РУБРИКИ

Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности

только происходит трансформация векселя в деньги, продукция поставщика (

первого векселедержателя ) из ряда отгруженной переходит в разряд

реализованной. Все .Тут же поставщик не только в свою пользу изымает

оборотные средства у потребителя продукции (векселедателя), но и вынужден

заплатить налог на прибыль. Лучше получать налоговые каникулы - правда, за

счет ухудшения структуры баланса, загнав неоплаченный вексель в собственную

дебиторскую задолженность. Схема такая. Вместо того чтобы предъявить

вексель должнику , которому была отгружена продукция, поставщик находит

контрагента, согласного принять вексель в покрытие своей дебиторской

задолженности. Контрагент в свою очередь стремится поступить с этим

векселем аналогичным образом. В результате выстраивается цепочка

прохождения векселей через предприятия. Если вексель вдруг возвращается

векселедателю, на практике тот принимает его лишь в качестве погашения

кредиторской задолженности которую последний векселедержатель имеет перед

векселедателем. В этом случае цепочка замыкается и происходит так

называемый эффект “расшивки неплатежей”. Но даже и в этом случае поставщик

может не заплатить налоги - он может не знать или не хотеть знать, что в

результате прохождения по различным цепочкам вексель оказался погашенным.

Вот таким образом, беря на себя бремя просроченной

дебиторской задолженности, предприятия экономят на налогах. На самом деле

подобный образ действий есть не что иное. как разновидность бартера,

оформленного через векселя. Кстати, подобные схемы получившие широкое

распространение в 1995 году, являются одной из основных причин роста

задолженности предприятий перед бюджетом, в результате которой возникают

кассовые разрывы и эмиссионный подсос (уже нормальных денег). Но более

страшно другое - когда цепочка, по которой циркулируют плохие деньги, по

какой либо причине размыкается.

Таким образом , при работе с российскими векселями

финансовый директор на предприятии должен хорошо разбираться в природе

векселя причем не только по учебникам , но и исходя из реального положения

дел на рынке .

Наиболее широкое применение в настоящее время нашли

векселя различных железнодорожных и энергетических предприятий .

В стране насчитывается 19 железных дорог , каждая

из которых эмитирует векселя . Предприятия железной дороги , как и

предприятия других отраслей сильно страдают от неплатежей . Эту проблему

они решают с помощью выпуска векселей . Нужно сказать , что популярность

векселей предприятий железной дороги обусловлена следующими особенностями :

государственный контроль над железными дорогами, ограничивающий

возможность эмиссии, статус естественной монополии, широкая и

неспециализированная по сравнению с другими видами транспорта клиентура. Из

векселей предприятий энергетики большое хождение имеют векселя региональных

энергосистем (векселя “Сибирьэнерго”, Ленинградской АЭС и т.д.) , векселя

РАО “Единой Энергетической Системы”, ЭРКО-трейдинг, Энергоатомфинанс.

Последние два векселя эмитированы при содействии Росэнергоатом, и

конечными их получателями выступают атомные электростанции.

Хотя в основном данные векселя носят в основном

“товарный“ характер, обращаются по определенным схемам, и принимаются в

основном на основании дополнительных соглашений, возможно их приобретение

на вторичном рынке . Дисконты на данные векселя составляют в среднем 20-40

процентов , что позволяет также экономить определенные суммы по оплате

принимающим энергетическим организациям, в счет погашения задолженности

по тарифам за электроэнергию, а также возможна расплата данными векселями с

поставщиками продукции, которые также смогут их предъявить в счет оплаты

за электроэнергию. Движение железнодорожных и энергетических векселей по

цепочке обеспечивается строгой договоренностью между участниками. В

противном случае , если первый акцептант не уверен, что второй участник

примет вексель в качестве оплаты и так далее, он никогда не согласится

участвовать в подобной операции.

В последнее время появилось огромное количество

компаний специализирующихся на работе с векселями, помимо банковских

вексельных центров , операциями занимаются различные учетно-вексельные дома

и различные финансовые компании, ранее специализировавшиеся на работе с

корпоративными бумагами . В Кировской области котировкой векселей

занимаются БФК “Вятка-инком” и Вятская Управляющая Компания.

Приведем примерную схему использования таких векселей. К примеру

железнодорожному предприятию понадобилась какая-либо продукция. Поставщик

готов принять вексель, так как получит возможность рассчитываться им за

услуги железной дороги. Кроме того, векселя достаточно ликвидны и

практически всегда акцептуются . При необходимости реализации векселя

поставщик обращается к оператору рынка, например в БФК “Вятка-Инком”.

Последний соглашается купить вексель но с некоторым дисконтом,

соответствующим рыночной коньюктуре. Обычно данный дисконт составляет 20

процентов, но может колебаться от 10 до 50 процентов в зависимости от

конкретной железной дороги, объема, срока погашения векселя, наличия

гарантийных писем. Далее БФК просит какого либо участника вексельного

обращения приобрести векселя данной дороги. В настоящее время

потенциальными покупателями часто выступают финансово-промышленные группы,

крупные перевозчики по железной дороге : промышленные предприятия, оптовые

фирмы, профессиональные транспортные компании. В свою очередь, покупатели

данных векселей , приобретая вексель также с определенным дисконтом,

предъявляют их конечному акцептанту - железной дороге, в счет погашения

задолженности или плановых платежей за железнодорожные тарифы , по

номиналу. На данной операции предприятие имеющее большие объемы перевозок

по железной дороге может сэкономить до 40 процентов от платежа, что может

значительно отразится на ценах на отгружаемую продукцию , в сторону

увеличения ее конкурентоспособности. Ряд предприятий почувствовав всю

выгоду от данных операций , уже само обращается к профессиональным

участникам, работающим с векселями данной дороги, отдавая приказы на

покупку конкретных векселей с необходимыми параметрами. Аналогично

действует и цепочка по векселям предприятий энергетики .

