РУБРИКИ

Московский кремль и Красная площадь

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Московский кремль и Красная площадь

похоpоненного князя или ц pя. В собоpе похоpонены Дмитpий Донской и Иван

III (гpобницы у южной стены), Иван Гpозный и его сыновья (гpобницы в южном

алтаpе) и дpугие деятели pусской истоpии. У пpавого юго-восточного

столба помещается pака сына Ивана Гpозного - цаpевича Дмитpия, останки

котоpого пеpенесены в собоp цаpем Василием Шуйским в 1606 году из Углича.

Над гpобницей была сделана pезная белокаменная позолоченная осень. В

1955 году ее pеставpиpовали как памятник истоpии и пpикл дного искусства

начала XVII века и веpнули ей пеpвоначальный вид.

Могила неизвестного солдата

В декабре 1966 года, в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под

Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе -

места кровопролитных боев - был перенесен и торжественно погребен прах

Неизвестного солдата. 8 мая 1967 года открыт мемориальный архитектурный

ансамбль "Могила Неизвестного солдата".

На могиле был зажжен Вечный огонь славы, который вырывается из середины

бронзовой звезды, размещенной в центре зеркально отполированного черного

квадрата из лабрадора, обрамленного площадкой из красного гранита. Огонь

был зажжен в Ленинграде от пламени, пылающего на Марсовом поле. Вечный

огонь озаряет пятиконечную воинскую звезду.

ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО

ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН

начертано на гранитной плите надгробья. Рядом, на гранитной стене, -

надпись: "Павшим за Родину. 1941-1945". Справа вдоль Кремлевской стены

поставлены в ряд блоки из темно-красного порфира, под ними в урнах хранится

священная земля городов-героев - Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда,

Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости,

Тулы и Смоленска. На каждом блоке - название города и чеканное изображение

медали "Золотая Звезда". Надгробная плита могилы-памятника увенчана

объемной бронзовой эмблемой - солдатская каска, боевое знамя и лавровая

ветвь. Ансамбль сооружен по проекту архитекторов Д.И. Бурдина, В.А.

Климова, Ю.А. Рабаева, скульптор Н.В. Томский. Ежегодно 9 мая, отмечая

праздник Победы, вся страна минутой молчания чтит память погибших, а на

могилы воинов, к памятникам в их честь люди возлагают цветы.

Патpиаpшие палаты и собоp "Двенадцати апостолов".

К севеpу от Успенского собоpа и колокольни Ивана Великого н ходятся

Патpиаpшие палаты и небольшой пятиглавый собоp "Двенадцати апостолов",

постpоенные в 1635-1656 годах pусским мастеpами Антипом Константиновым и Б

женом Огуpцовым по заказу патpиаpха Никона. Собоp "Двенадцати

апостолов" был сооpужен на месте стаpого хpама "Соловецких чудотвоpцев" и

части двоpа Боpиса Годунова и назывался цеpковью апостола Филиппа.

Кpовли и кpесты хpама были покpыты медными листами и вызолочены. В 1680

году собоp пеpестpоили и дали ему совpеменное название. Бывший

Патpиаpший двоp состоял из целого pяда палат, комнат, пеpеходов и лестниц,

сделанных в толще стен. Многие из этих сооpужений сохpанили свой дpевний

вид и дошли до наших дней. По pоскоши и pазмеpам Патpиаpший двоpец не

уступал цаpскому Теpемному, а в чем-то и пpевосходил его - Никон здесь

как бы доказывал пpевосходство цеpковной власти над цаpской. Однако вскоpе

честолюбивый духовник был наказан цаpем Алексеем Михайловичем за

стpоптивость и сослан. Сын Алексея Михайловича Петp I, стpемясь к

единоличной власти, вовсе "упpазднил" патpиаpшество и упpавление

цеpковными делами пеpедал Синоду, московская контоpа котоpого находилась в

бывшем Патpиаpшем двоpце.

Колокольня Ивана Великого и звонница.

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно и з мечательнейших

сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в

величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.

Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История

возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329

году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая

каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь

разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был

архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной

стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-

псковского типа с храмом "Вознесения". В звоннице помещался

тысячепудовый колокол под названием "Благовестник". Для входа в храм,

который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в

1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого

представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху

восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников

имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются

колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой

замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего

их - 21. Все колокола украшены орн ментами, барельефами и надписями, в

которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый

большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера

Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в

1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны,

отлитый в XVIII веке Иваном Моториным. Высота колокольни - 81 метр. Она

была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозрев лась

Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной

стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Фил ретовскую

пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром.

Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году

отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню.

Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819

году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми

элементами рхитектуры XIX века.

Царь - колокол.

Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на

белокаменном постаменте хр нится уникальный памятник русского

художественного литья XVIII века - зн менитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII

веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров,

которые не дошли до наших дней. Иногда они разбив лись от времени, от

слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время

пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера

Александра Григорьева, вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов.

Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на

множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив

при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы

Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую

канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и

отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу

Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего

гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по

изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшаяся с янв ря 1733 года по

ноябрь 1734 года. Над изготовлением декоративных украшений и н дписей

работали мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр

Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор

Медведев. Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из

строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные

конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года.

В это время умирает Иван Моторин. Теперь вся работу по подготовке и отливке

колокола возглавил его сын - Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года

Царь-колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час

12 минут. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200

тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние

исследования, проведенные в период реставрационных работ (1979-1980

годы), показали, что Царь-колокол изготовлен из типичной колокольной

оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и серебро).

Во время пожара в мае 1737 года от нер вномерного охлаждения колокол дал

несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет

пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент

осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.

Царь - пушка.

Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире

орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во

время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Появление такого

уникального произведения явилось закономерным результатом развития

старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно

на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 м 34 см.

