РУБРИКИ

Характеристика стран Северной Европы

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Характеристика стран Северной Европы

p> Довольно быстро развивается электротехническая промышленность, выпускающая генераторы, электродвигатели, трансформаторы, силовой и телефонный кабель на предприятиях, расположенных главным образом в
Хельсинки и Турку. Предприятия молодой электронной промышленности изготовляют несложные ЭВМ, контрольно-измерительную аппаратуру, радиоприемники, цветные телевизоры. Электротехническая и электронная продукция занимает третье место и Финском экспорте машин и оборудования.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях, прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Металлургия.

Черная

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз.
Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной руды оцениваются в 200—300 млн. т.

Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн. т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный центр черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь в 60— 70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной
Европе металлургический завод «Раутарукки». Он производит 4/5 всего выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.
Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода
«Раутарукки» стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии, сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку и на полуострове Ханко.

Цветная

Цветные металлы — главное минеральное богатство страны. Запасы меди составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк, кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель.
Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти, расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно из ведущих мест в Зарубежной Европе..

На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в мире месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам хромовой руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве, а по добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции.
Хромовая руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио экспортируется.

Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.

Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и трикотажные предприятия.

Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда и художественная керамика фабрики «Арабия» в Хельсинки.

В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем кооператива «Валио» производство молочных продуктов. Часть сливочного масла и сыра идет на экспорт.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны, хотя доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически активного населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое. Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и мясных продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для этой отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и тесная связь с лесным хозяйством.

Животноводство

Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки пашни размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют более 2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее число хозяйств из года в год сокращается.

Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50 га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а сельское хозяйство — лишь дополнительным.

Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства наряду с характерным для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства над земледелием состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой роли молочного производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5 доходов от животноводства.

Стадо крупного рогатого скота насчитывает около 1,8 млн. голов, из которых около 800 тыс. — молочные коровы. Разводят преимущественно две примерно равноценные по продуктивности и хорошо переносящие холод породы: финскую, низкорослую и безрогую, и завезенную из Шотландии скрещенную с местным скотом более крупную, айрширскую. Обе породы сличаются хорошими удоями и, главное, высокой жирностью молока.
Подавляющая часть молочного стада сосредоточена в мелких и средних хозяйствах, объединенных в сбытовые кооперативы, которые скупают молоко и перерабатывают его на своих многочисленных заводах.

В Финляндии так же развито свиноводство. Свинина составляет более половины общего производства мяса. В заполярной Лапландии пасутся стада северных оленей, насчитывающие до 200 тыс. голов. Оленина играет важную роль в мясном балансе страны. На многочисленных звероводческих фермах, преимущественно и западной части Финляндии, ежегодно заготовляют более 3 млн. шкурок норки.

Растениеводство

Земледелие служит прежде всего кормовой базой животноводства. Под различными кормовыми культурами занято более -3/4 обрабатываемой земли. Из года в год растет возделывание кормового зерна, доля которого в пахотном клине превышает 2/5. Овес и ячмень — две ведущие зерновые культуры
Финляндии. Овес вызревает лишь в южной половине страны, зато ячмень успевает вызревать и в заполярной Лапландии.

Под продовольственным зерном, главным образом яровой пшеницей, занято более 1/10 пашни. Главный район возделывания пшеницы — юго-запад страны, хотя посевы яровой пшеницы встречаются на всем побережье Ботнического залива. Доходящие же до полярного круга посевы ржи значительно сократились.
Ныне пшеница дает более 2/3 а рожь — менее 1/3 сбора продовольственного зерна.

Финляндия - самая северная в мире страна, возделывающая сахарную свеклу, посевы которой сосредоточены на юго-западе, где находятся и перерабатывающие ее сахарные заводы. Картофельные поля можно встретить практически, но всей стране, но особенно обширны они на песчаных почвах востока и юго-востока страны. До половины урожая картофеля идет на корм скоту.

Сеяные травы, главным образом тимофеевка и красный клевер, также возделываются повсеместно. Всего под ними занято более 1/3 пахотной земли.
В северной же половине страны сеяные травы доминируют и в растениеводстве и служат основным кормом крупного рогатого скота.

Транспорт и внешнеэкономические связи. Близкое к полуостровному положение страны в сочетании с изобилием глубоких заливов способствует развитию морских перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около 9/10 экспортных грузов.
По сравнению с соседними Скандинавскими странами торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный порт.

Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с
Финским заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км, принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в
Россию.

В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

Внешние экономические связи имеют весьма важное значение для хозяйственной жизни страны. Об этом свидетельствует тот факт, что доля
Финляндии в мировой торговле вдвое превышает ее долю в мировом промышленном производстве. На внешнем рынке реализуется более 1/4 валового национального продукта. Одновременно импорт покрывает до 1/3 потребности страны в товарах и услугах.

До второй мировой войны практически вся внешняя торговля страны осуществлялась с капиталистическими странами, которые рассматривали
Финляндию как поставщика лесопромышленного сырья и полуфабрикатов. Доля лесобумажных товаров превышала 4/5 всей стоимости вывоза, причем половина приходилась на лесоматериалы. Более 2/3 всего экспорта шло и три главных империалистических страны — Великобританию, Германию и США, откуда поступало также более половины финского импорта.

В послевоенные годы во внешней торговле Финляндии произошли большие структурные изменения. В товарной структуре экспорта увеличилась роль продукции металлопромышленности и уменьшилась доля лесобумажных товаров.
Значительное место занимает продукция химической и легкой промышленности.

Изменения в товарной структуре финского экспорта в большой степени связаны с индустриализацией страны, с расширением и углублением торговых связей с социалистическими странами, и прежде всего с Советским Союзом, который был крупнейшим торговым партнером Финляндии: на его долю приходилось до 1/5 финского экспорта и импорта.

Норвегия (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы, занимающее западную и северную части Скандинавского п-ова. Территория -
323895 кв. км.; вместе с архипелагом Шпицберген, о-вом Ян-Майен и др. -
387 тыс. кв. км. Население - около 4,3 млн., норвежцы (98%), саами, квены, финны, шведы и др. Столица - Осло. Государственный язык - норвежский.
Религия - лютеранство.

Денежная единица - норвежская крона.

Государственную самостоятельность Норвегия обрела в 1905 году

Политический строй в Норвегии - конституционная монархия. Глава государства - король. Административно - территориальное деление (18 фюльке). Высший законодательный орган - стортинг (однопалатный парламент).
Исполнительную власть осуществляет назначаемое королем правительство.

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения. Если доля стран
Северной Европы в капиталистическом мире составляет по населению менее 1% , то по внутреннему валовому продукту и промышленному производству - примерно
3% , а по экспорту около 5%.

Сила стран Северной Европы не в количестве, а в качестве производимой продукции, в основном экспортируемой. Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её зависимостью от внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути поиска и закрепления своих “ниш”, относительно узкой специализации на производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.

При этом экономике Норвегии всегда была присуща способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной Европе.

Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие современные технологии. В настоящее время все больше усиливается ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.

Экономические кризисы середины 70-х начала 80-х годов, переплетение циклических спадов и структурных сдвигов едва не свели на нет те выгоды, которые извлекала Норвегия из специализации, затруднили лавирование за счет асинхронности, разновременности экономического цикла, как это было раньше.
Во второй половине 70-х годов по ряду важных показателей Норвегия держалась только за счет нефти.