Векселя эмитированные местными органами власти

Проанализировав довольно успешный опыт

обращения КО на федеральном уровне, аналогичные программы, направленные на

сокращение взаимных неплатежей предприятий и местного бюджета, в последнее

время начали разрабатывать и внедрять также некоторые региональные

администрации. Данные программы как правило, базируются на использование в

качестве основного расчетного инструмента ( “местных денег” ) различных

типов векселей. Данные векселя могут быть выпущены банками

общенационального масштаба (Сбербанк, Российский кредит) , крупными

промышленными предприятиями, либо местными администрациями. Эмитируются

бюджетные векселя ( иногда называются долговые обязательства, пример Н-

Новгорода ) под обеспечение в счет налогов, зачисляемых в бюджет

соответствующего уровня. Так , согласно Закону “Об основах налоговой

системы в Российской Федерации” в муниципальные бюджеты зачисляются налог

на содержание жилищной сферы, рекламу и другие нужды, а в региональные -

на нужды общеобразовательных учреждений, лесной доход, часть налога на

имущество предприятий и т.д. Сроки погашения векселей синхронизированы со

сроками поступления данных налогов в местный бюджет и наступают чуть позже

времени, в которое ожидается проплата таких налогов. принципы вексельной

программы базируются на положениях Постановления Правительства РФ 907 от 9

августа 1994 года “О проведении на территориях субъектов РФ взаимных

зачетов задолженностей предприятий в части внедрения региональных

механизмов прогрессивных форм расчетов с использованием векселей.

Внедряя региональные вексельные программы,

администрация способствует разрешению следующих задач: сокращение

задолженности между предприятиями, а также их задолженности местному

бюджету, увеличение объема оборотных средств государственных институтов и

органов местной власти без дополнительных бюджетных ассигнований, открытие

новых источников финансовых средств и кредитных ресурсов, решение проблемы

финансирования местных программ ( в том числе капитального строительства),

ускорение и оптимизация расчетов между бюджетными и другими организациями

и предприятиями. Первыми владельцами векселей являются те предприятия,

финансирование которых предусмотрено местным бюджетом. Получив векселя, их

первые владельцы ( как правило, бюджетные организации, находящиеся на

местном финансировании или строительные организации выполняющие подрядные

работы для администрации ) имеют следующие возможности их использования :

- дождаться погашения и погасить вексель денежными средствами, если

данное предусмотрено их выпуском ;

- расплатится с поставщиками за оказанные услуги и выполненные работы

(как правило местные векселя активно принимают Водоканал, Горгаз,

Региональные энергетические системы, и железные дороги) ;

- произвести зачет задолженности перед местным бюджетом ;

- продать на открытом рынке.

Также предприятия могут купить данные векселя на

открытом рынке с определенным дисконтом , обычно составляющим 8 - 30

процентов, и выполнить все те же операции, приведенные выше, но уже с

определенной выгодой для себя, расплатившись векселем с контрагентом по

номиналу.

Выпуск различных вексельных суррогатов практикуется

практически всеми субъектами федераций, и данные операции с региональными

векселями получили очень широкое распространение, позволяющее ряду

предприятий экономить значительные суммы на региональных налогах. В свою

очередь , грамотные руководители, подстраховываясь от сбыта продукции за

данные векселя по номиналу (при рыночной цене около 80 процентов от

номинала ) вводят определенные ограничения, как на отпуск такой продукции

в пределах задолженности перед бюджетом, так и вводят определенные надбавки

на отпускные цены при расчетах векселями ( бартером и т.д ),

компенсирующие убытки от дальнейшей перепродажи данных бумаг, для получения

живых денег.

На территории Кировской области обращаются векселя

Областного финуправления , а также векселя финансового управления

администрации города Кирова.

Держатель городских векселей имеет право :

использовать векселя в качестве средства платежа в городской бюджет

по недоимкам и текущим платежам . Прием векселей производится независимо от

даты платежа по номиналу векселя ;

расплатиться векселями за поставленную продукцию , оказанные услуги ;

продать векселя через Фондовую Торговую Систему ;

погасить вексель по наступлению даты платежа .

Держатель областных векселей имеет право :

использовать векселя в качестве средства платежа в областной бюджет

по недоимкам . Срок приема ограничен по каждой серии . Прием векселя

производится по номиналу ;

расплатиться векселями за поставленную продукцию , оказанные услуги .

Форма обращения векселей - безналичная , по открытым для

каждого держателя векселей счетам депо . Счет депо - это совокупность

записей в учетных регистрах депозитария , необходимых для исполнения

договора счета с депонентом .

Счет депо в депозитарии потенциальным клиентам

открывается на основании их письменного предложения (оферты) об открытии

счета депо.

Предложение заполняется в двух экземплярах и

подписывается руководителем предприятия .

К предложению прилагаются :

копия постановления о регистрации предприятия ;

копия органов государственной статистики о постановке на учет , либо

справки из налогового органа о постановке на учет ;

копия устава предприятия ;

документ подтверждающий полномочия лица , подписывающего договор

счета депо , а именно выписка из протокола собрания учредителей ,

акционеров , совета директоров и т.п. об избрании руководителя , либо

приказ о назначении руководителя , либо контракт с руководителем .

Для обозрения необходимо представить оригиналы

вышеназванных документов . Копии документов и подлинники могут быть

заменены нотариальными копиями этих документов .На основании

представленного предложения выдаются бланки договора счета депо (приложение

8) , бланки дополнений к договору счета депо на право работы с областными

векселями (приложение 9) и выдаются карточки образцов подписей (приложение

10).

К подписанному со стороны клиента договору прилагаются :

карточка образцов подписей лиц , уполномоченных подписывать

распоряжения депозитарию , заверенная руководителем предприятия или

вышестоящего органа ( при необходимости по запросу депозитария -

нотариально ) ;

при необходимости - распоряжение о назначении оператора раздела счета

депо.

Потенциальный клиент депозитария с момента подписания

договора счета депо становится депонентом и получает право совершения через

счет депо операций с ценными бумагами , а в случае подписания дополнения к

договору счета депо на право работы с областными векселями - операций с

областными векселями .