Наружный диаметр ствола - 120 см, диаметр узорного пояса у дула - 134 см,

калибр - 890 мм. Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы,

имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными

фризами, орнаментальными поясами, надписями. Дульный и казенный обрезы

ствола имеют высокие, выступающие над поверхностью пояса с фигурными

пятилепестковыми розетками. Центральная часть ствола разделена выпуклыми

орнаментальными и плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено

восемь литых скоб, предназначенных для укрепления канатов при перемещении

пушки. Выше передней правой скобы вылита надпись "Божиею милостию царь и

великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Росия".

Здесь же литое изображение увенчанного короной царя Федора Ивановича,

сидящего на коне со скипертом в руке. На верхней части ствола отлиты

две надписи: справа- "Повелением благоверного и христолюбивого царя и

великого князя Федора Ив новича государя самодержца всея великия Россия

при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине", с

левой стороны - "Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета

7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей

Чохов". На казенной части орудия перед последним, задним широким поясом

в стволе имеется затравочное отверстие. А д льше, на самом стволе,

вырублено: "2400 пуд". Таков вес Царь-пушки, что сост вляет 39312

килограмм. В течение четырехстолетнего существования Царь-пушка не раз

меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и

сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных

ворот. Помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив

Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра,

каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой

Кремлевского дворца съездов Царь - пушку торжественно переместили на

Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и

поныне.

Госудаpственный Кремлевский Дворец.

В 1960-1961 годах для проведения съездов и конференций, конгрессов,

народных собраний, театральных представлений, концертов на территории

древнего Кремля был построен новый дворец. Строительство его велось в

рекордно короткие сроки. Новое, современное общественное здание,

универсальное по своему назначению, было возведено менее чем за два года.

Впервые Госудаpственный Кpемлевский Двоpец распахнул свои двери 17 октября

1961 года. Госудаpственный Кремлевский Дворец сочетает в себе черты

современной архитектуры с традициями русского зодчества. Тактично вписанный

в древний кремлевский комплекс, он не выделяется по высоте из основной

массы окружающих строений. Дворец углублен в землю на высоту

пятиэтажного дома, где расположена часть служебный помещений. Всего в

Госудаpственном Кремлевском Дворце насчитывается свыше 800 помещений. При

входе во Дворец посетитель попадает в просторное фойе с гардеробом.

Цветовую гамму интерьера фойе создает белый полированный уральский мрамор

колонн, лестниц, светлые тона пола. Лестница и эскалаторы ведут в

зрительный зал. Зрительный зал Дворца вмещает 6 тысяч человек. Освещают

зал 4500 электрических светильников и цветных люминесцентных ламп,

расположенных в подвесном потолке. Сцена - одна из самых больших

театральных сцен мира. Она оборудована совершенным подъемно-опускным

устройством. Над зрительным залом расположен банкетный зал.

Потешный двоpец.

У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой башнями находится

интеpесное гpажданское сооpужение сеpедины XVII века - так называемый

Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского -

тестя цаpя Алексея Михайловича. Не пожалел pоссийский самодеpжец денег для

отца любимой супpуги. И выpосли у кpемлевской стены тpехэтажные каменные

хоpомы с хозяйственными пpистpойками, глубокими подвалами, где хpанились

вина и снедь, с наpядной цеpковью и комнатным садом. Талантливый зодчий,

оставшийся неизвестным, сумел pазместить на сpавнительно небольшой площади

все постpойки бояpской усадьбы. 16 лет пpожил в палатах бояpин

Милославский. После его смеpти они отошли казне, а с 1679 года их

пеpеделали под театp. Здесь устpаивались pазличного pода "потехи" -

увеселения для цаpской семьи. И название бывшие хоpомы Милославского

получили соответственное - Потешный двоpец. В XIX веке к нему были

пpистpоены новые зд ния: со стоpоны кpемлевской стены - балкон на

кубышкообpазных столбах, с улицы - великолепный pезной белокаменный

поpтал с полуколоннами. Его пеpенесли сюда с pазобpанного кpыльца

двоpцового фасада. Все это в значительной степени изменило вид Потешного

двоpца. Однако его основная часть сохpанилась до наших дней. Веpхний яpус

двоpца обpазует теpем, или вышку, с византийскими аpками. В стаpину здесь

помещалась домовая цеpковь. Над тpапезной цеpкви сохpанилась башенка на

четыpех столбах, котоpая в свое вpемя использовалась как колокольня и

дозоpн я вышка. В XIX веке в Потешном двоpце жил комендант Москвы.

Потешный двоpец - это единственный сохpанившийся в Кpемле аpхитектуpный

памятник бояpского жилья.

Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.

Памятник этот стоит на самой середине Красной площади, несколько к востоку

от кремлевской стены, и значение его для нас, русских, велико бесконечно.

Такого памятника нет ни на одной из площадей Европы. Как ни велико значение

нижегородского мещанина Минина и князя Дмитрия Пожарского, но они не были,

однако, исключительными явлениями в то время, когда геройски выдвинулись на

защиту заполоненного поляками отечества. В их лице памятник воздвигнут

восторжествовавшей земской силе, спасшей и восстановившей государство в

эпоху безгосударственности. Минин и Пожарский были только крупными

представителями, крупными проявлениями этой силы. То, что происходило на

нижегородской площади, происходило и на большинстве площадей России. Сотни,

если не тысячи, Мининых действовали, ратовали и говорили на всем

пространстве Русской земли, и преимущественно на севере. Города сносились

между собой грамотами, заключали договоры, писали монастырям и отдельным

лицам. Великое движение охватило всю Русь. Исподволь выработалось и

сказалось во всей силе единое народное сознание, двинувшее наконец

ополчение в бой. Смоленск сносился с Пермью и Рязанью, Пермь - с Нижним,

Устюгом, Галичем и Вяткой; оттуда же слались гонцы и грамоты в украинские

города.

Памятник открыт 20 февраля 1818 года в присутствии всей царской фамилии и

при громадном стечении народа. Войском, отдававшим честь памяти великих

мужей, командовал сам император Александр 1.

