РУБРИКИ

Методика исправления речевых недостатков у актёров

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Методика исправления речевых недостатков у актёров

Методика исправления речевых недостатков у актёров

Тюменский Государственный институт искусств

и культуры

Факультет КиХТ

Кафедра режиссуры

Курсовая работа

По сценической речи.

Студентки 3 курса

РТК

Кондинкиной Ю.В.

Преподаватель:

Парфёнова. Э.В.

Тюмень 2001

Тема:

Методика исправления

речевых недостатков у

актёров.

ПЛАН

1) Введение

. Экскурс в историю

. Культура речи актёров

2) Краткие требования к программе по культуре речи

с точки зрения актёрского искусства.

3) Принципы анализа речевых нарушений.

4) Классификация нарушений речи.

5) Принципы и методы логопедического

воздействия.

Методика исправления речевых недостатков.

6) Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их

постановки:

. ЗВУК Р.

. звук Л

. звук С, З, Ц

. звук Ш, Ж, Щ, Ч

7) Ринолалии

8) Заикания

9) Брадилалия и тахилалия

10) Нарушения голоса:

. недостатки голоса

. профилактика голосовых расстройств

. методика занятий при некоторых расстройствах голоса

11) Заключение

Список используемой литературы:

1. Дефектология. Словарь-справочник, (ред. Б.П.Пузанова) М.1996.

2. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. М.2000.

3. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе д/с.

М.1984.

4. Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва. Логопедическая работа в спец. д/с.

М.1987.

5. Журнал « Дошкольное воспитание» 1999-2000.

6. К.С.Станиславский. « Моя жизнь в искусстве».

7. И.А. Сикорский. О заикании. СП б. 1889.

8. В.И.Селивёрстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах

их преодоления. М.1983.

9. А.Р.Лурия. Мозг и психические процессы.

М.1963. 1 том.

10. И.И. Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.

М.1984.

11. Г.В. Чиркина. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.

1964.

12. В.С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства

речи у детей и подростков. М. 1969.

13. Д. Аспелунд. Развитие певца и его голоса.

М. 1952.

14. Г.Кристи. Воспитание актёра школы Станиславского. М.1978.

15. И.П.Козлянинова. Орфоэпия в театральной школе. М.1967.

16. М.Литосова. Профессиональная речь актёра и режиссёра.

17. Логопедия. Учебник для Вузов. Под ред. Л.С.Волковой,

С.Н.Шаховского. М.1998.

18. Хрестоматия по логопедии. Под ред.Л.С.Волковой, В.И.Селивёрстова.

М.1997. 2 тома.

« Речь - воплощённое в слове действие воли»

Веллер.

« Речь есть творческое выражение, зависимое от реальной личности и

надличностного содержания»

Макс

Дессуар.

« Невозможно слишком много размышлять о речи. Она, как ничто

другое, доказывала, что в жизни человека является могучей силой»

Макс

Дессуар.

«От полноты мысли зависит богатство речи»

Виктор Гюго.

« Животные превосходят человека иными способностями, некоторые

зрением, некоторые слухом, некоторые обонянием, но ни одно из них не

обладает способностью говорить»

Мартин Лютер.

Слово толковое стоит целкового.

Говорит, как пописанному.

Хорошая речь слаще мёда.

Пулей попадёшь в одного, а метким словом в тысячу.

Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает.

«… я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков –

напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки,

голосовые фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому,

что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и

выразить то, что живёт внутри. Почувствовать так ярко на самом себе

настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как

одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в

первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою

речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я

до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим, пошло

и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука, у

которой должны быть свои законы».

К.С.Станиславский. Моя жизнь в искусстве.

Стр.379.

1) ВВЕДЕНИЕ: экскурс в историю.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную

роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего

образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, выразилось

это в большом количестве терминов, употребляемых для их обозначения.

Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые

научную разработку у Галена.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Клавдий Гален (ок.130-200гг.)—древнеримский врач и естествоиспытатель.

После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Гален

описал механизм дыхания и разделял расстройства речи и голоса. Он

писал, что образование звуков речи производится языком при участии

зубов, губ и носовых отверстий.

В Европейской средневековой литературе встречаются только упоминания о

болезнях речи и о способах их лечения.

Учения Галена сохраняло свою силу вплоть до 19века. Классическая

медицина, а за нею и средневековье, видела причину болезней речи то в

поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляторных

органов и т.д.

А как же обстояло дело с речью на Руси?

До наших времён почти не сохранились литературные памятники о

представлениях древних славян о речевых расстройствах и приёмах их

устранения.

В древнерусском языке существует целый ряд названий, характеризующих

недостатки речи:

. языкоболезние

. гугнивый

. травливый

. момлет

. заякливый

. немый

Тем самым, мы обнаруживаем, что древние славяне всё же различали:

недостатки речи и слуха, звукопроизношения и голоса. Так же древние

славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье.

Существует большое количество лечебников-травников, в которых есть

многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха, голоса

и т.п.

Таким образом, речевые расстройства и методы их преодоления имеют на

Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с

социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

В.И.Селивёрстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их

преодоления. М.1983.

Культура речи актёров.

В современном обществе давно сформировалась наука, которая изучает

речь человека, и наука эта называется логопедией.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Логопедия (греч. Логос-слово, пайдео-воспитывать). Наука о нарушениях

речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами

специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины,

механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой

деятельности, систему коррекционного воздействия.

. Теоретический аспект—изучение речевых расстройств и разработка

научно обоснованных методов их профилактики, выявления и

преодоления.

. Практический аспект—профилактика, выявление и устранение речевых

нарушений.

Логопедия тесно связана со многими науками. Поэтому она использует

знания общей анатомии и физиологии, психологии, педагогики и т.д.

А как же связанна логопедия с искусством? Например, с театром? Ведь

театр очень заинтересован в самом пристальном внимании к вопросам

мастерства и техники владения словом, хотя бы потому, что призван

активно участвовать в развитии речевой культуры людей.

Методика работы над голосом, дыханием, дикцией нуждается в постоянной

проверке, обновлении, развитии в соответствии с достижениями

режиссёрской и актёрской практики, на основе изучений в области

лингвистики, фониатрии, психологии, физиологии. Особое внимание надо

уделять углублению методов работы над словом.

Внутренняя актёрская техника, метод воспитания профессионального

мастерства, разработанные К.С.Станиславским и В.Немировичем-Данченко,

являются той необходимой школой, на основе которой организуется, и

воспитывается сценическая речь и наоборот.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Сценическая речь—одно из основных средств театрального воплощения

драматического произведения путём произношения текста роли.

