РУБРИКИ |
Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест) |
РЕКЛАМА |
|
Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)местонахождению покупателя в обслуживлющий его банк для получения платежа за товар. При неуплате покупателем платежного документа в установленный срок банк информирует об этом банк, который принял платежный документ на инкассо, и принимает меры для взыскания с покупателя платежа за товар. Инкассовая форма расчетов выгодна импортеру тем, что банки защищают его права на товар до момента оплаты документов или акцепта. Документарный аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выставляемое на основании поручения его клиента-импортера в пользу экспортера. Для осуществления инвестиционной деятельности на практике применяются: - отзывный аккредитив - этот аккредитив может быть изменен или аннулирован банком эмитентом в любой момент без предварительного уведомления. - безотзывный аккредитив - аккредитив, который не может быть изменен; - подтвержденный аккредитив - аккредитивы получившие дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтверждающий аккредитив, берет на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платежи. Так, в расчетах по экспорту, подтверждение аккредитивов иностранных банков, открытых в пользу российских предпритий российскими банками, не дает дополнительных гарантий платежа. Уполномоченные банки совершают платежи своим клиентам- экспортерам только после получения возмещения от иностанных банков: - неподтвержденный аккредитив - это аккредитив ответственность по которому за выполнение его условий несет лишь один банк (импортера), выставивший аккредитив, а банк экспортера выполняет лишь посредническую роль, т.е. не отвечает за выплаты по нему. - переводной аккредитив - аккредитив, с которого, по просьбе бенефициары, банк производит платеж одному или нескольким лицам по представляемым товарораспорядительным и другим документам. - револьверный аккредитив - аккредитив, применяемый при расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику. Он открывается не на полную сумму платежа, а на его часть и автоматически возобновляется по мере осуществления расчетов. - покрытый аккредитив - аккредитив по которому банк-эмитент предварительно представляет в распоряжение банка-поставщика валютные средства в сумме аккредитива на срок действия своих обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В экпсортно-импортных операциях на предприятиях с иностранными инвестициями применяют расчеты по открытому счету, при которых продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарораспорядительные документы, зачисляя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. В обусловленные контрактом сроки покупатель погашает свою задолженность по этому счету. Для покупателя открытый счет является выгодной формой расчета и получения кредита, так как отсутствует риск оплаты непоставленного товар, а проценты за пользование кредитом обычно не взымаются. Кредитование в иностранной валюте имеет несколько разновидностей: - кредитование экспортно-импортных операций; - кредитование деятельности совместного предприятия; - кредитование как разновидность расчетов, т.е. расчетов с рассрочкой платежа; Совершенно очевидно, что банки в целях привлечения иностранных инвесторов могут предос-тавлять предприятиям кредиты в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям для создания и развития экспортных производств на срок до восьми лет; обеспечения текущей деятельности на срок до двух лет; под будущие поступления с учетом хода заключения контрактов на экспорт. Кредиты в валюте предоставляются на сумму, вкюлючая проценты, не превышающую объем плановых поступлений средств в валютный фонд предприятия- заемщика в период использования и погашения их кредита. Кредиты в валюте выдаются предпритию-заемщику под гарантию или под залог имущества, а также под страховку, предусматривающую право уполномомоченного банка на безусловное списание средств в необходимых размерах с валютных и рублевых счетов гаранта в случае непогашения в неустановленный срок предприятием- заемщиком обязательств по полученному кредиту. Гарантом может являтся вышестоящий орган управления, любое юридическое лицо. Кредиты в иностранной валюте предоставляются банком на обычных коммерческих условиях с начислением повышенных процентов валюте на непогашенную часть задолженности по кредиту. Процентные ставки по кредиту в валюте устанавливаются таким образом, чтобы сумма полученных банком процентов покрывала бы его расходы по привлечению валютных средств, используемых для предоставления кредита, и давала определенную прибыль. В случае если меняется курс валют, в которых заключены контракты в счет использования кредита, возникающая курсовая разница относится на счет заемщика. Начисленные проценты, а также курсовая разница, которая возникла при использовании кредита, не включаются в общий лимит предоставленного кредита. Для получения кредита в валюте предприятие должно обратиться в банк с обоснованным ходатайством, которое должно содержать следующие данные: - цель получения кредита, сумма и срок, на которые требуется кредит; - характеристика закупаемого за границей товара, его стоимость, валюта платежа, страна, в которой он будет приобретаться; - экономический эффект от использования закупаемых в счет кредита машин, оборудования, материалов, сроки окупаемости мероприятий, на осуществление которых требуется кредит; - источники погашения кредита в иностранной валюте и источники финансирования в рублях; Кроме этого, к ходатайству прилагаются следующие документы: - устав; - договор учередителей; - свидетельство о регисрации; - баланс с отметкой налоговой инспекции; - договор купли-продажи; - карточка с образцами подписей; - справка из налоговой об открытии ссудного счета; - срочное обязательство; - гарантийное или залоговое письмо, страховка; -технико-экономическое обоснование, включающее смету расходов по каждому кредитуемому мероприятию Поступившие в полном объеме требуемые материалы по вопросу о предоставлении кредита рассматриваются банком. При решении вопроса о предоставлении кредита особое внимание обращается на наличие источников и гарантий погашения кредита. В случае принятия положительного решения о предоставлении кредита в валюте между банком и предприятием-заемщиком