РУБРИКИ

История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70 г.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70 г.

История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70 г.

Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из

интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик технического прогресса. На

рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических

возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее.

Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта

людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни. Музыкальные

кумиры - кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни.

Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому

как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить

становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время

зарождения новой культуры - массовой. Именно она заложила основу

современной музыкальной культуры.

60 - 70-е годы - время оживления эмпирических исследований в

области социологии искусства '. Причины здесь многообразны: прежде всего

усиленное внимание к развитию общественных наук в нашей стране,

выразившееся в ряде партийных постановлений. Далее, характерная для

гуманитарных дисциплин тенденция к использованию методов точных

наук. И, наконец, само экстенсивное развитие культуры (гигантское

распространение средств массовой коммуникации приобщило к культурным

ценностям невиданную по масштабам аудиторию) породило естественное

стремление реально измерить пульс бытования искусства в народе.

Возникло желание выяснить, что же из огромного потока выпускаемых

книг, кинофильмов, спектаклей, музыкальных произведений в

действительности предпочитается,- а что и кем отвергается и почему

это происходит; что и как воспринимается в процессе потребления

данного вида искусства, жанра, произведения; каковы факторы,

способствующие этому процессу и тормозящие его.

Очевидна необходимость подобных исследований для

конкретизации чересчур расплывчато-обобщенного и потому сегодня уже

никого не удовлетворяющего понятия советский слушатель (читатель,

зритель), а ведь речь идет о понятиях, образующих фундамент

социологии искусства. Но этим результаты эмпирических исследований -

в идеале - отнюдь не исчерпываются.

Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом уровне, а

осмысливают и обобщают цифровые данные, ибо видят за ними проис-

ходящие в жизни процессы '.

Эмпирическая музыкальная социология в нашей стра

не находится пока еще в стадии первоначального становления. Она

располагает весьма малым количеством надежных фактических данных, ей

предстоит период их накопления; еще меньше рабочих гипотез, частных

специализированных теорий, базирующихся на фактах или

нуждающихся в проверке эмпирическим путем. После во многом

несовершенных опытов 20-х годов (Р. И. Грубер и др.) и длительного

периода затишья во второй половине 60-х годов начинают проводиться

конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие

вопросы массового - потребления музыки .

Среди них заслуживает особого внимания книга ураль

ского социолога В. С. Цукермана “Музька и слушатель” (М., 1972), в

которой предпринята серьезная попытка раскрыть специфику социологического

подхода к системе “музыка - слушатель”, теоретически обосновать некоторые

вопросы методологии конкретного исследования

(оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных

ориентаций) . В основе книги - изучение музыкальных вкусов, выявление

отношения к различным музыкальным жанрам взрослого населения крупных

промышпенных городов - Свердловска и Челябинска ', причем следует особо

подчеркнуть широту охвата

материала: результаты анкетных опросов сопоставлялись

анализом статистических и других объективных данных (от социально-

демографической структуры аудитории

' ( Можно указать, например, на поднимаемую в книге

малоисследованную проблему “телесмотрения”, связываемую авторами с

определенным телевизионно-газетным типом повседневной культуры,-

проблему, в которой сталкиваются сложные, противоречивые тенденции. Об

интересе к этой проблеме свиде тельствуют конкретно-

социологические исследования уральских социологов под руководством

Л. Н. Когана (см. кн.: Телеви зионная

аудитория:структура,ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973).

концертов и оперных спектаклей до цифр продажи грам

пластинок, музыкальных инструментов и радиотоваров) .

Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития

музыкальной культуры населения рассматриваемого региона в 60-е годы,

зафиксированные им тревожные факты снижения удельного веса серьезной

музыки в общефилармонических концертах, нарастания

количества продаваемых пластинок с записями эстрадной музыки в

сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному выводу: само по

себе широчайшее распространение средств воспроизводения музыки

(проигрыватель и магнитофон) отнюдь не ведет автоматически к повышению

музыкальной культуры народа. Нужны целенаправленные и хорошо

скоординированные воспитательные действия.

Значение исследования снижается из-за недостатков методики

опросов (“звучащей анкете” предпочтена вербальная форма опроса, о чем см.

дальше), слабости теоретических основ (неубедительная дифференциация и

классификация музыкального материала; неточное представление о

факторах, способствующих полноценному восприятию, и т. д.) . В

результате возникает сомнение

в полной достоверности тех фактических данных, которые получены

путем анкетировапия (данные анализа объективных материалов, наоборот,

никаких сомнений не вызывают) '.

Одна из фундаментальных и сложных задач, стоящих

перед эмпирической музькальной социологией, - нарисовать реальную

картину бытования музыки в нашей стране, иначе говоря,

показать, какая музька какими группами слушателей предпочитается.

Сложность задачи заключается в том, что, видимо,

отсутствует единое основание для группировки слушателей, для их

типологии,- на формирование слушательских групп воздействует

множество порой конкурирующих факторов: от социально-

демографических (пол, возраст, род деятельности)

и социалъно-культурных (образование, ценностные установки

среды, слушатепьский опыт) до личностно-характерологических

потребность в удовлетворении субъектив

новке,

уменьшается значение исследований замкнутых аудиторий - посетителей

концерта, музыкального спектакля и т. д. (такие исследования нужны, но

в качестве дополняющих, ибо составить общую картину по ним не

возможно) . Объектом музыкально-социологического исследования

становится все население страны, ибо каждый человек сегодня -

фактический слушатель музыки.