С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.
Норвегия - индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в экономике энергоемких отраслей промышленности, а также судоходства, рыболовного промысла и в последние годы - нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Господствующее положение в экономике занимает частнокапиталистический сектор. В послевоенный период в стране происходит интенсивный процесс концентрации капитала. На крупные предприятия (500 и более занятых), составляющие 1% общего числа промышленных предприятий
(82% предприятий - мелкие, с числом занятых до 50 человек), приходится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и судоходство)

Природные ресурсы, предпосылки для развития хозяйства
Норвегия находится в области морского умеренного климата с прохладным летом (+6 - +15 градусов Цельсия ) и достаточно теплой зимой (+2 - -12 градусов Цельсия ). Осадков на равнине выпадает 500-600 мм, с наветренной стороны гор их количество возрастает до 2000-2500 мм. Моря не замерзают.
Большую часть территории Норвегии занимают Скандинавские горы. Здесь находится самая высокая горная вершина Северной Европы - гора Галлхепигген.
Береговая линия Норвегии изрезана длинными глубокими заливами - фьордами. В последнюю ледниковую эпоху над Скандинавией образовался мощный покров льда.
Лед, расползаясь в стороны, прорезал глубокие узкие долины с крутыми берегами. Примерно 11000 лет назад ледниковый щит растаял, уровень воды мирового океана повысился , и морская вода затопила многие из этих долин, образовав живописные фьорды Норвегии (см. фото на обложке).
Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др. Запасы нефти составляют более 800 млн. т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров. Общие капитальные вложения в прибрежный нефтяной сектор достигли рекордной цифры - 60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП, значительно способствовали росту других отраслей материального производства, изготовлявших оборудование для нефтедобычи, и создавали соответствующую инфраструктуру. Цель этого огромного инвестирования - повысить доходность нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны. Инвестиции в основном направлены в гигантское месторождение Стотфорд, открытое 20 лет назад на заре нефтяной эры Норвегии.

Если нефтедобыча имеет тенденцию к снижению, то добыча газа в
Норвегии идёт по восходящей. Норвегия с успехом превращается в важную газодобывающую страну. Её доля на западноевропейском газовом рынке приближается к 15%. Добыча газа, как ожидают, достигнет 70 млрд. кубических метров к концу столетия , а контракты на продажу газа уже превысили общий объём в 50 млрд. кубометров в год.

На континентальном шельфе Норвегии находятся более половины всех обнаруженных газовых месторождений Западной Европы. По мнению представителей норвежской государственной компании “Статойл” , в отличие от
ХХ века, который был веком нефти , ХХI век, видимо, станет веком газа, особенно в связи с тем, что забота о чистоте окружающей среды становится движущей силой роста его потребления.


НАСЕЛЕНИЕ,

Коренных, аборигенных народов в Норвегии два - норвежцы, составляющие 97% населения страны (3 920 тыс.), и саами (З0 тыс.).
Язык норвежцев принадлежит к германской группе индоевропейской семьи языков. До сих пор существуют две его литературные формы - риксмол (или букмол) и ланнсмол (или нюноршк). Норвежцы живут в лесных и пригодных для земледелия долинах и в прибрежных районах. Традиционные занятия норвежцев - земледелие, животноводство, рыболовство, а в настоящее время они работают и в самых разнообразных отраслях промышленности.

К горных мастях северной и отчасти средней Норвегии, в лесотундре и тундре живут саами. Этот народ сохранил свое национальное самосознание - свой язык и культуру. Язык саами относится к финно-угорской группе уральской семьи языков. Существуют школы и учительские семинарии, где преподают по учебникам на саамском языке, и действуют саамские культурно- просветительские общества, которые стремятся сохранить самобытную культуру самого древнего народа Северной Европы. В результате активной религиозной деятельности в средневековье христианских миссионеров саами в Швеции,
Норвегии и Финляндии приняли лютеранство.

Традиционные занятия саами - оленеводство, рыболовство, охота.
Однако в современной Норвегии оленеводством занимаются лишь 6% саами.
Остальные же из них идут работать на рудники, лесозаготовки, становятся земледельцами. Они занимаются также кустарным изготовлением сувениров. Все чаще саами поселяются в поселках и городах. Лишь летом оленеводы ведут кочевой образ жизни и живут тогда в каркасных палатках или в котах.

К давно натурализовавшимся национальным меньшинствам относятся родственные норвежцам по языку датчане (около 15 тыс.) и шведы (около 8 тыс.). Датчане живут в городах Эстланна, не составляя компактных землячеств, а шведы - преимущественно в приграничных со Швецией селениях
Эстланна.

Из пришлых и натурализовавшихся иноязычных меньшинств самыми ранними являются квены, или норвежские финны (20 тыс.), по-видимому потомки финских переселенцев раннего средневековья или, по некоторым данным, также и XVI.- XVII вв. в настоящее время Они живут в рыбачьих поселках и в мелких городах на севере Норвегии - вокруг Варангер- фьорда,
Порсангер-фьорда, Алта-фьорда. Их занятия - рыболовство и работа в местной, особенно в строительной- промышленности.

По религиозной принадлежности почти все верующие Норвегии - протестанты (лютеране).

В городах Норвегии насчитывается более 50 тыс. постоянно или длительно проживающих иностранцев, многие из которых сохранили свое национальное подданство. Это эмигранты из экономически высокоразвитых и развивающихся стран, приехавшие после войны в Норвегию в поисках работы.

Эмигранты из Англии (8 тыс.), Исландии (1 тыс.) и США (11 тыс.) - преимущественно высококвалифицированные специалисты. Они общаются с норвежцами по-английски или освоили норвежский язык, редко поддерживают в
Норвегии земляческие контакты, и потому не составляют компактных национальных меньшинств.

Иное положение с эмигрантами из развивающихся стран Азии, Африки и
Латинской Америки, в основном рабочими низкой квалификации. Эмигранты из этих стран сохранили свой язык и религию, что способствует объединению каждого этнического меньшинства в отдельное землячество. Даже при некомпактном расселении они поддерживают родственные и иные земляческие связи внутри каждого этноса.

В Норвегии в ее нынешних границах при первой переписи населения в
1769 г. жило 723 тыс. человек. При достаточно высокой рождаемости тогда была и очень высокая смертность, поэтому естественный прирост составлял всего 9 человек на 1 тыс. жителей за год. - Через 45 лет, после образования национального государства в рамках личной унии со Швецией, Норвегия стала набирать темпы экономического развития. К 1825 г. в стране жило несколько более 1 млн. человек. С 1860 - 70 г.г. начался бурный процесс капиталистического развития в селе и городе, стали освобождаться рабочие руки, сельские жители направлялись в город в поискал работы. Те, которые не находили ее и в городе, уезжали за границу, преимущественно в США и
Канаду. С 1836 по 1915 г. эмигрировало около 750 тыс. человек. Несмотря на эмиграцию, благо. даря довольно высокой рождаемости в начало и середине XIX в- численность ) населения страны к 1890 г. достигла 2 млн. человек, т. е. почти удвоилась. Отлив эмигрантов привел в конце XIX в. к некоторому падению рождаемости при еще очень большой смертности. В результате столь длительной эмиграции за пределами Норвегии к началу свыше рой мировой войн оказалось свыше 1 млн. лиц норвежского происхождения. Тем не менее благодаря естественному приросту численность населения Норвегии к началу
1940-х годов достигла 3 млн. человек. После войны резко- снизилась смертность, но одновременно упала и рождаемость. Если среднегодовой естественный прирост до 1960 г. составлял от 8 до 12 человек на 1 тыс., то к 1.978 г. он снизился до 7 человек. Выровнялось соотношение полов. В
1976 г. численность населения Норвегии превысила 4 млн. человек. Сейчас она составляет около 4,3 миллионов человек.