К.С.Станиславский в разработанной им системе работы актёра над собой и

над ролью обобщил творческий опыт русского и мирового театра, он

постоянно искал приёмы, помогающие актёру достигнуть мастерства

сценической речи.

«Говорить—значит действовать, -- утверждал Станиславский. – Я хочу

особенно обратить внимание на занятия дикцией, голосом, ритмом,

движением, пластикой».

Культура сценической речи—одна из важных проблем в актёрском

искусстве.

Речь сейчас наиболее слабое звено в технике актёра. Неверное

построение фраз, комканье текста, проглатывание концов слов, невнятная

дикция и т.п. Всё это иногда выдают за новую манеру актёрской игры. А

ведь хорошо поставленный голос, ясная дикция, Знание языка и его

законов только помогают актёрам на сцене. И наоборот, дефекты голоса и

произношения, нарушение законов логической речи—мешают.

Совершенствование физических данных раскрепощает и психику актёра.

Дефекты речи, так же как и недостатки зрения, слуха, приводят к

нарушению органики. Взаимосвязь физического и психического особенно

появляется в процессе речи.

В современном обществе очень много людей, которые занимаются

искусством, некоторые пишут картины, танцуют, поют, играют на сцене, у

всех у них наверняка есть талант к своему делу. Но ведь каждая

профессия предполагает определённый минимум знаний, навыков и умения,

без которых нельзя считать себя специалистом в избранной области.

Вот и в актёрском деле, тоже надо пройти театральную школу и развить в

себе культуру сценической речи.

Но сделать это не так то просто, существует очень много препятствий и

проблем. Поэтому мы и поговорим с вами о методике речевых недостатков

у актёров.

2)Краткие требования к программе по культуре речи с точки зрения

актёрского мастерства.

Следуя заветам К.С.Станиславского, театральная школа должна

воспитывать в актёрах потребность к постоянному совершенствованию

своего голосового и речевого аппарата, к изучению живого языка.

ГОЛОС. Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным,

хорошо поставленным голосом. Если актёр талантлив и органичен, но его

еле слышно в зрительном зале, то такого актёра признать

профессионально полноценным. Также искажают игру актёров тусклый,

хриплый, гнусавый или скрипучий голос, когда короткое дыхание рвёт и

комкает авторскую мысль.

Актёр должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во

владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств.

В театральной школе принято вводить занятия по сольному пению, которое

приносит пользу в развитии дыхания голосового аппарата, музыкального

слуха, диапазона голоса, ритмичности и т.п.

ДИКЦИЯ. Как бы актёр ни трактовал свою роль, какому бы методу ни

следовал, его профессиональный долг—донести авторский текст до зрителя

без потерь.

Достигается, прежде всего, хорошей дикцией, отчётливым и внятным

произношением.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Дикция—произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов

в речи.

К числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность

произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний.

Такого рода дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными

недостатками строения речевого аппарата.

Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся

в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости

речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и

внятности речи, но и естественности красоты звучания.

Особые трудности представляет разговорная речь, которая складывалась

под влиянием местных говоров, диалектов и языков других

национальностей. Приобретённые в результате этих причин акценты

чрезвычайно трудно поддаются исправлению.

Здесь дикция уже уступает место другой дисциплине, опирающейся на

орфоэпию.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Орфоэпия—учение о произношении слов и словосочетаний в соответствии с

исторически сложившимися нормами национального языка.

Современная русская орфоэпия исторически складывалась с развитием

литературы и драматического искусства.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.

Во многих странах сценическое произношение считается образцом

общественного произношения. Нормы современного литературного

произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях,

помогающих овладеть правильной разговорной речью.

Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о

выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том

же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что

составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка.

ЛОГИКА РЕЧИ.

Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова

в их различных сочетаниях, то логика отвечает за законы произнесения

целых предложений.

Задача логической речи—наиболее точно и ясно передать мысль, её

словесное сочетание.

Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего

предложения, в котором выражена законченная мысль.

К.С.Станиславский подчинял законы речи к главному принципу системы:

от сознательного овладения техникой своего искусства к

подсознательному творчеству.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

Освоив первичные упражнения по технике речи, ученики в театральных

школах обращаются к литературному тексту, который необходим для

проверки и закрепления приобретённых навыков. Вот с этого момента

техника речи сочетается с решением творческих задач выразительного

чтения.

Искусство чтеца и актёра хотя и имеет много общего, но всё же это два

разных, самостоятельных вида творчества. Сценическая речь подчинена

иным законам, чем художественное чтение.

Станиславский возражал против подмены сценической речи

художественным чтением. «Нам не нужно чтецов, - говорил он педагогам

по сценической речи. – Мы выращиваем актёров».

Г.Кристи. Воспитание актёра школы

Станиславского

М.Литосова.

Профессиональная речь актёра и режиссёра.

И.П.Козлянинова. Орфоэпия в театральной школе.

3) Принципы анализа речевых нарушений.

Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и

научное обоснование направления, и содержание исследований речевой

патологии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Речевые нарушения—отклонения в речи говорящего от языковой нормы,

принятой в данной языковой среде. Проявляются в частичных нарушениях

(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма), и обусловлены

расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов

речевой деятельности.

Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации

и разработки, научно обоснованных путей и методов предупреждения,

преодоления и коррекции.

Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий

дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально

важное значение в диагностике речевых расстройств.

Принцип систематического подхода основывается на системном строении и

системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны,

фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых

расстройств и определяет пути и методы преодоления и предупреждения

речевых расстройств.

При анализе речевых нарушений важен и необходим комплексный подход в

изучении того или иного человека. Таким образом, всесторонний

комплексный анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для

понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их

диагностики, научно обоснованной системы преодоления и предупреждения.

А.Р.Лурия. Мозг и психические

процессы. 1 том.

Логопедия. Учебник для Вузов.

4) Классификация нарушений речи.

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений

являются исходными условиями для разработки эффективных методик их

преодоления.

Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений, исследователи

как бы разделились на два направления. Таким образом, в настоящее

время в отечественной логопедии находятся две классификации речевых

нарушений:

1. клинико-педагогическая

2. психолого-педагогическая

Более подробно рассмотрим первый вид классификации. Все виды нарушений

на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на

две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен:

. письменная

. устная 2 типа: А) Фонационного, т.е. внешнего оформления

высказывания.

Б) Структурно-семантического, т.е.