Для векселей финансового управления администрации

г.Кирова установлена следующая кодировка :

ВФУК N/N-N ,

где :

первая позиция указывает определение типа ценной бумаги и

векселедателя (Вексель , финансовое управление города Кирова) ;

вторая позиция указывает на год выпуска ;

третья позиция указывает на номер серии;

четвертая позиция указывает на номер транша .

Для областных векселей установлена следующая

кодировка:

ОБЛВ N-N ,

где:

первая позиция указывает определение типа ценной бумаги и

векселедателя (областной вексель ) ;

вторая позиция указывает на год выпуска ;

третья позиция указывает на номер серии .

Установлены единые номиналы векселей - 1.000.000

рублей.

Для оплаты налоговых платежей держатель оформляет :

Справку налоговой инспекции о задолженности предприятия перед

бюджетом ;

Поручение на перевод векселей на векселедателя (горфинуправление -

платежи в городской бюджет , облфинуправление - в областной бюджет) .

Для перевода ЦБ на счет другого депонента

выписывается поручение депо на перевод.

Поручение составляется в четырех экземплярах ,

причем два экземпляра подписываются руководителями , главными бухгалтерами

и скрепляются печатями организации . Принятые поручения депо на перевод

ценных бумаг исполняются депозитарием после сверки наличия данной порции

ценных бумаг на счете депо депонента в течение одного операционного дня .

Оплата депозитарных услуг производится следующим

образом :

С каждого получателя векселей горфинуправления взимается тарифная

плата в размере 0,36% от номинала передаваемых векселей . Тариф может быть

оплачен безналичным переводом на счет депозитария , либо наличными в кассу

депозитария , либо векселем ( см. п.3.3. договора счета депо ).

При оплате депозитарных услуг векселем в случае

возникновения задолженности депозитария перед депонентом она закрывается

либо зачетом оплаты услуг при последующих операциях , либо перечисляется на

его расчетный счет в течении 10 банковских дней с момента погашения векселя

векселедателем .

С каждого инициатора операции перевода областных векселей взимается

тарифная плата в размере 0,24% от номинала переводимых областных векселей .

Тариф может быть оплачен безналичным переводом на расчетный счет

депозитария , либо наличными в кассу депозитария .

В случае неполучения депозитарием документа ,

подтверждающего факт оплаты депозитарных услуг , депозитарий не

осуществляет операцию перевода .

Дополнительную консультацию по использованию областных и

городских векселей можно получить в Центральном Вятском Депозитарии .

Банковские векселя

Коммерческие банки являются одними из самых активных

участников вексельного обращения, предлагая своим клиентам целый спектр

услуг на рынке векселей.

Так реализуемые во всех московских и иногородних филиалах

векселя Инкомбанка (процентные и дисконтные рублевые, антиинфляционные,

валютные) принимаются к оплате во всех филиалах банка, а также в банках

корреспондентах, с которыми заключен договор о взаимном учете векселей. Вот

основные схемы используемые Инкомбанком с применением различных видов

векселей.

Вексельное кредитование. Вексельное кредитование представляет

собой кредитование клиента, целью которого является приобретение последним

простых беспроцентных векселей Инкомбанка, общая номинальная сумма которых

равна сумме предоставляемого кредита, а срок платежа на несколько дней

короче срока кредита. Количество векселей и срок кредита зависит от

пожеланий заемщика, но обычно находится в интервале от 3 до 12 месяцев.

Уплачиваемые проценты по кредиту в 5-6 раз ниже по сравнению со стандартным

денежным кредитом ( обычно он колеблется от 20 до 90 процентов годовых) ,

что связано со структурой затрат банка на предоставление вексельного

кредита. Ставка по каждому кредиту определяется Кредитным комитентом

Инкомбанка и зависит от категории заемщика, определяемой кредитным

инспектором. Проценты заемщик выплачивает ежемесячно. Через индоссамент

заемщик расплачивается векселями за поставку продукции в сроки, указанные в

векселях, они предъявляются для погашения в любом из филиалов, а также

могут учитываться досрочно в большинстве банков, доверяющих Инкомбанку.

Схема использования вексельного кредитования представлена в приложении13.

Учет векселей предприятий в пользу третьего лица. По соглашению ,

заключаемому между Инкомбанком и клиентом , банк обязуется принимать к

учету простые процентные векселя клиента на общую сумму, указанную в

соглашении.

Таким образом, клиент имеет возможность оплатить поставку

продукции своими векселями, а поставщик - возможность получить номинальную

сумму предъявленных векселей незамедлительно. В срок, указанный в векселе,

банк предъявляет векселя клиенту и получает номинальную сумму и проценты по

векселю, начисленные по ставке, указанной в нем. Срок обращения векселей

зависит от пожелания клиента, но также составляет не менее 1 месяца и не

более 12 месяцев. Учетная операция с векселем является разновидностью

кредитования, однако в данном случае издержки клиента значительно ниже,

поскольку процентная ставка по векселям на 20-30 процентов меньше, чем

ставка процента по стандартному кредиту.

Форфейтинговые операции. Инкомбанк осуществляет финансирование

внешнеторговых операций путем учета векселей (форфейтинг). В данном случае

банк-покупатель векселя полностью принимает на себя риск неплатежа

импортера по контракту.

По сути предлагаемая схема операций представляет собой

оформленный векселем кредит иностранного банка российскому импортеру. При

этом срок кредита совпадает со сроком действия векселя. Инкомбанк выступает

агентом по оформлению такого кредита. Все операции по обслуживанию векселя

на западе в соответствии с международными правилами и все расчеты с

западными банками ведет Инкомбанк (предприятие рассчитывается

непосредственно с Инкомбанком по окончании срока действия векселя). все

расходы по таким операциям Инкомбанк также берет на себя.

Другие услуги банков по работе с векселями.