Почти треть экономически активного населения Норвегии занята в промышленности. В рыболовстве, сельском и лесном хозяйстве работает немногим более 1/10 экономически активного населения. Сравнительно велика доля занятых на транспорте, особенно на флоте. Норвежцы считаются самой
«мореходной» нацией в мире. С каждым годом растет занятость в сфере обслуживания, где работает почти половина экономически активного населения.

Большую часть экономически активного населения страны составляет рабочие, объединенные в профсоюзы. Центральное объединение профсоюзов
Норвегии (ЦОПН) насчитывает 600 тыс. членов.

На верхушке социальной лестницы стоит финансовая олигархия, представители которой занимают руководящие посты в промышленности и судоходстве.

Норвегия относится к редконаселенным странам Европы. Средняя плотность населения составляет здесь 12,8 человека на 1 кв. км. Гуще всего заселена юго-восточная часть Норвегии - Эстланн. Здесь на 1/3 территории страны, по большим долинам, сходящимся к Осло-фьорду, проживает половина населения Норвегии. Плотность его достигает 50 человек на 1 кв. км,

В то же время плоскогорья южной части Норвегии почти безлюдны. Очень мало населена северная часть Норвегии, занимающая около половины площади страны. Здесь живет 10% населения. Средняя плотность его на севере менее одного человека на 1 кв. км. Население концентрируется в прибрежных городах и поселках. Летом в горах кочуют саами со стадами оленей. Между южной и северной частями Норвегии расположена невысокая местность вокруг
Троннхеймс-фьорда, где средняя плотность достигает 4-5 человек на 1 кв. км. Норвегия в прошлом была крестьянской страной. В 1890 г. сельское население составляло более 70%, а городское - немногим более 20%. К концу же с 1970-х годов доля горожан утроилась. Сейчас доля городского населения в Норвегии - 78%.

Городом в Норвегии считается густонаселенный пункт, в котором расстояние между домами не более 50 м, где во всех «городских отраслях хозяйства» (т. е. на любых нелесных и несельскохозяйственных работах) занято не менее 3/4 экономически активного населения и где число жителей не менее 2 тыс. Для Норвегии характерны небольшие города. Насчитывается
532 городских поселения, и лишь в 32 из них число жителей превышает 10 тыс. человек. Наиболее населенные норвежские города: столица страны Осло
(720 тыс. жителей), Берген и Тронхейм . Большинство норвежских городов расположено на побережье моря. Лишь отдельные небольшие городки встречаются в долинах Эстланна.

Сельское население живет или на хуторах, или в небольших рыбацких поселках. Сельские жители часто совмещают труд на своих участках с рыболовством или с работой на предприятиях в близлежащем городе.

Норвегия выделяется равноправным участием женщин во всех сферах общественной жизни. Так, в составе парламента страны почи половина - женщины.

Характеристика промышленности

В промышленном производстве Норвегии, включая электроэнергию, Занято около 400 тыс. рабочих и служащих, из которых около 95% трудится на предприятиях обрабатывающей промышленности, а остальные - в добывающей промышленности и электроэнергетике.

В отраслевой структуре резко выделяются своими крупными масштабами и высоким техническим уровнем так называемые экспортные отрасли, большая часть продукции которых вывозится. С одной стороны, работающие в основном на местном сырье рыбообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия, а с другой - перерабатывающие с помощью обильной и дешевой электроэнергии привозное сырье электрометаллургия и электрохимия. К экспортным отраслям следуем также отнести добывающую промышленность - рудники, продукция которых вывозится в виде концентратов, и, конечно, нефтегазовые промыслы
Северного моря. Кроме того, все большую экспортную ориентацию приобретают машиностроение, особенно крупнотоннажное судостроение, электротехника и электроника, работающие, как правило, в тесной производственной и экономической кооперации со шведскими, датскими и другими зарубежными партнерами.

К отраслям «внутреннего рынка» относятся прежде всего легкая и пищевая промышленность. Эти отрасли из-за сильной иностранной конкуренции испытывают из года в год возрастающие трудности. Промышленность Норвегии отличается очень неравномерным размещением. Подавляющая часть промышленного потенциала страны приходится на предприятия южных областей
- Эстланна, Сёрланна и Вестланна, которые дают 4/5 всей промышленной продукции. Примерно 1/10 приходится на область Трение- лаг. На обширной же территории Северной Норвегии, несмотря на строительство там крупных государственных предприятий, производится ныне не более 1/10 промышленной продукции страны.

Почти 9/10 промышленных предприятий Норвегии сосредоточено в портовых городах. Это облегчает и удешевляет доставку сырья и отгрузку готовой продукции.

Один из главнейших факторов всего индустриального развития Норвегии- высокоразвитая энергетика. Базой для нее служат главным образом гидроэнергия и жидкое топливо. До последних лет Норвегия справедливо считалась классической страной гидроэнергетики. Опережая все страны
Зарубежной Европы по запасам гидроэнергии (120 млрд. кВт *Ч в год), она занимает первое место в мире по производству электроэнергии на душу населения. Практически всю вырабатываемую в стране электроэнергию дают гидроэлектростанции общей мощностью более 18 млн. кВт. Благодаря многочисленным естественным озерам-водохранилищам на высоких плоскогорьях, водопадам и круто падающим рекам не требуется сооружать дорогостоящие плотины , что чрезвычайно удешевляет стоимость электроэнергии. В Норвегии гидроресурсы расположены сравнительно равномерно по всей стране, что позволяет сооружать мощные энергетические комплексы в долинах Эстланна, на плоскогорье Теле- парк, во фьордах Вестланна и на порожистых реках
Северной Норвегии. Почта все крупные электростанции соединены линиями электропередачи в единую энергосистему, связанную в свою очередь с электрометаллургическими и электрохимическими предприятиями и со всеми городами. Еще в середине 70-.х годов гидроэнергия составляла более половины энергетического баланса Норвегии. Около 2/5 вырабатываемой электроэнергии потребляет промышленность, в том числе 1/3- металлургия. В отдельные годы излишки электроэнергии передаются в Данию (по подводному кабелю) и в Швецию. Каменный уголь играет незначительную роль в энергобалансе страны. Его доля, в том числе около 0,5 млн. т добываемого на Шпицбергене и примерно столько же ввозимого из-за границы, не превышает 3-4% Большое значение для страны имело открытие богатых нефтегазовых месторождений Экофиск на шельфе норвежского сектора Северного моря (примерно в 350 км к юго-западу от Ставангера). а также газовых и нефтяных - в 200 км к западу от Бергена. В 1971 г. в месторождении Экофиск была добыта первач тонна нефти, а в 1979 г. ее добыча достигла уже почти 40 млн. т, что вчетверо превышает все современные потребности страны в жидком топливе. Норвегия первой из развитых капиталистических стран превратилась в чистого экспортера нефти. Нефть с целого комплекса буровых платформ подается по 335-километровому трубопроводу на побережье Восточной Англии, а добываемый газ идет по трубам к северному берегу ФРГ начата подача газа из лежащего к западу от Бергена месторождения Фригг в Шотландию. Ведется эксплуатация государственных промыслов Сгатфьорд (северо-западнее Бергена).
Стремительное развитие нефте- и газодобычи привело к подъему нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Металлургия

