РУБРИКИ |
Угольная промышленность России |
РЕКЛАМА |
|
Угольная промышленность РоссииУгольная промышленность РоссииУГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ РЕФЕРАТ ПО РПС ЕКАТЕРИНБУРГ 1999 Г. ОГЛАВЛЕНИЕ. Значение отрасли и удельный вес в промышленности России. Геологические запасы страны. 3
Значение отрасли и удельный вес в промышленности России. Геологические запасы страны. Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ѕ угля
используется в промышленности, на тепловых электростанциях как
топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в
металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). В топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) России доля угля в Общие геологические запасы угля в стране составляют 6,8 трлн.
т, из них действительные и вероятные запасы – около 1200 млрд. т.,
а запасы угля (балансовые) в России составляют (млрд. т.) КАТЭК – Господствующими являются каменные угли: они составляют 70% общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные территориальные различия. В европейской части СССР, например, явно преобладают каменные угли, составляющие свыше 9/10 всех запасов, в Казахстане они находятся примерно в равном количестве, а в Сибири бурых углей в 3 раза меньше, чем каменных. Среди каменных углей более 1/5 приходится на технологическое
топливо (коксующиеся угли), основными источниками которых служат Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где свыше3/4 занимают каменные угли, в том числе 1/4 коксующиеся. Выявленные запасы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная их масса сосредоточена в нескольких бассейнах. Например, Ленский (1647 млрд. т), Тунгусский (2345 млрд. т), Канско-Ачинский (601 млрд. т) и Кузнецкий (725 млрд. т). Но особенно важна оценка размещения ресурсов, которые экономически целесообразно осваивать в ближайшей перспективе. [iii] Территориальное размещение и его значение. Роль того или иного угольного бассейна в территориальном
разделении труда зависит от количества и качества ресурсов,
степени их подготовленности для промышленной эксплуатации,
размеров добычи, особенностей транспортно-географического
положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные
межрайонные угольные базы — Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Территориальное размещение угольных предприятий жестко
обусловлено местоположением запасов. Значительная их часть
залегает в промышленно неразвитых азиатских регионах с суровыми
природными условиями, что предопределяет повышенный уровень
производственных, социальных и транспортных затрат. К счастью, Особенности технологий. Негативные воздействия горных работ на природную среду
особенно значительны при открытом способе добычи угля. Более 60%
угольных шахт России взрывоопасны (газ и угольная пыль), почти в По мере эксплуатации любого угледобывающего предприятия горные
работы все более передвигаются в глубь земных недр, что
сопровождается удлинением производственных коммуникаций и падением
их "производительности". Эти неблагоприятные изменения особенно
заметны в отдельных звеньях технологической цепочки шахты Проектами строительства шахт предусматриваются вскрытие и
подготовка к выемке запасов только одного верхнего добычного
горизонта. Но по истечении 10-12 лет шахта полностью отрабатывает
данную часть угольных запасов, и на ней должны быть завершены
вскрытие и подготовка к эксплуатации следующего, расположенного
ниже горизонта. Во многих случаях это означает осуществление
комплекса работ по реконструкции, что требует крупных инвестиций. Конечный срок службы угледобывающего предприятия также жестко ограничен величиной запасов угольного поля. Средний срок службы шахты составляет около 40 лет, то есть в отрасли ежегодно выбывает пять-семь шахт. При сохранении стабильной общей потребности страны в угле для компенсации этой потери необходимо регулярно и заблаговременно, с запасом 8-10 лет, строить такое же количество новых шахт. Даже в условиях стабилизировавшейся общей потребности в угле отрасль физически не может существовать без крупных регулярных инвестиций. Если же спрос на уголь вновь начнет повышаться спустя, допустим, 8-10 лет, то, с учетом запаса капиталовложений в новое строительство, величина инвестиций, необходимых сегодня (при стабильной спросе), окажется еще большей. Положение угольной промышленности сегодня. В настоящее время угольная промышленность России стоит перед
необходимостью глубокого реформирования. В течение ряда последних
лет снижается уровень добычи угля, (с 1990 по 1994 г. добыча угля
в Российской Федерации в целом сократилась на одну треть), падает