Учет векселей

Банк покупает векселя у векселедержателя до наступления срока

погашения векселя. При этом продавец векселедержатель получает от банка

сумму, причитающуюся по векселю, за вычетом определенного процента-

дисконта. Дисконт обычно зависит от срока платежа и от репутации-

платежеспособности банка (предприятия) выписавшего вексель.

Инкассация векселей

Банк выполняет поручения по получению платежа в срок по

имеющимся у клиента векселям. При этом будет осуществлено своевременное

предъявление векселя и получения платежа по нему. В случае отказа в оплате

, банк предъявит вексель к протесту и выполнит прочие правовые действия в

соответствии с вексельным законодательством.

Домициляция векселей

Банк производит по поручению клиента, платежи по векселям

(домициляцию векселей) клиента, в установленный в векселе срок. При этом в

противоположность инкассовой операции, банк является плательщиком, а не

получателем денежных средств.

Также банки обычно оказывают услуги предприятиям по купле -

продаже всех видов векселей на основании договоров комиссии или

поручения. Возможен прием ликвидных векселей в качестве залога под

получения кредита предприятием.

Кроме перечисленных выше преимуществ , банковские векселя

крайне привлекательны для предприятий . Как рассказывает Дмитрий Арефьев ,

финансовый директор компании “Капитал-Стратегия” (журнал “Эксперт” N49 за

1996 год) - одного из ведущих операторов на рынке корпоративных долгов и

векселей :”Зачастую для предприятий обладание векселями надежного банка

гораздо более выгодно и почетно , чем “живыми” деньгами . Что бы деньги

приносили доход , их надо куда-то вложить . А вложив , ими нельзя

рассчитаться : те же ГКО не обладают свойством абсолютной ликвидности.

Тогда как векселя банков - одновременно и доходный инструмент, и платежное

средство . Риск неуплаты банков высшей категории надежности практически

соответствует риску невыплат по ГКО” .

Складывающийся уровень цен на рынке банковских векселей в

первую очередь зависит от того , предоставлял ли Минфин гарантии по

вексельным кредитам данного банка , также от того к какой категории

надежности относится банк-эмитент . К высшей категории надежности относятся

векселя Сбербанка , “Менатепа” , Онэксимбанка . Их доходность , в принципе

, тяготеет к уровню ставок по ГКО , превышая последний лишь на 5-10 пунктов

. Следом идет второй (по надежности и , соответственно , доходности )

эшелон госпрограммовских векселей. Это бумаги Московского национального

банка , банка “Возрождение” , Банка развития предпринимательства ,

Рострабанка , “Роскредита” .Доходность этих векселей как правило выше

ставок по ГКО .

В городе Кирове финансовые компании регулярно производят

котировку Инкомбанка, Сбербанка , РНКБ и других, поэтому у предприятий есть

реальный шанс работать с банковскими векселями.

Другие виды ценных бумаг

Наряду с акциями , векселями и облигациями , элементами

развитого рынка ценных бумаг выступают также депозитные и сберегательные

сертификаты , ордера , опционы , варранты , фьючерсные и форвардные

контракты и государственные ценные бумаги .

Депозитный сертификат выписывается банком на вкладчика -

юридическое лицо , а сберегательный - на физическое лицо. Такие

сертификаты могут быть на предъявителя и именные .

Сберегательные сертификаты на предъявителя являются средством

обращения , именные такой особенностью не обладают. В то же время ни те ,

ни другие не являются расчетным или платежным средством. Ставка дохода при

выпуске сберегательного сертификата фиксируется и не может изменяться под

влиянием каких-либо факторов , так как его приобретение по своей природе

представляет собой заключение договора займа на определенных условиях.

Именные сертификаты могут передаваться от одного лица другому с помощью

передаточной надписи , а на предъявителя - путем простой передачи .

Остальные виды ценных бумаг, указанные выше, специфичны по

своей природе. В условиях нестабильной экономики и инфляции они являются

тем инструментом , который позволяет инвесторам не только сохранить , но

и приумножить свой капитал путем заключения срочных контрактов по активам

предприятий , создавая основу для последующей их работы . Опцион - один

из видов ценных бумаг срочного контракта. По сути своей он является

разновидностью сертификата и представляет собой самостоятельную ценную

бумагу , с которой можно производить соответствующие операции по

продаже или покупке. Однако по истечении срока действия он теряет эти

качества.

Различают опционы продажи ( put ) - право на продажу ценной

бумаги, и опцион покупки ( call ) - право на покупку ценной бумаги . Каждый

из них является инструментом с помощью которого можно позволить

регулировать степень риска и прибыль . Инвестор , приобретая опцион ,

перекладывает этот риск на продавца опциона . За данный риск первый из них

платит второму премию из своей предполагаемой прибыли , которую , кстати ,

он может заранее зафиксировать .

Приобретение опциона put гарантирует участникам рынка ценных

бумаг , скупающим акции у частных лиц , устойчивую реализацию их по

фиксированной цене .Банкам подобная покупка опционов put предоставляет

возможность без рискового кредитования под залог ценных бумаг , так как

заранее известны процентные ставки по кредитам и условия опционного

договора . В то же время покупка опциона call предоставляет возможность

рассчитать устойчивую прибыль фирмы путем регулирования притока акций .

Операции с опционом call привлекательны , хотя и достаточно

рискованны , для тех покупателей , которые ориентируются на акции

инвестиционных компаний или приватизированных предприятий с неустойчивым

курсом котировки . Риск их в таком случае определен размером премии , в то

время как прибыль неограниченна .

В отличие от других ценных бумаг в сделке с опционом принимают

участие только два лица . Один из них покупает опцион , а другой продает .

Сделка предполагает ее осуществление или в любой день до истечения

контракта (так называемый “американский” вариант) , или только в день его

истечения (“европейский” вариант) . Основами Гражданского законодательства

РФ ( статья 63 ) признается “американский” вариант погашения обязательств

по сделкам .

Таким образом , опцион позволяет гарантировать ограничение

рисков и является самостоятельным видом ценных бумаг .

Фьючерсные контракты , в отличие от опциона , представляют собой

твердое обязательство по покупке или продаже ценной бумаги в указанный день

по установленной цене в момент заключения контракта .

