РУБРИКИ |
Анализ состояния нефтяной промышленности России |
РЕКЛАМА |
|
Анализ состояния нефтяной промышленности РоссииАнализ состояния нефтяной промышленности России1. Анализ состояния нефтяной промышленности . Доля России в мировой добыче минерального сырья остается высокой и составляет по нефти 11.6%, по газу — 28.1, углю — 12-14%. По объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При занимаемой территории в 10% в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% — газа, 12% — угля. В структуре минерально- сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы топливно- энергетического комплекса (нефть, газ, уголь). Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет сумму 28.5 трлн долларов, что на порядок превосходит стоимость всей приватизируемой недвижимости России. Топливно-энергетический комплекс является опорой отечественной
экономики: доля ТЭК в общем объеме экспорта в 1996 г. составит почти 40% Сырьевая база России при условии формирования соответствующих
экономических условий развития геоло-го-разведочных работ может обеспечить
на сравнительно длительный период уровни добычи, необходимые для
удовлетворения потребностей страны в нефти. Следует учитывать, что в В связи с высокой выработанностью крупных высокопродуктивных месторождений качество запасов изменилось в худшую сторону, что требует привлечения значительно больших финансовых и материально-технических ресурсов для их освоения. Из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геолого-разве-дочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти. Если в 1986-1990 гг. по Западной Сибири прирост запасов составлял 4.88 млрд т, то в 1991-1995 гг. из-за снижения объемов разведочного бурения этот прирост снизился почти вдвое и составил 2.8 млрд т. В создавшихся условиях для обеспечения потребностей страны даже на ближайшую перспективу требуется принятие государственных мер по наращиванию сырьевой оазы. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения подходов
к установлению экономических условий для функционирования предприятий,
относящихся к горнодобывающим отраслям промышленности. В нефтяной отрасли,
характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья Нефтяная промышленность, имея значительную обесч печенность балансовыми запасами, в последние годы ухудшат ет свою работу. В среднем падение добычи нефти в год по действующему фонду оценивается в 20 % .По этой причине , чтобы сохранить достигнутый уровень добычи нефти в России , необходимо ввдить новые мощности на 115-120 млн. т в год , для чего требуется пробурить 62 млн. м эксплуатационных скважин , а фактически в 1991 г. пробурено 27.5 млн м , а в 1995 – 9.9 млн.м. Отсутствие средств привело к резкому сокращению объемов промышленного и
гражданскоого строительства , особенно в Западной Сибири . Вследствие этого
произошло уменьшение работ по обустройству нефтяных месторождений,
строительству и реконструкции систем сбора и транспорта нефти,
строительству жилья, школ, больниц и других объектов, что явилось одной из
причин напряженной социальной обстановки в нефтедобывающих регионах. Одной из основных причин кризисного состояния нефтяной промышленности является также отсутствие необходимого промыслового оборудования и труб. В среднем дефицит в обеспечении отрасли материально-техническими ресурсами превышает 30%. За последние годы не создано ни одной новой крупной производственной единицы по выпуску нефтепромыслового оборудования, более того, многие заводы этого профиля сократили производство, а выделяемых средств для валютных закупок оказалось недостаточно. Из-за плохого материально-технического обеспечения число простаивающих эксплуатационных скважин превысило 25 тыс. ед., в том числе сверхнормативно простаивающих — 12 тыс. ед. По скважинам, простаивающим сверхнормативно, ежесуточно теряется около 100 тыс. т нефти. Острой проблемой для дальнейшего развития нефтяной промышленности остается ее слабая оснащенность высокопроизводительной техникой и оборудованием для добычи нефти и газа. К 1990 г. в отрасли половина технических средств имела износ более 50%, только 14% машин и оборудования соответствовало мировому уровню, потребность по основным видам продукции удовлетворялась в среднем на 40-80%. Такое положение с обеспечением отрасли оборудованием явилось следствием слабого развития нефтяного машиностроения страны. Импортные поставки в общем объеме оборудования достигли 20%, а по отдельным видам доходят и до 40%. Закупка труб достигает 40 - 50%. С распадом Союза усугубилось положение с поставками нефтепромыслового
оборудования из республик СНГ: Азербайджана, Украины, Грузии и Казахстана. В результате разрушения системы материально-технического обеспечения, сокращения бюджетного финансирования и невозможности самофинансирования буровых работ нефтедобывающими объединениями из-за низкой цены на нефть и безудержно растущих цен на материально-технические ресурсы началось сокращение объемов буровых работ. Из года в год сокращается создание новых нефтедобывающих мощностей и происходит резкое падение добычи нефти. Значительный резерв сокращения объема буровых работ — повышение дебита новых скважин за счет совершенствования вскрытия нефтяных пластов. В этих целях необходимо кратное увеличение бурения горизонтальных скважин, дающих увеличение дебита против стандартных скважин до 10 и более раз. Решение вопросов качественного вскрытия пластов позволит повысить первоначальный дебит скважин на 15-25%. В связи с систематической недопоставкой в последние годы
