РУБРИКИ |
Архитектурный ансамбль Петродворца |
РЕКЛАМА |
|
Архитектурный ансамбль ПетродворцаАрхитектурный ансамбль ПетродворцаАРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕТЕРГОФА. Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Петродворец – это памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит сокровищнице мирового искусства, является высоким достижением культуры. На протяжении двух веков в создании дворцов и парков участвовали многие талантливые архитекторы, художники, скульпторы и мастера ландшафтного искусства. Начало строительства Петродворца датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра видеть здесь, В Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует» и, исходя из внешнего сходства некоторых петергофских сооружений с версальскими, Петергоф называли «Русским Версалем». «Петергоф часто сравнивают с Версалем, - писал известный художник и историк искусства Александр Бенуа, - но это по недоразумению». Он отметил, что совершенно особый характер Петергофу придает море. Он как бы родился из пены моря. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Эта органическая связь с морем и есть главная особенность ансамбля, хорошо выявленная его строителями. Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, гидротехники В. Туволков и П. Суалем, скульптор К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт, А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел Петра I,проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность. Огромная заслуга принадлежит строительным командам «Канцелярии от строений», мастерам и подмастерьям садового, фонтанного, живописного, резного дела и другим специалистам, приехавшим со всех концов России и приглашенным из-за границы. В 1723 году формирование Петергофского дворцово-паркового ансамбля было в основном закончено. К этому времени сложились почти все планировочные элементы Нижнего парка и Верхнего сада, построены Большой дворец и «Монплезир», сооружена водопроводящая система фонтанов. Уникальный водовод Петергофа создан в 1720-1721 гг. по проекту русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. Общая длина каналов водовода – 49 км, на его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, вмещающих более 1млн. 300 тыс. кубических метров воды и занимающих площадь почти 100 гектаров. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены пруды и фонтаны. Большой урон всему ансамблю нанесла Великая Отечественная война. С первых ее дней начались работы по спасению и эвакуации музейных ценностей. Сотрудники музея и парковые рабочие укрывали в земле скульптуру, упаковывали и отправляли в тыл произведения искусства. За три месяца с начала войны до захвата Петергофа немцами 22 сентября 1941 года, из дворцов и павильонов было эвакуировано 16 тысяч музейных экспонатов живописи, фарфора, стекла, мебели, тканей. Мраморная скульптура парков и часть бронзовой были укрыты в тайниках на территории Верхнего сада и Нижнего парка. С сентября 1941 по январь 1944 года немцы разграбили и вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов. Они уничтожили Большой дворец, Марли, Ольгин и Розовый павильоны, Английский дворец. Варварски разрушили «Монплезир», «Эрмитаж», «Царицын павильон» и «Коттедж». Сразу после освобождения города по распоряжению правительства начинается реставрация. Уже 17 июля 1945 года Нижний парк открылся для посетителей. В 1946-1956 годах была воссоздана утраченная скульптура и восстановлены фонтаны. 25 августа 1946 года состоялся пуск первых 38 фонтанов, а 14 сентября 1947 года заработали все фонтаны. В архитектурно-художественный ансамбль Петродворца входят два зеленых массива – Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га). Верхний сад расположен над естественным склоном, а от подножия склона до Финского залива (ширина 0,5 км) простирается Нижний парк. Связующим звеном композиции парков служит Большой дворец. Автор первоначального проекта дворца неизвестен. В основе первого варианта лежали рисунки Петра I. Работы начались в 1714 году. С 1716 года руководство строительством дворца было поручено французскому архитектору Ж.