Монополистический капитал делает ставку на форсированную добычу нефти и газа прежде всего для экспорта в страны Западной Европы. Однако норвежские власти пытаются регулировать темпы роста добычи нефти и газа.
Значительное развитие получила в Норвегии добыча металлического сырья: железной руды, титана, молибдена, меди, цинка, а также пиритов. Обогащенная железная руда одного из самых северных мире рудников Сер-Вараигер - отправляется через соседний порт Киркенес в Западную Европу и частично на металлургический завод в Му-и-Рана. Его же снабжает сырьем и рудник
Дундерманн. Всего производится более 4 млн. т. железного концентрата, половина которого вывозится. По добыче титановой руды из рудника Хёугс в месторождении Титаниа на юго-западном побережье страны (около 1 млн. т ильменитового концентрата) Норвегия стоит на одном из первых мест в мире; при этом почти вся продукция вывозится. Молибденовый рудник Киабен в горах
Серланна также относится к крупнейшим в мире. Добыча медной и Цинковой руд невелика - около 30 тыс. т. каждой в год. Пириты, добываемые в основном в Треннелаге (рудник Леккен), используются для извлечения из них меди.
Цинка и производства серной кислоты.

Электрометаллургия

Одна из характерных черт структуры норвежской промышленности - широкое развитие электрометаллургии . Страна занимает одно из ведущих мест в мире по производству алюминия, никеля, магния, ферросплавов .
Выплавляется, кроме того, большое количество легированной электростали, цинка, кобальта. Например, по выплавке алюминия и никеля она стоит на 5-м месте, а по производству магния уступает только США. Выплавляемые в
Норвегии ферросплавы, цинк и кобальт считаются наиболее высококачественными в мире. Основная часть продукции электрометаллургии изготовляется из привозного сырья и почти полностью экспортируется.
Многие электрометаллургические предприятия расположены на побережье страны - от крайнего юга до заполярных районов. C развитием мощных линий электропередачи выбор места постройки завода определяется прежде всего благоприятными условиями сооружения причалов для судов, доставляющих сырье и вывозящих готовую продукцию, а также наличием необходимой рабочей силы. Единственный в стране сравнительно крупный завод черной металлургии
(самый северный в мире) был построен государством в 50-х годах в приполярном городке Му-и-Рана. Он выплавляет еже- годно до 700 тыс. т. электрочугуна и до 900 тыс. т -электростали.

Машиностроение.

Сравнительно молодая отрасль промышленности Норвегии машиностроение. В послевоенные годы с участием иностранного капитала в Норвегии созданы крупные судостроительные верфи, заводы по производству морских нефтебуровых платформ, гидравлических турбин, промышленного и бытового электротехническою и электронного оборудования, поточных технологических линий для рыбообрабатывающей промышленности. Ныне во всех отраслях машиностроения и металлообработки занято более 1/3 работающих в промышленности страны и выпускается около 1/3 валовой промышленной продукции, значительная часть которой вывозится. Норвегия ведет также торговлю проектами и лицензиями, в частности на морские буровые платформы.
Главные центры машиностроения - Осло, Берген, Ставангер, Драммен.

Лесообрабатывающая промышленность:

Старейшая отрасль промышленности страны - лесообрабатывающая Норвегии была
Первой из стран Северной Европы, начавшей широкий экспорт лесоматериалов в Западную Европу, прежде всего в Великобританию .Однако хищническая вырубка лесов- особенно в западных и южных районах страны, резко сократила их ареалы. В связи с растущей конкуренцией со стороны более богатой древесиной Швеции и Финляндии Норвегия постепенно стала перестраиваться на производство более ценной продукции - механической древесной массы, целлюлозы, картона и бумаги. Целлюлозно-бумажное производство - одна из основных отраслей международной производственной специализации страны.
Ежегодно изготовляется более 1,5 млн. т древесной массы и целлюлозы и более
1,3 млн. т. различных сортов бумаги и картона, подавляющая часть которых экспортируется. Основные центры лесопиления и целлюлозно-бумажного производства расположены вокруг Осло-Фьорда, обычно в устьях лесосплавных рек, стекающих с лесистых склонов Эстланна. Это прежде всего Сарпсборг,
Халден, Мосе, Драммен, Шиен. Отдельные предприятия расположены непосредственно в местами лесоразработок - в больших долинах Эстланна и в
Треннелаге.

Химическая промышленность:

Становление современной химической промышленности в Норвегии началось создания в начале XX в. в провинции Телемарк электрохимического производства Это были заводы концерна «Норш гидро", которые получали электроэнергию с каскада гидроэлектростанций, извлекали азот из воздуха и выпускали аммиак и его соединения, в том числе так называемую норвежскую селитру. Ныне мощность заводов концерна по выпуску "связанного азота" превышает полмиллиона тонн. В качестве «побочных» продуктов завод концерна в Рьюкане производит тяжелую воду и благородные газы- аргон, неон и др. Из других электрохимических производств налажен выпуск карбида кальция. В последние годы быстро развивается нефтехимия и на ее базе- производство пластмасс и других синтетических материалов. Нефтехимические предприятия размещены в основном в прибрежных городах Эстланна и на западном побережье.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства
(до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация.
Ведущая отрасль интенсивное животноводство мясомолочного направления, а также обслуживающее его растениеводство (кормовые травы). Развито овцеводство, свиноводство. Возделывают зерновые культуры (главным образом ячмень и овес). Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает себя примерно на 40% населения.

Важное место в экономике занимает рыболовство, которое является отраслью международной специализации Норвегии (по экспорту рыбопродуктов- второе место в мире). Улов рыбы в 1985г. составил 2.3 млн. тонн. Важное значение имеет лесоводство, так как большие массивы хвойного леса с давних пор являются источником благосостояния стран Северной Европы.

Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из- за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в постоянном государственном финансировании.


ТРАНСПОРТ.

Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения, сильной изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими мореходными навыками норвежцев. Морем идет 9/10 внешнеторгового и более
1/2 внутреннего грузооборота Норвегия - одна из ведущих судоходных держав мира По тоннажу торгового флота она стоит на 5-м месте.

После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот был восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего американских, займов, господствующее положение в нем заняли монополистические концерны, которые владеют целыми флотами теплоходов и турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы, например, концерны "Вильхельмсен", "Ульсен", «Бергенское пароходное общество". Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров, которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса.
Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. т различных грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из
Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные порты - Осло, Берген ,Ставангер.

Протяженность и транспортная роль железных и автомо6ильных дорог довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных
, составляет 4,24 тыс. км, из которых несколько более половины электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел - столица Норвегии Осло связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швеция) и главными городами страны - Бергеном, Тронхеймом и Ставангром.

