна, как и много веков назад /1,131/. Анализ источников : книги «Краткая история искусства» Н.А. Дмитриева, «Очерки истории искусства» под редакцией Н.Е.Григоровича и Г.Г.Поспелова посвящены развитию мирового искусства. «Культурология» под редакцией А.Н.Марковой и «Введение в искусствознание» Ильина Г.В. открывают нам курс мировой художественной культуры. Проблема выявление характерных черт и особенностей мозаичных изображений. Цель собрать и обработать материал, посвященный мозаичной живописи эпохи Византии. Объект исследования процесс становления и эволюции мозаики Византии в эпоху средневековья. Предмет исследования особенности художественного образа в мозаичной живописи эпохи Возрождения. Задачи 1. Проанализировать литературу, посвященную мозаичной живописи в Византии. 2. Разработать хронологическую и сравнительно- аналитическую таблицу, посвященные мозаичным изображениям. 3. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать особенности мозаики Византии. Метод исследования аналитический Научная новизна выполнение самостоятельного анализа художественного образа мозаики Византии на основе научного метода и инструментов творческого мышления. Практическая значимость материал, собранный в реферате, можно применить для подготовки урока восприятия в средней школе. 1 Общая характеристика мозаики Византии Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» называл этот вид искусства «божественным» и говорил, что ему ведомы проблемы и темы, недоступные другим видам искусства. Язык живописи более условен, чем язык владеющих трехмерным пространством архитектуры и скульптуры. Живопись, как и графика, апеллирует более к воображению зрителя, создавая иллюзию пространства и объема и заставляя ее служить задуманному художником образу. По своему назначению роли и технике исполнения живопись разделяется на монументальную (монументально-декоративную), станковую и миниатюрную /4,42/. Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из цветов /3,235/. Мозаика - древнейший род живописи, наборная живопись. В мозаике широко использовались полудрагоценные камни (агат, яшма, лазурит и др.) Из мрамора и прочих камней выкладывались не полу узоры из квадратов, треугольников, кругов. Мозаика - всегда из камня, укладывающегося, как всякая древняя мозаика, так называемым прямым набором прямо в грунт, и затем отполированная. Монументальная живопись - мозаика набиралась из специальных цветных камней .Фон тоже был из смальты, только бесцветной, между двумя такими бесцветными кусочками прокладывалось тончайшее листовое золото или золотая (впоследствии использовалась и серебряная) фольга. Набор камня был очень разнообразен - от порфира халцедона до оникса и ляпис - лазури /4, 44/. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Свобода кладки мелких кубиков смальты, похожих на сочные мазки кисти, создает живописность, близкую принципам античного искусства. Вместе с тем поверхность кажется совершенно имматериальной: в изображении нет ни одной жесткой или твердой линии, все они выглядят ускользающими, и впечатление это довершается благодаря переливчатому мерцанию мозаики. Античные приемы красочной лепки объема и пластической рельефности формы живут рядом с оптической алогичностью построения, при которой конструктивная логика отсутствует и форма предстает как бы дематериализованной. Подобно этому в образе полнота конкретных жизненных сил сочетается с тончайшей одухотворенностью /2, 251/. 2 СЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ МОЗАИКИ ВИЗАНТИИ +------------------------------------------------------------------------+ | Источник 1 | Источник 2 | | | | | | | Краткая история | Очерки истории | Источник 3 | | искусства | искусства. | | | | | Культурология.Под.ред. | | 1 выпуск | Под.ред. Н.Е. | А.Н Марковой | | | Григоровича и Г.Г. | М.:ЮНИТИ,2000 | | Н.А Дмитриева М.: | Поспелова М.: | | | «Искусство» 1969 | «Советский | | | | художник» 1987 | | |------------------------------------------------------------------------| | Мозаики в Равенее | |------------------------------------------------------------------------| | Мавзолей Галлы Плакидии | |------------------------------------------------------------------------| | | Искусство | | | | развивается. | | | | Композиции | | | | достигают смысловой | | | На синем фоне, | точности. Символика | | | выступают | граничит с | «Добрый пастырь в | | задрапированные | аллегорией. | райском саду» мозаика в | | фигуры христианских | Подробно | светлых тонах с | | мучеников, сказочные | развернутые циклы | изображением Христа - | | ландшафты рая с | сцен из Ветхого | юного пастуха, на фоне | | золотыми оленями и | завета и Нового | пейзажа. Фигуры | | птицами Юность Христа | Завета. «Добрый | мучеников на голубом | | атрибут божества | пастырь в райском | фоне выделяются ясными | | «Добрый пастырь в | саду» живые | силуэтами. | | райском саду» /132/ | контуры, | | | | выразительные | | | | индивидуальные | | | | черты. светлые тона | | | | /235/. | | |------------------------------------------------------------------------| | Церковь Сан - Витале. | |------------------------------------------------------------------------| | | В композициях царит | | | | строгая | | | | торжественность, в | | | | лицах - суровая | | | | отрешенность. Тип | | | | лица восточный, с | | | | преувеличенными | | | | крупными чертами, с | | | | расширенными | | | | глазами. Лица | | | Мозаики - портретные | похожи друг на | | | изображения Юстиана и | друга. Симметрия, | Яркая галерея образов | | Феодоры со свитой. | чередование фигур | придворных - | | Официальность, | создает | выразительны их | | парадность, | композиционную | портреты. Молодой | | возведения в ранг | скованность. | император идеализирован. | | сверхземного, | Фронтальные | Портретные образы | | полубожественного. | застылые фигуры на | претворены в процессию | | Император и его жена | золотом фоне. | торжественную. Император | | похожи, в них нет | Отсутствие | занимает центральное | | нечего человеческого. | перспективного | положение. Фигуры не | | У всех изображенных | углубления, | ступают по земле. | | слишком большие | подчеркнутая | Пропорции фигур стройны, | | неподвижные глаза | плоскостность | чрезмерно вытянутые | | /132/. | изображения. Кубики | /235-236/ | | | смальты | | | | укрупняются, | | | | выкладываются более | | | | ровными рядами, | | | | поверхность | | | | становится менее | | | | «фактурной», более | | | | «зеркальной». | | | | Мозаика приобретает | | | | эффект сильного | | | | свечения /254-255/. | | |------------------------------------------------------------------------| | Церкви в Салониках | |------------------------------------------------------------------------| | | В мозаиках образы | | | | более разнообразны | Лица в мозаиках | | | и индивидуальны. | сохраняют портретные | | | Красочная палитра | черты, композиция | | | включает в себя | застыла, неподвижны все | | | множество оттенков, | фигуры, не связанны друг | | | подвижна, полна | с другом. Персонажи | | | цветовых и световых | лишены лирического | | | рефлексий и далека | подъема, они почти | | | от скованности, | идолы. Фигуры напоминают | | | техника исполнения | каменные столбы /236/. | | | безупречна /253/. | | |------------------------------------------------------------------------| | Мозаики в Никее | |------------------------------------------------------------------------| | Лица напоминают об | | | | античном идеале | | | | красоты - нежными | | | | овалами, | Образ становится | «Никейские ангелы» | | классическими | более аскетическим | Фигуры застывшие, мало | | пропорциями и | и цельным, обретает | выразительные, но лица | | чертами, рот | возможную силу | исполнены удивительного | | маленький, нос | подвижнического | обаяния. нежные овал | | тонкий, взгляд | молитвенного | лица, открытый лоб, | | пристальный. Кубики | сосредоточения. Нет | свободно откинутые | | смальты оливковые, | сложных рефлексий и | волосы, большие глаза, | | розовые, бледно - | нет тонкости | удлиненный нос и | | сиреневые и белые | исполнения /253/ | маленькие губы /236/. | | сливаются и создают | | | | иллюзию нежного | | | | живого лика /134/. | | | |------------------------------------------------------------------------| | Комментарий | |------------------------------------------------------------------------| | В эпоху средневековья в Византии складывается стиль стенной живописи - | | мозаика. Наибольшей силы она достигает благодаря тому что они | | создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Развитие | | христианство также повлияла на становление этого вида искусства. | +------------------------------------------------------------------------+ 1. Анализ стиля мозаики Византии История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К шедеврам мозаичной живописи несомненно относятся: «Добрый пастырь в райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Напоминающий кроткого Орфея античных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из рук. Тип молодого Христа - атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов. «Никейские ангелы». Не уступают лучшим античным портретам. Четыре крылатые фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды придворных телохранителей, выступали на темно-золотом фоне алтарного свода / 3, 236/ Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба. Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости /1,128-131/ Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое волнующее зрелище. Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпательницах Равенны /1,131/. Заключение При подготовке реферата были использованы книги, посвященные развитию мирового искусства. В частности эпохи Средневековья. На основе материалов источников разработаны сравнительно-аналитическая таблица мозаики Византии. По которым был проведен анализ стиля мозаики Византии. Можно сделать следующий вывод: В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления, мозаики отличались великолепным качеством исполнения, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой эпохи были мозаики в куполе церкви Успения в Нике - «Никейские ангелы». Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы. В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в \"палладиум наук и искусств\". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. Список литературы: 1 Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г выпуск 1 2 Под. Ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова Очерки истории искусства.- М.: Советский художник 1987г. 3 Под. Ред. А.Н. Марковой Культурология. - М.:ЮНИТИ 2000г.2-е изд. 4 Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель2003г. ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
© 2000 |
|