Фьючерсный рынок в России формируется на торговле валютными

средствами , в первую очередь по контрактам на доллар США . Инициатива

создания рынка по срочным вкладам на доллар США принадлежит Московской

товарной бирже .

Вопрос функционирования фьючерсов действующим законодательством

не отрегулирован , но общая схема их функционирования предусматривает

возможность прогнозирования цены на соответствующий товар или курс валюты ,

что позволяет застраховаться от перепадов цен и снизить потери от риска .

Фирма , предусматривающая такую цель , обращается к фьючерсному брокеру,

взносит залоговые 10% от суммы контракта , и брокер на бирже заключает

сделку на покупку определенного товара или валюты по заранее оговоренной

цене .

Что дает такая операция каждому участнику сделки ? Прежде всего

спрогнозировать размер прибыли на ближайшую перспективу , предварительно

страхуясь от перепадов рыночных цен , изменения курсов валюты , которые

учитываются на момент заключения контракта . Такое страхование от потерь

принято называть хеджированием . Оно является неотъемлемым элементом

фьючерсного рынка .

Форвардный контракт предусматривает четко оговоренную

фиксированную дату поставки предмета контракта по фиксированной цене, что ,

однако , не исключает , возможность для его участников , после уплаты

заранее оговоренной суммы штрафа отказаться от исполнения обязательств .

Недостатком данного вида контракта является также ограниченное пространство

вторичного рынка , поскольку имеют место сложности в поиске третьего лица ,

интересы которого в полной мере отвечали бы условиям данного контракта ,

ориентированным на интересы первоначальных участников.

Варрант - свидетельство товарного склада о приеме на хранение

определенного товара .Варрант является товарораспорядительным документом ,

передаваемым в порядке индоссамента . Он используется при продаже и залоге

товара .

Варрант бывает именной и на предъявителя . Состоит из двух

частей : собственно складского и залогового свидетельств .Первое

свидетельство служит для передачи прав собственности на товар при его

продаже , второе для получения кредита под залог товара с отметками об

условиях ссуды , при этом варрант передается кредитору по индоссаменту .

При переходе варранта из рук в руки товар может много раз

менять своего владельца , оставаясь на одном и том же месте , то есть на

складе субъекта , от которого получен варрант . Для получения товара со

склада необходимо предъявление обоих частей варранта .

Государственные ценные бумаги РФ

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Привлечение средств на финансирование дефицита бюджета через

выпуск краткосрочных обязательств - явление для цивилизованной финансовой

системы в принципе не новое. С начала девятнадцатого столетия такой опыт

накапливается и в России, хотя последние семьдесят лет он остался

невостребованным.

Аналог наших ГКО - казначейские обязательства использующиеся в современном

мире больше для регулирования денежного обращения, а также курса

национальной валюты. Но это - в мире с устоявшейся экономикой, а в России

пока и шесть месяцев - долгосрочная перспектива, так что краткосрочные

заимствования - наиболее реальный шанс занять у инвестора сколько-нибудь

значительную сумму на финансирование самых неотложных нужд.

Первый аукцион по размещения ГКО состоялся 18 мая 1993 года, а

теперь по оценкам большинства экспертов на долю ГКО приходится около 90 %

оборота всех фондовых бирж.

Одной из самых важных задач, которые призван решать столь мощный

рынок государственных долговых обязательств - финансирование дефицита

бюджета. Другая , не менее важная задача - регулирование с помощью

государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в

обращении.

Распределение функций на рынке ГКО выглядит следующим

образом:

Минфин РФ , эмитент :

Эмитирует глобальный сертификат на очередной выпуск ГКО

Определяет предельную цену заимствования

Определяет методы рефинансирования и погашения долга

Центральный банк РФ , Генеральный агент Правительства :

4. Организует аукцион по первичному размещению ( организует вторичные

торги)

5. Поддерживает ликвидность рынка

ММВБ , торговая площадка :

6. Осуществляет торговые, депозитарные операции, регистрацию сделок

Около 100 уполномоченных банков-дилеров ,имеющих договорные отношения с ЦБ

РФ и ММВБ:

Участвуют в аукционах по первичному размещению

Размещают собственные средства и средства клиентов

Участвуют во вторичных торгах

Вкладывают свободные средства в ГКО

Технология работы рынка ГКО в безбумажном электронном режиме

оптимизирует расходы участников рынка и предоставляет в их распоряжение

высокодоходную систему денежных расчетов.

У ГКО нет фиксированной ставки дохода : доход по ним

образуется в виде разницы между номиналом и ценой, по которой вкладчик

купил облигацию. Такой доход носит название дисконтного. В связи с его

необычностью для российского рынка есть смысл остановится подробнее на

особенностях налогообложения доходов по ГКО.

В соответствии с письмом Госналогслужбы и Минфина РФ от

23.02.93 “ 5-1-04, дисконт по государственным краткосрочным облигациям

(разница между ценой реализации и ценой покупки) является видом дохода

(процента), полученного по государственным облигациям. Это означает , что в

данном случае до 1997 года применялись льготы по налогу, предусмотренному

ст.4 Закона РСФСР “О налогообложении доходов банков” и ст.10 Закона

Российской Федерации “ О налоге на прибыль предприятий и организаций.” В

настоящее время безналоговый режим обращения ГКО на рынке отменен , но

так как облигации , выпущенные до принятия поправки об отмене налоговой

льготы , еще имеют хождение на рынке , а следовательно доход по ним налогом

на прибыль не облагается , то имеет смысл рассмотреть ряд схем ,

используемых различными предприятиями для улучшения своего финансового

положения .

Вот одна из схем неординарной работы с

государственными ценными бумагами описанная в журнале “Эксперт” за 1995 год

, позволявшая выживать предприятиям типа ГАЗа, с сильным финансовым

руководством. Льготы по налогу на прибыль использовались рядом

предприятий, обладающих сильным финансовым менеджментом. Суммы затраченные

на покупку ГКО, полностью относились на финансовые вложения, а доход ,

полученный по этим бумагам , вычитался из налогооблагаемой прибыли.