Протяженность автодорог - 79,8 тыс. км. В стране насчитывается 1,3 млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые.
Главные воздушные ворота Норвегии - аэропорт Форнебю, близ Осло. Норвегия стоит на одном из первых мест в мире по перевозкам пассажиров на самолетах
(в расчете на душу населения.)


ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит: стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя задолженность.

Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики
Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5% стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. по 20% в конце 70- х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам).Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50 млрд. кубометров в год.

Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4 импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится примерно 1/4 ввоза и вывоза.

Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция и ФРГ. Развивается российско-норвежская торговля.

Королевство Швеция. Население составляет: 8,7 млн. человек.
Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова и имеет по сравнению со своими соседями наибольшую численность населения. Но все оно сконцентрировано в основном в трех регионах, и наибольший из них,
Стокгольмский, выглядит малым пятнышком на карте.
Природа страны все еще не оправилась от нашествия льдов в ледниковом периоде. Их отступление было медленным и шло с юга на север. На юге ледник начал таять уже почти 15 000 лет назад, а горные регионы на северо-западе все еще были покрыты толстым слоем льда девять тысяч лет назад. Лед вдавил земную твердь в жидкую магму, а с отступлением льдов началось поднятие суши, наблюдаемое до сих пор в области Ботнического залива.
Вдоль границы с Норвегией узкой полосой протянулись Скандинавские горы со скалистыми гребнями, высотой более 2 тыс. метров. Через перевалы в горах проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии перевозят главные богатства страны- железную руду и древесину. Но более половины этого сырья перерабатывается на месте. По производству стали и бумаги страна занимает второе место в Западной Европе.
К основным минеральным ресурсам добываемым в Швеции относятся: Урановые и железные руды на юге страны, полиметаллические, железные и медные на севере.

По своей территории – 450 000 км - Швеция занимает четвертое место в
Европе. 40 000 км приходится на водоемы, почти 270000 км занимают леса.
Согласно исторической традиции и по природным условиям страна делится на три части. Это Норланд на севере, на который приходится чуть ли не половина всей территории, но где живет всего шестая часть населения Швеции, Свеаланд и Геталанд на самом юге. В обиходе все еще употребляют старые названия разных местностей, хотя административные границы давно им не соответствуют.
Столица Швеции – Стокгольм (685 тысяч человек).
Единственным государственным языком в Швеции является шведский, относящийся к скандинавской группе германских языков.
Почти 90% населения исповедуют государственную религию – лютерантство. Тем не менее влияние церкви в обществе слабеет, и к ее мнению люди прислушиваются все реже. И только по праздникам в церковь приходит много народу.
Климат – от континентального до умеренно континентального

Горная система в центре Скандинавского полуострова защищает Швецию от влияния Атлантического океана, поэтому климат здесь скорее континентальный, чем морской. Летом бывают недели совсем без дождя, зимой нередки вторжения холодных масс с температурой до –25° С. За год выпадает 600 мм осадков, в основном в виде дождя

НАСЕЛЕНИЕ

Национальный состав населения Швеции, как и других Скандинавских стран, довольно однороден: шведы составляют, около 93% всего населения.
Общее же число лиц других национальностей — немногим более 600 тыс. человек, что составляет свыше 7 % всех жителей страны.

Кроме шведов в стране живут малочисленные национальные меньшинства — шведские финны и саами — потомки народа, населявшего северную часть страны еще до ее колонизации шведами.

В Швеции насчитывается более 400 тыс. постоянно или длительно проживающих иностранцев, сохраняющих свое национальное гражданство. Доля иностранцев в общей численности населения составляла в конце 1970-х годов
5%. Более половины из них составляют граждане соседних северных стран, среди которых преобладают финны(около 200 тыс.). в стране проживает также много югославцев, греков, немцев из ФРГ, итальянцев, турок, испанцев.

Шведская демографическая статистика, которую считают старейшей и наиболее разработанной в мире, позволяет проследить динамику населения более чем за двухсотлетний период. По переписи населения 1750г., в стране проживало около 1,8 млн. человек. К 1850 г. число жителей удвоилось. Затем потребовалось еще сто лет чтобы произошло новое удвоение, и в 1950 г. численность населения достигла 7 млн. Это свидетельствует о том, что, несмотря на неучастие страны войнах и резкое снижение смертности, рост населения шёл довольно медленно.Однако проблема «демографического застоя» в
Швеции в последние годы вновь обострилась. В 1970-х годах среднегодовой прирост населения упал более чем вдвое – с 1 до 0.4%. Этот небольшой прирост происходил в основном за счет иммиграции; в среднем в 1975-1978 гг. население страны увеличивалось на 30 тыс. человек в год, из которых только
10 тыс. давал естественный прирост, остальные же 20 тыс. составляли иммигранты. Столь небольшой естественный прирост объясняется главным образом низкой рождаемостью. По рождаемости (13 на 1000 жителей в 1971-1978 гг.) и по естественному приросту населения (2,5 на 1000 жителей в 1971-1979 гг.) Швеция стоит на одном из последних мест в мире.

Если среднегодовой коэффициент рождаемости уменьшается, то коэффициент смертности (10,5 на 1000 жителей в 1971-1978 гг.) отличается стабильностью для всего послевоенного времени.

Низкая рождаемость в сочетании с большой средней продолжительностью жизни – 72 года для мужчин и 77 лет для женщин – превратила шведов в
«стареющую» нацию; доля детей до 15 лет в общей численности населения снизилась за период между переписями 1950 и 1975 гг. с 23 до 20% при одновременном увеличении доли лиц старше 60 лет с 15 до 21%.

Половой состав населения Швеции – страны, которая вот уже более полутора веков не участвует в войнах, - отличается практически равной численностью мужчин и женщин, составляющих соответственно 49,6 и 50,4% общего числа жителей. С каждым годом всё меньше Шведов вступает в брак. По числу браков на 1000 жителей (5 в 1978 г.) Швеция занимает последнее место в Зарубежной Европе. Шведы и особенно шведки поздно обзаводятся семьёй. Средний возраст мужчин , впервые вступивших в брак, составляет 28 лет, а выходящих замуж женщин – 25 лет. В то же время для Швеции примечательно резкое увеличение числа внебрачных детей. Если в 1950 г. внебрачным был каждый десятый ребенок то в 1978 г. – каждый третий.

Все в большей степени в трудовую деятельность вовлекаются женщины. С
1950 по 1975 г. число работающих по найму женщин удвоилось, и они составляют 2/5 всего экономически активного населения. Резко возросла доля работающих среди замужних женщин. Хотя говоря об участии женщин в трудовой деятельности, необходимо отметить, что ставка заработной платы женщин в промышленности значительно ниже ставок мужчин, выполняющих такую же работу.

Напряженное положение с трудовыми ресурсами привело к приливу в
Швецию иностранных рабочих. Число иностранцев, занятых в различных отраслях экономики, достигло 350 тыс. Это означает, что каждый десятый работающий по найму – иностранец. Особенно высока концентрация иностранной рабочей силы в крупнейших городах и экономических центрах.

Почти половина всего экономически активного населения занята в торговле, банковском и страховом деле, просвещении, здравоохранении и других отраслях сферы услуг. В промышленности работает 30% занятых, в строительстве – 8, на транспорте и в связи –7, в сельском хозяйстве вместе с лесным хозяйством и рыболовством- лишь 6, в том числе в собственно сельскохозяйственном производстве – менее 5%.

