РУБРИКИ

Инновационные стратегии зарубежных и отечественных фирм. контрольная работа.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Инновационные стратегии зарубежных и отечественных фирм. контрольная работа.

Инновационные стратегии зарубежных и отечественных фирм. контрольная работа.

Министерство образования и науки Украины

Контрольная работа

На тему:

Инновационные стратегии зарубежных и отечественных фирм

Харьков - 2005

В мировой экономической литературе \"инновация\" интерпретируется как

превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,

воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в

нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках

экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как

конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в

виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке,

нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в

практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом

аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный

результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой продукции для фирм имеет

большое значение, как средство повышения конкурентоспособности и

устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой

продукции, потому что в современных условиях обновление продукции идет

довольно быстрыми темпами.

1. Значение выбора стратегии

Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования

и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится

жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные

изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и

разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая

\"внутренняя стратегия\". Планируется использование ограниченных

ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того,

осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из

нежелательных отраслей, подбор эффективного \"портфеля\" предприятий.

2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное

приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения,

политические факторы, демографическая ситуация и др.).

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных

исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль

над рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка

стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана

так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она

должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в

связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

* основное направление деятельности фирмы;

* рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к

потребителю; ведение деловых связей);

* культура организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы,

и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического

планирования - конкретизация целей. Например, могут быть определены

следующие основные цели:

1. Прибыльность - добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. д.

е.

2. Рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии). Например,

довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук.

3. Производительность. Например, средняя часовая выработка на одного

рабочего 8 ед. Продукции.

4. Продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятия

некоторых моделей с производства и др.).

5. Финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение

собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.).

6. Производственные мощности, здания и сооружения. Например, построить

новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.

7. НИОКР и внедрение новых технологий. Основные показатели,

технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения.

8. Организация - изменения в организационной структуре и деятельности.

Например. Открыть представительство фирмы в определенном регионе.

9. Человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.).

10. Социальная ответственность. Например, выделить определенные средства

на оборудование больницы.

Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:

1. Четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных

измерителях (денежных, натуральных, трудовых).

2. Каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения

(например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу 3-го

квартала).

Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и

краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки

и результатов контроля.

3. Цели должны быть достижимыми.

4. Цели не должны отрицать друг друга.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и

внутренней среды фирмы:

* оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в

планируемом периоде;

* выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;

* исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на

фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой - экономика,

политика, рынок, технология, конкуренция.

Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить

основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы

продаж, цели и т.д.).

Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:

1. Оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы

продвижения товаров и т.п.).

2. Исследовать влияние внешней среды на конкурентов.

3. Попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников

и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и

наметить пути противодействия.

Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их

результатов с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию

конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и

экологические факторы. Фирма должна учитывать изменения в демографической

ситуации, образовательном уровне и др.

Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых

сторон в деятельности фирмы.

Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических

исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители,

принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования

нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать

нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в

организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений

высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной и базируется

частично на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего

руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме:

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

Рис. 1. Фазы стратегического планирования

Многие стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством.

2. Классификация инноваций

(Таблица 1).

Классификация инновационных процессов и нововведений.

+------------------------------------------------------------------------+

| Базовые признаки объектов | Группирование по установленным |

| классификации | признакам |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 1. Содержание новаций, | Технические, технологические, |

| инновационных процессов | экономические, управленческие, |

| | организационные |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 2. Степень новизны | Абсолютная, относительная, условная, |

| | частная |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 3. Варианты организации | Внутрикорпоративные, программные, |

| | корпусные |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 4. Потенциал новаций | Радикальные, комбинированные, |

| | модифицируемые |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 5. Особенности инновационных | Внутриорганизационные, |

| процессов | межорганизационные, различающиеся по |

| | длительности этапов. |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 6. Уровень разработки и | Государственные, республиканские, |

| распространения нововведений | региональные, отраслевые, |

| | корпоративные, фирменные |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 7. Сферы разработки и | Промышленные, финансовые, |

| распространения нововведений | торгово-посреднические, |

| | научно-педагогические, правовые |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 8. Особенности характера | Простой продукт, модификация сложного |

| нововведений | продукта предыдущего технологического |

| | уклада, инновационный продукт, услуги. |

+------------------------------------------------------------------------+

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное

изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от

несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах

(например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных

технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными

конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на

параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов

и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения

производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже

известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и

увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по

технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого

строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров, инновации подразделяются на:

* продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых

полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых

продуктов.