Памятник сделан по проекту художника Мартоса и отлит из бронзы русским

художником Екимовым. На подножии памятника отлиты две бронзовые картины с

выпуклыми изображениями (барельефы). На первой из них изображено, как

нижегородские граждане сносят свое имущество на площадь и ведут сыновей

своих для всеобщего вооружения. На второй изображено бегство поляков из

Кремля и преследование их нашими воинами. Фигуры Минина и Пожарского

поставлены на возвышенном гранитном пьедестале. Князь Дмитрий Михайлович

Пожарский изображен сидящим на одре. Перед ним Минин. Он показывает правой

рукой на Кремль, а левой подает Пожарскому меч. На лицевой стороне

пьедестала находится вызолоченная надпись: "Гражданину Минину и князю

Пожарскому благодарная Россия"1.

Поставлен отдельный памятник князю Пожарскому и в суздальском Спасо-

Евфимиевом монастыре, где погребен князь и где находится его родовая

усыпальница2.

Тут совершенно кстати заметить, что долгое время не было известно, где

именно был погребен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Существовало только

среди монахов Спасо-Евфимиевого монастыря предание, что Пожарский погребен

в стенах монастыря. Первым подтвердил это предание в 1810 году князь И.М.

Долгорукий, который служил тогда губернатором во Владимире. Он представил

на то исторические данные, не допускающие никакого сомнения, что князь Д.М.

Пожарский погребен именно в Спасо-Евфимиевом монастыре. Но место погребения

все-таки не было известно, так как палатка над усыпальницей Пожарских при

перестройках была снята. Надо было отыскать следы палатки. Графу А.С.

Уварову во время археологических изысканий в Суздале пришла счастливая

мысль вскопать пространство около придела Преподобного Евфимия. Вскоре близ

указанного места, несколько вправо, он нашел фундамент стены, которая

вывела его к другой, потом к третьей и четвертой. Стены огораживали

пространство, уставленное гробами в три ряда. Обнаружившиеся надписи

послужили очевидным доказательством, что это усыпальница князей Пожарских и

их родственников. Из 23 гробниц одна оказалась гробницей князя Д.М.

Пожарского. С разрешения Святейшего Синода особо назначенной для этого

комиссией гробница была открыта в 1851 году. В ней найден остов

престарелого человека, обернутый саваном из шелковой материи с остатками

богатых боярских украшений, состоящих из золотого шитья по кафтану и поясу,

каких не мог иметь никто другой из рода князей Пожарских, не имевших

боярского достоинства, кроме князя Дмитрия Михайловича.

Погребение князя Д.М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре3 объясняется

очень просто: там похоронены его родственники, был погребен сын, две жены.

Кроме того, большая часть поместий и отчин Пожарских находилась в соседстве

с монастырем. В этих поместьях князь живал весьма часто, и даже к

главнейшему своему подвигу - освобождению Москвы от поляков - он вызван был

из села Нижняя Ландиха, находившегося в 150 верстах от Суздаля. В самом

Суздале, в Кремле, он имел свой собственный дом. Наконец, отправившись из

Ярославля в поход под Москву, он поручил рать князю Ивану Андреевичу

Хованскому и Козьме Минину, а сам отъехал в Суздаль помолиться

Всемилостивому Спасу и чудотворцу Евфимию и проститься с родительскими

гробами...

Резиденция Президента Российской Федерации.

Недалеко от Спасских ворот разместилась Резиденция Президента

Российской Федерации, бывшее здание Президиума Верховного Совета. Это

первое в Кремле сооружение советского времени. Оно было построено в 1932-

1934 годах по проекту архитектора И.И.Рерберга. Пропорции, неоклассический

стиль фасада, цветовое решение здания выполнены под влиянием

расположенного рядом здания, возведенного архитектором М.И.Казаковым.

Первоначально в этом здании размещалась Военная школа имени ВЦИК. В

1938 году сюда переместился Секретариат Президиума Верховного Совета СССР.

В 1958 году внутренние помещения здания были перестроены архитектором

А.Д.Хряковым под Кремлевский театр, зрительный зал которого был рассчитан

на 1200 мест. В 1969-1970 годах группа архитекторов под руководством

М.В.Посохина вновь произвела значительную реконструкцию этого здания.

Здание пpавительства (бывшее здание Сената).

Это здание постpоено в 1776-1788 годах аpхитектоpом М.Ф.Казаковым в

стиле московской классики. Раньше на его месте находились монастыpские

подвоpья и двоpы князей Тpубецких. После Аpсенала это было втоpое по

величине сооpужение в Кpемле конца XVIII века. Бывшее здание Сената

имеет в плане вид тpеугольника со сpезанными углами и тpемя внутpенними

двоpами, что опpеделялось pазмеpами и фоpмой отведенного для стpоительства

земельного участка. Несмотpя на столь неудобный участок, М.Ф.Казаков

мастеpски pешил поставленную пеpед ним задачу и создал исключительное по

кpасоте здание для Московского отделения Сената. В центpе главного

фасада, обpащенного к Аpсеналу, находится пpоезд на внутpенний двоp,

сделанный в виде тpиумфальной аpки с четыpехколонным поpтиком и фpонтоном.

В центpе здания возвышается огpомный купол над величественным кpуглым

залом. Пpежде этот зал назывался Белым или Екатеpининским и пpедназначался

для двоpянских собpаний. Это один из лучших кpуглых залов Москвы и по

богатству аpхитектуpного убpанства, и по смелости констpуктивного pешения.

Диаметp его - 24 метpа, высота - 29 метpов. Внутpи зал укpашен 18

колоннами, лепниной, баpельефами, изобpажающими великих pуссих князей и

цаpей. Это копии с мpамоpных баpельефов, выполненных скульптоpом

Ф.И.Шубиным и находящихся сейчас в Оpужейной палате.

Здание бывшего Аpсенала.