- Б. Леблону, которого Петр пригласил в Россию для возведения зданий в новой столице Санкт–Петербурге. Ж.-Б. Леблон подчеркнул парадное значение дворца: построил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна, а центральном зале, украсил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Леблон не успел завершить строительство и в 1719 году его преемником стал архитектор И. Браунштейн, который пользовался проектами отделки дворца, разработанными Леблоном. Наиболее значительной следует считать работу по украшению кабинета Петра I. По рисункам французского скульптора Н. Пино были выполнены 14 резных дубовых панно для кабинета. В 1721 году руководство строительством перешло к архитектору Н. Микетти, который пристроил к дворцу с двух сторон галереи, завершенные двухэтажными флигелями. С 1747 года началась длившаяся несколько лет перестройка дворца, которая осуществлялась по проекту выдающегося архитектора В. Растрелли. В основу композиции была положена старая схема: центральная часть, примыкающие к ней галереи и боковые корпуса. Растрелли, в основном, сохранив внешний облик здания, характерный для архитектуры петровского времени, увеличил центральную часть дворца, пристроив два боковых флигеля, и соединил их галереями с двумя боковыми корпусами – Церковным и Гербовым. Внутри дворца архитектор создал роскошную анфиладу парадных залов и жилых покоев в стиле барокко. Все помещения были богато украшены золоченой деревянной резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Сохранившиеся до 1941 года Парадная лестница, Танцевальный и Аудиенц-залы были ценнейшими памятниками русского искусства XVIII века. В 60-70-х гг. XVIII века в Большом дворце некоторые залы были переделаны в духе установившегося в архитектуре нового стиля – классицизма. Столовая, Тронный им Чесменский залы были оформлены заново. Золоченый резной декор уступил место лепке. Проекты отделки этих залов принадлежали архитектору Ю.М. Фельтену. По проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота были созданы два Китайских кабинета, украшенные лаковой китайской живописью. В XIX веке в Большом дворце проводились работы по декоративному оформлению помещений восточной половины, которыми руководил архитектор А. Штакеншнейдер. С террасы от Большого дворца открывается панорама центрального парадного ансамбля – Большого грота с каскадом, канала и моря. Большой грот с каскадом – одно из самых грандиозных фонтанных сооружений мира, которое объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных украшений. Морской канал, соединяющий Большой каскад с Финским заливом, и аллея из 22 фонтанов делят Нижний парк на две части: западную и восточную. На берегу Финского залива на равном расстоянии от Морского канала находятся дворец «Монплезир» в восточной и парадный павильон «Эрмитаж» – в западной части парка. «Монплезир» – это уникальный памятник русской архитектуры начала XVIII века. В строительстве «Монплезира» с 1714 по 1723 гг. принимали участие архитекторы И.Браунштейн Н. Микетти, живописцы Ф. Пильман, Ф. Воробьев, Р. Бушуев и другие. Фасады дворца решены просто и лаконично, интерьеры же привлекают богатством и гармоничностью художественного оформления: живописные плафоны, лаковые панно, изразцы, изысканная лепка. В «Монплезире» хранится большая коллекция живописи голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII – начала XVIII века. В Центральном зале особый интерес представляют роспись и лепной декор плафона – изображения персонажей итальянской комедии масок, аллегории времён года и четырех стихий. К Центральному залу примыкают с востока Лаковый кабинет, Кухня и Буфетная. В Кухне выставлена коллекция подлинной медной утвари начала XVII века, оловянные блюда английской работы, дельтфский фаянс, а в Буфетной – собрание художественного стекла русской работы первой четверти XVIII века. С