РУБРИКИ

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

[pic]

Введение

Театр многообразен. Существует в нем множество школ и направлений.

Если мы говорим, что сутью театра является раскрытие правды жизни пьесы

через действие, которое и составляет драму, т.е. правды поведения

действующих лиц, правды их поступков, то мы тем самым определяем степень

важности и необходимости скрупулезного исследования в самом широком смысле

всего круга мотиваций совершаемого действия, произносимого слова. Это

возможно лишь при тщательном и добросовестном постижении всего материала

пьесы и сведении добытых чувствований, пониманий и знаний в единую систему,

которая и есть система спектакля. Система спектакля - это нахождение

взаимосвязанной и взаимоопределяющей необходимости каждого слагаемого для

создания художественной целостности, выражающей сверхзадачу спектакля.

Система спектакля - это синтез пьесы (т.е. авторской сверхзадачи и системы

ее художественного воплощения автором) и режиссерского сочинения спектакля.

Искусство представления и искусство переживания редко встречается в

своем чистом виде и могут быть разграничены лишь теоретически. В обоих

случаях актер живет чувствами и мыслит мыслями изображаемого лица, но

актеры школы представления переживают роль только на каком-либо этапе

репетиционной работы, довольствуясь в дальнейшем показом однажды

найденного. Сторонники искусства переживания должны жить чувствами роли на

каждом представлении, переживать их ежевечерне как бы заново, каждый раз

добиваясь свежести и искренности переживаний. Это прежде всего учение о

сверхзадаче спектакля (и роли). “Передача на сцене чувств и мыслей

писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля”,

— пишет Станиславский. Вот эту главную всеобщую цель, притягивающую к себе

все отдельные устремления действующих лиц, он и называет сверхзадачей.

Путем к ее достижению служит так называемое сквозное действие, это как бы

рельсовый путь, ведущий к конечной станции — сверхзадаче. Без нее спектакль

становится бесцельным, лишенным четкой и ясной идейной направленности, а

без крепко проложенного сквозного действия — путаным, сумбурным,

разбросанным. “Нас любят в тех пьесах,—утверждал Станиславский, — где у нас

есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное

действие. Сверхзадача и сквозное действие — вот главное в искусстве”.

Сейчас противники “системы” берут под сомнение отдельные ее положения, но,

думается, и они вынуждены признать необходимость в любом спектакле

определенной сверхзадачи (то есть идеи) и закономерного развития действия.

Иначе действительно получится нежизнеспособное произведение “с переломанным

спинным хребтом”.

Сценическое действие обязательно должно быть обоснованным,

целесообразным, то есть достигающим известного результата. Сценическое

действие — это не беспредметное действие “вообще”, а непременно воздействие

— либо на окружающую материальную среду (открываю окно, зажигаю свет,

обыгрываю те или иные предметы), либо на партнера (тут воздействие может

быть физическим — обнимаю, помогаю одеться, целую)., или словесным

(убеждаю, возражаю, браню) и т. п., либо на самого себя (обдумываю, сам

себя уговариваю, или успокаиваю) и т. д.

Создаваемый актером образ — это образ действия. И путь к подлинному

переживанию открывается через действие. Нельзя “играть чувства и страсти”,

наигрыш страстей так же недопустим, как и наигрыш образов.

Что же можно играть ? Многое. Действующее лицо вошло, поздоровалось,

село, объявило о случившемся событии, высказало ряд мыслей. Это каждый

может сыграть от своего лица, руководствуясь житейским опытом. Пусть и

играют. И так всю пьесу по эпизодам, разбитым на физические действия. Когда

это сделано точно, правильно так, что почувствована, правда и вызвана вера

к тому что, на сцене, - тогда можно сказать что линия жизни человеческого

тела сделана. Это не пустяки, половина роли. Может ли существовать

физическая линия без душевной ? Нет. Значит, намечена уже и внутренняя

линия переживаний. Вот приблизительный смысл новых исканий ”.

Актеру предлагается сразу же действовать в предлагаемых

обстоятельствах и действовать от себя, постепенно уточняя и усложняя

магические если бы, превращая их из простейших в “многоэтажные”. Идя от

себя, то есть представляя себя в предложенных автором обстоятельствах,

артист постепенно вживается в образ и действует так, как если бы

происходящее с ним совершалось впервые здесь, сегодня, сейчас. Так

происходит перевоплощение артиста в сценический образ. Окружив себя

предлагаемыми обстоятельствами роли и тесно с ними сжившись, исполнитель

уже не знает, “где я, а где роль”.

