РУБРИКИ |
Характеристика населения США. Традиции страны |
РЕКЛАМА |
|
Характеристика населения США. Традиции страныХарактеристика населения США. Традиции страны
1. Общая характеристика населения. Территорию современных США с древности населяли индейцы (Аляску - эскимосы). В XVI веке началась европейская колонизация Северной Америки, в ходе которой коренное население вытеснялось и истреблялось; для работы на плантациях ввозились негры-рабы из Африки. Таким образом, длительное время население США увеличивалось за счет не только естественного прироста, но и массовой иммиграции. Всего с начала XIX века в страну прибыло более 60 млн. человек из почти 70 стран. Вплоть до 70-х гг. прошлого века среди них преобладали англичане, шотландцы и ирландцы, и поэтому английский язык стал для США государственным. Затем возросло число переселенцев из других европейских стран, а после второй мировой войны - из стран Латинской Америки (особенно мексиканцев и пуэрториканцев). Таким образом, массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. Современная американская нация - это прежде всего результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и в особенности из Европы и Африки. Во второй половине XX века иммиграция из Европы заметно уменьшилась, но зато увеличилось число иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки. Среди последних преобладают мексиканцы; миллионы их, чтобы заработать на жизнь, ежегодно переходят границу легально и нелегально. Их называют "брасерос" (буквально: "люди, предлагающие свои руки"). В наши дни, несмотря на ряд ограничений, ежегодный приток составляет почти 1 млн. человек. На данный момент 3/4 всего населения - американцы США. Около 0,4% населения - аборигены (индейцы и эскимосы), большая часть которых продолжает жить в резервациях, созданных правительством на ранних этапах колонизации. Свыше 12% американцев - негры, которые вплоть до 30-х гг. XX века, как и во времена рабства, были заняты преимущественно в сельском хозяйстве южных штатов. Теперь большинство негров живет в городах, где выполняет неквалифицированную работу в промышленности и сфере обслуживания (грузчики, лифтеры, прислуга и т.п.). Расовая дискриминация в отношении "черных" и "цветных" американцев проявляется в пониженной оплате труда по сравнению с белыми американцами, в наличии городских кварталов, предназначенных для жительства этих групп населения и во многом другом. Разнообразен и религиозный состав населения. В США зарегистрировано около 260 различных церквей, в том числе 86 насчитывают более 50 тыс. последователей каждая. Религиозная принадлежность американцев, как правило, тесно связана с их происхождением: потомки выходцев из Италии, Испании, Польши обычно католики, из Великобритании, Скандинавских стран - протестанты, из России, Греции - православные (хотя их доля значительно ниже католиков и протестантов). Возрастную и половую структуру населения США можно оценить по приведенным ниже диаграммам, которые составлялись по данным 2006 года. Общая численность населения тогда составляла 299 млн. человек (без учета военнослужащих и других граждан США за пределами территории 50 штатов страны). По данным диаграммы делаем вывод: численность населения женского пола преобладает над численностью населения мужского пола. Следующая диаграмма показывает возрастной состав населения. Рассмотрим также показатели смертности рождаемости и естественного прироста, которые приведены ниже. Изучив их, мы сможем определить тип воспроизводства населения и соответственно сделать выводы по направлению демографической политики (а именно: второй тип воспроизводства, демографическая политика направлена на повышение рождаемости). В настоящее время по численности населения США занимают третье место в мире (299 млн. чел.). Согласно прогнозам демографов, число жителей в стране к 2025 году увеличится до 349 млн. человек. Однако времена, когда США как молодая нация занимали одно из первых мест в мире по естественному приросту населения давно прошли. В 80-90-х гг. этот прирост заметно снизился.. Средняя плотность населения в США - 27 человек на 1 км2 , что значительно ниже, чем в других развитых капиталистических странах. Для размещения населения в пределах страны характерны очень большие различия. Например, почти 70% жителей США проживают на территории, занимающей всего 12% общей площади страны. Особенно велики различия между приморскими (приозерными) и горными штатами: от 350 - 400 до 2-3 человек на 1 км2 . В последнее время заметно возросли внутренние миграции населения, в первую очередь пенсионеров, из штатов Севера ("снежный пояс") в штаты Юга ("солнечный пояс"). В целом быстрее растет население Техаса, Флориды и особенно