производительность труда в отрасли, растет себестоимость добычи. В течение длительного периода времени угольная промышленность В СССР мощности по производству машин и оборудования для
угольной промышленности находились на Украине (60%), в Казахстане Ожидаемая в среднесрочной перспективе стабилизация спроса на
уголь со слабовыраженной тенденцией к росту после 2000 г.(см. Динамика развития. Позиция государства. Особенности ценообразования. Максимальный уровень добычи угля в Российской Федерации был достигнут в 1988г. и составил 410 млн. т. В последующие годы спрос на уголь и, как следствие, его добыча быстро падали и в 1994 г. составили 261,3 млн. т. [vi]Аналогичная тенденция была характерна и для коксующихся углей Снижение спроса на уголь, прежде всего, было вызвано общим резким падением производства в России в первой половине 90-х годов и, отчасти, стремлением хозяйственных субъектов к более рациональному использованию данного быстро дорожающего ресурса. По-видимому, со стабилизацией выпуска промышленной продукции, а в перспективе роста ее производства, увеличится и потребление угля в Российской Федерации. Реальное сокращение доли угля в энергетическом балансе страны возможно только в случае структурной перестройки экономики, направленной либо на снижение энергопотребления на единицу продукции, либо на вытеснение угля другими энергетическими источниками. Оба этих пути связаны с необходимостью осуществления огромных капиталовложений, источников для которых в настоящее время в России нет и в ближайшие пять лет их появление маловероятно. Закончено акционирование и начата денежная приватизация
предприятий угольной промышленности. Создано более 500 акционерных
обществ (с учетом дочерних АО). Образованы также инвестиционные,
консалтинговые, страховые компании. В угольной промышленности в
соответствии с указом Президента РФ № 168 от 9 февраля 1996 г.
государственное предприятие "Росуголь" преобразовано в акционерное
общество. Учредительные документы утверждены Госкомимуществом Формально государственный контроль над ценами на уголь отменен правительством Российской Федерации в июле 1993 г. Отмена контроля над ценами рассматривалась как первый шаг на пути перестройки угольной промышленности в новых экономических условиях. Наряду с отменой регулирования цен в течение переходного периода предполагалось осуществление государственных субсидий угольной отрасли в целом. В начале 90-х годов цены на уголь были отпущены и стремительно скакнули вверх. И тут выяснилось, что переход на рыночную систему требует длительной подготовки, причем это относится не только к угольщикам, но и ко всем потребителям. В результате потерпели ущерб и те, и другие: потребители не смогли быстро освоиться с новым уровнем затрат, а угольщики столкнулись с незнакомой им ситуацией "кризиса перепроизводства" (естественно, мнимого, но оттого не менее тяжелого). Теоретически региональные угольные компании (бывшие
угледобывающие объединения) могут свободно устанавливать
собственные цены на уголь. Полученные рыночные цены будут
значительно отличаться от бассейна к бассейну и от одной
угледобывающей компании к другой. Причинами подобной разницы в
ценах являются, прежде всего, качество добываемого угля и
транспортные тарифы. Однако на практике Российская угольная
компания (Росуголь) обладает сильным влиянием на процесс
ценообразования посредством механизма распределения субсидий, что
позволяет угольной промышленности сохранять систему перекрестных
субсидий между угледобывающими компаниями, другими словами внутри
бассейнов и между бассейнами. Подобные перекрестные субсидии даст
возможность существовать шахтам, которые в новых рыночных условиях
оказались нежизнеспособными из-за высокой себестоимости добычи
угля и/или высоких издержек на перевозку до потребителя. В
результате в настоящее время во многих случаях потребители угля
покупают его по цене ниже себестоимости. Разница выплачивается
угледобывающим предприятиям в виде субсидий из бюджета. Действительно, если сейчас он продается по ценам ниже
себестоимости, то это означает, что потребители угля оплачивают
данную продукцию не только напрямую, но и через налоговую систему. В итоге на некоторый ныне переживаемый отраслью переходный
период за ней была временно сохранена система госдотаций с
перспективой их прекращения к концу этого периода. (Надо сказать,
что госдотации угольщикам вызывают острое недовольство