Любое, самое сложное психологическое движение души надо уметь

перевести в действие, говорит Станиславский. Да, необходимо перевести в

действие, подтверждает Немирович-Данченко, но это арифметика актерского

искусства, а есть еще алгебра и геометрия, когда действует образ, характер,

рожденный неповторимой личностью автора, когда на сцене возникает

атмосфера, принесенная актером, когда рождаются чувства, неподвластные

никакому анализу".

Такое действие представляет собой органический процесс, который

осуществляется при участии ума, воли, чувства, актера и всех его внутренних

(психических) и внешних (физических) данных, называемый элементами

творчества. К их числу относятся: внимание к объекту (зрение, слух и др.),

память на ощущения и создания образных видений, артистическое воображение,

способность к взаимодействию со сценическими объектами, логичность и

последовательность действий и чувств, чувство правды, вера и наивность,

ощущение перспективы действия и мысли, чувство ритма, сценическое обаяние и

выдержка, мышечная свобода, пластичность, владение голосом, произношение,

чувство фразы, умение действовать словом и прочее. Овладение всеми этими

элементами приводит к подлинности совершаемого на сцене действия, к

созданию нормального творческого самочувствия в предлагаемых

обстоятельствах. Учение создавать образные представления, которые

материализуют мысль актера, делают ее образной, действенной, а потому и

более заразительной и доходчивой до партнера - составляют видение

внутреннего зрения.

Башкирский театр драмы имени Мажита Гафури

Башкирский государственный ордена Трудового Красного Знамени

академический театр драмы имени народного поэта Башкортостана Мажита Гафури

(далее – БГТД, БАТД) учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке,

ранней столице БАССР. Художественным руководителем и директором стал

известный в театральном мире России начале ХХ в. и режиссер, основатель

первых сценических объединений в Башкортостане В.Г.Муртазин-Иманский. С

расширением в 1922 г. территориальных границ БАССР (Большая Башкирия) и

перемещением столицы республики в Уфу стерлитамакская труппа сливается с

татаро-башкирской труппой Уфимского государственного Показательного

театра. Объединенный коллектив формирует два состава: стационарный и

передвижной – Башкирский государственный Передвижной театр (БПТ) для

работы в республике, а также – башкирских районах других регионов страны. В

Башкирском государственном техникуме искусств открывается театральное

отделение (1926), учебный процесс которого вписывается в план

художественной работы главного театра. В самом БГТД создается студия для

изучения основ “системы” К.С.Станиславского.

Художественно-эстетические преобразования в БГТД на новом этапе

возглавляет актер, режиссер и театральный педагог М.А. Магадеев. В театре

складывается плеяда актеров и режиссеров, которые аттестуются высокими

званиями. Вместе с пионерами национальной сцены, как Хазиахмет Бухарский

(Галимов), Диля Габдульманова-Даутова, Исхак Зайни, Амин Зубаиров, Галимъян

Карамышев, Марфуга Муртазина-Иманская, Гималетдин Мингажев, Танхылу

Рашитова, Фахерниса Самитова, Гиниятулла Ушанов, Елизавета Шляхтина-

Сыртланова, Бедер Юсупова и др., в театре служат Зайтуна Бикбулатова,

Талига Бикташева, Валиахмет Галимов, Тимербулат Имашев, Хусаин Кудашев,

Арслан Мубаряков, Асия Рафикова, Ахмет Садыков, Аклима Садыкова, Сахи

Саитов, Рим Сыртланов, Газим Тукаев, Рафгат Файзи, Габдулла Шамуков, Рагида

Янбулатова и другие актеры; композиторы М.М.Валеев и К.Ю. Рахимов,

сценографы С.И.Никандров, Г.Ш.Имашева, М.Н.Арсланов и др. Эти замечательные

люди сообщили национальной сцене ее классический облик. В 1935 г.

Башкирскому государственному театру драмы присвоено звание академического.

БАТД в обозначенные годы возглавляют последовательно режиссеры В.Г.Галимов,

Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов. На вершины периода приходится расцвет искусства

режиссера Ш.М.Муртазиной, определившей существенные линии обновления

художественно-эстетической сокровищницы театра. Точно с трагедийных

спектаклей Муртазиной “Макбет” по пьесе В.Шекспира, “Магомет” Ф.Вольтера,

“В ночь лунного затмения” М.Карима, “Нашествие” Л.Леонова принялась

отсчитывать академическая труппа республики новое время в своей

художественной биографии.

