РУБРИКИ |
УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН |
РЕКЛАМА |
|
УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОНУРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОНУРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН Уральский экономический район, включающий области: Курганскую, Оренбурскую, Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и республики: Башкортостан и Удмуртскую, является одним из крупных экономических районов Российской Федерации. Район расположен на рубеже Европы и Азии и занимает территорию 82 млн. кв. км, численность населения - 20345 тыс. чел., плотность - 24,7 чел. на кв. км. Территория района вытянута в меридиональном направлении на тысячи километров от Полярного Урала до степей Оренбургской, Челябинской и Курганской областей Южного Урала. Тип климата - среднеконтинентальный, средние температуры: января - 17,5 град. С, июля + 19,1 град. С, годовая сумма осадков - 300-700 мм. Из общей земельной площади района в 82400 тыс. га 43% занято лесами, из них 23% лесом хвойных пород; запасы древесины в районе составляют 4850,1 млн. куб. м. Уральский район богат минерально-сырьевыми ресурсами. В районе эксплуатируются крупные месторождения нефти, природного газа, газового конденсата, железных руд, калийной и поваренной соли. Разведаны запасы полиметаллических, медных, никелевых, бокситовых и ртутных руд, а также торфа, апатитовых, фосфоритовых горючих сланцев. Для Урала характерным является уникальное сочетание крупных рудных и нерудных полезных ископаемых. Здесь сосредоточено: 51,3% запасов хризотиласбеств (добыча которого превышает 61% общесоюзной); около 30 млрд.тонн окиси калия; более 15 млрд. тонн железных руд, в том числе 83,8% - титаномагнетиты (80% запасов железных руд Урала располагается в Свердловской области). До 90% суммарных запасов относятся к комплексным рудам, которые содержат такие спутствующие элементы, как титан, хром, никель, глинозем и другие. Среди крупнейших в мире месторождений полезных ископаемых следует отметить такие, как Баженовское (хризотил-асбест), Кимперсайскую группу (хромиты) и Качканарскую железорудную группу, Верхнекамское месторождение хлористых солей натрия, калия и магния. В рудных бокситах содержится галий, ванадий, скандий, германий; в медно-колчедановых рудах - до 25 ценных компонентов, включая редкоземельные элементы и драгоценные металлы. Однако большинство из них до настоящего времения не извлекаются и остаются в промышленных отходах, объем которых в целом по Уралу ежегодно превышает 300 млн. тонн, в том числе по Свердловской области они составили: (в млн.т) сухие промышленные отходы - 40, мокрые хвосты обогащения - 30, шлаки металлургических отходов - 5,6, зоны и шлаки ТЭС - 9 млн.тонн. Огромные запасы отвальных шлаков постоянно пополняются. Они подержат: меди до 0,3-0,7%, цинка - 1-7%, железа - 20-40%. В то же время обогащаются руды, содержащие меди - 0,4-0,5%, цинка - 0,5%, железа - 16%. Только в Свердловской области в отвалах металлургических предприятий и машиностроительных заводов, имеющих стале- и чугунолитейные производство, находится свыше 50 млн. тонн шлаков с соедржанием железа до 2 млн. тонн. Природные ресурсы Уральского района обеспечивают ему роль одного из главных энергетических (Башкортостан, Оренбурская и Челябинская области) и сырьевых (Пермская, Челябинская, Свердловская области) баз России. Однако интенсивная эксплуатация нефтяных скважин привела их к быстрой выработке и исключению их из промышленного использования. Длительная специализация Урала на производстве продукции черной и цветной металлургии, многопрофильного машиностроения, химической, горнорудной, лесоперерабатывающей отраслей, формирования здесь крупного потенциала оборонных предприятий, наложили свой, специфический, отпечаток на деятельность всего региона. Пять областей (Екатеринбургскую, Челябинскую, Пермскую, Оренбургскую, Курганскую) и две республики (Башкирскую и Удмуртскую) Уральского экономического района обеспечивали до начала 1991 г. 22% союзного производства кокса, 30% - черных металлов, 16% - пластмасс, 50% - калийных удобрений, 60% - бокситов. Уральский экономический район - один из крупнейших центров по производству лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий. Здесь производится 7,9% экспортных пиломатериалов, 9,9% древесностружечных плит, 15% древесноволокнистых плит, 18,8% фанеры, 28,6% шпал, 20,4% газетной бумаги, 2,6% картона. Развитые металлургическая и машиностроительная отрасли - Удмуртская республика, Свердловская, Челябинская, Пермская и Оренбурская области - делают Уральский район крупнейшим поставщиком металла и разнообразных машин и оборудования в масштабах России, ближнего и дальнего зарубежья. Основные технико-экономические показатели отраслей промышленности* района приведены в таблице:
Износ фондов в среднем по району 53,1%. * Без пищевой и прочих отраслей промышленности. Обрабатывающие отрасли промышленности представлены в Уральском районе следующими видами и объемами продукции: Металлорежущие станки - 1,87 тыс. шт. (Пермская, Свердловская и Курганская области) Деревообрабатывающие станки - 3,24 тыс. шт. (Пермская область и Удмуртская республика) Прокатное оборудование - 26,4 млн. руб. (Свердловская и Челябинская области) Экскаваторы - 389 шт. (Свердловская область) Трубы стальные - 2,85 млн. т (Пермская, Свердловская и Челябинская области) Тракторы - 30,5 тыс. шт. (Челябинская область); Бульдозеры - 13,3 тыс.шт. (Челябинская область); Бумага - 993,4 тыс. т (Пермская область); Трикотаж (бельевой и верхний) - 9,56 млн.шт. (Курганская область, Башкортостан); Обувь - 13,12 млн. пар (Свердловская область). Кроме того, в районе производятся картон, цемент, автогрейдеры, дизели и дизель-генераторы и др.) Перспективными направлениями развития для района являются внедрение малоотходных и безотходных технологий в металлургии, машиностроении и лесоперерабатывающей промышленности. Проблема комплексного использования сырьевых и энергетических ресурсов, отвалов и отходов производства, а также повышения эффективности функционирования самих производственных мощнойстей на Урале должна стать главной. Это позволило бы повысить долю выхода добываемого, перерабатываемого и вторичного использования сырья и топливно-энергетических ресурсов. Строительный комплекс района обеспечен местными строительными материалами: цементным сырьем (Челябинская, Свердловская, Оренбурская, Пермская области и республика Башкортостан); гипсом и гипсо-ангидритом (Челябинская, Свердловская, Пермская, Оренбурская области и республика Башкортостан); песками строительными и строительным камнем практически повсеместно. Потенциальными строительными материалами являются отходы металлургических и горных предприятий, находящиеся в многочисленных отвалах. Узлами сосредоточенного строительства в районе являются вновь строящиеся и развивающиеся предприятия нефтегазодобывающего комплекса Пермской, Свердловской и Оренбургской областей, республик Удмуртии и Башкортостана. Объем производства основных строительных материалов и конструкций в настоящее время достигает: Цемент - 16021 тыс. т Шифер - 606,2 млн. усл. плиток Стекло строительное - 26448,6 тыс. кв. м Сборный железобетон - 11029,5 тыс. куб. м Пористые заполнители - 2751,1 тыс. куб. м Мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы - 119066 тыс. кв. м Изделия санитарной керамики - 649,9 тыс. шт. Кирпич строительный - 3305,6 млн. шт. усл. кирпича. Одной из проблем района является недостаточное обеспечение современной строительной и транспортной техникой в специальном северном исполнении. Сельское хозяйство занимает существенное место в экономике Уральского района, хотя в нем занято 7,7% населения, участвующего в материальном производстве. По природным условиям район разделяется на две крупные сельскохозяйственные зоны: северную нечерноземную и зону Южного Урала. По объему валового производства сельскохозяйственной продукции район занимает четвертое место в России. Он специализируется на производстве товарного зерна твердых пшениц и картофеля, в значительной степени обеспечивая свои потребности за счет собственного производства молока, мяса, яиц. Продукты животноводства составляют 60% валовой сельскохозяйственной продукции Урала. Фермерские хозяйства в районе имеют средний размер земельного участка - 44 га. На Урале сформировалась мощная транспортная система. В 1990 году доля уральского транспорта в общероссийском объеме перевозок составляла 14,3%, в том числе железнодорожного транспорта соответственно 19,2%, автомобильного - 13,8%, речного - 11%. Густота железнодорожной сети района превышает аналогичный показатель по России в 2,8 раза, автодорог с твердым покрытием - в 2,9 раза. Основные объемы перевозок по железной дороге приходятся на следующие станции: Свердловск-сортировочный, Пермь-сортировочный, Серов-сортировочный, Челябинск-главный, Оренбург. В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, из которых Иртяш, Уелги, Пелымский Туман и Увильды имеют площадь зеркала более 50 кв. км. Перевозки водным транспортом осуществляются по рекам Кама, Белая, Чусовая, Тобол, Тура, Урал, Вишера и Тавда, которые судоходны от 200 до 240 дней в году. Автомобильный и речно-транспорт развиты недостаточно, что создает перегрузку железнодорожного транспорта. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки в основном со средней дальностью до 20 км, большие резервы развития транспорта. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России. Таможенные пункты в районе расположены на железнодорожных узлах в городах Екатеринбург, Курган, Оренбург, Орск, Пермь, Челябинск, Магнитогорск, Уфа и Ижевск. Район имеет широкую сеть внутренних и межрегиональных авиалиний. Урал относится к районам с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой в России. Загрязнение происходит в виде выбросов в атмосферу, сброса сточных вод в водоемы и нарушений почв горными разработками. К числу особо неблагоприятных городов района отнесены: Челябинск, Пермь, Нижний Тагил, Красноуральск, Ревда, Магнитогорск, Бакал, Сатка, Златоуст, Березняки, Соликамск, Губаха, Медногорск, Новотроицк, Оренбург и Орск. Для улучшения экологической обстановки в районе требуется значительные инвестиции и целенаправленная программа мер. На территории района имеется Башкирский природный национальный парк площадью 98,4 тыс. га и заповедники Басеги - 19,4 тыс. га, Висимский - 13,5 тыс. га, Оренбурский - 21,7 тыс. га, Шульга-Таш - 22,5 тыс. га, Южно-Уральский - 254,9 тыс. га и Ильменский - 30,4 тыс. га. Район обладает высоким рекреационным и туристическим потенциалом. Резюме: Уральский экономический район располагает широким спектром природных ресурсов, включая нефть, газ, газовый конденсат, руды черных и цветных металлов, лес, разнообразное сырье для строительства, разработка и использование которых имеет большие перспективы. Требует дальнейшего развития на современной основе туристический и рекреационный комплексы с использованием концепции эколого-экономического зонирования. Первоочередной задачей развития района является приведение экологической обстановки в ряде мест в соответствие с требованиями действующего законодательства. Города Урала богаты уникальными культурно-историческими памятниками, проблемы сохранения которых однотипны с аналогичными проблемами в нижнетагильском регионе. Именно поэтому создаваемый в Нижнем Тагиле индустриально-ландшафтный парк может стать ядром будущего индустриально-ландшафтного Национального парка Урала. Мировой опыт свидетельствует о том, что создание индустриально-ландшафтных парков является оптимальной формой сохранения и использования памятников индустриальной культуры прошлого. Пример тому – «Эмшер-парк» в Германии, «Экомузей Бергслаген» в Швеции, «Национальный коридор наследия» в США и т.д. Это - грандиозные индустриально-ландшафтные парки, включающие в себя размещенные в десятках городов крупные памятники индустриальной культуры. На основе этих парков развита крупномасштабная туристическая деятельность, приносящая в региональные бюджеты значительные средства, создаются новые рабочие места, решаются проблемы сохранения самих памятников и окружающей их среды. Именно такие соображения легли в основу разработанного музеем-заповедником предложения о создании на Среднем Урале Национального индустриально-ландшафтного парка, с которым мы вошли в администрацию Свердловской области. Известно, что наше предложение одобрено, и по указу губернатора создан оргкомитет для разработки соответствующей программы. В качестве памятников истории техники представляют интерес многие заводы Урала: Кушвинский, Алапаевский, Синячихинский, Саткинский и др. Немалое культурно-историческое наследие сохранилось и в городах Урала - Кушве, Невьянске, Верхней и Нижней Салде, Новоуральске, Верхней Туре и др. Сейчас практически весь регион Среднего Урала является объектом научных исследований Нижнетагильского музея-заповедника. Во многих городах и поселках работают его филиалы. |
|
© 2000 |
|