Поэтому, чтобы уйти от налога, можно было взять кредит в банке и пустить

его на покупку сырья, чтобы соблюсти целевое назначение., а освобожденные

из оборота деньги тратились на покупку ГКО. Через месяц кредит отдавался,

процент по кредиту списывался на себестоимость, доход от ГКО налогом не

облагался, в результате чего предприятия экономили довольно большие суммы

денежных средств.

Немаловажным преимуществом ГКО является высокая

технологичность их рынка, его приспосабливаемость к изменению “длины”

обращения гособязательств , возможность быстро осуществить сделку как по

покупке бумаг, так и по продаже. Опыт нескольких лет функционирования рынка

ГКО убедительно показал, что гособязательства наиболее ликвидны по

сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из

ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид

обязательств, находящихся в обращении. Вторичные торги по ГКО проводятся

регулярно ; раза в неделю, что позволяет инвестору вывести средства из ГКО

в любое время.

Используя это преимущество , предприятию куда удобнее хранить

свободные денежные средства в ГКО , чем на депозитах банков. Во - первых

всегда можно забрать деньги , в отличие от депозита, во - вторых доходность

куда выше, тем более если учитывать налоговые льготы по операциям с ГКО. В-

третьих вложенные средства в ГКО можно использовать в качестве

инструмента для производства платежей третьим лицам. В этом случае Ваши

платежные поручения будут использованы не позднее, чем через четыре дня.

Предприятие имея смежников в разных регионах страны, может не гонять

денежные средства с одного банка в другой. а просто отдавать поручения

своему банку-агенту на перечисления государственных облигаций со своего

счета депо на счет поставщика продукции. Данная мера также может защитить

неблагополучные предприятие от постоянных списаний денежных средств с

расчетного счета по первоочередным платежам задолженности перед бюджетом.

Облигации федерального займа

Облигации федерального займа являются необходимым

элементом финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить

проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный

период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных бумаг

появились по мере экономической стабилизации. обозначившейся к лету 1995

года. При разработке концепции эмиссии среднесрочных ( 1 год )

обязательств был использован принцип функционирования рынка

Государственных краткосрочных облигаций, в принципе , ОФЗ являются

производными бумагами ГКО. Эмитент Минфин РФ устанавливает для каждого

отдельного выпуска облигаций по согласованию с Банком России его объем,

порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО

, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода , ограничения на

владение Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого

периода его выплаты и объявляется по первому купону - не позднее, чем за

семь дней до даты выплаты дохода по предыдущему купону. Проценты по первому

купону исчисляются с даты выпуска до даты его выплаты. Проценты по другим

купонам , включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего

купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода ( даты

погашения).

Облигации Внутреннего Валютного Займа

Облигации Внутреннего Валютного Займа (ОВВЗ) - государственные

валютные ценные бумаги гарантированные Министерством Финансов РФ.,

выпущенные под долги предприятиям занимавшимся внешнеэкономической

деятельностью, расчетные счета которых были заморожены правительством во

Внешэкономбанке.

В настоящее время на финансовом рынке обращаются облигации 2,3,4,5,6

и 7 - го траншей (серии) В каждой серии существуют облигации номиналом 1,10

и 100 тысяч долларов США. Министерство Финансов ежегодно 14 мая выплачивает

купонный процент в размере 3 процентов годовых от номинала облигаций в

валюте. 14 мая 1996 года будут погашены облигации 2-го транша, облигации 3-

го транша погашаются 14 мая 1999 года, 4-го транша - 14 мая 2003 года, 5-го

транша - 14 мая 2008 года. При погашении облигаций Минфин полностью

выплачивает сумму указанную как номинал облигации. Облигации ВВЗ привлекают

инвесторов своей высокой валютной доходностью как по выплатам купонных

процентов, так и доходностью к погашению. Причем при приближении сроков

погашения наблюдается ускоренный рост цен на облигации, что дает

дополнительную возможность получения доходов для инвестора.

Инвестирование в облигации ВВЗ связано с дополнительными

преимуществами для покупателей этих ценных бумаг. Владельцу облигаций

предоставляются налоговые льготы: купонные выплаты по облигациям, а также

суммы, получаемые от погашения самих облигаций, не облагаются налогами,

облигации носят предъявительский характер и обращаются в физическом виде,

предоставляют возможность продавать и покупать облигации как за валюту ,так

и за рубли, что позволяет без уплаты комиссии переводить рубли в доллары и

наоборот, возможна передача облигаций в доверительное управление банку или

компании, работающему с данным инструментом на рынке, что позволит

заработать дополнительную прибыль на ОВВЗ. Средняя доходность таких

операций составляет 20-30 процентов в валюте. что значительно выше

депозитных ставок по валюте в банках.

Облигации государственного сберегательного займа

Невысокие темпы инфляции сформировали объективные причины

постоянного снижения доходности по ГКО и ОФЗ. Минфин столкнувшись с

необходимостью оптимизации структуры внутреннего долга, был вынужден

искать источники “длинных денег”. Так появился новый вид государственных

обязательств - годовые облигации сберегательного займа (ОГСЗ). В отличие

от ГКО и ОФЗ операции с ОГСЗ предназначались для привлечения свободных

средств населения. Для повышения привлекательности ОГСЗ Минфин и ЦБ РФ в

публичных выступлениях делали упор на высокую доходность этих бумаг, с

доступностью частному инвестору номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Данные

облигации выпускаются на год, с ежеквартальным погашением процентов.

Размер купонного процента облигаций должен соответствовать последней

объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа и он

объявляется на следующий квартал за семь дней до ближайшей выплаты

купонного процента. Средняя доходность по операциям с ОГСЗ в течении двух-

трех месяцев складывается на уровне 40-70 процентов годовых, что вкупе с

определенными налоговыми льготами делает их значительно привлекательнее

для юридических лиц оперирующих незначительными денежными суммами.