На всем протяжении этапа в театр приходят актеры, ставшие

подлинными новаторами в национальном искусстве: Зинира Атнабаева, Роза

Каримова, Гюлли Мубарякова, Гузель и Хакимъян Сагитовы, Муллаян Суяргулов,

Ильшат Юмагулов, Хамидулла Яруллин – выпускники Российской академии

театрального искусства. Раскрепощению художественной мысли в искусстве,

утверждению свежей сценической речи много способствовали воспитанники

уфимской театральной школы Ахтям Абушахманов, Тансулпан Бабичева, Загир

Валитов, Илсияр Газетдинова, Суфия КурбангалееваРафиль Набиуллин, Ильдар

Саитов, Хурмат Утяшев, Олег Ханов, Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова, Хамид

Шамсутдинов, Эльвира Юнусова и др.

Ключевое место в образе творчества БАТД занимают сценограф

Т.Г.Еникеев, композитор Р.М.Хасанов. И уже сегодня, на рубеже веков, в

труппу идет талантливая, свободная в своих эстетических взглядах,

поэтических влечениях, молодежь: Светлана Хакимова, Гаяз Алтыншин, Алмаз

Амиров, Алсу Галина, Азамат Гафаров, Сара Буранбаева, Азат Зиганшин, Гузель

Маликова, Хаким Муртазин, Фаяз Султанов, Гульнара Фархиева,Сагидулла

Байзигитов, Гульнара Амирова и др.

В творческом процессе, все шире и глубже захватывающем

концептуальные связи искусства и жизни, отныне принципиально важна роль

национального писателя в БАТД. Здесь состоялась театральная биография

народного поэта Башкортостана Мустая Карима, удостоенного Ленинской премии

за трагедию “Не бросай огонь, Прометей!”, Государственной премии РСФСР им.

К.С.Станиславского за трагедию “В ночь лунного затмения”, произведения,

оплодотворенные благородной философской проблематикой. В строительстве

репертуара БАТД исключительно важную роль сыграли драматурги И. Абдуллин,

А. Абдуллин, Н. Асанбаев, А. Атнабаев, Ф. Богданов, А.Мирзагитов, Н.Наджми,

И.Юмагулов и др., создавшие совместными усилиями емкую летопись эпохи.

Спектакли “Лунные вечера Айсылу”, ”Дуга с

колокольчиками”,”Тринадцатыйпредседатель!,”Красный паша”,”Матери ждут

сыновей”,”Нэркес”,”Утраченные грезы”,”И судьба – не судьба!” вернули театру

классическое совершенство поэтической формы.

Познание духовности человека, опознание исторических координат

его бытия составляет основу богатого реалистического метода БАТД. Это

богатство в 1955-1985 гг. щедро пополнилось из арсеналов опыта

многонационального театра СССР, прежде всего, русского. Мастера искусства

постановки Л.М.Прозоровский, А.М.Лобанов,А.Д.Дикий, Ю.А.Завадский,

Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос и другие стали наставниками башкирского

артиста. Вместе с тем гегемония традиционного реализма в художественном

творчестве БАТД не закрывает доступа для параллельных поэтических течений и

иных колористических эффектов в мировом искусстве. В эстетику БАТД

поступательно вписались идейно-художественные искания и обретения мирового

театра от Брехта до Брука, от Сартра до Ионеско, от Роже Гароди до

Гротовского и А.А.Васильева.

На пороге нового столетия, нового тысячелетия академический

театр Башкортостана вновь гадает свою судьбу. С распадом коммунистической

системы для БАТД, как и для его публики, конец ХХ в. стал временем

поистине тектонических превращений. Через многомерную эстетическую мысль, с

помощью развитого инструмента современной театральной поэтики театр

стремится установить заветное место национального духа на дуге мировой

культуры.