Оставляя пока в стороне характер, качество, самый уровень

восприятия, нельзя все же не признать, что более или менее

систематический контакт с самой разнообразной музыкой (о чем дальше)

не может не способствовать выработке собственной ориентации в мире

звуков, установлению собственной, пусть не всегда осознанной шкалы

симпатий и антипатий, которая и должна быть выявлена.

Во-вторых, происходит колоссальное расширение рамок звукового

мира, в котором живет сегодня человек. Ежедневно работающие

радиостанции, значительная часть вещательного времени которых

отведена музыке (вспомним хотя бы о круглосуточной информационно-

музыкальной программе “Маяк”), фирмы грампластинок, в несколько

меньшей мере телевидение и кино включают в массовый обиход,

предназначают массовому слушателю (что и как им воспринимается -

вопрос особый) поистине безграничный поток музыки. В этом потоке есть

все: от глубокой старины до произведений, созданных буквально вчера,

от признанных вершин человеческого гения до шлягера и непритязательной

танцевальной мелодии. Правда, большая часть музыкальной продукции МК

(массовых коммуникаций), как об этом давно говорят и пишут музыканты,

представляет собой развлекательную' музыку.

Но и, остающаяся на долю серьезного искусства меньшая часть - есл

учесть масштаб работы средств МК сама по себе достаточно велика.

Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Музыка звучит не

только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она широко и во

все увеличивающихся масштабах (причем серьезная классическая музыка

также) используется в качестве компонента других искусств, и не

только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших сочетаниях с

изображением и словом: от музы

кальных заставок постоянных радиорубрик до видовых и документальных

кинофильмов, от балетных постановок на

(а ведь эти потоки суммируются), представляет собой причудливое,

гевероятно пестрое чередование произведений и фрагментов,

принадлежащих различным стилям и жанрам и выполняющих самые

разнообразные функции ".,

Не менее важна другая сторона рассматриваемого явления.

При восприятии музыки через средства МК в какой-то мере

размываются и четкие границы многих жанров, основывающиеся - не в

последнюю очередь - на различии мест исполнения, исполнительских

средств и составов.-Для слушателя, лишенного непосредственных

контактов с исполняемой музыкой и зрительных впечатлений (радио,

механическая запись), отдаленного от нее в про странстве и во времени,

различие, скажем, между оперой, ораторией, симфонией, балетом -

особенно если он слушает их не целиком, а фрагментарно (и тем более

если он не знаком с сюжетом, текстом) - будет далеко не столь

существенно и безусловно, как для слушателя, воспринимающего их в

концерте или музыкальном театре. Есть

основания полагать, что гораздо большую роль здесь играет

разграничение на стилевом и языково-содержательном уровне: различие

между старинной и, условно говоря, классической музыкой, привычной и

непривычной, остроритмичной, моторной и мелодичной, созерцательной

и т. д. Во всяком случае средства МК снимают ту приподнято-

благоговейную атмосферу концертного зала, которая сама возвышает

восприятие и в которую столь легко вписывается любая музыка -

от Шютца и Могтеверди вплоть до опусов крайнего авангарда",- и,

наоборот, ярче обнажают различия самого музыкального материала.

Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях, создаваемых

МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori невозможно.

" В конце концов и здесь сохраняется возможность выбора - хотя бы

в переключении или выключении репродуктора, приемника, телевизора в

ситуации резкого неприятия предлагаемого. Но в этом случае, как остроумно

заметил А. Моль в своей спорной по общим концепциям, но интересной

ценными наблюдениями книге “Социодинамика культуры” (М., 1973), как

раз пассивность слушателя нередко оказывается решающим факгором, ведущим

к “принудительному потреблению”, ниспровергательские тенденции, на службу

которым ставится круг , определить на

основании каких-либо объективных характеристик, кто на какую

музыку ориентирован (что в предыдущую эпоху специализированных

помещений и естественного разделения функций между ними, а

следовательно, дифференциации аудитории было вполне достижимо) .

Разумеется, в области массовых вкусов нет недостатка в

разнообразных суждениях и умозаключениях, вроде, например, такого:

сегодня происходит дифференциация слушательских

групп на две полярные категории - слушателей серьезной и

слушателей развлекательной музыки, и между этими категориями весьма

мало точек соприкосновения. Но решительность, с которой

высказываются подобные суждения,- увы! - не может превратить их в

твердо установленные факты, не говоря уже об условности и порой

зыбкости критериев деления всей музыки на серьезную

и развлекательную. Дифференциация слушательской аудитории сегодня

- сложная проблема, которую не решить без эмпирическых работ, без

экспериментов и теоретического обсуждения.

Поэтому, с точки зрения Э. Алексеева, приступая к конкрет

ным музыкально-социологическим исследованиям массового

музыкального потребления, нужно исходить из приведенных выше

положений, которые можно, очень упрощая, кратко изложить в виде

тезисов: 1) каждый сегодня может услышать все, 2) наслушанность

человека в мире музыки шире его осведомленности в этом мире.

В зародившейся музыкальной массовой культур социологи 60-70 годов

уже отмечали резкий упад интереса к классической серьезной музыке,

возросшие потребности слушателя (зрителя) к музыкальным исполнениям. Это

связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими

возможностями ( телевидение, радио). Изучение музыкальных вкусов населения

продолжается.

Литература:

1. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов

- Э Алексеев “ Вопросы социологии искусства”1979

2. Сохор А. Социология и музыкальная культура, М. 1975


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.