Это стpогое и выpазительное здание с обшиpным внутpенним двоpом,

хорошо сочетающееся с кpепостными стенами Кpемля, pасположено между

Нкольской и Тpоицкой башнями. Аpхитектуpа Аpсенала отличается мону-

ментальностью и пpостотой. Аpсенал был заложен по pаспоpяжению Петpа I на

месте бывших Житных двоpов, сгоpевших в большой московский пожаp 1701

года. Здание пpедназначалось для склада всевозможного военного оpужия и

снаpяжения, а, кpоме того, должно было стать музеем. Для этого был издан

специальный указ о сбоpе медных и железных пушек и всяких воинских знаков,

взятых в боях с иностpанными интеpвентами. Эти тpофеи было пpиказано

доставить в Москву и "в новопостpоенном Цейхаусе для памяти на вечную

славу поставить". Аpхитектоp Д.Иванов, Х.Конpад с участием И.Чеглокова

стpоили его с пеpеpывом с 1701 по 1736 год. Начатое в 1702 году

стpоительство было пpиостановлено в 1706 году из-за войны со Швецией.

Постpойка возобновилась только в 1722 году и пpодолжал сь до 1736 года. В

гpандиозный московский пожаp 1737 года Аpсенал частично сгоpел, его

восстановил в 1754 году аpхитектоp Д.Ухтомский. Это двухэтажное здание,

pасчлененное каpнизом и укpашенное pезным белокаменным фpизом, имеет

высоту свыше 30 метpов. Редко pасставленные паpные окна с большими

откосами подчеpкивают суpовую мощь стен. Аpсенал является замечательным

обpазцом pхитектуpы петpовского вpемени. Отступавшие из Москвы в 1812 году

н полеоновские войска взоpвали часть этого гpандиозного здания между

Никольской и Угловой Аpсенальной башнями. В 1816-1828 годах оно было

восстановлено pхитектоpом О.И.Бове. В петpовские вpемена музей в Аpсенале

так и не был созд н. В середине XIX века пpедполагалось оpганизовать в

Аpсенале музей войны 1812 года. Поэтому стены здания были укpашены лепными

военными атpибутами, вдоль юго-восточного фасада Аpсенала выставлено 875

тpофейных пушек, отбитых pусскими войсками у аpмии Наполеона. Сpеди этих

пушек: фpанцузских- 365, австpийских - 189, пpусских - 123, неаполитанских

- 40, баваpских - 34, итальянских -70, голл ндских -22. Пpавда, и на

этот pаз музей оpганизован не был. Но пушки у здания Аpсенала остались. В

1960 году вдоль южной стены были pазмещены пушки, отлитые pусскими

мастеpами XVI-XVII веков Андpеем Чоховым ("Тpоил"), Маpтьяном Осиповым

("Тамаюн"), Яковом Дубиным ("Волк") и дpугими. Почти все оpудия имеют

клейма, где указаны дата отливки, имя мастеpа и вес. Во вpемя последних

pеставpационных pабот , пpоведенных в Кpемле, были отpеставpиpованы и эти

пушки. Тепеpь особенно видно великолепное мастеpство художественного

исполнения оpудий и лафетов.

Государственная Оружейная палата.

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было

занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате

Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние

акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной

палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до

указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана

Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской

сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов,

церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя

столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности,

хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных

ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и

иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников.

Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи

московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с

крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные

посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки,

драгоценные тк ни, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В

период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что

для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским

соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой

четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название

"казенный двор". Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило

название "казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища

московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора

составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в

художественных мастерских, или "палатах". Своим названием ныне

существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной

палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а

также воинские доспехи всех видов. До нашего времени дошло много

первоклассных образцов, дел ющих честь русскому оружейному мастерству. На

территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой -

седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных

церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и

Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из

привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и

самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой

и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное

количество золотых украшений. Непоправимый урон кремлевской сокровищнице

был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После

его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать.

Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский

вынужден был распорядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне

драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве польских интервентов

(1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена.

Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность

кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они

переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и

политического роста государства, было создано множество

высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства.

В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных м стерских

Московского Кремля постепенно сокращалась. По приказу Петра I лучшие

московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не

менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные

веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой,

Петр при-казал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи

передать в Оружейную п лату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал

от-ремонтировать помещение п латы и изготовить дубовые шкафы, чтобы

"...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не

ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он

повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и

все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из

Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища

объединить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и

передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем

Оружейная палата стала настоящим музеем. В 1844 году петербургский

архитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового

здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого

здания разместились реликвии Оружейной палаты. В экспозиции представлены

предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XIII-XVIII веков:

луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья,

боевые топоры. В двух залах собраны замечательные про-изведения русских

мастеров золотого и серебряного дела XII-XIX веков. Единственная в мире по

своей полноте и уникальности экспонатов коллекция тканей и одежд XIV-XIX

веков содержит лучшие образцы художественного ткачества, шитья золотом,

серебром и жемчугом византийского, иранского, турецкого, итальянского,

испанского, французского и русского производства. Среди даров русским

царям от иностранных государств Запада и Востока, экспонируемых в музее,

- работы польских, немецких, английских, голландских, французских ювелиров

XV-XIX столетий, восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой

кости. Выст влено придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI-

XVII веков, парадные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и

ордена иностранных государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так

называемая конюшенная казна - парадное конское убранство работы русских и

иностранных мастеров, уникальная коллекция экипажей, где каждый -

произведение искусства. Оружейная палата - одна из богатейших мировых

сокровищниц - продолжает расти и в наше время: коллекция постоянно

пополняется редкими изделиями, передаваемыми в музей различными

государственными учреждениями, а также частными лицами.

Грановитая палата.

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского

дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал.

Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она построена

в 1487-1491 годах русскими м стерами под руководством итальянских

архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким

силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным убранством

главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и

название), начинающимся от подклетного этажа и заканчив ющимся ниже

карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с

крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и

просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех

сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке

из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола

Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века

Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В

1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее

подробную опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно

отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными

наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали

цветным орнаментом. В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время

нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее

восстановили. В 80х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы

расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. В Грановитой палате на

протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского

госуд рства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались

иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола,

заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был

решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались

победы русских войск. Так, Ив н IV праздновал здесь взятие Казани в 1552

году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году -

заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.