нефтегазодобывающим предприятиям материально-технических ресурсов для
поддержания фонда в работоспособном состоянии использование его резко
ухудшилось. Особенно интенсивно возрастал неработающий фонд в 1989 г. — на Таким образом, нефтяная промышленность России к 1992 г. уже вступила в
кризисное состояние несмотря на то, что она располагала достаточными
промышленными запасами нефти и большими потенциальными ресурсами. Однако за
период с 1988 по 1995 гг. уровень добычи нефти снизился на 46.3%. Мощности отдельных НПЗ РФ по объемам перерабатываемого сырья, структура их производственных фондов существенно отличаются от зарубежных нефтеперерабатывающих предприятий. Так, основная доля нефти в США перерабатывается на НПЗ мощностью 4-12 млн т/год, в Западной Европе — 3-7 млн т в год . В табл. 1 приведены показатели производства основных нефтепродуктов в РФ и развитых капиталистических странах. |Страна |Объем производства | Табл.1 В структуре производства и потребления РФ значительно больший удельный
вес занимают тяжелые остаточные нефтепродукты. Выход светлых близок к их
потенциальному содержанию в нефти (48-49%), что указывает на низкое
использование вторичных процессов глубокой переработки нефти в структуре
отечественной нефтепереработки. Средняя глубина переработки нефти Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в 8 раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один из прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая структура все меньше соответствует потребностям национального рынка, поскольку приводит, как уже отмечалось, к избыточному производству мазута при дефиците высококачественных моторных топлив . Упомянутый выше спад производительности головного и вторичных процессов
лишь отчасти является следствием снижения поставок нефти на
нефтеперерабатывающие предприятия и платежеспособного спроса потребителей,
а также большой изношенности технологического оборудования. Из более 600
основных технологических установок отечественных НПЗ только 5.2% (в 1991
г.— 8.9%) имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Подавляющее же большинство Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и низкое качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся гидрообессе- риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется лишь в качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов. Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран
правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к
значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ. — для бензинов — значительное снижение содержания ароматических — для дизельных топлив — снижение содержания ароматических углеводородов до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%. В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов в На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина. В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и ассортимент
смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел составил Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе
нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для
функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от 7
октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой
контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в
соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно
значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до 30
лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их
эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по
поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса
на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти
и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за
период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных
трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть
нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном
режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности, снижение Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится невозможным. Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле. Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ. Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени
единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе
транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие
диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти
на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в
смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от
ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного
перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспече-ния (НПрО) включала в
себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных
автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28
миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80% объема перекачки по трубопроводам. НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры
целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные
системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства. гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220 предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели по два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась всеми видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном использовался для внутренних перевозок. В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на территории склада Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов (220 складов для
дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого топлива). Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на автомобильном транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий. Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке нефтепродуктов, повышением заводских цен и др. Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных условиях их приобретения на НПЗ. Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось
через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства
нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР (Миннефтехимп-ром СССР) находились предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и вспомогательные предприятия и организации. Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г. государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений, бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно- исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и организации. Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.). Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических
районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п. Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении), который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами экономики. В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость
отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать
проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения
нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало
невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1
машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе 23 машиностроительных
предприятий отрасли и 9 заводов бывшего Минхиммаша СССР был создан
машиностроительный концерн "Нефтегазмаш" с объемом выпуска продукции свыше Кроме концерна "Нефтегазмаш", в 1989 г. была создана ассоциация К концу 80-х годов вся практика хозяйствования подводила к тому, что необходима радикальная перестройка добывающего комплекса, превращение монопродуктовой отрасли в конкурентоспособную отрасль по всему спектру продукции — от сырья до продуктов глубокой переработки и сбыта продукции. 2 Особенности и основные тенденции деятельности нефтяной промышленности. Нефтяная промышленность России в настоящее время представляет собой противоречивое сочетание созданных огромных мощностей по добыче и несоответствующих им низких уровней отборов нефти. По общему объему производства отдельных видов топлива страна занимает первое или лидирующее место в мире. Однако реальность работы отраслей ТЭК России заключается в снижении добычи топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Такая тенденция наблюдается с 1988 г. В 1995 г. темпы снижения объемов добычи несколько уменьшились, что может явиться началом этапа последующей стабилизации . Производственный потенциал нефтяной промышленности в начале
восьмидесятых годов был значительно подорван установкой на ускоренную
разработку нефтяных месторождений и увеличение экспортных поставок . Однако вложения в нефтедобычу направлялись в основном на экстенсивное
развитие отрасли, поэтому увеличение инвестиций сочеталось с относительно
невысокой отдачей пластов и большими потерями попутного газа. В результате
нефтяная отрасль пережила ряд крупных спадов объемов производства (1985, Особенностью деятельности нефтяной промышленности является ее
ориентация на приоритеты энергетической стратегии России. Энергетическая
стратегия России — прогноз возможных решений энергетических проблем в
стране в краткосрочном (2-3 года), средне- (до 2000 г.) и долгосрочном (до Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную тенденцию, а также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные энергоресурсы могут стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР. Существующее состояние нефтяного комплекса оценивается как кризисное,
прежде всего с точки зрения падения добычи нефти. Уровень добычи нефти в На нефтеперерабатывающих заводах России износ основных фондов превышает Несмотря на меры, принимаемые правительством России, направленные на поддержку нефтеперерабатывающего сектора — разработка федеральной целевой программы "Топливо и энергия", постановление "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России", текущее положение дел на всех нефтеперерабатывающих заводах сложное. Однако пессимизм переходного периода в ближайшем будущем должен смениться оптимизмом начала экономического подъема. После ожидаемого в 1997 г. окончания периода экономического спада следует ожидать постоянного наращивания темпов роста в течение нескольких последующих лет, которое сменится более умеренным ростом после 2000 г. Основная цель программы модернизации отечественного нефтеперерабатывающего комплекса — приспособление продукции к требованиям рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов. Финансовые ресурсы для инвестирования проектов модернизации ограничены,
поэтому важнейшей задачей является выделение приоритетных проектов из числа
предлагаемых. При отборе проектов учитываются оценки возможных региональных
рынков сбыта, потенциального регионального производства, баланса спроса и
предложения на региональном уровне. Наиболее перспективными по областям
считаются Центральный регион, Западная Сибирь, Дальний Восток и Проекты модернизации нефтеперерабатывающих заводов в региональном
разрезе анализируются с учетом определенных рисков. Риски связаны с
объемами перерабатываемого сырья и продукции на продажу — наличие рынков