Швеция по сравнению с большинством европейских государств имеет невысокую занятость населения: на 1 кв. км здесь приходится в среднем 20 человек. Это более чем в 4 раза ниже средней плотности населения всей
Зарубежной Европы. Размещение населения по территории страны чрезвычайно неравномерно. Если на крайнем юге, на полуострове Сконе, на 1 кв. км приходится более 100 жителей, то на обширных пространствах Норрланда в среднем на 1 кв. км проживает менее 5 человек. Особенно малолюдны внутренние районы Лапландии, где плотность населения лишь немногим более одного человека на 1 кв. км.

Основная часть населения страны сосредоточена в центральных и южных районах, к югу от 61( с.ш., на площади, составляющей менее 1/3 территории
Швеции. В Швеции,. Как и в соседних Норвегии и Финляндии, особенно плотно населена приморская полоса шириной до 50 км.

Швеция — страна с явным преобладанием городского населения. Населенными пунктами городского типа здесь принято считать поселения с компактной застройкой, если они насчитывают не менее 200 жителей, большинство которых занимается несельскохозяйственной деятельностью. Почти в 1800 таких населенных пунктах (по-шведски «теторт») проживает более 4/5 населения страны, в том числе в 108 населенных пунктах с 10 тыс. и более жителей, согласно переписи 1975 г., проживал каждый второй житель Швеции.

Выделяются три городские агломерации: Большой Стокгольм, насчитывавший в 1978 г. 1 380 тыс. жителей. Большой Гётеборг (694 тыс.) и Большой Мальмё
(454 тыс.). В них сосредоточено около 1/3 населения. Все эти наиболее крупные города, в которых проживает более 2/5 населения Швеции, расположены в центральной и южной частях страны.

В наиболее населенной и промышленно развитой средней части страны сложились два «соперничающих» между собой важных экономических центра:
Стокгольм — на восточном побережье Швеции и Гётеборг — на ее западном побережье. Если по численности населения, научно-культурным и административным функциям древний столичный Стокгольм превосходит более молодой Гётеборг, то по промышленному, торговому и транспортному значению они почти равны.

В последние годы быстро развивается городская агломерация вокруг крупнейшего города на юге страны Мальмё. Эта агломерация в свою очередь вместе с Хельсингборгом входит в формирующуюся на обоих берегах пролива
Эресунн международную датско-шведскую конурбацию, в границах которой проживает 2,8 млн. человек, в том числе на шведской стороне около 1 млн.

Специфический для Швеции характер городского расселения - это многочисленные удаленные от больших городов промышленные поселки, возникшие много лет назад в связи с сооружением железных рудников и металлургических заводов, а позже- машиностроительных заводов и целлюлозно-бумажных комбинатов. До сих пор население таких поселков, насчитывающих по несколько тысяч жителей, продолжает работать на этих предприятиях.

В сельских местностях, особенно на распаханных равнинах Средней и
Южной Швеции, преобладают одиночные фермы. Они разбросаны вокруг небольших административно-торговых, культурных и религиозных центров, где обычно находятся почта и магазины, бензоколонка и сбытовой сельскохозяйственный кооператив, школа и кинотеатр, церковь и кладбище. В лесных районах на севере страны по долинам рек можно встретить более компактные поселения, напоминающие небольшие деревни; в них обычно несколько десятков дворов с 50-
100 жителями. Однако все больше и больше трудоспособных жителей таких поселений, в первую очередь молодежь, покидают их или бросают занятие сельским хозяйством и устраиваются на лесообрабатывающие и другие промышленные предприятия, пользуясь для поездок на работу широко развитой сетью автобусных линий.

Характеристика промышленности

Сто лет тому назад основным источником существования Швеции было сельское хозяйство, а индустриализация только начиналась. Превращение Швеции из бедной аграрной страны в современное индустриальное общество произошло благодаря железной руде, лесу и гидроэнергии. Эти природные ресурсы, используемые для производства лесоматериалов, бумаги и стали, заложили основу ориентированной на экспорт промышленности Швеции.
Несмотря на то, что высокотехнологичные отрасли, такие как производство компьютеров, электроника и медицинская технология, играют относительно небольшую роль в промышленном производстве, Швеция находится среди ведущих стран по удельному весу в ВВП промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В 1993 году расходы на промышленные НИОКР составили 2% ВВП. Эта цифра не включает связанные с промышленностью исследования, проводящиеся в университетах и других высших учебных заведениях. Практически расходы на НИОКР сильно сконцентрированы в некоторых отраслях. Около 80% приходится на транспортное и машинное оборудование, фармацевтические и электротовары. Более того, почти весь объем НИОКР приходится на ограниченное число крупных компаний: более половины всего количества НИОКР проводится десятью компаниями, среди которых "АББ", "Эриксон" и "Вольво".

Машиностроение(включая автомобилестроение)
350 тыс. занятых
Машиностроение - важнейшая отрасль шведской промышленности. Она сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько крупнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в
1988 году слилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в течение десятилетий на мировых рынках промышленных подшипников.
"Электролюкс" после быстрого роста в результате поглощений является в настоящее время крупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас
Копко" находится среди мировых лидеров по производству горнодобывающего и строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (недавно поглощена фирмой
"Тетра Пак" - мировым лидером в производстве систем для упаковки напитков - и получила название "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и промышленности.
Если не считать транспортного машиностроения (см. ниже), общее машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует электротехническое машиностроение (в частности, производство телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических генераторов и двигателей) и металлообработка. Производство телекоммуникационных товаров резко возросло за последние несколько лет. В
1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5-
6% общего количеста выпускаемой промышленных товаров, или около половины того, что производит машиностроение и автомобильная промышленность.
"Эриксон" входит в число мировых лидеров в области производства средств телекоммуникации, прежде всего мобильных телефонных систем.


Автомобилестроение

94 тыс. занятых
Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания".
Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон" и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен"
("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.
После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а также морских, промышленных и авиационных двигателей.
В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс".
"Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.
"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания" разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".

Фармацевтическая и химическая промышленность

14 тыс. занятых
Химическая промышленность в Швеции обеспечивает работой большое количество людей, однако экспортирует небольшую долю своей совокупной продукции.
Многие фирмы являются дочерними предприятиями иностранных компаний или проводят операции за границей. "Акцо Нобель", Треллеборг", "Персторп", биотехнические и нефтехимические отделения нескольких нефтяных компаний выпускают резину, пластмассы и прочую химическую промышленность. "АГА" специализируется на производстве газов для промышленности и медицины, а
"Беккерс" выпускает краски.
Однако наиболее быстро расширяющаяся подотрасль химической промышленности - фармацевтическая промышленность, развитие которой за последние 20 лет было особенно успешным. Средний годовой рост продукции в этой области составляет
8-9%. Она ориентируется прежде всего на экспорт, при этом некоторые фирмы продают за границей 80-90% своей продукции. За последние 10 лет путем слияний появилось несколько новых компаний. "Астра" и Фармасия и Апджон" - крупнейшие из них. Далее следует "Ферринг"
С 1985 по 1994 год экспорт фармацевтической продукции увеличивался в среднем на 20% в год. На Швецию приходится около 4% мирового экспорта в этой области. Шведская фармацевтическая промышленность расходует примерно
16% своих доходов на НИОКР. Основные области исследования и продажи медикаментов - онкология, расстройства роста и глазные болезни ("Фармасия и
Апджон"), диализ ("Гамбру"), желудочно-кишечные, дыхательные и сердечно- сосудистые заболевания ("Астра"). Ожидается, что темпы роста продаж некоторых из этих медикаментов в ближайшие несколько лет будут выше, чем в целом поэтому рынку.
Биотехнология и ее промышленное применение в Швеции в основном базируется на передовых медицинских исследованиях. В резудьтате фармацевтические компании (особенно "Фармасия и Апджон") играют важную роль в этой области.
Другие области шведской специализации в биотехнологии - разведение растений
("Хиллисхег" и "Вейбуллс") и животноводство ("Тетра-Лаваль").