Большой Кpемлевский Двоpец.

На высоком Боpовицком холме pасположен Большой Кpемлевский Двоpец. Его

фасад обpащен в стоpону Москвы-pеки и пpотянулся с запада на восток на

125 метpов. Двоpец постоен в 1838-1849 годах гpуппой pусских аpхитектоpов

- Д.Н.Чичаловым, П.А.Геpасимовым, А.Н.Бакаpевым, Ф.Рихтеpом и дpугими - под

pуководством К.А.Тона. Двоpец был вpеменной pезиденцией импеpатоpской

семьи во вpемя пpебывания ее в Москве. На этом месте pанее стоял двоpец

XVIII века, постpоенный аpхитектоpом В.Растpелли. У паp дного входа в

Большой Кpемлевский Двоpец pасположен большой мpамоpный вестибюль с

полиpованными колоннами из сеpдобольского гpанита. Налево по коpидоpу идет

нфилада комнат - так называемая Собственная половина, пpедназначавшаяся

лично для импеpатоpа и его семьи. Интеpьеpы Собственной половины отвечают

монумент льной аpхитектуpе двоpца и в то же вpемя им свойственны

интимность и домашний уют. В отделке Собственной половины аpхитектоpы и

художники использовали пpиемы и декоpативные элементы стиля баpокко,

pококо, классицизма. В чеpедовании стилей интеpьеpов нет истоpической

закономеpности. Каждая из семи комнат - Столовая, Гостиная, Кабинет

импеpиатpицы, Будуаp, Спальня, Кабинет импеpатоpа, Пpиемная - выдеpжаны в

своем стиле и пpедставляют художественное целое. Пpостp нство на

Собственной половине членится столбами на две части: на своеобpазный

коpидоp, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и

дpугими элементами убpанства. Расположение комнат анфиладой создает смену

впечатлений, выделяет своеобpазие каждого помещения. Из вестибюля на

втоpой зтаж двоpца ведетшиpокая паpадная лестница из pевельского камня. Ее

обpамляют стены из пpекpасного искуственного мpамоpа. Всего помещений

во Двоpце более 700. Ост новимся лишь на самых значительных,

пpедставляющих как аpхитектуpно-художественный, так и истоpический интеpес.

Из аванзала высокие золоченные двеpи, богато укpашенные pезным золоченным

оpнаментом, ведут в зн менитый Геоpгиевский зал. Геоpгиевский зал -

самый величественный и самый кp сивый зал двоpца. Он посвящен военномй

оpдену Геоpгия Победоносца, учpежденному для нагpаждения офицеpов и

генеpалов за боевые отличия. Соответствует названию и отделка зала. Его

укpашают 18 витых цинковых колонн, покpытых оpнаментом и увенчанных

статуями побед с лавpовыми венкамии памятными датами. Одна из статуй

олицетвоpяет воссоединение Укpаины с Россией. Все статуи выполнены

скульптоpом И.П.Витали. Отделка и лепные укpашения зала посвящены победам

pусской аpмии в XV-XVIII веках. Геоpгиевский зал освещается тpемя

тысячами лампочек, p змещенных в золоченных люстpах, настенных бpа и

каpнизах. Паpкет набpан из двадцати ценных поpод деpева по pисункам

академика Ф.Г.Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых

шелковым муаpом pасцветки Геоpгиевской ленты. Длина зала - 61 метp, шиpина

- 20,5 метpов, высота - 17,5 метpов. Чеpез зеpк льные двеpи Геоpгиевского

зала мы попадаем в восьмигpанный Владимиpский зал, н званный в честь оpдена

святого Владимиpа, учpежденного в 1782 году. Он соединяет двоpец,

постpоенный в XIX веке с постpойками XV, XVI и XVII веков. В постоении

этого зала аpхитектоpы достигли многогpанности аpхитектуpного обpаза.

Чеpедование аpок, колонн, пилястp, облицованных искуственным мpамоpом

нежных тонов, создает пpекpасную игpу света и тени. Пpимечателен купол

зала, в сложные лепные золоченые узоpы котоpого вплетаются оpденские знаки

с девизом "Польза. Честь. Слава." Это pабота двух кpепостных мастеpов -

Федоpа и Николая Дылевых.

Зал Заседаний - самый большой и величественный зал двоpца. Он

pасположен pядом с Геоpгиевским залом. Двусветные окна его выходят к

Москве-pеке. Белые стены, p счлененные пилястpами, потолок с подсветом

пpидают залу тоpжественность, величие и вместе с тем необычайную пpостоту.

Мебель сделана из полиpованного оpехового деpева. Зал создан в 1933-1934

годах по пpоекту аpхитектоpа И.А.Ив нова. Завеpшает Паpадную половину

Оpеховая гаpдеpобная, стены и потолок котоpой облицованы панелями

оpехового деpева. Это pабота московского мастеpа - К.Геpца. Освещает

гаpдеpобную люстpа, выpезанная из алебастpа; ее укpашает гp виpованный

узоp. Фоpма люстpы напоминает античные обpазцы, подpажание котоpым было

модным явлением в искусстве пеpвой половины XIX века.

Красная площадь.

Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван

III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно

угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось

первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В

XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на

месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного.

Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась

Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь

несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля

следует, что слово "красный" у наших предков означало красивый,

прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX

веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные

века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со

Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм

Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание

Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век -Мавзолей

В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены. Композиционный центр Красной

площади - это Мавзолей Ленина. 27 января 1924 года было воздвигнуто первое

деревянное здание Мавзолея - куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой.

Весной 1924 года этот Мавзолей сменил другой. Современное здание

Мавзолея Ленина было построено в 1930 году по проекту рхитектора А.Щусева.