подписывается кредитное соглашение, регулирующее порядок выдачи ссуд в иностраннои валюте, их использование, порядок расчетов, условия начисления процентов и погашения задолженности предпрития-заемщика. Использование кредита в валюте производится по мере возникновения у предприятия-заемщика потребности в средствах на оплату закупленного за границей товара на основании переводных поручений и поручений на открытие аккредитива или на основании сообщения иностранного банка о платеже иностранной фирме- экспортеру за счет кредита, предоставленного этим иностранным банком уполномоченному российскому банку. Использование кредитов разрешается только при условии своевременного предоставления в банк копий контрактов предприятий заемщиков с иностранными контр агентами. Сроки заключения контрактов и период расчетов по ним должны строго соответствовать срокам использования кредитов. Общая сумма закупок не должна превышать суммы кредита. Проценты за использование кредита начисляются с момента фактического использования кредита. В день наступления срока платежа банк производит погашение задолженности предприятия по кредиту в валюте за счет средств, числящихся на его валютном счете. При отсутствии или недостатке таковых на счете предприятия, необходимая сумма списывается с валютного счета гаранта в соответствии с условиями его гарантийного обязательства. При отсутствии необходимых средств на счетах суммы непогашенных кредитов относятся на счет просроченной задолженности по кредитам в валюте с начислением дополнительных процентов сверх уровня процентной ставки, установленной в кредитном соглашении. В рамках инвестиционной программы банк осуществляет контроль за выполнением предприятием-задолжником условий кредитного соглашения, за целевым использованием предоставленных кредитов, за своевременным погашением долга, уплатой процентов. Банк также контролирует соблюдение предприятием-заемщиком установленных сроков ввода в эксплуатацию машин и оборудования, закупленных за счет кредита в валюте и эффективность их использования. Такой контроль осуществляется, в частности, путем проверок на местах. В случае, если предприятие-заемщик не выполняет своих обязательств по кредитным соглашениям в части соблюдения установленных сроков монтажа, ввода в эксплуатацию и эффективности использования импортного оборудования, банк имеет право: - приостановить далнейшее использование предоставленного кредита; - досрочно взыскать сумму задолженности по предоставленному кредиту; - увеличить процентную ставку по предоставленному кредиту при несвоевременном монтаже и вводе в эксплуатацию машин и оборудования. В случае неуплаты очередного взноса в погашение кредита считается непогашенной вся существующая на день платежа задолженность по данному кредиту с этой задолженности взымается повышенная процентная ставка. Валютное кредитование совместного предприятия бывает краткосрочным (до 2-х лет), среднесрочным (до 10 лет), долгосрочным (свыше10 лет). Краткосрочные кредиты в иностранной валюте предоставляются предпритиям с иностранными инвестициями на закупу за границей сырья, материалов, комплектующих изделий и других товаров. Среднесрочные и долгосрочные кредиты в валюте выдаются на оплату импортного оборудования, машин, лицензий и других товаров и услуг, необходимых для совершенствования и расширения производства продукции. Стоимость погашения инвестиционных кредитов определяется банком в зависимости от окупаемости объектов кредитования. В качестве обеспечения кредитов могут использоваться принадлежащие совместному предпритию активы, имеющие валютный характер. При недостатке обеспечения кредиты в иностранной валюте могут быть предоставлены под гарантии учередителей совместного предприятия или под гарантии иностранных банков и фирм. Кредиты на инвестиционные нужды в валюте предоставляются банком на обычных коммерческих условиях с начислением процентов в валюте на непогашенную часть задолженности по кредиту. Процентные ставки устанавливаются банком исходя из действующих процентных ставок мирового денежного рынка по соответствующим видам валют. Важным в привлечении иностранных инвестиций является то, что клиентам предлагаются услуги по страхованию валютных рисков, связанных с проведением валютных операций, при помощи форвардных контрактов и опционов. Банк также выступает гарантом по валютным операциям своих корпоративных клиентов, имеющих хорошую «кредитную историю». Для клиентов, только начинающих свой зарубежный бизнес и для фирм, работающих с малыми оборотами, банк «Центр-Инвест» готов предоставить скидки по расчетно- кассовому обслуживанию. Банк «Центр-Инвест» является членом Ассоциации Europay International и с правом выпуска пластиковых карт международных платежных систем Eurocard/mastercard, Cirrus, Maestro, в том числе корпоративных. В банк «Центр-Инвест» установлена информационная система Tenfor, которая позволит ростовским предпринимателям осуществлять в рамках инвестиционной программы операции типа Forex на международном валютном рынке. Опыт и квалификация специалистов банка «Центр-Инвест» помогут ростовскому челноку стать равноправным партнером на международных рынках. 3.2. Программа продвижения инвестиционных проектов «Investing Promotion» Большинство российских предприятий на сегодняшний день, на первый взгляд, не привлекательны ни для иностранных, ни для местных инвесторов. Изменить это первое впечатление и призваны методы Investing Promotion (IP). Эта программа состоит из нескольких пунктов: . анализ исходной ситуации; . генерация инвестиционных проектов; . региональная инвестиционная политика; . схемы финансирования Тщательное изучение программы «Investing Promotion» позволяет выделить следующие пункты: Анализ исходной ситуации для иностранных инвесторов был проведен специалистами КБ «Центр-Инвест» в разрезе институциональной, отраслевой и территориальной структуры иностранных инвестиций в России. В институциональной структуре иностранные инвесторы отдают предпочтение прямым инвестициям. Таблица 3.1. Объем иностранных инвестиций в России в 1996 году[13] | |Млн. $ |В % к итогу | |Всего инвестиций, |2796,7 |100,0 | |в том числе: | | | |прямые инвестиции (более 10 % акционерного | | | |капитала |1876,9 |67,1 | | | | | |портфельные инвестиции (менее 10 % | | | |акционерного капитала) |30,0 |1,1 | | | |31,8 | |прочие |889,8 | | Отраслевая структура иностранных инвестиций в Россию отражает след интересы инвесторов: . создание современной инфраструктуры для работы иностранных клиентов; . поддержка экспортируемых товаров (топливо, деревообработка, металлургия); . поддержка импорта в Россию (пищевых продуктов, оборудования, автомобилей). Таблица 3.2. Объем иностранных инвестиций в России по отраслям экономики в 1996 году.