Калифорнии. Размещение населения США определяется прежде всего географией городов, общее число которых достигает почти 9 тысяч. Для американских городов характерна четкая прямоугольная планировка. Обычно выделяется Центральный деловой район, или "даунтаун", где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания. В больших городах его облик обычно определяют здания - небоскребы. В остальных городских чертах преобладает малоэтажная (3-5 этажей), а дальше от центра - индивидуальная застройка. США - типичная страна городских агломераций. В 1950 г. в США насчитывалось 170 городских агломераций, а в конце 80-х гг. - около 300. Городов - "миллионеров" в США всего 6, а агломераций - "миллионеров" около 40. В них проживает половина населения США. Но все время растущая цена на землю, ухудшение экологической и транспортной ситуации в ядрах агломераций при широком развитии индивидуального автотранспорта, да еще с учетом стремления среднего американца непременно жить пусть в небольшом, но собственном доме привели к гигантскому стихийному разрастанию пригородных зон. Теперь в такой "одноэтажной Америке" живет 2/3 всех американских семей, тогда как в центральных частях городов, по крайней мере до недавнего времени, население убывало, т.е. шел процесс субурбанизации. Это вызывает широкое распространение "маятниковых" поездок. Во второй половине XX американские географы отметили формирование в США мегаполисов. Ныне в стране таких мегаполисов три: Северо - Восточный, Приозерный и Калифорнийский. Первый из них, протягивающийся от Бостона до Вашингтона, сокращенно называют "Босваш", второй, расположенный между Чикаго и Питтсбургом, - "Чипитс", а третий (Сан-Франциско - Сан-Диего) - "Сан-сан". Большинство сельского населения живет на далеко отстоящих друг от друга фермах (рассеянная форма расселения); компактные сельские поселения более многочисленны на юго-востоке страны. Но по условиям быта сельские жители не очень сильно отличаются от городских. Следовательно, городской образ жизни по существу безраздельно господствует по всей стране. Классовая структура населения типична для развитой капиталистической страны. Небольшая группа буржуазии (примерно 250 семейств миллиардеров и миллионеров, несколько большая прослойка крупной и средней буржуазии) эксплуатирует труд миллионов рабочих, служащих и мелких фермеров. Около 9/10 американцев работают по найму, свыше 1/3 из них - рабочие. Количество людей, занятых в сельском хозяйстве, в 7 раз меньше, чем в промышленности. С ША служат ярким примером того, что в условиях капитализма даже самые экономически развитые страны не могут справится с бедностью. Дома в центральных районах, из которых буржуазные семьи выехали в пригороды, перестраиваются спекулянтами в расчете на малоимущее население, увеличивается скученность населения, ухудшаются санитарные условия. Нарастающее загрязнение воздуха и воды в ряде городов достигло критических показателей. Плата за квартиру, образование, медицинскую помощь непосильна все большему числу американцев. Растущая безработица (особенно в крупнейших городах) стимулирует рост наркомании и преступности. 2. Традиции страны США является многонациональной страной, поэтому
традиции, почитаемые в этой стране, объединяют в себе традиции многих
государств и народов. Но несмотря на это каждый американец безумно горд тем,
что он родился либо стал гражданином этой супердержавы. Американцы свято чтят
своих президентов, изучают свою историю и считают позором не знать своего
гимна. Но я хочу остановиться на рассмотрении питания американцев. Распространенная точка зрения иностранцев, что американцы питаются только чизбургерами, кока-колой и жареным картофелем, так же "верна", как и мнение американцев, будто пища англичан — это чай и рыба с картошкой, немцев — пиво и тушеная капуста, а французов — красное вино и чеснок. Расхожее представление о
"типичной" американской еде объясняется тем, что рекламируемый
продукт сплошь и рядом является подделкой. В Америке на мясо идет скот,
специально выкармливаемый зерном, а не тот, что дает молоко. В результате
настоящая американская говядина нежнее и вкуснее той, что обычно предлагается в
Европе как "американский стэйк". Продаваемый за границу картофель,