руководителей многих других отраслей, не получающих таковых.) Подходы к решению проблемы выхода из кризиса. Взамен инвестирования в производство возрастающих объемов добычи минерального сырья предполагается приоритетное финансирование технологий экономного его использования потребителями. Пути снижения этих потребностей весьма многообразны. Например, более эффективное использование сырья при дальнейшей его переработке, изменение характера самих потребностей в ходе научно-технического прогресса, создание эффективных заменителей, утилизация накопленных в отвалах техногенных ресурсов, комплексная разработка месторождений, технологии замкнутого цикла. Опыт свидетельствует, что помимо прямого экономического эффекта стратегия ресурсосбережения способствует существенному оздоровлению окружающей природной среды. Комплекс мер в области топливосбережения потребителями исчерпывающе проработан в программах развития топливно-энергетического комплекса России и уже отражен в прогнозах перспективной потребности страны в углях. Комплекс мер в области топливосбережения потребителями исчерпывающе проработан в программах развития топливно-энергетического комплекса России и уже отражен в прогнозах перспективной потребности страны в углях. Выбор эффективной стратегии дальнейшего развития угольной отрасли России тесно связан с направлениями, темпами и результативностью осуществляемых в стране социально-экономических преобразований. Более или менее точно предвидеть их невозможно не только на период до 2010 г., но и на ближайшие годы. Далее мы будем рассматривать эту стратегию применительно к гипотезе последовательного становления в стране рыночной системы хозяйствования при сохранении за государством ряда важных регулирующих функций. Угольная промышленность является составной частью ТЭК России, стратегия ее развития зависит от места, которое отводится углю в перспективном топливно-энергетическом балансе, и от конкретных характеристик последнего. Основной задачей разработки краткосрочной (1997-2000 тт.) стратегии, по нашему мнению, следует считать простое выживание отрасли. Главная цель среднесрочной (2001-2010 гг.) стратегии, очевидно, выход отрасли из затянувшегося глубочайшего кризиса и построение системы хозяйствования, обеспечивающей конкурентоспособное функционирование угольных предприятий в условиях развитого рынка. В рассматриваемой среднесрочной перспективе приоритет будет также отдаваться тем направлениям охраны окружающей среды, которые: обладают наименьшей капиталоемкостью; сами приносят эффект, быстро окупающий соответствующие затраты; серьезно улучшают среду обитания в районах экологического бедствия и имеют шансы осуществления с привлечением зарубежного капитала. Вот несколько способов решения проблемы: Стратегия простого поддержания и максимального использования ранее созданного потенциала мощностей. Стратегия широкомасштабного нового шахтного строительства. Стратегия технологического перевооружения действующих предприятий отрасли Стратегия развития экспортных поставок. Стратегия создания ресурсосберегающих технологий. Стратегия комплексной реструктуризации шахтного и карьерного фонда отрасли. Они нацелены на серьезное улучшение структуры общей угледобычи
путем форсирования разработки месторождений, полей и участков с
наилучшими горно-геологическими условиями и ликвидацией
нерентабельных предприятий. Взамен политики "вытягивания" худших
предприятий (на что сегодня затрачивается подавляющая часть
капиталовложений) при принятии этой стратегии получают основную
долю инвестиций, реконструируются и наращивают мощность лучшие по
горно-производственным условиям угольные разрезы и шахты. Ограниченные отраслевые инвестиционные источники используются при такой "смешанной" стратегии наиболее эффективно, а их, отдача оказывается выше, чем при других стратегиях. По существу, эта стратегия реструктуризации является в некотором смысле комбинационной и включает в себя в строго определенных пропорциях самые разнообразные элементы из перечисленных выше "чистых" стратегий. Поэтому именно она была и принята в качестве основополагающей руководством отрасли на период до 2010 г. Прогнозные расчеты крупнейших российских организаций,
занимающихся проблемами угольной промышленности, в перспективе
показывают рост спроса на уголь в России. Даже прогноз Всемирного
банка, отличающийся особым пессимизмом в отношении будущего
угольной промышленности России, демонстрирует рост спроса, на
уголь после 2000 года. Сокращение же относительного (даже не
абсолютного) спроса на уголь возможно только в случае развития
энергосберегающих технологий, изменения структуры производства,