[14] | |Объем | |Структура |Структура |Структура| | |иностранных|В |капитальных|экспорта |импорта | | |инвестиций,|процента|вложений по|по |по | | |Млн. $ |х к |отраслям |отраслям |отраслям | | | |итогу | | | | |Всего инвестиций, |2796,7 |100,0 |100,0 |63.4 |94.4 | | | | | | | | |в том числе | | | | | | |Промышленность |1201,6 |43,0 |33,3 | | | |из нее: | | | | | | |топливная |259,5 |9,3 |15,8 |39,9 |2,7 | |химическая и |164,8 |5,9 |1,5 |9,4 |11,2 | |нефтехимическая | | | | | | |машиностроение и |166,1 |5,9 |2,8 |7,8 |37,7 | |металлообработка | | | | | | |деревообрабатывающа|159,4 |5,7 |5,8 |2,9 | | |я и | | | | | | |целлюлозно-бумажная| | | | | | |пищевая |282,9 |10,1 |2,0 |3,4 |28,9 | |Торговля и |471,9 |16,9 |24.7 | | | |общественное | | | | | | |питание | | | | | | |Финансы, кредит, |398,6 |14,3 | | | | |страхование, | | | | | | |пенсионное | | | | | | |обеспечение | | | | | | |Строительство |199,0 |7,1 |27,8 | | | |Общая коммерческая |137,1 |4,9 | | | | |деятельность по | | | | | | |обеспечению | | | | | | |функционирования | | | | | | |рынка | | | | | | |Наука и научное |135,1 |4,8 | | | | |обслуживание | | | | | | |Прочие отрасли |253,4 |9,0 |14,2 | | | Региональная структура иностранных инвестиций определяется отраслевой структурой: Таблица 3.3. Объем иностранных инвестиций по регионам России в 1996 году.[15] | | |В |Удельный |вес региона | | |Млн. $ |процентах | | | | | |к итогу |в |в сумме | | | | |численност|кредитов | | | | |и |банков | | | | |населения | | |Россия - всего |2796,7 |100,0 |100 |100 | |Северный район |79,1 |2,8 |4,1 |2,7 | |Северо-Западный район |186,1 |6,7 |5,5 | | | | | | |1,9 | |Центральный район |1633,1 |58,4 |20,2 | | | | | | |20,5 | |Волго-Вятский район |63,4 |2,3 |5,7 | | | | | | |2,2 | |Центрально-Черноземный район |4,6 |0,2 |5,3 | | | | | | |0,8 | |Поволжский район |268,9 |9,6 |11,4 | | | | | | |5,6 | |Северо-Кавказский район |48,8 |1,7 |11,9 | | | | | | |5,6 | |в т.ч. Ростовская область |6,8 |0,2 |3,0 |1,1 | |Уральский район |50,6 |1,8 |13,8 | | | | | | |6,6 | |Западно-Сибирский район |236,8 |8,5 |10,2 | | | | | | |5,2 | |Восточно-Сибирский район |22,3 |0,8 |6,2 | | | | | | |2,4 | |Дальневосточный район |191,4 |6,8 |5,1 | | | | | | |8,8 | |Калининградская область |11,6 |0,4 |0,6 | | | | | | |3,3 | высокая концентрация вложений иностранных инвесторов в Центральном районе связана с созданием в Москве инфраструктуры по обслуживанию иностранных бизнесменов: отели, рестораны, филиалы и представительства иностранных банков, страховых компаний, юридических и аудиторских фирм, склады для централизованно поставляемых импортных продуктов и товаров; инвестиции в экономику Западно-Сибирского, Поволжского, Северного и Волго- Вятского районов определили высокий удельный вес иностранных вложений в экспортопроизводящие отрасли: нефтедобычу, нефтепереработку, деревообработку и производство целлюлозы ; инвестиции в Дальневосточный и Северо-Западный район, Калининградскую область связаны с традиционной ориентацией на внешнеэкономические связи и поддержку инфраструктуры. В результате приведенного выше анализа можно сделать обобщающий вывод. На данный момент иностранные инвесторы ведут себя достаточно разумно: основную долю иностранных инвестиций составляют прямые инвестиции, поскольку проблемы в российском законодательстве требуют полного контроля над акционером; анализ отраслевой привлекательности и интересы иностранных инвесторов сосредоточены на создании современной инфраструктуры, поддержке экспортопроизводящих отраслей и импорте в Россию; более 50 % иностранных инвестиций сосредоточено в Центральном районе, на долю Ростовской области приходится менее 0,2 % всего объема иностранных инвестиций (при численности населения - 3 % россиян). Эти, казалось бы, малоутешительные, выводы с помощью технологии IP были представлены иностранным инвесторам с принципиально иных позиций.(см. таблицу 3.4, 3.5) Таблица 3.4. Сравнительные показатели уровня экономического развития и потенциала взаимного сотрудничества(1996 г.)[16] |Показатели |Ед. |Германия |Франция |Россия |Ростовская| | |Измер. | | | |область | | | | | | | | |ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |УРОВНЯ |РАЗВИТИЯ | | | | |Территория, |тыс. кв.|357 |552 |17075 |101 | | |км. | | | | | |Численность населения, |млн. |81,4 |57,7 | |4,4 | | |чел. | | |148,3 | | |Численность занятого |млн. |27,9 |21,8 |68,5 |1,9 | |населения, |чел. | | | | | |Численность |млн. |2,6 |3,3 |5,4 |0,1 | |безработных, |чел. | | | | | |ВВП, |млрд. $ |1436 |1113 |277,2 |3,8 | |на душу населения, |тыс. $ |21,7 |19,2 |1,9 |0,9 | | | | | | | | |РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОД |СТВЕННОЙ|ИНФРАСТРУК|ТУРЫ | | | |Плотность автомобильных|км. На |1775 |1527 |27 |102 | |дорог с твердым |1000 кв.| | | | | |покрытием, |км. | | | | | |Плотность |км. На |122 |60 |5,1 |19,8 | |железнодорож-ных путей |1000 кв.| | | | | |на территории, |км. | | | | | |Число телефонных |шт. |45,7 |53,6 |17,2 |13,8 | |аппа-ратов на 100 чел. | | | | | | |Насе-ления | | | | | | |Производство |киловатт|3893 |8234 |5905 |3682 | |электро-энергии на душу|-часов | | | | | |насе-ления, | | | | | | | | | | | | | |ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО| |РАЗВИТИЯ | | | | |Индекс физического |в % к |97 |99 |51 |46 | |объ-ема промышленного |1995 г. | | | | | |про-изводства, | | | | | | |Индекс физического |в % к |88 |94 |73 |50 | |объ-ема С/Х |1995 г. | | | | | |производства, | | | | | | |Грузооборот транспорта |в % к |107 |100 |51 |51 | |общего пользования, |1995 г. | | | | | |Капитальные вложения, |в % к |95,9 |92,3 |30 |32 | | |1995 г. | | | | | |Индексы физического |в % к |98 |101 |95 |74 | |объема розничного |1995 г. | | | | | |това-рооборота, | | | | | | | | | | | | | |ВНЕШНЯЯ | |ТОРГОВЛЯ | | | | |Оборот внешней |млрд. $ |787,3 |466,6 |118,1 |1,117 | |торговли, | | | | | | |Экспорт, |млрд. $ |414,4 |236,0 |67,5 |0,495 | |Импорт, |млрд. $ |372,6 |230,6 |50,6 |0,622 | Таблица 3.5. Удельный вес Ростовской области в производстве отдельных видов продукции в Российской Федерации в 1996г.