Горнодобывающая промышленность

9 тыс. занятых
Несмотря на многовековые традиции шведской горнодобывающей промышленности, середины 1970-х годов ее относительное значение упало. В 1995 году добыча железной руды составила 18,7 млн. метрических тонн. Вся она добывается на севере Швеции государственной компанией "ЛКАБ". Швеция также производит большое количество меди, свинца, цинка, серебра, золота и других цветных металлов, добываемых в основном на севере страны в шахтах, принадлежащих
"Булиден", отделению фирмы "Треллеборг".

Металлургия

36 тыс. занятых
Черная металлургия в Швеции прошла через экстенсивную структурную перестройку. Соредоточившись на проведении исследований и высококачественных технологиях, Швеция стала мировым лидером в производстве определенных видов стали и сплавов. В ходе реконструции произошло слияние трех крупнейших производителей обыкновенной стали в одну компанию -
"Свенскт столь АО" (ССАО), на которую в настоящее время приходится свыше
60% производства стали и все производство чугуна. Сначала основным владельцем акций было государство, но сегодня компания полностью приватизирована.
Среди основных производителей специальных сталей - "Авеста Шеффилд" и
"Сандвик". Продукция шведской черной металлургии включает нержавеющую ленту, листы и трубы, конструкционную сталь, сталь для роликовых подшипников и быстрорежущую сталь. В 1995 году производство стали в Швеции составило 4,2 млн. метрических тонн, причем примерно 60% приходилось на обыкновенную сталь.


Лесная, Целлюлозно-бумажная и Лесопильная промышленность (искл. производство мебели)

Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным, поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам; акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству, шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут достаточно медленно. Поэтому структура дерева получается очень плотной и потому пригодной в качестве отличного материала для строительства и изготовления мебели. Швеция является лидером в использовании экологически чистых методов лесничества.
Шведская лесопильная промышленность высоко механизирована и автоматизирована. Чтобы свести к минимуму затраты на перевозку, лесопильни строят в или возле леса. Промышленность достаточно фрагментарна: на ней специализируется огромное количество мелких фирм, хотя есть и несколько крупных лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной продукции впереди Швеции идет только Канада.
Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на упаковочные материалы и остальное - на изготовление мебели.
Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80% которого идет в страны ЕС. В целлюлознобумажной промышленности Швеции произошли многочисленные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" - входят в число крупнейших промышленных групп. Другие ведущие фирмы отрасли
- "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в
1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.

Пищевая промышленность

68 тыс. занятых
В пищевой промышленности Швеции господствует относительно небольшое количество компаний. В их число входят производственные кооперативы, такие как Национальный союз земледельцев (ЛФО), группа потребительских кооперативов и дочерние фирмы хорошо известных иностранных многонациональных компаний. Иностранные компании доминируют в производстве
(или импорте) и продаже алкогольных напитков. За последние десятилетия концентрация в пищевой промышленности возросла, однако число занятых изменилось мало. Импорт заметно превосходит экспорт, но объем последнего постоянно растет.
|1999 год| | |
|Импорт | |Экспорт продукции |
|продукци| | |
|и | | |
|Машиност| |Машиностроение 53% |
|роение | | |
|50% | | |
|Энергия | |Энергия 2% |
|6% | | |
|Пищевые | |Пищевые продукты 2% |
|продукты| | |
|5% | | |
|Лесная | |Лесная продукция 19% |
|продукци| | |
|я 3% | | |
|Прочие | |Прочие 24% |
|35% | | |


Сельское Хозяйство

Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической жизни страны. В сельскохозяйственном производстве используется только 8% ее территории, в нем занято менее 5 % экономически активного населения. Вместе с тем шведское сельское хозяйство отличается высокой продуктивностью. Оно более чем на 4/5 обеспечивает потребность населения в продовольствии, в том числе практически полностью в молоке, мясе, хлебе, картофеле и почти полностью в сахаре и растительных жирах. По производительности труда в сельском хозяйстве Швеция уступает в Европе только Великобритании, Дании и
Нидерландам. Однако менее благоприятные по сравнению с названными странами климатические и почвенные условия требуют более высоких издержек производства, что существенно ослабляет конкурентоспособность шведского сельского хозяйства.

В связи с этим шведские власти проводят политику вытеснения мелких, сельскохозяйственных производителей, поощрения создания крупных капиталистических ферм и повышения конкурентоспособности их сельскохозяйственной продукции на рынке. За счет государственного бюджета повышаются закупочные цены на продукты, поставляемые фермерами (особенно на экспортные). В конечном итоге все эти затраты на поддержание сельского хозяйства ложатся на плечи населения в форме налогов и высоких цен на продукты питания.

Одна из важнейших исторических особенностей шведских аграрных отношений - преобладание крестьянской собственности на землю. Около 4.5
Фермеров ведут хозяйство на собственной земле. Роль высокотоварных капиталистических ферм непрерывно возрастает. Этому процессу способствуют мероприятия правительства, направленные на всемерную поддержку более крупных хозяйств, имеющих не менее 20-30 га обрабатываемой земли. В результате поглощения мелких хозяйств более крупными общее число ферм с начала 50-х до конца 70-х годов сократилось более чем вдвое. Ныне 50 тыс. капиталистических ферм с участками более 20 га располагают 2/3 всей обрабатываемой земли и дают более 2/3 товарной сельскохозяйственной продукции.

Крупные высокотоварные хозяйства особенно распространены на крайнем юге страны и на приозерных равнинах Средней Швеции. Мелкие хозяйства характерны преимущественно для лесных местностей Средней и особенно Северной Швеции. Их владельцы или арендаторы вынуждены, как правило, искать дополнительные заработки на лесозаготовках и других сезонных работах.

Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием. Доходы от животноводства втрое превышают доходы от растениеводства, основное направление которого -производство кормов. Под кормовыми культурами занято
4/5 всей пашни. Другая характерная особенность шведского сельского хозяйства — его тесная связь с лесным хозяйством. Около 3/4 фермеров сочетают оба вида деятельности, причем доходы от продажи леса на севере страны обычно превышают доходы от сельского хозяйства.