который целиком запекается в фольге и продается Даже такая важная вещь, как американские соусы для барбекю отличаются от тех, которые стоят на полках иностранных супермаркетов. Прекрасный соус для барбекю из района Южного Чикаго имеет собственную остроту и привкус. Техасцы каждый год проводят конкурс на самый острый соус (рецепты изготовления держатся в секрете). А в испаноязычных общинах Юго-Запада США уверены, что их соус самый лучший. Кроме того, имеются калифорнийские вина, которые успешно участвуют в международных конкурсах. Как это принято повсеместно, лучшие вина никогда не вывозятся. Старейшее кукурузное или пшеничное виски — самое мягкое, которое пьют маленькими глотками, — не будет предложено первому встречному. Что касается продуктов питания, то здесь у Америки два больших преимущества. Во-первых, как ведущая сельскохозяйственная страна, она всегда хорошо снабжала своих граждан свежим мясом, разнообразными фруктами и овощами по довольно низким ценам. Именно поэтому бифштекс или ростбиф, вероятно, наиболее "типичная" американская еда — она всегда была самой доступной. Но хорошие цыплята, зажаренные на южный манер, окорока, выдержанные в сахаре или запеченные на углях из орешника, индейка (некоторые американцы хотели бы видеть ее в качестве национального блюда), свежие омары, крабы, моллюски и другие морские продукты также пользуются успехом. В страну с сильно различающимися климатическими условиями не нужно ввозить такие фрукты и овощи, как свежие грейпфруты, апельсины, лимоны, дыни, вишни, персики, капуста брокколи, авокадо, салат-латук и клюква. Вот почему фруктовые блюда и салаты являются повседневной пищей. Семейные огороды были очень популярны как хобби и как способ сэкономить деньги еще в те времена, когда большинство американцев было фермерами. Это помогало также всегда иметь на столе свежую еду. Огороды настолько популярны, что даже "Нью-Йоркер" всегда публикует несколько карикатур, связанных с выращиванием кабачков-цуккини. При этом имеется в виду, что цуккини — один из наиболее простых для выращивания овощей, поэтому каждый норовит скормить своей семье побольше, а попытка всучить еще один соседям стала почти национальной шуткой. В некоторых районах, где почти каждый ловит рыбу, он заменяет кабачки ("поймал и съел"). Первые свежие окуни и горная форель очень хороши. Другое преимущество Америки заключается в том, что иммигранты привезли с собой и продолжают привозить традиционные блюда своих стран. Разнообразие блюд и способов их приготовления просто поражает. Армянская, баскская, каталонская, креольская, датская, французская, немецкая, греческая, венгерская, итальянская, традиционная еврейская, латвийская, мексиканская, вьетнамская или любая другая кухня сейчас прочно укрепились в Америке. На завтрак — поджаренный багель с творогом а-ля Филадельфия, на обед — хрустящий тако со свежим салатом и острым сыром, или полный обед, начинающийся с кисло-сладких блюд в китайском ресторане, также стали "типично" американскими. На сегодняшний день в Америке просматривается по меньшей мере четыре тенденции, связанных с продуктами и системой питания. Во-первых, возросло число недорогих ресторанов с фирменными блюдами. Среди них те, что предлагают большой выбор блинчиков, разнообразные холодные и горячие завтраки, а также буфеты и бары, специализирующиеся на всевозможных салатах. Во-вторых, все большее число американцев позволяет себе посещение ресторанов. В целом они не так дороги, а кроме того, многие американки не хотят ограничивать свою жизнь кухней. Они предпочитают заплатить профессиональному повару и хорошо поесть. В то же время растет число мужчин и женщин, для которых приготовление пищи — любимое занятие. Появляется все больше телевизионных сериалов, пропагандирующих различные направления кулинарного искусства. О росте популярности последнего говорит хорошая раскупаемость поваренных книг, а также увеличение числа магазинов, продающих "экзотическое" кухонное оборудование и специи. Третья тенденция связана с общенациональной кампанией борьбы за здоровье людей. В целом диета американцев более легкая, чем во всем мире. Растительная пища, фрукты и овощи, рыба и салаты преобладают в ней, отодвигая на второй план трудноперевариваемую или сахаросодержащую пищу. Американец едва ли откажется от "хорошей" порции мяса и картофеля с подливкой, но стремление сохранить здоровье и хорошую фигуру — отнюдь не временное явление в Соединенных Штатах. И наконец, в США налицо поистине интернациональное движение к системе быстрого питания, представленной киосками пиццы, гамбургеров, мексиканских блюд, цыплят, салатов с сандвичами, морской пищей и богатым выбором мороженого. И хотя многие американцы, да и не только они, без энтузиазма относятся к такой тенденции (не приветствуют ее, разумеется, и владельцы ресторанов) , люди всех возрастов и разного достатка продолжают пользоваться услугами таких заведений. Но может быть, и не следует относиться к этому слишком серьезно? Если большинство американцев считает Францию сердцем "изысканной кухни", то не следует забывать, что в Париже находится и самый большой в мире ресторан, фирменное блюдо которого — гамбургеры. |
|
© 2000 |
|