[17] | | | | |Удельный вес| |Показатели производства |Ед. |Российская |Ростовская|Ростовской | |отдельных видов продукции |Измер |Федерация |область |области в | | | | | |России | |Стальных труб, |т. тонн |3590 |586 |16,3 | |Серной кислоты, |т. тонн |6333,9 |50,6 |0,8 | |Химических волокон и нитей, |т. тонн |198 |2,1 |1,1 | |Синтетических смол и |т. тонн |1669 |11 |0,7 | |пластических масс, | | | | | |Металлорежущих станков, |штук |20113 |107 |0,5 | |Деревообрабатывающих |штук |12796 |266 |2,1 | |станков, | | | | | |Кузнечно-прессовых машин, |штук |3114 |876 |6,9 | |Зерноуборочных комбайнов, |т. штук |12,1 |8 |66,1 | |Кормоуборочных комбайнов. |Штук |1431 |306 |21,4 | |Экскаваторов, |штук |6510 |28 |0,4 | |Стиральных машин, |т. штук |2121,5 |48 |2,3 | |Древесностружечных плит, |т.куб.м |2625,5 |88,8 |3,4 | |Бумаги, |т. тонн |2216,1 |11,1 |0,5 | |Картона, |т. тонн |1195,6 |0,01 |0,0 | |Цемента, |т. тонн |37220,3 |19,8 |0,05 | |Сборных железобетонных |т.куб.м |32952,3 |674,7 |2,0 | |конструкций и изделий, | | | | | |Стеновых материалов, |млн.шт. |19170,2 |610,3 |3,2 | | |Усл.Кирп| | | | | |. | | | | |Нерудных строительных |млн.куб.|266,2 |8,5 |3,2 | |материалов, |м | | | | |Тканей, |млн. |2196,8 |19,2 |0,9 | | |кв.м | | | | |Трикотажных изделий, |т. штук |190400 |2382 |1,25 | |Чулочно-носочных изделий, |т. пар |352700 |9995 |2,8 | |Ковров и ковровых изделий, |т. |21549 |385 |1,8 | | |кв. м | | | | Таблица 3.5. (продолжение) | | | | |Удельный вес| |Показатели производства |ед. Изм. |Российская |Ростовская |Ростовской | |отдельных видов продукции | |Федерация |область |области в | | | | | |России | |Обуви, |тыс. пар |76500 |2759 |3,6 | |Животного масла, |тонн |487777 |15916 |3,3 | |Жирных сыров, |тонн |285370 |8656 |3,0 | |Цельномолочной продукции в|т. тонн |7200 |156,1 |2,2 | |пересчете на молоко, | | | | | |Улов рыбы и добыча других |т. тонн |3542,5 |17 |0,5 | |морепродуктов, | | | | | |Консервов, |млн.усл. |2816,5 |122 |4,3 | | |банок | | | | |Хлеба и хлебобулочных |т. тонн |12416,7 |337,8 |2,7 | |изделий, | | | | | |Производство кондитерских |т. тонн |1530,3 |35,2 |2,3 | |изделий, | | | | | |Растительного масла, |т. тонн |908,9 |124,4 |13,7 | |Безалкогольных напитков, |т. Д/к |67600 |1227 |1,8 | | |литров | | | | |Муки, |т. тонн |15962,7 |511,8 |3,2 | |Крупы, |т. тонн |1596,6 |115,3 |7,2 | |Макаронных изделий, |т. тонн |680 |13,8 |2,0 | |Комбикормов, |т. тонн |18100 |520,1 |2,9 | |Валовой сбор: | | | | | |зерна, |т. тонн |81300 |5433,4 |6,7 | |подсолнечника, |т. тонн |2600 |670,2 |25,8 | |овощей, |т. тонн |9600 |291,0 |3,0 | |картофеля, |т. тонн |33800 |486,2 |1,4 | |винограда, |т. тонн |2400 |151,5 |6,3 | |Мяса (в убойном виде), |т. тонн |6800 |120,5 |1,8 | |Молока, |т. тонн |42200 |733,8 |1,7 | |Яиц, |т. тонн |37500 |455,7 |1,2 | |Шерсти (в физическом |т. тонн |122 |6,2 |5,1 | |весе), | | | | | Сравнительный анализ удельных показателей Франции, Германии, России и Ростовской области позволил найти высокие аргументы инвестиционной привлекательности Донского края: . более высокий, чем в среднем по России, уровень развития транспортной инфраструктуры; . развитый производственный потенциал; . хорошие перспективы роста для достижения общеевропейских стандартов. Иностранные инвесторы любят рассуждать по принципу: «с одной стороны..., с другой стороны...». Существует и специально разработанная для этих целей методика SWOT-анализа, учитывающая слабые и сильные стороны, возможности и угрозы для развития бизнеса. Специалисты банка «Центр-Инвест» с учетом опасений, высказанных иностранными банкирами, не только применили SWOT- анализ к оценке ситуации в регионе, но и убедили иностранных коллег в том, что их опасения могут быть преодолены в рамках совместной работы: . по прединвестиционной подготовке предприятия; . использованию разных схем совместного финансирования инвестиционных проектов; . разработке механизмов гарантий и льгот не только для иностранных, но и для российских инвесторов. 2. Генерация инвестиционных проектов. Инвесторы не вкладывают деньги вообще, инвестиции идут только под конкретный проект. К сожалению, донские предприятия не очень активно ведут подготовку инвестиционных проектов. Поэтому для иностранных банкиров был предложен другой подход для оценки потенциала возможных инвестиций. В результате встреч с банкирами Societe Generale, ING, ABNAMRO, Rabobank, Deutsch Bank, Dresdner Bank удалось сформировать конкретные предложения по инвестициям в Ростовскую область в таких сферах, как переработка яблок, томатов, создание крупных торговых центров, развитие телекоммуникаций, внедрение энергосберегающих технологий. 3. Региональная инвестиционная политика. Иностранные инвесторы готовы идти в регионы, но они хотят иметь более четкие представления об инвестиционной политике, проводимой местными властями. Банк «Центр-Инвест» подготовил комплекс таких предложений, который был одобрен Минэкономики РФ, и сейчас реализуется на практике. Иностранные инвесторы не требуют чего- либо сверхъестественного, они хотят, чтобы в региональной инвестиционной политике присутствовали: . одинаковый подход ко всем инвесторам, без деления на избранных и прочих; . создание сети аудиторских и консалтинговых фирм, независимых регистраторов и депозитариев; . предынвестиционная подготовка предприятий; . организация агентств по работе с инвесторами. 