запада к Центральному залу примыкают еще три помещения. Это - Морской кабинет, из окон которого открывается великолепный вид на просторы Финского залива. Панели Кабинета украшены изразцами с изображением тринадцати типов парусников, использовавшихся в русском флоте XVIII века. Далее – Секретарская и Спальня, где выставлены личные вещи Петра I. Уже с середины XVIII века «Монплезир» – это целый комплекс зданий усадебного типа. С запада к нему пристроены галереи для размещения гостей, Банный корпус, созданный архитектором Э. Ганом в 60-х годах XVIII века, и Ассамблейный зал – постройка знаменитого русского архитектора М.Г. Земцова. В западной части здания выделяется большое каменное здание – Екатерининский корпус, построенный В. Растрелли в 1748 году. Перед «Монплезиром» расположен сад с фигурными цветниками и фонтанами. Прямая аллея соединяет Монплезирский ансамбль с «Шахматной горой» - каскадом Восточной части парка. В этом же районе парка расположены оригинальные фонтаны-шутихи: «Диванчики», «Дубок», «Зонтик», своеобразный водный обелиск – фонтан «Пирамида, машинный фонтан «Солнце». Симметрично «Монплезиру», в западной части парка расположен «Эрмитаж». Здание стоит на берегу Финского залива, на массивном каменном постаменте, окруженном рвом. Павильон был построен в 1722 - 1725 годах под руководством архитектора И. Браунштейна. «Эрмитаж» отличается легкостью, совершенством пропорций и архитектурных форм. Из Центрального зала второго этажа открывается великолепный вид на Финский залив и Кронштадт. Почти одновременно с «Эрмитажем», также в западной части парка, по проекту архитектора И. Браунштейна построен дворец Марли. Он расположен на берегу прямоугольного пруда и является центром западного района парка с каскадами «Золотая гора», группой фонтанов (Менажерные, Тритоны) и фруктовым садом. ВЕРХНИЙ САД. Знакомство с фонтанами Петергофского ансамбля начинается с Верхнего сада. Он расположен над естественным склоном, от подножия которого до Финского залива простирается Нижний парк. Местоположение сада определило его планировку в виде вытянутого прямоугольника равного по ширине фасаду Большого дворца. Всю центральную часть Верхнего сада занимает широкий партер, создающий перспективу от монументальных пилонов главных ворот до дворца. Партер окаймлен рядами деревьев, за которыми расположены шесть прямоугольных боскетов, по три с каждой стороны. С трех сторон сад обнесен оградой с массивными столбами, украшенными маскаронами. Ограда была сооружены в середине XVIII века архитектором В. Растрелли. Верхний сад – типичный образец регулярных парков, с характерной для них геометрической построенностью, строгой симметрией плана, фигурной стрижкой деревьев, многочисленными трельяжными беседками, партерами со сложным рисунком, скульптурой. Основной декорацией Верхнего сада служат пять фонтанов, бассейны которых используются как резервуары воды для Большого Каскада. Три из фонтанов Верхнего сада – «Нептун», «Межеумный» и «Дубовый» – расположены на средней аллее, а два других – в квадратных прудах напротив боковых флигелей дворца. Оформление фонтанов подчинено единому принципу: установленная в центре статуя окружена венком дугообразных струй, льющихся из разверстых пастей дельфинов. Среди водометов Верхнего сада самый богатый и значительный по своему скульптурному оформлению – фонтан «Нептун». Статуя грозного бога морей и около сорока крупных фигур и деталей, выполненных с большим мастерством, образуют богатый скульптурный парад, эффектно сочетающийся с игрой воды. Первоначально «нептунову телегу» отлили из свинца по моделям скульптора К. Растрелли. Однако в 1799 году место обветшавшей композиции заняла фонтанная группа «Нептун», созданная еще в 1652-1660 гг. в Нюрнберге скульпторами Г. Швейгером, И. Эйслером по модели Х. Риттера. В 1798 году ее приобрели для Петергофа. Вскоре на борту бассейна этого фонтана была установлена статуя Аполлона Бельведерского, отлитая мастером В. Евдокимовым по модели, сделанной с античного