РУБРИКИ

Ярославль

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Ярославль

Ярославль

Ярославль

Ярославль был основан в начале XI века киевским князем Ярославом Мудрым как город-крепость на правом берегу Волги при впадении в нее Которосли, где с X века располагалось древнерусское поселение "Медвежий угол". Согласно преданию князь покорил местных жителей, убив их священного зверя - медведя. Легенда об этом поединке нашла свое отражение в гербе города.

Оживление Волжского торгового пути после распада Киевской Руси способствовало развитию города. С 1218 года Ярославль стал стольным градом Ярославского княжества, которое в 1463 года вошло в состав великого княжества Московского. К середине XVI века Ярославль превратился в важный пункт транзитной торговли между Москвой и странами Запада и Востока. В период польско-литовской интервенции в 1612 году в Ярославле формировалось земское ополчение Минина и Пожарского. Здесь располагалась временная (около полугода) столица Русского государства, отсюда ополчение двинулось на Москву.

XVII век - золотой век в истории Ярославля. Это период бурного экономического роста, расцвета культуры, формирования своего стиля ("ярославской школы") в архитектуре и живописи, создания великолепных храмовых ансамблей, и поныне определяющих облик города.

В конце XVII-начале XVIII веков Ярославль - второй, после Москвы, город на Руси с населением около 15 тыс. человек. В городе имелось более 70 предприятий, среди них крупнейшая в России Ярославская Большая мануфактура, чьи льняные полотна шли на экспорт в Европу. Славились и ярославские белила и кожи. С 1796 года Ярославль становится центром губернии.

К середине XIX века Ярославль был полностью отстроен по регулярному плану застройки, созданы ансамбли Мытного двора, Губернаторского дома. Сегодня город - ценнейший памятник градостроения, сохранивший постройки почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий.

С давних времен Ярославль известен как крупный культурный центр Верхнего Поволжья. В XIII веке в Спасском монастыре было создано первое на северо-востоке Руси училище с большим собранием рукописных книг. В Ярославле поднял занавес первый русский профессиональный театр (1750 г.), вышел в свет первый провинциальный журнал "Уединенный Пошехонец" (1786 г.). Уже в XVIII-XIX веках в городе существовал ряд учебных заведений, в том числе Демидовский юридический лицей (1803 г.).

Неразрывно связаны с Ярославлем имена таких великих людей, как основатель первого русского театра Федор Волков, русские поэты Николай Некрасов, Леонид Трефолев, оперный артист Леонид Собинов, основоположник русской научной педагогики Константин Ушинский, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Основные исторические и художественные ценности сосредоточены в двух музейных собраниях города: Ярославском музее-заповеднике и Ярославском художественном музее. Всего же в городе 6 музеев разного профиля.

Достопримечательности

Спасо-Преображенский монастырь (основан во второй половине XII в.), с 1787 года - Архиерейский дом, с 1959 года - Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Монастырь встал у главной переправы через реку Которосль, охраняя подступы к городу. С XIII веке, в связи с образованием нового княжества монастырь становится усыпальницей династии ярославских князей.

После пожара 1501 года были вновь отстроены в камне монастырские постройки: Спасо-Преображенский собор (1506-1516 гг., расписан в 1563-1564 гг.), Святые ворота (1516 г.), звонница, трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью. По указу Ивана Грозного в 1550-1580 годах монастырь впервые был обнесен каменной стеной. Именно от стен монастыря в 1612 году ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. Весной 1613 года он стал местом пребывания основателя династии Романовых - Михаила Федоровича.

В XVII веке монастырь перестраивается, сооружаются кельи, покои настоятеля. Символом победы над врагом явился новый храм Входа Господа в Иерусалим. В 1787 году монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. В богатой библиотеке здесь был обнаружен в 1780-е годы список древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".

Ансамбль Толгского монастыря (XVII - XIX вв.) - расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты. Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале XIV в. ростовским епископом Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. День явления иконы - 19 августа (1314 г.) - стал торжественным праздником Толгской обители.