Отныне актуальный образ мышления башкирской сцены открыто и

тесно примыкает ко множеству идей, коренящихся, в равной мере, в реализме,

модернизме, мифологии и их валерных отношениях. Программа БАТД, как живой

организм, воплощает собой целостность и непрерывность исторического

развития национального искусства. Таким образом, эстетика БАТД сегодня, как

жизнь человека в вере, открыта в обе стороны бытия. Театр по-прежнему

играет всего Мустая Карима, и национальные знамения старым порядком манят

его как знак провидения. Вместе с тем, заповедное место на его афише

занимает первое перо современной башкирской театральной литературы Флорид

Буляков (Государственная премия РФ 1996 года за трагифарс “Отчаянная, или

Бибинур, ах,Бибинур!…”), творчество которого обращено ко всей системе

поэтических ценностей мирового театра. А такие спектакли БАТД последних

лет, как “Камикадзе” и “…Шаймуратов-генерал…” по пьесам того же Булякова,

“Любви все возрасты покорны” Н.Гаитбаева, “Ночной гость” Ф.Богданова,

“Израненная судьба” Н.Асанбаева, “Птицы возвращаются к гнездам”

Ш.Рахматуллина, а также – “Филумена Мартурано” Э.Де Филиппо, “Собака на

сене” Лопе де Вега, “Таланты и поклонники” А.Н.Островский равным образом

черпают из сокровищниц общечеловеческой культуры… Театр совершенно волен в

своем выборе. Ибо цель его жизни – башкирский народ, его свобода, его

земное благоденствие, его культура. Вот что – главное!

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита

Гафури - один из старейших флагманов башкирского национального искусства.

Созданный в 1919 году, коллектив театра сразу стал центром внимания со

стороны зрителей, культурной общественности и профессиональной критики. Его

опыт, традиции, естественно, имеют основу центростремительных темпов ХХ в.,

вобравшего в себя и великие надежды, и великие свершения, и великие

нравственные и социальные переломы.

Репертуар театра во все годы его существования

формировался по четырем кардинальным направлениям - освоению национальной

классики, зарубежной и русской, современной отечественной пьесы. Особые

страницы репертуарной биографии театра связаны с именем народного поэта

Башкортостана Мустая Карима. Именно на сцене родился драматург М.Карим,

многим пьесам которого была уготована выдающаяся судьба.

Коллектив театра - любимец не только уфимской публики,

его знают и в самых отдаленных уголках родной республики и далеко-далеко за

ее пределами. Первые большие гастроли театра состоялись еще в 1922 году в

Петрограде, а с 1927 года регулярно театр представляет свое творчество в

Москве, Петербурге, крупнейших театральных центрах страны, таких как

Казань, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и т.д., в столицах

бывших союзных республик и за рубежом. В 1935 году театр получает звание

академического. В 1970 году награждается орденом Трудового Красного

Знамени. В 1971 году театру присваивается имя Мажита Гафури. Спектакли

театра - постоянные участники Республиканских, Российских и Международных

театральных фестивалей, их лауреаты и дипломанты.

Башкирский академический театр всегда концентрировал в

себе лучшие творческие силы башкирского народа. Его труппа всегда была

уникальна и пользовалась любовью зрителей разных поколений.

Отметив 4 декабря 1999 года свое восьмидесятилетие,

коллектив театра не только распахнул двери своего нового уникально

оснащенного и редкого по красоте здания, но и вышел на новый виток своих

художественных достижений.

Сегодняшний облик Башкирского академического театра - это

не только верность и преданность лучшим традициям актерской и режиссерской

школ, выработанным десятилетиями вдохновенного труда. Это еще и поиск новых

художественно - эстетических путей в театральном искусстве, постоянное

формирование новых актерских сил, своеобразного, присущего только этому

театру репертуара.

Зрительный зал радиофицирован, осуществляется синхронный перевод на

русский язык. Начало спектаклей: дневных - в 12 ч., вечерних - в 19 ч.

Директор по основной деятельности - народный артист РБ, заслуженный артист

РФ, лауреат премии им. С.Юлаева Утяшев Хурматулла Газзалеевич.

Спектакли Башкирского Академического театра драмы им. М.Гафури

З.Валитов "Акъял-батыр"

М.Файзи "Асылъяр" ("Прекрасная возлюбленная")

Г. Шафиков "Аттила"

Х.Зарипов "Аферисты"

Г.Ахметкужина "Давайте, познакомимся..."

А.Н.Островский"Без вины виноватые"

Р.Кинъябаев "Друг мой, Байтимир..."

Ягафарова "Дочь степей"

С.Латыпов, Х.Фатихова "Завидуй, Америка, завидуй!.."

Н.Гаитбаев "Любви все возрасты покорны"

З.Биишева "Любовь и ненависть"

Раффи Шарт "Мою жену зовут Морис"

И.Юмагулов "Нэркес"

Р.Кинзябаев "Одолжи мне жеребца!.."

Н.Птушкина "Плачу вперед"

Н.Абдыкадыров "Последнее море Чингисхана"

Ш.Рахматуллин "Птицы возвращаются к гнездам..."