* процессные инновации означают новые методы организации производства

(новые технологии).

Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных

структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

* новые для отрасли в мире;

* новые для отрасли в стране;

* новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

* инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании

сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

* инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии,

информация и др.);

* инновации системной структуры предприятия (управленческой,

производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

* радикальные (базовые);

* улучшающие;

* модификационные (частные).

3.Методы выбора инновационной стратегии

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного

цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая

политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на

принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым

инновационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции

фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии -

активизировать соотношение \"затраты - результат\" в инновационном процессе.

Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и

технологические позиции.

Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в

выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные

потребительские свойства (но не обязательно технические особенности)

нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или

фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия исходит из принципа \"время - деньги\".

Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает

следующее:

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша

новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую

и требует перестройки всей жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая

система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию

систем, ее породивших.

3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся

(взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными

ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится

самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой

системы.

4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она

исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в

появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития:

молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых

показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения

большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы

возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в

новое состояние.

8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов

жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве,

либо в проведении технологии утилизации.

Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных

тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в

конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа

Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной

области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей,

технических решений и т.п).

2. Метод определения характеристик публикационной активности

Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система,

подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить,

на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или

иной стране.

3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с

семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод

патиентов-аналогов.

4. Метод терминологического и лексического анализа

Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при

использовании исследователями идей из других областей знаний происходит

смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными

сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими

методами.

5. Метод показателей

основывается на том, что каждая техническая система описывается набором

показателей, которые в меру научно-технического прогресса

совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические

характеристики показателей технических систем, можно получить четкое

представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и

научных изысканиях.

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия

управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит

из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации

предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную

таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства

разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия,

используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется

перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом

упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу,

в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в

терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет

собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор

документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый

и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ

полученных результатов; определение рекомендаций по формированию

научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих

решения.

Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация

требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция

/ рынок:

Таблица 1.

Матрица продукция / рынок

+------------------------------------------------------------------------+

| | | Новая | Совершенно |

| | Продукция, выпускаемая в | | |

| | настоящее время | продукция, | новая |

| | | связанная с | продукция |

| | | выпускаемой | |

|-----------------+---------------------------+-------------+------------|

| Имеющийся рынок | 90% | 60% | 30% |

|-----------------+---------------------------+-------------+------------|

| Новый рынок, | | | |

| | 60% | 40% | 20% |

| но связанный с | | | |

| имеющимся | | | |

|-----------------+---------------------------+-------------+------------|

| Совершенно | 30% | 20% | 10% |

| новый рынок | | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:

1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из

принимаемых решений?

2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме

более успешно разрабатывать новые.

3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были

предложены к осуществлению в неподходящий момент.

4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами

компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его

изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу

вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический

план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все

уровням управления.

4. Государственная поддержка инновационной деятельности

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной

политики. Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в

хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому

организации и компании почти не идут на прямое финансирование

исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В

современных условиях гос-во берет на себя функцию обеспечение бизнеса

научными знаниями и идеями, поэтому, в официальных документах ведущих

стран, НТП рассматривается как единая цель: научные идеи и разработки-

инновационный бизнес- широкомасштабное использование. Активно работая в

научной и инновационной сфере, гос-во призвано формировать цели и принципы

своей политики, и собственные приоритеты в этой области. Основные принципы

государственной политики: свобода научного и научно-технического

творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция

научной и научно-технической деятельности и образования; поддержка

конкуренции в сфере науки и техники; конкуренция ресурсов на приоритетных

направления научного развития; стимулирование деловой активности в научной

и других видах деятельности; развитие международного сотрудничества. Этими

принципами руководствуются в осуществлении государственной, научной и

инновационной политике все ведущие страны мира, однако, удельный вес их

воздействия на механизм реализации различен, чем и обусловлена

классификация в этой области. Между развитыми странами наблюдаются

существенные различия в доле расходов на исследования и разработку в

валовом общественном продукте. Если рассматривать эти цели как % от ВНП,

то лидером являются Швейцария, Германия, Япония и Швеция. С некоторым

отрывом Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число

лидирующих стран мира входят: Япония, Германия, Швейцария, Швеция, Южная

Корея и США. Ко 2 группе стран высокой технологии относятся: Франция,

Великобритания, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и

Тайвань.