сбыта. Коммерческие и трансакционные риски определяются наличием у завода
транспортных средств для осуществления поставок сырья и отгрузки
переработанной продукции, включая хранилища. Экономические риски
просчитывались по влиянию проекта на увеличение экономической маржи. Для каждого из проектов модернизации до отбора конечной конфигурации
необходимо выполнение подробных технико-экономических обоснований. Отрицательное влияние на снижение добычи нефти в 1994-1995 гг. оказало
затоваривание НПЗ готовой продукцией, которую из-за высоких цен на
нефтепродукты уже не в состоянии оплачивать массовый потребитель. Сокращают
объемы перерабатываемого сырья. Государственное регулирование в виде
привязки нефтедобывающих объединений к определенным Н ПЗ в этом случае
становится не положительным, а отрицательным фактором, не отвечает
современной ситуации в нефтяной отрасли и не решает накопившихся проблем. Преодоление спада добычи нефти является наиболее трудной задачей нефтяного комплекса. При ориентации только на существующие отечественные технологии и производственную базу снижение добычи нефти будет продолжаться вплоть до 1997 г. даже при сокращении фонда простаивающих скважин до нормативных величин и ежегодном наращивании объемов эксплуатационного бурения. Необходимо привлечение крупных инвестиций как иностранных, так и отечественных, внедрение прогрессивных технологий (горизонтальное и радиальное бурение, гидроразрыв пластов и т.д.) и оборудования особенно для разработки небольших и малодебитных месторождений. В этом случае спад добычи нефти можно будет преодолеть в 1997-1998 гг. На наш взгляд, ситуация в ТЭК. может быть оценена и с других позиций. Многие российские НПЗ не в состоянии покупать нефть по высоким ценам, из-за трудности реализации вырабатываемых нефтепродуктов. Следует учесть и то, что больше 100 млн т в год Россия через свои, а также бывших советских республик порты и трубопроводы, железнодорожные станции экспортировать не может. Таким образом, не определен баланс: добыча — потребление— экспорт. Есть опасность и в декларируемой ориентации на энергосбережение заложить в развитие комплекса безадресное производство энергии. В этих условиях использование кредитов и расширение числа совместных предприятий с зарубежными партнерами потребуют дополнительного вывоза сырой нефти в качестве обеспечения кредитных и договорных обязательств. По данным Минтопэнерго РФ, в 1993 г. добычу и экспорт нефти осуществляли 37 СП. Они вывезли нефти более чем на 1.2 млрд долл., а сумма инвестиций зарубежных партнеров не превысила 230 млн долл. В 1994 г. совокупная добыча СП составила 14.7 млн т, а в 1995 г — 17.8 млн т. Экспорт нефти СП в 1994 г. составил 9.7 млн т. В 45 СП нефтеперерабатывающей промышленности объемы капиталовложений составили 25 млн долл., а экспорт нефтепродуктов в 1994 г. превысит 500 млн долл. Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в
развитие нефтяного комплекса России требует государственного подхода [6, Необходим поворот стратегии от наращивания добычи углеводородного сырья к повышению эффективности использования энергоресурсов. Важно учитывать проблему конечности и невосполнимости ресурсов, в ряде старых добывающих районов страны с развитой инфраструктурой они близки к исчерпанию. Оценка ресурсов всех категорий имеет расчетный характер и проверяется
практикой. Так, например, в Северо-Кавказском добывающем районе России по
мере его изучения меняется представление об оценке ресурсов . Если принять
оценку ресурсов, запасов и накопленной добычи нефти и газа района на 1966
г. за 100%, то к 1988 г. несмотря на значительное увеличение объемов
бурения пополнение запасов газа составило лишь 4%, а нефти 32%, что не
компенсировало объема добычи за этот период. Поэтому оценка ресурсов
снизилась практически наполовину. Такая же картина наблюдается в ряде
районов Урало-Поволжья, Закавказья. В настоящее время начальные запасы
месторождений нефти, находящихся в разработке, выработаны в среднем на 48%. Комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых весьма низкая по отношению к мировому уровню. Это приводит к их потерям в размере 30-50% от учтенных в недрах запасов (в частностиб попутного газа и других ценных компонентов нефтяных месторождений). Исчерпание запасов основных месторождений, слабая под-тверждаемость оценки ресурсов в старых районах указывают, что кризис недропользования обусловлен торопливым и нерациональным истощением природных ресурсов. Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами Переход к рациональному использованию недр и ре-сурсосбережению по всей
технологической цепочке от поиска полезных ископаемых до их переработки, а
затем и вторичной утилизации полностью отвечает государственным интересам За последние годы в нашей стране в области экспорта нефти происходил
постепенный отход от государственной монополии и приближение к принятой в
промышленно развитых странах практике частно-государственной олигополии,
субъекты которой действуют по разработанным и принятым ими же
цивилизованным правилам с учетом национальных традиций и особенностей. Так
как при реформировании экономики с 1992 г. произошел слом государственной
машины управления, становление нефтяной олигополии происходило не всегда
цивилизованными способами. Широко распространилась практика освобождения от уплаты экспортных пошлин как профессиональных торговых компаний, так и многих администраций регионов, государственных структур, различных общественных организаций. В целом в 1992 г., по данным Главного управления по экономическим преступлениям МВД России, от экспортных пошлин освобождалось 67% вывозимой нефти, что лишало бюджет поступлений на сумму около 2 млрд долл. В 1993 г. в стране заработал институт спецэкспортеров, предполагающий