Памятником Смутному времени служит Крестовоздвиженская церковь с трапезной палатой (1620-е гг.) и сооруженным позднее приделом Толгской Богоматери. В 1670 - 1730-е годы складывается существующий ансамбль: Никольская церковь со Святыми воротами, Настоятельский корпус, новый Введенский собор, стены и башни.

Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской. Здесь принял в 1681 году обряд последнего причастия опальный патриарх Никон, нашли упокоение представители древних княжеских родов - Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы, погребены ярославский генерал - губернатор А. П. Мельгунов, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н. А. Тучков. В канун 1000-летия Крещения Руси в 1987 году началось возрождение обители уже как женского монастыря. Сегодня в Толгском Свято-Введенском женском монастыре живет более 100 сестер. Идет реставрация Крестовоздвиженского храма, создана библиотека. Организован церковный хор.

Замечательный по своей красоте храмовый комплекс в Коровниках (сер. XVII-XVIII вв.) украшал Коровницкую слободу, располагавшуюся в устье реки Которосли. Наиболее древнее сооружение комплекса - холодный храм Иоанна Златоуста, построенный в 1649-1654 годах, отличается богатым декоративным убранством восточного фасада и исключительной пропорциональностью.

Теплый храм Владимирской Божьей Матери выстроен в 1669 году. На оси двух храмов стоит колокольня высотой 37 м (1680-е гг.), являющаяся композиционным центром ансамбля. За высоту и стройность силуэта горожане называют ее "ярославской свечой". Весь ансамбль обрамлен оградой со Святыми воротами (конец XVII в.), выполненными в стиле нарышкинского барокко. В настоящее время храмовый комплекс передан общине старообрядческой церкви и в нем ведутся службы.

Церковь Иоанна Предтечи - вершина ярославского зодчества XVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров и росписей. Храм расписан в 1694-1695, 1700-х годах артелью из 16 лучших ярославских мастеров. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве.

Строительство в 1647-1650-х годах церкви Ильи Пророка благословили царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. Асимметричная композиция храма с четырехъярусной шатровой колокольней дошла до нас в первозданном виде. Роспись, напоминающая огромный многоцветный ковер, жизнерадостна, полна динамики, содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золоченый резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. Церковь Ильи Пророка - яркий пример ярославского архитектурного стиля XVII века.

Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова (XVII в.) сооружен в 1636 - 1644 годах на месте деревянного храма, в котором во время осады города поляками в 1609 г. хранилась икона Казанской Божьей Матери. Главный Казанский придел завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Колокольня храма высотой 38 метров - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая раньше часы. Храм расписан в 1683- 1684 годах.

Церковь Богоявления (1684 - 1693) стала одним из первых бесстолпных храмов Ярославля, в архитектуре которой прослеживается влияние московского зодчества. Церковь выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Храм расписан в 1692-1693 годах ярославскими мастерами.

Церковь Николы Надеина (1620-1622 гг.) - первый после Смутного времени каменный посадский храм Ярославля. Она заложила основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. В храме установлен иконостас (2-ая пол. XVIII в.), выполненный по рисунку основателя первого русского театра Ф. Г. Волкова.

Церковь Николы Рубленого - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII века. Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, скромный по декору, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций и служит лучшим украшением Которосльной набережной.

От древних кремлевских построек до нашего времени дошли также Митрополичьи палаты - редкий памятник дворцовой архитектуры, которые выстроены в 1680-х годах для ростовского митрополита.

Из 16 городских башен, возведенных в 1658-1668 годах, остались Арсенальная (Волжская) и Знаменская (Власьевская) башни. Лучше сохранилась Знаменская башня, имеющая градообразующее значение.

Петропавловская церковь (1736-1742 гг.) является не характерным сооружением для русской провинции. Обликом она напоминает одноименный храм в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и окружена одним из старейших в России парковым ансамблем, заложенным в этот же период.

В 1891-1895 годах был создан новый ансамбль церкви Сретенья. Он радует глаз богатством кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. Особой известностью пользуется часовня, построенная также в "русском стиле" и получившая впоследствии название святого Александра Невского. Интересная композиция и удачное расположение сделали ее истинной достопримечательностью города.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.