Лопе де Вега "Собака на сене"

Ф.Буляков "Сорок свечей надежд твоих"

М.Карим "Страна Айгуль" ("Айгол иле")

С.Сургина "Тайна волшебного озера" ("Заятуляк и Сусылу")

А.Островский "Таланты и поклонники"

Ф.Буляков "Шаймуратов - генерал..."

Х.Зарипов "Эх, невеста, невестушка!.."

Открытие сезона

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита

Гафури планирует открыть свой 83-й театральный сезон премьерой - народной

трагедией "Аттила" по пьесе Газима Шафикова. Режиссер-постановщик -

заслуженный деятель искусств РБ Петр Шеин, литературный перевод - Ахмер

Утябай, сценография - Эдуард Гиззатуллин, композитор - Урал Идельбаев,

костюмы - Дмитрий Хильченко, балетмейстер - Игорь Севастьянов.

Пьеса "Аттила", повествует о предводителе гуннов, который в конце IV

- начале V веков нашей эры совершает поход с территории современной

Башкирии в западную Европу и Римскую империю. Одно имя Аттилы приводило в

трепет народы Европы! Жестокие кочевники в звериных шкурах - конница гуннов

- черным ураганом проносились по земле, сметая все на своем пути, уничтожая

деревни, города, целые государства.

На два с половиной часа зритель вместе с героями спектакля попадает в

Рим, становится свидетелем острейших конфликтов Аттилы с императрицей

Плацидией, папой Львом и полководцем Аэцием. Сложные отношения складываются

у Аттилы с принцессой Гонорией, дочерью Плацидии.

В пьесе также фигурируют родоначальник древних башкир Башкорт-хан и

его жена Питубай. В финале этот герой помогает Аттиле в битве с Римской

империей.

Пьеса лауреата Государственной премии РБ им. С.Юлаева, заслуженного

деятеля искусств республики Газима Шафикова - это первое в мире

произведение об Аттиле, написанное в жанре сценической трагедии.

Заключение

Живой сценический образ рождается лишь от органического слияния

актера с ролью. Он должен стремиться к "возможно более точному и глубокому

постижению духа и замысла драматурга", в тоже время творчество драматурга

обретает новую жизнь в творчестве актера, вкладывающего в каждую

исполняемую им роль частицу самого себя. Поэтому действенный анализ пьесы

создает, наиболее благоприятные условия для познания творчества драматурга

и возникновения процесса перевоплощения актера в образ. Для этого актер

должен окружить себя обстоятельствами жизни пьесы, пытаясь действием

ответить на вопрос: "Что бы я стал делать сегодня, здесь, сейчас, если бы

находился в обстоятельствах действующего лица"?

Чтобы при выборе нужных действий не сбиваться с нужного пути, актер

должен ясно ощущать течение сценических событий и развития конфликтов,

определить для себя то, что Аристотель называет "составом происшествий", в

которых ему предстоит осуществлять те или иные действия. Следуя по одному и

тому же логическому пути роли, актер, стоящий на позициях, должен всегда

стремиться к первичности творческого процесса, вырабатывая в себе

импровизационное самочувствие, позволяющее ему играть не по вчерашнему, а

по сегодняшнему.

Литература

Мар Владимирович Сулимов "Режиссер наедине с пьесой" учебное пособие

для студентов ЛГИТМиКа 1994

К.С.Станиславский. Работа актера над собой. Ч.1,:Изд. “Искусство”,

1954

Н.Абалкин. Система Станиславского и советский театр.:Изд.

“Искусство”, 1950

Г.Крыжицкий. Великий реформатор сцены.:Изд. “Советская Россия”, 1962

Составитель В.Власов. Вопросы режиссуры. Сборник статей режиссеров

советского театра.:Изд. “Искусство”, М. 1954

Н.Горчаков. Режиссерские уроки К.С.Станиславского.:Изд. “Искусство”,

М., 1951

А.М.Поламишев. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы.:Изд.

“Просвещение”, М., 1982

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

[pic]

ПО «КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА»

ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НА ТЕМУ: «БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ МАЖИТА ГАФУРИ»

Ученика 9 «В» класса О.О.Ш. №16 Зарипова Руслана

Руководитель Кныш В.Н.

г. Октябрьский 2003 год

Содержание

1. Введение

2. Башкирский театр драмы Имени Мажита Гафури

3. Спектакли Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури

4. Открытие сезона

5. Заключение

6. Литература


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.