внутреннего оформления высказывания.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных

комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие

виды нарушений:

№1. Дисфония (афония)—отсутствие фонации или расстройство фонации

вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушение

голоса).

№2. Брадилалия—патологически замедленный темп речи.

№3.Тахилалия—патологически ускоренный темп речи.

№4. Заикание—нарушение темпо-ритмической организации речи,

обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

№5. Дислалия—нарушения звукопроизношения при нормальном слухе (дефекты

звукопроизношения).

№6.Ринолалия—нарушения тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

(гнусавость).

№7.Дизартрия—нарушения произносительной стороны речи, обусловленные

недостаточной иннервации речевого аппарата.

Всего в логопедии выделяют 11 форм речевых нарушений, 6 из них, на мой

взгляд, имеют место быть у актёров.

5) принципы и методы логопедического воздействия.

Принципы логопедической работы—это общие исходные положения, которые

определяют деятельность логопеда и его пациентов в процессе коррекции

нарушений речи. Эта работа имеет свою специфику, обусловленную

особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Специфическими методами и приёмами добиваются логопеды правильного

произнесения звука и его автоматизации. Основной задачей является

закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого

общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки

заменяются или смешиваются.

Когда у актёра наблюдается большое количество нарушенных звуков,

например, свистящие, шипящие, последовательность в работе определяется

последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие).

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи

осуществляется от простых к сложным.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод

обучения в педагогике рассматривается как способ совместной

деятельности педагога и актёра, направленный на освоение знаний,

навыков и умений, на формирование умственных способностей.

Существуют различные методы обучения:

/// практический (упражнения, игры, моделирование)

/// наглядный (кинофильмы, аудиозаписи)

/// словесный (беседы, пересказы, рассказы)

Выбор и использование того или иного метода определяется характером

речевых нарушений, содержанием, целями и задачами.

Нас же больше интересуют практические методы, поэтому рассмотрим их

более подробно.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный

процесс, который требует разнообразия, систематики используемых видов

деятельности. Поэтому упражнение является одним из главных способов

воздействия в логопедии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Упражнение—это многократное повторение практических и умственных

действий.

В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных

и голосовых расстройств. В результате систематического выполнения

артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки, звука

формируется навык его изолированного произношения. На этапе постановки

звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе

автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах,

словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Упражнения подразделяются:

= подражательно-исполнительные

= конструктивные

= творческие

1) Подражательно-исполнительные выполняются в соответствии с образцом.

Большое место занимают упражнения практического характера

(дыхательные, голосовые, артикуляционные), они выполняются на

основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом.

2) Конструктивный вид работы применяется при устранении оптической

дисграфии, когда учат конструировать буквы из элементов, из одной

буквы другую (применяют в работе с детьми).

3) В упражнениях творческого характера предполагается использование

усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубка

дров, стрельба из пистолета, имитация походки медведя, катание шаров в

боулинге) вызывает эмоционально- положительный настрой на тренингах

по сценической речи, снимает напряжение.

Упражнения, направленные на выработку чёткого произношения звуков

(дикции), речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Эти и

другие умения легче формируются в процессе «дифференциации звуков»,

наиболее часто смешиваемых людьми:

Шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-щ, ц-сь).

Звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к).

Твёрдых и мягких (д-дь, л-ль), звуков л и р.

У некоторых имеются нечёткое произношение шипящих и сонорных звуков.

Именно с этих звуков, объединённых в пары на основе акустического или

артикуляционного сходства, целесообразно начинать работу.

Бывает также, что правильно произнесённый звук, неточно выговаривается

в словах. Следовательно, надо упражняться в отчётливом произношении

звуков в любой позиции (в начале, середине, конце слова).

Произнесение слов и фраз шёпотом требует более чёткой артикуляции

звуков. Такие задания непременно следует включать в занятия.

Чёткое, правильное произношение звуков обеспечивается хорошо развитым

речевым слухом.

На занятиях надо отрабатывать также речевое дыхание. При произнесении

длинных фраз нередко нарушают плавность речи, добирая воздух,

заканчивая предложение на выдохе и как можно длительнее произносить

звуки и, у.

Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение

скороговорок.

Те, у кого ослаблены вдох, и выдох нуждаются в упражнениях на

развитие.

Им полезно пускать мыльные пузыри и надувать воздушные шары.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических

умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются условия:

+ осознание актёром цели

+ систематичность, которая реализуется в многократном повторении

+ постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции возрастных и

индивидуально-психологических особенностей актёра

+ осознанное выполнение практических и речевых действий

+ самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции

Методика исправления речевых недостатков

6) Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их

постановки:

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов

произношения, которые чаще встречаются у детей школьного возраста. У

взрослых недостатки произношения занимают не более 2-3%.

Выделяют две основные формы дислалий:

\\\ функциональная (к ней относятся дефекты, воспроизводящие звуков

речи (фонем) при отсутствии органичных нарушений в строении

артикуляционного аппарата).

ДЛЯ СПРАВКИ.

Фонематический слух—это способность воспринимать звуки речи,

дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные

единицы.

Музыкальный слух—умение различать звуки по высоте, тембру,

ритмическому рисунку, мелодии.

\\\ механическая или органическая (связана с врождёнными пороками

аппарата речи, либо выражается в недостаточности отдельных мышечных

групп (языка, мягкого нёба, губ)).

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование

умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки

преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

. степени сложности дефекта

. индивидуально-возрастных особенностей человека

. регулярности занятий

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов

артикуляции, в результате которых окажутся сформированными необходимые

движения.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Артикуляция—деятельность речевых органов, связанная с произнесением

звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как

при артикуляции звука И.

2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.

3) Губы округлены, как при О и У.

4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.

5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.

6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

Упражнения для языка.

1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка

языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык

ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при

артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а

передняя часть и корень языка слегка подняты.

Движения нижней челюсти.

1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.

2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,

удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед

зеркалом).

Упражнения для развития движения губ.

1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.

2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.

3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю

губу).

4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.

5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.

6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.

7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти,

мягкого нёба.

1) Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон,

варенье, боль, радость, гнев, удивление и т.д.

2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О!

АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).

3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями

(руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную

музыку

Цыплёнок на цыпочках

Крался за кошкой

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

На пятках за кошкой

Плетётся Антошка.

За бедным цыплёнком—

Усатая кошка.

Цыплёнок от страха

Забрался в корзину.