4. Схемы финансирования. Успех инвестиционного проекта укладывается в простую формулу - « КПД: Команда + Проект + Деньги». Для иностранного инвестора необходима еще и «цепочка доверия». В старой системе эта цепочка была очень короткой: «инвестор - отраслевой отдел ЦК КПСС». Сегодня между иностранными инвесторами и российскими реципиентами стоит, как правило, национальная Торгово-промышленная палата и Минэкономики РФ. Постепенно в эту цепочку активно включаются российские и иностранные банки. В частности, банк «Центр-Инвест» не только является партнером РЦСИИ, но и активно создает инфраструктуру поддержки инвестиционных решений. Иностранных инвесторов и в Париже, и в Амстердаме, и во Франкфурте особенно заинтересовал тот факт, что все структуры, созданные при участии банка, имеют надлежащие лицензии, а за каждой лицензией идет напряженная работа в строгом соответствии с российским законодательством. В частности, клиенты банка «Центр-Инвест» встречаются с налоговыми инспекторами в присутствии аудитора, что соответствует общепринятой на Западе практике. В результате более подробного знакомства с реальной ситуацией на донских предприятиях были согласованы различные схемы совместной работы с иностранными инвесторами: . санация предприятий-банкротов; . лизинговые операции под правительственные гарантии; . совместное финансирование крупных проектов развития социальной и производственной инфраструктуры консорциумом западных и российских банков; . участие западных банков и компаний в управлении предприятиями коммунальной сферы. В результате диалогов с западными инвесторами финансирование в Ростовскую область воспринималось ими скептически. Так как технология Investing Promotion была раскрыта публично, то даже московские банки задумались над перспективами инвестиций в донскую экономику. 3.3. Участие КБ «Центр-Инвест» в привлечении иностранных кредитов для СЭЗ региона Частный капитал в России как банковский, так и промышленный не имеет достаточных возможностей для обеспечения гарантий на корпоративном уровне. В этой связи вырастает роль гарантии местных властей, которые демонстрируют в ряде регионов успешную стратегию привлечения иностранных инвесторов. Для работы на региональном уровне можно также использовать механизмы создания свободных экономических зон в России, которые предусматривают участие в финансировании создания этих зон иностранных финансовых организации. Законодательное закрепление на федеральном и местном уровне льгот в таких СЭЗ для иностранных инвесторов должно быть платой российской стороны за финансирование иностранной стороной создания таких зон. 3.3.1. «Центр-Инвест»-субъект СЭЗ «Таганрог» Анализ выгодного положения Ростовской области, ее научно-технического и промышленного потенциала привел специалистов к идее создания свободной экономической зоны «Таганрог». Концепция СЭЗ «Таганрог» включает несколько проектов. Главные среди них - реконструкция старого и строительство нового морских портов, строительство международного аэропорта, развитие банковской, таможенной и складской инфраструктуры. Фирма Meditrade LTD уже осуществила техническое обоснование проекта строительства нового порта и аэропорта. Ориентировочная стоимость проектов около 8 млрд. долларов США. Администрация Таганрога намерена провести международный тендер проектов по строительству нового порта и аэропорта, в котором уже готовы принять участие западноевропейские компании Meditrade LTD, Irni и PA Consalting. Совершенно очевидно, что реализация этой идеи позволит обеспечить устойчивость и независимость транспортных связей для России и создаст реальные предпосылки для развития всей Ростовской области, в том числе увеличит количество международных простых и межбанковских кредитов и тем самым преумножит приток иностранных инвестиций в регион. Участие инвестиционных банков, таких как «Центр-Инвест», в финансировании создания и работы свободной экономической зоны «Таганрог» видится довольно перспективным, потому что планы создания СЭЗ «Таганрог» упираются в две проблемы финансового рынка: n нехватку капиталов в регионе, n медленные расчеты с ближним и дальним зарубежьем. Основная сложность, которая возникает в связи с привлечением и освоением крупных инвестиций, это недостаточность гарантий, которые могут дать местные банки. Но КБ «Центр-Инвест» со своей программой Investing Promotion имеет достаточно шансов на успех. Так как ключевой задачей является поиск зарубежных инвесторов, которые могли бы сотрудничать с СЭЗ «Таганрог», ибо модернизация порта и аэродрома, прибыль от эксплуатации которых должна пойти на финансирование дальнейших программ, невозможна без иностранных инвестиций и кредитов. Одной из задач этапов развития СЭЗ «Таганрог» является задача создания банковской системы СЭЗ с привлечением иностранных банков для реализации намеченных программ. Таким образом представляется возможным составить схему привлечения иностранных кредитов в СЭЗ при участии КБ «Центр-Инвест» и зарубежных финансовых институтов.(См. Рис. 3.2.) (3) КБ «Центр-Инвест» ЕБРР (2) (1) (4) С Э З «Таганрог» Meditrade LTD (строительство порта) Филиал КБ «Центр-Инвест» где: - направления взаимодействия(запрос, поиск, инвестиции ((1),(2),(3 и 4) соответственно) ) Рис. 3.2. Приблизительная схема участия КБ «Центр-Инвест» в привлечении иностранных кредитов Участие КБ «Центр-Инвест» в такой программе видится после открытия своего специального филиала в городе Таганроге. Это сократит для субъектов СЭЗ время прохождения запросов, а также перечисления денежных средств на развитие. 2. «Центр-Инвест»- субъект СТЗ «Ростов» Ростов - крупнейший на Юге России транспортный узел. Поэтому, естественно, возникла идея создания здесь свободной таможенной зоны. Разумеется, это длительный процесс, требующий значительных инвестиций. СТЗ как экономический эксперимент, в ходе которого будет обрабатываться хозяйственно-правовой механизм прямого и косвенного регулирования процесса привлечения иностранного капитала на территорию Дона для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, таких как создание нового современного транспортного терминала на Юге страны; расширения экспортных возможностей российских товаропроизводителей путем поставок через Юг страны в страны Южной Европы, на Ближний Восток, в Северную Африку; создание благоприятных предпосылок для ускорения и расширения процесса перепрофилирования предприятий сельхозмашиностроения и конверсии оборонных объектов за счет расширения импорта комплектующих изделий, что изменит структуру экономики Дона. В настоящее время администрацией города для реализации проекта СТЗ «Ростов» предложено создать акционерное общество по типу холдинговой компании. В состав учредителей АО изъявили желание войти крупные акционерные общества, ТПФГ, страховые компании, банки, транспортные и промышленные предприятия. Вхождение КБ «Центр-Инвест» в состав учредителей этого АО представляется очень перспективным для развития регулирования процесса привлечения иностранного капитала на территорию Дона, а также финансирования строительства таможенных терминалов. (3) Всемирный КБ «Центр-Инвест» Банк (2) (4) (1) СЭЗ «Ростов» Строительство таможенных терминалов где: - направления взаимодействий (запрос, поиск, инвестиции ((1),(2),(3 и 4) соответственно) ) Рис. 3.3. Приблизительная схема привлечения зарубежных кредитов для развития СЭЗ «Ростов» В отличие от схемы с СЭЗ «Таганрог» в данном случае КБ «Центр-Инвест» не придется создавать специализированный филиал, а выгодней использовать уже созданные, и использовать их опыт работы в данной сфере. 