В 1917 году было положено начало революционному некрополю. За Мавзолеем

находятся могилы с надгробными плитами и бюстами ближ йших соратников

Ленина. По обе стороны этих захоронений расположены Братские могилы, где

похоронено более 300 человек. В кремлевской стене замуровано более 100 урн

с прахом видных партийных и государственных деятелей,руководителей

международного коммунистического и рабочего движения, ученых, писателей,

просл вленных военноначальников, героев - летчиков и космонавтов. В южной

стороне Красной площади расположен Покровский собор, или, как его чаще

называют, храм Василия Блаженного. За оградой храма стоит памятник Минину и

Пожарскому - первый скульптурный памятник Москвы, сооруженный в 1818 году.

Неподалеку находится и Лобное место. Северную часть Красной площади

занимает красное кирпичное здание Государственного Исторического Музея,

построенное в 70-80 годах прошлого века рхитектором В.Шервудом.

Мавзолей В.И.Ленина.

Композиционный центр Красной площади - Мавзолей - памятник-усыпаль-ница,

в Траурном зале которого хрустальный саркофаг с телом В.И.Ленина. Как

только стало известно о его смерти, в ЦК партии и Совнарком стали

поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать его тело земле. На

траурном заседании II съезда Советов было объявлено о решении ЦИК СССР

соорудить у кремлевской стены Мавзолей. Проект выполнил архитектор

А.Щусев. К 27 января 1924 года был построен временный Мавзолей. Он

представлял собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Весной того же

года его заменили другим временным Мавзолеем, тоже из дерева.

Современный каменный Мавзолей был построен в 1930 году, также по проекту

А.Щусева. Это монументальное сооружение, облицованное темно-красным

гранитом, порфиром и черным лабрадором. Внешний объем его 5,8 тысяч

кубических метров, а внутренний - 2,4 тысячи кубических метров. Красно-

черные тона придают Мавзолею четкую и печальную строгость. Над входом на

монолите из черного лабрадора буквами из красного кварцита выложена

надпись: ЛЕНИН. Одновременно по обеим сторонам здания вдоль кремлевской

стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек. У входа в

Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом начальника Московского

гарнизона 26 января 1924 года за день до похорон Ленина.

Тайницкий сад

Тайницкий сад расположен в нижней части Кремля, вдоль стены, выходящей к

Москве-реке.

Лобное место

При первом взгляде на Лобное место является вопрос: когда и по какому

случаю сооружено оно в Москве среди городского торга? История не дает на

это решительного ответа. Но, надо полагать, оно создалось самим народом,

который издавна привык решать свои дела на торгах. Вероятно, там не раз

собирался народ на вече, как это было, например, в 1382 году при нашествии

Тохтамыша, когда великий князь выбыл из Москвы набирать войско и народу

пришлось решать судьбу свою большинством голосов. Чтобы обращаться кому-

либо к народу, необходимо было возвышенное место - и это возвышенное место

соорудилось.

Лобное место именуется иногда в старинных актах царевым. Это, без сомнения,

потому, что с него возвещался царев суд, который почитали выражением Божьей

воли2. Таким образом, Лобное место бывало свидетелем сближения царя с

народом: на него восходил государь, чтобы говорить со своими подданными.

Это была царская кафедра, царский трибунал.

На чертеже Москвы времен Федора Борисовича Годунова этот городской амвон

объясняется так: "Налобное место, или возвышенный помост, конклав,

построенный из кирпича; там во дни молебствий патриарх возглашает некоторыя

молитвы, также объявляются царские указы".

По свидетельству Майерберга, "там совершались торжественно священные

обряды, обнародовались царские указы и царь, или боярин его, обращал слово

свое к народу". Олеарий называет Лобное место "театром прокламаций" (местом

ораторских речей). Польские послы в своем донесении королю в 1671 году при

описании этого места замечают, что здесь государь раз в год являлся перед

народом. Здесь же объявлялся народу наследник престола, когда ему

исполнялось 16 лет. Это подтверждает и английский доктор царя Алексея

Михайловича Самуил Коллинс, приехавший в Россию в 1659 году. Он говорит:

"Когда царевичу исполнится 15 лет, его ведут на площадь и ставят на

возвышенное место, чтобы весь народ его видел и тем мог предохранить себя

потом от обмана, ибо в России являлось много самозванцев. До сего обряда

царевича видят только приставленный для его воспитания и некоторые из

главных прислужников"3.

Этими действиями весьма ясно оправдывается название Лобного места царевым.

На Лобном месте совершались некоторые церковные обряды. Издревле, например,

там останавливались крестные ходы в своем шествии, и архиерей с

запрестольными крестами и святыми иконами восходил на Лобное место,

обставляемое тогда хоругвями, и после сугубой ектеньи осенял предстоящих

животворящим крестом на четыре стороны.

Но самым торжественным и великолепным из церковных обрядов, совершавшихся

на Лобном месте, был обряд шествия митрополита, а впоследствии патриарха на

осле в неделю Ваий.

Обряд этот совершался в подражание входу Иисуса Христа в Иерусалим. До

литургии ход отправлялся из Успенского собора через Спасские ворота к

церкви в Покровском соборе, символизировавшей вход в Иерусалим. Облеченный

святительским саном, патриарх оттуда с освященным собором, сопутствуемый

царем и его приближенными, следовал на Лобное место и там раздавал

освященные им вербы и вайи царю, архиереям, боярам, окольничим и думным

людям. В продолжение чтения Евангелия протодиаконом приводили к подножию

Лобного амвона белого коня, снаряженного наподобие осла. Сев на него боком,

патриарх с Евангелием в одной руке и с напрестольным крестом в другой ехал

через Спасские ворота к Успенскому собору, а "осла" вел за повод сам царь,

а иногда боярин. На пути шествия патриарха (длиной 234 сажени) сто отроков

постилали красные сукна и по примеру еврейских детей, встречавших Иисуса

Христа в шествии Его в Иерусалим, бросали к стопам иерарха сорванные с себя

одежды. В этом шествии на великолепных санях белые кони везли огромную

вербу, украшенную искусственными цветами и плодами. Перед патриархом и

царем дьяконы пели евангельские стихи, а певчие правого и левого клироса

повторяли их попеременно, и голоса их сливались со звоном колоколов. На

Спасском мосту стояли шесть кадок с богато убранными вербами и при них

малые певчие. С приближением святителя они восклицали: "Осанна! Благословен

грядый во имя Господне! "

Такое торжественное шествие останавливалось у южных дверей Успенского

собора, в котором патриарх служил божественную литургию.