что, как уже отмечалось, требует огромных капитальных вложений. Одним из таких эффективных средств может стать широкомасштабная диверсификация производства. Она даст возможность получить и угольным компаниям, и народному хозяйству большой экономический эффект. Глубокая переработка малорентабельных углей, попутных продуктов угледобычи и отходов, выполняйся она самими угольными объединениями, могла бы внести заметный вклад в повышение их прибыли. Рынок в случае такой диверсификации пополнится нужными потребителю товарами. В целом перспективы проведения крупномасштабной диверсификации в столь специфичной отрасли, как угольная промышленность, можно оценить как многообещающие, хотя и отнюдь не простые. В ближайшей перспективе предстоит провести крупномасштабную перестройку системы инвестиционного финансирования угольных предприятий, отвечающую рыночной системе хозяйствования и целям реструктуризации. Помимо реалий рынка, эта перестройка должна в полной мере учитывать факт ограниченности инвестиционных источников страны и отрасли на весь обозримый период. Исходными положениями инвестиционной стратегии, по-видимому, будут: - сведение к минимуму объемов государственного финансирования инвестиционно-производственной деятельности действующих угольных предприятий и выполнение этих функций ими самими, хотя полная компенсация указанных финансовых потерь только за счет собственных средств предприятия невозможна; - привлечение предприятиями заемных инвестиционных ресурсов; - перевод большинства строительных организаций отрасли в сектор частного предпринимательства; - широкое привлечение крупного иностранного и отечественного капитала с целью технической модернизации наиболее эффективных угольных разрезов; - поддержка обращения угольных компаний к зарубежным источникам финансирования проектов и предприятий, становящихся объектами частной совместной собственности на основе имеющихся законоположений и с учетом опыта, накопленного в этой области в нефтяной промышленности России; - развитие предпринимательства и конкурентных начал во всех видах инвестиционной деятельности; - создание условий и гарантий надежности и прибыльности инвестиций для привлечения иностранных инвесторов; - оказание селективной государственной поддержки крупных инвестиционных проектов на платной и срочной основе; - сохранение значительной доли капитальных строительных работ хозяйственным способом в период эксплуатации угольных разрезов; - строгая (включая финансово-инвестиционную) увязка работ по свертыванию добычи на особо убыточных шахтах с мерами по компенсации потерь добычи за счет повышения мощности угольных разрезов и по созданию диверсифицированных рабочих мест; - сочетание инвестиционной самостоятельности угольных компаний с четко регламентированным участием государственных органов в инвестиционном процессе отрасли. Традиционная система приоритетов при распределении отраслью получаемых от государства капиталовложений характеризовалась раздачей наибольшей их части предприятиям, находившимся в особо сложных горно-геологических условиях, где эти средства увязали без заметной отдачи. Теперь же ограниченные средства, получаемые из централизованных источников, будут использоваться строго избирательно, целевым и адресным назначением. Вступление отрасли в рыночную эру требует коренного изменения принципов распределения средств централизованной поддержки. В условиях стабильного или падающего спроса гораздо разумнее инвестировать лучшие, а не убыточные предприятия. От последних надо просто избавляться, закрывая или отдавая их в аренду или частную собственность. Значительная часть инвестиций будет направляться на расширение самого эффективного открытого способа угледобычи. Исследования показали, что наиболее действенными здесь могли
бы стать меры по расширению самих инвестиционных источников. Столь же серьезным препятствием на пути реализации программы
реструктуризации отрасли является нестабильность внутреннего
положения в стране. Неустойчивость политической и
общеэкономической ситуаций оказывает сильнейшее влияние на работу
угольной отрасли, действуя как "фактор неустойчивости внешней
среды". Единственный выход из данной ситуации - принятие
инвестиционных и хозяйственных решений, обладающих свойством
достаточной приспособляемости к непрогнозируемым изменениям Реструктуризация угольной промышленности начинает давать экономические результаты. Производительность труда шахтеров выросла в 1995 г. на 7,5% и в январе - октябре 1996 г. - на 9.2%, зольность добываемых углей снизилась на 0,2%. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1) Дронов В.П. , Максаковский В.П., Ром В. Я. «Экономическая и социальная география», 1994г. Вопросы экономики №6 1997г. Маркетинг №4 1995г. 1987г. СНОСКИ. ----------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
|
|
© 2000 |
|