Сердитая кошка

Выгнула спину.

Звук р.

Мягкий звук Р отличается от твёрдого, тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка

находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе

с корнем продвинута вперёд.

Приёмы постановки звука.

Наиболее распространённым приёмом является постановка звука Р и Д,

повторяющегося на одном выдохе: ДДДД, ДДДДД…

Применяют чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетании ТД, ТД

или ТДД, ТДД в быстром темпе, ритмично.

При постановке мягкого Р применяются слоги ЗИ, ЗЕ, ЗА, ЗЯ, ЗУ,ЗЮ.

Полезны для выработки вибрации произнесение Д вместо фонемы Р в словах

с сочетаниями ТР или ДР в начале (тдава, ддова, тдусы, ддозд, ддуг).

Использование текстов в работе над звуками.

Не стучите в эти двери

Спят уже наверно звери

Если будите стучать—

Звери могут зарычать

Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду

-Что имели вы в виду?

-Рразорву и ррастеррзаю

Ррразнесу и рраскидаю

Рраспугаю всех подрряд

Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Кар-р-р тошка

тонка

ета

туз

низ

андаш

амель

апуз.

Сороку поймать морока

А сорок сорок—сорок морок.

Звук л.

Приёмы постановки звука Л.

Предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом

Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот

момент чётко слышится сочетание ЛА.

Перед зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а

затем не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. При

этом положении получается протяжное Л.

Использование стихотворных текстов в работе над звуком Л и Р.

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестрёнка её Лада

Урожаю очень рада.

Летним утром повар Пров

Нам готовил вкусный плов.

Повар плов тот стал солить

Солью по полу сорить.

Возле плова, посерёдке

Пров поставил по селёдке.

За столом был полный лад

Каждый завтраку был рад.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима вы мне на линя

О любви ни меня ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?

Лидию не видели?

Полили ли вы лилию?

Полили мы лилию.

Либретто—ригаллетто.

Звук с, з, ц.

Приёмы постановки звуков С, З, Ц.

Просят улыбнуться, оттянуть несколько раз углы рта так, чтобы были

видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума,

типичного для С.

Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним

резцам передней части спинки языка. Произносят звук Т с сильным

выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С.

Использование текстов в работе над звуками.

Цок-цок-цок-цок-цок

Цып-цып-цып-цып-цып

Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц

Цап-цап-цап-цап-цап.

Заря-зарница

Солнцева сестрица

День замыкает

Месяц зажигает.

С—протяжный

Ц—короткий

С—свистящий, настоящий

Ц—какой-то весь цедящий

С—протяжный

Ц—взрывной

Ты не путай их, друг мой.

Царь, царевна, цирк, царица

Марципан, дворец, девица

Циферблат, цыплёнок, цок

Цены, ценник и цветок.

Звук ш, ж, щ, ч.

Сначала ставится звук Ш, потом Ж. Несколько раз произнести слог СА

и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка,

получается звук Ш.

Звук Ж может быть поставлен от Ш, так же и от З, как Ш от С.

Для поставки звука Щ можно использовать звук С. Произносится слог

СП, СА протяжным, свистящим элементом: СП, СП … или СА, СА…

Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге

ТИ или АТ.

Использование стихотворных текстов в работе над звуками.

Пирожки, лужки, дружки

Кружки, ложки и стожки

Фляжка, ножка, нож, лачужка

Ёж, чертёж, багаж, пичужка.

Щёлок, щука и щиток

Щи, щепотка, щавель, щёки

Щебет, щёголь, щепки, щётки

Борщ, товарищ, плющ и клещ

Помощь, немощь, плащ и лещ.

На руке у старца чётки

А в углу совок и щётки

На лицо упала чёлка

А в заборе нашем—щёлка.

Оч-оч-оч. Наступила ночь.

Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша

Прибегали лягушата

Поливали из ушата.

Тушат, тушат,—не потушат

Заливают,—не зальют.

(К. Чуковский. Путаница).

Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Страш-ш-ш-ш-ш-но?

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

7) Ринолалии.

Практически все звуки при ринолалии назалираваны, многие из них звучат

лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп,

сходных по способу образования и акустическим признаком. Поэтому

работа по исправлению звукопроизношению длится долго.

Коррекция каждого звука предусматривает:

. умение выделять его среди других звуков

. соотносить с определённой артикулемой

. правильно воспроизводить артикулему

. принять это умение в потоке связной речи

Специфическими для ринолалии являются замены П, Б на М, Т, Д на Н и

обратно: Н—Д, Т, М—Б, П.

Например: придёт—принёт

Ландыш—ладныш

Скворец—скворес

Дал—нал

Подплыла—подпрыла.

Применительно к взрослым разработана методика С.Л.Таптаповой (1963),

которая предлагает произносить про себя гласные звуки. Это снимает

гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются

вокальные упражнения, а так же гимнастика для нёба, губ, щёк, языка,

работа над дыханием. Благодаря такому циклу упражнений нормализуется

речевая моторика , уменьшается чрезмерное участие корня языка и

гортани в произношении звуков. Голосовые упражнения на гласные звуки

А, О, У, И, Э, Ы должны регулярно повторяться. Для начала звуки

артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к

громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений:

А : Э

АА : ЭЭ

ААА : ЭЭЭ

АААА : ЭЭЭЭ и т.д.

Следующий этап:

АО АОЭ

АУ АУЭ

АЭ ЭАУ и т.д.

Постановка звука П проходит при наличии направленной воздушной струи

путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом

слышится ПА—ПА—ПА—ПА.

Звук С исправляют так:

- учат дуть на вату

- дуть с просунутым между губами широким языком

- дуть на язык между зубами

- дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дуть надо тихо и

беззвучно.

Вызывание звуков Б, В, Г, Д, Ж начинаются с А. Обучающий тянет звук А

и одновременно поднимает язык «ковшиком», или то же, только после

поднятого языка сближает зубы и округляет губы.

Свистящий З можно убрать с помощью Э. Надо слегка высунуть язык и

сблизить зубы.

Упражнения в произнесении звонких в интервокальной позиции между

разными гласными, например:

АВА ЭВА ОВА УВА ИВА

АВЭ ЭВЭ ОВЭ УВЭ ИВЭ

АВО ЭВО ОВО УВО ИВО

АВУ ЭВУ ОВУ УВУ ИВУ

АВЫ ЭВЫ ОВЫ УВЫ ИВЫ

Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую

гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются

произносить одну из гласных шёпотом.