оригинала скульптором Ф. Гордеевым. Непременным дополнением регулярного парка служила мраморная скульптура, привозившаяся для Петергофа из Италии. Верхний сад декорирован четырьмя произведениями известного итальянского скульптора Дж. Бонацца – «Флора», «Зефир», «Вертумн» и «Помона», установленные в 1757 году. «БОЛЬШОЙ КАСКАД» НИЖНЕГО ПАРКА. Художественный замысел оформления Большого каскада восходит к началу XVIII века. Его идея – прославление тожества России, получившей выход к Балтийскому морю и ставшей одной из могущественных держав Европы. Эта идея в аллегорической форме многократно утверждается в скульптурном убранстве Каскада. Более 30 бронзовых золоченых статуй богов и героев древности, 29 барельефов на мифологические сюжеты в той или иной форме трактуют эту тему. Общая сюжетная канва скульптурной декорации воплощает три темы: прославление триумфальной победы России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны, хвала России, плодородной и могущественной, подчинившей себе водную стихию, и сатира на побежденного врага. Композиционный и идейный центр всего грандиозного фонтанного комплекса – это скульптурная группа «Самсона российского, рыкающего льва Свейского преславно растерзавшего». Трехметровая статуя, в образе библейского героя представляющая Россию-победительницу, установлена на постаменте, напоминающем скалу, и окружена восемью водометами, бьющими из пастей золоченых дельфинов. Над ними, вырываясь и пасти поверженного льва, взлетает 20-метровый водяной столб. Здесь, в самом центре всего ансамбля Нижнего парка, иносказательный смысл скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва» обретает особое значение. Монумент был воздвигнут в 1735 году, в честь двадцатилетнего юбилея Полтавской победы, окончательно решившей исход войны в пользу России. Создателем его был К. Растрелли. Знаменитая битва произошла 27 июня 1709 года, в день святого Самсония, считавшегося «небесным» покровителем русского воинства, а герб Швеции включает изображение льва. Таким образом, в скульптурном монументе получает окончательное оформление основная идея, определившая цель создания Петергофской резиденции – прославление России, победившей грозного врага. Главенствующее положение фонтана «Самсон» как кульминации всей композиции, помимо высоты струи и ее мощности подчеркивается еще одним интересным эффектом: когда включаются фонтаны Петродворца, появляется вода в разинутой пасти льва, готовая взметнуться вверх, но еще не работают «Тритоны» на верхней террасе каскада, «Сирены» и «Наяды», находящиеся на поребрике ковша. И только тогда, когда высота струи Самсона достигнет пределов, символически демонстрируя победу, из раковин, в которые трубят морские божества, вырываются широкими дугами фонтанные струи: повелители воды как бы трубят славу богатырю, одолевшему врага. Одним из основных элементов Большого каскада служит разнообразное использование водных струй. Главный элемент здесь – столб воды фонтана «Самсон». Сто сорок две струи, переливающиеся над 64 фонтанами каскада, соединяясь и перекрещиваясь, создают ажурный рисунок, завершающий архитектуру этого монументального сооружения. Вода использована как активный участник художественного решения, включена в композицию многих статуй. Движение воды подчеркивает динамичность скульптур, запечатлевших «победительные образы славы России». Также велика роль скульптуры в композиции Большого каскада. Она не только украшает его, но и связывает различные части ансамбля в единое целое, сочетаясь с архитектурой и художественным оформлением. Большой каскад создавался одновременно с дворцом «Монплезир». Однако первоначальная скульптура была изготовлена из свинца. Свинцовая декоративная скульптура Большого каскада, выполненная К. Растрелли, Ф. Вассу по рисункам Ж.-Б. Леблона, И. Браунштейна, Н. Микетти и М.Г. Земцова, к концу XVIII века пришла в ветхость. 