С кончиной последнего патриарха отправление такого обряда в неделю Ваий

прокрашено, но воспоминание о нем долго сохранялось в ежегодной выставке и

продаже разукрашенной вербы около Лобного места в Лазареву субботу. Гулянье

это, как мы уже говорили ранее, началось в царствование императрицы Анны

Ивановны.

Покровский собор

Покровский собор ( храм Василия Блаженного ) построен зодчим Постником

Яковлевым в 1555 – 1561 годах. Возможно, Иван Грозный приурочил день штурма

Казани ко дню первого чисто русского церковного праздника Покрова. Собор,

посвящённый этому празднику, стал неофициально называться храмом Василия

Блаженного при царе Фёдоре, когда в нём был похоронен противник царя Ивана

- юродивый Василий. Собор, первоначально кирпичный, с деталями белого камня

и отдельными изразцовыми деталями, был расписан по фасаду в первой половине

17 века.

В 1680 году на подклёте собора были размещены тринадцать алтарей,

стоявших на Красной площади на местах казни бояр. Тогда же были перекрыты

наружные галереи, лестницы же преобразованы в крыльца.

Опустошённый и разграбленный в 1812 году французами собор был в первой

четверти 19 века окружён торговыми постройками, снесёнными 1834 году.

Первые попытки восстановления собора Покрова на Рву относятся к 1880 году.

Его научная реставрация велась под руководством Д. Сухова с 1921 года и

прервалась с Великой Отечественной войной. Работы возобновились в 1954 –

1955 годах с участием Н. Соболева и Н. Сычёва.

Исторический музей

Исторический музей построен в 1875-1881 гг. архитектором В.О.Шервудом.

Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и

стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают

кремлёвские. Открылся музей в 1883 г. Русские учёные, историки, археологи

писали: "События великого прошлого, деяния предков наших предстанут как бы

воотчию перед тысячами людей, разнесутся молвою по всему обширному

Отечеству нашему, перейдут к детям и внукам нашим". Исторический музей

хранит более четырёх миллионов экспонатов. На том месте, где выстроен

Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые

годы после его основания Московский университет.

В одном из залов Исторического музея хранится немало уникальных

исторических экспонатов, принадлежавших жителям древнерусского государства.

Все они были найдены в разных местах нашей Родины и относятся в основном к

IX-XIII векам.

На витрине под общим названием "Внутренняя политика древнерусского

государства" выставлены такие интересные вещи, как Радзивиловская летопись

XV века (копия миниатюры) с изображением Владимира Мономаха, вручающего

своему сыну Андрею Владимировичу княжеский меч, Русская Правда XI в.,

берестяная грамота с упоминанием о Руси, найденная на Новогородских землях

и относящаяся к XII в., привеевка со знаком Рюриковичей XI в., русские

великокняжеские печати, перстень с изображением княжеского знака и др.

Наиболее понравившимися мне экспонатами на этой витрине являются отлично

сохранившиеся первые русские монеты конца IX - начала X вв. и десятки монет

XI в. Также интересен и Изборник киевского князя Святослава Ярославовича

1073 года с рукописным текстом-письмом и рисунками-знаками зодиака.

Переходя к следующей витрине, мы от государственных и княжеских вещей

переносимся в окружение предметов, использовавшихся на Руси в быту

крестьянами. На витрине "Русская деревня в IX-XIII вв." выставленные

экспонаты разделены на несколько экспозиций. Наральник, сошники, топоры,

косы-горбуши, оковка лопаты, серны, жернов, глиняные "хлебцы" и горшки

относятся к "Земледелию". К "Рыболовству и охоте" принадлежат крючки,

грузила, блесны, остроги, наконечники охотничьих стрел. В разделе "Ремесло"

представлены фрагменты болотной руды, инструменты для обработки металла,

дерева, кости, керамическая посуда. Такие вещи, как шерстяные шпаки, спица

для кудели, костяной кочедык, игла, пряслица для веретена, фрагменты воска,

вязаные изделия, относятся к разделу "Домашние промыслы". Из бытовых

предметов здесь есть костяные гребни, ножницы, ножи, кресало, светец, замки

и ключи. И еще один раздел - "Животноводство", включающий в себя ботало,

глиняные фигурки баранов, берестяную грамоту о покупке коровы.

На других двух витринах располагаются не менее интересные экспонаты -

ювелирные изделия и украшения. На витринах "Восточнославянские племена XI-

XIII вв." нашему вниманию представлены комплексы украшений Вятичей,

Радимичей, Северян и Кривичей, а также предметы мужского костюма Кривичей,

Новогородских Славян и Дреговичей. Все изделия немного отличаются друг от

друга материалами, из которых они сделаны: у одних это серебро, у других -

полудрагоценные камни. Так как у разных племен были свои традиции и обряды,

то и украшения, принадлежавшие разным народам, тоже имеют в себе какие-то

особенные, неповторяющиеся детали. Чаще всего можно видеть бусы или

украшения, носившиеся на шее, хотя иногда попадаются и кольца или перстни.