Следующий приём применяют уже с подачей голоса « в маску». Надо

длительно фонировать носовой сонор М, а затем, улыбнувшись, слегка

высунуть язык, получится звук ММММЗЗЗЗ. Подобным образом сочетания МЖ

и МВ.

Использование текстов в работе над звуком М.

Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица.

Малиновая М

Моё метро,

Метро Москвы!

Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев

Мечутся, мнутся:--Мало местов?

-Милые! Масса места

Мягко, мух мало!

Можете! Мерси…

Мрамор, морской малахит, молочная мозаика

Мечта!

(С. Кирсанов. «М»).

Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и

речевого образования. Особенно важными являются ранние

профилактические и комплексные мероприятия, которые могут ослабить

развитие дефекта.

И.И Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у

детей и подростков. М.1984.

Г.В.Чиркина. Дети с нарушением

артикуляционного аппарата. М.1969.

В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в

старшей группе д./с. М.1984.

Логопедия. Учебник для Вузов. М.1998.

8) Заикания.

Проблему заикания может считать одной из самых древних в истории

развития учения о расстройствах речи.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Заиканием называют трудность произносить известные буквы, слоги и

слова, более или менее соединенную с судорожными движениями язычных

органов.

Роды

заикания различны. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются

при произношении только некоторых слов; третие не могут произнести ни

одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжение

целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно

заикаются, у некоторых заикание превращается в минутную немоту.

Заикание у взрослых в большинстве случаев является следствием

длительно протекающего эволюционного заикания, возникшего в детстве, в

периоде незаконченного формирования речи.

Лечение заикания у взрослых проходит по принципу сплочения больных в

лечебные коллективы и осуществления курса лечения по единому плану,

включая комплекс медико-педагогических мероприятий.

Для начала пациентам рекомендуется ограничение речевого общения.

Ежедневно, утром и вечером, они должны принимать холодные ванны и

делать обтирание. Дыхательная гимнастика так же входит в курс

лечения: несколько глубоких вдохов и выдохов, сначала от 5-6, затем до

12-15 в течение 2-3 месяцев. Другое упражнение: вдохнуть через нос,

задержать воздух в лёгких (5-10 сек.), позже до 30-60 секунд. Затем

сделать быстрый выдох, изо всех сил, а в другой раз—медленное,

растянутое дыхание.

Упражнения для голоса: сделав глубокое, медленное вдыхание, тянуть

одну из гласных букв ( И, Э, А, О, У, Ы) сильным грудным голосом.

Повторять в течение 5 минут.

Голосовая гимнастика должна производиться ежедневно. Упражнения в

чтении и разговоре: сделав глубокий вдох заставить прочесть громко и

медленно, слог за слогом короткое предложение из 3-4 слов. За сеанс

надо прочесть от 20-30 подобных предложений.

Потом следует приступить к упражнениям в разговоре или беседе. Для

этого дают заучить отрывок прозы. Эти беседы должны вестись

обыкновенным, натуральным голосом.

Только при совокупном употреблении всех этих средств, т.е. при

одновременной гимнастике для дыхания, упражнениях для голоса, в чтении

и разговоре, удастся излечить заикание.

Так же существует комплексный метод лечения заикания, в который

входят:

++ медикаментозное лечение

++ общегигиенические мероприятия

++ физиотерапевтические процедуры

++ лечебная физкультура

++ массаж

++ психотерапия (аутогенные тренировки).

Такое лечение делится на 3 периода:

1) Период в 14 занятий:

- артикуляционная и дыхательная гимнастика

- счётная и фразовая зарядки

- вопросы и ответы

- несложные сообщения

- короткое стихотворение ( наизусть)

2) Период в 12 занятий:

- речевая зарядка

- изложение прочитанного

- рассказ на данную тему

- практика разговорной речи

3) – небольшие доклады

- работа с художественным материалом

- экскурсии.

Весь практический материал таких занятий направлен на коррекцию

нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики

артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции.

Правила для упражнения в плавной речи были разработаны в 1924 году.

Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, т.к.

используется до сих пор в практике логопедов.

А) Говорить надо медленно и спокойно, т.е. выговаривать слог за

слогом, слово за словом.

Б) Не говорить ни слишком громко, ни слишком тихо.

В) При разговоре стоять или сидеть надо прямо и спокойно.

Г) Прежде чем начать говорить надо быстро и глубоко вдохнуть ртом.

Д) Расходовать дыхание надо экономно.

Е) Направлять выдох не на согласный звук, а на гласный.

Ж) Никогда не нажимать на согласные.

З) Если слово начинается с гласного, то начинать надо тихо, пониженным

тоном.

И) Всегда стараться говорить внятно.

9) Брадилалия и дислалия.

К нарушениям темпа речи относится брадилалия и тахилалия. При этих

расстройствах нарушено развитие внешней и внутренней речи. Речь мало

понятна для окружающих.

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи. Она

встречается чаще его у флегматичных, медлительных людей. Сходные с

брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где

они являются обычной формой речи.

Речевая характеристика брадилалий:

. замедленный темп речи

. замедленны процессы чтения и письма

. монотонность голоса ( иногда появляется носовой оттенок)

. удлинённые паузы между словами

. растянутое произношение звуков речи

Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, вызывает у них

напряжение и неприятные ощущения.

Тахилалия—патологически ускоренный темп речи. Является сложным речевым

расстройством.

Характеризуется:

. ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и

синтаксиса

. речь отличается неудержной стремительностью

. при торопливости появляются запинки, повторения, проглатывания,

неясность произношения фраз, перестановка слогов и слов.

У человека с тахилалией нарушен темп общих движений: движения быстрые

и стремительные, внимание не устойчивое, недостаточный объём

зрительной и слуховой памяти.

При устранении брадилалий логопедические приёмы направлены на

воспитание:

= более быстрых и чётких речевых движений в процессе речи

= убыстрение речевых реакций

= темпа внутренней речи

= темпов письма и чтения

= выразительных форм сценического чтения и речи

Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных

речевых упражнениях:

/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности

(скороговорки, короткие фразы)

/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм

/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних

раздражителей различного ритма

/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на

речевые особенности разных персонажей самим пациентом

/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с

содержанием драматизации

/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку ( поскоки,

прыжки, приседания)

/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями

/\/\/\ Сюжетные подвижные игры ( пятнашки, догонялки, эстафеты)

В результате 6-12 месячной работы речь становится чётче и быстрее.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную

реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды

памяти.

Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также

рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за

темпом речи.

Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией,

рекомендуется проводить поэтапно.

1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.