3.3.3. Вариант соглашения о предоставлении коммерческому банку (предприятию-инвестору) кредита на инвестиционные нужды Традиционно КБ «Центр-Инвест» свои отношения с банками строил на основе договора о межбанковском кредите. В мировой практике, а также в РФ (Приложение к письму Минфина РФ от 17.06.92 №56)используется специальный документ - Соглашение о предоставлении коммерческому банку (предприятию-инвестору) кредита на инвестиционные нужды. в дипломной работе автор предлагает свой вариант данного документа для целей получения кредита в одном из международных банков на инвестиционные нужды. СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОМУ БАНКУ (ПРЕДПРИЯТИЮ-ИНВЕСТОРУ)КРЕДИТА НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ НУЖДЫ г. Ростов-на-Дону «____» __________1998г. Европейский Банк Реконструкции и Развития, именуемый в дальнейшем «Кредитор», в лице ____________________________________________________________________________ ____,действующего на основании _______________, и КБ «Центр-Инвест», в лице руководителя _____________________________, именуемый(ое) в дальнейшем «Заемщик»,заключили соглашение о нижеследующем. 1. Предмет соглашения 1. Кредитор предоставляет заемщику с _________1998 года кредитные ресурсы для выдачи кредита в сумме____________ тыс. рублей на инвестиционные нужды со сроком погашения до ______________2001 года. 2. Обязанности сторон 1. Кредитор обязуется в 10-и дневный срок оформить перечисление предусмотренной настоящим Соглашением суммы кредитных ресурсов на инвестиционные нужды Заемщику. 2. Кредитные ресурсы предоставляются с отдельного лицевого счета №__________________ ________________________________________________________________________ ___________________. Средства перечисляются на корреспондентские счета и учитываются на балансовом счете №810. Расходование кредита, выданного банком предприятию-инвестору, производится с открываемого ему ссудного счета. Кредиты, выданные предприятию, перечисляются на вновь открываемые текущие счета по учету бюджетных средств. Коммерческий банк выдает кредиты предприятиям-инвесторам по прямым кредитным договорам через сеть своих филиалов или других привлеченных для обслуживания строек коммерческих банков. 3. Полученные коммерческими банками кредитные ресурсы не могут зачислятся на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, а также передаваться другим банкам на договорных условиях с взиманием процентов и комиссий, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера. 4. При заключении Соглашения о предоставлении кредита на инвестиционные нужды Кредитор рассматривает планы капитального строительства, титульные (внутрипостроечные титульные) списки строек, договора подряда, расчет окупаемости затрат, расчет сроков погашения кредитов и процентов по ним и другую необходимую документацию. Без предоставления указанной документации кредиты не выдаются, а высвободившиеся кредитные ресурсы по решению Кредитора направляются на завершение более эффективных строек. 5. Погашение кредитных ресурсов на инвестиционные нужды осуществляется Заемщиком со счета №____________ в следующие сроки: Средства на погашение кредитных ресурсов вносятся на счет №_____________________________ ______________________________________________. 6. Проценты за использование кредитом в размере 10 % годовых начисляются с даты выдачи ссуды и возмещается Заемщиком ежемесячно равными долями с начала погашения кредита. Банк-заемщик взимает с предприятий-заказчиков плату за обслуживание кредитов, выданных на инвестиционные нужды, в размере не более 3 % годовых. 7. Коммерческий банк-заемщик, принявший на себя обязательства по кредитованию строек, обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием выданных кредитов. 8. Заемщик представляет Кредитору данные: . о размерах выданных кредитов в разрезе строек и объектов(ежемесячно); . о погашении кредитов и процентов по ним (ежемесячно); . об освоении кредитов по каждой кредитуемой стройке (ежеквартально). 12. Кредитор может проводить проверки выполнения настоящего порядка и получать от коммерческих банков и предприятий инвесторов всю необходимую документацию по вопросам предоставления, использования и погашения кредитов. 13. Ответственность сторон 1. Коммерческий банк равно как и Предприятие-инвестор, получившие кредит на инвестиционные нужды, несет ответственность за строго целевое и эффективное использование указанных средств. 2. Предприятие-инвестор, выступающее в роли заемщика, именуемое в дальнейшем «залогодатель», обеспечивает кредит своим имуществом. Перечень и стоимость заложенного имущества указываются в приложении, которое является неотъемлемой частью Соглашения. Предприятие-заказчик сохраняет право владения, пользования и распоряжения предметом залога (без продажи). 3. По отсроченной или просроченной задолженности по кредитным ресурсам процентная ставка устанавливается не ниже действующей учетной ставки Банка России по срочным ссудам. 4. В случае использования предприятием-инвестором кредита не по назначению, эти суммы взыскиваются с предприятия-инвестора в порядке, установленном действующим законодательством. Неиспользованные ресурсы подлежат возврату Кредитору в 3-х дневный срок. 5. При невозврате предоставленных коммерческому банку кредитных ресурсов полностью или частично до ________года Кредитор в 10 дневный срок принимает меры к бесспорному их взысканию в предусмотренном действующим законодательном порядке. 4. Внесение изменений и дополнений 4.1. По взаимному согласию сторон в Соглашение в любое время могут быть внесены изменения (дополнения), становящиеся неотъемлемой частью. 5. Срок действия и право на досрочное расторжение соглашения 1. Настоящее Соглашение действует с момента его заключения и в течение срока погашения сумм кредита. 