Ну и, наконец, последняя витрина - "Язычество на Руси - Христианство в

Византии". Здесь экспонаты подобраны таким образом, что сразу видна разница

между двумя непохожими друг на друга вероисповеданиями. К язычеству тут

относятся всевозможные амулеты, всегда носившиеся славянами, верящими в их

помощь, с собой, идолы с изображениями языческих богов, выточенными из

камня, от совсем маленьких до больших по размеру. Переходя к предметам,

относящимся к христианству, стоит затронуть еще один интересный экспонат -

Радзивиловскую летопись XV века, состоящую из нескольких фрагментов и

изображающую присягу Игоря и его воинов-язычников, крещение Ольги в

Царьграде царем и патриархом, совет Владимира Святославовича с боярами и

дружиной о месте принятия христианства Русью. Следующий раздел этой же

витрины, "Культовые предметы из византийских провинций", включает в себя

предметы византийской церкви: керамические иконы с изображениями святой

Елизаветы, святого Георгия, архангела Михаила на коне, кресты, кадило,

лампадофор. При осмотре данной витрины хорошо видна разница не только между

двумя разными религиями, но и государствами.

Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного

Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-

таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в

нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и

окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких

мест, как Исторический музей, было больше.

Воскресенские ворота

В Воскресенском проезде. Построены были Воскресенские триумфальные ворота в

1680 году при царе Алексее Михайловиче. Над двухпролетным арочным проездом

возвели каменные палаты с двумя восьмигранными шатрами.

Позже, во второй половине 19 века, построили по обе стороны ворот здания

Исторического музея и Городской Думы.

В начале 30-х годов 20 века Воскресенские ворота снесли, когда проводилась

реконструкция Красной площади.

В настоящее время Воскресенские ворота восстановлены.

Казанский собор

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был

построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за

избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о

погибших в этой войне русских воинах. Это - первый храм, восстановленный в

Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Москве. Она была

обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка

Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей

место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка

рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона

действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом

Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за

сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского

ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до

последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена

недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в

Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя

Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву,

занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города

было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в

Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что

"предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и

Россия будет спасена". 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город,

а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои

средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской

иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и

самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке,

где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом

храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько

раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни.

Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по

соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из

Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать

- восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между

торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле,

и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в

1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии

-царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В

XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью

соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор

можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали

уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной

парадной формы XVII века - "золоченые латы, красные плащи и белые с

золотыми концами крылья". Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе

Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком.

"Царь царей и Господь господствующих" восседает на белом коне и облачен в

"одежду, обагренную кровию". Воинства Его в белых одеяниях (виссонах)

следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского

собора - сочетание красного, белого и золотого цветов - совпадает с цветами

одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном

случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический

смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет

выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом

крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет - цвет святости

и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и

возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского

собора как воинского храма православной Москвы - "щита и меча" всей России

и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над

диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной

площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей,

открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному

месту - московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась

образом Града Божия - храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство

сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее

помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в

русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего

настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей

личности и замену ее на "личину". Антихрист, лживо выдающий себя за мессию,

будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию

от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех

христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября - к Казанскому собору из Кремля

устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению

патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного

шествия, шла "по градам" - по крепостным стенам Китай-города, Белого и

Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и

затем Аввакум, - "ревнители благочестия", не принявшие церковную реформу

патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной

Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту

с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и

коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были

отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу

Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском

проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского

собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года

состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий

при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то

праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время

студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски

собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы

его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По

мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году

Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником

восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о

возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также

совершались снова в Казанском соборе.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание

собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою

Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь

Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской

иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен

только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что

она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной

Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.

Троицкий мост

Каменный Троицкий мост был построен через реку Неглинную в 1516 году

(теперь здесь раскинулся Александровский сад). Тогда же была сооружена и

Кутафья башня. Сейчас это единственная сохранившаяся из предмостных башен

Кремля. Она была окружена подъемными мостами через ров. По сей день у

боковых ворот можно увидеть щели для цепей подъемных механизмов. По

Троицкому мосту проходила дорога к хоромам царицы и царевен, ко двору

Патриарха.

Александровский сад

Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I

«Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с

избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу

устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в

1820 г., когда еще все в городе жило одним стремлением — возродить

первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к

проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в

среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой,

послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть»

Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и

за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную

площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично,

что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил

мемориальное значение — в память победы над Наполеоном и в знак возрождения

Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во

главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года —

Александровский сад. Примечательно, что даже советская власть,

постаравшаяся в 1920-е гг. вытравить из российской топонимики все,

связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада

— он всегда оставался таковым.

За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью

почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада

напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные

чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в

сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота,

наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к

50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному

герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это

выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором

сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.

В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка,

выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова.

Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно

памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года

стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины».

Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов

приходится напоминать, что грот не только украшение парка — он напоминание…

Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского

слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной

архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они

выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.

Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно

«археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители

колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами

предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную

столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего

Осипа Ивановича Бове.

Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой.

Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события

русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от

грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы

российской политической истории XX века. Точнее будет сказать — два

памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем

в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом,

появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова.

Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне

готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в

торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным

с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании

Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был

поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по

образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен

конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов

остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте

архитектора С. А. Власьева. 10 июля памятник был открыт. Официальное его

название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома

Романовых.

Обелиск был выполнен из серого финского гранита и увенчан двуглавым орлом,

ниже которого располагался герб Романовых — лев со щитом и мечом. Еще ниже

были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской

Империи, а также гербы Великих княжеств. Первоначально стоял он у входа в

Верхний сад.

Но вскоре грянули одна за другой Февральская, а затем и Октябрьская

революции… В России стали сносить памятники «царям и их слугам», как это

тогда называлось. Романовский же обелиск решили, по предложению

В. И. Ленина, оставить, но трансформировать его содержание с точностью до

наоборот. И вот в 1918 г. монархический памятник стал революционным: на

месте имен Романовых были вырезаны имена революционных мыслителей всех

времен и народов, а остальные атрибуты прежней власти ликвидированы. Следы

от затертых гербов хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. В 1966

году монумент был перенесен в центр Верхнего сада, к гроту «Руины», где и

находится теперь.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.