Типы государственных инновационных стратегий

+------------------------------------------------------------------------+

| Наименование | Содержание стратегии |

| региональной стратегии | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Мезорегиональные стратегии |

|------------------------------------------------------------------------|

| | Ориентация на снижение зависимости региона от |

| Самообеспечения | ввоза продукции и интеллектуальных услуг из |

| | других регионов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Стремление обеспечить развитие за счет |

| Мобилизации | мобилизации собственных интеллектуальных, |

| | производственных и сырьевых ресурсов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Привлечения внешних | Стремление обеспечить собственное развитие за |

| ресурсов | счет привлечения интеллектуальных и прочих |

| | ресурсов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Стремление обеспечить развитие за счет |

| Реализации | имеющихся в регионе исключительных ресурсов, |

| исключительных | особенностей развития его производственной и |

| возможностей | научной базы, географического положения и |

| | т.д. |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Интеллектуальной | Попытка повышения инновационного уровня |

| кооперации | посредством осуществления совместных проектов |

| | с другими регионами |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Технологической ниши | Концентрация усилий по разработке и |

| | производству особенных технологий и продуктов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Интеллектуального и | Стремление превратить регион в экспортера |

| технологического | интеллектуальных продуктов и технологий |

| лидерства | |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Признание государством научную, |

| | научно-техническую и инновационную |

| | деятельность главной и определяющей |

| | составляющей законом роста национального |

| | хозяйства. Как правило, вслед за декларацией |

| | данного принципа следует, значительные |

| | изменения в законодательстве и изменения во |

| | внешней политике государства. Так, например |

| | Япония, применяющая эту стратегию, получила |

| | неофициальное название “Островной концерн”. |

| | Это объясняется тесными связями между |

| | государственным управлением и |

| Активного | товаропроизводителями, которые выступают |

| вмешательства | единым фронтом на международной арене. |

| | Государство в этом случае не только выполняет |

| | ориентирующие функции, но и берет на себя |

| | активную роль в организации и финансирование |

| | многих важных программ и проектов, |

| | осуществление которых вносит высокий вклад в |

| | развитии национальной экономики. Эта |

| | стратегия вместе с полномасштабной поддержкой |

| | высшей школы и значительными льготами |

| | коммерческим организациям, производящим |

| | собственные научно-исследовательские работы |

| | приносит выгоду и пользу Франции, Нидерландам |

| | и ряду других стран. |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Представляет собой более сложный механизм с |

| | участием гос-ва в научной и инновационной |

| | сфере. В этой стратегии гос-во играет важную |

| | роль, но отсутствует характерные стратегии |

| | активного вмешательства жесткие директивные |

| | связи. Воздействие гос-ва на научную и |

| | инновационную деятельность осуществляется по |

| | следующим направлениям: |

| | |

| | 1. Гос-во выступает в качестве фактора |

| | предложения начно-тех связей и создание |

| | инфраструктуры инновационной сферы. |

| | |

| | 2. Создаются условия, способствующие |

| Децентрализованного | повышению инновационной активности всех |

| регулирования | участников инновационной сферы. Выделяются |

| | гос ресурсы для формирования начального |

| | спроса на нововведения, которое находит |

| | широкое распространение в хоз практике. В |

| | этой стратегии также существуют налоговые |

| | льготы и прочие стимуляторы научной и |

| | инновационной активности. Данной стратегии |

| | придерживаются США, Великобритания и ряд др |

| | стран. В отличие от стратегии активного |

| | вмешательства при которой ведущую роль в |

| | выборе приоритета науч- тех развития |

| | принадлежит гос-вы, в этой стратегии на 1 |

| | место выходят организации и др субъекты |

| | хозяйствования, а роль гос-ва заключается в |

| | создании им необходимых правовых, |

| | экономических и др условий. |

|------------------------------------------------------------------------|

| Государственные стратегии развития территорий |

|------------------------------------------------------------------------|

| Выборочного | Концентрация государственных ресурсов в |

| приоритетного развития | отдельных приоритетных регионах, имеющих |

| | исторически высокий уровень развития |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Выравнивание уровней развития посредством |

| Равномерного развития | направления более значительных ресурсов в |

| | слаборазвитые регионы |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Пропорционального | Распределение ресурсов пропорционально |

| распределения ресурсов | избранному параметру (численности населения, |

| | территории и пр.) |

|------------------------------------------------------------------------|

| Региональный аспект макростратегии |

|------------------------------------------------------------------------|

| | Стремление реализовать макроинновационную |

| Локализации | стратегию с использованием потенциала |

| | ограниченного числа высокоразвитых регионов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Стремление реализовать макроинновационную |

| Концентрации | стратегию за счет привлечения и развития |

| | потенциала максимально возможного числа |

| | регионов |

+------------------------------------------------------------------------+

5. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной

деятельности

Объект исследования - страны, входящие в технологическое ядро мирового

развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция).