Высокая ликвидность данных бумаг, возможность купить-продать во всех

отделениях Сбербанка и ряда других банков-агентов, делают вложения

предприятий в ОГСЗ значительно интересней и выгодней вложений в банковские

депозиты.

Денежные суррогаты

В последнее время самым тяжелым бременем на плечи практически

всех предприятий легла проблема неплатежей . В связи с недостаточностью

наличных денег в экономике все большее количество расчетов переходит в

сферу неденежной экономики , оборот которой обслуживают взаимные неплатежи

, бартер и пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты

разрушают бюджет , навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на

выживание предприятиям , задыхающимся от безденежья .

Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам

, были казначейские обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995 г.

и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ.

предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских

обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995 года ) составила 29.1

трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов

РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №

906 от 9 августа 1994 года.

КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых

, эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в

уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения (

при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) ,

рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также

безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс

накопленный процентный доход .

Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим

к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск

казначейских обязательств.

По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по

объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на

российском фондовом рынке.

КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность

низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату

налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися

Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный

механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране,

заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между

бюджетом и предприятиями.

В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования

перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным

документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к

формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования

ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или

передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели

задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан

в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .

Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому

должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с

предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств.

Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.

Обращения данных бумах регламентируется исключительно

приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств.

Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда

министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий

федеральному бюджету.

КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде

всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически

сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым

компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в

оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за

интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО

стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в

июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .

Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в

сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).

1 Банк

4

Недоимщик 5

Получатель ДЗ

2 Бюджет

3

Рис.9.Схема денежного зачета (ДЗ)

1.Выдача целевого кредита

2.Погашение налоговой задолженности

3.Бюджетное финансирование

4.Возврат кредита

5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком

Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк выдает

недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик

платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ

возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед

недоимщиком .

На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков ,

которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем

способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким

образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый

инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает

стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в

уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы ,

связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет

около 35%),

а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как получатель

ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а

покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации

- заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.

Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно быстро

развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения

налогов , но и как удобный расчетный инструмент. Уже в октябре-ноябре

размер реально проведенных зачетов составил 12.5 трлн.рублей .

Еще одним плюсом новому рынку стало то , что работа с ДЗ

очень выгодна коммерческим банкам . Среди банков , включившихся в работу ,

лидером является Банк развития предпринимательства . Кроме того , среди

уполномоченных банков - Онэксимбанк , “Империал” , “Менатеп” ,

Промрадтехбанк “ , Промстройбанк России.

Проблемы российского рынка ценных бумаг в России

Обобщим вышесказанное и выявим ключевые проблемы российского рынка

ценных бумаг:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих

развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и

политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние

даже при своем невысоком уровне.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро

растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных

портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых

компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих

задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен

на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного

кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели

восстановления и последующего роста производства в России.

3. Выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или

европейскую практику ( в настоящее время наиболее сильна ориентация на

фондовый рынок США). Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции

банков и финансовых инвестиционных институтов. Учитывая, что российский

рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить

общемировую тенденцию уменьшения доли банков в финансовых активах и

увеличение доли коллективных инвесторов (совместных фондов, пенсионных

фондов).

4. Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков

ценных бумаг. Для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду

развивающихся рынков ценных бумаг, по оценке, размер капитализации рынка

акций в % к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%. Это

означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть

увеличен в 10-15 раз (а биржевой рынок - в несколько десятков и даже сотен

раз)[2]. Для развитых рынков этот показатель составляет 60-90% от ВВП.

5. Долгосрочное, перспективное управление. Необходимо учитывать, что

большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем

полупустой российский рынок образца 1991-1993 гг. Большой рынок нуждается в

более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения

рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов

долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на

микро- и макроуровне.

6. Укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка. Если при

существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что рынок ценных бумаг в

этой стране раздроблен, разобщен, если в развитых странах количество бирж

редко доходит до 7-9, то на 60 фондовых и товарно-фондовых бирж в России

так или иначе стоит обратить внимание. Укрупнение может быть необходимым и

для инвестиционных институтов (профессиональных участников рынка ценных

бумаг).

7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо

осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса.

8. Суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на

рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация.

Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в

качестве ценных бумаг. Уже выпущены несколько сот нормативных актов по

ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком.

9. Беззащитность инвесторов.

10. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об

опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы

означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание

непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна

быть преодолена (см. пункт 3.).

Имеется в виду:

- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих

государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

- формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку,

которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели

создания рынка ценных бумаг;

- ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее

правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего

требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности

небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных

операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия

информации при обслуживании клиентов и т.п.);

- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической

информации о состоянии рынка ценных бумаг;

- гармонизация российских и международных (в частности, европейских)

стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

- создание активно действующей системы надзора (на базе внешнего

наблюдения и инспекций на месте) за небанковскими инвестиционными

институтами;

- срочное создание государственной или полугосударственной системы

защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством

инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели).

11. Создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для

регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других

технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере

массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их

вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом

развития, но и причиной падения рынка.

12. Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже

указывалось в связи с проблемой повышения роли государства):

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации

любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих

существеннно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых рейтинговых агенств и введение признанной

рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,

в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и

микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от

данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные

отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных

бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся

индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа

деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала,

ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации

интересов:

а) создание консультационного органа, объединяющего представителей

государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов,

регионов и республики;

б) передача части прав по регулированию рынка регионам;

в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных

органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или,

например, представителей бирж в состав директоратов государственных

органов),

г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций,

обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций

государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,

д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка

(экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и

иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы).

14. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания

регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка,

восстановления системы образования и российской научной школы в области

рынка ценных бумаг).

15. Восстановление системы образования в данной области, российской

научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных

участников рынка.