2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по письменному согласию сторон с возвратом кредитору всей суммы кредита. 6. Разрешение споров 1. Неурегулированные сторонами споры и разногласия, возникающие при исполнении настоящего Соглашения или в связи с ним, разрешаются в предусмотренном действующим законодательством порядке. 7. Юридические адреса и платежные реквизиты сторон Можно отметить тот факт, что данное соглашение применительно к обеим СЭЗ и может редактироваться в зависимости от обстоятельств. Таким образом видится немало важным тот факт, что специалисты банка «Центр-Инвест» уже давно занимаются содействием в разработках региональных инвестиционных программ и поиском реальных партнеров за рубежом. Одним из способов участия банка «Центр-Инвест» как субъекта привлечения иностранных инвестиций является создание и работа в рамках свободных экономических зон (СЭЗ): 1) работа в рамках СТЗ «Ростов»; 2) открытие специализированного филиала обслуживающего СЭЗ «Таганрог»; 3) введение нового документарного оформления иностранных инвестиций. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как считают эксперты, проблема инвестиций в экономику России или отдельных ее регионов во многом предопределятся отсутствием организационных решений во взаимодействии потенциальных инвесторов и субъектов инвестиций, сбалансированной схемы взаимных интересов и гарантий законодательного обеспечения безопасности. Прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом оной страны (предприятием-инвестором) в предприятии-резиденте другой страны (предприятии с иностранными инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Подавляющая часть ПЗИ осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым иностранным инвестициям через предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование, исключение двойного налогообложения, урегулирование инвестиционных споров по дипломатическим и административным каналам. Данная проблема является специфической не только для России но и для мирового сообщества в целом. Иностранные инвестиции и отношения возникающие с ними в настоящее время находят свое отражение в деятельности таких международных организаций как ООН, ГАТТ/ВТО и др. Анализ характерных черт международного движения капитала позволил выявить основные тенденции его трансферта: . наибольший удельный вес ~4.5 % общего объема ввоза и вывоза приходится на «триаду»: США, ЕС, Японию; . тем не менее увеличивается приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой; . практически во всех странах с переходной экономикой и, особенно, России принимаются меры на государственном уровне с целью дальнейшей либерализации экономики. Доказательством этого служит пересмотр законов и нормативных актов касающихся иностранных инвестиций по устранению препятствий на пути свободного функционирования субъектов инвестиционной деятельности. Причины недостаточного притока иностранных инвестиций в российскую экономику заключается в нестабильной экономической и социально-политической ситуации, низком уровне развития рыночной инфраструктуры, высоких налогах, незначительных льготах, постоянных изменениях в экономико-правовом механизме государственного регулирования иностранных инвестиций. За последние годы наметилась тенденция усовершенствования инвестиционного законодательства, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций. Одним из субъектов инвестиционной деятельности являются банки. Анализ деятельности банка «Центр-Инвест» позволил выявить следующее: . Все больше возрастает роль банковского сектора в привлечении инвестиций. Банки становятся непосредственными участниками инвестиционного процесса. Растет роль банковских гарантий. Все чаще банки обращают внимание на сферу малого бизнеса, как перспективный сектор российской экономики. . Увеличение роли банковского сектора в привлечении иностранных инвестиций в регион приводит к улучшению экономической ситуации в Ростовской области. Банк «Центр-Инвест» известен не только теоретическими разработками в сфере инвестиций, но и является официальным партнером Российского Центра содействия иностранным инвестициям в Ростовской области. . Немало важен тот факт, что специалисты банка «Центр-Инвест» уже давно занимаются содействием в разработках региональных инвестиционных программ и поиском реальных партнеров за рубежом. . Одним из способов привлечения иностранных инвестиций является создание свободных экономических зон (СЭЗ). И работа КБ «Центр- Инвест» как субъекта СЭЗ видится перспективным и выгодным в целом для региона. 11) работа в рамках СТЗ «Ростов»; 12) открытие специализированного филиала обслуживающего СЭЗ «Таганрог»; 13) введение нового документарного оформления иностранных инвестиций. Чтобы понять сложность задачи привлечения иностранных инвестиций в Ростовскую область, вспомним Басню С. Михалкова, в которой «...корову старик продавал, никто за корову цены не давал, уж больно была коровенка худа ...». От того насколько эффективны будет развитие программ КБ «Центр-Инвест» будет зависеть экономика Ростовской области в целом. И будет видно, что «...такая корова нужна самому!» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абалкин Л. и др. Инвестиционная политика: программа на завтра // Инвестиции в России, 1996, №9, с. 45-46 2. Басенко А.М. , Григорян С.А. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма, - Ростов-на-Дону 1998, 85-97 с. 3. Балацкий Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 1996, №10, с. 40-49. 4. Бойко Т. Западные портфельные инвестиции в Россию. //Экономика и организация промышленного производства, 1996, №11, с. 117-123. 5. Брагина Е., Гумен Р. Иностранный капитал в мировом экономическом пространстве 1990-х // Свободная мысль, 1996, №9, с. 61-75. 6. Бублик В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим // Хозяйство и право, 1996, №4, с. 68-74. 7. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: БЕК. 1996., 484 С. 8. Булатов А.С. экономика внешних связей России М., БЕК, 1995, 468- 485 с. 9. Вестник статистики. М.: Международные отношения, 1996 10. Вестник статистики. М.: Международные отношения, 1997 11. Город N, № 2 , 1998 г., С. 3 12. Грохолинский А., Шамрин А. Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика, 1996, №6,с 131-141. 13. Долгов С.И. , Перская В.В. Инвестиционное сотрудничество на территории России. Экономика, правовая поддержка, техника организации. М. : Луч, 1993, 322 с. 14. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (с изм. и доп. от 19 июня 1995 г.) 15. Киреев А. Международная экономика М. «МО» 1997, 292- 303 с. 16. Комаров В. От интеграции не уйти: Информационно-аналитический обзор концептуальных и практических задач по стимулированию инвестиционной деятельности в странах Содружества.// Риск., 1996, №6-7, с. 13-17. 17. Кураков Л.П., Мухетдинова Н.М., Сергеенков В.Н. Инвестиционная политика в современных условиях. М.: Республика, 1996, 216 с. 18. Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. В.Е. Рыбалкина М.:1997 г., С.102 19. Погосов и. Инвестиционный подход к выходу из экономического кризиса.// Проблемы прогнозирования, 1996, №1, с. 79-89. 20. Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.»// Вопросы экономики-1995. №4 21. Пузакова Е.П., Внешнеэкономическая деятельность торгово- посреднеческого предприятия. М.: «Экспертное бюро», 1997.,237 с. 22. Россия в цифрах, 1996г. М.: Финансы и статистика, 1996. 23. Россия в цифрах, 1997г. М.: Финансы и статистика, 1997. 24. Сарваров Н.З. иностранные инвестиции в России. , М.: Ин-т экономики РАН, 1996, 122 с. 25. Серегин В.П., Степанов В.П., Халевинская Е.Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России. М.: Марин инжиниринг сервис, 1995, 144 с. 26. Пляйс Я. Россия и мир на пороге XXI века. Актуальные проблемы современной внешней политики России. М., 1995, 110 с. 27. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 1994 г. N 277 "Об организации работы с иностранными инвестициями и консультационно- техническом содействии" (с изм. и доп. от 2 июня 1995 г.) 28. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 751 "Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений" 29. Постановление Правительства РФ от 11 июня 1992 г. N 395 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" (с изм. и доп. от 26 июня 1995 г.) 30. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 февраля, 30 июня 1995 г.) 31. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1995 г. N 657 "О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации" 32. Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.) 33. Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.) 34. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 757 "О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд" 35. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 848 "Об использовании иностранных кредитов, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, и о порядке расчетов по ним" 36. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 1991 г. N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями" 37. Письмо Госналогслужбы РФ от 29 июня 1993 г. N НП-4-06/93н и Минфина РФ от 25 июня 1993 г. N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах" 38. Письмо Госналогслужбы РФ от 19 июля 1993 г. N ЮУ-6-06/235 "О налогообложении предприятий в свободных экономических зонах" 39. Письмо ГТК РФ от 20 мая 1993 N 01-13/4730 "О государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями" 40. Письмо ГТК РФ от 6 сентября 1994 г. N 01-13/10231 "Об определении продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд" 41. Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 1997 г. - С. 64 42. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период: Инвестиционный климат России /Мартынов А.С., Артюхов В.В., Виноградов В.Г. и др. М. : ПАИМС, 1996, 240 с. 43. Разъяснение Минприроды РФ от 21 мая 1993 г. N 02-12/65-1571 и Российского Агентства Международного сотрудничества и развития от 19 мая 1993 г. N 3.14.2-3/312 "О государственной экологической экспертизе предприятий с иностранными инвестициями" 44. Самофалов В.И., Бознев О.Х. - Особенности инвестиционных процессов региона в условиях ВЭД. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записи, Вып. 3, РГЭА, 1998 г., С.120 45. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" 46. Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации" 47. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов" 48. Указ Президента РФ от 24 ноября 1994 г. N 2108 "О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов" 49. Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков" 50. Указ Президента РФ от 26 октября 1992 г.N 1302 "О Российско- Американском инвестиционном банке" 51. Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" 52. Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации (утв. ЦБР 8 апреля 1993 г. N 14) 53. Федеральный Закон от 12.03.97 «Об иностранных инвестициях». 54. Халевинская Е.Д. предприятия с иностранным капиталом в России М., Финстатинформ, 1995, 108 с. 55. Щетинин В. Д. Международные экономические отношения. Курс лекций. Вып.1.М., Изд.ДА МИД РФ. С. 12 56. Экономика и жизнь, 1997. №42, С.15 57. IMF. Balance of Payments Statistics Yearbook. - 1997. - Part2. - P. 31. 58. World Investment Report 1996.UN.NY. 1996. P. 10 ----------------------- [1] В.И. Самофалов, О.Х. Бознев - Особенности инвестиционных процессов региона в условиях ВЭД. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записи, Вып. 3, РГЭА, 1998 г., С.120 [2] См.: А. Киреев - Международная экономика. М. «МО» 1997 г., С.259 [3] Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. В.Е. Рыбалкина М.:1997 г., С.102 [4] Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. В.Е. Рыбалкина М.:1997 г., С.140 [5] Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. В.Е. Рыбалкина М.:1997 г., С.106 [6] Федеральный Закон от 12.03.97 «Об иностранных инвестициях». [7] World Investment Report 1996.UN.NY. 1996. P. 10 [8] Щетинин В. Д. Международные экономические отношения. Курс лекций. Вып.1.М., Изд.ДА МИД РФ. С. 12 [9] IMF. Balance of Payments Statistics Yearbook. - 1997. - Part2. - P. 31. [10] Экономика внешних связей России. Москва 1996 г. Стр. 468 [11] Экономика и жизнь, 1997. №42, С.15 [12] Город N, № 2 , 1998 г., С. 3 [13] Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 1997 г. - С. 64 [14] Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 1997 г. - С. 65 [15] Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 1997 г. - С. 66 [16] Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 1997 г. - С. 68 [17] Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 1997 г. - С. 69 |
|
© 2000 |
|