19 августа 1799 года был издан указ отлить новые скульптуры из бронзы. В создании новых скульптур приняла участие плеяда блестящих русских скульпторов XVIII века. Многие статуи были воссозданы по античным оригиналам, для других модели изготовили Ф. Щедрин («Персей» и «Сирены»), Ф. Шубин («Пандора») и другие. Скульптурная группа фонтана «Самсон» отливалась по модели выдающегося русского мастера скульптуры М. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Каскад, сооруженный в 1714 –1721 гг. сохранил свой первоначальный облик до наших дней. 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие вновь воссозданного после войны Большого каскада. Симметрично по отношению к Большому каскаду, в западной и восточной частях Нижнего парка, украшающие естественный склон, который окаймляет парк с юга. В восточной части – это каскад «Шахматная гора», в западной – каскад «Золотая гора». АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА Монплезирский сад был создан как регулярный парк в миниатюре. Пять фонтанов в центрах отдельных участков этого сада составляют его водную декорацию. Две перпендикулярные аллеи делят сад на четыре маленьких участка. На пересечении этих аллей сверкает фонтан «Сноп». В маленьких квадратах-участках в круглых бассейнах на фигурных постаментах высятся четыре бронзовые золоченые статуи, вода из-под которых падает вокруг пьедесталов гадкими колоколами – отсюда и название: фонтаны-колокола. Скульптура, венчающая постаменты фонтанов-колоколов, отлита из бронзы и позолочена в 1817 году взамен прежних обветшалых свинцовых статуй. Это скульптуры «Сатир с козленком», «Аполлино», «Психея» и «Вакх». С востока к Банному корпусу «Монплезира», Ассамблейному залу с кухнями примыкает Китайский сад. Он был распланирован в 1860 году по проекту архитектора Э. Гана в пейзажном стиле. Сад украшает скульптурная группа «Амур и Психея» и фонтан «Раковина». Одно из украшений Петродворца – это фонтаны-шутихи. Первыми из фонтанов- шутих, сохранившихся до нашего времени, были два диванчика в Монплезирском саду. Особенность их состоит с том, что они включаются неожиданно и обливают гостей, присевших на диванчики. Еще две шутихи появились в Нижнем парке в конце XVIII – начале XIX века. В 1803 году из Верхнего сада в Нижний парк переносится искусно выполненное по рисунку К. Растрелли металлическое деревце “Дубок”. Во время войны фонтан был уничтожен и чудом восстановлен. Был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, первоначально построенный по проекту архитектора Ф. Броуэра в 1796 году. Невдалеке от Дубка” расположены фонтаны-шутихи “Елочки”, они были постоены в 1784 году. В 1774-1775 гг. на участке, который назывался «менажерия», то есть «зверинец», архитекторами Ю. Фельтеном и И. Яковлевым вместо бывшего пруда устраивается императорская купальня, а в ее центре – фонтан, который обрызгивал купающихся. На высоком стержне укреплены два бронзовых диска с отверстиями по внешнему краю. В круглом постаменте установлено водяное колесо, благодаря которому стержень вращался. Диски сверкают на солнце позолотой, а вырывающиеся струи напоминают лучи. Поэтому фонтан называется «Солнце». Перед каскадом «Шахматная гора» расположены два симметричных «Римских» фонтана. Их архитектурное решение довольно просто – два восьмигранника поставлены один на другой, декорированы плитами белого, серого, розового мрамора и бронзовыми золочеными деталями – маскаронами, гирляндами и венками. Название этих фонтанов – «Римские» – объясняется тем, что они похожи на водометы у Собора святого Петра в Риме. «Римские» фонтаны создавались в 1739 году архитекторами И. Бланком и И. Давыдовым, а в 1763 году перестраивались В. Растрелли. В 1799 году их облицевали мрамором и добавили к ним бронзовые украшения. КАСКАД «ШАХМАТНАЯ ГОРА» Каскад «Шахматная гора» – это центральное фонтанное сооружение восточной части Нижнего парка, представляющее собой четыре сливных плато, декорированных туфовым камнем, с двумя гротами – верхним и нижним. Верхний грот закрыт массивной дверью, перед которой распростерлись три крылатых дракона, как бы охраняющих вход