2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале

громкого чтения.

3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные

пересказы прочитанного, детализация пересказа.

4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого,

каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится

медленное чтение про себя.

5. Подготовка к публичному выступлению.

Продолжительность курса 2,5—3 месяца.

В.С.Кочергина. Брадилалия, тахилалия,

спотыкания. Расстройства речи у детей и подростков. М.1969.

10) Нарушения голоса:

При наличии патологических изменений в гортани нарушается нормальная

функция голоса, уменьшается звучность голоса, появляется хрипота,

голос может совсем исчезнуть, что для актёров недопустимо.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Голос—это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков,

возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Звук голоса—колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн

сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является

гортань с голосовыми складками.

Высота звука—субъективное восприятие органом слуха частоты

колебательных движений.

Голосовой аппарат образует звук путём колебания эластических голосовых

связок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее

звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от

подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из лёгких. При нарушении

определённой координации взаимоотношений между натяжением голосовых

связок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и

изменить тембр.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Тембр (окраска звука)—является существенной характеристикой качества

голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от

частоты и силы колебаний.

Резонанс—резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при

совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных

колебаний системы.

Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона и множества

обертонов более высокой, чем основной тон частоты. Эти частичные тоны

дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Выделяют два основных резонатора: грудной и головной. При грудном

резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки ( трахея и

крупные бронхи). Тембр голоса «мягкий».

Возвращаясь назад, надо отметить, что голосовой аппарат человека

состоит из 3х частей:

1) полости лёгких, бронхов и трахеи

2) гортани, в которой располагаются голосовые связки

3) верхних дыхательных путей—глотка, носоглотка, носовая полость,

придаточные пазухи носа и полости рта.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая

атака звука. Принято различать 3 типа голосоподачи:

1) Сначала идёт лёгкий выдох, затем смыкаются, и начинают колебаться

голосовые складки. Голос звучит после лёгкого шума. Такой способ

считают придыхательной атакой.

2) Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это

мягкая атака звуков.

3) Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох,

приводя их в колебания. Этот тип называется твёрдой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака.

Однако, особенно для сцены, возможно использование и двух других

способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и

эмоционального состояния актёра, а иногда и в целях постановки голоса

на занятиях сценической речью.

-Недостатки голоса.

Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства

голоса нарушают правильную речь.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Нарушения голоса—это отсутствие или расстройство фонации вследствие

патологических изменений голосового аппарата. Помимо основных дефектов

голоса—утрата силы, звучности, искажений тембра, голосовое утомление,

комок в горле, першение, кашель, налипание плёнок, давление и боли.

Нарушения голоса чаще проявляется как самостоятельные, причинами их

являются заболевания и различные изменения только голосового

аппарата.

Дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани. Они

возникают при ОРВИ, ОРЗ, гриппе, дифтерии, а также при перенапряжении

голоса, что можно часто наблюдать в актёрской среде. Простуженные

голосовые связки воспаляются, набухают, в гортани накопляется много

слизи, что мешает плотному смыканию и нормальной их вибрации,

наступает хрипота. В такой период лучше облегчить голосовую и речевую

нагрузку.

Актёры, страдающие ларингитами (воспаление горла) должны обращать

особое внимание на свой голосовой аппарат. Правильная постановка

голоса снимает напряжение голоса, улучшает лимфо- и кровообращение в

воспалённых тканях.

Восстановление голоса начинается с работы над дыханием. Особенностью

дыхательной опоры является участие вдыхательных и выдыхательных мышц

одновременно. Такое упражнение называют «погреть связки»: бесшумный

вдох и выдох (диафрагмальное дыхание подготавливает организм к

интенсивным голосовым упражнениям). Затем предлагается лечь на коврик,

расслабиться, одну руку положить на живот для контроля за движением

мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка

неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков

С, Ш, позже звонкий В.

Самостоятельные тренировки актёры должны проводить, не перенапрягая

голосовой аппарат. Трудность восстановления голоса состоит в том, что

при малейших простудах возникает обострение процесса, и есть

постоянная опасность потерять голос.

-Профилактика голосовых расстройств.

Для охраны голоса актёрам необходимо помнить, что курение,

злоупотребление горячей и сильно охлаждённой пищей недопустимы, т.к.

при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует

остерегаться простудных заболеваний. Самой радикальной мерой по

предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать

постановку речевого голоса, в ней в первую очередь нуждаются

начинающие актёры. Недаром А.С.Макаренко занимался техникой речи,

постановкой голоса. К.С.Станиславский говорил актёрам: «…Даже хороший

от природы голос следует развивать не только для пения, но и для

речи».

В понятие «развитие голоса» входит не только тренировка голоса и

фонации, но и других компонентов речи. Очень важен принцип целостного

функционирования голосового аппарата—дыхания, артикуляции,

голосообразование. Нередко хорошее произношение и правильное дыхание

актёра дают его слабому голосу избегать утомления и перегрузки. И ещё,

с анатомической стороны голос и дыхание выполняются одними и теми же

органами, а действие органов артикуляции облегчает работу гортани.

Итак, иметь хорошую речь,—значит, иметь правильное произношение,

дыхание и голос.

Хорошее произношение (дикция) предполагает правильную

артикуляцию, чёткость звучания согласных и гласных, отсутствие

вялости, небрежности в произнесении отдельных слов.

Здесь снова хочется вспомнить К.С.Станиславского. В своей книге

« Работа актёра над собой» он особенно настаивает на внимании к

гласным звукам. Он говорит: «Усиленно развивайте артикуляцию губного

аппарата, языка и всех тех частей, которые чётко вытачивают и

оформляют гласные».

Первым звеном при занятиях по дикции будет гимнастика рта. Вот

несколько необходимых упражнений:

1) Умение широко открывать рот.

2) Вытягивать и растягивать губы. Удерживать губы в улыбке, передние

верхние и нижние зубы обнажены.

3) Приподнимать и опускать губу до десны.

4) Поднимать язык на верхнюю губу (зубы) и опускать на нижнюю

(нижние зубы).

5) Крестообразно двигать языком на губах.

6) Упражнять губы на звуке П.

7) Укреплять кончик языка на звуке Т.

Например: Повторяй за мной зарядку

В ней звук Т

Пришёл на грядку

Тыква вот, а вот томат

Здесь—капуста, здесь—салат.

8) Укреплять корень языка на звуке К.

Например: АК-АК-АК, вот такой гамак.

ОК-ОК-ОК, вот такой каток

УК-УК-УК, вот такой индюк.