Предмет исследования - органы государственного регулирования инновационной

деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах,

внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и

информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование

кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот,

стимулирующих инновационную деятельность:

* предоставление исследовательского и инвестиционного налогового

кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на

инновационные цели

* уменьшение налога на прирост инновационных затрат

* «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную

от реализации инновационных проектов

* льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц,

полученных по акциям инновационных организаций

* снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и

совместные НИОКР

* связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых

проектов

* льготное налогообложение прибыли, полученной в результате

использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных

активов, входящих в состав интеллектуальной собственности

* уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и

оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным

организациям

* вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды,

деятельность которых связана с финансированием инноваций

* зачисление части прибыли инновационной организации на специальные

счета с последующим льготным налогообложением в случае использования

на инновационные цели.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей

научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию

крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии

научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей

научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия,

Франция)

2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание

благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры

экономики (Германия, Швеция, Швейцария)

3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной

инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового

научно-технического прогресса, координации действий различных секторов

в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

США

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США

являются:

* Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)

* Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)

* НАСА

* Национальное бюро стандартов

* Министерство обороны

* Национальный центр промышленных исследований

* Национальная академия наук

* Национальная техническая академия

* Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из

федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы

и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов),

остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских

центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее

эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет

полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые

эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью

из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной

конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое

использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и

являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов -

формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство

может создавать сети центров распространения нововведений и

консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает

его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование

инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее

эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место

занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку

отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их

возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также

низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации

инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации,

оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе

инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций,

отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции,

антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Япония

Рисунок: Организационная структура государственного управления

научно-технической политикой в Японии

+------------------------------------------------------------------------+

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | Премьер-министр | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | Японии | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

|--------------+---------------------------------------------------------|

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | Японская | | |

| 0x08 graphic | корпорация | | |

| 0x08 graphic | | | Совет по делам науки |

| 0x08 graphic | развития | | |

| 0x08 graphic | исследований | | |

| 0x08 graphic | | | |

| | | | |

| Управление | | | |

| по | | | |

| | | | |

| науке и | | | |

| технике | | | |

|--------------+--------------+------------------------------------------|

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | Министерство | | |

| 0x08 graphic | | | Японская | |

| 0x08 graphic | Министерство | внешней | | Министерство |

| 0x08 graphic | | торговли | торговая | |

| 0x08 graphic | финансов | | | образования |

| 0x08 graphic | | и | комиссия | |

| 0x08 graphic | | промышленности | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| | | | | |

| Управление | | | | |

| | | | | |

| национальной | | | | |

| | | | | |

| обороны | | | | |

|--------------+------------------------------------------+--------------|

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | Ассоциация промышленных технологий | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии,

разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней

торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных

направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой

МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая

занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа

научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование

прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП

опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились

до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование

принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на

превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития

промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении

достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать

эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных

способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта,

таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное

освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование,

государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой

деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и

косвенные методы:

* целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными

банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

* содействие организациям в приобретении передовой иностранной

технологии

* контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического

прогресса предполагает строительство совершенно новых

городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное

производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности

на основе развития сети региональных центров высшего технологического

уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского

хозяйства.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также

характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными

таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в

финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой

наукоемкой продукции.

Германия, Англия, Франция

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4

(2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на

НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

* выработка единого антимонопольного законодательства

* использование системы ускоренной амортизации оборудования

* льготное налогообложение НИОКР

* поощрение малого наукоемкого бизнеса

* прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области

новейшей технологии

* стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций,

производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития

международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в

1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение

процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах

на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие

распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе

результатов НИОКР.

В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий

были приняты:

* ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в

сфере технологии информационных систем

* РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель -

проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной

связи)

* ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование

появления путем альянсов между европейскими группами мощных

промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно

со стороны американских и японских корпораций и организовать

скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые

материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц,

искусственный интеллект.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется

примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

2

Придание

стратегии

формы

Оценка

и

контроль

Формулировка стратегии (постановка цели)

Б

В

А


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.