РУБРИКИ |
ТЭК. Нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность |
РЕКЛАМА |
|
ТЭК. Нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленностьНа основе смазочных масел готовят несмазочные композиции, предназначенные для передачи импульса давления в гидроприводах и тормозных системах. Консистентные смазки получают добавлением к смазочным маслам загустителей (мыла, церезина, сульфидов, силикатов). Это улучшает их вязкостно-температурные свойства и делает пригодными к применению в случаях, когда обычная жидкая смазка не может быть использована из-за особых условий работы и конструкции узла трения. Антифрикционные консистентные смазки применяют для уменьшения трения и износа.[9] Трубопроводы — наиболее эффективное средство транспортировки нефти по суше. Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80—90 млн т в год при скорости движения потока нефти 10—12 км в час. На сегодняшний лень сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи нефтепромыслов и заводов, вторые — интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Они связывают большое число нефтедобывающих предприятий со многими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и экспортными терминалами. Это система дальних транзитных нефтепроводов. В ним относятся, например, трубопроводы: Нижневартовск—Курган—Самара; Усть-Балык—Курган—Уфа—Альметьевск; система нефтепроводов «Дружба» и др. К основным магистральным системам нефтепроводов относятся следующие: 1. Волга-Уральская система, по которой нефть транспортируется из Поволжья в районы Центральной России (в т. ч. в Москву): На запад: Альметьевск—Нижний Новгород—Рязань—Москва, с ответветвлением: Нижний Новгород—Ярославль—Кириши; На восток: Туймазы—Омск—Ангарск; Нефтепродукты транспортируются по нефтепроводам: Уфа—Курган—Петропавловск; Самара—Пенза—Брянск; Уфа—Новороссийск; Туймазы—Омск; Уфа—Новосибирск. В 1964 г. была открыта первая нить нефтепровода «Дружба», которые связал Волго-Уральский нефтяной район с западными районами бывшего СССР и странами Восточной Европы: Альметевск—Самара—Пенза—Липецк—Орел—Унеча—Мозырь (Белоруссия). В Мозыре нефтепровод «Дружба» разветвляется на два участка: северный — по территории Белоруссии до Бреста и далее в Польшу и Германию; южный — по территории Украины до Ужгорода и далее в Словакию. Венгрию, Чехию и др. От Унечи от нефтепровода есть ответвление на Полоцк и далее в Вентспилс (Латвия) и Мажейкяй (Литва). 2. Западно-Сибирская система включает нефтепроводы, по который транспортируется нефть от Сургута и Нижневартовска к нефтепроводу "Дружба», затем на Украину (и далее в Европу), а также в Казахстан, на Северный Кавказ (в порт Новороссийск) и в Восточную Сибирь (до Ангарска): Сургут—Тюмень—Курган—Челябинск—Уфа—Самара — далее в систему «Дружба» (для транспортировки нефти на запад используются трубопроводы Волго-Уральского района); Усть-Балык—Курган—Уфа— Альметьевск; Нижневартовск—Сургут—Тобольск—Омск—Павлодар (Казахстан) — Чимкент (Казахстан); Шаим—Тюмень; Нижневартовск (Александровское)—Анжеро-Судженск—Красноярск-Ангарск; и ответвление снова на запад: Анжеро-Судженск—Новосибирск-Омск—Курган—Челябинск—Уфа—Туймазы; Нижневартовск—Курган—Самара—Саратов и далее на Украину: Лисичанск—Кременчуг—Херсон—Одесса; Сургут—Самара—Саратов—Волгоград—Новороссийск. 3. Северо-Кавказская система объединяет нефтепроводы этого экономического района РФ: Грозный—Армавир—Тихорецк далее на Туапсе, Новороссийск и в Ростов-на-Дону; Грозный—Махачкала. (В связи с боевыми действиями в Чеченской республике эти нефтепроводы не эксплуатируются). 4. Из других магистральных направлений, возникших в результате добычи нефти в разных районах России следует отметить следующие. Действует нефтепровод, транспортирующий нефть из Республики Коми в районы Центральной России (Усинск—Ухта— Котлас—Ярославль— Москва). А на Дальнем Востоке действует нефтепровод от месторождений острова Сахалин на материк (Оха — Комсомольск-на-Амуре). Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар. Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и др.[10] 2.3. Конъюнктура международного и отечественного рынка нефти и нефтепродуктовВ советский период предприятия нефтяного комплекса подчинялись различным министерствам и ведомствам - Министерству геологии, Министерству нефтяной промышленности, Министерству химической промышленности, Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрою), Министерству энергетики и др. В этих условиях между министерствами необходимы были бесконечные согласованиями любых проектов развития, что тормозило принятие решений и ориентировало весь комплекс не на получение конечного результата с минимальными издержками, а на получение промежуточных результатов, находившихся в зонах ответственности каждого министерства. Указ Президента РФ «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» от 14 августа 1992 г. № 922, положил начало процессу приватизации в нефтяной отрасли и формированию новой организационной структуры нефтяного комплекса. Главным подразделением нефтяного комплекса стали вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), включающие в себя все стадии получения продукта, от геологоразведки и добычи до переработки, сбыта и нового строительства: Крупнейшие вертикально интегрированные компании в составе нефтяного комплекса (2000 г.)