в волшебную сказочную страну. Из пастей драконов льется вода, спадающая в небольшой полукруглый бассейн у подножия гряды перед нижним гротом. Сквозь водный поток вырисовываются белые и черные квадраты. Ступени каскада, раскрашенные масляной краской, напоминают шахматные доски. Вдоль туфового основания с верхней террасы можно спуститься вниз по двум лестницам, восточной и западной. С внешней стороны каждой из них размещено по пять мраморных скульптур. Установленные на высоких пьедесталах из серого камня, они органически дополняют оформление каскада. Каскад начали строить в 1721 году по проекту архитектора Н. Микетти, после указа Петра I делать «кашкаду марморовую с малым гротом и дикою горою против модели». Тогда это сооружение называли «Руинным каскадом»: в примечании к указу император велел поставить на горе разрушенную башню, как бы символ взятой шведской крепости. Однако в конце 30-х годов XVIII века перестройка сооружения поручается архитектору М.Г. Земцову, который оформляет его четырьмя сливными плато, а перед верхним гротом скульптор К. Оснер по рисункам И. Давыдова и И. Бланка устанавливает три вырезанные из дерева и раскрашенные масляной краской фигуры драконов. Отсюда и название каскада – «Драконова гора», нынешнее же свое имя он носит с середины XVIII века, когда сливные ступени раскрасили черными и белыми квадратами. Облик каскада несколько меняется в середине XIX века, когда архитектор Н. Бенуа заменил деревянные фигуры свинцовыми, расставив их фронтально. Но во время войны они были похищены немцами, а теперь на их месте стоят бронзовые, воссозданные скульптором А. Ф. Гуржием по чертежам и рисункам XIX века в 1952 году. Мраморные статуи у «Шахматной горы» – это редчайшая коллекция декоративной парковой скульптуры XVIII века. Особенно выразительны фигуры «Помоны» – богини осеннего изобилия, Адониса – бога умирающей и воскрешающей природы и Плутона – бога подземного царства. Во время войны немцы не смогли обнаружить, где они были спрятаны, и теперь мраморные статуи заняли свои прежние места. Каскад отреставрирован заново, и сейчас, во всем своем блеске, восхищает посетителей Петродворца. В числе водометов, замысел которых относится к началу XVIII века, интересен также фонтан «Тритон» или «Оранжерейный». В центре Оранжерейного сада, на подступах к большому каскаду с востока, в круглом бассейне установлена бронзовая группа «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища», по идее близкая «Самсону». Первоначально скульптура фонтана была свинцовой, ее создал архитектор К. Растрелли в соответствии с проектом Т. Усова. Уже в конце XVIII века, во время своей инспекционной поездки в Петергоф, И. Мартос отмечал ее ветхость и необходимость замены. Однако только в 1876 году новая скульптурная группа «Тритон с крокодилом» была изготовлена гальванопластическим способом по рисункам и моделям Д. Энсена. Скульптурная группа была похищена во время войны. В настоящее время фонтан восстановлен. Его водное оформление состоит из пяти струй – центральной сильной струи, вырывающейся из пасти чудовища, и четырех невысоких, бьющих из раскрытых ртов бронзовых черепах. Фонтан дополняет убранство Оранжерейного комплекса и органически связывает его с остальными участками Нижнего парка. В восточной части парка участок так называемого пирамидного сада оформляет один из самых красивых фонтанов – «Пирамида». В архитектурном решении этого водного объекта главенствует вода. Фонтан «Пирамида» поражает своими декоративными особенностями. В центре квадратного бассейна, на гранитном постаменте с мраморными ступенями, окруженная изящной балюстрадой с вазами, возносится пенная масса воды в виде правильной пирамиды, образованной 505 струями различной высоты. Фонтан создан архитекторами Н. Микетти и М. Земцовым в 1724 году. Проект его оригинального водопроводного устройства, позволяющего регулировать высоту струй и создавать геометрически правильную семиступенчатую пирамиду, создан талантливым французским гидравликом