КА-КА-КА, у Кати мука.

КО-КО-КО, в театре нелегко.

КУ-КУ-КУ, я куплю муку.

9) Дифференциация звуков (способствует развитию фонематического

слуха)

А. Гласных: И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О.

Б. Длительных и взрывных согласных: М-Б, Н-Г.

В. Носовых и сонорных: М-Л, Н-Л.

Г. Губных и язычных: Б-Д, Ф-Х.

Д. Взрывных и щелевых: Б-В, К-Х.

Е. Переднеязычных и заднеязычных: С-Х, Д-Г.

Хорошо закреплять упражнения чётким проговариванием скороговорок

и пословиц только на одной артикуляции:

. попытка—не пытка

. около кола колокола, около ворот коловорот

. стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под

колпаком

. добыл бобыль бобов

. водовоз вёз воду из- под водопровода

. дробью по перепелам да по тетеревам

. во поле-поле затопали кони

. от топота копыт пыль по полю летит

. король—орёл, орёл—король

. курьер курьера обгоняет в карьер

. у осы не усы, ни усище, а усики

. с вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая

. шла Саша по шоссе и сосала сушку

. везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках

. ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в

реку, рак за руку греку цап

. рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла,

подрыла

. еду я по выбуе с выбуи не выеду я.

. рассказать скороговорку

тяжелей, чем влезть на горку

только я одна умею

не сбиваюсь, не робею…

жил колпак под колпаком

с колпачихой был знаком.

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

. наша Ирина спит на перине

. береги нос в большой мороз

. волки рыщут, пищу ищут

. рад Яков, что пирог с маком

. Прохор и Пахом ехали верхом

Жизнью речи считают дыхание. В состоянии покоя оно

автоматически. При речи вдох короткий, а выдох—длинен (постепенный,

экономный). Вдох и выдох в спокойном состоянии происходит через нос.

При речи—комбинированные, рото-носовые.

При дыхательных упражнениях лучше исходить из движений рёбер и

диафрагмы, такое дыхание считается глубоким и сильным. Дыхательные

упражнения позволяют актёрам их обычное непроизвольное дыхание

перевести в произвольное. Это даёт возможность иметь достаточный

запас воздуха при произнесении длительных речевых отрезков,

монологов.

Развитие дыхание можно начать со следующих упражнений:

Встать прямо и спокойно дышать при лёгком развороте плеч, без

поднятия или опускания их. Задерживать дыхание до 5 счётов, затем

выдыхая произносить глухие звуки Ф, С, Щ, Х, Ш, Ж. Постепенно вдох

удлинять, сначала считать на выдохе до 5, потом до 10-15-20… Со

временем счёт заменяют на поговорки, скороговорки или короткие

фразы. Можно использовать следующие стихотворения, которое читают,

прыгая на скакалке либо на месте:

Чтобы голос был в порядке

Проведу сейчас зарядку

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Приседаем, поднимаемся

Прогибаемся, наклоняемся

Достаём руками пол.

А теперь прыжки на месте

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И на двух, и на одной

И на левой, и на правой

На одной и на другой

И отдышки, ни какой.

Со скакалкой я скачу

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Голос звучный, льётся ровно

И не прыгаю я словно.

Раз, два, раз, два, раз, два, раз

Могу прыгать целый час.

Основным принципом в работе над дыханием является постепенное

увеличение количества слов и строк, произнесённых на одном выдохе, и

умением пользоваться на паузах «добором» воздуха, если дыхания не

будет хватать.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Постановка голоса—это работа, которая обеспечивает возможность

наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости

голосовых связок. Поставленный голос должен отвечать требованиям в

отношении силы, высоты, длительности и тембра.

Сила голоса—это умение давать голос тихо, средне, громко.

Высота голоса—это допустимое расширение его звуковых возможностей,

развитие диапазона вверх и вниз.

Длительность—умение вести речь в разных темпах при сохранённых

остальных качествах голоса.

Тембр—наиболее благоприятная для актёра окраска голоса.

Работа по развитию голоса у актёров трудоёмкая и чрезвычайно

индивидуальна. Требуется соблюдение осторожности. Правильной

голосоподаче содействует: хорошо открытый рот, губы овалом, язык

(лежащий плашмя), приподнятая нёбная занавеска, слегка расширенная

грудная клетка.

В начале занятий хорошо давать звонкие согласные М, В, З, Ж как

отдельные звуки, потом в слогах типа МУ, МО, МЫ, МИ, МЕ, МА, МУМ,

МОМ, МИМ, МЕМ, МАМ. Такие упражнения дают приблизить звук к костным

стенкам резонаторов, что усиливает голосовую струю.

Дальше можно использовать стихотворные отрывки. Читать следует

по строчкам, каждую строчку на один выдох, с обязательным добором

воздуха по её окончании. Читать нужно на средней высоте, наиболее

удобной для каждого, избегать крика. При развитии силы звука

рекомендуется начинать с усиления или ослабления отдельных звуков

(М, В, Ж, З, И, Э, О, У, Ы, А), а в дальнейшем считать десятками,

сначала тихо, потом громко и снова тихо. Заканчивать чтение стихов в

таком же порядке.

Упражнения в овладении темпом речи (длительностью) неплохо

получаются при чтении скороговорок. Сначала читают медленно, чётко,

постепенно ускоряя темп при сохранении чёткости и ясности. Развитию

голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же

звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Они

готовят к правильному использованию интонационных средств

выразительности: смена силы голоса в зависимости от содержания

высказывания.

Тренировка подвижности гортани и мягкого нёба:

- положение зевка, затем: ММА, ММО, ММУ, ММЫ, ММЕ, ММОММ, ММАММ,

ММЫММ, ММУММ, ММЕММ…

- чередование высоких и низких регистров:

ММОМММОЛОКА БЫ НАМММ

МММЁДУ БЫ НАМММ

ВОТ Я ВАМММ, ШАЛУНАММММ.

Если в голосе актёра отмечается ухудшение (хрипота, осиплость),

то упражнения необходимо временно приостановить. Людям, работающим

на голосе (ораторам, педагогам, массовикам и актёрам в частности),

следует длительно не оставлять соответствующих упражнений, чтобы не

потерять приобретённых качеств.

Звукопроизношение обеспечивает в основном смысловое значение

речи, а голосовой компонент—её эмоциональное содержание, плюс ко

всему этому присоединяется актёрское мастерство, талант актёра и его

знание орфоэпии, что особенно важно для человека, которому

необходимо произносить со сцены, и быть уверенным в том, что его

услышат.