Вертикально интегрированные компании, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, контролируют примерно 10-11% рынка нефти. В крупнейших нефтяных компаниях «НК "Юкос"», «НК "Сургутнефтегаз"», «НК "Сиданко"» государственное участие в капитале отсутствует, а в таких, как «НК "Лукойл"», «Тюменская НК», будет утрачено в ближайшее время. В отрасли действуют также нефтяные компании регионального масштаба, созданные в 1994-1997 гг.: «ОНАКО» (доля Российской Федерации - 85%), «НОРСИ-ойл» (доля Российской Федерации -85%) и др.
Созданы также акционерные компании по транспортировке нефти: ОАО «АК "Транснефть"» (доля Российской Федерации — 75%) и нефтепродуктов - ОАО «АК "Транснефтепродукт"» (доля Российской Федерации - 100%). Таким образом, новую организационную структуру нефтяного комплекса составляют вертикально интегрированные нефтяные компании, включающие все стадии (от разведки и добычи до переработки и сбыта) нефтяного бизнеса, а также компании по транспортировке нефти и нефтепродуктов.[11] Российская нефть требует глубокой очистки от серы, однако оборудование подобного рода есть не на всех заводах. Глубина нефтепереработки на отечественных НПЗ ныне не превышает 60%, тогда как в странах ОПЕК этот показатель составляет 85—95%, в индустриальных странах — до 90%. В последние годы НПЗ сокращают объем нефтепереработки и, следовательно, возрастает экспорт сырой нефти. А наши НПЗ начинают закупать импортную нефть (алжирскую, иранскую, венесуэльскую), отрасли-потребители нефтепродуктов увеличивают закупки нефтепродуктов из Восточной Европы. Северной Африки, Ближнего Востока. Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы Дальнего Востока. По нефтепроводу «Дружба» (начальный пункт — г. Альметьевск, Татария) нефть поставляется в Белоруссию, на Украину, в Польшу, Венгрию, Словакию, Чехию, Германию, а также в порт Вентспилс (Латвия) и на НПЗ г. Мажейкяй (Литва). Распад СССР осложнил использование трубопровода «Дружба». Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите ее через территорию Украины и Белоруссии. В последние годы загрузка нефтепровода составляет около 50% проектной. В связи с этим даже появилась возможность поставлять нефть в Германию и Австрию. Структура экспорта нефти нефтяными компаниями (НК) России, 2001 г.
Всего экспорт из России: 121.6 млн т. Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. В середине 90-х годов экспорт нефти из России в дальнее зарубежье (увеличился, несмотря на падение ее добычи в стране (150 млн т, 2001 г., включая транзит из стран СНГ). Сократилось внутреннее потребление нефти и поставки ее в страны СНГ. Экспорт нефти в дальнее зарубежье составляет сейчас не менее трети общего объема добычи. Наибольшую активность в новых проектах проявляет самая крупная российская нефтяная фирма «ЛУКойл». Например, в таких как: добыча нефти на азербайджанском шельфе Каспийского моря или на месторождении Тенгиз в Западном Казахстане, поскольку главная трудность в лих проектах — способ транспортировки нефти к морским терминалам через территорию России и других государств. На нефтяных топливных рынках России действуют и иностранные компании. Так, "РУСИА Петролиум" обладает лицензией Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Предварительная оценка подтверждает наличие огромных запасов газа в этом месторождении. Pacтет число желающих принять участие в его разработке. Значительную долю акции в проекте экспорта газа этого месторождения в Китай имеет иностранная компания «ВР-Amoco» (около 30%). Наши отечественные компании «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и Тюменская нефтяная компания (ТНК) также выразили желание приобрести акции и участвовать в проекте. По предварительным оценкам, объем инвестиций в него превысит 10 млрд долларов. «Роснефть» также собирается принять участие в проекте экспорта нефти в Китай (имеется ввиду строительство нефтепровода в КНР, предметный разговор о котором намечается на лето 2001 года). Основные рынки сбыта российской нефти (среди стран дальнего зарубежья) — это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта), Восточная Европа (четверть экспорта), страны Средиземноморья (Италия, Греция, Кипр, Турция, Болгария — около 20%), другие страны Западной Европы (Австрия. Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн), а также США и Канада.[12] 3. ПриложенияНЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
С 1995 г. - по данным бухгалтерской отчетности. ДОБЫЧА НЕФТИ (миллионов тонн)
ДОБЫЧА НЕФТИ, ВКЛЮЧАЯ ГАЗОВЫЙ КОНДЕНСАТ, ПО РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (тысяч тонн)
ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
С 1995 г. - по данным бухгалтерской отчетности. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (миллионов тонн)
Список использованной литературы1. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Московский лицей, 2003. – 288 с. 2. Багров Н.М., Трофимов Г.А., Андреев В.В. Основы отраслевых технологий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 251 с. 3. Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 368 с. 4. Российский статистический ежегодник. 2004 год. [1] Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Московский лицей, 2003. – стр. 70 [2] Багров Н.М., Трофимов Г.А., Андреев В.В. Основы отраслевых технологий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – стр. 224 [3] Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – стр.174 [4] Багров Н.М., Трофимов Г.А., Андреев В.В. Основы отраслевых технологий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – стр. 224 [5] Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Московский лицей, 2003. – стр. 72-73 [6] Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – стр.175-176 [7] Багров Н.М., Трофимов Г.А., Андреев В.В. Основы отраслевых технологий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – стр. 225 [8] Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – стр.171-184 [9] Багров Н.М., Трофимов Г.А., Андреев В.В. Основы отраслевых технологий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – стр. 227-231 [10] Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Московский лицей, 2003. – стр. 73-75 [11] Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – стр.182-183 [12] Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Московский лицей, 2003. – стр. 75-76 Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|