П. Суалемом. ФОНТАНЫ «АДАМ» И «ЕВА». Это два одинаковых фонтана, которые замыкают перспективы косых аллей, ведущих от Большого каскада к «Эрмитажу» и «Монплезиру». В центре восьмигранных бассейнов установлены мраморные статуи, окруженные венком из 16 струй. В восточной части Нижнего парка расположен «Адам», в западной – «Ева». Каждое из сооружений замыкает перспективу восьми аллей, радиусом сходящихся к площадке и бассейну, где стоит скульптура. Фонтан «Адам» – один из первых фонтанов в Нижнем парке. Фонтан «Ева» на несколько лет младше. Мраморные статуи, созданные Дж. Бонацца по оригиналам А. Рицци в Венеции, привезенные Россию в 1717 году, были, по мнению современников так хороши, что и «в славной Версалии таких мало видели». Однако фонтан «Адам» был открыт лишь в 1722 году, а «Ева» – в 1726. Сооружались оба фонтана по проектам архитектора Н. Микетти. В 1949 году оба фонтана, значительно пострадавшие после войны, были восстановлены. АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА. Симметрично каскаду «Шахматная гора» по другую сторону канала, в западной части Нижнего парка расположено еще одно фонтанное сооружение – каскад «Золотая гора». Строительство Марлинского каскада («Золотая гора») было начато по указу Петра I. Замысел возник по аналогии с подобным же сооружением в парке Марли, находящемся недалеко от Парижа. Каскады этого парка произвели на Петра очень сильное впечатление, и он приказал “кашкаду большую, что против пруда, надлежит сделать во всем пропорциею против кашкады Марлинской, которая против королевских палат”. Но особенности природных условий и творческая самобытность русских архитекторов позволили создать своеобразный, полный гармонии ансамбль западной части Нижнего парка Петродворца. Начало строительства “Золотой горы” относится к 1721 году, когда архитектор Н. Микетти создает проект оформления естественного склона торжественной двадцатидвухступенчатой каскадной лестницей, а скульптору К. Растрелли поручается создать для нее группу. Работы, в основном, завершаются к 1726 году, но скульптурная группа так и не была создана. Свой нынешний облик каскад приобретает в 30-е годы XVIII века. В это время наиболее интенсивно в Петродворце работал архитектор М. Земцов. Он перестраивает Марлинский каскад, дополняя его мраморными и золочеными статуями, а ступени водопадной лестницы по его указанию облицовывают золочеными листами меди. Отсюда и нынешнее название каскада – «Золотая гора». Значительная часть коллекции мраморной скульптуры появилась здесь позже: она сменила статуи, установленные по проекту М. Земцова, лишь в середине XIX века. Шесть фонтанов украшают партер у каскада «Золотая гора». Симметрично по отношению к каскаду, в двух круглых бассейнах поднимаются струи Менажерных фонтанов, создающие ощущение водного обилия и мощи. Фонтаны сооружались в 1722-1725 годах по проекту архитектора Н. Микетти. Их название происходит от французского слова «menager» – беречь. Многоводие этих фонтанов обманчиво, их струи внутри пусты. Дополняется фонтанный ансамбль «Золотой горы» четырьмя фонтанными сооружениями оригинального устройства: это фонтаны – колокола «Тритоны». Младенцы-тритоны над головами поддерживают чаши с краями, вогнутыми книзу. Вода на чашу попадает из форсунки, к которой плотно приклеплена вогнутая пластина, обеспечивающая падение воды в виде прозрачной пелены. Нынешние бронзовые фигуры заменили собой похищенную во время войны скульптуру, отлитую еще в 1721 году, в год создания фонтанов. Заключение. Дворцы, парки и фонтаны Петергофа – это памятники знаменательного времени, в результате которых происходят созидательные элементы, в результате которых Россия выходит в число первых государств мира. Одна из наиболее ярких особенностей регулярного дворцово-паркового ансамбля заключается в достижении необычайно впечатляющего, органичного синтеза различных видов художественного искусства. И каждый, кто побывал здесь навсегда сохранит память о «вечно юном Петергофе». |
|
© 2000 |
|