выделение наиболее опытных торговых компаний (трейлеров) и предоставление
им исключительного права на проведение внешнеторговых операций с нефтью и
нефтепродуктами. Это позволило увеличить объем экспорта нефти до 80 млн т в В 1994 г. сократилось число спецэкспортеров до 14 организаций. Экспорт нефти увеличивается до 91 млн т, цена на российскую нефть составила 99% от мировой. Улучшению дел в этой сфере способствовал процесс приватизации и реструктурирования нефтяной отрасли: ряд компаний сформировались как полностью вертикально интегрированные, способные осуществлять весь цикл операций от разведки и добычи нефти до реализации нефтепродуктов непосредственно потребителям. В конце 1994 г. основными российскими производителями и экспортерами при активном участии МВЭС РФ было создано отраслевое объединение Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК), доступ в который открыт всем субъектам нефтяного сектора. Таким образом, российские компании оказались в состоянии конкурировать на мировых рынках с ведущими монополиями промышленно развитых стран. Были созданы условия для упразднения института спецэкспортеров, что и было сделано решением правительства в начале 1995 г. Создание СОНЭК реализовало используемую во всем мире практику упорядочения экспорта стратегических товаров. Например, в Японии существует более 100 экспортных картелей, в Присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на внутреннем
российском рынке создает предпосылки для развития эффективной конкуренции
между ними, имеющей положительные последствия для потребителей. Однако до
настоящего времени эти предпосылки на региональном уровне не реализуются,
так как пока фактически произошел раздел российского рынка нефтепродуктов
на зоны влияния вновь образуемых нефтяных компаний. Из 22 обследованных Поставки по прямым связям, а также имеющие фрагментарный характер,
осуществляются и другими компаниями, но их доля в объеме поставок на
региональные рынки слишком мала, чтобы создавать конкуренцию монополистам. Создание в начале 1993 г. трех вертикально интегрированных нефтяных
компаний (ВИНК) существенным образом повлияло на рынки нефтепродуктов. Наряду с этим рост цен на нефть ВИНК в среднем ниже, чем по
нефтедобывающим предприятиям, не сформированным в компании. Кроме того,
нефтяные компании периодически объявляют о замораживании своих цен на
нефтепродукты. Это позволяет нефтяным компаниям осваивать не только рынки
нефтепродуктов областей, где находятся их дочерние АО
нефтепродуктообеспечения, но и активно выходить в другие наиболее
привлекательные регионы (приграничные, центральные, южные). Приостановка в Экономические последствия деятельности нефтяных монополий на региональных рынках на сегодняшний день, в условиях тотального падения платежной способности потребителей нефтепродуктов, не носят ярко выраженного отрицательного характера. Более того, обеспечение нефтяными компаниями поставок по госнуждам практически на условиях безвозмездного кредитования (к числу безнадежных должников относится агропромышленный сектор) решает оперативные проблемы неплатежей в регионах. Однако нет гарантий, что при активизации спроса, в связи с растущей платежеспособностью потребителей, потенциальные возможности ценового диктата и иных злоупотреблений доминирующим положением не будут реализованы. Это необходимо учитывать при формировании конкурентной среды и разработке антимонопольных требований . При этом должны быть учтены специфические отраслевые особенности, важнейшими из которых являются следующие: — повышенные требования к непрерывности технологических процессов и надежности обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией, сырьем и топливом; — технологическое единство одновременно протекающих процессов производства, транспортировки и потребления электрической и тепловой энергии, нефти и газа; — необходимость централизованного диспетчерского управления созданными
едиными системами энерго -, нефте- и газоснабжения, обеспечивающего
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и
более надежные поставки их потребителям; — зависимость экономических результатов деятельности нефте- и газодобывающих предприятий от изменения горно-геологических условий добычи топлива; — жесткая технологическая взаимозависимость предприятий и подразделений основного и обслуживающего производств, обеспечивающих выпуск конечной продукции. В настоящее время закладываются основы формирования конкурентной среды с учетом специфических особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает: — формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях — обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий и организаций ТЭК; — выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке; — осуществление контроля со стороны органов государственного управления
за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и организаций — формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК; — разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса; разработку предложений по разграничению функций управления Список литературы. 1. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. В.Ю. 2.Ежемесячный аналитический журнал «Нефть и капитал» , октябрь 1998 , февраль 1999.
|
|
© 2000 |
|