Животноводство имеет мясомолочное направление, и роль мяса в товарной продукции непрерывно возрастает. Если в начале 50-х годов доходы от реализации молока в 1,5 раза превышали доходы от реализации мяса, то теперь, наоборот, доходы от мяса в 1,5 раза больше доходов от молока.
Одна из причин такой структурной перестройки - сокращение спроса на сливочное масло в связи с ростом потребления маргарина. Другая причина заключается в трудностях со сбытом , молочных продуктов на внешних рынках, где шведские масло и сыр не выдерживают конкуренции из-за более высоких издержек производства.

Сокращение производства молока привело к уменьшению поголовья молочных коров и стада крупного рогатого скота в целом (с 2,6 млн. голов в
1950 г. до 1,9 млн. в 1978 г.), а также к снижению надоя молока — в среднем почти с 5 млн. до 3 млн. т.

Из других отраслей животноводства наиболее развито беконное и мясное свиноводство. Свинина составляет более половины общего производства мяса в стране. Стадо племенных свиней насчитывает 2,5 млн. голов. Рост свиноводства объясняется его меньшей трудоемкостью по сравнению с мясным скотоводством, а также дешевой кормовой базой в виде отходов молочной и свеклосахарной промышленности.

В животноводстве, как и в промышленности, развивается производственная специализация. Ферм, на которых можно встретить «всего понемногу» — молочных коров и телят на откорме, свиноматок и поросят, кур и норок, становится все меньше. Учитывая климатические и почвенные условия местности, количество земли и рабочих рук, расстояние от больших городов и пищевых предприятий, конъюнктуру на внутреннем и мировом рынках, фермер с помощью специальных консультационных фирм выбирает наиболее выгодную специализацию своего хозяйства.

В растениеводстве преобладают возделывание кормового зерна и травосеяние. Доля зерновых в пахотном клине превышает половину, в том числе
2/5 пашни приходится на кормовое зерно, главным образом ячмень и овес, и более 1/10 - на продовольственное, преимущественно пшеницу и частично рожь. Урожаи пшеницы составляют в среднем по стране не менее 40 ц/га, а кормового зерна — 30 Ц/га. Общий сбор зерновых достигает 5—6 млн. т, из которых 3/4 составляет кормовое и 1/4, — продовольственное зерно.

Под сеяными травами занято около 1/3 обрабатываемой земли. Травы в Швеции издавна были самой надежной кормовой культурой. Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного скота в кормах.

Из других культур наиболее значительные площади занимают картофель, сахарная свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется маргарин.
Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также на низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове
Сконе и на островах Эланд и Готланд.
Кроме того этот наиболее быстро вызревающий злак-главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточены в средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля пшеницы наиболее обширны на равнинах Сконе и на востоке Средней Швеции, в Эстергётланде.
Главный картофельный район — южные склоны Смоланда с сухими песчаными почвами. Наиболее требовательная к почве и климату сахарная свекла возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Доля сеяных трав в пахотном клине возрастает с юга на север, достигая в Северной Швеции 3/4 обрабатываемой площади.

Сельское хозяйство Швеции отличается высокой степенью механизации

Транспорт.

Железнодорожные перевозки составляют почти 2/3 всего внутреннего грузооборота. Общая протяжённость железнодорожной сети (1955) 16,4 тыс. км
(13,2 тыс. км широкой и 3,2 тыс. км узкой колеи), в том числе 7,0 тыс. км, или 42% , электрифицировано. По степени электрификации железнодорожного транспорта Швеция занимает 2-е место в мире (после Швейцарии). Государству принадлежит свыше 90% всей железнодорожной сети Швеции, в том числе около
93% электрифицированных линий. Основу железнодорожной сети составляют магистрали, соединяющие крупнейшие города между собой (Стокгольм — Гетеборг
— Мальмё — Стокгольм) и северная магистраль от Стокгольма до границы с
Финляндией, а также грузонапряжённые рудовозные линии Кируна — Нарвик,
Елливаре — Лулео и Гронгесберг — Окселёсунд (железная руда составляет
45—50% всего грузооборота шведских железных дорог). Швеция связана с помощью морских железнодорожных паромов регулярным железнодорожным сообщением с Данией и Германской Демократической Республикой. Автомобильный парк в 1956 насчитывал 737 тыс. легковых автомашин, 123 тыс. грузовых и автобусов. Развито междугородное автобусное сообщение.

Морской транспорт обслуживает значительную часть внутреннего грузооборота (около. 15%) и имеет решающее значение во внешней торговле
Швеции,9/10 которой идёт морским путём. По тоннажу шведский торговый флот занимает 10-е место в мире (около 3% мирового торгового тоннажа). Для торгового флота Швеции характерны высокий удельный вес теплоходов (около
80% всего тоннажа) и большая доля специализированных судов — танкеров, рудовозов и лесовозов. Крупнейшими морскими портами Швеции являются
Гётеборг (грузооборот 5,4 млн. тонн в 1954), Стокгольм (5,0 млн. т), Лулео
(3,5 млн. т) и Мальмё (2,2 млн. т).

Внешнеэкономические связи


Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной
Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз
(ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и
Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта
Швеции. Важным изменением в политике стала подача Швецией заявки на вступление в ЕС 1 июля 1991 г. Швеция вступила в Европейский Союз в качестве полноправного члена с 1 января 1995 г.

До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски могли быть распределены на больший объем продаж.
В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке
ООН в 1992 г. в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций.
Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции.
Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность, основанная на сырьевых материалах (например лесная промышленность и добыча руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами
Европы.
В то время, как что шведские компании вели активную деятельность на иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек.
В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс, 206 тыс. и
115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской промышленности.

Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности Швеции.
В своих отчетах компании также сообщали о высоких по международным стандартам прибылях. С 1993 по 1996 г. промышленные инвестиции увеличились более чем в два раза.

| | | | | | |
|Изменение объема спроса | | | | | |
|и производства в | | | | | |
|1980-1996 гг. (в %) | | | | | |
|Годы |1980-199|1990-199|1994 |1995 |1996 |
| |0 |3 | | | |
|ВВП |2,0 |-1,6 |3,3 |3,6 |1,1 |
|Импорт |3,6 |-2,1 |13,2 |10,3 |3,5 |
|Личное потребление |1,5 |-1,2 |1,8 |0,8 |1,5 |
|Государственное |1,6 |1,0 |0,7 |1,0 |1,7 |
|потребление --- | | | | | |
|Совокупные |2,8 |-14,2 |12,0 |13,6 |-1,8 |
|капиталовложения | | | | | |
|Экспорт |4,1 |2,5 |14,0 |12,6 |5,6 |
| | | | | ||

Список используемой литературы

1. «Большая Советская Энциклопедия» 1990 г.

2. «География Финляндии», 1982 г.

3. «Географический энциклопедический словарь» (Москва 1984 г.)

4. Гундерсон Т. «Норвегия - экономическое и прочее развитие в

Баренцевом регионе.» // МЭиМО. 1994. №7-8.

5. «Ежегодник», 1990 г.

6. Журнал “Международная жизнь” (1991-1994)

7. Краткий географический справочник «Страны и народы»., 1992 г.

8. «Привет из Норвегии» Экономика и жизнь. 1992. №36 (приложение).

9. «Страны Мира» . Справочники (1992-1993 гг.)

10. Старикович Г. «Отказ от вступления в ЕС - Особенность или закономерность?» МЭи МО. 1997. №6 с.75.

11. Экономическая география зарубежных стран (Москва 1992 г.)

-----------------------

[pic]


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.