Заключение

Итак, российский рынок ценных бумаг на данный момент имеет большое

количество проблем, требующих немедленного решения. Среди них основными

можно выделить следующие: преодоление негативно влияющих внешних факторов,

сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России; целевая переориентация

рынка ценных бумаг; выбор модели рынка; наращивание объемов и переход в

категорию классифицируемых рынков ценных бумаг; необходимость введения

долгосрочного, перспективного управления; укрупнение и рекапитализация

структур фондового рынка; отсутствие вторых эмиссий приватизированных

предприятий; суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная

деятельность на рынке; беззащитность инвесторов; повышение роли государства

на рынке ценных бумаг; создание депозитарной и клиринговой сети, агентской

сети для регистрации движения ценных бумаг; широкая реализация принципа

открытости информации; широкая реализация принципа представительства и

консолиданции интересов; получение крупных размеров международной помощи;

восстановление системы образования в данной области.

В данной работе при оценке российского рынка ценных бумаг использовались

в основном материалы российских авторов. В связи с этим в заключение я

хотел бы также привести оценку экспертов австрийского банка “Raiffeisen

Zentralbank” (RZB). Они также считают недостатком российского фондового

рынка неполноту информации о компаниях, акции которых котируются на

фондовых биржах России. Они отмечают, что требования, касающиеся этой

информации и ее предоставления зарубежным инвесторам, были более четко

определены в 1996 г., создан орган за их исполнением.

Эксперты считают, что после переизбрания Б.Ельцина западные компании

могут планировать свою деятельность в Росси на перспективу. В связи с этим

RZB ожидает активных действий на российском фондовом рынке пенсионных

фондов США и крупных западноевропейских инвесторов. Эксперты RZB

рекомендуют иностранным инвесторам покупать акции РАО “Газпром”, сырьевых и

нефтяных, а также энергетических и металлургических компаний.

Перспективны ценные бумаги автомобильных предприятий и промышленности

средств связи.

По данным RZB, их 66 бирж, соответствующих западным критериям, 49

являются чисто товарными. Из 17 фондовых бирж России 12 имеют только

региональное значение. На этих 17 биржах, по сведениям банка, в 1996 г.

котируются акции почти 1 тыс. российских компаний[3].

Список литературы :

1. Федеральный закон от 26.12.95г. №208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

2. Федеральный закон от 22.04.96г. N 39 “ О рынке ценных бумаг “.

3. Астахов В.П. Ценные бумаги . Выпуск , обращение , погашение ,

бухгалтерский учет , налогообложение , отчетность . - М.: Издательство “

Ось-89 “ , 1996 . - 144с.

4. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах .- М.: Финстатинформ , 1993.-140с.

5. Балабанов В.С. и др. Рынок ценных бумаг : коммерческая азбука / В.С.

Балабанов , И.Е. Осокина , А.И. Поволоцкий . - М.: Финансы и статистика

, 1994 . - 128с.

6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента . Как управлять капиталом

? - М.: Финансы и статистика , 1996. - 384с.

7. Белов В.А. Ценные бумаги : вопросы правовой регламентации. - М.:

Ассоциация “Гуманитарные знания” , 1993.- 128 с.

8. Вексель и вексельное обращение в России . Сборник А.В. Волохов и др. -

М.: АО ”Банкцентр” , 1994. - 101с.

9. Вихров А.К. Вексель становится привычным. // Деловой экспресс.- 1996.-

N8.- с.25-29.

10. Гудков Ф.А. Инвестиции в ценные бумаги . Руководство по работе с

долговыми обязательствами для бухгалтеров и руководителей предприятий.-

М.:ИНФРА-М , 1996. - 160с.

11. Едронова В.Н. , Мизиновский Е.А. Учет и анализ финансовых активов :

акции , облигации , векселя .- М.: Финансы и статистика , 1995.- 272с.

12. Зверев А.Ф. Фондовая биржа, рынок ценных бумаг. - М.: Прогресс, 1995.-

169 с.

13. Ивантер А. Зачетная экономика рождает чудовищ .// Эксперт .- 1996.-

N49.- с13 -15

14. Карташов А.Г. Как заработать деньги ? : Фондовая биржа и финансовые

рынки . - Л.: РИЦ “ Культ-информ-пресс “совместно с социально-

коммерческой фирмой “ Человек “ , 1991. - 96с.

15. Кириченко Н. И др. Обращение долгов в доходы .// Эксперт.- 1996.- N 8 .-

с.18-22.

16. Концепция развития рынка ценных бумаг в Кировской области .

17. Ковалев А.И. , Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.

- М.: Центр экономики и маркетинга , 1995. - 192с.

18. Корж Ю. Оптимизация платежей при расчетах с бюджетами разных уровней

.// Деловой экспресс .- 1996.- N 8 .-с.18-21

19. Мамин Р. Методы совершенствования механизма охраны окружающей среды. //

Экономист. - 1995.- №2.- с.93-95.

20. Мельник Л.Г. Экономические проблемы воспроизводства природной среды.-

М.: Высшая школа ,1988.-124с.

21. Настольная книга финансиста ./Под ред. Б.Г.Панскова. - М.: МЦФЭР ,

1995. - 95с.

22. Павлов Т.Н. Особенности национального векселя . // Эксперт .- 1997.-

№12.- с.34-37.

23. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И.Клейн .- М.:

Юридическая литература , 1993. - 480с.

24. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент . Российская практика .- М.:

Перспектива , 1995. - 165с.

25. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России .- Л.: Наука , 1973.- 91с.

26. Экономика природопользования . /Под ред. Папенова К.В. и ХачатуроваТ.С.-

М.: МГУ , 1991.- 183с.

-----------------------

[1] Серебрякова Л.А. “Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг”,

Финансы.- 1996, N1, стр.10.

[2] Миркин Я.М. “Ценные бумаги и фондовый рынок”. Москва, “Перспектива”,

1995 г. - С.41

[3] “Эксперты австрийского банка о фондовом рынке России”. Бики. -1996 г.

-№112.-стр.3.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.