-Методика занятий при некоторых расстройствах голоса.

Основанием для построения методики является положение о

целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания,

голосообразования, артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и

координировании этого взаимодействия корой головного мозга.

Правильно организованное дыхание и артикуляция служат основой для

постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является

постепенность в нарастании трудностей, точная дозировка заданий (от

лёгкого к трудному).

Поэтому при восстановительной работе над голосом отводится

заключительный этап занятий, гласные звуки берутся после согласных,

звонкие согласные после глухих, громкая речь после шёпота. План

занятий можно поставить следующим образом:

1. Гимнастика артикуляционного аппарата.

2. Дыхание.

3. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих согласных (Ф, С, Ш, Х).

4. Дыхание с артикуляцией на звонких согласных (В, З, Ж, М, Н, Л,

Р), т.е. постепенное включение голоса.

5. Гласные.

6. Развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и тембра.

Более детально занятие складываются из следующих упражнений:

1. Г и м н а с т и к а а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п

а р а т а:

а) опускание челюсти

б) движение челюсти вправо-влево

в) движение челюсти вперёд

г) вытягивание и растягивание губ на «У-И»

д) подтягивание верхней губы ( «ПФ» )

е) опускание нижней губы («ВЫ-ВЫ»)

ж) натягивание губ на зубы при открытом рте

з) круговое движение языка под губами

и) дутье на кончик языка

к) промазывание широким языком нёба и др.

2. Д ы х а н и е.

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое

«речевое дыхание» (короткий вдох и удлинённый выдох). При нарушении

или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по

упорядочиванию дыхания.

Вот несколько упражнений:

--плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.

--вдох—небольшая задержка (1-2 сек) –выдох.

--вдох через нос –задержка (1-2 сек) –выдох через рот.

--комбинированный вдох –задержка, выдох через нос.

--комбинированный вдох –задержка, выдох через рот. Постепенно вдох

укорачивается и углубляется, выдох удлиняется.

Например: «раз»—вдох, «раз-два»—задержка, на «раз-два три» выдох и

т.д.

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох

даётся на глухих согласных Ф, С, Ш, Х, сначала отдельно на каждый

звук, потом в объединённых в слоги:

--ПАП, ПАТ, ПАК

--ФАС, ФАШ, ФАК

--ПАФ, ФАП, САТ и т.д.

В начале на выдох даётся один слог, потом два, три и т.д. Гласные

берутся только артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в чётком произнесении сначала

на беззвучной артикуляции, потом на шёпоте слов, фраз, скороговорок.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются

голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон

фиксируется один из звонких звуков (В или З) и закрепляется коротким

выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся Ж, Л, Р, Н, М.

Для закрепления длительности звучания даются слоговые

упражнения:

1. АВ_____ОВ_______УВ_______ЫВ,

2. АЗ_____ОЗ________УЗ_______ЫЗ,

3. АЖ____ОЖ_______УЖ______и т.д.

4. ПАВ___ПАЗ______ПАЖ_____ПАЛ_____ПАР_____ПАМ

ПОВ ПОЗ ПОЖ ПОЛ ПОР ПАМ

ПУВ ПУЗ ПУЖ ПУЛ ПУР

ПУМ

ПЫВ ПЫЗ ПЫЖ ПЫЛ ПЫР ПЫМ

ПИВ ПИЗ ПИЖ ПИЛ ПИР

ПИМ

ПЕВ ПЕЗ ПЕЖ ПЕЛ ПЕР

ПЕМ

И др.

В начале на одном выдохе даётся один слог, потом два, три и т.д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания.

Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выхода и голоса на

звонких согласных с постепенным включением гласных (И, Э, А, О, У,

Ы). Например:

ВУВ ВОВ ВЭВ ВЫВ ВИВ ВАВ

ВУЗ ВОЗ ВЭЗ ВЫЗ ВИЗ ВАЗ

ВУЖ ВОЖ ВЭЖ ВЫЖ ВИЖ ВАЖ

ВУЛ ВОЛ ВЭЛ ВЫЛ ВИЛ ВАЛ

ВУР ВОР ВЭР ВЫР ВИР ВАР

ВУН ВОН ВЭН ВЫН ВИН ВАН

ВУМ ВОМ ВЭМ ВЫМ ВИМ ВАМ

В таком же порядке следуют упражнения с З, Ж, Л, Р, Н, М и затем

перейти к длительности гласных. Вышеуказанные упражнения берутся

уже в такой вариации:

ВУ___В, ВО___В, ВЫ___В, ВИ___В, ВА___В и т.д.

Потом берутся упражнения для развития голоса на согласных:

У-у-у О-о-о Э-э-э Ы-ы-ы и

т.д.

При некоторых расстройствах голоса необходимы, наряду с

логопедическими занятиями. Чёткая работа органов артикуляции и

дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному

функционированию голосовых связок. Переход к фонации должен быть

осторожным, после достаточной тренировки всего речевого аппарата.

Поэтому, любому актёру надо очень внимательно и серьёзно

подходить к постановке и технике собственной речи.

11) Заключение.

Охрана здоровья населения нашей страны относится к функции

государства. Профилактическая работа в деле сохранения здоровья

людей должна вестись с самого их рождения. Разработке

практических медицинских, психологических и педагогических

методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие

полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

По данным мировой статистики число речевых расстройств растет,

в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых

нарушений у населения принимает глобальный характер.

Лишь в последнее время в России, стали уделять больше внимания

коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми,

которые в большинстве страдают речевыми нарушениями в отличие от

взрослых.

Путем специального воздействия во многих случаях удается

предотвратить или затормозить появление различных отклонений от

нормы, в частности речевой патологии.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-

психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам еще у

детей, возлагается на дошкольные учреждения. Ведь именно в них

ребенок впервые знакомится с новыми людьми, узнает и черпает для

себя первые свои знания. Именно в детском саде дети впервые видят

детские сказки и спектакли, которые, быть может, их призовут

служить искусству и культуре. После школы они поступят в

театральные ВУЗы, и там могут столкнуться с одной из

распространенных проблем – речевым дефектом, что для актера не

допустимо.

Поэтому, надо развивать научную программу профилактических

мероприятий не только среди детей, но и среди подростков и

взрослых. Ведь образцовая речь нужна людям не только на сцене и

трибунах, но и в повседневной жизни общества. В заключении моей

работы, хотелось бы больших успехов в творчестве, всем актерам,

настоящим и начинающим.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.